Экранизация одноименного романа Джоан Харрис о румяной шоколаднице в красных туфлях, появившейся однажды неизвестно откуда в сонном европейском городишке, населенном ханжами и ксенофобами, для которых аромат какао бобов из кондитерской лавки оказался ст рашнее пистолета.
Мелодрама |
0+ |
Лассе Халльстрем |
2 марта 2000 |
2 часа 1 минута |
«Шоколад» выдвинут на «Оскар» в пяти основных номинациях, в том числе за лучший фильм года. Это своеобразная версия «Мэри Поппинс» для взрослых, помещенная в барбизонский пейзаж крохотного французского городка 1959 года. «Шоколад» наделен множеством достоинств; их перечисление утомит читателя. Хотелось бы сосредоточиться на одной узкоспециальной вещи — формате кадра. Фильм, когда его проецируют на экран, как и подлинники живописи, имеет ширину и длину рамки. Формат кадра — это и есть соотношение ширины и длины. Известно несколько форматов; наиболее распространенные — 1:1,85 (каше) и 1:2,35 (широкий экран). Последний был изобретен студией XX Сentury Fox в 1953 году. Сохранились воспоминания Лорен Бакал, которая снялась в одной из первых широкоэкранных лент, «Как выйти замуж за миллионера». По сюжету и постановке — это традиционная комедия, каких в ту пору снималось немало. Тем не менее Бакал утверждала, что ей, опытной актрисе, играть было практически невозможно. В широкоэкранном фильме актеры должны двигаться медленнее — на еле различимую долю секунды. С Бакал работал специальный постановщик ритма, и все равно звезда играла с огромным трудом: все время, как одержимая, она твердила про себя «раз-два-три», отсчитывая ритм, и не могла сосредоточиться на игре. Вскоре ее звезда зашла, зато партнерша Бакал, молодая Мэрилин Монро, превратилась в главную актрису десятилетия. Как звезды немого кино угасли с приходом звука, так же те, кто был докой в фильмах обычного формата, не приживались на широком экране. Первый фильм, в котором были совмещены широкий экран с обычным, был поставлен как раз режиссером «Шоколада», шведом Лассе Халльстремом. Это — «АББА» (1977), репортаж-ревю об австралийских гастролях диско-квартета. Через 5 минут после начала, когда зритель успевает привыкнуть к квадратной картинке, герой, рассказывающий о будущих гастролях, на словах «Это будет событие мирового масштаба» разводит руками, и вслед за его ладонями экран раздвигается вширь и вступает песня «Eagle». Впоследствии Халльстрем прославился провинциальными драмами. Если сравнить сюжет и тему его предыдущего фильма, «Правила виноделов», с новым — «Шоколадом», различий обнаружится немного. И там и здесь ретро, провинция, дети, привкус магического реализма, интеллигентный актерский состав, отзвуки Второй мировой — сильная, если не сказать благородная, литературная основа, умело переделанная в киносценарий. Но широкоэкранные «Правила виноделов» затянуты, напыщенны и искусственны, а снятый в обычном формате «Шоколад» — естественен и необорим, как слезы радости, которые он вызывает. Все дело в той доле секунды, которая уничтожила кинокарьеру Лорен Бакал и сделала Монро суперзвездой.