Не пробовали пожить на Плоской Земле? Нет? Или глянуть на такое? Особенно, когда это представлено на театре. Речь не об инсценировке книжного цикла Терри Пратчета. Эта история «про сейчас». И вроде как у нас стряслось. Разве что еще Антарктида вписалась… Бред? Ну, как посмотреть. Вот автор пьесы, а вслед и режиссер посмотрели. И показали.
Итак. Молодой современный российский драматург Ксандра Колесник написала пьесу «Плоская земля». А лауреат премии «Золотая маска», режиссер Александр Пономарев собрал команду и поставил. Предпремьерные показы были приурочены к 35-летию театра «Чет-нечет», Пономарев организовал его на пике нового студийного бума, когда закипела «перестройка». «Чет-нечет» потряс и критику (особенно маститую), и зрителей открытием в классике неожиданных сюжетов, необычностью взгляда на саму классику и на возможности сценических действ (Кстати в нынешней постановки участвуют Евгений Воскресенский, Ирина Автух и Коля Трифилов — эти артисты, как определяет сам режиссер, «старая гвардия» и костяк того «Чёт-Нечет-театра»)…
Пономарев сложил действо всепроникающей игры – это как бы «спектакль в спектакле». Прямо на сцене, перед нами, якобы «помощница режиссера» раздает актерам роли, и перед нами — нечто вроде репетиции будущей постановки. Словом, актеры играют актеров, которые разыгрывают перемены в судьбах своих персонажей. Это открывает богатейшее по возможностям игры сочетание «театра представления» с «театром переживания». В действе, подспудно, сквозь иронизм (даже, сарказм), все сильнее проступает драматичность в судьбах персонажей. Главное здесь - истории трех женщин. А это – три линии «любовных страданий». Второй акт полон трагизма.
При этом пьеса Ксандры Колесник – откровенное стебное высмеивание всяческих штампов в мышлении людей и общества, нынешних стандартов и стереотипов социума, идейных, официальных и прочих подобных клише, типовых, «трендовых», тематик, сюжетов, ситуаций и персонажей, кочующих по книгам, спектаклям, фильмам, сериалам. И все это – с задором, азартом, со всем критическим пылом молодости.