Однажды во время охоты техасский сварщик, ветеран Вьетнама Ллуэлин Мосс (Джош Бролин) натыкается на стандартные последствия перестрелки наркоторговцев: несколько трупов, умирающий мексиканец, мертвый ротвейлер, грузовичок с наркотой, чемодан с двумя миллионами долларов. Чемодан Ллуэлин, поразмыслив, забирает с собой.
Поразмысли этот усатый, основательный и, в общем, положительный мужчина еще немного, он бы оставил деньги жариться на солнце. Потому что за ними — а значит, за ним — отправляется некто по имени Антон Чигур (Хавьер Бардем). Обладатель прически не менее дикой (на дворе 1980-й), чем его имя, Антон убивает почти что каждого, кому не повезло перекинуться с ним словечком. Причем любимое его оружие — не пистолет, а баллон со сжиженным воздухом, который выпускается под давлением из специальной трубочки и работает не хуже пули, не оставляя при этом улик.
За Антоном, в свою очередь, охотятся двое в ковбойских шляпах. Болтливый пижон-десперадо (Вуди Харрельсон), нанятый наркобизнесменом. И шериф Эд Том (Томми Ли Джонс), обманчиво заторможенный, но ничего не упускающий из вида сыщик на пороге пенсии.
Эд Том и есть представитель тех стариков, которым тут не место — воплощенный здравый смысл, герой чуть комический, но в конечном счете исполненный искренней грусти, техасский вариант беременной законницы из «Фарго». Фильм начинается с его закадрового монолога, да и потом он попадает в кадр не так уж часто, но между тем именно шериф является сердцем этой драмы, именно его растерянность придает криминальной истории с горой трупов дополнительное измерение.
Братья Коэн, последние несколько лет пребывавшие в не лучшей творческой форме, для триумфального возвращения едва ли не впервые (хотя «Перекресток Миллера» отчасти основан на романах Хэммета, а в титрах «О, где же ты, брат?» поминается Гомер) экранизировали чужую прозу, одноименный свежий роман американского писателя Кормака Маккарти. Впрочем, если этого не знать, догадаться невозможно — настолько по-коэновски выглядит интрига фильма, настолько безошибочно атрибутируются его диалоги.
Вот, к примеру, типичный разговор Ллуэлина с женой. «У меня дурное предчувствие, Ллуэлин». — «Ну а у меня хорошее. Значит, мы квиты». — «Мама поднимет переполох. Она будет проклинать тебя». — «Ты должна была к этому привыкнуть». — «Я ко многому привыкла. Я работаю в Wal-Mart». — «Уже нет, Карла Джин. Ты отошла от дел».
По-английски все это, разумеется, звучит куда более певуче. Герои Коэнов никогда не перебивают друг друга. Они словно читают по ролям пьесу под стук метронома — медленный, завораживающий ритм, нарушить который может лишь что-то совсем экстраординарное (притом что события фильма бесконечно далеки от послеполуденного сна на веранде). То же самое касается и визуального ряда: оператор никогда не снимает с плеча, кадры, столь же немногословные, как и герои, неторопливо сменяют друг друга на манер слайдов. Единственный раз камера теряет самообладание — ближе к концу, когда происходит нечто из ряда вон выходящее.
Если бы в «Старикам тут не место» не было Бардема, играющего абсолютное зло, это все равно был бы замечательный фильм. С Бардемом — это, как говорят американцы, instant classic, картина, которая останется — независимо от того, сколько «Оскаров» она получит или не получит. Коэны, совсем не старые еще люди, шли к ней почти четверть века, со своего дебюта «Просто кровь» — разминаясь, оттачивая стиль. И отточив до формальной безупречности, до остроты меча Хаттори Ханзо, наконец могут перестать играть в эти игры — теперь они способны пробивать головы воздухом.
Обращение Коэнов к сюжету а-ля «Фарго»: любительское правонарушение (теперь почти спонтанное) влечет волну насилия. Слабость ленты как раз в отличии от «Фарго»: там нам просто показали кровавую притчу, а тут удлинили ее за счет болтовни милого, но навязчивого героя-резонера.
Для торжества зла необходимо только одно условие - чтобы хорошие люди ничего не делали(Эдмунд Берк)
Эта история началась в один из самых жарких и изнурительных дней засушливого июня 1980 года на бесконечных, пустынных и уходящих куда-то в закопченную солнцем даль горизонта просторах западного Техаса. Статистика с самого начала года была неумолима, твердя с монотонностью молитвы, что смерть и лишь она одна воцарилась на этой благословенной земле ковбоев и расистов, смерть и безысходность. Неуклонно растет уровень преступности, а сами преступления поражают какой-то неизмеримой, неизбывной, нечеловеческой жестокостью, недремавшей дикостью. И в тот день, когда шериф Эд Том арестовал Антона Чигура, а Ллевеллин Мосс обнаружил на месте очередной мафиозной бойни чемодан, набитый до отказа вечнозелеными президентами, вся дикость людская вырвалась наружу в одночасье, сметая всех и вся на своем пути.
Братья Коэн, вдоволь наигравшись в псевдонуар в "Человеке, которого не было" и в сугубо развлекательное кино в "О, где же ты, брат?" и "Невыносимой жестокости", вернулись к "большому стилю" собственной режиссуры времен "Фарго" столь же непринужденно и играючи в одноименной экранизации романа культового американского беллетриста и нигилиста Кормака МакКарти "Старикам тут не место" 2007 года. "Старикам тут не место" в версии Коэнов, которые с особым, чуть ли не подкожным и подсознательным чутьем своим сумели переложить мрачный и жесткий мир литературного первоисточника на резкий обличительный язык вневременного киновысказывания о современной Америке и американцах и не только, сохранив и аутентичность оригинала(МакКарти остается в любом виде МакКарти, кто бы не взваливал на себя ношу быть его кинематографическим негром от Цейса - Джеймс Франко ли, Ридли Скотт или Джон Хиллкоут), и разбавив ее глубинами собственного синематического пространства, характеризуемого почти всегда фирменным черным юмором и легкостью повествования, каковое бы оно не казалось тяжеловесным изначально.
А фильм Коэнов, между тем, по-настоящему обладает тяжеловесностью, которая будто стремится подавить и изничтожить зрителя под гнетом собственной фундаментальности и монументальности, в первую очередь, благодаря наличествующей в картине многоголосице и многогранности затронутых тем, множественностью переходов от нескольких личных историй до обобществляющих, универсальных высказываний, от шелухи жанровой принадлежности к чистому кинематографу без привязи к жанрам как таковым. Коэны в "Старикам тут не место" удачно играют как на поле иньярритовско-арриаговского сюжетного лабиринта с множеством линий, перипетий и пространств, на выходе сводящихся к единому моральному выводу(в фильме братьев ничего подобного не будет, к счастью, и он превратится в притчу, полную недосказанностей), так и взрыхляют фертильные поля классических вестернов, деконструируя и деклассифицируя их в своем фильме ничуть, а моментами даже еще мощнее, чем Клинт Иствуд. Коэны по сути отшучиваются формальными кинематографическими фразами, идя по тропе тотального ревизионизма этого самого американского из всех американских видов искусств, кроме джаза, естественно, по меткому выражению Клинта Иствуда. Кроме места действия - американского Запада, пускай восьмидесятнического периода, но по-прежнему Дикого - "Старикам тут не место" почти ничего не роднит с жанром кино о ковбоях и прериях, ибо Коэны вслед за МакКарти переворачивают наизнанку конфликт между антагонистом и протагонистом, делая фильм громким авторским высказыванием о торжестве зла в одной отдельной взятой стране, подменяя и отменяя весь гуманизм предшественников, и через призму показанного маленького мира обращаясь к миру большому, в котором Антонам Чигурам имя легион, и дремлет он буквально в каждом. До поры до времени, но неизбежно вырываясь наружу, и сея хаос, террор и насилие, высокую притягательность которого никто и никогда не отменял.
Антон Чигур - герой маленького мира, живущего мелкими горстями радостей и огромными ковшами горестей. Большой мир далеко, но он еще безобразнее этого ада маленького мира, населенного маленькими людьми с большими грехами. И нет им искупления, прощения и спасения. МакКарти в этой своей безысходности схож с Достоевским, только резче, жестче, показывая мир без прикрас и вне религиозных догмат. Коэны, впрочем, пытаются насытить фильм аллюзиями на справедливое наказание для Чигура, едко отшучиваются в ряде ключевых сцен, очеловечивая своеобразно своего антигероя, но это кажется лишь попыткой управлять законами жанра, чтобы в финале обрушить символическую многозначительность финала, в котором оживает фраза про сон разума, рождающий чудовищ. Алчный делец, киллер, фактический маньяк и садист, маргинал - он до боли рифмуется с маккартистским же Лестером Баллардом из "Божьего дитя", которого общество всегда отвергало, и он этому обществу решил отомстить, отрешившись от цивилизации. При всей благостности своей наружности(едва ли в Антоне можно признать чудовище, что бы там не считал Чезаре Ломброзо) Чигур таков же - его личная история лишена намеренно конкретики, он само воплощенное Зло в невоплощенном маленьком мире трафаретных протагонистов. Зло, от которого не скрыться и которое всегда побеждает.
Центростремительным кирпичиком в фундаменте всей сюжетной интриги фильма становится чемодан с деньгами, который находят и теряют, который служит главной приманкой для охотника и губит его же поступательно, стирая окончательно все черты человечности в героях. Коэны действуют жестко, с нажимом, без сентиментальности, обрекая на смерть - не всегда физическую, но всегда духовную - всех, кто готов к настоящей борьбе с Чигуром. Если в "Фарго" были всегдашние коэновские марафеточные маньяки и малохольные садисты, уравненные до статистов во всей человеческой комедии, то в "Старикам тут не место" для подобных героев действительно не находится места. Начав с истории противостояния очень хорошего с нереально плохим, практически до абсурда, героя, Коэны переходят из этого узкого пространства в большее. Вот слышатся громкие отзвуки эха рушащейся американской мечты, ярким воплощением которой стал зловещий чемоданчик; вот меняются полюса между Добром и Злом, а все преступления остаются безнаказанными; вот сновидения обретают плоть и кровь в реальной жизни, и над всем этим кошмаром висит дамоклов меч рока, неизбежной фатальности. Даже если Антона Чигура убьют, на его место обязательно придут новые. а маленький мир, захлебнувшись в крови, поглотится миром большим. И Чигур, будто Воланд, вступит в него на своих правах, диктуя свои условия и радуясь очередной победе над уже поверженными и побежденными.
фильм сложный для просмотра. Ни тебе музыки, ни эффектов каких, ни экшена толком. Скупое молчаливое повествование. Да, играют все классно, хорошо создана атмосфера, ретро. Но смотреть это тупо скучно. Ну и общую мораль фильма я, если честно, не уловил. Что они хотели этим сказать...
Хавьер Бардем разъезжает по одноэтажной Америке и с помощью газового баллона со шлангом выбивает замки дверей и мозги всем, кто попадается ему на пути (между нами, мне его морда еще в Призраках Гойи не понравилась. Сразу видно - конченный отморозок и маньяк). Один человек с чемоданом случайно найденных денег весь фильм пытается убежать от этого монстра, остальные полицейские все время собираются его, Бардема, поймать.
Вот, собственно, вкратце сюжет. Ничего такого. Как и положено в мире Коэнов, человеческая жизнь гроша ломанного не стоит, выстрелы раздаются без предупреждения, ощущение постоянного страха нагнетается без помощи нарастающей тревожной музыки.
Очень страшный фильм. Абсолютное зло, воплощенное так мастерски Бардемом выпукло и глобально. Он убивает спокойно, равнодушно, умело, не задумываясь. У него есть сила, интеллект, он не лишен чувства юмора. Тем страшнее. Кто может противостоять такому Злу? Кто на другом полюсе? Туповатые, плоские, банальные, незапоминающиеся американцы. Этот - всю жизнь не выходит из своего магазина, который он получил по наследству от своего отца. Тот - скользкий тип - коп, мечтающий о славе и деньгах, другой - с чемоданом денег, и вроде даже смелый - но какой он? Зачем он? Что он созидает? Почему мы ему сочувствуем, только потому, что за ним идет охота?
Старики.. вообще, я не очень поняла смысла названия. "Старикам тут не место", "нет места для стариков", "нет страны для стариков".. столько переводов. Америка - не для стариков? Или старикам вообще не понять, что происходит в современном мире? Оставим этот вопрос для более продвинутых рецензентов. Стареющий шериф не может поймать маньяка. Но, возможно, только он и есть в нравственном плане его настоящий противник. Шериф, который не сделал ни одного выстрела за весь фильм. Хотя имел больше всех прав. Старикам тут место. Уважайте стариков, это наше все. Может быть такой был посыл.. А как можно оседлать Зло? Только если не кормить его в себе, ну да, то самое зло, что в каждом из нас.
Хороший фильм. Может даже схожу посмотреть его в прокате. Люблю, когда вопросов остается больше, чем предлагается ответов.
Очень сильный фильм, хотя, на мой взгляд. не хватает легкости, такой привычной в случае Коэнов и типично коэновского юмора нелепых ситуаций. Действие фильма давит на тебя тяжелой плитой, но нет желания из под нее выбраться до самого конца. Можно сказать, что конец фильма неожиданный, точнее заканчивается фильм когда этого не ожидаешь, но, возможно, именно это заставляет тебя находиться внутри фильма даже после выхода из зала.
No country for old man, что на русский переводится примерно как «Нет страны для стариков», это высококлассный хоррор-триллер, где жертве нужно побыстрее удрать, а стрелку, соответственно, догнать. Причем, нерв погони и чувство страха у Коэнов передано просто выше всяких похвал — здесь нет тревожной музыки (ее вообще нет), зато каждый скрип, шорох, стук ковбойский сапог, шелест листьев или даже пресловутая тишина буквально полны опасности. Есть сцены, которые продолжаются не больше десяти минут, но когда их смотришь, кажется, не только сжимаешь подлокотники у кресла, но и стискиваешь зубы.
Забавно и то, что, режиссеры Коэны прибегают к методу умышленной жанровой неряшливости, выворачивая вестерн наизнанку и туго закручивая его на условные «бигуди» неонуара. Например, в каком вестерне видано, чтоб шериф бездействовал и выполнял функцию нарратора, а не протагониста? Не малую роль играет и внешне пародийный вид хладнокровного убийцы Чигура: смешная прическа, одутловатая рожа, кривая ухмылка, какой-то баллон, глушить размером в баночку «пепси» и прочие мелкие черты придают этому образу грандиозное величие. При этом никакого «хихи» во время просмотра, он страшен фантастически: принципиальный, загадочный, ужасающий — все вместе. Собственно, Коэны, сражаясь с формой, сталкивают несовместимые эстетики и добиваются настолько впечатляющего результата, насколько вообще впечатляюще может выглядеть убивающий воздухом психопат-убийца с прической доктора Курпатова.
В наибольшей степени стилистические перебои отразятся на завершающем получасе: погоня неожиданно оборвется, кейс с деньгами пропадут из поля видимости, рамки жанра триллера лопнут подобно мыльному пузырю, а история приобретет зловещий мизантропический оттенок и переместится в плоскость крушения надежд постаревшего во всех смыслах шерифа. В целом, не разбираясь в частностях, этот фильм о скором «Закате Америки» — о потере ориентиров, упадке ценностей и угасании, о том, что за окном 80-е, все тонет в дерьме и будет опускаться только глубже, о безжалостных убийцах, расползающихся по неодухотворенным техасским просторам и о том, что навсегда смылись понятия «честь», «достоинство», «кодекс», подменив это принципом «орел или решка, выбирай». И, что самое ужасное, нет в этом никакой трагедии. «А потом я проснулся», — лишь говорит главный герой под занавес, и смотрит куда-то вдаль с грустью в глазах о том, что у него больше нет страны, словно как в тех первых строчках стихотворения Йейтса «Плавание в Византию», откуда Кормак Маккарти (а после и Коэны) и взял название для своего романа:
Здесь старым нет пристанища. Юнцы
В объятьях, соловьи в самозабвенье,
Лососи в горлах рек, в морях тунцы -
Бессмертной цепи гибнущие звенья -
Ликуют и возносят, как жрецы,
Хвалу зачатью, смерти и рожденью;
Захлестнутый их пылом слеп и глух
К тем монументам, что воздвигнул дух.
Классические техасские "салочки" в "казаках" и с огнестрельным - крутые, как на подбор, перцы гонятся друг за дружкой. Первым бежит усатый и сметливый ветеран Вьетнама - с чемоданом чужих $. If I don't come back, tell mother I love her. - Your mother's dead! - Well then I'll tell her myself. Следом за ним - принципиальный киллер с причёской педика и эффективным скотобойческим орудием. He doesn't have a sense of humor. His name is Chigurh. - Sugar? - Chigurh, Anton Chigurh. Мочит им людей, как бычков. Замыкает круг седовласый шериф - сын шерифа и внук шерифа. Верхом ему сподручней, чем с мигалкой по хайвэю. Двое из трёх останутся живы. Думаю, продолжение следует...
Пронзительная тишина с редкими завываниями ветра, хрустом попкорна, звоном убедительно невыключенных мобильников и стонами затаённого зрительского дыхания - вот и вся звуковая дорожка к фильму. That's a dead dog. - Yes it is.
В начале фильма в закадровом монологе шериф Эд Том (Томми Ли Джонс) рассказывает о том, что однажды арестовал убийцу 14-летней девочки и все думали, что это преступление на почве страсти. Но убийца признался, что никакой страсти в его преступлении не было: он всегда хотел убить кого-нибудь, и если бы он оказался на свободе, то сделал бы это снова. «Старики» - фильм об одном из таких убийц: бесстрастном и беспощадном, для которого убивать - как дышать. Для него все живое ненавистно, он даже не может проехать мимо птицы, сидящей на перилах моста, не пристрелив ее. Если у Лиона был любимый цветочек, который он поливал, то у Антона Чигура (Бардем) нет никаких душевных привязанностей, просто потому, что у него нет души. Он и на человека-то похож только внешне, а по сути - мутант, пришелец из другого мира, посланник ада. Для него убийство – это повседневная, рутинная работа и выполняет он ее спокойно, методично и буднично, как будто улицу метет. Чигур – это абсолютное зло, в его глаза страшно смотреть, а когда он улыбается, становится еще страшнее. Глядя на него понимаешь, что ни Ллуэлин Мосс (Джош Бролин), ни шериф Эд Том не могут противостоять ему – силы не равны – они все-таки люди, а он явно не от мира сего. Похоже, что герой, способный победить Чигура еще не родился. В глазах шерифа обреченность умного человека, который не приемлет современный мир с его бессмысленной жестокостью и неистребимой глупостью, но он понимает, что не в силах что-либо изменить. Он устал от людей, он смирился, и все, что ему остается, это уйти на покой и рассказывать жене свои сны.
По мнению Братьев Коэн со злом современного мира бороться бессмысленно, оно сильнее добра, именно поэтому Чигур, хоть и с переломом руки отправляется вдаль, за линию горизонта, как будто он настоящий герой. Зло победило, и это страшно.
В «Первой крови» у Коэнов герои совершают убийства, потому, что у них нет выбора - иначе они сами погибнут, в «Сариках» убийства бессмысленны, и страшнее всего, что они будничны. «Фарго» - это кровавая бойня с хэппи-эндом: женщина-полицейский поймала-таки убийцу и через 2 месяца должна родить ребенка. «Старики» страшнее потому что герои беспомощны и зло остается безнаказанным.
В «Стариках» завораживающий, аскетический пейзаж и на фоне него – убийца-параноик, с баллоном вместо пистолета, жутким взглядом и с прической, делающей его похожим на трансвестита.
Очень сильный фильм, интересные персонажи. Джоэлу Коэну должны дать Оскар как лучшему режиссеру. Очень жаль, что Хавьера Бардема даже не номинировали как лучшего актера, он заслужил Оскар.
Нет, не для старых, это место...
Снятая в 2007 году картина, по одноимённому, культовому роману американского классика Кормака Маккарти, почти сразу приобрела “культовый статус”. Даже, несмотря на “Оскар” в номинации “лучший фильм”, и 5-е место в списке лучших фильмов первого десятелятия ХХI века (по мнению американских кинокритиков) - это лишь её облагородило в массовом обществе и сознании. История обычного обывателя (ветеран Вьетнама), живущего в трейлере на американо-мексиканской границе - охотника Мосса (Джош Бролин), походит на бесчисленные истории, где лёгкая нажива - превращается в сущий ад. На берегу Рио-Гранде он находит - трупы мексиканцев, груз героина и два миллиона долларов (которые забирает с собой) - и с этого момента, из охотника - сам превращается в жертву - за ним начинается “охота” местного шерифа (рассуждающий о жизни Томми Ли Джонс), наемного киллера (Вуди Харрельсон), и демонического маньяка-киллера Чигура (Хавьер Бардем). Кинополотно об охоте киллера за деньгами наркортеля - тут превращается в глубокомысленное рассуждение о сущности и природе человеческого зла - где оно берёт “корни” и на чём заканчивается, следуя “философии” самой книги: что и говорить, авторы картины, следуют едва ли не изначальной хронологии, изменяя лишь малую её часть. Режиссёры картины - братья Коэны, уходят от своего знаменитого, ироничного тона - и создают, новую киноклассику, в котором им помогает - их постоянный оператор - Роджер Дикенс. Незримый повествователь в лице старого, опытного местного шерифа, с первых кадров выносит “вердикт” окружающему его “обществу” на улицах: его друг детства, виновный в убийстве, признался что замышлял его всю сознательную жизнь. Антон Чевенгур - становится главным “апофеозом” картины, где блестящая игра Хавьера Бардема, объясняет всё происходящее: одни глаза и выражение лица безумца, который душит наручниками полицейского - чего стоят. Пневматическое ружьё, которым убивают на скотобойне - шокирующее в своей простоте и гениальности оружие, которым можно убить в лоб из обычной ручки, ничего не подозревающего водителя на трассе: “Сэр, стойте спокойно!”. Обычная монета - орёл или решка - решают в этом фильме, целые, человеческие жизненные курьезы. И финал, кажется, расставляет здесь всё по своим местам: каждому своя доля, и своя ноша.
Я бы сказал, законы Дарвина (или джунглей) в человеческом преломлении. У каждого - своя ниша, каждому своё применение. Шаг в сторону, и все летит к чертям. А черти не просто злые, им всё равно, у них такое призвание. Взникла мысль при просмотре: видел "Фарго", видел их все? Да, но... Это один из тех фильмов, которые хочется пересмотреть ещё раз, а потом ещё раз. Я вон - специально поехал в "35мм", но и там фильм на русском идет.
Пойдет тем людям, которые обожают "Криминальное чтиво" - типа Сью Таусенд.. И меня..
То есть здесь много крови и надо быть к этому готовым-ой..
Фильм отличный. Твердая десятка из десяти..
Фильмом можно наслаждаться, как сказала одна умная дама, как сказками про Глупышкина.. В фильм можно нырнуть и вволю плавать - здесь и про верность, и про любовь и про бизнес.. Во всех смыслах буквы Б..
Актеры хороши все, но меня особо пленил Хавьер Бардем - он мил, обворожителен, страшен и обаятелен.. Хочется любоваться и восхищаться..
Посмотрела добавку к фильму на лицензионном диске - лишний раз убедилась, по отзывам коллег, что Коэны умнички и настоящие профессионалы.. Их фильмы приятно смотреть, потом вспоминать..
Непременно пересмотреть..
«Старикам тут не место» — кино непредсказуемое. Что происходит в «обычном» фильме, когда один персонаж держит другого на мушке, и вдруг звонит телефон? Правильно – вспомните тостер и героя Траволты в «Криминальном чтиве». У Коэнов всё будет не так. А сюжетные линии? Даны стереотипы: A – полицейский, B – убийца, C – беглец. A преследует B, B преследует С. Ясно, куда всё это приведет – ниточки историй A, B и С будут приближаться друг к другу, а в конце переплетутся в кровавый клубок. Черта с два. Пару раз линии героев приближаются друг к другу вплотную, но так и не пересекаются. Их может разделять телефонный кабель, стена дешевого мотеля, хлипкая дверь, совсем чуть-чуть… А потом эти линии вытворяют совсем уже невообразимый кульбит. Одна уходит в неизвестность, другая замирает с мигающим знаком вопроса, третья… Третья просто ныряет на другую сторону листа и исчезает. Неевклидова геометрия, однако…
Сюжет развивается нарочито медленно, степенно, в ритме с закадровым нарративом, но эта размеренность обманчива. Стоит зрителю расслабиться, как сюжет прыгает куда-то вперед, пропуская целые куски истории, словно несколько бобин с пленкой пропали по примеру грайндхаузного треша Тарантино. В итоге, мы так и не узнаем о судьбе некоторых главных и второстепенных героев. Эй, кто-нибудь скажет, что стало с тем бухгалтером?!!
Возможно, успех Коэнов как раз не в истории, а в тщательно прописанных персонажах – таких помести в любой сюжет, и выкрутятся, засверкают, заворожат. Помятый жизнью стареющий шериф в исполнении Томми Ли Джонса – наверно так бы выглядел в конце карьеры мистер Кэй из «Людей в черном», если бы его не призвали спасать галактику. Герой Джоша Бролина – охотник, превратившийся в добычу, словно увидевший в бинокль свою судьбу в виде обреченно убегающей подстреленной собаки. И, наконец, главный козырь фильма – Хавьер Бардем в роли психопата-убийцы с внешностью советского актера Юрия Богатырева, нелепой прической и газовым баллоном в руке. Впрочем, психопат ли? Речь у него внятная и осмысленная, он не истерит и не срывает злобу, он по-своему логичен. Психопата выдает в нем отнюдь не газовый баллон. Посмотрите в его глаза в одной из первых сцен фильма, когда он душит наручниками полицейского в участке. Сколько в них бешеной радости, ощущения правильности и триумфа! Оскара Хавьеру Бардему, Оскара в студию! И, глядя на его уходящую вдаль фигуру, вспоминается, как растворялся в праздной толпе другой маньяк с принципами – Ганнибал Лектер в финальных кадрах «Молчания ягнят». Вот только имя у персонажа подкачало – ну что это за имя для маньяка – Антон… :-)
Странно, что мир, изображенный Коэнами – озлобленный, безумный, не уважающий историю и стариков – это мир 80−х. Тех самых застойных, спокойных с нашей сегодняшней колокольни 80−х – тогда не взрывали небоскребы и метро, а герою Джонса кажется, что все летит в тартарары…. Неужели каждое поколение, дожив до седин, видит, как разрушается привычное для них общество, в котором старикам, увы, здесь не место…
Достойное кино, но все - таки ИМХО только на четверку.
Я не понял, зачем в фильме присутствует Томми Ли Джонс. Его роль- какая-то обманка - вроде ждешь-ждешь какой-то грандиозной развязки, а тебе - оп-па и накололи.
Может кто-то и любит такие приколы, но по-моему невнятная концовка несколько отравляет впечатления от фильма.
"Фарго", наиболее близкий из всех Коэновских лент к этому фильму по сюжету, несомненно круче "Стариков".
Но посмотреть фильм все-же стоит.
Ок, фильм стартует в России 8 февраля - прокатчики надеются, что многочисленные "оскаровские" номинации (а их будет очень много) подогреют интерес к картине, и совершенно справедливо. "Старикам тут не место" - не просто лучший фильм у братьев Коэн, одних из ведущих фигур на сегодняшний момент в мировой режиссуре. Это в принципе лучший фильм 2007 года.
Жанр "драматический триллер" не совсем верно отобразил бы суть "Стариков" - местами это и хоррор (страшнейшие сцены бегства Лльюилина/Джоша Бролина от преследователей с псом, все сцены с участием Бардема, зловещий финал героя Харрельсона), и детектив, и уж конечно типичное макабрическое чувство юмора не изменяет Коэнам и на этот раз. Редкий случай, когда даже самые несвязанные линии сюжета, распутица жанров и довольно разная температура отдельно взятых частей фильма воедино дают настолько оглушительный по мощи результат.
Фильм открывает сцена убийства в полицейском участке: глупый коп сообщает по телефону, что у задержанного был какой-то странный агрегат со сжиженным кислородом; на заднем плане задержанный высвобождает руки из-за спины и начинает душить копа. Пара минут совершенно дикого, остервенелого даже, удовольствия на лице Хавьера Бардема, и вот уже весь пол исчиркан каблуками хрипящего полицейского. Познакомьтесь с Антоном Чигуром. Основная интрига: простой парень Лльюилин Мосс (Бролин) обнаруживает посреди, предположительно, техасской пустыни гору трупов (людских, собачьих) и, чуть поодаль, ровно два миллиона долларов. Миллионы упрятываются к Лльюилину под трейлер, но мафия не дремлет, нанимает знаменитого Чигура (знаменитого хотя бы тем, что убивает он посредством помпы к кислородному баллону, буквально рассеивая мозги жертвы по сухому техасскому беспределью) вернуть деньги их (не)законным владельцам. Чигур решает по-своему, и все, кто в кадре, отправляются в ад.
Это лишь часть общей картины, пусть и основная. Старикам тут и правда не место: здесь орудуют молодые американцы, для которых нажать на курок ничего не стоит, и оттого убийства становятся не отнятием чужой жизни, а настоящим изуверством не просто за пределами морали, а за пределами всего. В роли стариков тут - престарелый шериф Томми Ли Джонс, который, в общем-то, весь фильм проездит по своему участку без особого успеха, а потом вздохнет и уйдёт на пенсию. Его правда: Америка дичает, старикам остается напустить на себя цинизма и вспомнить истории вроде той, про мальчика, который убил свою девочку, и все вот думали что это преступление он по страсти совершил, а он возьми да признайся - просто хотелось кого-то убить, ну прямо ужас как хотелось. Взял и убил.
В фильме довольно много персонажей, странных (вроде Вуди Харрельсона с букетом каких-то ромашек, это практически Дэвид Линч) и вполне себе заурядностей (мямля-жёнушка Лльюилина в прекрасном исполнении Келли Макдоналд), и Коэны умело петляют по сюжету, который вдруг оборвется, так же бессмысленно и ужасающе, как от выстрелов маньяка Чигура обрывается любая живая душа в этом фильме. Это самый впечатляющий финал за последнее время, я честно признаюсь, идеальный финал идеального фильма, похожий на жизнь, которую никогда никому не хочется прожить, но в существование которой отчего то очень веришь.
Я надеюсь, никто не пропустит этот фильм в прокате. Иначе, как сказала Дж. Робертс в известном фильме: "Big mistake. HUGE."
Фильмы Коэнов всегда снимались для отдельной группы людей, которая любит именно такие глубокие фильмы... Лично для меня, эта стратегия съемок чужда, потому что как-то я не привык к таким фильмам, поэтому три звезды... Если бы я был жругим человеком, то этот фильм мне бы очень понравился, а так...
З.Ы.: В фильме особенно порадовал чувак с баллоном...
Фильм как фильм. Идёт не спеша. В живых остаётся только психопат-киллер. Как в целом ряде других фильмов. А коп так и не въезжает, кого искать-то?! Вполне логично предположить и наличие у него скрытого вопроса "А на хрен искать-то?!". Хотя может он и взаправду так парился бы "что, де, происходит в Отечестве?!"... Словом, леди, если есть настроение смотреть неизвестно про что, но долго и со вкусом размазываемой крови, то Welcome!
Итак, новый фильм от уже вполне "знаковых" братьев Коэнов. Честно напишу, не могу судить их фильмы достаточно объективно, ну нравится мне их подача, просто безумно нравится. И пускай в последнее время они снимали нечто невразумительное, вроде той истории про юристов, которую и вспоминать не хочется. И конечно они не снимут больше такой же гениальный дурдом, как "Большой Лебовски". Зато сняли нечто совершенно потрясающее.
На первый взгляд хочется провести какие-то аналогии с "Просто Кровь"'ю или "Фарго", то бишь с их опытом в жанре "триллер" однако вскоре понимаешь, что это нечто иное, и вскоре становится очевидно, что жанр "Старикам здесь не место" вообще не поддается внятному определению. Да и надо ли оно нам? Определение тут одно - братья Коэны. Фирменная подача и стиль. Даже мой отец, при просмотре уже первых кадров, (не зная что я поставил) сразу же спросил: "Коэны?".
Что же собой представляет фильм "Старикам здесь не место". Оставим всякие факты вроде того, что это экранизация книги ит.д. Суть в том, что фильм уникально сочетает жанры триллера, детектива, эдакого "вестерна", порой черно-ироничной комедии, местами чуть ли не "тарантиновщиной" отдаёт - и самый кайф в той самой пропорции жанров, которую "микшируют" Коэны, в итоге чего получается продукт самобытный.
Отличная операторская работа. Она выполнена именно "в лучших традициях", чувствуется опыт от их предыдущих фильмов.
Превосходный актерский состав. Это вообще "конёк" данных режиссеров, подбирать запоминающиеся типажи и где нужно поднапустить гротеска. В данном фильме конечно же наиболее сильно выделяется фигура убийцы-психопата Антона Чигура - просто пять с плюсом. Смотришь за всеми его действиями, словно завороженный. Забываешь даже о его отрицательной сущности, настолько харизматично и уверенно псевдо-"принципиальный" маньяк себя ведёт, глаз не оторвать. Это конечно не первый фильм, где за убийцой наблюдаешь с большим удовольствием, чем за положительным парнем, но один из самых первоклассных. Впрочем, к вопросу о "положительных парнях" - спорно, тут таковых однозначно и нет.
Отдельного внимания заслуживают диалоги. Всё не перемудрено и в тему. Должен субъективно признать, что порой они этим "всё гениальное - просто" переплёвывают старину Тарантино, хотя сравнивать вероятно не вполне корректно.
Вообще этот фильм Коэнов, как и многие другие их работы, кажется проще чем есть. Многим "No Country for Old Men" покажется скучноватым и невыразительным, подача их воспринимается и понимается далеко не всеми. В этом, в общем-то, и кайф, т.к. когда Коэны пытались изобразить что-то массовое, в итоге получалась нечто клюквенно-невнятное. (всё та же пресловутая история про юристов, например)
В особенности скукоту у большинства вызовет линия с шерифом, в исполнении заметно постаревшего Томми Ли Джонса. По сути, эта линия одно из подтверждений названия фильма, эдакая мораль о невозможности изменить ход событий, в силу старости и просто бессилия перед весом преступного мира. И действительно порой смотрится как-то нелепо и муторно как вокруг происходит суматоха, дурдом и интриги, а шериф то лениво сидит в офисе, то попивает чаёк, вздыхая о нынешней жизни. (то бишь всё таки немного сбивает, когда сюжет кардинально меняется от триллера к какой-то философской тянучке) Хотя замысел авторов конечно понятен и концовку фильма я "раскушал" всё таки, хоть сначала и не хотел принимать.
В целом, фильм просто обязателен к просмотру в первую очередь тем, кто знаком непонаслышке с творчеством Коэнов (и особенно любит их работы раннего и среднего периода), это по идее должен быть для них просто праздник. А остальным смотреть на свой страх и риск, подача у фильма очень странная и, повторюсь, не для всех. Но то что фильм в любом случае станет настоящей классикой, это однозначно.
Убив практически всех плохих, хороших и второстепенных героев, воплощенное зло (Бардем) въезжает на перекресток, где, как он полагает, у него преимущественное право проезда. В этот самый момент случайный автомобиль врезается в переднюю дверь его машины. Так добро пытается, если не покарать, то хотя бы основательно навалять злу. Получается не очень. Совсем не так было в старые добрые времена, о которых вспоминают неубитые второстепенные персонажи.
«Старикам тут не место» — поражающее кино. Вроде бы, врожденный инстинкт самосохранения должен подсказать, что его надо поругать, отпихнуть, отодвинуть в сторону от себя, но что-то не получается. Не отпускает.
Какова доля абсурда в том бытии, которое мы считаем своим? Наверное, только Коэны с их врожденным чувством черного юмора и могут ответить на этот вопрос: взвешивать уже нечем. Таких измерительных приборов не осталось. Как не осталось того, что когда-то считалось нормой, в том числе и нормой преступления.
Оружие в руках Бардема, взгляд Бардема, поступки Бардема, эти бесконечные его монеты, монеты, монеты… Неприкрытый абсурд, хаос, Рок — слепой и безгранично уверенный в собственной справедливости. Хотелось бы написать — неуязвимый, только как же быть с простреленной ногой и сломанной (причем так неудачно) рукой?
И все-таки Зло — сила. Добро — слабость. Потому что Зло тотально, а Добро (так бывает, к сожалению) — неполно и двусмысленно. Оно даже способно капитулировать, уйдя, может, в обломовский, может, в булгаковский покой… Оно даже способно взять деньги за рубашку, которой Зло подвязало руку...
зачем было городить такой огород, чтобы высказать заурядную мысль, что герой Томми Ли Джонса и его поколение, которое он представляет, чувствуют себя чужаками в этом новом мире?
Идейная и психологическая сторона фильма совершенно неадекватна сюжету, да и вообще имеет к нему крайне сомнительное отношение. Такое чувство, что героя Джонса и все его проблемы ввели в фильм только ради получения оскаров, а на самом деле Коэны просто снимали обыкновенный криминальный блокбастер. Причем очень неприятный по содержанию.
А гадливость - это второе главное чувство, после недоумения, которое бередит этот киношедевр. Откровенно садистский сюжет с уймой низкопробного трэша, и самое главное - Коэны явно упиваются всей этой мерзостью, также как психопат Тарантино и его закадычный друг Родригес.
Кстати, за что дали "Оскар" Хавьеру Бардему мне так и осталось не понятно, во всяком случае, в фильме он играет, как и все остальные актеры, весьма средненько. "Оскар" самому фильму, видимо, вручили только за любовь американцев к "ретро", поскольку его действие происходит в США и Мексике начала 1980-х гг.
В общем, если вы еще этот опус не видели, смотреть "Старикам тут не место" не советую ни в коем случае. Мерзопакостный фильм, особенно неприятный своей нарочитой бессмысленностью.
Отличный сюжет!
Видно, что над фильмом усиленно работали:)
Конец немного обескураживает, но, учитывая мрачное настроение фильма в целом, такого конца можно было ожидать.
Вся восторженная шумиха вокруг последних кинопотуг Коэнов напомнила мне старую сказку про голого короля. Все видят, что Король голый, но бояться об этом сказать, чтобы их не уличили в непонимании "серьезного" кино. Вот и приходится глядя на голого Короля расписывать его несуществующие наряды.
А если перестать стесняться, то следует признать - Коэнам давно не место в кино, уже в который раз они сняли полную фигню. Нет в "СЗНМ" ни ума ни сердца. Бредовые персонажи совершают бредовые поступки и обмениваются нелепыми диалогами...Для кино про жизнь слишком нелепо, для развлекательного слишком скучно. Чувстуется, что братья следовали старой режиссерской мудрости: "хочешь прослыть великим, снимай странно..." Ну что же если их устраивает "слыть", а не "быть", то они своего вроде даже и добились...
Слава портит человека, это известно давно. Братья Коэны вошли в анналы голливудской истории еще при жизни, как и ряд других режиссеров, но имеют очень большой шанс растерять своих поклонников. Выпущенный режиссерами-сценаристами фильм очень сильно отличается от предыдущих, причем, что характерно, далеко не в лучшую сторону. Интересно, кстати - даже Гай Ричи последним своим фильмом немного "слил"... неужели мания величия начинается у великих режиссеров?! Однако вернемся к Коэнам - братья известны своим неординарным подходам: всегда снимают фильмы, в центре которых криминальная история, герои-придурки (или лузеры) из провинции и совершенно черный юмор. Стоп! Не только - помимо всего указаннного выше всегда была еще и очень органичная постановка, которая, при большом количестве крови в фильмах, не позволяла реципиенту относиться к этому слишком серьезно, да и фильм всегда укладывался в стандартные полтора часа времени. Из этого рецепта братья вынесли только герове-придурков из провинции в криминальном окружении - ни юмора, ни органики нет. Постановка фильма навевает техасскую скуку - фильм затянутый, как самый большой штат с США, с очень ровным повествованием и достойной игрой актеров (браво всем, кстати, без исключения).
С одной стороны, понятно, что братья начали искать новые выходы в параллельные сферы кинематографы - нельзя же всю жизнь снимать в одном стиле, когда-то он надоедает зрителю. Опять же, снимать то, что нравится зрителю - попса, если это противоречит замыслу режиссера, ведь это он хозяин своей идеи. Однако и так резко отказываться от своего стиля тоже нельзя. Не поймет зритель - кстати, фильм получил в топе IMDB 8.6 из 10 (и номинирован аж на 8 Оскаров), что очень высоко даже для Коэнов, хотя фильм проигрывает практически всем без исключения фильмам их прошлой истории, и за что такой балл поставили, непонятно, уж слишком много противоречивых откликов...
О сюжете можно сказать, что каждый из героев фильма будто делает то, что его давным давно заколебало (про парня, которому перепадает миллион баксов, такого не скажешь - но он просто вынужденно бегает): усталось так и чувствуется в каждом шаге, но они должны идти вперед, и остановиться не могут - жизнь взяла в оборот, а они будто плывут по течению, делая, что могут. Собственно, это, пожалуй, единственное, что я понял в фильме - остальное осталось загадкой (впрочем, может, фильм хороший, просто я не догнал).
Стоит ли говорить об игре актеров? Уже сказал, добавить нечего. Стоит ли советовать? Пожалуй, нет, лучше пересмотрите "О где же ты, брат!"
Чистейший, тонкий, настоящий американский триллер. Каждая капля крови на своем месте. Два часа в напряжении. ФАНТАСТИЧЕСКИЕ актерская работа, режиссура и картинка. Ни одного лишнего кадра. Ни одного лишнего слова. Лаконичные завершенные яркие образы героев.
Очередное доказательство того, что сюжет не важен (он прост - погоня за украденными деньгами). Важно, как мастерски используется инструменты кинематорграфа. Можно бездарно намалевать последний день Помпеи, а можно нарисовать портрет крестьянина так, что глаз не оторвать.
Фильм наполнен смыслами: Антон (главный маньяк) появляется из ниоткуда и уходит в никуда. Кажется, что он вовсе не человек, а fatum - сама судьба, преследующая, неотвратимая, однако иногда дающая человеку шанс - "орел или решка". Шарада начинается в назнавнии. Сюжета оно не раскрывает, и понять его можно только посмотрев фильм до конца.
Жаль только одного - нет саундтрека (музыки в фильме почти нет).
Обязательно посмотрю на английском.
P.S. Реценденты, поставивие двойки и колы, сходятся во мнении, что "игра актеров, задумки, режисссура - все есть, но..."
- Монотонность фильма - это такой почерк. Такое сделали кино. Совет: отложите попкорн в сторону и внимательно смотрите.
- Жестокость... но ведь вы не на комедию пришли. Это триллер с неизбежными убийствами. Жанр обязывает.
- Оскаров раздают за качественную работу, а не за пропаганду мира во всем мире.
Голливудскость: 3
Смотрибельность: 5+
Показания:
- для вдумчивого просмотра
Противопоказания:
- прекраснодушие или "розовые очки"
- противление "кровищи"
- противление отсутствию логического конца