Москва

Все отзывы о спектакле «Господа Головлевы»

Постановка - МХТ им. Чехова
7
N3
83 отзыва, 1870 оценок, рейтинг 379
28 мая 2008

Режиссер Кирилл Серебренников вместе с артистом Евгением Мироновым (как и с другими создателями спектакля) заинтересовались темными сторонами русского характера (ох, как это пафосно звучит), тщательно сконцетрировав эту мглу на сцене Московского нашего Художественного. Правда, чтобы шок (да-да!..) от спектакля сменился хотя бы пониманием первого уровня, спектакль нужно посмотреть, как минимум, дважды. Если же вы не готовы отправиться на "Головлевых" еще раз (хотя я не могу найти для этого ни одной уважительной причины), выход все же есть - для вас в фойе театра припасли видеоверсию спектакля, которую-то и можно затереть до дыр в своем зрительском пристрастии, которое, несомненно, у вас должно появится. Вообщем, советую - не скупитесь, ибо такой театр ценнен даже не сейчас, а уже вчера. Так-то.

6
0
10
Анна Л
242 отзыва, 434 оценки, рейтинг 204
29 декабря 2020

Одно из лучшего, что приходилось видеть. Очень сильная постановка. В театре ее уже нет. Благо, можно найти видео-версию на YouTube

1
0
9
Марина Белоглядова
58 отзывов, 220 оценок, рейтинг 177
11 августа 2015

Из всех русских классиков, я считаю, что истинную сущность русского народа и дворянства, во всем блеске, нищете, свете и тьме удалось передать наиболее точно именно Салтыкову-Щедрину.
"Умертвие", сквозившее в книге во всех сюжетных линиях и судьбах героев, наверное было бы трудно передать в постановке, но режиссеру это удалось. Не скрою, шла именно на Миронова и именно на его роль Иудушки, долго не могла достать билет.
Спектакль сильный, но потрясла больше всех Алла Покровская (!!!), сыграть фактически трех разных женщин - от властной и деспотичной матери в начале действия, до дребезжащей, убогой приживалки в конце - мало кто из современных актрис, претензионно называющих себя звёздами, справился бы с такой ролью...
Спектакль потряс именно её игрой...

0
0
9
frecken bokk
83 отзыва, 117 оценок, рейтинг 173
23 мая 2013

Сраз хочу сказать, что Господа Головлевы мое любимое произведение русской литературы. И идя на спектакль, очень надеялась, что все написанное Салтыковым- Щедриным, искажено не будет.
Не исказили!!! Как лично я себе представляла, распад головлевского семейства, так его и показали, ни дать ни взять.
Более того, атмосфера передана потрясающе - и мешки висящие под потолком, и зудяще-свитящие звуки вместо музыкального сопровождения! А как еще передать- весь головлевский фатум- праздность, непригодность к какому - либо делу и запой, как завершающий этап, который не миновал ни одного члена мужксого пола семейства. Но посреди этой пьяной пустословной неурядицы мелькнула "ярким метеором" Арина Петровна Головлева. Алла Покровская блястяще изобразила как властный период расцвета Арины Петровны, так и плачевное пребывание ее с Иудушкой в праздности и пустословии с последующей кончиной.
Отдельно об Иудушке, в исполнении Евгения Миронова. В первом акте, он как бы спрятан, во всей своей набожно- пустословной красе не раскрывается, зато второй акт полностью его. Стихотворение Блока "Грешить бесстыдно, беспробудно" в программке как нельзя кстати соответствует главному герою. На мой взгляд, из Миронова лучший Иудушка, который только мог получиться в принципе! Безразличием, пустомыслием "убил" своих сыновей, помог отправиться на тот свет двум братьям, используя все теже инструменты.
Очень хороша задумка режиссера, сюртуки покойников перевязывать белями нитками- вроде бы и вскрытие, а вроде бы как все у Головлевых- шито белыми нитками.
Тема акутальна и вечна - религия это, без спору, одна из основ любого общества, а вот, что происходит после выхода из церкви иили соблюдения поста, вопрос открытый..
За такие спекталки, нужно десятки ставить, даже если шкала пятибалльная.
Еще, считаю, что произведения Салтыкова - Щедрина, как то не заслуженно затерялось в русской литературе, а ведь в душах человеческих копается ничуть не хуже Достоевского и Толстого!
Читайте классику, друзья, чтоб потом в антракте не бормотать (я случайно подслушала)- "а мы думали тут будет смешно", а то ведь стыдно за Вас становится.


1
0
9
Moisey Aronov
56 отзывов, 96 оценок, рейтинг 126
6 июня 2011

Постановка придавила и впечатлила. Под жужжание комара, причитание юродивой и мерцание маломощных лампочек зрителю с расстояния вытянутой руки под увеличительным стеклом показывают Салтыково-Щедринскую препаровку таких человеческих пороков, как лицемерие, жадность, черствость, гордыня, трусость, ложь и пьянство. Герой Евгения Миронова, с детства научившийся оправдывать собственную подлость, выстроил свою систему ценностей, где все списывал на промысел Божий, как на статью расходов на бой посуды в ресторане. Где он переступил ту грань, когда, обманывая других, он стал обманывать и себя, понять сложно, по всей видимости, это тоже произошло в детстве. На сцене нет второстепенных ролей, и все они сыграны великолепно. Заслуженные овация и "браво". Пятерка.

0
0
9
AnnArhia HCl
73 отзыва, 109 оценок, рейтинг 73
22 февраля 2013

В этой постановке воплотилось много человеческих страхов, в том числе и моих. Страшно не просто жить, даже страшно не ТАК жить,страшно понимать, что ТЫ (именно, ТЫ!) так в сущности и живёшь. И отчётливая попоболь не берется из ниоткуда - значит есть причина для внутреннего конфликта! И изо всех щелей лезут твои экзистенциальные страхи...
Превосходный спектакль. Мотивирует прочитать книгу. Чтобы еще раз задуматься о том, каким образом надо спасать свою душу, да и вообще есть ли там что-то, что ещё можно спасти...
Всем мизантропам посвящается...

1
0
9
olgaka
35 отзывов, 35 оценок, рейтинг 61
10 февраля 2008

Я раздавлена и уничтожена. Я потеряла чувство времени и пространства. Я больше ничего не чувствую и не понимаю. Мне больше нет.

Это не пьеса и не спектакль – это жонглирование сознанием, представлениями, идеями, комплексами, пороками, добродетелями, душой, мозгом, воображением, фантазиями, помыслами….Это восторг и умиление, это страх и ужас, это глубина и катание по плоскости, это поток образов, который, если не разрушит вас, не сломит, не утащит в своем быстром течение, то даст возможность посмотреть на мир настолько новым взглядом, что вас поразит сама ясность вашего сознания.

Это ощущения, а теперь по существу.

Салтыков-Щедрин не драматург, не писать, не прозаик, а публицист. Когда читаешь его книги, то прямо видишь, как он хотел бы раскрыть характеры и идеи свои через героев, их жизнь и диалоги, но сносит его на авторский текст. Это не хорошо и не плохо – это авторский стиль одного из самых больших умов за всю историю этой страны.

Как публицист он тоже мыслит образами, которые так мастерски перенесены на сцену. Два раза за спектакль я содрогалась от увиденного, один раз я умирала и бесчисленное количество раз я жила в таком удивительном мире, который создали на сцене режиссер и актеры.

Миронов в своем амплуа. Я все же продолжаю утверждать, что он актер одного характера, но этот характер доведен у него до совершенства, поэтому и смотреть наслаждение. Чурсин – гений и это для меня истина, он украшение спектакля. В целом все актеры прекрасны и абсолютно видно, что сами они в восторге от постановки, поэтому так и выкладываются. Берите билеты максимум во второй ряд, надо видеть эти глаза. Серебренников предпочитает работать в маленьких залах - чувства острее. Острее, чем после этого спектакля еще никогда не были.

4
0
9
Are
25 отзывов, 37 оценок, рейтинг 51
26 февраля 2012

На сцене висит несколько мешков, символизирующих доходы Головлевых. К концу спектакля этими "доходами" будет завалена вся сцена, по ним Иудушка будет ползти на кладбище.
Музыки нет, только монотонные тянущиеся звуки, издаваемые крепостными девками да сумасшедшим отцом.
Властно ходит Арина Петровна Головлева (Алла Покровская, актриса "старой школы", играет умно, тонко, с нужными акцентами) -- в доме сытно, но невесело. Любви и настоящей заботы нет. Одна забота о прибытке да злоба.
Гибнет Степка-балбес (Чекмазов), промотавший состояние, -- не выдерживает жизни в Головлеве на постных щах и чае. Спивается Пашка от тоски в отдаленном поместье.
Бегут от головлевского быта племянницы Аннинька и Любинька: идут в актрисы, и судьба и их не убережет.
Губит Иудушка и собственных сыновей.
Отчего это так?
Неужто такая Русь была до революции?
Русь жадная, продающая все за копейку и тонущая в лицемерии и ханжестве. Или померещилось Щедрину?
Неведомо нам.
Но Порфирий (Е.Миронов) омерзителен в своей извращенной власти, своем этом "все от Бога", прикрывающем любое его подлое действие или бездействие.
Я не большой поклонник Серебренникова, но этот спектакль отражает художественный мир Щедрина полностью. Каждая деталь: выщербленный стол, на котором то едят, то через 5 минут лежит очередной покойник, бесконечные лампадки, мешки, полумрак -- все кричит: вот оно, Головлево, вот оно!
Потрясла сцена, когда обитатели Головлева пьют чай с вареньем, приправленный речами Иудушки: хотелось встать и убежать от затхлой, удушливой атмосферы.
В программке, как эпиграф, стихи Блока:
Грешить бесстыдно, непробудно,
Счет потеряв часам и дням,
И, с головой от хмеля трудной,
Пройти сторонкой в Божий храм..

Вот только заканчиваются эти стихи так:
Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне.

А у Щедрина этой любви нет. Только неневисть. Но это уже вопросы к Щедрину, не к Серебренникову и к актерам.
К ним вопросов нет. Великолепный спектакль.

2
0
9
beaujolais
45 отзывов, 112 оценки, рейтинг 33
24 декабря 2011

Спектакль, конечно, отличный. Прекрасная игра актеров, хорошая постановка. Из категории "это нужно видеть". Но... представить, что буду его пересматривать, я не могу. А когда буду к-н рекомендовать к просмотру, добавлю "пойдите на него, если у Вас в этот день поганое настроение, и кажется, что все плохо - Вы поймете, что может быть и хуже"

1
0
9
Павел
17 отзывов, 20 оценок, рейтинг 30
8 октября 2010

Наверное, этот спектакль не рассчитан на эмоции. Вы их, скорее всего, и не получите. Но пищу для ума получите более чем. Быть может кому-то ее хватит даже для того, чтобы начать менять собственные принципы и взгляды. Сам до конца еще не осознал всего виденного вчера, но чувствую, что трещина в моей голове появилась, и она ширится все больше и больше. В эпоху дикого капитализма риск стать Иудушкой Головлевым велик для всех, кто хочет многого. Но это единственный спектакль, который вселяет ужас перед таким будущим.


0
0
9
creepvera
29 отзывов, 54 оценки, рейтинг 26
9 апреля 2015

Отличный спектакль. Невероятно гиблая, вязкая атмосфера медленного и последовательного разложения передается жуткими декорациями и звуками. Заунывные вопли, мычание, стоны. Все засасывает, обволакивает, давит, топит сознание как в болоте. Омерзение, отторжение, жалость. Хотелось спрятаться, убежать, зажать глаза и уши - только чтобы не видеть этих растянутых по всей сцене проводов-веревок... сетей, не слышать этого мерзкого жужжания мух, этого сводящего с ума нытья.. Хотелось вырваться из этой трясины.
Евгений Миронов - его невероятная по силе воздействия энергия потоком нескончаемого пустословия, поучительного тона и праведной чистоты взгляда медленно и последовательно проникает в душу, отравляет и подчиняет ее... Миронов вязко, тягуче - бесповоротно - закрадывается в душу... и как тать обволакивает своей праведной мерзостью. Он делает страшную вещь - проживает свою роль изнутри, искренне верит в своего героя и всецело оправдывает его. Но главное: что же он такое с собой делает, что весь спектакль ты ненавидишь его, презираешь, но в конце - понимаешь и жалеешь... Алексей Кравченко - играет абсолютно искренне, нет ни капли наигрыша.. талант.
Страшно одинокий финал.. как в гробу звучат во мраке недоумевающие слова Иудушки, которые так и останутся без ответа: "Где все? Почему нет ни-ко-го? Что такое сделалось? Неужто я виноват? Неужто я виноват? Я во всем виноват?.. Почему молчишь, почему не отвечаешь?!"

0
0
5
Анна Дежурко
6 отзывов, 21 оценка, рейтинг 20
20 февраля 2011

Постоянное жужжание мух, монотонные, звучащие фоном, стишки, непрерывное перемещение героев по сцене, все это погружает зрителей в атмосферу дискомфорта - страшный мир Иудушки Головлева, где никому ничего не остается, кроме как в конце концов умереть. «Атмосферность» в спектакле очень точная и пронзительная.
Вообще, я считаю «Господ Головлевых» Салтыкова-Щедрина кондовым примитивным произведением (да простят меня учителя литературы), с кондовым же и примитивным сюжетом. Единственная отличительная черта как раз это самое полное погружение в атмосферу удрученности и подавленности, что у автора получилось отлично. Возможно, из-за моего изначально негативного отношения к первоисточнику, к спектаклю я тоже относилась предвзято.
Если у Салтыкова-Щедрина образы героев плоские и однозначные, и автор, не стесняясь, рисует крупными черно-белыми мазками характеры, пускаясь в распространенные рассуждения про то, кого читателю стоит считать плохим, а кого не очень; то Серебренников идет дальше и, оставляя всю примитивность портретов, по очереди сводит своих героев с ума, заставляет их визжать, пафосно смотреть в даль и корчиться на сцене под уже упомянутое жужжание и стихи. Более-менее смахивают на нормальных людей только Арина Петровна (Алла Покровская) и, как не удивительно, сам Иудушка (Миронов). В результате складывается впечатление, что каждый отдельный актер кроме тех двух играет очень плохо. А потом ловишь себя на мысли – ну не может такого быть, хорошие они актеры. Неужели сам Серебренников заставляет их плохо играть, а Миронов с Покровской, просто из-за силы своего авторитета (а может, все-таки таланта) в состоянии сопротивляться режиссеру и играть хорошо, без метаний по сцене, битве в конвульсиях и кривлянии?
История Головлевых очень насыщена, даже слишком для спектакля. Так как для полного раскрытия образа Иудушки необходимо рассказать про смерть (плюс предыстория) каждого героя, на сцене выходит винегрет, а так как еще нужно уместить жужжание, мытье окна, перебрасывание тюков, голую попу, то получается винегретище.
Несмотря на все написанное идти стоит.

1. Для пополнения просмотренных спектаклей с Мироновым
2. Чтобы полюбоваться удивительным перевоплощением Арины Петровны из властной сильной женщины в безвольную тупую старушку. Начало второго акта из-за этого прекрасно, но это заслуга исключительно актрисы.
3. Для того, чтобы посмотреть на голую попу (если вдруг найдется счастливчик, который еще не видел ее на сцене). Хотя я чувствую себя опплеваной, когда понимаю, что голый герой на сцене мог бы быть в трусах, и ничего бы от этого не пострадало.
4. Если вдруг кому понравилась книга. (не понимаю)

В конце, во время сценки с Аннинькой (в моем случае в исполнении Ксении Лавровой-Глинки) нужно зажмуриться и не открывать глаза до тех пор, пока она не уйдет со сцены, дабы не портить себе вкус.

1
0
9
Alexei Balakirev
22 отзыва, 74 оценки, рейтинг 17
10 октября 2014

Билеты на этот спектакль достались мне внезапно и с условием, что потом я дам подробную обратную связь о своем восприятии спектакля.
Чтобы ее сформировать и сформулировать более точно я и пишу эту рецензию.

У меня есть ощущение, что меня планомерно погружали на дно морали, человеческой души и погрузили. Причем, погрузили где-то спустя час после начала спектакля. А всплывать некуда. Только еще немножечко глубже можно опуститься.

От калибра актеров на квадратный метр у меня несколько рябило в душе.
Миронов - просто бестия.

Жить после этого спектакля можно только если ты не понял о чем он, или в твоей душе мало Иудушки. Я оказался где-то посередине этих двух вариантов.

0
0
7
Елена Панкратова
15 отзывов, 17 оценок, рейтинг 10
28 мая 2011

Спектакль повергает в шок с первых же минут. Жуткие, мрачные декорации, постоянно жужжание мух, заунывное пение-мычание, костюмы-лохмотья - все это создает эту самую шоковую атмосферу, она засасывает тебя как трясина, происходит просто переворот сознания. Ты проваливаешься в этот мир Иудушки Головлева, с каждой секундой понимая, что идет полное разрушение и никому не спастись. Все гиперболизировано, метафорично настолько, насколько это вообще возможно. Об актерах. Миронов - для меня всегда был и остается Гением. Именно он придает спектаклю толику легкости. Кажется, читая в свое время произведение Салтыкова-Щедрина, именно таким я и представляла Иудушку. Все актеры, как принято говорить, выкладываются по полной. Работа Аллы Покровской - высший пилотаж. Кравченко и Чекмазов...трудно представить, как они выходят из образов по окончании спектакля, так глубоко и мощно они их проживают. Ужасно жаль, что не увидела любимого мною Чурсина. В последний момент на роль Петеньки ввели молодого актера Виктора Хориняка. Выглядел он вполне достойно, но ему не хватает чурсинского нерва. Остальные - сильно не удивили, но и не разочаровали. Насчет голого зада одного из актеров, мне показалось, что это ничем не обусловлено. Спектакль для тех, кто хочет получить пищу для ума. Здесь вы не расслабитесь и не отдохнете. Я приблизительно знала, на что и зачем шла. До сих пор нахожусь под впечатлением. Очень мощная постановка, неоднозначная, сложная и потрясающая в прямом смысле слова - потрясающая сознание.

0
0
9
Галия
20 отзывов, 20 оценок, рейтинг 9
19 сентября 2009

Давно хотела посмотреть спектакль, но в Санкт - Петербург его на гастроли не привозили. И только «Золотая Маска» сделала подарок нашему городу. Мир ощущений в этом спектакле. Постоянно проваливаешься в этот мирок Иудушки, следишь за последовательностью, как он постепенно уничтожает все живое вокруг себя. Насколько глубок смысл всего происходящего вокруг…. Актеры….А.Кравченко – не ожидала, но он мне первый раз понравился на сцене. С.Медведев – это третий спектакль, который я с ним смотрю. Он очень талантливый актер, роль не большая, но все роли интересные. Е.Миронов – постоянно разный, сколько ролей, столько разных ощущений, а главное, он внутренне очень глубокий, что не возможно спрятать на сцене. Хочу отметить С. Сосновского.
Я еще не все видела спектакли Кирилла Семеновича, но каждый спектакль разный.

0
0
1
Галина Митрохина
4 отзыва, 8 оценок, рейтинг 4
13 декабря 2010

Если бы исключить Евгения Миронова, то ушла бы через пол часа...
Мучительно скучно и невероятно затянуто. Местами казалось, что сами актеры устали от спектакля и единственная мотивация для игры - финансы. жалко, ведь материал изумительный, да и ресурсы у Художественного большие.

0
0
9
Софья Новицкая
4 отзыва, 4 оценки, рейтинг 3
7 января 2012

Безусловно, это огромная разница между спектаклем в театре и в записи, и я думаю, не возникнет споров, что из этого предпочесть. Но нашумевшая постановка Кирилла Серебренникова не может не впечатлить и с экрана. Роман «Господа Головлевы» Салтыкова-Щедрина сам по себе очень сильный и мощный, а когда его переносят на сцену – так это вообще, потрясает сознание.
«Господа Головлевы» не смешат, не развлекают, не расслабляют. Скорее наоборот. Могу представить, какое напряжение создается в зале хотя бы за счет постоянного жужжания мух и заунывного пения. Мрачные, жутковатые декорации, странные костюмы – все это создает атмосферу увядания, и с каждой секундой зритель понимает, что идет полное разрушение и никому не спастись.
Серебренников убедительно создает на сцене пограничное состояние, не то что бы гибели, но постепенное стремление к этому. Существование у тех пределов, где нет ни верха, ни низа, ни правых, ни виноватых, где живое пьет чай за одним столом с неживым, так что сразу и не разберешь, кто есть кто.
В самом начале реальность еще имеет привычные черты — ею управляет Арина Петровна . В эту пору Порфиша, как и другие сыновья, еще ходит по дому в спущенных колготах, но уже подличает, сообщая, что пирог с кухни украл Степан, за что и получает кличку Иудушка. А позже уже начинается гибель, предки сталкиваются лбами с потомками, в разговоры живых встревают мертвые, мало чем отличающееся от живых.
В спектакле яро обличаются такие человеческие пороки, как лицемерие, жадность, черствость, гордыня, трусость, ложь и пьянство. Но режиссер идет дальше и, оставляя всю примитивность портретов, по очереди сводит своих героев с ума, заставляет их визжать, пафосно смотреть в даль и корчиться на сцене под уже упомянутое жужжание и стихи. Более-менее смахивают на нормальных людей Арина Петровна и сам Иудушка. Однако на сцене нет второстепенных ролей, и все они сыграны великолепно.
«Господа Головлевы» - из тех произведений, которые можно отнести к категории «вечных». Салтыкова-Щедрина вообще можно ставить и вчера, и сегодня, и завтра. И всегда это будет актуально. Спектакль действительно потрясает, и дает неплохую пищу для размышления.

0
0
9
Мария Наумова
7 отзывов, 7 оценок, рейтинг 2
21 октября 2015

Восхительно!!! Евгений Миронов как всегда на высоте! Всем-всем-всем очень советую! Смотрится на одном дыхании!

0
0
5
jean_sol partre
6 отзывов, 18 оценок, рейтинг 1
8 февраля 2011

Вот что мне не понравилось - так это игра Миронова. При всем уважении, не знаю, что в ней такого хорошего.
Да и сам спектакль, как говорится, "на троечку" - спасает только то, что само произведение сильное. Настолько сильное, что даже современной постановкой его не смогли испортить.

0
0