Обладатель «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля, фильм Абдельлатифа Кешиша вроде бы про женскую любовь, а на самом деле — про судьбу человека в социальном контексте. Нерешительная школьница Адель знакомится с художницей Эммой (чуть старше), которая вовлекает ее в однополый роман. В своих первых картинах рассказывавший в основном про мигрантов во Франции, Кешиш с недавних пор неожиданно зарекомендовал себя исследователем женской сексуальности и свободы. Поставленная по графическому роману «Жизнь Адель» помимо честного и чувственного рассказа об отношениях (будь они однополыми или нет) произвела фурор своими чрезвычайно откровенными и долгими сексуальными сценами.
Мелодрама |
18+ |
Абдельлатиф Кешиш |
23 мая 2013 |
7 ноября 2013 |
3 часа |
В северофранцузском городе Лилле мечтательная старшеклассница Адель (Адель Экзаркопулос) анализирует на уроках литературы классические любовные романы, но в себе разобраться не может — сперва отвечает на ухаживания парня, потом его отшивает, целуется с подругой, но затем слышит, что «неправильно ее поняла». Наконец, завернув с приятелем в гей-бар, Адель знакомится с Эммой (Леа Сейду) — насмешливой юной художницей с синими волосами, и абстрактные рассуждения в классе о любви с первого взгляда вдруг обрастают плотью.
Изобилие этой самой плоти, зафиксированное Кешишем с увлеченностью, в которой может почудиться сладострастие, взволновало пуритан и феминисток, а «Золотая пальмовая ветвь» своим весом немного придавила эту хрупкую картину, придав ей статус чуть ли не лесбийского манифеста. И то и другое, разумеется, чушь, не имеющая к фильму никакого отношения. Почти порнографические любовные сцены нужны Кешишу, потому что он по слогам изучает язык нежности, который немыслим без физического контакта, и потому что они служат контрапунктом другим частям картины, в которых Адель одинока столь же обескураживающе и яростно, как растворена в партнере здесь. Эти эпизоды слишком «красивы» — но именно так, сознательно игнорируя правила хорошего вкуса (в фильме, скажем, есть момент, где камеру слепит солнце, появившееся между готовыми соединиться губами), Кешиш решил снимать счастье героини. Кешиш никуда не торопится, рискуя потерять нетерпеливых зрителей, и благодаря этому в камерном фильме появляется романное дыхание, на которое намекает оригинальное название «Жизнь Адель: Главы 1 и 2», — можно и не заметить, что на экране пролетает несколько лет. Меняются прически, куда-то исчезают благопристойные родители и назойливые знакомые, школьный разбор Мариво превращается в детские стихи, по которым уже сама Адель учит первоклашек читать, приходит и уходит любовь — остается человек в его неизбывном одиночестве, совершенно такой же, как в начале первой главы, и, безусловно, другой.