Чо это за бред?! - услышал я от кого-то из зрителей, выходящих после спектакля.
Вот да, у спектакля, на мой взгляд, есть один существенный недостаток: из-за чрезмерно большого количества ненастоящих смертей в спектакле, к самой смерти волей-неволей в итоге начинаешь относиться как в компьютерной игре: не всерьез, как бы понарошку. Что в итоге изрядно смазывает трагизм финала. Ну, подумаешь, убили жену и ребенка какого-то актеришки: их и в спектакле-то нет. Да и актеришки в спектакли нет: вместо него проходная пешка (лейтенант Этвуд) на фоне шахматных фигур: ладьи - доктора Фурро, коня - полковника Новерраза, слона (офицера) - маршала Бертрана, королевы - Марии Валевской, ну и короля, конечно - Наполеона Бонапарта. Так вот, если нам в итоге не так жалко жену и ребенка "актеришки", то партию, вопреки действию спектакля, выиграл Наполеон. Вернее, тот монстр, каким его хотят представить заговорщики (конь и ладья), который все свои победы одержал не благодаря стратегии и тактике, а лишь благодаря тому, что наплевательски относился к людям. Никого не напоминает?
И вообще, где здесь белые, а где черные? Условные "белые" считают, что достаточно убрать "черного короля", и это решит все проблемы: "Наполеон - ху*ло", выражаясь сегодняшним языком. Спектакль поставлен Валерием Беляковичем еще в 2014 году, а премьера состоялась в сентябре того же года - в самый разгар известных событий... Достаточно ли убрать Наполеона или у хода истории все-таки более глубокие корни?! Так или иначе, в той партии не выиграл никто. Все проиграли.
P.S.
С фото, небольшим видео и программкой см. здесь.
Пьеса безызвестного канадского актера Стефана Брюлотта поставлена в театре на Юго-Западе, и имеет успех.
Как откопали подобное? Кто знает. Интрига..
По ходу пьесы, а даже и сразу, узнаём, что Наполеон вполне профессионально играл в шахматы, правда, хуже, чем в людей на полях битв. Но все равно весьма неплохо.
И любил нестандартные ходы – двигать пешек в первую очередь, например.
Вот и в этом прекрасном театре любят нестандартное.
Хотя и традиции свои есть..
И одна из них - пластическая группа полуголых мужиков.
Они как правило не являются фоном, хотя увлекательно и красиво двигаются, всем на радость, отвлекая от мрачных дум по поводу тирании, всевластия и вездесущего злодейства.
Эта группа в спектакле – пешки, моряки, жители острова Эльба, и так далее.
Грищенко, Городецкий, Соколов, Курцеба, Драченин, Ларин
Без них шахматные партии Наполеона с лейтенантом Этвудом были бы мало кому интересны.
Именно так.
Наполеон – Олег Леушин.
И это логично. Роль диктатора, умного, обаятельного и жестокого ему подходит..
У императора есть окружение, конечно, и это люди старой гвардии.
Актеры - тоже. Не только пешки, но и боевые кони, а также слоны
Вот маршал Бертран (Бакалов Евгений). Преданный и элегантный. И на балу спляшет, и врага придушит.
И предатели – доктор Фурро (Олег Анищенко) полковник Наверазз (Бородулин Сергей).
Доктор получился достаточно зловещ, а вот у полковника слишком доброе лицо и неподобающая холодному заговорщику страстность. Но живость их – так натуральна.
Нанятый на службу ими англичанин, актер и шахматист носит фамилию Этвуд. Ему не нравится добавлять мышьяк Бонапарту в винище, но куда деваться от подвижных злоумышленниуов– добавляет. Фамилия Этвуд доверия не вызывает у нас, мы знаем, что она – весьма канадская,что сотроумно, ведь французы вместе с англичанами Канаду основали как гсоударство. Так что радуемся заранее провалу миссии.
Фарид Тагиев (лейтенант Этвуд)– харизматичный герой. Мы верим его чувствам и шахматному таланту. Но не успеваем полюбить, ведь, подливая мышьяк, наш герой сближается с полькой Марией Валевской. Тогда как Матильда, бедная его жена, претерпевает беды в Париже, и подловатость этого в общем-то обыкновенного поведения как бы незаметна, потому что вроде бы как чувства.
А им не прикажешь – стоять, не двигаться. Быт – одно, романтика – другое
И они двигаются. Но честь потеряна, а потом и жизнь.
Еще одна традиция – одна актриса на спектакль.
Карина Дымонт играет двух женщин, иногда подряд. Но больше все же Валевску, гордую и коварную возлюбленную Наполеона. Матильду-пешку- мимолетно проистерит.
Надо сказать – какой замечательный акцент получился у нее, куда там Эдите Пьехе до этих шипящих. И черное платье, это так достоверно. Патриотичная Мария носила черное в знак траура по Польше.
Раз есть дама – будет нам и про любовь.
«Я никогда никого не любил по-настоящему,» - рисовался в письмах Бонапарт
разве что немного Жозефину, да и то потому, что мне было тогда всего двадцать семь лет», —. А в жизни и на сцене театра, в исполнении Леушина О.
«Со своими многочисленными любовницами Наполеон был холоден и, бывало, не поворачивая головы отдавал распоряжение идти и раздеваться, пока он дочитает деловые бумаги. Надолго рядом с ним никто не задерживался, за исключением разве что одной полячки»
Напрасно бедная Мария жертвовала честью. Хитрый Наполеон разгадал ее игру.
Кстати, в пьесе немало ремарок по поводу русского царя Александра, нелицеприятных, хотя Александр I всегда был максимально дружелюбен к императору.
Но Наполеон помнил обиды. Прежде Марии-Луизы австрийской рассчитывал жениться на одной из сестер русского царя — Екатерине или Анне. Но царица-мать пришла в ужас и спешно выдала Екатерину замуж за Георга Ольденбургского (и Наполеон не преминул отомстить, завоевав Ольденбург). О четырнадцатилетней Анне же ему сказали, что она еще слишком молода. Напрасно Наполеон предлагал императору Александру Польшу (страну за женщину), помощь в войне с Турцией и другие выгодные штуки — русский императорский дом не стал торговать дочерьми. А вот австрийский продал Марию Луизу Наполеону. Причем отец-император нашел для нее весьма своеобразное утешение, велев играть в венских театрах пьесу «Ифигения» — о том, как ради государственных интересов отцам иной раз приходится убивать собственных дочерей, принося их в жертву.
Увлеклась.
Про это в спектакле нет ничего. Тут – шахматы, и на полу, и в голове, психодел с ними просто.
А вывод простой:
Гнусно все, ребята, в мире императоров и их окружения. Всё – игра, плутовство и обман.
Тогда как морячки…может просто лишены возможности подсунуть мышьяку. Их дело – гибнуть по-другому.
Пьеса канадского драматурга Стефана Брюлотта «Партия с императором» идёт в Театре на Юго-Западе под названием «Игра в Наполеона». И действительно, пьеса не претендует на историческую строгость, это скорее игра в воссоздание великого прошлого.
Наполеон (засл. артист России Олег Леушин), уже единожды поверженный, сослан на маленький остров Эльба. Ему милостиво позволено стать игрушечным императором карликового королевства, состоящего из трех городов. Вместе с Наполеоном на остров прибыло его ближайшее окружение: полковник Новерраз (засл.артист России Сергей Бородинов), доктор Фурро (Олег Анищенко), маршал Бертран (засл. артист России Евгений Бакалов) и бывшая возлюбленная Наполеона Мария Валевска (засл. артистка России Карина Дымонт).
У всех этих персонажей есть веские причины ненавидеть Наполеона, и вот на маленьком острове развёртывается бурная деятельность, всё равно как если бы кучу ядовитых скорпионов посадили в одну тесную банку.
В эту сложную интригу поневоле впутывается молодой английский актёр Кристофер Этвуд (Фарид Тагиев). Он должен втереться в доверие к Наполеону и отравить его. Но всё идёт совсем не так, как планировали заговорщики.
Не знаю, правда ли Наполеон Бонапарт всерьёз увлекался игрой в шахматы, но в пьесе это так. И вся сцена Театра на Юго-Западе превращена в черно-белую шахматную доску. И шахматные фигуры изображают живые люди. И здесь наверно очевидная метафора: ведь Наполеон двигал по Европе целые армии живых людей, как шахматные фигурки по доске. И даже оказавшись в изгнании на острове Эльба, он не оставил своих планов завоевать полмира.
И Кристофер Этвуд, насильно втянутый в эту жестокую схватку, сам вовлекается в череду страданий и горестей. Пусть он может обыграть Наполеона в шахматы даже с закрытыми глазами, в реальной жизни он всё равно проигрывает в схватке с императором.
Наполеон скучает на Эльбе.
В Париже наслаждается жизнью хороший актёр , он востребован в профессии и хобби (шахматы) , а так же счастлив в личной жизни , ибо скоро станет отцом.
Как это несправедливо , с точки зрения властных структур.
Как-то на улице , к актёру подходят два агента и , пользуясь проверенными средствами , включая шантаж , заставляют его сыграть лейтенанта Этвуда для Наполеона.
Нужно втереться в доверие к завоевателю и отравить его.
Отказаться невозможно - узнав о предложении , ты уже подписываешь себе смертный приговор.
В случае смерти Наполеона от отравления , можно теоретически , по условиям контракта , заработать деньги.
Ситуация почти безвыходная и актёр соглашается быть убийцей.
Конечно , он колеблется , ему не хочется участвовать в политических распрях и быть предателем и виновником предстоящих потрясений среди правящей верхушки , но банальность зла - мы все считаем , что являемся заложниками обстоятельств и сможем уговорить себя быть палачами , если так сложится ситуация.
Любой тиран всегда видит в другом человеке предателя и ставит вокруг себя только проверенных в сражениях людей и ему не составит труда убить любую личность , если есть хоть какие-то подозрения в её неблагонадёжности.
Здесь хороши словесные баталии , но творения рук человека отличаются от его мозговой деятельности на потребу власти.
Всё прекрасное и сомневающееся будет уничтожено , ибо таково желание воинствующих маньяков.
В спектакле эффектно играют в шахматы фигурками мальчиков-опричников.
Здесь немало параллелей с другим тираном , восхищающимся Древним Римом.
Где этот демон воплотиться в этом веке?
Притча о том , как согласившись участвовать в убийстве , ты всегда становишься жертвой.
Вы любите историю, а детективы? Пожалуй, ближе всего именно к жанру исторического детектива можно отнести постановку «Игра в Наполеона» Валерия Беляковича по пьесе Стефана Брюлотта «Партия с императором».
Чуть-чуть домыслов и фантазий, и фигуры действующих лиц, включая далекого грозного Наполеона, становятся весьма близкими и реальными.
Специально заглянула в исторические хроники: в шахматы Наполеон играл, ему даже приписывают 3 этюда, но супер сильным игроком не был. Действительно, на острове Эльба его навещала невенчанная «польская супруга» Мария Валевская, но длилась эта встреча всего 3 дня. И, наконец, до сих пор не утихают слухи о том, что жизнь императора на острове святой Елены прервалась в результате отравления мышьяком. Ученые строят свои гипотезы на основании химического исследования волос, а другие ученые эти данные опровергают, говоря, что в те времена повышенное содержание мышьяка в организме людей легко можно объяснить применением медицинских препаратов.
Яд не один раз подступал близко к жизни Бонапарта. Как раз перед высылкой на остров Эльба, после подписания отречения за себя и свое семейство от притязаний на французский престол в апреле 1814 года в Фонтенбло, Наполеон, находясь в депрессии, принял яд, но тот на него не подействовал. Таковы реальные события.
И драматург ведет легкую игру с историей. По его версии, уже во время первой высылки на Эльбу появляются недоброжелатели, которые жаждут скорейшей кончины императора. Они нанимают молодого человека актера, обладающего незаурядными шахматными способностями, чтобы тот исполнил роль английского офицера и за игрой незаметно подливал отраву в вино Наполеона. Кто кого переиграет? Молодому человеку не известны все игроки партии, да и к своему шахматному противнику он не испытывает ненависти, скорее наоборот симпатию и уважение. Наполеон не слишком силен в шахматах, но в политических играх ему ума не занимать, чем же все закончится?
Интригующий сюжет плюс отличные актерские работы. Наполеона играет Олег Николаевич Леушин. Масштабному образу масштабного актера. Его шахматным партнером-отравителем стал Фарид Тагиев. Он отлично передал двойственность своего персонажа: обычного человека вне образа и актера в роли английского офицера. Соратника императора маршала Бертрана, большого поклонника Корнеля, исполняет Евгений Бакалов. Честный преданный рубака. Двух тайных предателей, ведущих собственные игры, полковника Новерраза играет Сергей Бородинов, а доктора Фуро — Олег Анищенко. Бездна обаяния и двуличия одновременно. И наконец, сразу две женские роли пришлись на плечи Карины Дымонт: роль Марии Валевской и роль молоденькой женушки неудачника актера. И постоянно шагают по клеткам сцены шахматные солдатики. Куда пошлют, там и встанут. Кто-то из главных героев временами присоединяется к их строю.
При нашем знании истории, сюжет, на мой взгляд, должен быть интересен почти всем возрастам (кто не знает старика Наполеона...) Организовалась замысловатая многоходовочка с вплетающимися любовными линиями. Большинство героев прячется за масками. И если у поэта: «И кто из вас герой, и кто из вас лакей, И кто из вас герой-лакей укажем без труда», то тут весьма сложно отличить врагов и подлецов под личиной благонадежных соратников.
Наполеон - личность-легенда и торт. И коньяк. Мне кажется, трудно найти человека, который бы не знал это имя. Чем прославился, может и не все скажут. Но про чрезмерные амбиции должны припомнить. А еще он один из главных персонажей анекдотов о душевнобольных. немецкий психолог Альфред Адлер ввел в обиход термин “комплекс Наполеона”. История с ростом Наполеона прекрасная иллюстрация на тему важности окружения. Дело в том, что рост Наполеона на самом деле был около 170 см, что по тем временам - выше среднего. Просто его военная Свита была крайне рослая и позволяла ему выделяться на их фоне. И, говорят, что рост не был его комплексом, гораздо больше страданий ему причиняло его происхождение. Но эта песня не о том, а о любви.. О любви к театру на Юго-Западе. Я сходила на спектакль “Игра в Наполеона”. Это непростой спектакль. И по форме и по сути. Но традиционно для театра талантливый. Я всегда восхищаюсь, как минимальными условными декорациями им удается перенести тебя на остров Эльбу, в Париж и прочие локации. Причем атмосферу и дух передают знатно. Спроси меня, чем пахнет воздух Эльбы и я отвечу, будто сама там побывала. Сцена представляет собой шахматную доску, на которой разыгрываются различные партии: жизни, смерти, предательства, верности, любви, долга..
Фигуры пешек, которые невероятно музыкально перемещаются и весьма отвлекают внимание от главных действующих персонажей. В шахматных фигурах были замечены Грищенко Михаил, Городецкий Иван, Соколов Вадим, Курцеба Владимир, Драченин Максим,
Ларин Александр. Это еще одна отличительная особенность театра на Юго-Западе. У них актер сегодня может триумфально играть главную заглавную роль, а завтра в другом спектакле быть статистом без единой реплики. Так вот мое браво для Курцеба Владимира. Это такой прекрасный урок отношения к своей работе. Когда, что бы ты ни делал, ты просто не можешь сделать это как-нибудь. Ты делаешь это с уважением к своей работе. И на полную. Очень круто.
Почти 3 часа следишь за историей великого и противоречивого правителя Франции, его мыслями и воспоминаниями. И проникаешься. И он становится не только честолюбивым воителем и жестоким человеком, но и человеком. Потрясающий Наполеон - Олег Леушин. Вообще не про стереотипного Наполеона. Не играет Наполеона, а играет в Наполеона. Масштаб личности позволяет.
Бакалов Евгений - маршал Бертран, полковник Новерраз - Бородинов Сергей, доктор Фурро - Анищенко Олег. Прекрасные мужские партии. Не придерешься. Но прям отдельно хочется сказать о Тагиеве Фариде, в роли лейтенанта Этвуда и Карине Дымонт сразу в двух ролях графине Марии Валевской и жены лейтенанта. В одной из сцен она меняет роли в доли секунды. И как это возможно не могу представить. Меня, как зрителя еще не отпустил монолог одной женщины и я в переживаниях о нем, а какой лабильностью надо обладать актрисе, чтобы переключить состояния и характеры и стать совершенно другой женщиной в момент. Ну, и прям в восхищении от Фарида Тагиева. Сильно и красиво.
Второе действие мне показалось более собранным, динамичным и мощным. Смотрится не на одном дыхании, местами устаешь, местами смотришь на часы. И это не самый простой для понимания спектакль. Но я получила преогромное удовольствие. Это как узнать старого друга с новой стороны, слегка удивиться и полюбить еще сильнее.
После первого своего посещения спектакля "Игра в Наполеона" я написала в своем отзыве, что обязательно должна пересмотреть его еще раз. И вот, не прошло и трех месяцев, как я это сделала.
На этот раз я сидела в четвертом ряду и должна сказать, что в результате я увидела совсем другой спектакль. Если при первом просмотре в первом ряду я захлебывалась актерской энергетикой и почти не могла следить за действием, то на этот раз я не чувствовала запаха крови, зато спокойно улавливала, что происходит на сцене. Что лучше - каждый решит для себя сам. Для меня и тот, и другой вариант имеет свои плюсы. Но впитывать актерскую энергетику было все-таки круче. Зато теперь, хоть и не могу сказать, что все мне стало ясно, вопросы остались все равно, но все-таки пазл сложился в более-менее понятную картинку.
Осталось понять, почему убитые персонажи воскресают и продолжают играть. Ну да, понятно, что это ИГРА в Наполеона, но все равно же тогда отыгравший свою роль персонаж должен уйти со сцены, а не играть ту же пьесу. А это именно игра, где с самого начала нам говорят, что изобразить такую личность, как Наполеон, это наполеоновские замашки )), поэтому на сцене - просто люди, решившие поиграть в великого полководца.
Но все эти небольшие непонятки и нестыковки не мешали, тем не менее, с интересом и удовольствием следить за постановкой. Она энергична, захватывает внимание и смотрится, как приключенческий фильм.
Шахматы были страстью Бонапарта, он был очень сильным игроком не только в жизни, но и на шахматной доске. И вот именно на этих параллелях и построено все действие. Наполеон ведет непримиримую битву. Кто выиграет в шахматы? Кто победит в споре с судьбой, где ставка - жизнь? И связано ли одно с другим? Его острый ум и железная логика не дают погрязнуть в иллюзии, он прекрасно понимает, кто чего стоит на самом деле. И пусть когда-то он допустил промах, "не заметив ошибку до того, как свергнут", теперь он не дает себя обмануть, даже в такой мелочи, как шахматная игра. Он понимает, кто на самом деле выиграл партию, но и остальные герои начинают понимать, кто проигрывает игру посерьезнее шахмат. Только вот если на шахматной доске выигрывает на самом деле не он, то в жизни все происходит по-другому... Игроков сильнее не находится.
В этом спектакле только один положительный персонаж - маршал Бертран (Евгений Бакалов).
Он до конца предан своему Императору. А вот остальные, несмотря на то, что по ходу действия им искренне сочувствуешь и за них переживаешь, люди, прямо скажем, не святые.
Наполеон Бонапарт, отрекшийся, но не смирившийся, томится на острове Эльба. И надо решить для себя, тиран он, заслуживший смерти, или жертва. От этого решения зависит, как Вы будете смотреть спектакль. Но принять окончательное решение невозможно. Олег Леушин столь виртуозно играет сильного, умного человека, что не хочется верить в его коварство, вероломство и жестокость. Я, кстати, очень порадовалась, что он наконец смог оставить свою палочку. Но вот что интересно - с палочкой в прошлый раз Наполеон был еще убедительнее.) Я тут задумалась, и мне кажется, что это одна из самых лучших ролей Олега Николаевича. Браво!
Противником великого Наполеона становится простой актер, перевоплотившийся в лейтенанта Этвуда. И тут перед зрителями встает другая непосильная задача. Понять, кто этот человек. Жертва? Благородный мститель? Или мерзкий убийца? И вообще ни разу не благородный человек. Причитая о своей жене Матильде, оставленной в Париже с новорожденным ребенком, он, тем не менее, не упускает возможности закрутить роман с графиней Валевской, любовницей Наполеона. И вот по-хорошему не надо бы ему сочувствовать, получил по заслугам... Но как же его жалко... Как пронзительно играет его Фарид Тагиев, как хочется, чтобы у его героя все сложилось хорошо. Но как хорошо? Тогда будет плохо у Наполеона. В общем, сплошные противоречия. Мозг кипит, душа разрывается.
Мне было безумно жаль обоих. И Наполеона, и Этвуда. Мне было очень интересно следить за их тихой битвой. И на шахматной доске, и в жизни. И я поймала себя на том, что несмотря на то, что до боли сочувствую Этвуду, что боюсь вместе с ним, кричу вместе с ним от боли, но все равно радуюсь тому, что Наполеон победил в этом бою.
Возможно, потому, что при всем моем благоговении перед талантом Фарида Тагиева я видела, что в этот раз Олег Леушин играл гораздо убедительнее. Во всяком случае, в первом действии. А поэтому и его герою я сопереживала сильнее. Но зато во втором действии... Во втором Фарид разыгрался и просто потряс. Я не заметила в прошлый раз, как наблюдает он за игрой в кошки-мышки, которую устроил Наполеон. И вот император расправляется с одним врагом за другим, а Кристофер (Этвуд) стоит, забившись в угол, и с ужасом за этим наблюдает, понимая, что он тоже в этой очереди. И это выражение лица Фарида было потрясающим. Я верила, что ему страшно до дрожи. То есть одну из самых, на мой вкус, сильных сцен вчерашнего спектакля (именно вчерашнего, а не вообще Игры в Наполеона) Фарид играл тогда, когда его почти никто не видел, в фокусе внимания в этот момент были другие артисты. Это поразительно! Мои аплодисменты и искреннее восхищение. Ну и, конечно, страшная сцена, произошедшая между ним и Маршалом, не стану спойлерить. Это тот момент, когда и маршал стал отрицательным героем, да, слишком жесток и хладнокровен.
Между мужчинами страдает женщина. Все женские роли играет Карина Дымонт, перевоплощаясь из Марии Валевской в Матильду или в жену Наполеона. Или даже в фазана - невинную жертву императорской охоты. Хрупкая, страдающая и коварная, мстительная одновременно. И снова загадка - сочувствовать ей или ненавидеть. Вот вроде объективно правда на ее стороне. Изнасиловали, бросили, но почему-то хочется отмыться после ее реплик. Ненавидишь за то, что она играет сразу против обоих мужчин. Очень понравилось, как Карина исполнила эту роль.
Не менее отвратительны и полковник Новерраз (Сергей Бородинов) и доктор Фурро (Олег Анищенко). Заговор этих людей против такой личности, как Наполеон, не вызывает сочувствия, даже если личность со знаком минус. Ну пойди и убей в честном бою, в конце концов. И, кстати, как трогательно Олег Леушин играет сцену, где сам Наполеон говорит о том, что его слишком долго и мучительно убивают.
В общем, довольно сложный спектакль, очень внимательно надо смотреть, чтобы не упустить нити, чтобы понять, чтобы принять собственное решение. Многослойные характеры, многослойный и спектакль. Неоднозначны и оценки. Нет черного и белого, хоть именно этими цветами шахматной доски расчерчена вся сцена. Все зависит от точки зрения.
Костюмы тоже в основном черно-белые, но именно черно-белые, а не черные или белые. И только шахматы яркие, разноцветные, хотя общее впечатление - кровавые, красные.
Очень украшает спектакль эта массовка. То они - русские шахматы, то граждане Рима, то солдаты Наполеона. Прекрасный фон к основному действию.
В целом, если первый раз это был спектакль для души, наполненный яркими эмоциями и потрясший энергетикой, то вчера - больше постановка для головы, для размышлений. Правда, все равно в них иногда вихрем врывались эмоции. Ну а как не быть эмоциям там, где царит фирменный стиль театра, его свет и его музыка. И его любимые актеры, очередная встреча с которыми - уже удовольствие.
Еще один потрясающе интересный и «глубокий» спектакль Театра на Юго-Западе. «Игра в Наполеона» (конечно же, в режиссуре Валерия Беляковича) поставлена по пьесе канадского драматурга Стефана Брюлотта «Партия с императором». Наполеона играет сам худ.руководитель Театра – Олег Леушин. Сосланный на маленький остров Эльба, опальный император развлекает себя игрой в шахматы, где фигуры – это живые люди. Даже сцена на сей раз представляет собой огромное шахматное поле.
Окруженный приближенными, которые его втайне ненавидят: полковником Новерраз (Сергей Бородинов), доктор Фурро (Олег Анищенко), маршал Бертран (Евгений Бакалов) и бывшая возлюбленная Наполеона Мария Валевска (Карина Дымонт), Наполеон подозревает всех. В эту политическую интригу вмешивается и актер Кристофер Этвуд (Фарид Тагиев), которому таинственные заговорщики приказывают втереться в доверие к Наполеону и отравить его.
Личность Наполеона просто поражает. Истинный император, необыкновенно талантливый: диктует три письма разного содержания одновременно, импровизирует в стихах, играет в театре. Игра, игра, постоянно игра… И уже непонятно, кто на чьей стороне играет.
Сложная, запутанная интрига держит в напряжении весь спектакль. По ходу действия возникают все новые вопросы (хотя я смотрела внимательно!). Кем был послан Этвуд? Действительно ли его намерения разоблачили в сцене охоты на фазанов или это был его горячечный бред после отравления? Почему в театральной постановке о смерти Цезаря артисты так натурально умирают, или Марию Валевску насилуют? Или это все-таки игра? И много, много еще вопросов…
Особенно впечатляет финальный эпизод: игра «вслепую» между Этвудом и Наполеоном. Кто же победит в этой битве: желающий вернуть себе трон император или маленькая пешка Этвуд? Кто окажется сильнее?
Мне кажется, этот спектакль недостаточно посмотреть один раз: при новом просмотре наверняка обнаружишь новые и новые грани сюжета. Обязательно постараюсь на него попасть еще раз.
Всем активно рекомендую: 9 из 10.
Посетила спектакль "Игра в Наполеона" Театра на Юго-Западе.
Спектакль поставлен по пьесе канадского актера и драматурга Стефана Брюлотта "Партия с императором", рассказывающей о пребывании Наполеона на острове Эльба и тоже не претендующей на историческую достоверность. Это скорее философско-психологический шахматный этюд. Авторы пытаются раскрыть образ Наполеона с помощью шахматных метафор.
Надо сказать, что личность Наполеона одно время очень занимала меня. После визита во Францию и посещения выставки в Москве. Я тогда прочитала Радзинского и Моруа. Осталась под большим впечатлением, хотя понимала, что это больше драматические произведения. Что-то более научное не осилила. Мне интереснее были субъективные, но более эмоциональные впечатления. И конечно, театральная интерпретация мне тоже была интересна.
Игра актеров очень эмоциональна. Но в моей системе образов этой партии не нашлось места. Что-то не встроилось. Наполеон в исполнении Олега Леушина мне чужд. И мне не хватило театральности в этой постановке. Каких-то режиссерских приемов, помимо отсылок к шахматам. Здесь было больше пафоса и игры на публику, чем взаимодействия между актерами. Мне все время казалось, что актеры разобщены и заняты раскрытием образа только своего персонажа. Ощущения цельности не возникло. Я читала восторженные отзывы и допускаю, что что-то недоглядела и упустила. Но тем не менее постановка оставила меня равнодушной.
Спектакль «Игра в Наполеона» на сцене Театра на Юго-Западе начался в фиолетово-бирюзовом дыму, отражённом в бесчисленных затемнённых зеркалах-дверях над шахматном полом. Магическое обещание.
Постановка основана на комедии канадского драматурга Стефана Брюлотта «Партия с императором», и было интересно познакомится с канадской драматургией в фантазийном стиле.
То, что пласты в сюжете многослойные, было предсказуемо – ведь это ж Наполеон, фигура премногозначная, за ним очень спорный мировой исторический пласт. На историческую точность здесь никто не претендует, да и зачем в театре точность. В театре нужна игра, размышление, обыгрывание граней. Чтобы зритель сам двигался в восприятии истории.
Олег Леушин, скажу я, шикарный мужчина с очень плотной энергетикой. Масштаб Наполеона с его мощным типом сознания даже представить сложно, не то что играть. А Леушин смело находит себя в этой роли со своей яркой внешностью героя эпичного фэнтези и с этими колючими голубыми глазами. И голос хищного зверя, и бешеная сила притяжения.
Роль то огогой! Кипучий котёл эмоций. Что может испытывать великий полководец, революционер, массовый убийца, который оторван от всего? Злость, тоску, недоверие, унижение, презрение, боль отца, страдание возлюбленного… И всё равно во всём чудовищная сила воли. Остаётся лишь играть. В шахматы, в стихоплётство, в театр, в интриги, в смерть.
Ещё играть в отношения, где, как в шахматах, постоянно рокировки. Вокруг Наполеона постоянно фигуры – маршал, полковник, доктор, любовница, лже-лейтенант и пешки. Политический вертеп, как в сердцах утверждает главный герой. Всё перепутано: большая политика с тесным окружением. Наполеон устаёт, почти падает, но не сдаётся.
И то, как они играются фигурами, становится блестящим танцевальным шоу. Вот это восхитительная черта этого нового для меня театра – стильная зрелищность. Актёры и/или безличная массовка – всё мужчины да с полуголыми торсами (вероятно, на радость зрительницам преклонного возраста, коих в зале много) – в мягком и красивом освещении создают подвижные фигуры резкими или медленными движениями в соответствии с акцентами сюжета. Даже шахматная игра становится танцем. А потом свершаются и хореографическая смерть, и хореографическое увечье. Так оно мягче воспринимается, конечно.
Шикарный синтез сильной актёрской игры и выразительного визуально-танцевального шоу. Как результат, сюжетные пики приобретают многомерный объём, что коррелирует с моим типом восприятия. Мизансцена мастерская на 100 %. Костюмы смелые, намекающие на эпоху, но очень вольно. Массовка художественно загримирована, и их лица-маски также подчёркивают настроения в сюжете.
Со зрителем постановщик много играется, нас часто загоняют в ловушки смыслов и оценок. В целом, зрительный зал, чувствуется, заворожен, впитывает каждое мгновение насыщенного спектакля.
В качестве резюме о непростой, но яркой постановке. «Игра в Наполеона» - это конфетка! Сильная, стильная, запоминающаяся, аутентичная, построенная на визуальных и эмоциональных эффектах. Олега Леушина в этой роли не хочется отпускать со сцены – настолько хорош!
Полный отзыв: https://flamingovv.livejournal.com/1061135.html
Величайший полководец тот, кто делает меньше всего ошибок
Шахматы — игра королей. С большим удовольствием посмотрела "Игру в Наполеона" в театре на Юго-Западе.
Мир можно сравнить с шахматной доской: то день, то ночь. Действие пьесы разворачивается на шахматной доске, и эти черные и белые квадраты так красиво отражаются в коридоре зеркал, а яркая цветная красная подсветка прожекторов усиливает дьявольский эффект происходящего. Кто же пешка в этой императорской игре? Фарид Тагиев в роли лейтенанта Этвуда, участвующий в заговоре командора и призванный на Эльбу "свалить короля", войти в доверие к Наполеону и отравить его?
На протяжении всего спектакля разворачивается борьба между двумя силами – белыми и черными, которые символизируют добро и зло, положительное и отрицательное. Они дают понять, что у каждого из нас своя роль, но разные способности: пешка, дама или ферзь, и в зависимости от своего нахождения все мы, даже простые пешки, можем поставить мат. Бывает так, что хорошо поставленная пешка оказывается сильнее короля. Так, Этвуд, шахматист от Бога, оказывается не просто достойным соперником Бонапарта, но и превосходит его, выиграв все партии, в том числе последнюю, игру вслепую, но вынужден расплатиться самым дорогим в своей жизни..
Кто есть Наполеон? Бедный изгнанник на острове в изоляции или антихрист, кровавый тиран? Жажда могущества не имеет границ. Обязательно посмотрите эту остросюжетную пьесу! Быть может, история и не достоверна, но сколько в ней страсти, боли, загадок и экспрессии.
Удивительна игра актеров. Снова убедилась в гениальности Фарида Тагиева. О нем можно говорить бесконечно и только хорошее! Боже, как он играет! Каким ярким, запоминающимся, запавшим в душу получился образ лейтенанта Этвуда! А как потрясающе Карина Дымонт перевоплощалась из образа Марии Валевски в возлюбленную лейтенанта. Восхищаюсь ее необыкновенным талантом! Замечательный харизматичный Олег Леушин в качестве Бонапарта.
Очень серьезная интеллектуальная постановка!
«Из всех искусств важнейшим для нас является кино». Правда, цитата на самом деле выглядит совсем не так, но слова эти запомнились нам именно в таком варианте. Не знаю, почему, но именно кино действует на меня, да, думаю, и на многих очень сильно. Могу вспомнить много фильмов, на которых я пускала слезу. Чего не скажешь о театре, хотя артисты, наоборот, считают театр более «настоящим» искусством, для них важнее живая игра, игра для зрителя. Так вот, спектакли, которые действовали на меня очень сильно, могу буквально пересчитать по пальцам. И это чудо случилось в этот раз на спектакле «Игра в Наполеона» в любимом моем театре на Юго-Западе. Все-таки камерные залы люблю я больше, получается так, что ты ближе к актерам и в прямом, и переносном смысле - еще одна странность и парадокс театра)
За какие трудные задачи берется этот театр, какие сложные роли на его сцене: Эдип, Калигула, Макбет. И вот Наполеон. Одна из самых масштабных фигур в истории. Жизнь великих всегда сложна и загадочна, а смерть тем более. По официальной версии Наполеон скончался на острове св.Елены от рака желудка. Но сразу же возникла и версия об отравлении, которая периодически поддерживается все новыми и новыми фактами. Труп Наполеона, как выяснилось на эксгумации в 1840 г., практически не разложился, что бывает с останками людей, отравленных мышьяком. В волосах императора нашли очень большое количество того же мышьяка. Было ли это отравление или, наоборот, грозного узника лечили мышьяком в малых дозах? Неизвестно. Но новые версии об отравлении все возникают. Если его отравили, то возможно небольшими дозами делали это на протяжении многих лет. В 1982 году шведский доктор Стен Форсхувуд опубликовал книгу «Убийство Наполеона». Именно он проводил в 60-х годах опыты с волосами императора. По его мнению, уже в 1805 г. у Наполеона были признаки отравления. Хотя, возможно, это было и позже. Почему бы такому не произойти на острове Эльба, где Наполеон был в роли узника, где он был практически бессилен против своего окружения. И понятно, что люди, находящиеся рядом, могут действовать и думать очень по-разному. Одно дело, когда ты служишь всесильному монарху, и совсем другое – узнику. «Верные» соратники превращаются во врагов, еще более страшных, поскольку человек им полностью доверяет. Но критиковать этих людей сложно, ведь они видели, как Наполеон превращался из спасителя Франции в страшного тирана. Как и всегда в жизни нет ничего только черного и только белого, только полутона. Нет ничего, кроме клеток шахматного поля. Именно на них в спектакле «Игра в Наполеона» и происходят все события. Происходит Игра: в Наполеона, в шахматы, в театр, в жизнь и смерть. В пьесе канадского драматурга Стефана Брюллота «Партия с императором» действие происходит на острове Эльба, куда противники Наполеона отправляют английского актера, виртуоза игры в шахматы, под именем лейтенанта Этвуда втереться в доверие к узнику и отравить его. И там играется эта партия с императором, и возникают все новые и новые подробности и детали в отношении окружающих Наполеона людей: истинного его друга и «телохранителя» - маршала Бертрана (Евгений Бакалов), организаторов отравления полковника Новерраза (Сергей Бородинов) и доктора Фурро (Олег Анищенко) и бывшей любовницы Наполеона Марии Валевской (Карина Дымонт). У Карины Дымонт в этом спектакле несколько женских ролей: кроме Валевской это жена Наполеона Мария Луиза и жена несчастного актера Матильда, и во всех ролях она безукоризненна.
Наполеона, конечно, играет царственный Олег Леушин, он, как всегда прекрасен. Открытием для меня стал Фарид Тагиев в роли Этвуда – именно заключительная сцена спектакля в его исполнении пробрала меня до мурашек.
Спектакль очень непростой, как и человек, о котором он сыгран. И думаю, что смотреть его надо не один раз, чтобы прочувствовать все нюансы и понять все детали.
Кстати, так и не смогла найти текст пьесы Стефана Брюллота, как и вообще информацию о нем, так что ко всем загадкам этого спектакля добавилась и эта.
Сосланный на Эльбу Наполеон Бонапарт скучает в компании своего доктора, командора и маршала. Ни один из них не может стать ему достойным противником в шахматах. Периодически можно развлечься охотой или пиром, но это тоже быстро пресыщает, как и последняя официальная любовница - жена польского короля Мария, поехавшая за ним на остров. Наполеон не желает признавать их общего сына и, вообще - устал от ее назойливого присутствия. А постоянно подсылаемые убийцы никак не могут избавить Европу от врага номер один. Вот и новенький подоспел - уже просит аудиенцию у Наполеона...
А, впрочем, Наполеон ли это? Или игра в него? Или просто шахматная партия?
Спектакль не зря 16+. То, что начинается как интрига и авантюра, быстро превращается в зловещий фарс, ловушку и поединок со смертью. И если в первом акте зрители больше смеются над шутками и ситуациями, то во втором зал сидит - не дышит. Одна из самых "великих и ужасных" фигур мировой истории - Наполеон Бонапарт - предстает перед зрителем во всей своей пугающей красе. Он сломлен и повержен, но продолжает быть опасен и внушает ужас своему окружению. Человек-хамелеон, способный подстраиваться под ситуацию и выходить сухим из воды, живым после отравления мышьяком. Его противники быстро становятся его жертвами и замирают в парализующем страхе, как кролики перед удавом. Кому под силу убить тирана?
Шикарная игра актеров! Олег Леушин в роли жестокого Наполеона Бонапарта чрезвычайно убедителен и гипнотизирует не только свое ближайшее окружение, но и шесть рядов зрительного зала. Народ сидит, не шелохнувшись, а ну как император заметит и обратит свой гнев и жажду крови на тебя? Все стараются прикинуться ветошью и не отсвечивать. Диктовка трех писем сразу ошеломительна!
Чудесна Карина Дымонт со своим польским акцентом в роли Марии и отчаянным криком в роли Матильды, умеющая за доли секунды перевоплощаться из одной героини в другую. Несчастный лейтенант (Фарид Тагиев, до невозможности выразителен в своей роли), который и не лейтенант вовсе, попавший в передрягу, из которой сложно выйти живым и не потерять все, что имеешь. Да все актеры - большие молодцы! Отличная была импровизация по газетным статьям (оочень напомнила Импровизационный батл).
- Мне нужно увидеть Его Величество.
- Вы же слышали - оно ушло.
- Так это был он?!
- Да.
- Император Бонапарт?
- Да. Другого величества здесь нет - остров слишком маленький.
Вот когда я встал во главе государства, я стал советоваться лишь с самим собой.
Я всегда говорил, что нельзя недооценивать значение пешки.
- И не вздумайте опаздывать!
- Да как же на этом острове можно опоздать?!
Порвать все эти письма и сжечь их в пепел! И пепел тоже сжечь!
В России меня победил не царь, а русская зима.
Если бы короли сами видели все ужасы войны, они бы меньше жаждали власти.
Шахматы - это, конечно, великая вещь, но есть еще и женщины!
- А почему опять я?
- А почему опять не вы?
Что-то совсем не хочется быть великодушным...
Командор - единственный человек, которого боится Бонапарт. Ну, кроме собственной мамаши, конечно.
Интересны костюмы у героев - штаны на лямках в полном смысле этого выражения. Смотрится оригинально, и не жарко, наверное :) А верх всегда можно быстренько сменить. Шестерка шахмат тоже порадовала и облачением и гримом - узнала лишь половину актеров, настолько они оказались все на одно лицо, как и подобает быть пешкам. Развязка зловеща и сногсшибательна - слабонервным не смотреть. После окончания спектакля благодарные зрители дарили цветы и рукоплескали стоя.