«Сколько себя помню, всегда хотел быть гангстером», — сообщает в первой сцене Генри Хилл (Лиотта), пока его друзья Джимми (Де Ниро) и Томми (Пеши) добивают раненого в багажнике. После этого спираль времени раскрутится назад, в 1955 год, где бруклинский подросток паркует машины «славных парней», и закрутится обратно — через грабежи, убийства, свадьбы, измены, отсидки.
Вершина гангстерского фильма и одновременно — контрольный в его голову. После «Славных парней» возможен Тарантино, возможен «Клан Сопрано», но тема романтических злодеев, рыцарей плаща и пистолета, закрыта навсегда. Скорсезе озвучивает один из самых живучих американских мифов в простодушных монологах главного героя и последовательно разрушает его: обаяние больших денег, власти, риска рассыпается в заурядную подлость, бессмысленную жестокость, неаппетитную алчность. В то же время это вполне развлекательное кино: Скорсезе с фантастической легкостью мечет стоп-кадры, козыряет сверхдлинными планами (хрестоматийный трехминутный проезд по коридорам ночного клуба), анекдот без всякого перехода заливает кровью, а резню аранжирует поп-шлягером. В любую секунду, когда зритель захохочет, итальянский коротышка может схватиться за револьвер: «Чего смеешься? Что смешного? Тебе кажется, я смешной, да?..» — и выпустить обойму прямиком в камеру.
Выдающийся фильм об изнанке жизни мафии, положивший начало постмодернистскому переосмыслению сеттинга. За это дело бодро взялся Тарантино, так что всего спустя пять лет авторский римейк «Парней» («Казино») выглядел почти та ким же благородным старым фильмом, как нынче «Ирландец».
Генри Хилл (Рэй Лиотта) – ирландский паренек, выросший в итальянском квартале со всеми вытекающими из этого последствиями. С самого детства он встал на самый быстрый и опасный путь к красивым костюмам, быстрым машинам, вкусной еде, большим деньгам и соблазнительным женщинам. По этому пути с ним неизменно следовали два его друга – такой же, как и Генри, ирландец по происхождению Джимми Конвей (Роберт Де Ниро) и Томми ДеВито (Джо Пеши) - чистокровный итальянец, а значит имеющий больше шансов войти в Семью. Впрочем, от подобных друзей порой можно ждать не только помощи, но и крупных неприятностей. Джимми, к примеру, затеял аферу с ограблением авиакомпании Люфтганза и убрал всех, кто с ним работал (по счастью, Генри в деле не участвовал), а Томми убил одного нахального и задиристого босса из членов Семьи, за что тоже последовала расплата. Впрочем, Генри и сам хорош – затеял бизнес с наркотиками, вопреки всем наказанием Большого Босса, да и потихоньку подсел на них, загнав себя в угол, единственным выходом из которого оказалось выбросить на помойку всю свою прежнюю жизнь и всех этих славных, но опасных парней.
Классическая гангстерская сага, одна из лучших в своем роде, способная на равных быть перечисленной в компании таких фильмов, как «Крестный отец» или «Лицо со Шрамом». Конечно, как и многие подобные фильмы, спасибо нужно сказать Копполе, который и проложил дорожку подобному жанру на большие экраны и доказал, что такое кино может делать шикарную кассу. Однако, в отличие от «Крестного отца», Скорсезе в своем фильме постарался посмотреть примерно на ту же ситуацию, но глазами парня, который наслаждается криминальной жизнью. Это видно с самого же начала – у Копполы Майкл старается быть в стороне, а фильм Скорсезе начинается словами «Я с самого детства хотел быть гангстером». Может быть таким образом Скорсезе проецирует собственные тайные криминальные желания, в это можно легко поверить, зная подробности его детства. Можно так же и сказать, что не так уж этот фильм весел, зная его финал и куда приводит подобный путь, но финал – лишь малая часть всего фильма, в котором гангстеры ведут действительно лихую и беспечную жизнь (если их при этом не убивают, конечно).
В основе картины лежит книга Николаса Пилледжи «Умник», которая была написана на основе реальных событий. Впрочем, как хронику криминальной жизни эту историю тоже не имеет смысла воспринимать – прежде, чем попасть в фильм, она прошла огромное количество переработки и изменений. Кстати, для пущей убедительности, некоторые роли исполнили настоящие люди, хотя с актерами на позиции главных персонажей было все ясно и понятно с самого начала.
Есть и еще одно отличие от фильмов Копполы и Де Пальмы – в «Хороших парнях» речь идет скорее о винтиках и шестеренках, что помогают работать мафиозной машине, а не о всей мафии целиком. Генри не стал Большим Боссом, да и никогда не планировал этого, зная, что с его происхождением на это нет никакой надежды. Это фильм о том, как заработать как можно больше денег как можно более быстрым путем, не взирая на препоны закона и государства. Особо серьезный скрежет между двумя большими величинами – Закон и Криминал звучит в других картинах, но не в этой. Более того, мафия тут подана как своего рода закон, но для людей, которые в полицию обратиться не могут. И столкновения тут более характерны для тех, кто живет по законам мафии и теми, кто его хочет обойти. В результате возникает еще один парадокс – с одной стороны, эти славные парни является надежной защитой для общины, которую они покрывают. Даже более надежной, чем люди в полицейской форме. Но с другой стороны – они в любой момент могут избить кого угодно и даже убить из-за пустяка. Отсюда и двойственное восприятие явления мафии в подобных районах. Нет, нельзя сказать, что этот фильм теряется на фоне бесконечных гангстерских саг, что наводнили экран за последние 30 лет. Это не просто очень прилично и качественно снятый интересный фильм, но и необычайно важный в том плане, что первым заговорил о том, о чем многие до этого или не хотели или боялись говорить в открытую.
Фильм, по выходу его в прокат, понравился одновременно и зрителям и кинокритикам. В целом же, «Славные парни», пожалуй что самый большой пик в карьере Мартина Скорсезе.
Тебе ножку или крылышко? (с)
«Славные парни» – история успеха и упадка одновременно, приправленная непростыми взаимоотношениями между друзьями, врагами и любимыми. Приятной особенностью проекта является повествование в виде монолога. Мне лично, как зрителю, всегда импонировали фильмы, где герой высказывал свои мысли, давал комментарии происходящему и т.д. Воспринимаешь тогда информацию, как книгу.
В центре внимания фильма – мафиозная троица в лице Генри, Томми и Джеймса. Мужчины разные по своему темпераменту, взглядам и внешности, объединенные одной целью. Они являются гангстерами, их жизненный путь отличается от пути любого другого человека. И до поры до времени все идет гладко, весело, задорно, даже, несмотря на «издержки» профессии. Что может стать на пути счастья? Конечно же, борьба за лидерство.
Подобные сюжеты всегда интригуют, заставляют тщательно следить за каждым новым действием персонажей. Куда интереснее фабулы в таких фильмах только актерская игра. Не совру, если скажу, что это лучшая роль Рэя Лиотты, которому в последнее время не так сильно везло на достойные проекты и главные роли. Удивил персонаж Джо Пеши, поскольку до этого момента считала его комиком, никак не могла представить, чтобы он настолько органично вжился в роль. О Де Ниро и вовсе можно говорить часами, такие герои ему по плечу, он их щелкает, как орешки.
Ужасно поверхностное кино.Возможно,я и не прав,ориентируясь на "Крестный отец","Лицо со шрамом",но вот такой вывод.Рэй Лиотта играет уж совсем придурковатого гангстера,насмотревшегося на гангстерскую жизнь и наслушавшись аналогичных историй.Де Ниро не тот.История-то правдоподобная и возможно все так и было,но Скорсезе снял "фантик",а "жвачку" так и оставил нетронутой.Порадовала только концовка,которая с точки зрения безнадежности и потерянности абсолютна правильная.