Ужасы |
18+ |
Роберт Морган |
7 октября 2023 |
24 октября 2024 |
1 час 33 минуты |
Режиссёр вечно работал с очаровательно уродливыми куклами, коим вжил уникальный дизайн с текстурой, напоминающей живую плоть. Он создал ряд удачных короткометражек с незаслуженной малоизвестностью. Их проклятье, как и «Стопмоушна», являет в излишней тонкости, немногословности задумки вкупе с отторгающей на чей-то вкус шокирующей грязью, происходящей на экране. Если последнее на мой взгляд вообще не проблема, а дар для ценителей, то немногословность точно раздражает. Каждую работу Моргана пытаешься понять, но подача всегда такая, будто автор не пытался упрощать мыслительный анализ зрителю, а надеялся, что у зрителя будет голова Роберта Моргана.
Сложно трактовать «Стопмоушн» - зрителю требуется внимательность, тонкость и эмпатия. Хочется, чтобы фильм пощадил зрителя, был очевиднее, но было бы пошло. Персонажи меняются в фильме не как личности, а как инструмент, «превращаются из живых людей в куклы», следовательно становятся метафорой. Выдержка перехода из буквального восприятия сюжета в метафорический хорошая. Плоскомыслящего зрителя наверняка позлит такое изменение условностей.
Главная героиня — руки, малышка — извращённый художник, пепельный человек — несовершенное художество, рождённое головой, полной тревог и отклонений, оно требует законченности, страстной самоотдачи, жертвы. Когда родится творение, яйцо треснет. Автор, дорожащий творением, сливается с ним, что не отличить: он — его куклы, сцена и история, или кукловод. Использованные куклы выбрасываются в коробку, как человек в гроб. Объект искусства же живёт как след автора в истории, как самовыражение. Всё равно что потомство.
Фильм приятно снят, красивые актёры, красивые сцены, хотя не разнообразны и малочисленны. Медленный темп с периодическим развитием простой истории, которая интригует, но откровенно интересной становится только под конец. До тех пор и элементы ужаса щадящие, и догадки банальные, будто понимаешь, на что намекает фильм, но — нет. Фильму не хватило размашистой эффектности: требовательного скрипта для актёров, интересных монтажных ходов, большей анимации и т. д.
На удивление, стопмоушн анимации тут весьма мало. Фильм одно время кажется документальным тем, как показывает работу аниматора, объясняет мотивы его увлечения и тяготы креативного процесса, в том числе с точки зрения перфекционизма ("Свербит как хочется доделать дурацкую историю про пепельного человека. Иначе жизнь не мила»). Это достаточно интересно, чтобы я потерял нить принадлежности фильма к жанру ужасов.
«Стопмоушн» не страшный и не мерзкий. Скорее унылый повествовательный. «Дом, который построил Джек» интереснее воплотил жестокую идею использовать плоть для искусства. А у Роберта куколки не меняются, хоть плоть человека применяй, в фильме не ощущается - нужна откровенная демонстрация. Роберт Морган говорил о своих анимациях, что не задумывал ими пугать. Он просто сам по себе пугающий человек. Это его норма, уникальная и жуткая.