Юрий Норштейн («Ежик в тумане», «Сказка сказок») начал работать над «Шинелью» в 1981 году. За это время карта мира изменилась до неузнаваемости, на смену рисованной анимации пришла компьютерная и трехмерная, помимо студии «Дисней» появились такие крупные игроки, как Pixar, DreamWorks Animation и Blue Sky Studios, а мастер с завидным упорством (и длительными перерывами) продолжает работать в кукольной и перекладочной технике над экранизацией повести Н.В.Гоголя, которую считает такой же важной частью литературы, как любой отрывок из Библии. Эта рукотворность и авторская бескомпромиссность, конечно, делают «Шинель» уникальным проектом (в игровом кино с ним может сравниться разве что только «Трудно быть богом» Алексея Германа-старшего). За свой перфекционизм Норштейн получил прозвище «Золотая улитка». Будет ли когда-нибудь мультфильм закончен — неясно: на данный момент из запланированного часового хронометража готово чуть больше 20 минут, составить впечатление о которых можно здесь. Несомненно другое: «Шинель» уже вошла в историю мировой анимации как самый долго снимающийся мультфильм, побив тем самым рекорд «Вора и сапожника».
Протоверсия диснеевского «Аладдина», работа над которой началась в 1964 году. Изначально режиссер Ричард Уилльямс — автор оскароносной короткометражки «Рождественская песня» — хотел снять мультфильм о герое восточного фольклора Ходже Насреддине, так как обожал арабские сказки. Однако позднее эта идея трансформировалась в историю мальчишки-оборванца, красивой принцессы, недалекого султана и его коварного визиря. То есть в мультфильме есть все типажи из «Аладдина», за исключением удивительного персонажа вора, который живет как будто бы отдельной жизнью и ни с кем не разговаривает (его раскрытие происходит через внутренние умопомрачительные монологи), однако именно он выступает катализатором сюжета.
Уилльямс долгое время не мог найти финансирование под этот проект, однако дело сдвинулось с мертвой точки, когда впечатленный работой аниматора Роберт Земекис в 1980-е не позвал его на съемки «Кто подставил кролика Роджера?». Уилльямс в этом фильме отвечал за спецэффекты — и за них в итоге получил свой второй «Оскар». Следом был подписан контракт на производство «Вора и сапожника» со студией Warner Bros. Однако работа над мультфильмом из-за перфекционизма режиссера затянулась, а права на него в конце концов были отобраны студией. Сценарий был переписан, переозвучены почти все герои, написаны песни и доснято множество сцен, после чего картина, переименованная в «Принцессу и сапожника», в 1993 году наконец вышла на экраны, но только в Австралии и ЮАР. Однако эта версия не стало окончательной: спустя пару лет студия Miramax Family Films, несколько урезав мультфильм, выпустила его в США под названием «Арабский рыцарь» («Arabian Knight», игра слов: night — это ночь, а knight — рыцарь). И только спустя десять лет кинолюбителем из Лос-Анджелеса была смонтирована версия, близкая к режиссерской, — ее последний вариант вышел в 2013 году. Уилльямс затем написал книгу «Набор выживания для аниматора», а «Вор и сапожник» до сих пор остается одним из самых удивительных долгостроев в истории мультипликации.
Еще один отечественный долгострой: полнометражная кукольная анимация про великого немецкого сказочника Э.-Т.-А.Гофмана, который живет сразу в двух мирах (реальном и своих фантазий), снималась на протяжении почти двадцати лет. Работа над мультфильмом Станислава Соколова началась в 2001 году, однако из-за многочисленных трудностей на студии «Союзмультфильм» она все время стопорилась. Не облегчали себе задачу и аниматоры, которые отказались от компьютерной графики в пользу традиционной кукольной анимации. За это время из проекта успел уйти, разочаровавшись в нем, художник Михаил Шемякин, а сам мультфильм стал притчей во языцех. Тем не менее «Гофманиада» все-таки выходит — и работа над ней была проделана колоссальная: в итоговом варианте участвует более 150 кукол, некоторые из них появляются на экране всего лишь на несколько секунд. Это самый большой мультфильм студии «Союзмультфильм» со времени распада Советского Союза.
Конечно же, создатели мультсериала (которому в следующем году стукнет 30 лет) задумались о полнометражной картине давно, но выпустить ее они смогли только в 2007 году. Тому предшествовали почти десять лет изнурительной работы, которая шла над фильмом параллельно со съемками сериала. Как итог — 160 версий сценария, одиннадцать имен сценаристов на титрах и феном енальный кассовый успех. При бюджете в $57 000 000 картина собрала более полумиллиарда долларов в прокате.
Работа над «Спящей красавицей» в студии «Дисней» началась в 1950 году, но к написанию сценария приступили только через год — кстати, первоначальный вариант сильно отличался от итогового. Принцесса Аврора, как и Жасмин, томилась в замке и никуда из него не выходила, а добрые феи обладали скиллом, соответствующим их именам: Флора управляла природой, Фауна — животным миром, а Мэривеза — погодой. Перед сценаристами стояла задача, чтобы Аврора не была похожа на Белоснежку и Золушку, а перед аниматорами — чтобы «Спящая красавица» визуально отличалась от предыдущих мультфильмов «Диснея». Поэтому ее оформление и дизайн персонажей (которых тогда срисовывали с живых актеров) не такие, как в других работах студии. Картина вышла в 1959 году и для своего времени стала прорывной.
Рапунцель стала первой трехмерной принцессой студии «Дисней» — и первой принцессой со столь богатой шевелюрой (длина ее волос больше 20 метров). Стоит ли говорить, что при работе над сотней тысяч локонов девушки даже пришлось создать специальную программу Dynamic Wires, — а один из компьютерных инженеров Келли Уорд затем защитила диссертацию по анимации волос. Помимо прически также немало сил ушло на сцену с фонариками и на массовку на городской площади — так что неудивительно, что производство мультфильма заняло столько времени.
Пит Доктер начал работать над «Головоломкой» в 2010 году, когда его дочери исполнилось одиннадцать и она, по словам режиссера, вступила на путь взросления. Чтобы рассказать историю девочки Райли, с которой в фильме происходит то же самое, команде сотрудников студии Pixar пришлось изрядно поломать голову. В первых версиях сценария за разум Райли боролись Надежда, Зависть, Скука, Злорадство и Гордость (их в итоге сменили Страх, Радость, Печаль, Гнев и Отвращение), а Радость отправлялась в путешествие по нижним уровням сознания девочки в компании Страха, а не Печали. Но главным достижением Доктера стало решение все переиграть — и сделать так, чтобы Радость разыграла душевный броманс с Печалью. Киноакадемики (и не только они) этот жест оценили. Мультфильм вышел в 2015 году и получил премию «Оскар».
Короткометражка про трагедию пожилого шерифа, которую сотрудники студии Pixar Эндрю Коутс и Лу Хаму-Лхадж снимали в течение пяти лет в свободное от работы и других удручающих обстоятельств время. Именно поэтому ее производство так затянулось, но результат стоил того: за шесть минут зрители успевают пережить с главным героем все его эмоции.