Москва

Рецензия Афиши

5
Роман Волобуев
535 отзывов, 587 оценок, рейтинг 11455
8 мая 2006

Джелайза-Роуз (Джодель Ферланд) — 9-летняя дочка Ноя и Королевы Гунгильды, двух героиновых мечтателей на финишной прямой (играющие их Джефф Бриджес и Дженнифер Тилли не похожи не только на себя, но и на людей вообще). Ной считает себя викингом, Гунгильда любит шоколад и почти сразу умирает. Насилу уговорив отца не устраивать матери огненное погребение, Джелайза-Роуз едет с ним на край земли — в дом среди прерий, где отец якобы вырос. Выйдя из автобуса, Ной сразу находит себе кресло-качалку и, перетянув плечо жгутом, сам переходит в разряд мебели. Дитя, оказавшись посреди незнакомого мира, ведет себя вполне по Хайдеггеру — запускает в окружающую реальность острые коготки, возводит над колышущейся травой свою собственную жутковатую мифологию и, наконец, объединившись с соседом-имбецилом (Брендан Флетчер), начинает охоту на главное местное зло — скорый поезд, проходящий через степь дважды в сутки.

«Страна приливов» сделана за время полугодовой самоволки Гиллиама со съемочной площадки «Братьев Гримм»; устав биться лбами с продюсерами, он сбежал в Канаду и там за небольшие деньги (финансировал фильм Джереми Томас — верная нянька Осимы, Вендерса и Бертолуччи) с маленькой группой и любимым оператором экранизировал любимую книгу — пятилетней давности роман американца Митча Каллина. Побег из мира чистогана в уайетовские поля закончился, впрочем, престранно. Такое чувство, что из этих полей назад вернулся какой-то другой Гиллиам, жестокий и недружелюбный; более того — у него, всегда забавлявшегося тем, как тонка грань между волшебством и шарлатанством, по возвращении обнаружилась вдруг склонность к самозабвенным завываниям такого вполне шаманского толка.

Общее мнение состоит в том, что хорошему человеку дали слишком много творческой свободы и тот с непривычки укусил себя за хвост; но, кажется, тут все серьезней. Как все большие художники, Гиллиам давно выработал собственную модель отношений с высшими силами. Заключалась она в том, что пан режиссер приплясывает на земной поверхности, строя небесам разнообразные оскорбительные рожи, а небеса ярятся и обрушивают на него стихийные бедствия — то метафорические (вроде прижимистых кинодельцов, традиционно мешающих производству гиллиамовских фильмов), а то и реальные (как было на съемках «Человека, убившего Дон Кихота»). Именно эта позиция человека, во всю глотку орущего Богу: «Ты старый дурак, и мир твой дурацкий!», и делала Гиллиама героем, именно она заставляла год за годом с замиранием сердца следить за его злоключениями. И вот затяжной Гиллиамов бунт против мироздания прервался самым обидным из возможных способов: небо перестало ему возражать. Будто устав от препирательств со своим строптивым критиком, провидение сказало ему, как король Карл поэту Джонни Уилмоту в одном недавнем фильме: «Я больше не стану обращать на тебя внимание. Будь каким хочешь». И Гиллиам не то чтобы скис — оставаясь по-своему лучшим, он, как и все, кого лишили прямой линии с небесной приемной, теперь обращается к миру из какой-то непролазной, египетской тьмы — той самой, из которой глядят на нас в самом конце фильма ведьмины глазки малолетней артистки Ферланд. То есть Бог все-таки не фраер — такой из всего этого, видимо, следует вывод.

10
0
9
Artur Sumarokov
714 отзыва, 3005 оценок, рейтинг 947
21 августа 2014
Алиса в мире Кислоты или Врежем Пайтонами до Льюису Кэрроллу

Джелизе-Розе всего девять лет от роду, но ее жизнь уже вряд ли можно назвать соответствующей возрасту. Впрочем, с такими родителями это вовсе неудивительно, ибо отец ее Ной прожигает жизнь в рок-группе, курит и пьет все, что запрещено законом вместе с матерью девочки — заплывшей жиром Гунхильдой, обожающей больше всего на свете не порождение своих чресел, а сладкий шоколад. И все они втроем лелеют мечту о далекой Ютландии — острове мечты. Регулярно и совсем не без помощи любимой дочурки Ной и Гунхильда отправляются в «отпуск», но однажды жизнь девочки изменится еще больше, когда она вместе с отцом окажется в заброшенном доме посреди ржавых от солнца пшеничных полей.

Один из наиболее знаковых и интересных участников знаменитой британской комик-группы «Монти Пайтон», мультиинструменталист, проявивший себя и как талантливый аниматор, склонный к аллегориям и фантасмагориям, сценарист и режиссер Терри Гиллиам после откровенно конформистских и сочных «Братьев Гримм» в том же 2005 году снял и свой самый неординарный и выразительный, а для многих и весьма неприятный и отвратительный фильм — «Страна приливов», с прохладцей принятый высоколобыми кинокритиками и привыкшими к попкорновым зрелищам зрителями, которые явно не ждали от Гиллиама, усмирившего свой адский креатив в нулевых годах, столь специфической, странной и маргинальной ленты, перманентно балансирующей на грани и за гранью доброго, вечного и разумного.

Впрочем, экранизация одноименного романа Митча Каллина в режиссерском исполнении Терри Гиллиама вышла весьма достоверной и мрачно-авангардной, в которой понятие нормальности и вменяемости главных героев размыто до основания и лишь зритель волен давать им морально-этические оценки, осуждать ли их или истово любить, люто ненавидеть или просто оставаться равнодушным.

Еще одна из многочисленных вариаций «Алисы в Стране Чудес», «Страна приливов» воспринимается как своеобразное радикальное и пропитанное духом сумасшествия, нигилизма и силлогичной психоделики погружение на социальное дно, в истинный Ад, выжить в котором можно лишь одним единственно верным способом: приспособившись к условиям, к заданным правилам абсурдной игры бытия, как это успешно сделала Джелиза-Роза, ибо иного выхода из положения у нее не было, как не было и путей отступления, спасательных шлюпок в безбрежном жизнееном океане американской глубинки, которая лишь маскируется за ординарностью. Потому и Алиса-Джелиза беззаботно играет в смерть и разговаривает с гильотинированными кукольными головешками, потому Белый Кролик в этой ужасной реальности носит имя Диккенс и он столь ненормален, что даже его возможно искренне и с детской непосредственностью полюбить, а Червонная Королева, облаченная в некромантский ведьмовской балахон, являет собой тип зловещего таксидермиста, который страстными поцелуями покрывает очередной испотрошенный труп.

С каждым новым грани нормальности и обыденности волей Терри Гиллиама стираются в кровь, однако лишь у него и только у него красота ощутима даже в этих мерзопакостных деталях жизни. Операторская работа Николы Пекорини завораживает и воистину впечатляет; это высшая эстетика отвратительного, превращая смерть и разрушение в поэзию, а маргинальность и девиантность в привычность и ординарность. Волшебная Страна Чудес, далекая Ютландия яркими красками палитры от Гиллиама и Пекорини оживает на заброшенных полях Среднего Запада США, полях, больше похожих на кладбища автомобилей, поездов. Мир без технического прогресса, мир бесконтрольного сладкого безумия и регресса, которому не видно конца даже в финале ленты, пропитанном духом ирредентизма и спасения.

Безусловно, главную сольную скрипку в актерском составе фильме исполнила Джоделль Ферланд, которая убедительно, реалистично и отчасти гротесково исполнила роль Джелизы-Розы, сумев продемонстрировать все грани своего актерского мастерства и умения погружаться в драматургию картины. Хорош и Брендан Флетчер в роли слабоумного Диккенса, а Джанет МакТир создала, вероятно, самый устрашающий и неординарный образ в своей карьере. Герои же Джеффа Бриджеса и Дженнифер Тилли чрезвычайно колоритны, но откровенно декоративны.

«Страна приливов» — весьма странное, маргинальное и радикальное, авторское и очень неоднозначное кино, находящееся сугубо в своем независимом мирке. Внежанровая лента от одного из самых оригинальных режиссеров мирового кино — Терри Гиллиама, которая может как глубоко шокировать, так и поразить в самое сердце и душу. Шедевр не для всех и для каждого, но вполне достойный просмотра и, желательно, неоднократного, если у Вас крепкий желудок и стальные нервы.

1
0
3
сергей коновалов
1042 отзыва, 1341 оценка, рейтинг 667
30 июня 2009
Детство Терри Гильяма. Не «Алиса в стране чудес».

Мамаша умерла от передоза шоколадок (роскошная смерть, не правда ли?). Папаша уехал на каникулы и не вернулся. Чрезмерно впечатлительная маленькая девочка с роскошным именем Джелиза-Роза живёт одна в заброшенном доме посреди поля и разговаривает с куклами (вернее с оторванными головами оных). Это только в мультиках такие девочки находят (или выдумывают) себе симпатичных друзей типа Тоторо. В реальности они встретят и будут вынуждены дружить с имбецилом-эпилептиком (акулобой в ластах с подводной лодкой в кустах) и его ведьмой-сестрой (пчелофоб, таксидермистка и нимфоманка с твёрдой верой в Иисуса). Подобное глючное кино можно рекоммендовать лишь законченным наркам или ностальгирующим инфантилам. Осторожно: токсично!

2
0
7
Melodika
480 отзывов, 537 оценок, рейтинг 649
1 марта 2012

Ууухх - какой удар по всем "нормальным" и "правильным"!
В рамки нашего сознания никогда не вписывались и не вписываются так называемые "ненормальные" люди. Они мыслят по-другому, у них другой мир, они ведут себя странно.... Но не тот ли глупец, кто ограничивает свою жизнь нормой, отбрасывая все самое интересное и захватывающее.

У кого-то жизнь начинается с родителей наркоманов, которые в один момент умирают от передоза, а лучшими друзьями считаются изуродованные головы кукол Барби. У кого-то друг - эпилептик с признаками аутизма и активными галлюцинациями. Фу! - скажем, мы - Какая мерзость! - Как так можно жить!? - в клинику их, в клинику!

А не хотите ли, господа присяжные, подумать о том, что такие люди счастливее нас - нормальных. У них есть повод встать утром и улыбаться, у них есть воображение для того, чтобы сделать серую жизнь яркой, и более того - они что-то делают.

Каждый сам выбирает - быть нормальным, или ненормальным и у каждого свой мир ничем не лучше или не хуже.

Фильм очень интересный, захватывающий и красивый.

1
0
9
Walter Klemmer
92 отзыва, 245 оценок, рейтинг 549
3 августа 2007

Гениальный фильм, абсолютная редкость в современном кинематографе. То, что фильм многие не поняли и не приняли, ещё раз подчёркивает это. Гиллиаму и Фёрланд можно ставить памятник только за одни только сверкающие бездонными тайнами глаза в финальном затемнении.

1
0
9
Sergey Gureev
96 отзывов, 700 оценок, рейтинг 361
1 декабря 2008

Новый фильм Терри Гиллиама «Страна приливов» - едва ли не большее сумасшествие, чем «Страх и ненависть в Лас-Вегасе».

Честно говоря, после «Братьев Гримм» я не ожидал от Гиллиама ничего хорошего. Спекся старик – думал я. Ан-нет, дали волю – отпустили со съемок «Братьев Гримм», предоставив полную творческую свободу (об этом не раз прочтете во всех рецензиях), получили два часа чистого безумия.

Говорящие белки и оторванные головы кукол, наркотические бредни и детские грезы, Ной и Королева Гунгильда, пердеж и педофилия, таксидермия и эпилепсия, подводные лодки против поездов-акул, некрофилия и светлячки – все в кучу! «Нормальный человек» покидает сеанс, не выдерживая трупного запаха безумия, или все же высиживает до конца фильма, но прячется за поисками смысла. Да-да, старого-доброго смысла, ratio, который вернет все на свои места и переопределит весь этот бред как «норму». Хренушки!

Довольно характерные цитаты: «самое свободное, смелое и неполиткорректное, что Гиллиам произвел на свет со времен Монти Пайтона», «Страну приливов можно назвать истинным кошмаром продюсера», «ностальгия по временам Монти Пайтона, но с депрессивным настроем Гиллиама-2005».

Оценки фильма расходятся, много разговоров о том, что Гиллиам перегибает палку, дерзит, издевается над зрителями, потерял чувство стиля и меры, - но посмотреть сие, однозначно, стоит. Хотя бы ради понимания разницы между «правильным» и «неправильным» кино (о «хорошести», правда, промолчим), ну и ради необычности, ради того чтоб окунуться с головой в черный сумасшедший сюр. Если, конечно, вам это нужно.. Ведь чистого, «дикого» кислорода может быть настолько много, что он даст не свежесть, а в голову ,)

2
0
?
alzhu
83 отзыва, 233 оценки, рейтинг 310
13 февраля 2006

Великий фильм, но, как и всё у Гиллиама, - не для всех.
Можно много чего рассказать о великолепной, словно льющейся из сказочной музыкальной шкатулки, музыке. О визуальных откровениях плавной эпилепсии камеры. О замечательной девочке Джодель Ферланд (которую мы еще увидим в Silent Hill, и из которой может вырасти новая Натали Портман) и совершенно неузнаваемой Дженнифер Тили. О парафразах из мировой литературы от Библии до Хемингуэя, о налитом колосьями море и о светлячках в глазах маленькой Джелайзы-Роуз, которые никто и никогда не забудет; однако лучше все это один раз увидеть.

1
0
7
Сергей Городецкий
75 отзывов, 93 оценки, рейтинг 299
30 апреля 2015

Фильм понравится не всем. Лично на меня он произвел впечатление, тем что сюжет какой то необычный. Многим этот фильм покажется даже не приятным, но я лично ен пожалел, что посмотрел.

0
0
9
Фома Лосев
69 отзывов, 69 оценок, рейтинг 229
28 марта 2012

Перефразируя слова Горького в его статье о Ленине, я разумеется, не могу позволить себе смешную бестактность защиты Гиллиама и доказывать его гениальность и талант. Гиллиам безумен в своём таланте, он настолько иной, что уже только этим интересен.И в своём талантливом безумии он касается таких тем, прикосновение к которым иного человека обязательно их опошлили. В этом фильме он подходит к самой грани , наверное перешагивает её. И делает это шикарно!
Но давайте посмотрим на ситуацию глазами Хэнка Хилла из "Царя горы" или Ипполита из "Иронии судьбы". Парочка конченных наркоманов мало того, что колятся при дочери, но и приучили её готовить им дозы. Женщина от передозы умирает и папаша предлагает дочери сжечь её вместе с домом и жильцами. Потом милая поездка с голубками в автобусе. Смерть папаши от передозы. Все эти поцелуи с языками маленькой девочки и идиота. Попытки пустить поезд с пассажирами под откос. Изготовление чучела из папы. Удача с крушением поезда...
Надо ли говорить, что по логике событий следует беременность девочки от идиота, рождение чудного ребёнка, который в лучшем случае будет тихим дауном, в худшем- будет делать чучела из людей, а в качестве детских игрушек будут высушенные головки.
Нет, я не передёргиваю. Эти милые создания живут рядом с нами, колятся, занимаются сексом раньше, чем учатся читать, мечтают пустить что-нибудь под откос. И у каждого внутри свой удивительный мир. Они рядом с нами, но не вызывают такого радостного восхищения, как при просмотре фильма. Как рядом у магазина стоит мальчик с котиком из "Мелодии для шарманки" и это тот самый Младенец, который пришёл и умирает и остаётся мир без Бога.
И признайтесь, признайтесь хотя бы самим себе: вы готовы увидеть в Них людей? Или на диване у торшера: Какая нечеловеческая музыка!, а у подъезда: Пшел вон, скотина?
Не задавая себе этот вопрос, и не пытаясь на него ответить, мы упрощаем Гиллиама, делаем из него повара для пресыщенных снобов. А это точно не так.

1
0
9
LegkyGolod
54 отзыва, 368 оценок, рейтинг 154
2 февраля 2011

Очень странный и очень хорошо и сильно сделанный фильм.
О непростом детстве. И о "потерянном поколении". Этакая вольно интерпретированная, "приземленная" и уже совсем не Кэрролловская в своей ужасающей правдивости "Алиса".
Сюрреалистическая сказка, рассказанная от лица девочки лет восьми-девяти отроду - ребенка родителей поколения вудсток. При том сказка эта - реальна. Ничего, что не могло бы случиться на самом деле, в фильме не происходит, а то, что происходит - на взгляд нормального взрослого человека - чудовищно. Для главной героини же - просто необычно, интересно и увлекательно.
Во время просмотра меня постоянно перекидывало из одного состояния в другое. Я был то ребенком, который начинал играть вместе с главной героиней, вспоминая собственное (не шибко безоблачное, но и далеко не ужасное) детство, то взрослым, который воспринимал происходящее на экране как жуткую трагедию.
Концовки мне тоже увиделось, соответственно, две.
Фантасмагория мирового масштаба. Масштаба мира одного осиротевшего ребенка.
Вывезти фильм полностью - сложно, слишком уж сильно он давит на психику. Но оно того стоит.
Безусловно, один из лучших для меня фильмов первого десятилетия двадцать первого века.

1
0
9
Индиго
83 отзыва, 120 оценок, рейтинг 125
26 февраля 2010

Люблю этот сумасшедший и провокационный фильм Гиллиама. "Страна приливов" -странная сказка. В кино много Алисы Льюиса Керролла - маленькая Джелиза Роуз читает "Алису", вообще там много от Волшебной страны - норы, вымысел, параллельная реальность. Наверное, в преддверии громной приемьеры такие совпадения забавны.

0
0
1
rocky_plays_rocky
367 отзывов, 370 оценок, рейтинг 108
22 декабря 2013

Бездарный, тошнотворный, в высшей степени глупый и воистину безвкусный и бездарный фильм. Огородите себя от этой американской болтовни, отсутствия культурной почвы под ногами и полной маргинализированности видеоряда. Дурнейший вкус, убогая работа. Гиллиам снял бездарный фильм.

0
0
9
Melissen Master
55 отзывов, 292 оценки, рейтинг 94
13 июня 2011
Затягивающая психоделичная сказка о силе воображения.

Фильм настолько меняет восприятие реальности, что после него долго еще не можешь прийти в себя. Настоящая мозговзрывающая сказочка в стиле мрачной Алисы в стране чудес. К слову в фильме много отсылок к произведению Льюса Кэрола. Еще там много чего про викингов, наркотики, и чокнутых фермеров. Терри Гиллиам раскрывает талант в полной мере как всегда. Хорошо что в мире есть такие режиссеры.

0
0
9
Василиса Каменская
70 отзывов, 71 оценка, рейтинг 68
26 октября 2008

Уникальный продукт всего мирового кинематографа. Можно плеваться сколь угодно долго, разглагольствуя о нарушенных этических нормах в создании фильма, но гений не прикрыть консервативной цензурой. Фильм задевает самые тонкие чувства, смело противопоставляет самые яркие антагонисты – детскую чистую непосредственность, фантазийную ясность ума главной героини и моральные уродства представителей предыдущих поколений. Фильм красив с композиционной точки зрения и отвратителен в мелких подробностях, он играет на конфликте сильнейшей притягательности и полного омерзения от происходящего.
Поймёт не каждый, но посмотреть должны все.

3
0
3
Даниил Смолев
8 отзывов, 8 оценок, рейтинг 52
28 ноября 2009
Алиса в Стране Кошмаров

Лицезреть беспросветную сказку Терри Гиллиама «Страна приливов» - занятие довольно странное хотя бы потому, что это кино не предполагает зрителя. Если инцест, педофилия, некрофилия и прочие патологические явления автоматически отсеивают аудиторию до 18 лет, то невозможность сопричастности к происходящему на экране должна исключать всех остальных – до 118 лет включительно. Вот только зритель находится вопреки всякой логике. Кроме самого Терри Гиллиама и группы гипотетических патологоанатомов у фильма на поверку обнаружилось немало фанов. Разделились мнения и в кинематографическом сообществе: в 2005 году режиссер получил за картину приз ФИПРЕССИ на фестивале в Сан-Себастьяне, ему вручали премию под оглушительный свист журналистской братии. Ситуация, когда одни бьют по голове, а другие ее же гладят, для Гиллиама не в новинку. Но таких громких споров и неоднозначных оценок он не встречал ни до, ни после маньячной «Страны приливов».

Девятилетняя Джелиза-Роза живет в сущем аду. Ее отец (Джеф Бриджес) – героиновый наркоман, и девочка воодушевленно заряжает для него в шприцы новые дозы. Со словами «пришло время папочке отправиться на каникулы» он вкалывает себе подготовленную инъекцию и отключается. Мать (Дженнифер Тилли) сидит на метадоне и рассказывает дочери, пока та массирует ей заплывшие ноги, о своей к ней любви. Умирают родители довольно скоро – сначала мамаша, а чуть позже, перевезя Джелизу-Розу в забытое богом родовое гнездо, на вечные каникулы отправляется и папаша. Девочка остается абсолютно одна. Единственные ее друзья – оторванные кукольные головки, надетые на пальцы; ее счастье заключено в мире фантазии, где девочка отождествляет себя с Алисой в Стране Чудес. За игрой она не замечает, что отец умер, несколько дней подряд она ведет с ним оживленные разговоры и удивляется неприятному запаху. (Вы еще читаете?). Через пару дней у Джелизы появляются новые знакомые, но они оказываются еще страшнее родителей-наркоманов. Выходит, что с этого момента ад только начинается.

«Страна приливов» легко раскладывается на кинематографические и литературные составляющие. Одни из них обозначил сам Гиллиам, назвав свой фильм местом встречи «Алисы в Стране Чудес» и «Психоза» Альфреда Хичкока. Но это лежит на поверхности – если же копнуть чуть глубже, то можно отыскать аллюзии на сюрреалистические фантазии Луиса Буньюэля, помноженные на неразрешившийся ужас в стихах американского поэта Роберта Фроста. Такое сочетание кажется противоестественным. Сказка существует лишь в исковерканном сознании героев, для зрителей она закрыта физиологизмом, кошмарными реалиями из жизни маньяков, наркоманов и душевнобольных. Восхищаться похождениями Чикатило нормальный человек не может, извлекать из его поступков художественную красоту также проблематично. Проще говоря, два часа зритель наблюдает за тем, как урод за уродом «насилуют» девятилетнюю девочку, открытую всему на свете. И чем меньше времени остается до конца фильма (да сколько бы его ни осталось), тем яснее осознаешь, что искупить увиденное уже невозможно. И Гиллиам ни разу не Кэрролл – столько чуда у него не найдется (и ведь не находится). Чего же ради режиссер идет на все это?

Американец снял свою Tideland без какого-либо контроля со стороны производителей. Устав от перепалок с продюсерами «Братьев Гримм» (проекта коммерческого и провалившегося в прокате по всем показателям), Терри Гиллиам сбегает в Канаду, где в короткие сроки и за небольшие деньги создает «Страну приливов», - кстати говоря, экранизацию романа Митча Каллина. Нужно полагать, что свободный творческий жест известного артхаусного режиссера не был начисто лишен смысла (человек все-таки потратил на работу свой отпуск). И действительно, поразмыслив над мрачными образами «Страны приливов», находишь, что они крепко связаны между собой. Изуродованный мир в сознании героев (всех без исключения) предстает абсолютно первобытным. Как люди гомеровских времен не могли мыслить абстрактно, придумывая для непонятного им восхода солнца своего бога, так и в сказке Гиллиама персонажи видят все предельно конкретно и мифологично. Счастье в представлениях папаши-героинщика – далекая Ютландия, где тела остаются нетленными сотни лет. Цивилизация, представленная изредка проходящим мимо предместья поездом, – опасная акула. Край света – песчаный карьер, изрытый эскалаторами. Таким образом, Терри Гиллиам словно снимает с себя все вопросы морали. Здесь ее попросту нет, не существует никаких представлений о добре и зле.

А поскольку архаика XXI века пользуется популярностью, находит своих почитателей, то возможно, американец не так уж и далек от истины в апокалиптичном представлении о нашем времени и о наших варварах. Да и в самом зрительском сознании «посмотреть фильм», увы, уже не значит совершить поступок (наравне с режиссером, съемочной группой, продюсером) – это значит не более, чем «посмотреть фильм». Не менее «радужны» воззрения режиссера на кинематографический процесс. Когда-то великий основатель «Новой волны» Жан-Люк Годар говорил: «Без любви не бывает фильмов». Теперь такие фильмы есть, и появились они, согласно Гиллиаму, вслед за нашими современниками.

Советовать кому-то «Страну приливов» решительно невозможно – это все равно, что отвести своего ребенка в анатомический театр и не вернуться за ним. И когда у фильма, не предполагающего зрителей, таковых находится довольно много – становится страшно. Даже без физиологических подробностей, без «изнасилованной» девятилетней девочки становится страшно за себя и за нас всех. Хочется срочно узнать: кто эти фаны Терри Гиллиама и где они сейчас? Великое счастье, если они далеко – но только все мы догадываемся, что они близко.

Даниил Смолев

4
0
9
Ушёл Снимать Кино
13 отзывов, 71 оценка, рейтинг 43
21 марта 2008

По этому фильму я готов оценивать людей: не понравилось? Значит ты - тормоз.

Да, хочется зажмуриться и отвернуться, да, кажется, что всякие нормы и приличия нарушены - и что? Пусть лучше Гиллиам нарушает все правила, пусть лучше давит ладошками вкус - чорт с ним (ну, пердит там Бриджес - а когда у Вертмюллер труп пердел это никого не смушало?). Когда вас бьют кулаком в лицо, локтём по почкам и коленом в солнечное сплетение, вы о вкусах нападающего как-то не начинаете рассуждать. Вы либо хотите дать сдачи, либо завизжать погромче о помощи и пощаде.

Гиллиам точно и ярко, в очередной раз доказывает свою давнюю и любимую мысль о том, что лучше быть фантазёром, распиздяем или там сирийным убийцей, чем каким-нибудь простым тупым существом, типа той тётеньки, которая в конце фильма говорит с Джелайзой у подорванного умственноотсталым Дикенсом поезда. Ведь ясно, что фантазиям и яркой жизни девочки пришёл конец.

Это не значит, что Гиллиам оправдывает людей, живущих по ту сторону понятий добра и зла и прочей мути человеческого общества. Просто он может позволить себе заглянуть в голову психопату, чтобы найти там куда больше здравого смысла, чем в голове нормального обывателя или клерка. Настоящий психопат и больной по Гиллиаму тот абсолютно правильный, скучный человек, который вынужден смотреть чужие образы и чужие сны в тёмном зале, поскольку иметь свои у него нет времени .

12
0
7
Влад
66 отзывов, 66 оценок, рейтинг 37
12 ноября 2011

Эта вещь однозначно на любителя, причем, как и везде, эстетическая составляющая очень важна, и у меня, к примеру, главная героиня фильма вызывает отвращение (personally), но, возможно, всё так и задумано.

Этот real fanatasy, с переплетениями еще того сюрреалиста (Кэрол), который поразил весь мир своей Алисой, к тому же тут вплетены элементы horror и чёрного юмора, вообщем однозначно a must see piece of shit! (блог http://genomity.livejournal.com/)

0
0
?
tetraedr
32 отзыва, 49 оценок, рейтинг 29
12 февраля 2006

Фильм хороший. Видно, что сделан мастером.
Но.... людям с обыкновенной, человеческой психикой я бы не рекомендовал его смотреть. Тяжелый мрачный сюр.
Неторопливый сюжет. К середине начинаешь задумываться "ну когда же это кончится". Похоже на издевательство Мастера над зрителями, который в данной ситуации больше похож на ребенка, у которого отняли игрушку, и он мстит за весь мир, выдавая кинопродукцию подобного рода.
Остался единственный вопрос: Интересно, что кушала девочка все эти несколько дней, пока жила в одном доме с трупом? Неужели пол-литровой банки чего-то белого повидлообразного ей вполне хватило на неделю?

0
0
7
Виктор Меламед
22 отзыва, 22 оценки, рейтинг 19
13 апреля 2008

Терри Гильям - не вполне вменяемый человек, вдобавок, страдает падучей, и потому в целом мне несимпатичен, и фильмы его мне поэтому не могут нравится.
Но Страну приливов, наверное, стоит посмотреть, ради одной главной героини, за которой теперь придется следить. Второй случай так покривляться ей вряд ли представится.
Я, правда, не все там понимаю, поскольку, как мне сказали, не был девочкой (Гильям, надо понимать, был)

0
0
?
Вася Лохов
14 отзывов, 2 оценки, рейтинг 7
20 февраля 2006

Ужасный по своей циничности фильм. Чудовищный, нездоровый, истеричный смех выходящих из кинозала людей. Слишком ярко, чтобы не наслаждаться частыми красивыми кадрами, и слишком противно, чтобы не поддаться соблазну и не уйти посреди сеанса. Фильм не оставляет равнодушным, ломает нормальную человеческую психику. Вот только заканчивается он как-то уж очень по-голливудски - без хэппи-энда было бы еще мрачней и еще противней. Бесило в фильме все: от начала до конца.
Нездоровая ироничность сцен поражает: симпатичная вечно голодная девочка с полупустой банкой из-под варенья (?), готовящая папе наркотики и ловко стряхивающая иглу, одновременно живущая в придуманном мире голов кукол с извращенно цинично выдуманными именами. Папа девочки со словами "надо было дать ей герыча", с бредом про "Ютландию", "болотных людей", отправляющийся в вечные «каникулы». Одноглазая маньячка, делающая мумии, в том числе и из людей, гуляющая по полю в костюме пасечника, бормочущая песенку про Иисуса и трахающая развозчика с кошкой. Эмбицил, мечтающий взрывать "большую акулу", прогуливающийся в ластах и маске посреди поля или надевающий парик с трупа.

Я вышел из зала, и мне было противно: мне было жалко девочку-актрису, за то, что она натерпелась во время съемок, мне было жалко Гиллиама за такое извращенное преподнесение видения мира, мне было безумно жалко свою спутницу, явно не готовую к такому репертуару, но мне было не жалко своего времени, которое я провел в зале.

Л.Кэрролл все-таки был не чудаковатым математиком, а обычным наркоманом, который в середине xix века первым, судя по всему, начал употреблять героин – это еще один вывод, который меня посетил по итогам фильма.

0
0
?
Илюша М
45 отзывов, 46 оценок, рейтинг 7
22 апреля 2006

один из лучших фильмов последнего времени.

0
0
?
Andrey Stvolinsky
3 отзыва, 2 оценки, рейтинг 5
8 марта 2006

Помнится, однажды Бивис и Батхед собрались снимать клип, и между ними состоялся такой диалог: "Как думаешь, Бивис, если у нас в клипе будет медведь, это будет круто?" "Нет, Батхед, просто медведь - это не круто! Вот если бы этот медведь гадил!..."
В фильмах Терри Гиллиама медведь гадит регулярно.
Первый вопрос, возникающий после просмотра "Страны приливов" - как такое возможно? Такой фильм можно запустить в производство только на спор: "Спорим, я придумаю такое, что мне никто не даст денег? Тогда читай синопсис".
Жила-была семья: мама и папа - пожилые героиновые наркоманы и их дочка девяти лет. Мама и папа вмазываются героином перед камерой, но делают это не сами - их малолетний ангелочек Элайз-Роуз и раствор подготовит, и шприц поднесёт. Мама умирает в самом начале фильма - причём от метадона, а не от героина, папа с дочкой отправляются в глухую провинцию. Папа тоже скоро умирает, но девочка считает его живым и спит у него на коленях, несмотря на чудовищную вонь. Единственные их соседи в глуши - брат с сестрой. У брата ампутирован мозг, а сестра на один глаз слепая. Брат бегает по окрестностям в маске и ластах, разгребая руками густые травы. Сестра лелеет мумифицированный труп мамаши, а потом выходит замуж за мумифицированный труп протухшего героинового наркомана. Мало? Тогда эпилептик с ампутированным мозгом и девятилетняя девочка под конец фильма закрутят роман, и будут целовать друг друга в губы. Крупным планом, конечно.
В финале эпилептик взорвёт поезд.
И всем им за это ничего не будет.
Судя по всему, спор Терри Гиллиам проиграл. По крайней мере, денег ему дали. И ни в одном кадре фильма их нехватка не ощущается. Ощущается нехватка понимания.
И главное, что ускользает от понимания - это вопрос жанра. Жанра, как договора о намерениях, о намерениях смеяться, плакать или анализировать. Начинается фильм как трагедия жизни ребёнка в карикатурно-неблагополучной семье. Продолжается как путешествие в счастливое детство на даче, где достаточно одной поломанной куклы и бабушкиного платья. Временами скатывается в комедию благодаря тонко вплетённым гэгам. В конце обнаруживается эротическая мелодрама, но даже здесь Гиллиам не вытягивает - девочка, которую в жизни зовут Джодель Ферланд - это вам не Натали Портман в "Леоне", в ней нет ни грамма испорченности и эротизма.
В результате зритель пребывает в полной растерянности, чего от него хочет добиться режиссёр. Он просто раздавлен великолепными съёмками, роскошными пейзажами, адским трэшем сценария и подчёркнутой неприятностью происходящего на экране. В этом фильме не понятно, кому сопереживать: вроде все герои живут так, как хотят и даже грязный голодный ребёнок в заброшенном доме чувствует себя уютно; и потому остаётся только жалеть себя. Жалеть себя, окружённого такой нелепой гротескной гадостью, жалеть себя, вынужденного на это смотреть. Не лучший способ провести два часа своей жизни.
Возвращаясь к Бивису с Батхедом, вспоминается заветная подростковая мечта - жить вечно и иметь бесконечное количество оружия. Сдаётся, Гиллиам сделал её своим жизненным девизом. За что бы он ни взялся, это будет непрерывная пальба из всех стволов во все стороны. И расчёт на то, что батальоны срущих медведей будут вечно притягивать зрителя.

4
0
9
Алиса
8 отзывов, 229 оценок, рейтинг 4
3 апреля 2010
Джелиза в стране приливов.

...try to be an innocent, as difficult as that is.
Terence Vance Gilliam

Всё не утихают кругом споры о том, та "Алиса" или не та, а я вдруг и совершенно неожиданно знакомлюсь с необычным, словно снятым с той стороны зеркала, взглядом господина Гиллиама на Кэрроловскую фантасмагорию, хичкоковские душевные метания и на всеобщие социальные проблемы. И вот тут-то сомнений в "таковости" нет - налицо пять двойных дон и многослойность не хуже, чем у модных нарядов.
Начало фильма весьма похоже на жизненный концентрат, перенасыщенный грязью и отвратными продуктами распада, авторства Азии Ардженто "Лукаво сердце более всего" - но, к счастью, это только зачин, иначе фильм был бы уж каким-то окончательно оголтелым и малоосмысленным. Так же наркоманка-мамаша мечется между своими чувствами к "засранке" и "солнышку" Джелизе-Розе, так же папаша обещает страны чудесные и сиянье неземное, такой же несчастный измученный ребёнок. Хотя нет, не такой же - Джелиза-Роза явно не имеет ничего против подобного образа жизни, она заботливо готовит папочке героин, а мамочке массирует ноги с явными признаками сепсиса и, когда выдаётся свободная минутка, играет со своими лучшими подружками - кукольными головами.

Семейная идиллия вскорости прекращается, потому что Королева Гунгильда помирает от метадона, как считает папочка, опасающийся, что его обвинят в убийстве. Храбрый викинг и его маленькая принцесса отправляются на край света, в прерию. Однако и там сиянья неземного на них не снисходит - отец не возвращается из очередных "каникул". И тем не менее, девочка никогда не чувствует себя одиноко: она продолжает исследовать бабулин дом, где всё покрыто толстым слоем смерти, разговаривает с папашей, уплывшим в Вальгаллу, находит призраков и охотится за белками. В безлюдной прерии она находит себе ещё одну лучшую подругу - женщину по имени Делл, питающую слабость к таксидермии и имеющую один вытекший глаз. Правда, Делл не признает новых друзей, зато у неё есть брат, перенёсший лоботомию и страдающий эпилепсией. Как единственный доступный мужчина, он тут же становится "мужем" Джелизы-Розы (и, удивительное дело, он тоже не знает об этом). Итак, при полном, казалось бы, одиночестве, девочка даже не задумывается о значении этого слова - мир полон друзей, интересных и загадочных событий и даже, хм, любви. События нанизываются на нить, складываясь в узор, который был создан так давно, что и не упомнить, хотя нить эта и подвешена в каком-то странном, не то чтобы не сказочном, но уж очень не детском мире.

Отбросив всё своё обычное отношение к детям и говоря вообще, не могу не признать - все дети гении, с их непосредственным восприятием мира, анализом событий, а не связи их с прошлым опытом и прочими радостными вещами, навроде обнюхивания и радостного удивления собственным какашкам. Ребёнок не воспринимает этой отвратительности мира (за исключением вещей, которым очень уж противится тело, навроде голода или запаха разлагающегося трупа), он радуется каждой маленькой вещи: солнце встало, и это хорошо, вода в кране есть - и это потрясающе, ещё и горячая - ну вообще, живём! Ребёнок не думает о деньгах, престиже, прочей лабуде, не завидует и не зависает. Вот оно, второе дно сказки Гиллиама, детская простота, удивление и непосредственность, умение жить в гармонии с самим собой так, чтобы было нескучно, показанные в гротескной форме, доведённые едва ли не до абсруда - ну как может девочка не чувствовать, не принимать, что отец уже умер?

Ниже идёт мерзость людская, земная, реальная и тоже порой гротескная (Джелиза-Роза заботливо помогает отцу отправляться в "путешествие"). Казалось бы, всё это должно казаться отвратительным, неприемлемым и страшным. Вот только отчего-то не кажется так вовсе, даже странно. Уже упомянутый фильм Азии Ардженто с этой точки зрения куда более отвратителен, а небезызвестный "Догвилль" в тыщу тыщ раз страшнее (ну да в этом смысле он вообще шедеврален). Возможно, потому, что Гиллиаму больше с руки снимать сказки, и хотя он и беснуется, показывая пакости и "шокируя" подчас не меньше собрата по перу - Тима Бёртона, он больше волшебен, и практически не мерзок. Как может казаться мерзким что-то, что происходит в глубине кроличьей норы? Брандашмыг и Бармаглот не одобряют.

А вообще говоря, там много ещё можно сказать, например, о том, что с белочками земля не так пустынна - а также с безглазыми кукольными головами и огромной акулой - поездом. Потому что у человека в голове - весь мир. "Я обладал сегодня в мечтах тремя жилищами и был равно счастлив во всех трёх. Зачем же утруждать своё тело переменами места, раз душа странствует так свободно? И к чему осуществлять замыслы, раз сам замысел заключает в себе достаточно наслаждения" - написал Шарль Бодлер во времена своего парижского сплина. Спорное заявление, да. Но к этому фильму - весьма применительное. И смысла в этом фильме всяко больше, чем в последующем за ним "Воображариуме".

0
0
?
anna
3 отзыва, 4 оценки, рейтинг 3
20 февраля 2006

У фильма есть и идея, и сказка. Там есть своя нетривиальная эстетика. Там есть волшебство и светлячки-феи. Царит детство и фантазия.
Но. Но я вышла на середине фильма. "Необратимость" кажется более позитивным и легким. Может, это материнский инстинкт, но вид симпатичной девочки, которая стряпает героин для любимого папашки, которая не моется весь фильм, которая спит на коленях у трупа и сгоняет с него мух, которая просто забыта и брошена, которая целуется с умственно отсталым, которая... Она несчастный ребенок, убежавший в фантазии Алисы в стране чудес от кошмарного ЧУДОВИЩНОГО античеловеческого существования.
Весь фильм описывается эпиграфом из Льюиса Кэрола про долгое-долгое падение Алисы в кроличью норку.
Лента сделана мастерски, однако категорически не рекомендую его смотреть тем, у кого есть дети, и тем, кто чувствует себя ответственным за счастливое детство.

2
0
?
Сергей
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 3
24 февраля 2006

Мне - 38. Поверьте - это отвратительное дерьмо. Не пытайтесь высосать из него креатифф или искусство. Автор - просто мудак, который когда-то случайно (повезло!) снял "страх и ненависть ..." и "житие брайна".

Если вы ищите в этом фильме смысл - вы больны. Фильм ОТВРАТИТЕЛЕН!

3
0