Эрике (Зои Дойч) ничего не стоит сделать минет первому встречному, если потом с подругами можно его шантажировать. Полученные с помощью таких махинаций деньги девушка копит на залог для сидящего в тюрьме отца, а живет с понимающей матерью и ее новым мужем. Ситуация, впрочем, осложняется, когда в ее жизни появляется пухлый сводный брат Люк (Джоуи Морган), проведший некоторое время в клинике из-за наркотической зависимости, но на то были веские основания. Живое, дерзкое, смешное, хорошо написанное и неглупое инди-кино, которое начинается как подростковая комедия, а заканчивается практически как «Бонни и Клайд». Несущий элемент всей конструкции — Зои Дойч, без ее харизмы этот фильм не был бы настолько магнетически прекрасным.
Супруги Макс и Энни (Джейсон Бейтман и Рейчел МакАдамс) — типичные кидалты. Они вечера напролет играют с друзьями в квизы, настолки и шарады — и даже планирование ребенка превращают в настоящий квест. Однажды друзья собираются поиграть с богатым и успешным братом Макса, Бруксом (Кайл Чандлер), с которым у того с детства идет непрерывное соперничество. Чтобы оживить вечеринку, Брукс заказывает свое похищение, однако в какой-то момент все идет не по плану. Максу, Энни и их друзьям предстоит разобраться, где заканчивается игра и начинается настоящий экшен-марафон с участием мафии и контрабандистов.
Комедия Джона Фрэнсиса Дейли и Джонатана Голдстайна (запомните этот дуэт!) понравится не только любителям поиграть в «Дженгу» или раскидать партию в «Монополию». Остроумные диалоги, гэги и курьезные ситуации развеселят даже тех, для кого «Манчкин» — порода котов (спасибо сценаристу Марку Перезу). Пересказывать сюжет не имеет смысла: гомерически смешная сцена извлечения пули, Джесси Племонс в роли соседа-маньяка-полицейского и очаровательный двойник Дензела Вашингтона говорят сами за себя. Стоит только сказать, что все сцены в этом фильме бьют в цель, живые персонажи вызывают не только смех, но и сопереживание, а сюжетный финт оказывается подготовкой к настоящему драматическому повороту. Однозначно — лучшая комедия года.
Злая комедия по мотивам жизни американской фигуристки Тони Хардинг (Марго Робби), которая в 90-х прославилась чередой неурядиц на чемпионатах и многочисленными скандалами. Например, однажды ее телохранитель сломал ногу конкурентке по катку, чтобы обеспечить Тоне место в олимпийской сборной. Была ли в этом замешана сама Тоня? До сих пор точно не известно, но фильм отвечает, что нет — и скорее живописует фигуристку как жертву обстоятельств, окруженную с одной стороны токсичной матерью (Эллисон Дженни), с другой — неуравновешенным мужем (Себастьян Стэн). И поскольку это не «Лед», закончится все крайне трагично.
Несмотря на наличие в картине Вергилия (или как его тут называют — Верджа (Бруно Ганц), новый фильм Ларса фон Триера — не божественная, а адская комедия; кровавый сеанс саморазоблачения. Вердж проводит маньяка Джека (Мэтт Диллон) по всем кругам ада, а тот рассказывает про пять инцидентов из своей убийственной практики. Как легко догадаться, Джек — это сам фон Триер, маньяк от искусства, который в этой ленте решил высказаться по всем наболевшим темам и свести счеты с кинокритиками. Собственно, в роли кинокритика тут выступает Вергилий, который настаивает на том, что Джек не художник, а всего лишь ремесленник. Разумеется, Джек убежден в обратном. «Я — художник! Я — художник!!» — вопит герой устами фон Триера. И это очень смешно.
Режиссер проходится по всем своим фобиям и девиациям. Издевается над собственным перфекционизмом (у Джека он проявляется в обсессивно-компульсивном расстройстве) и обвинениях в мизогинии (жертвами маньяка в основном становятся женщины). Такое подтрунивание над самим собой немного похоже на студенческий театральный капустник, но в итоге этот опыт становится очистительным — как для зрителя, так и для режиссера. Это мало похожего на раннего Триера (если уж на то пошло, на раннего Триера больше похож «Звоните ДиКаприо!»), это очень уютное, семейное кино. Идеальный фильм-завещание, в котором режиссер в ироничном ключе говорит о том, что если хочешь создать гезамткунстверк (то есть абсолютное произведение искусства), придется зайти в дверь, которая ведет прямо в ад.
Наполовину палп-мелодрама, наполовину очень черная комедия, чрезвычайно задорный полнометражный дебют режиссера Райана Прауза, чью фамилию стоит запомнить. Фильм состоит из четырех глав, хронологически и географически наползающих друг на друга: разные участники одной и той же лос-анджелесской истории передают друг другу эстафету, примерно как в «Криминальном чтиве». Среди них — мексиканский рестлер в маске, считающий себя потомственным защитником простого народа (а на деле работающий бандитской шестеркой), вчерашний зэк с вытатуированной свастикой на все лицо (он в итоге оказывается самым симпатичным персонажем), хозяйка грошового мотеля, которая ищет печень для своего мужа-алкоголика, беременная мулатка на героине и так далее. Все они связаны с долговязым вальяжным злодеем по прозвищу Мишка, который умудряется в одном месте продавать тако, держать подпольный (подземный, скорее) бордель и резать нелегальных иммигрантов на органы.
Это звучит как серьезно запоздавшее подражание Тарантино с Родригесом, но сходство, на самом деле, невелико. Прауз — скорее соратник С.Крейга Залера: человек, глубоко чувствующий как эстетику, так и этику B-movies и способный разговаривать на этом языке оригинально, остроумно, а когда надо, даже серьезно.
Режиссерский дебют безбашенного рэпера-коммуниста и радикального общественного активиста Бутса Райли со звездой «Атланты» Лейкитом Стэнфилдом и звездой всего чего только можно Тессой Томпсон в главных ролях. Парень по имени Кассиус Кэш Грин (в переводе «зеленый налик»), чтобы хоть как-то наладить жизнь, подается продавцом в телемаркетинг — и добивается огромных успехов, открыв в себе «белый голос» (этому лайфхаку его обучает старина Дэнни Гловер из «Смертельного оружия»). Однако, поднимаясь все выше по карьерной лестнице, Кэш отдаляется от друзей, затеявших забастовку, и своей девушки — радикальной современной художницы Детройт. Дальше — еще страшнее: ему в прямом смысле предстоит взглянуть в звериное лицо капитализма, делающего из людей (буквально) рабочих лошадей. За темную сторону в фильме отвечает красавчик Арми Хаммер, давящий из себя харизматичного злодея. Несмотря на простой, как три цента, сюжет, само кино сделано не без выдумки. Фильм Райли изобилует разными фишками вроде «контактных» телефонных разговоров, когда герой в буквальном смысле подсаживается к клиенту на унитаз. А расписанные стены и монологи героев изобилуют отсылками к поп-культуре и социальной повестке. Впрочем, именно это внимание к деталям играет с фильмом злую шутку. Ведь от сюжета тоже начинаешь ждать выдумки, которой в нем нет. Если воспринимать эту марксистскую прибаутку всерьез, она смотрится сегодня скучно и беззубо, а как пародия — слишком размытой и неконкретной. Впрочем, если у Райли и не получилось большое кино, то злой капустник вышел на ура: в нем есть и юношеский задор, и самобытный авторский стиль. Режиссеру точно есть куда расти.
Сатира на культуру социальных сетей, черная комедия про то, какая тоска скрывается за парадными фасадами инстаграм-профилей, — не слишком глубоко, может быть, зато актуально. Ингрид (Обри Плаза), одинокая, сердитая и несчастная девица с повадками социопата, так увлекается популярной блогершей (Элизабет Олсен), что обналичивает свое наследство и переезжает в Калифорнию, чтобы быть к ней поближе, — и до некоторой степени преуспевает. Режиссер-дебютант Мэтт Спайсер, вдохновлявшийся, вероятно, «Королем комедии» Скорсезе, выбрал для высмеивания достаточно беспомощных жертв, но его злость заразительна, а фантазии хватает на то, чтобы коллекция современных пороков и связанных с ними унижений смотрелась разнообразно. Обе актрисы восхитительны — особенно Плаза, у Олсен все же роль попроще. В любом случае такой фильм должен был появиться и мог получиться гораздо скучнее, но ему повезло.
Триллер — или черная комедия, если угодно, — про бессердечных старшеклассниц: почтенный поджанр, в котором режиссеру-дебютанту, драматургу по имени Кори Финли, удается сказать что-то если и не совсем новое, то оригинальное. Оливия Кук (из «Первому игроку приготовиться») и Аня Тейлор-Джой (из «Ведьмы») — девочки голубых кровей, выросшие рядом в особняках Новой Англии. Одна из них — социопат со справкой, только что зарезавшая собственную лошадь (в порядке эвтаназии, впрочем). Вторая производит впечатление отличницы, как выяснится, бесконечно обманчивое. Есть еще два важных персонажа — противный отчим одной из подруг и начинающий драгдилер в исполнении Антона Ельчина (предпоследняя его роль), — но в общем-то почти весь фильм, сперва задуманный как театральная пьеса, это психологический спарринг девушек. Обе актрисы играют превосходно, диалоги написаны с дьявольским остроумием, а от длинных плавных планов, которые предпочитает Финли, кровь стынет в жилах. Пожалуй, фильм вышел даже слишком элегантным, слишком чистеньким, слишком довольным своими парадоксами, но в любом случае это чрезвычайно эффектная работа.
Один из самых громких американских инди-хитов этого года, любимец кинокритиков и французов, победитель нескольких не последних фестивалей, в том числе SXSW. Режиссер Джим Каммингс сделал его, как часто бывает в этой нише, на основе своей короткометражки, получившей приз на «Сандэнсе». Он сам играет главную роль молодого полицейского, который после смерти матери стремительно слетает с катушек. Каммингс не боится ходить с козырей, и первая сцена — вероятно, лучшая (она, собственно, и составляла короткометражку): снятый одним десятиминутным планом эпизод, в котором герой пытается произнести речь у гроба; совершенно блистательная актерская работа, трагикомический поток сознания, который должен (но не может) завершиться песней Брюса Спрингстина. В принципе, дальше можно и не смотреть: автор развивает историю скорее в стороны, чем вперед, фильм выглядит сыровато и не лишен прискорбных санденсовских клише. Но терпеливые будут вознаграждены еще одним мощным монологом (даже со стриптизом), парой отличных диалогов (скажем, сцена в учительской) и в целом обществом замечательно живого героя, безусловно неприятного и в то же время бесконечно симпатичного.
С детства Дакс (Робби Кей) любил смотреть со своей матерью ужастики. И даже после того, как маньяк заколол ее у мальчика на глазах, он не отвернулся от хорроров. Его заветная мечта попасть на Blood Fest — что-то среднее между гик-конвентом и фестивалем «Нашествие». Однажды мечта воплощается в явь: Робби с друзьями попадает на закрытое мероприятие, но довольно быстро становится понятно, что его организатор — маньяк, который задумал устроить из вечеринки кровавую баню. «Кровавый фестиваль» (не путать с «Хэллфестом»!) играет по тем же правилам, что и великие «Последние девушки»: это развеселый мета-хоррор, герои которого как бы попадают в фильм ужасов — и только знание законов жанра может уберечь их от неминуемой смерти. Но, как и в случае «Последних девушек», «Кровавый фестиваль» в финале оборачивается душещипательной семейной драмой про непростые взаимоотношения отцов и детей, в которых на самом деле больше грусти, чем ужаса.
Отпетый ловелас капитан Невиль (Жан Дюжарден) отправляется воевать с австрийцами за Наполеона и божится посылать весточки своей пассии Полин (Ноэми Мерлан). Проходит время, но от Невиля ни слуху ни духу — и тогда сестра Полин, Элизабет (Мелани Лоран), решает выступить в жанре Сирано де Бержерака: писать письма от лица возлюбленного. В конце концов она решает похоронить Невиля, не ожидая, впрочем, что в один прекрасный день он все-таки объявится и спутает ей все карты. Остроумная костюмированная комедия Лорана Тирара, в которой прагматик сталкивается с романтической особой, навыдумавшей про него всяких захватывающих историй, — и теперь им вдвоем надо расхлебывать эту кашу. Такую очаровательную пьесу, построенную на трении между низменным и возвышенным, разумом и чувствами, вполне мог бы написать Мольер — и Тиран (к слову, режиссер славного байопика «Мольер»), конечно же, вдохновлялся творчеством великого французского драматурга при работе над этой картиной.
После смерти отца семейства Пирсов их дом покинул дух Рождества. Мать (Кимберли Уилльямс-Пейсли) все время пропадает на работе в больнице, а двое детей предоставлены сами себе. В то время как Тедди (Джуда Льюис) угоняет машины, его младшая сестра Кейт (Дарби Кэмп) хочет помочь брату сойти со скользкой дорожки — и провести с ним Рождество. Стоит сказать, что этот праздник подростки не забудут никогда. Им предстоит помочь Санта-Клаусу (Курт Расселл), который потерпел крушение на волшебных санях во время выполнения поздравительной миссии.
Новогодний хит Neflix (20 миллионов зрителей!) берет старый зачин всех фильмов про Рождество, в которых что-то пошло не так, и насыщает его разными курьезными, как правило, технологическими деталями. Кейт снимает все происходящее на видеокамеру, так что даже становится странно, что картина не сделана в жанре found footage (Санта и его олени здесь такая же диковинка, как монстр в «Монстро»). Поскольку никто в Клауса не верит, его появление среди людей превращается в отдельный аттракцион. В какой-то момент героя Курта Расселла даже сажают в тюрьму, где он сколачивает свой музыкальный бэнд и голосит на всю камеру песни, давая повод вспомнить, что актер когда-то играл Элвиса Пресли в байопике Джона Карпентера. Еще будут грандиозная погоня с участием оленей, путешествие в мешок с подарками и явление миссис Клаус. Из таких вот забавных виньеток и состоит весь фильм — отличное семейное и приключенческое кино, в титрах которого (как выясняется, не зря) стоит фамилия Криса Коламбуса.
Фартовый стрелок Бастер Скрагс (Тим Блейк Нельсон) думал, что удача будет любить его всегда, но нет. Грабитель банков (Джеймс Франко) напоролся не на того клерка. Возрастной старатель (Том Уэйтс) изрыл долину в поисках самородка, однако оказалось, что золото нужно не только ему. Неприятный импресарио (Лиам Нисон) почем зря эксплуатировал калеку-актера (Гарри Меллинг, Дадли из «Гарри Поттера»), пока не нашел курицу, несущую золотые яйца. Кисейная барышня (Зои Казан) оказалась не приспособлена к жизни, когда ее брат отдал концы в обозе переселенцев, следующем в Орегон. Несколько незнакомцев ехали в одном дилижансе в форт Морган — и по ходу путешествия узнали много интересного друг о друге.
Новый фильм братьев Коэн состоит из нескольких не переплетающихся между собой новелл. Какие-то из них уморительные, какие-то — остроумные, а какие-то — по-настоящему лютые. Объединяет их только одно: все они рассказаны с неизменной сардонической усмешкой. Из этого пестрого коллажа можно было бы, наверное, сделать какой-то универсальный вывод о человеческой природе, но братья к этому не стремятся, ограничиваясь сатирой и юмором. Альманаху Коэнов не хватает целостности, как, наверное, и самой жизни, которая привыкла выступать в самых разных жанрах; и если из этого фильма и можно сделать какой-то вывод, то только в форме мема: каждый раз, когда думаешь, что все налаживается, — не спеши радоваться, это просто жизнь перезаряжает ружье.
Другие братья, Зеллнер, предыдущая работа которых («Кумико — охотница за сокровищами») была вольным сиквелом «Фарго», в этом году тоже отметились вестерном — но совершенно необычным. Сэмюэль (Роберт Паттинсон) в компании лжепроповедника (Дэвид Зеллнер) колесит по западному побережью США, чтобы спасти свою возлюбленную Пенелопу (Миа Васиковска), подарить ей пони Баттерскота и предложить руку и сердца. Однако все оказывается не так, как представлялось нам с самого начала. В фильме наличествует много абсурдных ситуаций, заставляющих вспомнить пьесы Сэма Беккета, и висельнического юмора, роднящего его с картинами Коэнов. Но еще у Зеллнеров есть своя неповторимая интонация, которая превращает их кино в ни на что не похожее профеминистское высказывание о девушке, которую не надо спасать.
Когда между Аней (Александра Бортич) и ее возлюбленным Женей (Роман Курцын) встает еда, девушка решает похудеть, чтобы вернуть бойфренда. В этом ей помогает подруга (Ирина Горбачева) и пухлый ухажер (Евгений Кулик). Полнометражный дебют режиссера сериала «Ольга» и грядущего ремейка итальянского хита «Идеальные незнакомцы» («Громкая связь») Алексея Нужного. Нестыдная отечественная боди-позитив-комедия, которая в этом году сорвала джекпот на 8 Марта — и совершенно заслуженно. Это для фестиваля американского независимого кино «Сандэнс» такие фильмы завсегдатаи, для российского проката — редкие гости. Поэтому совершенно не удивительно, что отечественные зрители проголосовали за эту картину сердцем и рублем. Там есть, что полюбить.