Москва
22 мая 2024

13 новых фем-хорроров, от которых кровь стынет в жилах

Евгений Ткачёв
На Каннском кинофестивале показали боди-хоррор «Вещество» Корали Фаржа. Поскольку фем-хорроров сейчас стало очень много, «Афиша» решила рассказать про самые свежие из них.
Ужас на 61-й улице
2021, Детектив
Две студентки тревожат дух миллиардера-педофила Джеффри Эпштейна

Полулюбительский хоррор с прошедшего Берлинале, который поставила соведущая неполиткорректного подкаста «Красная угроза» Даша Некрасова (родом из Минска). Начинается все в духе какого-нибудь «Ребенка Розмари»: две студентки (одна начинающая актриса) заселяются в квартиру в центре Нью-Йорка, которая раньше вроде бы принадлежала покончившему с собой миллиардеру-педофилу Джеффри Эпштейну. По крайней мере, об этом девицам с порога заявляет блондинка (сама Даша Некрасова), ведущая расследование его загадочной смерти. Дальше — больше: кажется, дух Эпштейна так и не покинул это место. Он вселяется в одну из девушек, в то время как в другую вселяется дух его 13-летней жертвы, после чего та начинает творить всякие непотребства: в частности, мастурбировать на британскую королевскую семью. Сначала это безумие выглядит весело, потом странно, а в финале страшно жутко, ведь где-то под всей этой дурашливой DIY-эстетикой прячется настоящий ужас, снятый на 16-миллиметровую пленку. Врать не будем: это достаточно криповое кино, но оно, как говорится, производит впечатление — особенно своей пижонской, даже, можно сказать, нахальной интонацией. Кстати, не будет лишним сказать, что картина закончится в духе «С широко закрытыми глазами».

Проклятие ведьмы
2021, Исторический
Исторический хоррор Нила Маршалла о женщине, обвиненной в ведьмовстве

После провалившегося перезапуска «Хеллбоя» культовый британский жанровый режиссер Нил Маршалл, проведший целое десятилетие на телевидении (это он снимал битву при Черноводной в «Игре престолов», избранные серии «Ганнибала», «Черных парусов», «Константина» и «Мира Дикого Запада»), решил поставить что-то маленькое и для души — то есть что-то очень страшное. Несмотря на то, что действие его нового хоррора происходит в XVIII веке, материал, лежащий в его основе, донельзя актуальный: чума (читай: самоизоляция) и охота на ведьм (читай: готовый манифест для girl power). По сюжету после смерти мужа красавицу Грейс (Шарлотта Кирк) с младенцем на руках обвиняют в ведовстве. В распространении слухов постарался скверный сквайр, которой жаждал переспать с девушкой, но она дала ему от ворот поворот. Теперь Грейс предстоит стерпеть все пытки жестокого инквизитора Мооркрофта (Шон Пертуи), но если он истязает только ее плоть, то появляющийся (возможно, лишь в галлюцинациях) Князь тьмы — душу. Было бы несправедливо обвинять режиссера в том, что он проехался верхом на популярной теме: все-таки Маршалл проверял на прочность женское сестринство в «Спуске» (так же, как и мужское братство в «Псах-воинах») задолго до того, как это стало мейнстримом. Плюс у него в «Судном дне» главной героиней была круто сваренная Рона Митра. Скорее следует сказать, что Маршалл использует жанровую форму для того, чтобы с помощью дремучего Средневековья (так нагляднее) бичем пройтись по всем болевым точкам нашего времени — при этом, как и раньше, он берет не идеями, а исполнением. Не стоит ждать от «Проклятия ведьмы» тщательной реконструкции в духе Роберта Эггерса: это простое, как жгут, но такое же удушающее кино, в котором враг назван в лицо, а метод борьбы с ним выбран заранее. Не сбавляя оборотов на протяжении всех полутора часов, Маршалл не только по капле выдавливает из главных героев кровь, но и из Грейс — раба. В конце нас ждет переродившаяся, эмансипированная героиня, готовая сражаться огнем и мечом с мировым патриархатом.

Я виню общество
2020, Триллер
Снятый на коленке комедийный хоррор про режиссерку, которая начинает убивать людей

Что-то из разряда курьезов, но обаятельных: начинающая режиссерка Джиллиан (Джиллиан Уоллес Хорват) никак не может поставить фильм, а еще ей не нравится подруга ее хорошего друга Чейза (Чейз Уилльямсон, соавтор сценария) и вскоре она понимает, что для съемок кино ей нужны такие же навыки, как и для убийства, — и уходит вразнос. Это низкобюджетный, но довольно остроумный DIY-хоррор, который не просто не обходит стороной фем-повестку, а безжалостно смеется над ней. Хорват играет карикатурную «сильную женщину», в которой просыпается жажда крови из-за отсутствия самореализации и, как ей кажется, несправедливости мира. Для того чтобы понять, что между условным «режиссером» и условным «серийным убийцей» достаточно много общего, не надо посещать съемочную площадку: обоих роднит маниакальность, по которой Хорват проходится паровым катком. Однако в ее дешевой, гротескной эстетике спрятана не только сатира, но и настоящий ужас: в лучшие моменты «Я виню общество» похож на незабываемого «Генри: портрет серийного убийцы», убедительно показавшего обыденность зла.

6.6
Реинкарнация: Пришествие дьявола
2021, Ужасы
Пенсионеры пытаются воскресить внука, но случайно призывают сатану

Удивительная смесь «Ребенка Розмари» и «Изгоняющего дьявола»: пожилая семейная пара (Шейла МакКарти и Джулиан Ричингс) похищает беременную девушку (Константина Мантелос), чтобы с помощью дьявольских сил вернуть своего погибшего внука — Джексона (Дэкстон Уилльям Ланд). Собственно, в оригинале фильм так и называется — «Все ради Джексона», а «Реинкарнация» — это придумка российских прокатчиков. Впрочем, заметим, что хоррор Джастина Дж.Дика такой же жуткий, как и фильм Ари Астера, хоть и начинается как черная комедия, в духе, опять же, астеровского «Солнцестояния». Отчаявшиеся старики неловко пытаются провести сатанинский ритуал с помощью «Некрокомина», но поскольку им фатально не везет, а сами они похожи на коэновских чудиков, то просят помочь дружественного рыжего бородача из секты по интересам, который оказывается конченым отморозком и поклонником хеви-метала. Дальнейшее, как говорится, неописуемо. Злыми (и особенно добрыми) поступками вымощена дорога в ад: герои вызовут на свои головы такие силы, что их дом содрогнется от ада. Кстати, в финале «Джексон» становится похож на преступно недооцененную «Песнь дьявола» (тоже про вызов демонов), за тем, конечно, исключением, что закончится он несоизмеримо жестче.

Кто-нибудь видел мою девчонку?
2021, Драма
История любви питерского кинокритика Сергея Добротворского и его жены Карины в исполнении Александра Горчилина и Ани Чиповской

Не мелодрама, а самый настоящий хоррор — новая картина Ангелины Никоновой («Портрет в сумерках», «Велкам хом») снята по мемуарам Карины Добротворской «Кто-нибудь видел мою девчонку? 100 писем к Сереже». Это книга посвящена непростым отношениям Карины с ее мужем, легендарным питерским кинокритиком Сергеем Добротворским. В фильме Карину, правда, зовут Кира (ее играют Аня Чиповская и Виктория Исакова), Добротворского — Добровольский (Александр Горчилин), а газету, в которой он публикуется, не «Коммерсант», а «Финансист» (ха-ха). То есть перед нами как бы история из параллельной реальности, в которой богемная и интеллектуальная пара ссорится, мирится, не может завести ребенка, а затем расстается, но даже спустя 17 лет Кира не может забыть возлюбленного, поэтому находит молодого любовника (Юрий Борисов), похожего на него. Главное — совершенно непонятно, зачем нужно это кино? Собственно, это и не фильм, а какой-то караван историй. Не история любви, как настойчиво твердят создатели картины, а история абьюза в самых страшных гетеронормативных отношениях. Ужасно написанная, сыгранная и поставленная. Видно, что этому скрюченному голему очень трудно передвигаться, поэтому он перемещается с помощью «костылей» — закадрового голоса Виктории Исаковой (то есть здесь нарушено первое правило кино: не рассказывать, а показывать). Еще картина может похвастаться, пожалуй, худшей репрезентацией кинокритиков в истории мирового кинематографа (коллеги со мной согласятся). Сергей Добротворский — киновед, философ, мыслитель, но никак не Александр Горчилин, который играет его бледную копию (при всем уважении к Александру). Вообще, в картине все выглядит настолько фальшивым, что начинаешь сомневаться, а действительно ли первая работа Никоновой, «Портрет в сумерках», — хороший фильм. И что произошло с режиссеркой после пилота сериала «4:59»? Много, слишком много неудобных вопросов повисает в воздухе. С уверенностью можно сказать только одно: этого фильма могло бы не быть. И лучше бы его, наверное, не было.

Везучая
2020, Фэнтези
Каждую ночь за женщиной приходит убийца

Мэй (Бри Грант из «После полуночи», она же авторка сценария) пишет коучерские книги по саморазвитию. Кажется, у нее есть все: любимая работа, дом, заботливый муж (Дхрув Сингх), только вот она никак не может получить аванс за новую книгу, а еще по ночам к ней пробирается убийца в маске. Но больше всего Мэй пугает не он, а то, как буднично на это событие реагирует супруг: «А, это тот, кто постоянно пытается тебя убить». Феминистский хоррор Наташи Кермани («Вдребезги», «Имитация девушки») не просто слешер, а по-настоящему серьезная работа, которая развивается не столько по законам психологического триллера, сколько предрассветного кошмара. В обычную жизнь оказывается впрыснута изрядная унция кафкианщины, после чего существование женщины превращается в настоящий ад. Убийца в маске, приходящий по ночам, сначала похож на монстра из «После полуночи», который терроризировал славного реднека в исполнении Джереми Гарднера, и кажется, что это аллегория грехов, которые Мэй тащит в дом вместо того, чтобы оставить их на пороге, но потом ставки резко идут вверх, и маньяк превращается в универсальную фигуру абьюзера, метафору мирового патриархата, которая не дает женщинам спокойно жить. «Я — это все мужчины, которые не дают тебе жить», — как бы говорит фигура таинственного незнакомца, и с этим трудно не согласиться.

Убийственная мода
2020, Комедия
Последние времена настают, ибо штаны начинают убивать

Маленький симпатичный канадский ужастик и всего лишь второй фильм Эльзы Кефарт («Кладбище живых») — несколько перехваленный, но, надо признать, эффектный. По сюжету юная Либби (Романа Денис) устраивается на работу мечты — в магазин одежды марки CCC. Пока она жадными глазами неофитки пожирает все вокруг (очень понятное для 20-летних чувство), а персонал готовится к приезду топовой, но крайне неприятной фешен-блогерки и завтрашней презентации новой коллекции, разумные джинсы начинают пожирать сотрудников отдела. Начавшись как любительский хоррор (и оставаясь им до самого конца), ближе к финалу картина превращается не только в сатиру на консюмеризм, но и в пасквиль на звериный оскал капитализма и неэтичные корпорации, все богатства которых не стоят и слезинки (индийского) ребенка. А, ну и да — главным злодеем, конечно же, окажутся не джинсы, а белый мужчина-карьерист. Еще есть пара смешных шуток про болливудские песни и индийские языки. Финал жуткий.

Жажда крови
2020, Триллер
«Все мои волки делают «ауф!»

Канадский ужастик, тематически перекликающийся с французским хоррором «Сырое» Джулии Дюкорно (у них даже постеры похожи!): девушку-вегетарианку непреодолимо тянет к мясу. Только вот у Амелии Мозес это не студентка ветеринарной школы, а популярная инди-певица, лесбиянка Грей (Лорен Битти), которая готовится к записи второго альбома, поэтому несколько мандражирует. Чтобы все прошло успешно, она вместе со своей подругой, художницей Чарли (Кэтрин Кинг), едет в глушь к саунд-продюсеру Вону Дэниелсу (Грег Брик), который должен помочь ей с работой над пластинкой (и который, говорят, убил свою жену). По дороге девушки раздавят зайца — и это, несомненно, станет дурным предзнаменованием. Песни и сценарий к фильму написала канадская певица Лоуэлл. Песни чудо как хороши, а вот сценарий — не очень: в финале все сведется к банальной ликантропии, а отношения саунд-продюсера и певицы — к метафоре тирана-демиурга и беззащитной музы: впрочем, не такой уж беззащитной. Однако у фильма есть своя интонация, и вайб (жуткий), и прекрасная главная героиня, которая обнаруживает в себе животное, волчье начало. В общем, это не бог весть какое высказывание, но мяса в нем хватает (а также в качестве приятного бонуса и талисмана всех канадских хоррормейкеров ненадолго появится великий Майкл Айронсайд).

Увиденное и услышанное
2021, Детектив
Аманда Сейфрид переезжает в проклятый дом

Конец 1970-х, страдающая пищевым расстройством Кэтрин (Аманда Сейфрид) вместе с мужем-преподавателем (Джеймс Нортон) и четырехлетней дочерью (Ана София Хегер) переезжает в маленький городок, в дом, где до этого отцом семейства было совершено жесточайшее убийство своих родных. Вскоре дом заговорит с новыми жильцами, но Кэтрин не хватит прозорливости внять его предостережениям. Кажется, что нечто подобное мы уже видели по миллиону раз (в том числе недавно с самой Сейфрид) и режиссерский дуэт Берман — Пульчини, разумеется, не открывает Америку. Однако у фильма такой замечательный актерский состав (Наталия Дайер! Риа Сихорн!! Карен Аллен!!! Ф.Мюррей Абрахам!!!!), что хочется дать ему шанс. И стоит это сделать, как картина потихоньку начинает сиять. За Сейфрид (которая в последнее время набрала невиданную актерскую мощь) переживаешь, как за родную, а Нортону очень идет играть отъявленных мерзавцев. Надо признать, в финале «Увиденное и услышанное» все же проседает под грузом собственной тривиальности (легче легкого угадать, что тут скрывает ложь), но, во-первых, концовка у этой истории будет жестокой и непредсказуемой; во-вторых, есть фильмы-предостережения, которые действительно стоит увидеть и услышать.

6.6
Спиритический сеанс
2021, Детектив
Школьницы-переростки выходят на связь с умершей ученицей

Полнометражный режиссерский дебют сценариста Саймона Барретта, написавшего лучшие хорроры Адама Уингарда («Тебе конец!», «Гость», «Ведьма из Блэр: Новая глава») — яркого адепта мамблгора. «Спиритический сеанс» тоже своего рода мамблгор: в закрытую школу для девочек, которую недавно потрясло убийство ученицы, прибывает новенькая по имени Камилла (Суки Уотерхаус), которая, если что, может кому угодно надрать задницу. Довольно быстро девушка сходится с компанией подружек (Мэдисен Бити, Инанна Саркис, Стефани Си и Элла-Рей Смит), знавших погибшую. Та же, в свою очередь, хочет установить с ними контакт из загробного мира. Честно говоря, от Барретта стоило ожидать чего-то более амбициозного, чем этот компактный и герметичный хоррор, длящийся всего час с небольшим. Однако простота «Сеанса» оказывается напускной, а его спартанский метод из слабости со временем превращается в силу. Это очень концептуальная и нескучная работа, которая под бюджетными ограничениями прячет уважение к жанру. И пусть Барретту не удается переизобрести его заново, но спустя 20 лет после «Хеллоуин: 20 лет спустя» ловишь себя на мысли, что давненько двери закрытой школы не выглядели так зловеще. К тому же, рассказывая про сестринство, ему, в отличие от Софии Такал, удалось обойтись без яростного феминистского манифеста, а в наше турбулентное время это дорогого стоит.

Ложноположительный
2021, Детектив
После беременности у девушки начинается паранойя

Еще один фем-хоррор, деконструирующий «Ребенка Розмари». У маркетологши Люси (Илана Глейзер) не получается забеременеть, тогда она вместе с мужем Эдрианом (Джастин Теру) обращается в клинику доктора Хиндла (Пирс Броснан), который, как утверждают, творит чудеса. И вот, действительно, благодаря экстракорпоральному оплодотворению Люси удается забеременеть, однако вместе с животом у девушки начинает расти паранойя: она начинает во всем видеть заговор (небеспочвенно, разумеется). Джон Ли поставил фильм по сценарию Глейзер, в основу которого лег ее собственный опыт материнства — правда, более позитивный, чем показано в картине. Но для чего нужно кино, как не для того, чтобы дать выход своим фобиям и страхам? И первый час фильм выглядит довольно остроумной сатирой на патриархальную систему американской медицины (с обшучиванием сцены минета из «Сияния»), но чем дальше, тем больше становится непонятно, где авторы говорят серьезно, а где издеваются. Градус абсурда растет, а у создателей фильма начинают не спеша отказывать тормоза, после чего они с радостным гиканьем врезаются в стену лобового высказывания. Финал у картины вообще оказывается за гранью добра и зла, так что и общая оценка тоже оказывается ложноположительной.

Улица страха. Часть 2: 1978
2021, Детектив
Вторая часть трилогии ретрохорроров по мотивам книг Р.Л.Стайна

Промежуточный фильм из нетфликсовской трилогии, снятой по страшилкам Р.Л.Стайна. Задача (довольно амбициозная) — вдохнуть новую жизнь в жанр слешера. Для этого режиссерка Ли Янияк («Медовый месяц») раскручивает маховик времени в обратную сторону: если действие первой картины происходило в 1994 году (иначе говоря, в эпоху «Крика»), то второй — в 1978-м (эпоха «Пятница, 13-е»). В третьей, которая только-только вышла, героев закинет в 1666-й, а это, надо полагать, сеттинг «Ведьмы». Стоит сказать, что любая промежуточная часть грешит необязательностью — и сиквел «Улицы страха» в этом смысле не исключение. С другой стороны над всей трилогией витает дух необязательности. Это, конечно, никакая не деконструкция, а стилизация — при этом не сказать, что особо удачная. По сюжету во второй части появляется Макс из «Очень странных дел», а действие происходит в летнем детском лагере «Найтвинг», в котором слетевший с катушек из-за проклятия ведьмы вожатый начинает потрошить подростков. В фильме все же есть пара занятных находок: скажем, пещера, расположенная под общественным туалетом, или, например, финальный финт с двумя сестрами (никогда не догадаетесь, какая из них выживет), но в целом это все выглядит не лучше отечественного сериала «Пищеблок». Female gaze? Да, но в 2021 году им уже никого не удивишь, как и girl power в слешерах — хочется чего-то более оригинального. Но вот с этим у «Улицы страха» туго. Трилогия отчаянно хочет быть новым «Криком», но у нее это совершенно не получается, потому что в «Крике» был сшивающий все прием, а тут его нет. Напомним, что находка Уэса Крейвена и сценариста Кевина Уильямсона (для него это, кстати, был дебют) заключалась в том, что, с одной стороны, в фильме царил развеселый и кровавый постмодерн имени Квентина Тарантино, с другой — ироничное отношение к убийствам и разудалому гран-гиньолю обнулял серьезный взгляд Сидни Прескотт, которая понимала, что в насилии на самом деле нет ничего смешного. Поэтому два отмороженных (не видящих разницу между жизнью и кино) маньяка могли сколь угодно долго изощренно убивать подростков, а мы, давясь смехом, на это смотреть («В слешере ни в коем случае не говори: „Я сейчас вернусь!“»), но когда дело доходило до финала, Крейвен, как и Тарантино в «Убить Билла. Фильм 2», спешил напомнить, что смерть — это ни черта не весело, а больно и страшно. И этот отрезвляющий прием работал на ура. У «Улицы страха» же нет никакого приема — она ограничивается набором алгоритмов и стилизацией, в которой никого не жалко, потому что, прежде чем убивать героев, нужно в них влюбить зрителей, а у Янияк это не особо получается.

Надругательство
2021, Ужасы
Феминистский триллер о глубинах женской ярости

Мириам (Мадлен Симс-Фьюэр, сорежиссерка и соавторка сценария) вместе с мужем Калебом (Оби Абили) приезжает к своей младшей сестре Грете (Анна Магуайр) в загородный дом, где та живет с супругом Диланом (Джесси ЛаВеркомб). Грета умеет мастерски колоть дрова и разделывать зайца, а у Мириам, не способной убить даже клеща (важная метафора), брак трещит по швам, поэтому, когда вечером она останется с Диланом наедине у костра, между ними проскочит искра, которая разрастется в настоящий пожар: утром Дилан изнасилует девушку, а Мириам решит ему отомстить. «Надругательство» — канадский слоубернер в жанре rape and revenge, да еще и нарезанный в нелинейном порядке: нам неспроста покажут разделку зайца, вскоре дело дойдет и до распиливания человеческого тела (совсем как в «Хорошую женщину найти тяжело»). Женская месть окажется жестокой и изощренной — жаль только, что такой же изощренностью не может похвастаться сам фильм. Это круто снятое, чрезвычайно тактильное, но очень прямолинейное, топорное кино. Все карты оно выкладывает на стол уже в середине, а затем ему, как и главной героине, только и остается, что заметать следы. Надругательство, не иначе.

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все