Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
2 июня 2020

10 очень спорных сиквелов легендарных фильмов

Арсений Омельченко, Евгений Ткачёв
Совершенно незаметно прошла премьера фильма «Дальше некуда» («The Jesus Rolls») — очень спорного продолжения культовой комедии «Большой Лебовски» братьев Коэн. По такому случаю «Афиша» нашла еще несколько неоднозначных сиквелов, о существовании которых вы могли не знать.

В «Космической одиссее» визионер Стэнли Кубрик в основном был увлечен формой. Ему удалось создать аудиовизуальную инсталляцию вселенских масштабов, попутно задав вектор развития космофантастики на (как минимум) ближайшие полвека. Однако, когда автор оригинального романа, фантаст Артур Ч.Кларк, закончил продолжение (основанное, кстати, на фильме, а не на собственной книге), Кубрик витал в совсем других облаках, поэтому благословил на сиквел загоревшегося идеей экранизации крепкого жанрового ремесленника Питера Хайамса, до этого уже отметившегося парой неплохих фантастических картин («Козерог один», «Чужая земля»). Любопытно, что, если Кубрик всеми силами вымарывал из своего фильма политику и социалку, то тандем Кларка и Хайамса, наоборот, решил сделать фоном для своей философской космопритчи противостояние США и СССР (хотя для 1964 года эта тема выглядела куда актуальнее, чем для 1984-го). По сюжету русские (отечественных космонавтов играет целая команда эмигрантов во главе с Савелием Крамаровым) первыми отправляют корабль на орбиту Юпитера, чтобы исследовать пропавший звездолет «Дискавери», поэтому запоздавшим с экспедицией американцам приходится напрашиваться на борт. Когда же ученые добираются до загадочного монолита, между сверхдержавами вспыхивает война — и людям на борту приходится выбирать сторону. Но даже это оказывается мелочью перед лицом таинственной угрозы, нависшей над всей Солнечной системой. У Хайамса и Кларка получилась классическая космофантастика — немного монотонная и затянутая, а также заряженная прямолинейным гуманистическим и антивоенным пафосом, который, впрочем, стараниями сегодняшних политиков становится все актуальнее.

После чудовищного сиквела «Изгоняющий дьявола-2: Еретик» над «экзорцистской» франшизой нависли грозовые тучи, которые развеял автор оригинала, писатель Уилльям Питер Блэтти, собственноручно экранизировав в третьей части свой роман «Легион». На этот раз главным героем фильма стал лейтенант полиции Киндерман (Джордж К.Скотт), мелькнувший в первой картине (там его играл Ли Дж.Кобб). После серии жестоких убийств детектив начинает подозревать, что казненный 15 лет назад маньяк Гемини (Брэд Дуриф) не просто жив, а что он захватил тело содержащегося в клинике отца Карраса (Джейсон Миллер) — священника, который в «Изгоняющем дьявола» проводил сеанс экзорцизма над девочкой Риган — и использует его тело как сосуд, чтобы продолжать творить свои бесчинства. То, что в триквеле место демона Пазузу занял маньяк, выглядит довольно логично: начиная с 70-х годов прошлого века, гипотетический страх перед инфернальными силами сменился на вполне осязаемый страх перед серийными убийцами. Гемини — неприкрытая калька с Зодиака, который напугал всех в 1969 году (в том числе и маленького Дэвида Финчера), так что неудивительно, что на борьбу с ним бросились не только правоохранительные, но и богословские силы. Заметим, что для Блэтти эта картина не была дебютом (до этого он снял хоррор «Девятая конфигурация»), поэтому фильм поставлен уверенно и, более того, недурно. Где надо — он нагоняет жути, где надо — держит в напряжении. И пусть он остался в тени первой части, эта тень нависает не менее угрожающе.

6.8
Два Джейка
1990, Трагикомедия

В середине 70-х «Китайский квартал» Романа Полански сделал жанр нуар снова великим, прибавив к нему приставку «нео» и разбавив пацанский детектив серьезной порцией социальной и политической драмы. За лихо закрученную историю о том, на чьих костях строился Голливуд, сценарист Роберт Таун даже получил «Оскар» и решил когда-нибудь (уже в качестве режиссера) вернуться к истории частного детектива Джейка Гиттеса. Сценарий был готов к 1984 году, но из-за актерских амбиций продюсера Роберта Эванса (он хотел сыграть «второго Джейка», роль которого в итоге досталась Харви Кейтелю) проект пролежал на полке еще пять лет, пока у руля не встал сам исполнитель главной роли — Джек Николсон. По сюжету прошло 11 лет. Повоевав в Европе, Дж.Дж. Гиттес возвращается к рутинным разборкам неверных супругов, но в очередном деле все идет наперекосяк. В разгар слежки клиент, тезка героя — Джейк (Харви Кейтель), врывается в номер и убивает любовника жены, а по совместительству своего делового партнера. Так как вспышка ревности сделала его богаче ровно вдвое, полиция подозревает, что все было спланировано, а Гиттес выступал соучастником. Разумеется, Джейк берется за собственное расследование — и помимо грязного белья застройщиков и мафиози обнаруживает, что дело таинственным образом связано с его собственной судьбой и событиями одиннадцатилетней давности. К сожалению, с первых кадров фильма становится понятно, что Николсон не Полански. Он лишь сносно копирует оригинал — без грубых ошибок, но и без откровений. А сценарий Тауна (тоже основательно отредактированный Николсоном) на этот раз смотрится чересчур запутанным и громоздким, особенно на фоне простоватой режиссуры. Так что добраться до финала (кстати, довольно впечатляющего) с полным пониманием происходящего удастся далеко не каждому.

Пользуясь терминологией девяностых, «Истребление» в сравнении с оригинальной и культовой картиной Пола У.С.Андерсона, как «злой двойник из параллельной вселенной». Также это яркий пример того, как по-разному можно использовать бюджет, который со времен первой картины вырос в полтора раза (и составил 30 000 000 долларов). Куда ушли деньги — загадка. Ведь из очень даже скромного каста первого фильма здесь остались лишь Робин Шоу и Тализа Сото (Лю Кан и Китана). Остальных, за исключением Джеймса Ремара (Рэйден) и громилы Брайана Томпсона (Шао Кан), кажется, набрали по объявлению. Да и визуально «Истребление» сегодня выглядит жутковато, хотя режиссером выступил оператор оригинала Джон Р.Леонетти.

Очевидно, что амбициозный план продюсеров выглядел примерно так: больше сражений, больше спецэффектов, больше Внешнего мира, больше всего! Пожалуй, единственное, в чем задумка удалась, так это в том, что сюжета стало значительно меньше, а вместо фэнтезийной переделки кунг-фу-боевика «Входит дракон» мы получили тотальное обслуживание фансервиса (и перенесение на экран событий из третьей части игры). Отдельного упоминания заслуживают диалоги между драками, которые напоминают плохонькие кат-сцены из старых видеоигр (фраза королевы Синдел «К сожалению, ты… умрешь!» даже вошла в топы худших кинореплик на свете). Не будем утруждать вас пересказом сюжета, скажем только, что император Шао Кан наконец вторгается на Землю — на этот раз совсем по беспределу, воспользовавшись лазейкой в УК РФ (шутка, на самом деле ему помог папа, лорд Шиннок). Чтобы остановить апокалипсис, земные защитники делятся на группы и начинают слоняться по Внешнему миру, натыкаясь то на союзников, то на врагов — причем дерутся они со всеми (из-за чего происходящее становится похоже на «Властелин Колец» на спидах). Мораль же сей басни такова: если столкнулся с проблемой, не ведись на интриги, а просто найди человека, которого надо хорошенько избить. Что тут еще добавить? Кассовый провал «Истребления» и тонны зрительского хейта в очередной раз только подтвердили тезис: чтобы снимать по видеоиграм достойное кино (а не всякий фуфел), надо иметь на удивление редкий талант.

На волне успеха «Американского психопата», сделанного по мотивам одноименного романа Брета Истона Эллиса, студия Lions Gate быстренько (съемки картины заняли всего 20 дней) состряпала так называемый автономный сиквел картины Мэри Харрон, презентация которого состоялась главным образом на видео. Вынесенную в подзаголовок «стопроцентную американку» сыграла тогда еще мало кому известная Мила Кунис, потом покаявшаяся за участие в этом проекте. Собственно, с первым «Психопатом» это кино объединяет только одна сомнительная сюжетная линия: в детстве героиня Кунис, Рейчел Ньюман, стала свидетельницей того, как Патрик Бейтман убил ее няньку. Порешившая в свою очередь маньяка Рейчел настолько была впечатлена произошедшим, что решила поступить в академию ФБР, в Квантико. Но для этого ей сначала нужно закончить колледж, где она посещает курсы профессора Роберта Старкмана (Уилльям Шатнер), бывшего сотрудника Федерального бюро расследований и эксперта по поимке серийных убийц. Если она станет его ассистенткой, это увеличит ее шансы на попадание в академию. Но вот незадача: ассистенткой профессора хочет стать не она одна. Рейчел начинает методично избавляться от конкурентов, забавно комментируя свои действия. По духу это кино, конечно, ближе к молодежным слешерам, чем к параноидальным триллерам, так что если бы над ним не витал дух фильма Харрон, это бы избавило его от натужных коннотаций и лишних претензий.

В 1994 году «Патруль времени» Питера Хайамса не только стал видеохитом, но и первым фильмом с Жан-Клодом Ван Даммом, заработавшим $100 000 000 в прокате. Однако привычного при таком раскладе сиквела не последовало. Вместо этого вышел телесериал (у нас его показывали по СТС), а за полнометражное продолжение (тоже скромное по меркам оригинала) студия взялась только в начале нулевых. В режиссерское кресло сел сериальный постановщик Стив Боюм, а место Ван Дамма занял заслуженный Маугли и Аладдин, мастер помахать ногами Джейсон Скотт Ли.

В основу сюжета легли все те же комиксы Марка Верхайдена от издательства Dark Horse. В будущем деятельность полиции времени серьезно ограничена таинственным «Обществом исторической достоверности» (звучит до боли знакомо). Само оно, впрочем, ведет себя весьма вольно: фильм начинается с того, что руководитель ОИД Брэндон Миллер (Томас Иэн Гриффит) летит с товарищами в военный Берлин (представленный из-за низких бюджетов типовым особняком), чтобы убить Гитлера (кстати, в сериале тоже была серия про нацистов). Но суровый блюститель закона Райан Чен (Джейсон Скотт Ли) срывает их планы, а в перестрелке случайно гибнет жена Миллера. Теперь тот готовит страшную месть: он намерен предотвратить рождение Чена и его коллег. Фильм старательно изображает из себя серьезную фантастику с неуклюжими философскими диалогами, в то время как сцены с Джейсоном Скоттом Ли на Диком Западе напоминают скорее несмешной вариант «Назад в будущее». Какие бы моральные вопросы не ставила картина, в финале герои все равно рвут на себе рубахи и по старинке устраивают десятиминутное месилово в фойе университета.

Первое официальное продолжение «Универсального солдата» вышло еще в 1999 году и было настолько ужасно (впрочем, не хуже двух по-настоящему чудовищных и неофициальных канадских телебоевиков), что о нем постарались как можно скорее забыть. Еще через 10 лет за новый сиквел, игнорирующий события второй части, взялся Джон Хайамс — сын того самого Питера Хайамса, который здесь встал за камеру (Хайамс-старший не только крепкий жанровый режиссер, но еще и отличный оператор). На этот раз сценарист Виктор Островский (бывший агент Моссада, который теперь пишет автобиографические книжки о своей секретной службе) решил вернуть в дело не только персонажа Жан-Клода Ван Дамма, но и Дольфа Лундгрена (не объяснив, впрочем, как его удалось склеить после перемалывания комбайном), а актерский состав был усилен белорусским ветераном UFC Андреем Орловским в роли унисола нового поколения.

Действие фильма разворачивается в условной Восточной Европе (так как снимали фильм в Софии, говорят местные на болгарском). Группа террористов берет в заложники детей премьер-министра государства Пасалан (такая болгаро-украинская Россия) и удерживает их на захваченной Чернобыльской АЭС, угрожая миру очередным апокалипсисом. Помимо автоматов и мин на вооружении у них также есть новый суперсолдат, которого возит за собой алчный профессор, сбежавший от правительства. Он с легкостью отбивает попытку совместного штурма украинского и американского спецназов, попутно расправляясь с четырьмя старыми унисолами. И тогда последней надеждой мира, как водится, оказывается герой Ван Дамма, которому помимо нового сверхсолдата предстоит одолеть и старого врага. Такой незамысловатый сценарий, впрочем, развязал руки постановщикам батальных сцен. Добрую половину фильма занимают перестрелки и рукопашная, сделанные в аскетичной реалистической манере, чему способствовало то, что на площадке, помимо каскадеров, были и профессиональные бойцы. Если вам захочется узнать, что же было дальше (картина заканчивается жирным многоточием), то рекомендуем посмотреть еще более захватывающую и безумную четвертую часть со Скоттом Эдкинсом, в которую уместили еще больше хардкорных поединков.

В 2010 году начинающий британский режиссер Гарет Эдвардс («Годзилла», «Изгой-один: Звездные войны. Истории») удивил всех, когда с командой из шести человек за полмиллиона долларов снял в южноамериканской глуши улетную социальную фантастику о том, кто же в действительности на этой планете монстры. После этого Эдвардса рекрутировал Голливуд — и когда студия собралась снимать сиквел, он уже был по уши в «Годзилле», поэтому участововал в создании картины только в качестве исполнительного продюсера. На продолжение бросили начинающего сериального режиссера Тома Грина («Отбросы») и сценариста Джея Басу. Как и в первом фильме, нарисованные на компьютере огромные кальмары служат лишь фоном стихийным бедствиям, заставляющим людей проявить свою неутешительную природу. Если Эдвардс через эту оптику рассматривал непростые взаимоотношения между Южной Америкой и США, то авторы второй части решили взяться за другую социалочку и в очередной раз порефлексировать по поводу западного вторжения в Ирак. За прошедшие с событий первой части десять лет чудища мигрировали на Ближний Восток — и американцы так рьяно бросились их бомбить, что настроили против себя половину местного населения. Поэтому воевать приходится не столько с пришельцами, сколько с разномастными террористами. В центре истории — отряд морпехов из трущоб Детройта, который под руководством бывалого вояки бросают на спасательную миссию. Вернуться домой, пройдя все круги военного ада, удастся далеко не всем. Судя по отзывам, добраться до финала нудноватой военной драмы тоже получилось далеко не у всех. А ведь именно в последние 20 минут кино как будто срывается с цепи и выдает сначала концентрированного «Аватара», а затем драматичный финал с мощной визуальной метафорой. Так что, учитывая ужасающие оценки фильма на профильных сайтах, это неидеальное и сбивчивое кино можно даже назвать недооцененным.

«Звездный десант» Пола Верхувена, рассказывающий про войну землян с инопланетными жуками, — один из самых непонятых, точнее, недопонятых фильмов на свете. Из ультраправого и милитаристского фантастического романа Роберта Хайнлайна (по словам Верхувена, он был так чудовищно написан, что режиссер не смог дочитать его до конца и попросил сценариста Эда Ноймайера рассказать, чем все закончилось) голландец сделал свойственную ему социальную сатиру на империалистические замашки США, которые превращают страну в Четвертый рейх. Однако западные критики восприняли экранизацию буквально (как фильм, прославляющий мачистский и фашистский дискурс) и подвергли его обструкции. Много позже «Десант», как и «Шоугелз», подвергся переосмыслению, а также обзавелся целым рядом игровых и анимационных сиквелов (кстати, это была не первая анимация по мотивам романа Хайнлайна, еще в конце 80-х японцы сделали конгениальный произведению аниме-сериал).

Главное, что нужно знать про сиквелы: без Верхувена и его издевательской иронии это, как правило, смотрится жалко (а некоторые части и вовсе выглядят как фильмы, снятые фашистами про фашистов). Наибольшего внимания заслуживает, пожалуй, третья картина, которую собственноручно поставил Ноймайер (в ней содержится довольно забавная религиозная фига в кармане) и пятая, на сегодняшний день последняя, «Предатель Марса». Как и предыдущая лента, «Вторжение» — это мультфильм, который вышел спустя 20 лет после фильма Верхувена (20 лет прошло и во вселенной франшизы). Действие происходит на Красной планете, где разжалованный до полковника Джонни Рико тренирует взвод салаг, в то время как высшее командование плетет интриги по уничтожению Марса вместе с жуками. Из любопытного: к озвучиванию своих ролей вернулись Каспер Ван Дин (Джонни Рико), Дина Мейер (Диззи Флорес, она фигурирует как видение), также среди старых знакомых мы увидим капитана-пилота Кармен Ибанес и министра разведки Карла Дженкинса. Анимация в мультфильме совсем не выдающаяся (хотя «Предатель Марса» на глаз выглядит получше «Вторжения»), больше всего она похожа на кат-сцены из видеоигр (кстати, затем для мобильных платформ вышла игра Starship Troopers: Invasion — Mobile Infantry). Единственное достоинство картины — это метафизический кошмар, который прорывается в ленту благодаря героине Дины Мейер. В остальном это, конечно, бледная копия оригинала. Вообще, интересно, предполагал ли Верхувен, что его замаскированная под пропаганду социальная критика обрастет такой большой и долгоживущей франшизой (ведь еще есть мультсериал 1999 года)? Вряд ли. Он просто был рад, что по студийному недосмотру снял «самый дорогой артхаус в истории кино», который оказался одним из лучших фильмов прошедшего столетия.

Режиссер: Синдзи Арамаки
Дальше некуда
2019, Трагикомедия

Очень странная затея: мета-мета-кино от Джона Туртурро, который снял спин-офф-сиквел про своего персонажа Хесуса Кинтану из «Большого Лебовски», но этого ему оказалось мало, и он еще переснял «Вальсирующих» Бертрана Блие. Напомним, что «Вальсирующие» рассказывал про двух великовозрастных оболтусов в исполнении Жерара Депардье и Патрика Девэра и их неспособную достичь оргазма подружку (Миу-Миу), которые бросили вызов французскому буржуазному обществу 70-х годов. В «Дальше некуда» (в оригинале — «Броски Хесуса») место Депардье занял Туртурро, Девэра — Бобби Каннавале, а Миу-Миу — Одри Тоту, которая напоминает о французских корнях проекта (хохмы ради еще появится и паренек по фамилии Брессон). С ходу необходимо предупредить: это мало похоже на фильм, скорее уж на дружеский капустник. Все упоительно кривляются — и не столько даже переснимают, сколько косплеят фильм Блие: есть подозрение, что Кинтана просто много раз посмотрел его в тюрьме (отсюда весь этот метанарратив). Главное наблюдение: если в «Вальсирующих», порожденных сексуальной революцией, было много нонконформизма и бунта против общества (герои меняли автомобили чаще, чем женщин, чтобы, как правило, уйти от погони), то в «Дальше некуда» запредельное количество похабщины. Когда в роли Жанны Моро на экране появится Сьюзан Сарандон, фильм окончательно станет похож на клип «Motherlover» The Lonely Island и Джастина Тимберлейка, а любые взятки с него будут гладки.

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все