Драматический, Моноспектакль |
16+ |
Петр Фоменко |
11 сентября 2004 |
1 час 40 минут, без антракта |
На премьере в зале были те, кто «Записок сумасшедшего» — литературную основу спектакля «Он был титулярный советник…» — не читал. Когда Поприщин сказал: «Пойду пройдусь на Невский», одна дама, висевшая на плече у спутника, меланхолично заметила: «Невский… Значит, дело в Питере». Можно было и раньше догадаться — декорация здесь того же свойства, что и в прошлогоднем спектакле «фоменок» «Белые ночи»: серая тюремная гамма, сырость, укутанный в шинель Поприщин поглядывает в зарешеченное окно, где нет никакого солнца, в лучшем случае — тротуар с лужами.
Моноспектакль Анатолия Горячева, бывшего актера «Эрмитажа», не так давно принятого в труппу «Мастерской П.Фоменко», сделан в жанре литературной композиции. Вообще-то, Анатолий Горячев — мастер эксцентрики, пародии, абсурда, но на этот раз он ввязался в самостоятельную работу в реалистической манере, где для успеха ему не хватило режиссуры. Он картинно, словно умирающий партизан, страдает от ударов охранников, натурально выплевывает зубы после мощного нокаута, а затем трогательно шепелявит и сюсюкает, напоминая скорее мультипликационного героя, нежели человека, которому имеет смысл сострадать. Этот Поприщин выдержит все ради своей миражной любви, в которой нет ни грамма мужественности. Есть в спектакле эротический аттракцион, когда Поприщин на своей собственной ноге демонстрирует, как надевает батистовый чулочек его возлюбленная. Нежность, с которой все это делается, наводит на мысль о нарциссизме Поприщина — да он буквально утопает в любви, похожей на самолюбование. При этом Поприщин мурлыкает городской романс, первая строчка которого дала название спектаклю: «Он был титулярный советник,/Она — генеральская дочь./ Он скромно в любви объяснился,/Она прогнала его прочь». В сущности, к этой песенке смысл спектакля и свелся. В этих «Записках» Горячев, пожалуй, слишком много сказал о неразделенной любви и ничтожно мало о том, что еще мучило писателя: об унижении, бесправии и нищете. Спектакли «Мастерской П.Фоменко» всегда страдали благодушием — здесь благодушие разлито в каждой строчке.