Инсценировка классики с тонной бутафорского снега и небесспорными режиссерскими решениями, создающими атмосферу в ущерб смыслу. Евгений Князев откровенно хорош в роли Арбенина. Мария Волкова свежа и мила в роли Нины. Раньше эту роль с характерной чудинкой играла Ольга Немогай.
Это просто другая манера изложения материала, которую я не понимаю. Унижение Героинь: от залезаний под юбку, «лапанья», до писклявых голосков эмансипированных дам вещающих о своей свободе и правах, до удушения Нины во время объяснения после Маскарада. Покойник, возникающий во всех сценах..... Крепостной слуга, ни к месту..... Князь - простофиля. Отмотайте в ленте и прочтите отзыв Katerina Mironenko - подробный, правдивый, детально описывающий происходящее на сцене. С отзывом Катерины согласна.
Лермонтовский «Маскарад» снова на сцене театра им. Евгения Вахтангова. С момента последней постановки прошло 69 лет. Для спектакля 1941 года Арам Хачатурян специально написал Вальс, который стал такой же классикой, как знаменитый танец с саблями. Премьера состоялась 21 июня, а уже утром пришла война.
Лермонтовский «Маскарад» вернул зрителю Римас Туминас, лауреат Госпремии РФ, ныне художественный руководитель театра Вахтангова. В 1998 году режиссер получил за эту постановку «Золотую Маску» в номинации «лучший зарубежный спектакль» - если, конечно, считать Вильнюс зарубежьем. Возвращение «Маскарада» шло долгим извилистым путем, и, наверное, от того в новой версии столько наслоений, смыслов, образов и аллюзий.
И прелесть спектакля в том, что каждый зритель расшифрует все по-своему. Туминас, не меняя лермонтовского смысла, значительно расширил возрастные рамки аудитории. За счет деталей, доведенных до формата актерского этюда. В канву сюжета искусно вплетены туминасовские странности. Как например, появление человека в современной хоккейной форме в начале второго акта или эпизод с князем Звездичем, когда он говорит со слугой с характерным, для продавцов мандарин, акцентом. (Вот вам и Кавказ, на который уехал князь).
Эти, непонятные с виду, вкрапления кажутся лишними, но их присутствие нужно режиссеру, как воздух. Именно эти этюды, визуализированные образы подтекста добавляют воздуха лермонтовской драме. Укрупняют людские пороки: азарт, зависть, ревность, праздность, ложь, месть, разврат...
Туминас богат на режиссерские находки. В каждой сцене есть ключ, открывающий дверь в подсознание не только персонажа, но и зрителя. Палитра рисунка спектакля чрезвычайно плотная, яркая, выразительная. Снег, падающий в изобилии — символ скоротечности бытия. Снежный ком, нарастающий с каждой новой сценой, под конец сминает и самого Арбенина. Он молча падает под его натиском, что, мол тут скажешь? К концу спектакля он уже не тот ироничный наблюдатель, что был в начале. Арбенин теперь участник процесса самоуничтожения и поэтому его молчаливая духовная смерть — не иначе как принятие рока: непреодолимой фатальности — главной темы творчества Лермонтова.
Туминас отлично знаком с творческим наследием автора пьесы. Об этом говорит тот факт, что в сюжет своего «Маскарада» он органично вписал персонаж игрока и прожигателя жизни из «Героя нашего времени». Хотя, аллюзий к другим персонажам лермонтовского наследия предостаточно! Важно другое: проигравшийся в пух и прах человек, умирает прямо на сцене, на глазах у толпы. От его трупа весь спектакль пытаются избавиться, но безуспешно. Мертвец все время «всплывает», символизируя простую истину: азарт привычка неистребимая. Ее не спрячешь, не утопишь ни при жизни, ни после смерти. Такой вот "смертный грех".
Режиссер прекрасно расшифровал лермонтовский гротеск, доведя его в постановке до абсурда. Когда, например, монолог Баронессы «Тогда прости и счастье, и покой» читают несколько девушек с присущим для их характера интонацией: куртизанка — с вызовом, блондинка — с приступом радостного дибилизма, шлюха — развратно, глупышка — языком жестов, то есть без слов! Ход не новый, зато как к месту!
В сцене маскарада мы видим, как толпа в масках восторженно смотрит на пролетающую через всю сцену люстру, как она с грохотом разбивается, а толпа снова продолжает порочный круг веселья. Вот где суетность и никчемность светского общества доходит до высшей точки жанра комедии абсурда.
И смерть Нины является таким же абсурдом, порожденным извращенной моралью высшего света, его псевдонормами и псевдоправилами...
«Маскарад» Туминаса — удивительно гармоничный спектакль. Режиссер следует за авторским текстом (сократив некоторые места пьесы), он изящно осовременивает темы, придавая им актуальность времени. Пожалуй, так и должен развиваться современный театр. Переосмысливая классику, показывать людям самих себя, свои пороки и страхи. Театр Вахтангова в этом стремлении может стать самым передовым театром Москвы.
За что я сразу же, не отходя далеко от кассы, похвалю Римаса Туминаса – так это за то, что он постарался поставить неоднократно ставленный до него «Маскарад» по-своему, оригинально, и это у него получилось. Обидно то, что сосредоточился маэстро на чисто визуальных находках, с удовольствием неоднократно их повторяя, упустив из вида психологическую и эмоциональную глубину лермонтовского произведения. Действие происходит на зимнем кладбище, из которого постепенно растаскивают памятники, чтобы потом Нина превратилась на нём в памятник себе самой. На сцене много, очень много бутафорского снега, созданного – я нарочно подошла потрогать в антракте – из мелко накрошенной белой бумаги, так что когда дважды объявляется: «Сейчас Арбенина споёт нам что-нибудь», так и кажется, что она исполнит: «Белым, белым кроет снегом…» своей однофамилицы, Дианы Сергеевны. А когда этот снег обильным потоком сыпется сверху, происходящее приобретает кинематографически-завораживающую, головокружительную красоту, создаётся эффект движения находящихся на сцене людей куда-то вверх и вдаль – так же, стоя на берегу и глядя на встречный бег волн, чувствуешь, словно сам несёшься вперёд. Всякий раз публика встречала снегопад аплодисментами, как выход какого-нибудь прославленного актёра. Всеобщий слуга, по совместительству – городской юродивый, он же, по программке, – «человек зимы», - аки Слава Полунин, скатывает снежный ком, постепенно увеличивающийся в размерах и в финале накатывающий на Арбенина огромным шаром, что как бы символизирует. Труп с зажатой в руке картой раз за разом всплывает, сколько бы его ни топили в проруби, что как бы символизирует тоже. Но если с оформлением вся концептуальность ясна как на ладони, то размазанный на три часа сюжет явно хромает: в первом действии, открывшемся мучительно затянутой пантомимой с шаманством слуги зимы, он и вовсе рассыпается на отдельные эпизоды, тонет в гротескной и удачной, но чрезмерной массовочной клоунаде. Внимание к массовке, вообще, тут мизантропично «по Гинкасу» - толпа веселится, сплетничает, казнит, но всегда передвигается, сбившись «свиньёй» в лучших традициях героя по имени «стадо». Второе действие, также юмористических номеров не лишённое, вышло более цельным и напряжённым, в нём я наконец-то разглядела Лермонтова под толщей снега, наконец-то расслышала его текст и после выразительной, убедительной сцены умирания Нины на руках Евгения наконец-то перестала скучать и начала смотреть со вниманием. К сожалению, больше ничего подобного я не увидела – и не только из-за режиссуры, но и из-за актёрской игры. Самым точным попаданием в образ одиночки-эмансипе показалась мне баронесса Штраль (Вележева), достаточно харизматичен был и Арбенин (Князев) – вот только сквозь холодную насмешливость лермонтовского демонического мстителя и игрока у него прорываются жалкие истерические нотки. Да и развития персонажа в нём не получилось: этот Евгений был не раненым в самое сердце любящим мужем, приносящим чувство в жертву чести, а изначально «злодеем», так и ждущим повода, чтобы с облегчением сорвать осточертевшую маску добропорядочного семьянина и пуститься во все тяжкие. Что до остальных, то преувеличенно смешливая Нина (Волкова) и преувеличенно же суетливый князь Звездич (Бичевин) превратились в карикатурные маски, сочувствовать которым невозможно в принципе. Итог: преимущественно эстетическое, задвинувшее смысл на второй план зрелище, идеально подошедшее бы для того, чтобы передать «русский дух» иностранцам, мало знакомым с нашей культурой – тут вам и медведь под балалайку спляшет, и «Соловьём-пташечкой» французский романс перебьют, и баба с коромыслом сходит по воду на Неву. Петербург не дворянский, не чиновничий – скорее, «большая деревня». Рекомендовано к разовому просмотру таким же поклонникам вальса Хачатуряна, каковым являюсь я.
13.03.2010
Комментировать рецензию
«Маскарад» Лермонтова – во многом выражение драмы его собственной жизни. Читая его, попадаешь в сложный внутренний мир поэта. Римас Туминас абстрагируется от личных переживаний романтического гения. Отстраненность и обобщенность его театральной постановки поднимает драму на уровень высокой трагедии. Смысл того, что происходит на сцене, беспощаден, даже страшноват подчас.
В холодных душах людей нет согревающей теплоты, в них царит зима. Всевозможные развлечения заполняют пустоту ощущениями. Увлечение баронессы Штраль юным князем, закрутившей с ним любовь в прямом смысле – средство избавления от скуки, жажда чувственных ощущений. Феминистские идеи Жорж Санд произносятся баронессой с пафосом, от которого она быстро устает. Желание Арбенина помочь Звездичу – прихоть, каприз, легкое развлечение, далекое от благородства. Страсть к Нине спасет его от опустошенности, но оказывается роковой в обществе, где играют не на жизнь, а на смерть и проигравших уничтожают. Светское общество на глазах вырождается в примитивное. Те, кто не умеет извлечь прекрасные звуки из пианино, но обладают силой, непременно заставят любителей возвышенного маршировать строем на плацу. Истина, где фиксируются все происходящие события, беспристрастна, холодна и молчалива, как рыба, атрибут Неизвестного, которого Туминас из орудия возмездия превращает в голос истины. Истина хранит все артефакты человеческих поступков, которые водолаз из будущего ищет на дне. И «труп» всплывает снова и снова, как не топи.
«Повсюду страсти роковые, и от судеб защиты нет». Последняя сцена пронизана печальным духом трагедии. Но Туминас не останавливает действие на этой минорной ноте, смещает акценты, меняет ракурсы, давая возможность зрителям ускользнуть от истины в театральную игру, в эстетическое переживание, в наслаждение превосходным театральным стилем.
Было несколько мгновений, когда дух захватывало от невероятной, головокружительной красоты, и прежде всего, от картинки (вихри снега на черном фоне, растущий снежный ком, изобретательные мизансцены, новые стильные костюмы) и звука (вальс Хачатуряна, написанный для другого вахтанговского "Маскарада" 1941 года - хит всех времен и народов).Туминас перенес на московскую сцену свой знаменитый вильнюсский спектакль 1997 года, который в Москве видели дважды (я тоже приобщился в 2006 году) и признали шедевром, вручили "Золотую маску" в номинации "лучший зарубежный". В общем, говоря киношным языком, это римейк, или, если обратиться к языку живописи, авторское повторение. К гадалке не ходи - критики будут неизбежно сравнивать обе версии.
Понятно, что московский "Маскарад" сильнее текстом - все-таки играют драму Лермонтова в оригинале, а не в переводе. Но в литовском "Maskaradas" неожиданный переход на русский язык (скажем, когда хором вопят "Соловей, мой соловей") в Москве вызывал бурную реакцию зала. Сейчас подобный комический эффект не возникает.
Но зато есть иная и, по-моему, более эмоциональная, чем у прибалтов, актерская игра. И хотя труппа Малого драматического театра Вильнюса сильнейшая, вахтанговцы - другие, чем и интересны. Они одной крови с лермонтовскими героями. А что еще оценивать в римейке, как не актеров, ведь режиссерским метафорам почести давно возданы, хотя в московский спектакль Туминас добавил кое-что новое. Но эти сравнения - развлечение для тех, кто видел и помнит первоисточник. Те же, для кого спектакль окажется 100% премьерой, пусть просто наслаждаются игрой Бичевина, Шлыкова, Добронравова, Есипенко, Князева... Фанаты пусть сравнивают этих артистов с их же коллегами - на большинство ролей есть вторые и третьи составы.
Диагноз: смотреть обязательно!
Из стихотворной драмы Туминас сделал немногословный, яркий, пластичный и музыкальный спектакль. Главные действующие лица - не Арбенин с Ниной, а снег и вальс Хачатуряна! Но так даже лучше, честно. Что мы, классического Лермонтова не видели что ли? Зато Туминас оставил место для домысливания.
Там полспектакля происходят удивительные вещи: молчаливо топят покойника, бегают под падающим снегом, душат во время танца и катают огромный снежный ком судьбы. А еще стреляют в старое пианино!
Туминас вообще поступил хитро: он по тексту ничего не менял, просто выкинул ряд сцен нафиг и на их месте пустил бессловесный поток своей фантазии. И эти авторские придумки гораздо интересней. К примеру, сцена, где слуга идет с колокольчиком, а за ним светская толпа вытянув руки вперед как зомби. Как толпа загипнотизированных крыс, которая шла под дудочку мальчика Нильса из детской сказки. Куда тот позвенит, туда они и идут. Получился емкий образ "высшего света", в котором любят только тех, кто идет вместе со всеми, пляшет под дудку моды. Инакомыслящих типа влюбленного Арбенина там не потерпят.
Эти режиссерские сцены-находки периодически вклинивались в обычные стихотворные диалоги героев. И это сильно бодрило! Такой свежий ветерок после нафталиненных фраз, типа, "позвольте, милый князь..трам-пам-пам", поклоны, заламывания рук и пр... Потом хлоп, все замирают и идет образная фантазия!
Лермонтов, конечно, Лермонтовым. Но Туминас чертовски хорош!
В целом, осталось ощущение неровного ритма: в тех сценах, где Туминас придумал визуальное воплощение текста и выдавал отсебятину - там феерия, сказка, шедевр. А в тех, где он оставил Лермонтова без изменений - провисание и затянутость. И действо идет рывками - то красивая пантомима и пластика с емкими образами, то, бац, музыка стихает, включается нормальный свет и пошли утомительные диалоги 19 века. Хотя, возможно, спектакль просто еще сыроват, и со временем выровняется.
Боже мой, когда смотришь или читаешь произведения М.Ю. Лермонтова, не можешь понять, и все время в тебе живет сильнейшее удивление, как очень молодой человек, он прожил неполных 27 лет, смог создать такие непревзойденные шедевры. В данном случае я говорю о «Маскараде». Эту драму Лермонтов написал в 21 год! Как и откуда он мог знать такое о душе человеческой, о всех ее изгибах, изъянах, противоречиях и страхах.
Я посмотрела премьерный спектакль в театре им.Вахтангова. На улицах Москвы холодная, снежная зима. И на сцене театра тоже зима: все действие происходит в снегу, в Летнем саду или, может быть, на кладбище, как кто воспринимает и понимает происходящее. Персонаж спектакля (такого нет у Лермонтова) Человек зимы катит через всю сцену снежный ком, с каждым появлением ком увеличивается в размерах, как будто нарастает трагедия. Всё как будто во сне. А ведь, если видишь во сне снег – это неприятности, проблемы, крушение надежд и разочарование.
А ещё усиливает восприятие спектакля вальс Хачатуряна, который вдруг возникает, нарастает звук, как будто хлопья снега поднимаются и начинают кружить, захватывая в свой круговорот событий и героев, и зрителей. Прекрасное музыкальное оформление – это музыка Ф.Латенаса. Эта не музыка, просто капли звука, схожие с равномерно падающим снегом, предвещающие трагедию, которую уже не смогут избежать герои.
Надо сказать о главном герое – это Евгений Арбенин в исполнении Е.Князева. Я более чем равнодушна к этому актеру. Может из-за того, что не так много видела его ролей и на театре, и в кино, может, просто это не мой актер: голос как-то глуховат, пропадают слова. Но образ Арбенина, созданный Князевым – это путь длиною в целую жизнь: от холодного и сухого цинизма до полнейшего и безвозвратного помешательства. Любовь героя к юной жене – это наказание за то темное прошлое, которое он пытается не вспоминать, и даже вычеркнуть, из своей жизни. На слова Казарина: «Делами занят всё?» Арбенин гулко отвечает: «Любовью…не делами». Удивительно, что такой человек так полюбил. Прошлое настигает его и уже по полной ему приходится расплачиваться. «Не дай мне Бог сойти с ума».
В роли Нины молодая актриса М.Волкова. Она так легка, нежна, невинна и трагична уже изначально. Потому что смотришь на нее, слушаешь ее слова и понимаешь, что она вызвала любовь к себе у такого человека на свою беду. Трагедия неизбежна. Актриса в белом, воздушном платье, все время быстро проносится по сцене, на ногах балетные туфли на пуантах, как будто, приподнимаясь, она хочет взлететь и вырваться на волю, но эта тяжелая любовь ее мужа прибивает ее к земле. Они вальсируют, Арбенин мертвой хваткой держит ее за шею в танце, а она безвольно опускает руки, уже смиряясь со своей участью. Как она трепещет, когда узнает, что Арбенин не верит ей, приревновал и отравил. Она жить хочет! Она рвется в небеса, как пойманная птица из силков, взмахивает руками-крыльями, но все бесполезно. Он любил, он и погубил. Она ему: «Но помни! есть небесный суд, и я тебя, убийца, проклинаю». Арбенин Нине: «Проклятие! Что пользы проклинать? Я проклят Богом». А ведь еще совсем недавно она сидела у его ног, он властно, страстно и откровенно обнимал ее, как свою собственность, какими-то страшными, тяжелыми словами говорил ей о своей любви, о жизни, в которой: «…я всё видел, всё перечувствовал, всё понял, всё узнал, любил я часто, чаще ненавидел и более всего страдал!». Он убил ее, но убить свою любовь к ней ему не по силам. М.Волкова играет интересно, ее понимаешь, чувствуешь, сострадаешь. Актриса встает на пьедестал к надгробному памятнику своей героини, вокруг обносят памятник изгородью, а у подножия надгробия обезумевший от горя и раскаяния, Арбенин ползает и пытается в снег закопать письмо, в котором вся правда об ее невинности и о чужом злом умысле. Так и стоит она на пьедестале, обсыпанная снегом, неживой, немой свидетель того, как тень прошлого, когда-то обманутый и высмеянный Арбениным, Неизвестный бросает ему в лицо слова правды и возмездия.
Завораживающий спектакль, заснеженный в прямом и переносном смысле, усиленный волшебной музыкой Хачатуряна. Понимаешь, что возмездие нагонит натворившего зло человека, настигнет то черное прошлое, от которого он старался сбежать. Но прошлое настигает, ведь нельзя закрыть солнце руками.
Может даже жаль, что не пошла. Так как идея перенести место действия на паперть упокоения душ (и тел) интересна своей необычностью. Хотелось бы пофантазировать о том, что действие пьесы "Маскарад" начинается с конца: на кладбище, где упокоилось тело Нины (точнее на могильной плите под которой лежит ее тело) начинается своя карточная игра. Но не со Смертью, а совестью и необратимостью выбора. Все это проходит не наедине, а под аккомпонемент второстепенных персонажей.
Не могу сказать, что очень люблю пьесу Лермонтова, но на сцене Театра Вахтангова она заиграла новыми красками. Хлесткие фразы поэта стали еще более резкими, а князь Арбенин обрел в игре Евгения Князева настоящее трагическое обаяние. Его персонажа действительно жалко, несмотря на все, что он совершает. Еще больше чувствуется необратимость этой истории, непонимание между самыми близкими людьми... Мне лично большое количество снега понравилось - он создает атмосферу одиночества и холода. Мне кажется, хорошая постановка для того, чтобы познакомиться с классикой заново.
Мне понравился спектакль. Мне понравились режиссерские задумки, они были интересны, необычны, а главное для меня, понятны. Действие (как я потом это осознала) происходило в начале на кладбище, где стояла скульптура. Скульптуру потом убрали, освободив место Нине. В спектакле играл Виктор Добронравов роль слуги и человека зимы. На нем держалась юмористическая линия спектакля. Конечно, у Лермонтова не было этого, но это режиссерское видение не выглядело чем-то ужасным, без него было бы даже немного скучновато. Интересная находка с комом снега. Сначала небольшой снежок, потом небольшой ком, потом побольше, а потом такой огромный, что накрывает Арбенина полностью.
Мне понравились актеры. Хотя Мария Волкова, которая играла Нину, была какой-то слишком истеричной и где-то летающей. Евгений Князев (Арбенин) просто восхитителен! Я не поклонник стихов, я не люблю их читать, но мне нравится, как их читают актеры (если они умеют это хорошо делать), так вот Князев замечательно владеет своим голосом, эмоциями, передает текст так, чтобы зритель это понял и осознал. Я с ним уже третий спектакль смотрю, он всегда на высоте!
В театре как всегда аншлаг. Я нашла только пару свободных мест в партере, еще пара откидных была свободна.
Все спектакли Римаса, что я смотрела на сцене Вахтангова были ужасны. Маскарад - чуть лучше чем ужасно, но хуже чем плохо. От классики в сценарии мало что осталось. Из спектакля в спектакль повторяются: черный задник, черный занавес, тумба, статуя женщины и гроб - это все декорации. Костюмы похожи на одежду бомжей зимой в лютый мороз у какого-нибудь вокзала. Все крайне мрачно, грустно и гнетуще. Происходящее действие напоминает иллюстрации из жизни сумасшедшего дома, где содержатся особо тяжелые больные с навязчивыми маниями о смерти и различного рода извращениями. Любому нормальному человеку станет невыносимо неприятно все происходящее. Я очень любила театр Вахтангова и с удовольствием ходила на все его постановки........до Римаса.
Зачем губить старейший театр города мне не понятно.
Римас Туминас явно был в ударе, когда ставил Маскарад. Спектакль кажется ну оч странным, потому как не успеваешь привыкнуть к 1 линии сюжета, как ее обрывает что-то совсем необыкновенное. Полагаю, все эти отвлекающие маневры - ассоциации, которые лично я не все разгадала. Поэтому спектакль кажется непростым и неоднозначным. Актеры потрясающие. Князев - просто царь и бог, и на него не только приятно смотреть, но и слушать поставленную речь - бесподобно.
Здравствуйте! Замечательный спектакль! Он очень визуально красив! Он не такой, каким мы привыкли видеть "Маскарад". В нём, как не странно, но очень гармонично много задора. На фоне трагедии семьи Арбениных разворачиваются картины нашей обываельской жизни... Актёрские работы мне очень понравились. Спектакль живой, абсолютно нескучный и в то же время, естественно, мудрый.
«Маскарад» в Вахтангова нужно смотреть без звука. Музыку оставить, вальс Хачатуряна прекрасен, и его можно слушать бесконечно. А вот голоса артистов отключить. Полностью.
Ни одного слова просто, естественно – всё нарочито, наигранно, то пафосные крики, то подвывания, то пискливые возгласы. Раздражает и мешает воспринимать происходящее на сцене. Порой очень хочется закрыть уши.
Лучшие сцены постановки – те, где нет слов. А самым ярким артистом оказывается Слуга-Человек Луны, герой многочисленных интермедий. Эти короткие сценки, даже скетчи, легки и забавны, но к лермонтовскому сюжету отношение имеют весьма отдаленное. И ладно бы, но на фоне этого капустника собственно сюжетные сцены полностью теряются и меркнут.
Спектакль не сложился. Его создатели заигрались, увлеклись деталями и украшательством и потеряли главное. Забудьте про Лермонтова, про драму, любовь и ревность - вас ждет фарс, клоунада и гэги.
При этом визуальный ряд великолепен. В этом Туминас мастер, это бесспорно. Падающий во тьме снег, метель, белое на черном, сцены с юродивым и с картежниками - лаконично, ярко, точно. Вот это и вызывает досаду - вместо цельного сильного произведения получился набор красивых, но разрозенных картин.
И, конечно, не могу не упомянуть о пресловутых двух сценах с князем. Пошло. Коробит. Зачем?
Самая необычная постановка из тех, что я видела. Дело вовсе не в снеге: он, конечно, красив, но подобный эффект удивляет немного. Дело именно в постановке и обыгрывании сцен. Минимум декораций и ничего лишнего. Ведь все это можно было бы традиционно сыграть в пышных гостиных, со значительной массовкой - но, боюсь, тогда спектакль был бы слабоват. На мой взгляд, сама пьеса Лермонтова - не предел накала страстей для уже избалованного зрителя (ведь после Михаила Юрьевича уже столько написали ярких произведений). И именно постановка делает спектакль интересным.
А вот женские роли или их исполнение подкачали. Изначально приторная Нина (Мария Волкова) - чрезмерно восторженная, не поймешь, то ли так задумано, то ли кроме как вечной улыбкой передать эту чистоту и непосредственность не получается. Баронесса же - классическая вдова-интриганка. Мне очень нравится Вележева, но это не первый спектакль с ней, а она везде одинаковая (и в кино тоже). Кажется, она в принципе такая, и не играет, в просто так живет. Но в целом эти женские образы получились очень шаблонные.
Но одна только постановка стоит того, чтобы ее увидеть.
Никогда не ставил отличную оценку, но этот спектакль просто восхитителен! Чудовищно зловещь при всей кажущейся смешливости и громкости вальсирующей музыки. Холод Арбенина, его неспособность к любви и жертвенности с самого начала и до самого завершения постепенно проникает в зрительский зал - через хлопья снега, все увеличивающийся снежок, который вырастает в снежный ком. Не случайно и начало спектакля: слуга, смеясь, вылепливает из снежка свое лицо и целует им статую (как будто бы из Летнего сада). В конце концов - аж мурашки по коже!
Как поражает игра: некоторые герои, как например, Нина (М.Волкова) просто замирают и превращающиеся в реальные (!) статуи. И эти статуи подхватываются и уносятся или ставятся на постамент. И в течение всего действия - озорность и импульсивность Князя Звездича (Л.Бичевин), смешливость "человека зимы" (О.Лопухов), а также музыка, музыка: Вальс А.Хачатуряна и музыка Ф.Латенаса. Очень сильное впечатление!
Печально, господа, печально! Как опошлить же удалось нашу классику товарищу Туминасу.. И это, увы, не последний подопытный материал. Нашим , увы, нечитающим школьникам, смотреть в театре по программе(!!!) уже практически нечего! Печально, господа!
"Маскарад" классическое произведение. А любое классическое произведение надо ставить либо полностью по канонам, либо как-нибудь совсем авангардически, либо выдерживая исключительный баланс между ними.
В данной постановке этот баланс выдержан, и поэтому воспринимается спектакль довольно легко как и заядлыми театралами, так и неизбалованной классикой молодёжью.
Актёрский состав замечательный! Потрясающие мизансцены, каждая из которых полностью отражала эмоциональный накал.
В целом, спектакль интересный, яркий, темпераметный.
Вы спросите, что же тогда послужило низкой оценке? Всего лишь 2 сцены. 2 отвратительно пошлые сцены. Это не ханжество с моей стороны, это обида за сцену Вахтанговки. Очень многие ушли после первого действия, и я их понимаю в какой-то степени.
С первых минут и до конца первого акта я думала: "Какая чушь! редкое фуфло! ради чего можно так испортить Лермонтова?? чтобы "приподняться" за счёт бедного мёртвого классика, который ничем уже не ответит?!!"
По окончанию спектакля я вышла из зала с убеждением, что это - гениально, ни больше, ни меньше. Только так и можно ставить Лермонтова! Туминас невероятно точно ощутил внутренний настрой "Маскарада", отразивший мировосприятие самого Лермонтова. Только ТАК и можно ставить "Маскарад"!!
Вот такая метаморфоза произошла со мной, когда я поняла, что всё происходящее на сцене - это отражение внутреннего мира Арбенина, который не случайно вначале наблюдает за всем этим бедламом со стороны и лишь потом начинает принимать в нём участие.
Это мироощущение человека циничного и самодовольного, считающего, что он "изведал в жизни всё", а потому и люди для него - марионетки. Участники маскарада поэтому послушно следуют за колокольчиком Слуги, Нина говорит голосом малолетней дурочки, Звездич просто пошлый му... Это не они такие, это Арбенин их такими видит! Не случайно и монологи свои Князев-Арбенин произносит практически без выражения, не говоря уже о "чувстве",он слишком презирает всех, с кем разговаривает.
И как-то все "модерновые финтифлюшки" типа Человека зимы и снежного кома, неутопающего покойника, рыбы и водолаза, вылезающих из воды по свистку Слуги, дам, на разный лад читающих один и тот же монолог на потеху публике, Нины, пытающейся петь французскую песню и прерываемой дружным гарканьем "са-а-лавей мой!" - всё это улеглось в моей голове удобно и без всяких противоречий. В конце концов что наша жизнь? абсурд! И мы видим весь этот бред в восприятии Арбенина, смеющегося над ним и презирающего всех и вся.
Финал гениален. Нина оказывается статуей Мадонны, Звездич незаслуженно опозоренным благородным героем, а сам Арбенин - ничего не смыслящим в жизни и людях тщеславным негодяем, которого погребает под собой снежный ком - его собственное "я" гордеца и циника.
Боже мой, какое счастье, что мне хватило ума не уйти после первого акта! Я невероятно благодарна режиссёру и актёрам "Маскарада" за одно из самых ярких и мощных впечатлений в этом театральном сезоне.
Время остановилось
Если мне не изменяет память, то пьеса «Маскарад» Лермонтова – программное произведение. Как говорится, проходили. Следовательно, готовишь себя к толпам школьников в фойе, нескольким плоским шуткам, вплетенным в авторский текст, так сказать, чтобы раззадорить юного зрителя, и, конечно, давно знакомый сюжет…
Вахтанговский спектакль стал повторением постановки, созданной Туминасом на сцене литовского театра, которую, кто видел - тот хвалит, кто пропустил – верит на слово. Верит и идет изучать эту версию. Но восторга, к сожалению, как ни старайся, не случается. Романтическая трагедия в стихах предстает на сцене фарсом. Причем изрядно затянутым. С первых минут появляется ощущение, что действие останавливается. Пролог, не замеченный в лермонтовском тексте, растягивается на долгие минуты. Зрителю предлагается наблюдать будто немое кино, как «Человек зимы» (как он обозначен в программке), а по виду местный дурачок, бормоча несуразицу, скатывает снежный колобок, заигрывает то с мраморной статуей Афродиты, то с замерзающим караульным… Атмосферу жизни на сцене сохраняют лишь снегопад под хачатуряновский вальс и нарастающий снежный ком, местами навевающий ассоциации с известным «Снежным шоу». Согревает лишь надежда, что далее действие наберет темп. Но этого не случается. Трюки, уготованные режиссером, чтобы поддержать внимание зрителя, – и выглядывающая рыба из проруби, и танцующий мужик-медведь, и нетонущий картежник-утопленник, и французский романс, заменяемый «Соловьем»…, –остаются почти не замеченными зрителем. Ведь действие тянется. Авторский текст вызывает заметные трудности у актеров. Нет легкости, эмоций. Возможно, только заключительный монолог Арбенина становится ярким, эмоционально наполненным моментом во всем спектакле, ради которого и стоит остаться до конца.
Ну...сказать могу немного. В антракте ушла. Наверное это всё же спектакль (то бишь искусство) раз поставлен в театре, только ни разу это ни ДРАМА М.Ю. Лермонтова. К чести московской публики смеялись мало, а хлопали ещё реже. В основном молодые "жертвы ЕГЭ". Вячеслав Полунин мог бы отсудить пару тысяч рублей наверное за украденную идею из своего "Снежного шоу". Аллен Даллас мог бы порадоваться тому, что сделал господин Р.В. Туминас с академическим театром им.Е.Вахтангова. Интернет называет режиссёра Вахтанговского фальшмаскарада "блистательным литовским режиссёром и педагогом". Бедная Литва. Хотите насладиться Лермонтовым идите в филиал Малого театра на Б.Ордынке на "Маскарад". И артисты выкладываются по полной, не смущаются того, что играют, и для ЕГЭ опять же более полезно.
«Маскарад» Лермонтова – драма многострадальная. Многочисленные переделки цензоров при жизни автора и после его смерти не оставили от изначального замысла камня на камне. Тем более неуместными кажутся любые нововведения в текст драмы и попытки его перекроить.
Режиссер Туминас считает себя гением и совершенно свободно обходится с сюжетом и текстом. Подспудно желая усилить трагизм действия и изъять из него изрядную опереточную составляющую, режиссер убирает ключевые сцены, крайне необходимые для понимания сути спектакля и произведения Лермонтова. Очевидно, он считает, что в театр ходят исключительно подготовленные люди, перечитавшие произведение за день до спектакля. Это не так. Балаганные пантомимы непонятны и выглядят по крайней мере нелепо. Цитирование же низкопробных голливудских фильмов (сцена с человеком-стулом из фильма «Бруно») и вовсе убивает всякое желание спектакль досматривать.
Можно режиссеру сказать и «Спасибо» - за то, что старается уйти от шаблонов. В спектакле нет освещенной залы дворянской усадьбы, подвыпивших офицеров, играющих в карты, нет костюмов Арлекина и прочих атрибутов любой постановки «Маскарада» советской эпохи. Вместо этого – бесконечный снег, кладбище и надгробная статуя на могиле Нины. Однако в погоне за новыми формами режиссер перепутал Лермонтова с Гоголем, и трагические в оригинале фигуры Шприха, баронессы, Звездича, обретают новое звучание – фарсовое, нелогично ложащееся в канву сюжета драмы Лермонтова. Неуместно глупой выглядит у Туминаса Нина – визгливая, жалкая дура. На этом фоне теряется образ Арбенина, чьи декламации выглядят как инородное тело в спектакле и вызывают недоумение зрителя – к чему этот пафос?
Тем не менее, «Маскарад» - это самый красивый спектакль, который можно увидеть в столице. Однако, разве смысл театра – в красоте происходящего на сцене?
Спектакль очень красив. Для художника Адомаса Яцовскиса Петербург Лермонтова — это снег, зима, круженье в вихре снежных метелей, снежок, превращающийся в снежный ком, который сметает Арбенина. Это Летний сад, Нева и снова снег, снег... Его стряхивают с одежды, им посыпают друг друга, он накрывает с головой. Поток белых хлопьев на фоне черного задника под музыку Хачатуряна — лейтмотив спектакля, который говорит сам за себя. А действие между тем идет двумя параллельными путями. С одной стороны, история Арбенина, Нины и далее по тексту Лермонтова. С другой - сочинение режиссера, которое как в королевстве кривых зеркал отражает весь этот сюжет. В одном мире — декламирующий нараспев романтический Арбенин и Нина столь неземная, что даже встает на пуанты, в другом — все остальные. И здесь - свой главный герой, обозначенный как «слуга» или «человек Зимы». В каком-то странном одеянии, то ли шут, то ли Арлекин, он всегда присутствует на сцене, мельтешит, прислуживает, катает снежки, нарушая возвышенность сюжета. То, что происходит на втором плане «Маскарада», - это самостоятельный спекталь из пантомимы и комедии дель арте, заставляющий вспомнить «Снежное шоу» Славы Полунина. А маленький человечек, который катит большой снежный ком, — и вовсе оттуда. С классикой режиссер обходится решительно, одним ударом сбивая ее с пьедестала. Туминас — постмодернист на сцене — разбавляет пафос клоунадой, обыгрывает цитаты, иронизирует над театральными штампами, демонстрируя действительно незурядный талант постановщика. Но вечто живая классика не поддается на провокации. Евгений Князев играет всерьез, блестяще читает текст, роль пригнана к нему как хорошо сшитый фрак. В конце концов сцена становится похожа на ринг, где идет борьба режиссера и автора, кто кого. И только музыка Хачатуряна да белый снег на черном фоне звучат в унисон. И это единство стоит больше, чем самая отчаянная борьба противоположнстей.