Редкий пример спектакля для подростков, где наряду с художественной составляющей чрезвычайно важна попытка с помощью театра откликнуться на ту или иную социальную проблему. Ио Вулгараки сделала спектакль о гиперопеке для тинейджеров и их мам. Анна и ее шестилетний сын, рожденный от брака с людоедом, сознательно асоциально живут в лесу. Первый же день в обычной школе удивляет не по годам рослого мальчика не только наличием в жизни мяса и красного цвета, но и существованием в мире других людей.
Первый в России спектакль, который полноценно могут воспринимать зрители в отсутствии зрения. В ход идут слух, обоняние, тактильные ощущения и даже вкус. Звучит магический текст Гоголя, переходящий в пение или шепот, где-то рядом дует ветер, а за столом можно отведать теплую картошку. Так режиссер Каролина Жерните с помощью эксперимента бережно сохраняет не только слово, но и атмосферу автора.
Режиссер Като Чато поставила спектакль без слов, вернее, на выдуманном языке, в котором роли исполняют не только куклы, но и предметы. Огромный нож-тесак станет воплощением домашней хозяйки, которая должна приготовить на обед заглавную героиню, а учитель в виде настольной лампы никак не может втолковать стеснительному мальчику, сколько будет 1 + 1. Подземный мир в этом камерном спектакле — крошечный островок знаний, где уходящие натуры обитают в окружении книг и старинного патефона.
Французский режиссер предложил авангардный вариант прочтения текста Гоголя. Всю фантасмагорию разыгрывают панки — в черных кожаных костюмах с тяжелыми металлическими заклепками, с изощренными тату и цветными ирокезами на головах. Куклы на сцене столь же непривычны для московских зрителей. Вместе с исполнителями они предстают своеобразными кентаврами, и в какие-то моменты актер ведет диалог с куклой, которой сам же и управляет.
Неожиданный для московского театрального пространства камерный спектакль, родившийся после итальянского сезона фестиваля «Гаврош». Приглашенная из Пармы постановочная команда повторила свой спектакль. Мама, папа и дочь — на первый взгляд, дружная семья, чья повседневная жизнь, конечно, уютна, но доведена до полного автоматизма: завтрак, газета, уроки, завтрак, газета, уроки. У них все хор ошо, но можно ли назвать это счастьем?
Здесь артисты летают над сценой, как по сюжету и полагается их персонажам, это захватывающе. Хотя на самом деле герои спектакля не покидают детскую комнату, которая с помощью воображения превращается в далекий остров, где потерянные мальчики под предводительством Питера Пэна противостоят капитану Крюку. К слову, и героя, и антигероя играет один актер — Сергей Белов. Режиссер говорит о том, что бывают дети, которые не хотят взрослеть, а бывают дети, которые как будто уже родились взрослыми — так в спектакле себя ведет девочка по имени Венди Мойра Анджела Дарлинг.
Признанные классики европейской драматургии XVIII века любили писать сказки, где действуют находчивые молодые люди по имени Арлекин, в лесах живут влюбленные феи, а искренние взаимные чувства оказываются сильнее даже продвинутой магии. Молодой режиссер Тома Жолли, обращаясь к тексту Мариво, помнит об условностях старинного театра и чувствует ритмы современной жизни, поэтому у него получилось камерное, но яркое зрелище, в котором зрителю предложено испытать различные сильные эмоции — от умиления до страха.
Пушкин в этом спектакле носит рыжий парик и болтает ножками, сидя на дубу выше ученого кота. Он иронично комментирует происходящее, то разъезжая в красном кабриолете вместо корабельщиков, то мгновенно стареет, делясь с публикой малоизвестной «Сказкой о Медведихе». Спектакль — повод посмотреть на заученные с малолетства стихи свежим взглядом зарубежного режиссера-визионера.
Этот спектакль не поставлен зарубежным режиссером, он ему посвящен. Пусть белые шарики и карнавальные маски зверей в прологе спектакля не введут вас в заблуждение, их цель – всего лишь спародировать штампы плохого театра для детей, а сама постановка посвящена голландскому актеру и сказочнику Рею Нусселяйну. Две актрисы будут говорить с детьми о главном — о слезинке и улыбке, и даже о смерти. Но финал, конечно, жизнеутверждающий, ведь и слезинки бывают самые разные — от быстрой езды на велосипеде, например.