Москва
8.4

Спектакль в Москве
Царь Эдип

Постановка - Театр им. Вахтангова
скачать приложение
Бот
Описание организатора
Описание Афиши
О спектакле
Прикосновение к античности, попытка приоткрыть дверь в мир столь далёкий и пленительный со своими законами, эстетикой, сюжетами — это риск. V век до нашей эры, нас и героев Софокла разделяют почти 2500 лет. И всё же: гордость, страсть, ответственность, сострадание — это вечные темы. Римас Туминас находит способ приблизить ту эпоху к современному зрителю , наполнить её эмоциями и страстями. «Царь Эдип» — первый в истории человечества детектив. Такой, что его сюжету могут позавидовать современные авторы. Целеустремленный, требовательный и беспощадный, наделённый безграничной властью следователь распутывает нити интриг и оказывается главным преступником. Конфликт зреет в душе Эдипа. Совершив убийство в запальчивости, по незнанию, он находит силы для суда над самим собой. Не бежит и не ждёт наказания извне, а выносит себе приговор. Строгий, беспощадный, нравственный. Осознанно теряя власть, благополучие и здоровье, Эдип стремится обрести искупление через страдания. Римас Туминас: «Это спектакль о главном — о человеческом достоинстве, о чести. О сильном человеке, о лидере, который смог наказать себя сам: выдворить себя из страны, уйти из жизни нищим. Сегодня такого практически нет: всё оправдывается, всё дозволено. Хотелось бы поднять флаг чести и достоинства человека». Мировая премьера спектакля «Царь Эдип» состоялась 29 июля 2016 года на сцене древнейшего из ныне действующих амфитеатров в Эпидавре (Греция). Это совместный проекта Вахтанговского театра и Национального театра Греции в Афинах в рамках перекрёстного года культуры России и Греции. Премьера в Москве была сыграна накануне 95-летия Театра Вахтангова — 12 ноября 2016 года.
  • Царь Эдип – афиша
  • Царь Эдип – афиша
  • Царь Эдип – афиша
  • Царь Эдип – афиша
  • Царь Эдип – афиша
Драматический
16+
Римас Туминас
12 ноября 2016
1 час 40 минут, без антракта

Расписание сеансов

Участники

Александр Сазонов, Владислав Гандрабура, Ян Гахарманов, Алексей Петров, Евгений Кравченко, Сергей Пинегин, Юрий Поляк, Денис Самойлов, Георгиос Панагопулос, Анатолий Феодоров, Василиос Самуркас, Матвей Сотириади, Иоаннис Кофопулос, Иасон Врохидис, Мария Риваль, Мария Бердинских, Анастасия Жданова, Мария Волкова

Как вам спектакль?

Отзывы

7
Alla
307 отзывов, 883 оценки, рейтинг 1214
11 апреля 2018

Вторая постановка Туминаса (первая - «Горе от ума» в Современнике) и вторая постановка на сцене Вахтангова (первая - Бутусовски «Бег»), которая мне понравилась и которую стоит смотреть. Особенно с первого ряда партера (в финале труба так близко подкатывается к краю сцены (партеру), что даже я подумала прижаться к краю сцены со стороны партера в случае если труба со сцены скатится, возможно выжить. А соседи по первому ряду выставили ноги в надежде остановить скатывающуюся трубу). Виктор Добронравов не так харизматичен как требует роль Эдипа (в «Беге» год назад он был более харизматичен, Евгений Князев более харизматичен в роли провидца). Максакову не люблю, ее обезображенное пластикой лицо, в «Эдипе» она хорошо декламирует и это лучшее ее амплуа на сцене Вахтангова из постановок которые я пока видела («Дядя Ваня», «Евгений Онегин»). Хор понравился. Я слушала ритм, звук без перевода, т.к. не возможно задирать голову читая субтитры под потолком сцены. Понравился «слепой» декламировавший историю «горя» Иокасты и Эдипа (как они вели себя в своих покоях узнав правду). Вообще, в постановке второстепенные персонажи играют сильнее первых. На постановку стоит сходить, билеты в середину первого ряда покупайте. 1ч 35 минут без антракта

6
0
7
Князь Процент
329 отзывов, 349 оценок, рейтинг 1593
9 декабря 2021

Непродолжительная, без антракта, постановка сохранившейся доныне древнегреческой пьесы. Основная декорация метафорично изображает неотвратимость и безжалостность рока. Если не знать содержание первоисточника, то, вероятно, можно предположить, что его написала Агата Кристи.

5
0
5
Are
25 отзывов, 37 оценок, рейтинг 53
20 января 2017

Честно скажу, мне не понравилось.
Кто бывал на спектаклях Туминаса, тот знает его любимые приемы: черная коробка сцены, минимализм в декорациях, любовь к символике, в том числе к звуковым и световым символам, проходы вдоль сцены героев-символов и т.д.
Здоровая железная труба катается по сцене, она с грохотом настигает смертных. Это рок. Исмена и Антигона, дочери Эдипа, весело бегают по сцене, у одной глаза завязаны (судьба).
Затем появляется Эдип (Добронравов) весь в белом.
Он не знает своей страшной судьбы, но все время хочет выпытать истину: чей он сын и кто убил Лая. Сначала он с дикими воплями кидается на Тиресия (Князев), потом обругивает Креонта и опять-таки вопя и ругаясь обвиняет того в предательстве (без всяких на то оснований). В общем, ведет себя как слепой безумец. При этом дерется и машет руками. Входит Иокаста (Максакова) и отстраненно, принимая красивые позы, величественно произносит свои фразы: эй, муж мой, успокойся и не выясняй ничего. И с Креонтом не ругайся.
Эдип, как одержимый, начинает выяснять, расспрашивая пастухов о том, чей же он сын.
Иокаста давно все поняла и в скорби уходит.
Но бедный Эдип все никак не выяснит истины. Наконец, выяснил.
Вопит, лезет на железную трубу и она его уносит.
Потом выходит некто и говорит, что бедный Эдип выколол глаза, а Иокаста умертвила себя (это они делают, как принято в греческой трагедии, за сценой).

Да, а периодически хор поет по-гречески. Поют почему-то с каким-то грузинским акцентом грузинским же многоголосием (ну, так это на слух воспринимается). Вообще-то древнегреческий -- очень напевный язык, с большим количеством дифтонгов, без всяких шипящих. Но тут у нас в произношении хора все лает, шипит и свистит. Мне сказали, что для спектакля выписан настоящий хор из Греции. Может, он и настоящий, но поют они плохо...
Не знаю, почему. Но я слышала в записях спектаклей из греческих театров хоры (постановки на сцене античных театров) -- там поют хорошо, красиво, мелодично.
А тут -- Бог знает что.

В конце железная бандура, символизирующая судьбу, накатывается на слепого Эдипа, потом на Антигону с сестрой, и они исчезают. В общем, всем труба...
Периодически по сцене бегают два воина в древнегреческом одеянии и потрясают копьями (видимо, это предвестье войны Этеокла и Полиника).

За что я люблю настоящий греческий театр -- за красивые позы, голоса, напевность языка. За трагедийность действа. Ну, и за музыку Теодоракиса))

Здесь я ничего этого не нашла. Было очень скучно.
Софокл в трагедии мной обнаружен не был.

5
2
9
Влад Васюхин
100 отзывов, 196 оценок, рейтинг 220
13 ноября 2016

Финал "Царя Эдипа" в постановке Римаса Туминаса впечатляет! Эта огромная труба, каток судьбы, равнодушная железная волна, которая накатывает на героев трагедии и на нас, зрителей...
Даже не представляю, как воспринимался спектакль на премьере, которую летом вахтанговцы сыграли в Греции, под черным и звездным небом, в античном театре Эпидавра, если в Москве, под крышей - до мурашек...
Очень сильно!
Я не большой фанат Людмилы Максаковой - не столько актрисы, сколько человека (кто видел ее в программе Юлии Меньшовой, тот поймет о чем я), но наблюдать за ней на сцене почти всегда интересно. 76-летняя прима неотразима в роли Иокасты, матери и жены Эдипа.
А Виктор Добронравов, сыгравший Эдипа, доказал, что он - большой артист.

3
0
9
Анастасия Черниговская
123 отзыва, 144 оценки, рейтинг 180
19 апреля 2019

Сильный спектакль!Показана глубина,но если не знаешь истории,то будет тяжело с пониманием.Мысли выражены в каждом движении,в каждой интонации!Да и с греческими песнопениями,колорит спектакля просто зашкаливает.Смотришь на одном дыхании!

1
0

Рекомендации для вас

Рестораны рядом

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все