Драматический |
16+ |
Римас Туминас |
12 ноября 2016 |
1 час 40 минут, без антракта |
Вторая постановка Туминаса (первая - «Горе от ума» в Современнике) и вторая постановка на сцене Вахтангова (первая - Бутусовски «Бег»), которая мне понравилась и которую стоит смотреть. Особенно с первого ряда партера (в финале труба так близко подкатывается к краю сцены (партеру), что даже я подумала прижаться к краю сцены со стороны партера в случае если труба со сцены скатится, возможно выжить. А соседи по первому ряду выставили ноги в надежде остановить скатывающуюся трубу). Виктор Добронравов не так харизматичен как требует роль Эдипа (в «Беге» год назад он был более харизматичен, Евгений Князев более харизматичен в роли провидца). Максакову не люблю, ее обезображенное пластикой лицо, в «Эдипе» она хорошо декламирует и это лучшее ее амплуа на сцене Вахтангова из постановок которые я пока видела («Дядя Ваня», «Евгений Онегин»). Хор понравился. Я слушала ритм, звук без перевода, т.к. не возможно задирать голову читая субтитры под потолком сцены. Понравился «слепой» декламировавший историю «горя» Иокасты и Эдипа (как они вели себя в своих покоях узнав правду). Вообще, в постановке второстепенные персонажи играют сильнее первых. На постановку стоит сходить, билеты в середину первого ряда покупайте. 1ч 35 минут без антракта
Непродолжительная, без антракта, постановка сохранившейся доныне древнегреческой пьесы. Основная декорация метафорично изображает неотвратимость и безжалостность рока. Если не знать содержание первоисточника, то, вероятно, можно предположить, что его написала Агата Кристи.
Честно скажу, мне не понравилось.
Кто бывал на спектаклях Туминаса, тот знает его любимые приемы: черная коробка сцены, минимализм в декорациях, любовь к символике, в том числе к звуковым и световым символам, проходы вдоль сцены героев-символов и т.д.
Здоровая железная труба катается по сцене, она с грохотом настигает смертных. Это рок. Исмена и Антигона, дочери Эдипа, весело бегают по сцене, у одной глаза завязаны (судьба).
Затем появляется Эдип (Добронравов) весь в белом.
Он не знает своей страшной судьбы, но все время хочет выпытать истину: чей он сын и кто убил Лая. Сначала он с дикими воплями кидается на Тиресия (Князев), потом обругивает Креонта и опять-таки вопя и ругаясь обвиняет того в предательстве (без всяких на то оснований). В общем, ведет себя как слепой безумец. При этом дерется и машет руками. Входит Иокаста (Максакова) и отстраненно, принимая красивые позы, величественно произносит свои фразы: эй, муж мой, успокойся и не выясняй ничего. И с Креонтом не ругайся.
Эдип, как одержимый, начинает выяснять, расспрашивая пастухов о том, чей же он сын.
Иокаста давно все поняла и в скорби уходит.
Но бедный Эдип все никак не выяснит истины. Наконец, выяснил.
Вопит, лезет на железную трубу и она его уносит.
Потом выходит некто и говорит, что бедный Эдип выколол глаза, а Иокаста умертвила себя (это они делают, как принято в греческой трагедии, за сценой).
Да, а периодически хор поет по-гречески. Поют почему-то с каким-то грузинским акцентом грузинским же многоголосием (ну, так это на слух воспринимается). Вообще-то древнегреческий -- очень напевный язык, с большим количеством дифтонгов, без всяких шипящих. Но тут у нас в произношении хора все лает, шипит и свистит. Мне сказали, что для спектакля выписан настоящий хор из Греции. Может, он и настоящий, но поют они плохо...
Не знаю, почему. Но я слышала в записях спектаклей из греческих театров хоры (постановки на сцене античных театров) -- там поют хорошо, красиво, мелодично.
А тут -- Бог знает что.
В конце железная бандура, символизирующая судьбу, накатывается на слепого Эдипа, потом на Антигону с сестрой, и они исчезают. В общем, всем труба...
Периодически по сцене бегают два воина в древнегреческом одеянии и потрясают копьями (видимо, это предвестье войны Этеокла и Полиника).
За что я люблю настоящий греческий театр -- за красивые позы, голоса, напевность языка. За трагедийность действа. Ну, и за музыку Теодоракиса))
Здесь я ничего этого не нашла. Было очень скучно.
Софокл в трагедии мной обнаружен не был.
Финал "Царя Эдипа" в постановке Римаса Туминаса впечатляет! Эта огромная труба, каток судьбы, равнодушная железная волна, которая накатывает на героев трагедии и на нас, зрителей...
Даже не представляю, как воспринимался спектакль на премьере, которую летом вахтанговцы сыграли в Греции, под черным и звездным небом, в античном театре Эпидавра, если в Москве, под крышей - до мурашек...
Очень сильно!
Я не большой фанат Людмилы Максаковой - не столько актрисы, сколько человека (кто видел ее в программе Юлии Меньшовой, тот поймет о чем я), но наблюдать за ней на сцене почти всегда интересно. 76-летняя прима неотразима в роли Иокасты, матери и жены Эдипа.
А Виктор Добронравов, сыгравший Эдипа, доказал, что он - большой артист.