Бенефис — катастрофически архаичный жанр. Тот самый случай, когда артист, пользующийся любовью широкой публики, на сцене родного театра отмечает свой день рождения. Придуманный в позапрошлом веке в качестве материального подспорья для именинника (выручка с проданных билетов предназначалась бенефицианту), жанр этот сегодня вряд ли несет в себе какой-то внятный смысл, кроме официального выказывания всеобщего уважения ветеранам сцены за выслугу лет.
«Юбилей ювелира» в МХТ им. Чехова, поставленный к 80-летию Олега Табакова, — совсем другая история. Это редчайший пример того, как круглая дата становится не только поводом к постановке нового спектакля, но и точкой опоры режиссерской концепции. Недаром Олег Павлович привлек к этой работе одного из главных театральных выдумщиков и провокаторов — Константина Богомолова.
Сама по себе пьеса английской актрисы Николы МакОлифф — не что иное, как бенефисная пьеса для пожилого артиста. Весьма радикальная, однако: главный герой не затевает любовных интриг и не сражается потоками афоризмов с полоумными наследниками; 89-летний старик просто ждет смерти, не выходя из комнаты. Ему диагностирован рак, жить осталось не больше месяца, шансы справить 90-летие испарились. Как назло, в гости к нему обещалась английская королева — аккурат на день рождения. Есть еще жена и сиделка (Наталья Тенякова и Дарья Мороз) — они терпят. Маразм, стоицизм, двойное, тройное дно. Совсем некоммерческая история совсем не для большой сцены, казалось бы.
Над небольшой стерильной комнаткой четыре экрана, на них крупные планы — артисты тихо обмениваются репликами. Спрятанные микрофоны даже самому тихому вздоху не позволяют остаться незамеченным. Домочадцы пьют чай, разговаривают по телефону, молчат. Полтора часа. На экранах — лица, взгляды, руки. Богомолов на пару с бессменным соавтором, сценографом Ларисой Ломакиной, в два счета справляются с барьерами «скуки» текста, превращая историю о ревности и мести в волну невидимого отчаяния и экзистенциальной красоты, бескомпромиссно вдавливающую всякого внимательного зрителя в спинку кресла. Такой вот опыт парадоксального приравнивания смысла жизни к смыслу смерти.
Всякая аргументация антагонистов Богомолова в том плане, что он неспособен ни к чему, кроме голой провокации и постановок капустников, здесь оказывается решительно на лопатках. Режиссер, поставивший на этой же сцене такие скандальные вещи, как «Идеальный муж. Комедия» и «Карамазовы», на сей раз выступил автором тихой минималистской композиции полутонов, мастером кропотливого и последовательного разбора текста. Едва ли потребуется две руки, чтобы сосчитать на карте города спектакли, в которых нет ни одного случайного слова и жеста. Все они окажутся опытами Клима, Анатолия Васильева или Юрия Погребничко, то есть вещами для крайне узкого круга любителей тончайших материй. Здесь же — самый известный актер страны выходит на самую знаменитую драматическую сцену, чтобы стать точкой встречи великой мхатовской традиции психологического театра и актуального европейского театрального языка. И вот эта драматургия, кстати, сама по себе уже несет всепобеждающую театральную мощь. Такой вот бенефис.
Пожалуй это самый сильный, трудный, нужный и искренний спектакль на такую важную и интимную тему - смерти...
Наконец-то Богомолов сделал тихий, лиричный, минорный, но щемящий и пронзительный спектакль с гениальным Артистом - Олегом Павловичем Табаковым.
Но не сказать про "жену-Королеву" Наталью Максимовну Тенякову просто невозможно! Это их совместный бенефис!
Спектакль в котором угасающая жизнь одного - как смерть двоих, и неизвестно в чьих речах оптимизма больше - умирающего или остающейся. Когда люди 66 лет прожили совместно, умирает большая часть и половины переживающий половину...да и половина ли остаётся?! Треть, а может и того меньше...
Шикарный дуэт народных артистов, которые не играют - живут. Они не кричат -говорят тихо, не рассказывают жуткие истории смерти - рассказывают про жизнь...которая проходит, а чертовка смерть караулит и отсчитывает считанные мгновенья.
Спектакль о любви. Об умении прощать и нести смысл своей жизни через годы!
Это потрясающая история не оставляет равнодушным. Дамы утирают слёзы, мужчины часто моргают и отводят взгляд. Я сам сидел и впервые слезы предательски катились по не гладко выбритым щекам... :'/
Оправданное и такое нужное решение режиссёра - большие экраны, на которых выводят крупные планы актёров. Спустя длительное время понял, что не отрываюсь смотрю только туда - "в телевизор". Но такие актёры как Табаков и Тенякова способны на лицах передавать столько эмоций....ещё один спектакль в спектакле.
Если честно, не хотел писать и этого..хочется больше думать и остаться с мыслями наедине...
Уж больно интимна и сакральна тема... Но как уважительно, почтенно и тонко представили её в МХТ...браво!
Обязательно сходите сами и возьмите родителей!
За «Юбилеем ювелира» на афише МХТ им. А.П. Чехова зрители высматривают юбилей Олега Павловича Табакова. Нынешний год для него, действительно, юбилейный, и спектакль «по случаю» не мог не появиться в репертуаре руководимого, воскрешенного, выведенного им на новую высоту театра. «Юбилейные» спектакли обыкновенно носят оттенок бенефисности и неунывающего оптимизма, чеховского «Юбилея» с налетом геронтологии – «пышного природы увяданья». Юбиляры кокетничают возрастом, гордятся им, как главным достижением, демонстрируют чудеса омоложения под аккомпанемент «Главное ребята – сердцем не стареть». В текстах о таких «датских» премьерах слова о юбилярах заменяют рассказ о спектакле, функция которого в таких случаях вспомогательная, как у костюма – юбиляру в «чём-то» надо выйти на сцену… Но, к счастью, бывают исключения.
У Олега Табакова никогда не было недостатка в ролях, и прибавляющиеся годы, хотя и сокращают число выходов на сцену, но не отменяют их: Табаков играет на сцене МХТ ежемесячно. Пьесу «Юбилей ювелира» английской актрисы и драматурга Николы МакОлифф, ювелирно переведенную Ольгой Варшавер и Татьяной Тульчинской, Олег Павлович выбрал сам. Как и режиссера Константина Богомолова - «Дорогой бриллиант дорогой и оправы требует. И хорошего ювелира». Именно в спектаклях Богомолова «Год, когда я не родился» и «Чайка» актер-бриллиант Табаков засверкал новыми гранями, приобрел отличную от привычной манеру держать себя на сцене, отказавшись (почти) от фирменного лукавого обаяния, от собственных завоеваний таланта и опыта. Речь не о штампах, не об игре «на публику», но о попытке преодолеть неизменные приветственные аплодисменты зрителей, заставить их воспринимать не имя артиста, но имя персонажа, выходящего на сцену.
Для «Юбилея ювелира» артист Табаков еще молод, как и для собственного предстоящего юбилея. Перед актером маячит восьмидесятилетие, персонаж пьесы Морис Ходжер (автор играет с фамилией персонажа: Hodger напоминает «codger» - досл. «чудаковатый старикашка») мечтает дожить до девяностолетнего юбилея. Шестьдесят лет мечтает дожить. Со дня встречи, которую может подтвердить (а была ли?) только повторный визит. Именно встречи, а не юбилейных торжеств ждет персонаж пьесы. Но, когда до заветной даты остается два месяца, врачи объявляют ему, что дни его сочтены. Счет скупой – на недели. Рак выполз на финишную прямую. «Терминальная стадия срака», - горько шутит над собой пациент.
За столом на четверых – трое: Морис (не нуждающийся в восторженных эпитетах Олег Табаков), его жена Хелена (королева, и не только по роли, Наталья Тенякова), и медицинская сестра-сиделка Кэти («стерильная», безупречная в этом спектакле Дарья Мороз). Говорят о пустяках, молчание их многозначительнее. Собственно, первое слово здесь не за актерами, а за режиссером. Богомолов оттолкнулся от реплики Мориса из пьесы «Сейчас придет Кэти – и начнется. Начало конца», переписав, заострив ее. Титры открывают спектакль. Одна за другой появляющиеся фразы: [Начало.] [Начало конца.] [Начало конца начинается.]. Главным в этих первоначальных титрах служит не игра слов, не нарастание смыслов путем прибавления уточняющих слов, а знак препинания. Точка в них символизирует конец не предложения, но жизни персонажа. В последующих титрах не всегда будет соблюдена пунктуация, заглавные буквы станут строчными, появятся словоповторы... У филолога Богомолова не бывает случайностей в текстах и спектаклях и «Юбилей ювелира» не исключение. «Начало с точкой» - это то, о чем умалчивают сидящие за столом, и то, о чем открыто говорит Морис, – смерть. Она поселилась в этой комнате до того, как в нее допустили зрителей. Публика смеется игре слов. Смешки вообще довольно часто раздаются на этом спектакле с горьким юмором гробовщика. От них не по себе. Но пьеса достойно на них отвечает: «- Она у нас только пару часов, а уже шутки мои понимает. – Тогда почему не смеется? – Я сказал «понимает». Но ближе к концу спектакля и смешливые что-то начинают понимать. Впрочем, смех здесь быть может сопротивление слезам? Но сопротивление бесполезно.
В программке нет традиционного перечня действующих лиц и соответствующих им исполнителей, в ней просто фраза «В спектакле заняты…» Публика теряется, порой не может разъять образ и исполнителя, ибо между ними немало общего. Когда персонажу Табакова накануне финала задают бестактный, если вдуматься, вопрос: «Вы прожили счастливую жизнь?» и тот говорит об ошибках, о людях, которых он сделал несчастными, то, кажется, что это ответ «за двоих». Оба, актер и персонаж, «многих видели, многих знали», королевских особ в т.ч.; оба совершили немало добрых поступков, оба верны делу-призванию и достигли в нем вершин (трона); оба не состарились, не переросли искренность, детскость, простоту (ту, что Б. Пастернак называл неслыханной, ту, что «всего нужнее людям»).
Блестят в спектакле не камни, не огни сцены, но что-то на уровне глаз актеров и зрителей. То, что не удается сдержать, даже зная, что «сдержанность – главное достоинство королей». Финал сыграют под Сарабанду Георга Генделя. Сарабанда – танец скорби. Протяжный. Строгий. Два заключительных титра свидетельствуют полную победу режиссера над публикой. Музыка обрывается, на экранах загорается надпись [Тишина], и зал не то, чтобы стихает, в нем поселяется тишина, которую иначе как гробовой не назовешь. Это тишина минуты молчания. Словно по Ингмару Бергману – «и тогда затихли шепоты и крики». Долгий эпизод, который никто не осмеливается нарушить. Никто, кроме режиссера, выводящего на экран [Аплодисменты.] И они раздаются. Такие же оглушительные как тишина несколько мгновений назад. Аплодисменты не те, которыми провожают актеров в последний путь, но приветственные. Скупой на эмоции, по-королевски сдержанный спектакль, сосредоточенный на «клетках мозга» публики, попал в самое ее сердце. Только с одним зрители явно не согласны. С финальной точкой в титрах. С ней зал, стоя, спорит аплодисментами, желая юбиляру долгих лет, - многоточия.
Где-то неделю назад я побывала на третьем для меня в этом сезоне спектакле, номинированном на «Золотую маску» как драма большой формы. «Юбилей ювелира» - неожиданно лаконичный спектакль МХТ спорного режиссера Богомолова с поистине великим Олегом Табаковым в главной роли.
Этот спектакль рассказывает нам о почти 90-летнем ювелире, ожидающем неминуемо приближающейся смерти от рака и старающемся лишь дожить до своего юбилея, поскольку именно в этот день он сможет увидеть королеву Англии, с которой он провел несколько часов почти 60 лет назад. Основными действующими лицами в этой постановке становятся сам ювелир (Олег Табаков), его жена (Наталья Тенякова) и наемная сиделка (Дарья Мороз). Эти трое оказываются в центре сложной драмы, разыгравшейся в последние дни жизни ювелира.
Спектакль представляет из себя зрелище весьма неторопливое, в основном, основанное на разговорах, а не на действии, и все происходящее, все переживания – это какой-то итог всей прожитой жизни, находящий свой выход здесь и сейчас. Именно в видимый нами момент времени мы узнаем о ювелире больше, чем узнали бы когда-то еще, вся его жизнь – как длинная история, уже подходящая к концу. Кажется, из троицы на сцене никто не боится смерти: ни ее приближения, ни ее вида. Каждый озабочен чем-то своим, что отвлекает от мрачных мыслей. Мы знакомимся с ювелиром, человеком весьма ироничным, совсем не боящимся приближающейся бесконечности, старающимся просто жить и шутить, имеющем в жизни цель, пусть она и кажется окружающим химерой. Его жена – очень противоречивая роль. С одной стороны, сварливая женщина, с другой – всю жизнь прожившая с тенью иной любви героя за спиной, но сама любящая и преданная. Пришедшая сиделка выглядит призраком в этой семье: она классическая серая мышь, прекрасно это осознающая и смирившаяся с этим. Интересно, что с этой героиней мы тоже знакомимся: она не скрывает своей жизни и говорит о ней безразлично и отстраненно, как будто речь идет вовсе не о ней. Эта героиня хладнокровна, ее мышление абсолютно трезво, на нее не влияют привязанности, поэтому именно она может стать лучшим советчиком и судьей в этой семье, ведь смотрит со стороны.
Королева в этой истории возникает сначала как всего лишь байка из жизни ювелира, но, в отличие от любых других историй, перед нами живой рассказ: эта история записана на видео, где действуют молодые герои в черно-белых тонах. Красивый молодой герой и очень красивая, и мягкая еще не королева, но просто привлекательная женщина. Становится очевидным, что эта тема должна выйти на первый план, раз ей посвящен видео-сюжет. Королева становится тенью, преследующей в первую очередь жену героя, а сейчас, в момент приближения того самого юбилея, на который она должна пожаловать, тень начинает обретать очертания и входить в жизнь семьи постоянно.
Кажется, что даже давние семейные проблемы, такие как сын в Австралии, с которым то ли не хотят говорить, то ли не могут, не важнее этого мифа, так нежно оберегаемого и лелеемого. Это очень большой вызов для жены героя, ведь даже сейчас, прожив всю жизнь в ревности, на пороге смерти своего любимого, она сталкивается с недосягаемой конкуренткой. Как она может бороться с мечтой?.. Все противоречие ее положения мы видим в одном разговоре с сиделкой, заставляющем ее задуматься, что же сильнее: ее обида или ее желание сделать мужа счастливым. Ведь она любит его, пусть сама уже не молода, пусть для нее характерны возрастные особенности характера, как сварливость, как охота за скидками, пусть даже маленькими, как уменьшение своего возраста, тем более нелепое, чем более очевидное на фоне информации о возрасте сына, например.
Сиделка в этой истории могла бы играть роль рассказчика, но она скорее играет роль судьбы, пусть чуть, но корректируя решения героев. Поэтому она так незаметна, поэтому она так безразлична к себе самой. Она на сцене очень часто: в разговорах с семьей или просто в уголке в сцене воспоминаний, где ее просто не могло быть. Конечно, это намеренное оставление героини на сцене, придающее загадочности ее персоне: земной ли она человек или ангел, пытающийся принести немного счастья прожившему трудную жизнь человеку? Сиделка упоминает свою жизнь: район, где живет (судя по всему, отвратительный), родственников (отца), на редкость равнодушно говорит о своем одиночестве и отсутствии детей. Она не менее спокойно говорит о своей работе, о тех своих клиентах, последние дни которых пришлось наблюдать. Что закалило ее характер? Собственные трагедии, остающиеся за скобками, или постоянное наблюдение за людьми с печатью смерти на лице? Или она и правда существо не земное? Трудно понять, но роль ее в происходящем при всей ее незаметности очень велика.
Номинированный на «Маску» за эту роль Олег Табаков исполняет роль легко, очень по-человечески. Его герой очень размеренный, оптимистичный, совсем не демонстрирующий свою боль. Он ведет себя как всегда, чуть эгоистично, чуть иронично. При этом очевидно, что он просто держится изо всех сил. Здесь нет всплесков эмоций, нет скрытого нерва, но есть просто жизнь отдельного человека, которую мы видим. Ключевая сцена – это финальная встреча ювелира и королевы, исполненной то ли приглашенной актрисой, то ли самой его женой. Этот момент – сбывающаяся мечта, то, к чему шел герой всю свою жизнь. Олег Павлович играет сцену с трепетом жаждущей и ждущей души. Встреча долгожданная и жестокая одновременно. Встреча спустя 60 лет разительно отличается от запечатленного на видео эпизода: она более церемонная, холодная, официальная. Несмотря на холодность старости, здесь есть очень человеческое: подарок, собираемый всю жизнь и реакция на него. Королевская церемонность, проявляемая гостьей, кажется, разбивает не просто сердце ювелира, но и всю его жизнь. Когда рушится то, на что так долго надеешься, во что вкладываешь всю свою душу. Становится не понятным, что было бы лучше: такая реакция гостьи на подарок или отсутствие гостьи вообще. Сцена оставляет комок в горле и слезы в уголках глаз.
Хочется отметить то, что спектакль поставлен Константином Богомоловым очень осторожно, с оглядкой на Олега Табакова: чтобы великому актеру и руководителю было удобно играть в этом спектакле. Сценическое пространство продумано: перед нами не просто воссозданная комната какой-то лондонской квартиры, но будто исчезла стена, и мы наблюдаем за этим происходящим в одном отдельно взятом доме. Подглядываем, а вовсе не актеры играют происходящее перед нами. Обстановка квартиры скромная, но убедительная: дешевый стол, стулья, кровать, маленький телевизор, какая-то англоязычная книга на столике, балкон. В то же время, перед нами будто и декорации для теленовеллы: над «коробочкой» расположены экраны, показывающие происходящее и героев со всех сторон. Будто сериал или попытка запечатлеть каждую минуту этой драмы. Экраны периодически опускаются, играя роль кулис, и на них появляются слова, заставляющие задуматься, слова, приближающие к тому, что же на самом деле происходит с героями истории. Слова вовсе не раздражают, но создают настроение, и здесь это единственный искусственно внесенный художественный прием. А может, эти слова – то что думает холодно-статичная сиделка, почти неживая тень, оказывающая такое влияние на происходящее. Работу с экранами хочется отметить еще и с той точки зрения, что совершенно никакие элементы сцены не закрывают от зрителя происходящее на них, хотя, возможно, мы просто очень удачно сидели в зале.
Постановка мрачноватая, так как вызывающая наружу многие внутренние страхи зрителя, но откровенная и качественная. Сделана она очень осторожно и с оглядкой на великого мэтра. Не уверена, что «Юбилей ювелира» заслуживает «Маску» на фоне своих конкурентов («Сон в летнюю ночь» мне понравился больше), но это однозначно стоящая премьера ведущего московского театра.
"Люди в театр приходят смеяться и плакать. За одно из этих проявлений зрительских чувств я могу поручиться", - примерно так описывал Олег Павлович Табаков постановку Константина Богомолова "Юбилей ювелира", где сам юбиляр Олег Павлович (а пьеса эта поставлена по случаю 80-летнего юбилея Табакова) сыграл заглавную роль.
Ах, Мастер!.. Знали бы вы в тандеме с гениальным режиссёром, что где-то в бельэтаже это будет не просто сопереживанием и слезами, а - чего уж! - фонтаном слёз уже с середины спектакля, к концу же - горло предательски сдавит комок, не позволяя крикнуть восхищённое "Браво!". Хотя, конечно, вы знаете это..
"Юбилей ювелира" - очень тихая и совсем не праздничная постановка, в которой от юбилея нет ничего привычного, праздничного. Лишь ожидание того, как бы дожить, дождаться исполнения мечты, возраст которой 60 лет. Главный герой пьесы, разорившийся ювелир Морис Ходжер, узнаёт о том, что смертельно болен и осталось ему не больше месяца-двух. Два месяца ему необходимы не праздника ради: ровно через этот срок ему исполнится 90 лет, и на чай к нему придёт сама Королева Англии,(
о встрече с которой он договорился 60 лет назад, принимая участие в её коронации. Иллюзия или реальность та встреча - зритель не узнает (хотя и увидит в специально снятом видео то, как хранит тот день память Мориса), узнает лишь, что память Мориса хранит тот момент, как главный в жизни, подаривший влюблённость, смысл, мечту.
Эти последние месяцы Морис проводит с сиделкой в роли Дарьи Мороз и женой, так фантастически переданной Натальей Теняковой. Как играет Наталья Тенякова эту женщину! Так передаёт её любовь - зрелую, земную, безумную, не всегда прощающую, которая и после 66 лет совместной жизни ревнует, будто в бурной молодости. Ревнует и запрещает нанимать актрису, которая может сыграть роль Королевы и воплотить последнюю мечту мужа, в наступивший день юбилея. "Он Вас очень любит", - говорит сиделка Кэти. "Знаю. Любит. Но никогда не был влюблён", - отвечает она.
От начала и до конца в "Юбилее ювелира" боишься дышать и пропустить хоть слово, нарушить эту светлую печаль, боль смерти, поданную так страшно, спокойно, без истеричных криков, обычно сопутствующих уходу. "Давайте будем реалистами: вам 89 лет, Морис, вы неплохо пожили", - говорит героиня Дарьи Мороз. И от слов её холодно, ведь, как говорил, один из героев А.Чехова: "Жить хочется и в 90 лет"... Как же органична она в этой роли! Сложной, противоречивой, часто видящей смерть. Но умеющей сочувствовать там, где только это чувство может спасти.
Сказать об игре, вернее, жизни Олега Табакова в этой роли, можно одной фразой, из этого же спектакля: "По моим наблюдениям, люди с богатым воображением не стареют. Они точно светятся изнутри, у них особый блеск в глазах". Так. И никак иначе.
Актёры у Константина Богомолова всегда, а здесь особенно, не играют - живут, без придыханий и театральных жестов, а зрители будто подсматривают жизнь. Интонации их предельно просты, как в жизни, осознанной и настоящей; интонации, с которыми не скатишься в пафос и банальность. Вся же тяжесть пьесы льётся буквами с больших экранов - узнаваемый и столь точно бьющий в цель инструмент Богомолова. "Начало", "Начало конца", "Начало конца начинается". На сцене всё спокойно, а с экранов бьются воспоминания, эмоции, чувства, память. Память, которая "всего лишь клетки мозга". Клетки. И ничего больше.
На "Юбилее" у меня щемило сердце, и я впервые не могла крикнуть "Браво!". Все 1,5 часа пьесы, где нет ни единого лишнего слова и неверной эмоции, казалось и остро чувствовалось, что Богомолов, будто переиграл самого себя, перепрыгнул все свои прошлые шедевры, сотворив фантастическую тишину, боль, любовь. Здесь такая тонкая грань между лиризмом и трагедией, что в одной истории - целый Космос, отдельная Вселенная, которую несут в себе три актёра и титан-режиссёр.
Что до королевы, то она, конечно, придёт. Кто ею будет: нанятая актриса, переодевшаяся жена или настоящая Королева? Зритель увидит сам. И, возможно, поверит, что умереть можно, исполнив заветную мечту. Ведь "смерть приятный гость, если умирающий радушный хозяин"... (с)
Легким штрихом и эстетическим намеком канторовские мотивы "Театра смерти".
Но все исключительно авторский театр и абсолютно доверительные отношения между актерами и режиссером. Щемящая нежность и умиротворение.
«Смерть как подарок в день рождения»
Кто намекнет Богомолову, что он очень хочет в творческий отпуск, занятый съемками фильма? Нельзя ему в этом отказать. Константин снимите кино немедленно.
Абсолютно доверительный хрупкий камерный спектакль. Так пронзительно честно с открытой уязвимостью мощных надежных актерских тылов говорить о смерти как подарке может только Богомолов. Неслучайно в роли доктора сообщающего смертельный диагноз, выходит режиссер спектакля. Возможно разовая акция без надежды на повтор. Некоторые ценители вздрагивают, не веря своему счастью, и радуются находке особого рода доверия актера и режиссера. Спектакль, где важно оберегать и слушать тишину. Зрителю перенять качество понимать шутки без сопровождения смехом.
Начало. Начало конца. Начало конца начинается.
Богомолов продела ювелирную работу с пьесой «Юбилей ювелира» британской актрисы и драматурга Николы МакОлифф. Начало на своем месте и внимание концентрируется на главном с первых минут. Адекватный аскетизм, чтобы начать откровенный разговор о человеке в ожидании смерти. Сюжет предельно лаконичен и выверен. Строгость классической формы в единстве времени и действия. Внимание нацеливается на содержание, которым обрастает спектакль. Не так просто убрать все лишнее из бенефисной пьесы. Но когда за дело берется Богомолов, то делает это превосходно. Кратно о сюжетной фабуле. По причине болезни Мистера Мориса Ходжера, он и его жена Хелена приглашают медсестру-сиделку Кэти. В разговоре выясняется, что Морису жизненно важно прожить до дня юбилея. Потому что 60 лет назад Королева Елизавета II обещала быть с визитом на чай в честь дня рождения мистера Ходжера, который совпадает с днем ее коронации.
Четыре экрана справедливо делают спектакль кинематографичным. И одновременно экраны безопасный занавес и главный дирижер зрительских переживаний. Легкие штрихи сниженного регистра эмоций на фоне деликатного погружения в реалистичное обостренное ощущение течения времени здесь и сейчас. Узнаются отголоски спектакля «Мой папа Агамемном» (Малый театр Вильнюса), где ритм эмоций был сведен до нулевого уровня. Актеры произносили текст сдержанным и будничным голосом. Каждый из актеров выдерживал строгость достойную королей.
Едва заметный сквозняк от балконной дверь, за которой чернота бездны. Тени отдельная красота сценографического решения. Умелый филолог мастерски управлял физиологией эмоций. Воздействует простым текстом на базовые чувства и добирается на верную глубину. Надежно и безоговорочно закольцевались старость и детство. Не уступить смерти в первенстве за день рождения. Эпизод укола морфия, где неуместны практические манипуляции. Действие уступает место ремаркам на экране. Простые слова как обезболивающие философско-поэтические мотивы в титрах на четырех экранах: морфий попадает в кровь. Морфий обнимает кровь. Кровь разносит морфий по дряблому тему, словно талый снег.
Память – это клетки. Рак умножает клетки. Рак умножает память. Память – это опухоль.
Человеческая память порой напоминает захламленный шкаф или переполненный склад в зависимости от багажа знаний. Однажды стирается граница между реальной памятью и воображением, рожденным теми же клетками памяти. В одночасье мечта и сон становятся явью. Кому-то покажется верной версия, что визит королевы визуализация сна на пороге между жизнью и смертью. Долгожданная встреча Мориса и королевы Елизаветы II кульминация самый насыщенный чувствами невысказанными много лет. Без лишних эпитетов сильная актерская работа. Игра слово неловкое, потому что они говорят и дышат просто о сложном.
Приходит смерть. И приходит тишина. Молчит стол. Молчат занавески. Тишина. Аплодисменты.
Принять смерть как связку шариков в день рождения от папы и мамы. Принять тишину. От начала до конца с достоинством выдержать жизненный путь. Ценными ресурсами на том пути любовь близких и мечта, которая живет рядом.
"Юбилей ювелира" очень угнетающий спектакль. На полтора часа прибивает к стулу своей тяжестью, разговорами о смерти. Сюжет: живет ювелир, которому скоро 90 лет, он болен раком, нанимает сиделку. У ювелира есть жена, сын в Новой Зеландии живет. Главная цель - дожить до юбилея, потому что сама королева обещала прийти к нему на чай. И вот разворачивается небольшая история вокруг этого юбилея.
Больше половины спектакля я не могла понять, зачем Табаков решил взяться за такое произведение? Только в конце, в сцене с "королевой" я поняла всю глубину и трагизм истории. Ради этой сцены стоило сидеть спектакль.
Обсуждать актерские работы бессмысленно, во-первых, всего 3 артиста на сцене, во-вторых, их бы не было, если было бы плохо. Отмечу режиссерские ходы.
Это первый спектакль Константина Богомолова, который я смотрела, думаю, это единственный бесспорный спектакль (хотя могу ошибаться). Самое главное и отличное, что придумал режиссер - повесить экраны, потому что артисты практически постоянно сидят за столом так, что чье-то лицо гарантированно не видно. Над сценой висели 4 экрана, а по краям сцены стояли ребята с видеокамерами. Непривычно, но спасало часто. На эти же экраны проецировались фразы пьесы (как я поняла) о смерти.
Я не могу сказать, понравился мне спектакль или нет. Поймала себя на мысли, что зрители тоже были в несколько угнетенном, подавленном состоянии, даже стоя аплодировать не сразу сообразили. Я бы не стала рекомендовать спектакль именно из-за темы, но в то же время посмотреть на мэтра, конечно, стоит.
"Юбилей ювелира", послуживший, простите за тавтологию, юбилейным бенефисом к прошлогоднему 80-летию Олега Павловича Табакова - это блестящая постановка. Не имеющая при этом ничего общего стилистически, если не брать декораторские и визуальные решения, с привычными работами Константина Юрьевича Богомолова. Тем удивительнее ее смотреть.Никакого трэша, буффонады и соцсюра, чистая и мощная драма, усиленная строками произведения на привычном уже для богомоловских постановок размноженном большом экране.
Драма получилась насколько тяжелая и грустная, настолько же тонкая и романтичная. Философская и простая при этом совершенно. Смерть как катарсис любви и смерть как прощение, а может быть, высшая точка жизни - это и есть осознание невозможности истинной любви, заменяющее жизнь смертью?
Если до этого спектакля у меня были сомнения в отношении стилистической гибкости Богомолова, то после увиденного они развеяны. Он - блестящий наш современник и колоссальный постановщик, бьющий классический театр по зубам синематографичностью действия и фантастически умело умеющий варьировать акценты в зависимости от концепта пьесы. Маэстро
Юбилейное
Если бы не незатухающая волна восторгов по поводу последнего МХАТовского "Юбилея Ювелира" с Табаковым и Теняковой, я бы свои две копейки оставил при себе, но промолчать среди такого ажиотажа- это как похвалить, с хвалить такое нельзя.
Все понятно- Табакову 80, он сам болен, а тут такая щемящая тема и такой модный Богомолов.
И лучшие ошибаются.
Зал забитый московским бомондом от Собчак до Шуфутинского был растроган и рукоплескал, и ручаюсь вам, что при этом никто ничего не понял. Королева ли приходила к ювелиру в конце или переодетая ею жена, понял ли он, что это жена, и ради чего он обрек себя и семью на нищету, и почему он не говорил с сыном - это все как-то никому было не важно, когда на черных экранах белыми буквами писали про смерть. Если Богомолов освоил Power Point- это еще не повод подменять спектакль презентацией, на непонятую тему. И зачем скажите нужен Табаков, если он не играет, а шаркает. Уверен- это часть режиссерского замысла: убить в актере все актерство и так раскрыть тему смерти. У Дарьи Мороз излучающей свою фирменную тему андрогинной фригидности тема смерти раскрывается в каждом чихе, и без всякой режиссуры. Жалко Тенякову, которая одна и играла все полтора часа. Не осилив глубин недоделанной пьесы и недоиспеченного спектакля она играла как умела и что могла. Очень талантливо ибо иначе, наверное, уже не умеет. И тем обиднее было, когда все цветы- воровские венки, чиновничьи букеты и интеллигентским лютики - отдали Табакову. Просто положили как на памятник. И хлопали. Довольные собой, гордые своей сентиментальностью и чуткостью, и возможностью увидеть друг друга. Когда-то давно Захаров пригласил Горбачева в Ленком на юбилейный спектакль и капустник. Зайдя в зал и оглядевшись, Михаил Сергеевич на выдохе воскликнул " Да у вас здесь просто пир духа!". Его ставропольский акцент создал один из важнейших мемов российской культуры "пирдуха". Её после спектакля "Юбилей ювелира" было вдоволь.
В день премьеры "Юбилея ювелира" на сайте МХТ им. Чехова появилось письмо автора пьесы к творческой команде спектакля. "...Его Королевское Высочество Принц Уэльский и Её Величество Королева знают о предстоящей премьере, и я с радостью расскажу им подробности, как только увижу спектакль, который — я в этом ничуть не сомневаюсь — будет превосходным сценическим воплощением моей пьесы и придуманных мною персонажей. Точнее, теперь это ВАША пьеса и ВАШИ персонажи!"
Постановка Константина Богомолова придает последней фразе Николы МакОлифф совершенно иной смысл; хотя с оригиналом я знаком лишь поверхностно, очевидно что это действительно совсем ДРУГАЯ пьеса и ДРУГИЕ персонажи. В "Юбилее ювелира" мы наблюдаем редчайшее явление: не драма снижена до бульварной мелодрамы, а наоборот, бульварная мелодрама поднята до уровня драмы, причем без всяких уступок зрителю. Фирменными приемами, отточенными в предыдущих постановках (крупные планы на экранах, видеофлэшбэки, ремарки в виде титров, которыми прерывается спектакль), Богомолов добивается предельно серьезной и очень личной интонации, без дешевой сентиментальности и пошленького юмора. Актеры следуют за режиссером скрупулезно и держат интонацию спектакля до самого финала: строгую, точную и безжалостную, как рак в терминальной стадии.
Постановка Богомолова с Олегом Табаковым, Натальей Теняковой и Дарьей Мороз. Общее впечатление - зарисовка на тему смерти. Сюжет произведения и его отдельные философские мысли повторением и музыкой погружают зрителя в размышления о смерти своих близких, в первую очередь своих родителей, во вторую - своей и старости в целом. А теперь некоторые заметки по ходу просмотра. Во-первых, удивило сразу что спектакль длится всего 1,5 часа без антракта, когда обычно у Богомолова постановки длятся по 4 часа минимум. После просмотра уже понимаешь, что и для Табакова было бы тяжело уже играть так долго, да и зрителю размышлять о теме смерти было бы тяжеловато. Во-вторых, сразу замечаешь диссонанс между исполнениями ролей героями. Старая гвардия играет классически, а Дарья выдает фирменный Богомоловскй прием - монотонный безэмоциональный речитатив, хотя слова говорит вполне эмоциональные. Возможно, она как бы символизирует бездушную , рациональную смерть и зеркало, в котором отражается вся жизнь и ее итог 3) Интересный и необычный сюжет, но постановка достаточно тривиальна, иногда становилось скучно, если бы не надписи на экранах с трагической музыкой и повторение фраз для внедрения мыслей в мозг зрителя, не уверена, что проникновение было бы достигнуто. 4) Играли все достойно, особенно понравилась Тенякова. Для меня это было благодарность, признание и прощание с Табаковым. Когда весь зал в конце долго стоя ему хлопал - я прямо всей кожей это чувствовала. Дай боге ему прожить и пожить еще долго, но когда я еще увижу его на сцене - думаю, никогда.
МХТ - очень добротный наш театр. Ну действительно, мы достойны хорошего театра. Вот он. Вот и его худрук в главной роли. Я бы не сказал, что очень уж выкладывался, но держал марку. Да и постановка (Богомолов) хороша, кроме нескольких не совсем удачных осовремениваний (ну например, сцена с уколом шприцом , когда пациент сидит в другом конце комнаты, ну к чему эта дистанция, что она должна нам показать? какой-то бецельный прием - а все должно быть по делу). Концовка достойна показать величие и мощь театра: в комнату входит дама, в костюме королевы , но мы не можем понять , кто она (возможно, зрители первых рядов разглядели?) , в этом интрига , тройной открытый финал, кто это? Королева, Жена, Нанятая актриса? Мы не знаем. Прекрасный финал, достижимый только театральными средствами (расстоянием до зрителя). Но мониторы в этот момент должны быть отключены!! Это режиссерский просчет , очень крупный.
А как Вы относитесь к смерти? Боитесь? Напрасно! Вы же не боитесь появляться на свет! Это дар Бога - который воплощают родители! Впрочем, подробнее посмотрите в спектакле. Спектакль, к слову, для думающего зрителя; для зрителя, который ценит смысл в искусстве, а не мишуру и шоу. Для зрителя, который готов полтора часа дружить с мурашками на своем теле. Ведь мы видим 4 разных точки зрения на один самый волнующий вопрос - грустную иронию героя О. Табакова, железную мимику героини Д.Мороз и тонкий стеклянный юмор героини Н. Теняковой. А кто же 4, спросите Вы. Отвечаю - зритель. Зритель своим тяжелым дыханием и смехом сквозь слезы показывает (даже высказывает) свое отношение к тому, что слышит и видит.
Здесь музыка виртуозно переплетается с текстом, бегущим и цепляющим клетки людей, здесь филигранное спокойствие течение действия вызывает беспокойство. Здесь экраны, словно зеркала режиссера Богомолова , который вдруг стал не похож на себя, и автора пьесы, который стучится в наши сердца. Не волнуйтесь, это не ужастик, а правда окружающая нас. Идите, бегите под такт души и смотрите!
Смерть - это тишина. Смерть - это спокойствие. Смерть - это молчание. "Юбилей ювелира" - не спектакль; зарисовка смерти. Последних недель жизни. Страшно... как герои постановки просто к этому относятся. Смиряясь со смертью, принимая ее. Ожидая, как гостя. Осталось лишь взять связку воздушных шариков... и выпустить их в небо.
Это тихий и спокойный спектакль, именно такой, каким он и должен быть. Смерть - это тишина. Происходящее на сцене очень интимно, потому что - тихо, потому что - слишком правдиво. Не каждый готов видеть ТАКОЕ, испытывать ТЕ чувства, которые пробуждает спектакль. Не каждый захочет сидеть в партере и ежиться от холода, исходящего от сцены. "Умирая весной - ты просто умираешь весной" - это сквозит через весь спектакль - ПРОСТО. Все это так ПРОСТО. И от того, что все это - ПРОСТО - на душе становится так холодно. Да, в спектакле говорится о смерти, о болезни, о счастье через призму неизбежного, о жизни в преддверии, об ожидании приближающейся смерти... но как иначе сказать об этом? Титры, которые сопровождают спектакль... Простые и точные. Красивые и безжалостные.
Наталья Тенякова... С каким достоинством сыграна ее роль... От начала и до самого конца. У ее героини есть и ревность, и затаенная обида, но насколько сильнее оказывается любовь.. Насколько, что она сумела не просто решиться на поступок, но и выдержать все те слова...
Наталья Тенякова... С каким достоинством сыграна ее роль... От начала и до самого конца. У ее героини есть и ревность, и затаенная обида, но насколько сильнее оказывается любовь.. Насколько, что она сумела не просто решиться на поступок, но и выдержать все те слова...
Дарья Мороз... Холодная, бесстрастная, прямолинейная. Ее Кэти, просыпающаяся рядом со смертью, живущая с ней бок-о-бок, проявляет вместе с тем какие-то такие добрые человечески качества... которые хоть и простые, но из-за такого близкого соседства выглядящие еще более трогающими.
Олег Павлович Табаков... Невероятный Мастер. Нужно иметь настоящее мужество, чтобы сыграть в подобном спектакле. Приурочив к собственному юбилею. Но какой можно было сделать выбор, лучше этого? Чем крупнее цифра юбилея, тем сильнее ощущается дуновение холода. Было зябко. Каким голосом он говорил о ногах отца.. И уже все было неважно.. Это был совершенно другой Табаков, отголоски которого приходилось встречать лишь в других спектаклях Константина Богомолова. Бесстрашный и отважный Человек!
Начало конца.. Ведь оно реально существует почти всегда. С чего-то конец должен начинаться, особенно такой. Скупая на эмоции постановка. Скупая на эмоции, но не на чувства. Встреча лицом к лицу со смертью, знакомство со смертью. Оказывается, вот как это просто бывает - умирать. Тихо и спокойно. Если у человека есть цель всей его жизни, к которой он стремился... он может оказаться сильнее смерти, сильнее рака. Вопреки всему, можно выиграть у смерти последнее - время. Умереть, реализовав свою мечту, ради которой жил... дожил.
Финал для актеров, но не для спектакля. Лицо Табакова... Его надо видеть. Сколько в этом лице! Никакие слова не нужны. Кроме тех, что пойдут титрами в полной темноте. Титры о молчании. Молчании дверей, занавесок, стен. Сидишь в переполненном партере, и одновременно - один на один с этими буквами. Это острое одиночество. Сосущая пустота. Она физически ощущается.. Когда мягкая уютная постель кажется холодной и жесткой. Когда легкие шторы висят на окне, словно каменные. Когда от стен веет могильным холодом, а каждая вещь резко выделяется из сонма других. И все это молчит. Красноречиво. Молчит. И везде тишина.
Особенное спасибо Богомолову... за ТИШИНУ.
Мне не понравилось по большому счету все, кроме игры Теняковой! Странная пьеса для бенефиса - недодуманная, поверхностная, чисто западно-европейская. Желание познания и принятия смерти, примирения с ее неизбежностью она не удовлетворяет. Табаков, который, казалось бы, должен был показать результат своей многолетней творческой деятельности - виртуозную игру на уровне взгляда (иначе зачем эти огромные экраны с крупным планом актеров?) больше похож на статиста. Дарья Мороз создает отрешенный образ сиделки-проводника в "мир иной", не близкий нашему христианскому зрителю, разве что увлекающемуся восточной философией.. Вылетела пулей с этого мероприятия. Стало страшно за будущее главной сцены страны, если бенефис ее худрука имеет такой сомнительный уровень. Показательно, что на поклоне цветы получили все, кроме Теняковой, которая одна напоминала о существовании знаменитой школы Станиславского и выжала из этой пьесы все, что могла. Лишь она одна смогла протянуть тонкую связующую ниточку от бездуховной пьесы к зрителю, выросшему на произведениях русских классиков. Закралась крамольная мысль - задумка режиссера в том, что все давно "мертвецы" и можно давать "театр без души" и все равно все будут аплодировать? :)
Между 4 и 5-кой.Все отлично:сценарий,актерская игра(Наталья Тенякова в роли английской королевы настолько точно и убедительно,что кажется что это настоящая Елизавета 2 на сцене),видеопроекции,тексты на экранах.Но очень уж грустно все это.Конечно тема смерти не может быть веселой.Но посмотреть стоит,эта пьеса обогащает душу.
"Юбилей ювелира" - эту грустную пьесу выбрал Табаков к своему 80-летию. Богомолов заморозил все и всех. 99% времени персонажи сидят без движения за пустым столом, на четырех экранах - крупные планы сцены, на экранах же идут ремарки, позволяющие персонажам продолжать сидеть неподвижно. Эмоции при -18 по Цельсию. По юмору только то, что те два молчела, что пару раз по ходу что-то передвигали на сцене и подносили (тоже очень лаконично), вышли на аплодисменты, кланялись очень собой довольные, один даже не смог удержаться и почесывался на поклонах, тоже с удовольствием. И еще они в жизни братья-близнецы. Табакову добрые зрители не пожалели оваций, а он за это изобразил из себя на пару секунд памятник в римском стиле: гордый профиль, скромный шарфик, повязанный по моде удавкой, превратился в тогу, а на голове материализовался лавровый венец, все это приправил ироничной улыбкой - гениально!
Очень умная, дистиллированная постановка на тему смерти. Королевская старость. Достойные люди. Большая любовь сквозь годы. Ни в коем случае этот спектакль не нужно начинать сравнивать с другими работами Богомолова, и с другими вещами в репертуаре МХТ. Эта постановка особая, сделанная тонко, мудро и с конкретным сознательным смыслом.
И продолжительность 1ч.30м.
Светлый спектакль с красивым, трагичным сюжетом. Необычно. Олег Табаков - браво! Стоит сходить, чтобы увидеть вживую невероятную харизму "ювелира".
МХАТ имени А.П.Чехова
Пронзительная история любви...
Три эскиза любовных треуголиников...
Три женщины и один мужчина...
Мужчина, который может себе позволить все - черный цинизм по поводу собственной смерти, ожидаемой через 4-6 недель, или насчет 60 лет супружества; и тонкую хрупкость влюбленности, пронесенной через всю жизнь - бережно и благоговейно...
Отличный спектакль о том..., каким обаятельным может быть человек, правильно подбирающий роли...
Камерно и ювелирно! Любовь женщины и фантазии мужчины в деталях семейной жизни. И смерть, которая когда-нибудь обязательно постучится в их дверь. Экраны формируют динамику спектакля, выстроенную на крупных планах. Я не могу сказать, что это тв-культура или кино, скорее нам дали возможность разглядеть игру актёров без помощи бинокля, зрителям в театре ведь всегда не хватает лиц героев. Великолепный перфоманс, если говорить современным языком! 🎭
Записки дилетанта.
№ 15. МХТ им. Чехова. Юбилей ювелира (Никола МакОлифф). Реж. Константин Богомолов.
Юбилей Табакова.
МХТ имени Чехова хоть и стар, но по-современному диверсифицирован, имея 3 сцены: основная, малая или новая. Внутри тесно, интимно, камерно. Где бы ты ни был, на тебя со стен из деревянных рамок глазеют знакомые лица. Полная внутреннего трепета и восторга капельдинерша продаёт автобиографию Олега Павловича Табакова, худрука театра. Судя по всему, он местный святой, и к тому же играет сегодня главную роль в спектакле. Деревянные спинки сидений в зале рассчитаны на настоящих поклонников. В фабуле спектакля «Юбилей ювелира» - старость и смерть от рака. У возрастной публики, битком набившейся в зале, торжественные лица. Пожилая театралка роняет пробку от воды и уже не может поднять её – вот она старость…
Никола МакОлифф - английская актриса театра, кино и телевидения, писатель и драматург. Динамичная пьеса, полная солёных британских шуток, обаятельного цинизма на самом деле посвящена любви к английской королеве, появляющейся в самом конце, как воплощённому символу всего самого лучшего, что есть в британском характере: обязательно наличие юмора, желательно чёрного, жёсткая дисциплина, сдержанность и строгость к самому себе, развитое чувство собственного достоинства и постоянное присутствие духа несмотря ни на что. Сюжет повествует про обедневшего ювелира Мориса, бодрого, любящего пошутить над собой старика, живущего с любящей, и даже до сих пор ревнующей женой Хеленой, который умирает от рака, но мечтает встретить 90-летний юбилей и обязательно ждёт на него королеву. Когда-то давно в молодости, в свой день рождения, он, в качестве хранителя королевских регалий провёл несколько часов с юной с ней вместе (никакого интима!) и они, танцуя, пообещали друг другу совместное чаепитие через 60 лет. Морису никто не верит, но его это мало беспокоит, он пронёс эту историю через всю свою жизнь. Перед юбилеем Морис заболевает раком и стремительно угасает, но при этом не ни на грамм не теряет перечисленных качеств настоящего джентльмена. Приближается развязка: доживёт ли именинник и придёт ли королева?
Испортить быстрый, полный фирменного английского юмора спектакль с таким актёрским составом (Морис – Олег Павлович Табаков, Хелена – Наталья Тенякова, Кэти – Дарья Мороз) почти невозможно. Декорации, состоящие из икеевской мебели просты, актёрская игра сдержанна, персонажи большую часть времени сидят неподвижно и разговаривают - главное здесь диалоги. Актёры шутят с большим удовольствием, много и преимущественно над собой, а над своей старостью порой даже глумятся. Не обошлось и без шуток про газы и клизму. Есть место и ревности несмотря на преклонный возраст. Эти сильно пожилые, потрёпанные жизнью люди на самом деле живее многих молодых. К ним автор испытывает большую симпатию. Режиссёр разбавил статичное действие четырьмя опускающимися и поднимающимися мониторами, на которых в перерывах между сценами появляется ремарки, порой заигрывающие со зрителем, во время действия на них проецируются изображения лиц актёров (в зале установлены видеокамеры). Ловишь себя на том, что чаще смотришь именно на монитор, в привычный себе телевизор с сериалом с обязательными крупными планами. Также видеоряд - прекрасный способ визуализировать момент знакомства Мориса и Елизаветы II. Что касается режиссёрских ремарок, транслируемых в темноте и тишине («Начало. Начало конца. Начало конца начинается»), то к концу спектакля («Приходит смерть, и приходит тишина. Молчит стол. Молчат занавески…») в этом тотальном молчании всё слышней вздохи зрителей. У кого-то даже предательски громко урчит в животе. Константин Богомолов вопреки тексту добавил имениннику здоровья – встреча с королевой прошла безупречно, но в тексте эта его старческая беспомощность смертельно больного повышала градус сопереживания…
Англичане любят свою королеву. Эта пьеса про неё, про выражение любви к ней, как эталону всего самого «английского» в человеке. Каждому надо быть настоящей «королевой» в любых обстоятельствах и в любом возрасте и даже перед лицом смерти. У Константина Богомолова тоже есть своя русская королева – это Олег Павлович Табаков. Спектакль в том числе и про него, это выражение любви к своему учителю. И зрители в своих аплодисментах разделяют эту любовь.
Гениально!! Этим все сказано! Главные в этом действе действительно актеры и они прекрасны. Не важны не декорации, они лишь фон ко всему происходящему. Музыкальное оформление конечно хорошо сопутствует сюжету, в некоторые моменты аж мурашки бегут. Сюжет с одной стороны прост и незатейлив, но с другой в этом вся наша жизнь. Она ведь тоже как бы проста, но мы в ней живем и переживаем, пока не умрем...