Обычно постановщики переносят действие классических произведений в наши дни, Ольга Лапина, напротив, помещает современную сказку, речь в которой идет о стране, где каждое слово, прежде чем произнести, надо купить по немалой цене, в атмосферу 20-х годов прошлого века. Интонация зачастую важнее прямого значения сказанного, и поэтому актеры играют кого-то среднего между клоунами и мимами — с набеленными лицами, характерными деталями костюмов и причесок, эксцентричной пластикой.
Трогательный рассказ Куприна стал поводом для спектакля, где нет прямой речи, а только изредка звучат слова от автора. Здесь куклы и актеры в масках представят не только историю всемогущей отцовской любви, но и признаются в своих самых искренних чувствах Петербургу начала прошлого века, где в любую секунду могут ожить сфинксы и львы. Важным местом действия станет старый цирк Чинизелли, в котором выступал сам Гудини с удивительными фокусами, в том числе с исчезновением слона в натуральную величину.
Бессюжетную и почти бессловесную историю разыгрывает трио увлеченных актеров в ролях художников. На «холстах» оживают теневые куклы. Каждая краска провоцирует их на создание той или иной сцены, связанной ассоциативно с выбранным цветом. Например, желтая — это солнечные зайчики, а зеленая — лягушки. Но самая интересная фантазия навеяна фиолетовым, в ней тема природы уступает место городским сновидениям, среди героев которых — вызывающий неподдельное удивление огромный облачный слон.
Режиссер Эва Пиотровская из Польши поставила с российским дуэтом по мотивам «Золушки» не просто сказку для детей. Взрослые заметят, что в финале не каждый мужчина решиться на предложение. Дети будут увлечены игрой обычных на первый взгляд флакончиков и кувшинчиков, которые без текста — сюжет все и так знают — превратятся в благородных особ и расскажут историю дворцового бала, и у кукол хеппи-энд будет обязательно.
В этой трактовке не звучит ни одно слово Гоголя, в нем вообще нет слов. Режиссер Сергей Землянский известен тем, что переводит литературу в пластику. Всего за полтора часа актеры в танце передадут одновременно сатирический и лирический сюжет о жизни людей в провинциальном городе, где они обитают со своими слабостями и надеждами.
Квартет композиторов — Вивальди, Гайдн, Чайковский и Пьяццола. Квартет исполнительниц. Четыре стихии и четыре времени года. Пространство преображается с каждым новым произведением — здесь и тени, и анимация, и бережно воссозданные костюмы позапрошлого века, и авангардные формы и линии. Актрисы поют исключительно вокализы, и от этого начинает работать зрительская фантазия, связывая воедино их человеческие отношения и стремительно-неровное течение времени.
В просторном светлом пространстве на равных с медитативной ритмичной музыкой и парящей тканью важнейшую роль играет вынесенное в название угощение. И это не просто плитка или батончик в брендовой обертке. Оказалось, что в жидком состоянии его можно не только пить, но и использовать для рисования вместо красок. Исполнители для своего импровизированного творчества выбирают тему четырех стихий, зрители же свободны в выборе сюжетов для своих «сладких» картин.