Драматический |
16+ |
Екатерина Королева |
2 часа 30 минут |
Отличный современный спектакль! Как заставить играть лист бумаги и пакеты для мусора. Это прекрасно! Я абсолютно серьезно. Для хорошего спектакля этого достаточно. Минимум декораций и талантливая команда. Белый лист бумаги и несколько стульев сами собой превращаются в сгоревший храм, тюрьму, базар, дворец, город... Для того , чтоб рассказать историю о злодействе не нужно строить и сжигать храм, одевать актеров в тоги и т.д.
Нужно просто рассказать историю о живых людях, о зле, о чести и долге, о принципах и механизмах PR, позволяющих зло выставить милым котиком.
Очень старая и очень актуальная история
Город Эфес был знаменит своим храмом богини Артемиды. Храм этот сжег Герострат, чтобы прославить свое имя. Но греки, узнав, с какою целью было сделано ужасное преступление, решили в наказание предать забвению имя преступника.
Для этого были наняты специальные глашатаи, которые в продолжение многих десятков лет разъезжали по всей Греции и объявляли следующее распоряжение: "Не смейте помнить имя безумного Герострата, сжегшего из честолюбия храм богини Артемиды".
Греки так хорошо знали этот наказ, что можно было любого их ночью разбудить и спросить: "Кого ты должен забыть?» И он, не задумываясь, ответил бы: «Безумного Герострата".
Так справедливо был наказан преступный честолюбец.
Всеобщая история, обработанная "Сатириконом"
Забыть Герострата. Можно ли это, нужно, и как получилось, что его до сих пор помнят? И забыли имен тех, кто строил этот храм. Почему, люди? На этот вопрос и многие, из него вытекающие, в горинской пьесе "Забыть Герострата" пытается ответить "Сначала театр - театр с начала".
И получается это у них это просто отлично.
Наверное, во многом из-за того, что пьеса очень конфликтная. Конфликт буквально на конфликте сидит (иногда лежит) и конфликтом погоняет.
Из основного, на что способен человек, решивший "Делай что хочешь богов не боясь и с людьми не считаясь…" И к этому присоединяется нервный, вечно заедающий стресс Тиссаферн, повелитель Эфеса (Арсений Черепанов), думающий, что делать, если жена изменила не только тебе, но и отечеству. Изменила, как она думала, с вечной славой?
И как тягосна жизнь, когда в душе ты жаждешь совсем другого жребия, а вынужден - сат-рап-ство-вать!
И, как цепями, опутан конфликтами верный слуга закона - судья Клеон (Иван Можейко). И верный, и слуга, и закона. Все входит в противоречие с "логикой событий". И усугубляется тем, что служит он в первую очередь своему городу, а уж потом правителю. Судья, кстати, единственный, кто от начала до конца остается верен себе и долгу. Редкое качество, как ни посмотри.
И что дороже, слава или деньги. Жадность или жизнь. Воля богов или хитроумие? Как с этим справляются люди. А по разному. Как именно - лучше посмотреть самим.
Герострат-поджигатель, Герострат-провокатор. Текучий, как река, хитрый, трусливый, наглый, искренний. Алексей Демидов иногда напоминал смесь хамелеона и котика. Нашкодить и притаиться, подождать реакции, снова тронуть лапкой, выпустить когти, свернуться клубочком у ног, взыдбить спину, так чтобы искры от шерсти и снова прикинуться ветошью. И понимаешь, что гад же. Но обаятельный. И невольно тянет как-то почесать за ушком и отпустить. И надо встряхнуться, чтобы четко увидеть: этот котик - преизряднейшая скотина. И на самом деле совсем не безобиден. Даже наоборот.
Какие там женские персонажи! Клементина (Анна Вардеванян) "берет зал" с первого прохода в черной сорочке с открытой спиной. А как эта спина играет! Флюиды от нее исходят такие, что понимаешь, что эта женщина "за любовь" на все пойдет задолго до того, как она первое слово скажет.
Полубезумная жрица-погорелица Артемиды Эрита говорит невпопад и попадает так точно, как могут только пророки и безумцы. Она не от мира сего, и мир ее рухнул. Серая скорбь с белым лицом.
Мать и бизнес-вумен Крисиппа (Кристина Грубник) подливает масла в огонь Геростратовой славы. Но принесут ли ей выгоду, в конечном счете, эти опаленные честолюбием деньги. Мне почему-то кажется, что вряд ли.
И тема "маленького человека" тоже раскрыта. Как много смыслов в такой небольшой пьесе. Маленький человек, почуявший ветер удачи и пытающийся его оседлать. Ну-ну…
И есть еще один очень важный персонаж - Ангел. Единственный сторонний наблюдатель. Сторонний, но не бесчувственный. Сливающийся с фоном, но постоянно присутствующий. У него будет свой выход в финале.
И весь этот котел бурлит на маленьком пространстве, где из декораций несколько стульев, да пара деревьев из арматурин и мусорных пакетов. Да бумажный задник. И этого достаточно.
Боги, боги мои. Как играет этот задник! Как звучит и двигается эта бумага. Не каждый актер так выкладывается на сцене. Хотя на этом спектакле выкладываются все. В любой момент времени и в любом месте сцены.
Спектакль подчеркнуто графичен. Белое и черное, черное и белое. Из этого выбивается только цвет человеческого тела. Обрамленного в черное и белое. И это красиво.
«Сначала театр – театр сначала», который 2 ноября на сцене ДК им. Зуева подарили зрителям "Забыть Герострата" - совсем юный театральный проект. Они иногда кочуют от сцены к сцене, и это только подчеркивает, насколько вне времени и пространства их спектакль. Они молоды, дерзки и переполнены энергией. И на это стоит идти, и стоит смотреть. Они спрашивали наши имена, а я хочу, чтобы люди узнали ваши. Удачи!
Пьеса Григория Горина "Забыть Герострата" написана в 1972 году и задается одним из главных вопросов 20 века: почему очевидное зло так привлекает и интригует людей? Про самых ужасных серийных убийц написаны тонны книг и сняты сотни серий, но кто, кроме самых уж энтузиастов, знает имена и биографии жертв и следователей? Мы все знаем самых успешных завоевателей, есть ли в истории столько же имен тех, кто войны останавливал? И еще много в большей степени риторических вопросов.
«Сначала театр – театр сначала», совсем молодой театральный проект, даже без собственной сцены, поставил ее этой осенью со скудной и символичной сценографией, молодыми актерами и потрясающей энергией.
Не спешите кривить лицо при упоминании скудной сценографии. Да, актеры ходят в пиджаках и босиком, а из декораций нам дают гигантский флипчарт белой бумаги, банку черной краски, несколько разнокалиберных стульев, веревку и кастрюльку с дошираком. Но, по моему мнению, чем меньше исторического антуража, тем легче нам сосредоточиться на отношениях персонажей и игре актеров. В конце концов, Горин тоже писал не в 4 веке до нашей эры, а в 70х и про 70е. В конце концов, знаменитый Тартюф Comédie-Française тоже оперирует современными костюмами, черной сценой, парой стульев, столиком и листом бумаги, а смотрится от этого только яростней и саркастичней. И, кстати, режиссерка Екатерина Королёва возьмет от этой белой бумаги все.
Если у Горина женских персонажей всего 2: второго плана жрица Эрита и главная роковуха Клементина, то в постановке Сначала театра актрис столько же, колько актеров. И это хорошее решение, потому что торговка Крисиппа (Кристина Грубник), обещающая за любимую дочку выцарапать глаза и вырвать язык, практичная и хитрая выглядит гораздо естественней ростовщика Крисиппа. И играет чудесно - и сцена торга с Геростратом и допрос у Клеона не вызывают ни секунды сомнения в достоверности происходящего.
Архонт Клеон, человек-долг, человек-принцип, в исполнении Ивана Можейко, выглядит немного человеком в футляре. И даже когда он поддается соблазну, в этом не видно какой-то внутренней борьбы, он делает это как будто только для того, чтобы расколоть подозреваемую (если вы такие же ценители красоты, как мы с подругами, обязательно сходите посмотреть на Ивана, у него уникальная внешность).
Тиссаферн, повелитель Эфеса (Арсений Черепанов) дает нам отличную сдержанную комедию и наверное лучше всех остальных (кроме Герострата) передает грустную, ироничную, саркастичную интонацию Горина. Не сбивается ни в КВН, ни в драму и до конца остается тем самым не злым, но эгоцентричным, не плохим, но циничным, типичным политиком.
Клементина (Анна Вардеванян) - одна из лучших актерских актерских работ в этом спектакле. Так мила и так понятна в этом своем кокетстве и женском тщеславии, столько небольших актерских приемов, которые создают единый образ. С первых минут на сцене, еще сидя на заднем плане, когда мы еще не знаем кто она, уже оглядывается на Клеона так, что думаешь ага. Тут что-то есть.
Ну и главное! То, ради чего я пойду на этот спектакль снова. Вообще, подруга заманила меня на спектакль обещанием Метельникова в главной роли и только недавно мы узнали, что состав будет другой и в роли Герострата Алексей Демидов. Так вот, к черту Метельникова! Демидов великолепен. Еще никогда я не видела настолько очевидной и при этом настолько обаятельной сволочи. Все мысли, все побуждения, все логические цепочки, которые складываются в голове персонажа, Демидов отыгрывает так, что ты их кристально ясно понимаешь и невольно сопереживаешь. Ни одной секунды на сцене не проходит впустую, от него не хочется отводить взгляд, чтобы не пропустить чего-то важного. Его Герострат вызывает чувства похожие на те, когда смотришь видео с котом, который разрушает полдома и одновременно думаешь "Вот скотина" и "Но ведь котик". Он и ужасает своей очевидной аморальностью и восхищает умением выживать и где-то под всем этим чувствуется человек отчаявшийся, а от того плюнувший на мораль и совесть. Погибать так с музыкой, а так же "Делай что хочешь, богов не боясь и с людьми не считаясь!". Это прям настолько крутая актерская работа, которой не ожидаешь от молодого проекта и почти премьерного спектакля. А еще у него ямочки на щеках.
Что еще сказать? Да, спектакль пока не откатанный, немного сырой, но этот драйв, эта энергия не дают замечать мелкие огрехи. Актеры и актрисы кажется совсем не уходят со сцены и даже оставаясь на втором плане безмолвными свидетелями, продолжают играть, так что глаза разбегаются. Хочется и сосредоточиться на главном действии и отслеживать реакции всего остального состава.
Только вышли со спектакля и сразу захотелось поделиться впечатлениями. Я просто в восторг е, совершенно не ожидала что такой классный спектакль! Сюжет очень интересный, и актеры просто блеск! Категорически рекомендую!!!