Москва

Рецензия Афиши

9
Михаил Брашинский
503 отзыва, 511 оценка, рейтинг 1055
12 мая 2007

У д-ра Билла Харфорда (Круз), если не считать разладившихся отношений с женой (Кидман), все было в норме, но что-то неумолимо влекло его прочь, во влажные нью-йоркские сумерки. Пройдя через всевозможные соблазны, доктор закончил свои изыскания на маскарадной оргии аристократов-первертов.

Вначале окруженный тайной и слухами, а затем, с неожиданной смертью режиссера, приобретший статус завещания — фильм не снимавшего 12 лет Кубрика представляет собой уникальный казус несовпадения замысла и воплощения. Увлеченный своей генеральной темой губительности любых систем, завлекающих человека в ловушки ложных ответов, Кубрик, вероятно, хотел снять фильм про опасность самопознания — последнего оплота гуманизма как системы. Ради этого он переписал «Новеллу снов» (1926) друга Фрейда — Артура Шницлера — и отстроил в Лондоне гиперэрегированный Нью-Йорк. Но динамика лидирующего дуэта смешала карты и сместила акценты. Воспользовавшись пассивностью мужа, трактовавшего своего героя как уязвленного маленького буржуа, мощная Николь Кидман взяла инициативу в свои руки и превратила фильм о самопознании в фильм об отношениях погрязших в рутине супругов. Градус темы, естественно, снизился, и только режиссерский ритм, который актерам преодолеть не дано, остался напоминанием о старом грандиозном замысле — ритм космической энтропии, сомнамбулический и завораживающий ритм разума, блуждающего в потемках.

18
0
9
M_Thompson
1370 отзывов, 1411 оценка, рейтинг 590
23 сентября 2014

Долгожданный фильм Кубрика, невероятно густой, звенящий и таинственный. Фильм, который дождаться смогли не все – сам режиссер умер до премьеры фильма, всего четыре дня спустя после окончания монтажа, как гласит официальная история фильма. В центре картины – семейная пара – доктор Билл Хартфорд (Том Круз) и его жена – Элис (Николь Кидман). Под рождество, будучи немного навеселе, Элис признается, что была бы не прочь переспать с другим мужчиной. Такое признание вводит Билла в ступор, он даже начинает подумывать о том, чтобы самому ей изменить. Но, так и не решившись на подобный поступок, хотя оказий попадалось ему немало, Билл оказывается на какой-то совершенно закрытой вечеринке странного клуба, все участники которого ходят в венецианских масках, говорят на каком-то странном языке и постоянно трахаются. Его, впрочем, разоблачают и выгоняют за дверь, а девушку, которая виновна в его появлении, убивают. Дома жена рассказывает Биллу сон, в котором в поразительных подробностях описывает то, что он сам видел прошлой ночью. Был ли это реальный случай из жизни запутавшегося в сексуальных фантазиях доктора, или просто сон, с широко закрытыми глазами.

Фильм безупречно прекрасен. Конечно, он вызвал в свое время множество споров, но, когда они улеглись, то стало очевидно – мастер снял свой последний фильм, и сделал это, как обычно, великолепно. Как и годы, десятилетия до этого, история затрагивает довольно щекотливые темы – от интимных тем, вроде цены супружеской верности и сексуальной свободы, до социальных – тайные клубы со странными ритуалами и правилами. Кто-то увидел в этом фильме этакую версию «Ада» Данте, только экскурсия проведена по всем стереотипам женского поведения. Плюс тот факт, что герой Тома Круза осознает, что его жена сексуально жива, тогда как он – скорее нет, нажимает в нем определенные кнопки, которые и могут ввести его в состояние психического расстройства, галлюцинаций и эротических сновидений, на радость этого толкования картины. Впрочем, Кубрик не был бы сам собой, если бы оставил для любой трактовки достаточно серьезные подсказки.

Известно, что после того, как Кубрик в 1987 году выпустил свой последний до этого фильм «Цельнометаллическая оболочка», он долгое время ничего не снимал. Впрочем, это совсем не означает, что он ни над чем не работал. Сначала он хотел снять фантастический фильм «AI», об искусственном интеллекте по рассказу Брайана Олдисса, однако остался неудовлетворенным текущим статусом дел в визуальных эффектах, и решил подождать до лучших времен. Потом был проект о польском еврейском мальчике во время Второй Мировой войны. Все было готово к съемкам, однако в последний момент Кубрик отменил проект, объяснив, что пока он собирался снимать, Стивен Спилберг уже выпустил свой «Список Шиндлера». Кстати, спилберговские достижения в сотрудничестве с ILM доказали Кубрику, что его задумка с «AI» почти готова к производству. А пока ждет, режиссер решил снять для разминки небольшой занятный фильм. И этим фильмом был «Широко закрытые глаза».

Как и во всех фильмах (ок, большинстве) Кубрика, в основе этой ленты лежит бумажный первоисточник. Режиссер приобрел права на экранизацию повести австрийского писателя Артура Шницлера «Новелла о снах», однако не только перенес действие в Нью-Йорк, но и в современное время, а также довольно сильно перекроил сценарий, введя в него множество новых персонажей. На самом деле идею снять по книге фильм Кубрик вынашивал с начала 80-х. Для него это был настоящий вызов передать внутреннюю сексуальную энергию книги в настоящий пир визуального совершенства. Но он постоянно откладывал решение снять эту ленту, пока в 1996 году не начал работать над сценарием, который, впрочем, переписывал каждый день прямо по ходу съемок.

Все было снято опять в Англии, кроме нескольких нью-йоркских городских пейзажей. Ничего удивительного. Если уж он ухитрился снять фильм о Вьетнаме на соседнем лугу, то уж какой-то там Нью-Йорк… Критики, особенно нью-йоркские, жутко по этому поводу негодовали, обвиняя автора, что они не узнают свой город, да и как он мог, мол, вообще снять мегаполис, в котором не был 35 лет. Но Кубрик в то время им ответить уже не мог, даже если бы и захотел, да и это уже их проблемы. Предъявлять претензии автору в том, что он неправильно воспроизвел город из сна – это надо быть отмороженным на голову.

Многие сцены, правда, пришлось переснять, после того, как с проекта соскочил Харви Кейтель и которого удачно заменил режиссер Сидни Поллак, уже не в первый раз показывающий, что он не только интересный автор, но и очень хороший актер. В фильме также была и Дженнифер Джейсон Ли, она даже снялась в сценах с Томом Крузом, но после окончания съемок Кубрик захотел переснять несколько сцен с ней, так как хотел что-то в них улучшить, но она уже была занята в съемках кроненберской «Экзистенции». Ее заменили шведской актрисой Марией Ричардсон. А вот Круз и Кидман, тогда бывшие еще семейной парой, подобной роскоши себе позволить не могли – у них были контракты с «открытой» датой завершения, поэтому Кубрик их звал по каждому поводу.

Кубрик очень долго все доделывал и менял. И не факт, что фильм таким бы и остался, если бы маэстро не умер. Затраты на производство составили сумасшедшую сумму в 60 миллионов долларов. Почти столько же Кубрик потратил на съемки всех своих остальных работ. С другой стороны, попробуйте найдите фильм того времени, в котором бы снимался Том Круз и Николь Кидман, и который стоил бы «всего» 60 миллионов. В 1999 году продюсеры фильма и семья Круз-Кидман посмотрели финальную версию, пришли в восторг и выпустили ленту в прокат. Кубрик был очень доволен тем, как на его фильм прореагировали. 6 марта он говорил в одном из разговоров, что считает свою новую картину – своей лучшей работой, обсуждал детали рекламной кампании в поддержку фильма и незначительные изменения в саундтреке.

А 7-го марта 1999 года режиссера-самоучки, который самостоятельно научился фотографировать и снимать кино; который начинал с копеечного фильма со своими друзьями, а закончил картиной с Томом Крузом; который двигал все жанры, к которым прикасался своей талантливой рукой, на следующий этап; который родился в Соединенных Штатах Америки, но работал в основном в Англии, Стэнли Кубрика не стало.

1
0
7
angecastor.livejournal.com
289 отзывов, 315 оценок, рейтинг 309
3 февраля 2012

Запретный плод сладок - это известно давно. Но до тех пор, пока не столкнешься с этим сам, эта мысль так и останется набором слов. И лишь почувствовав на себе всю притягательность запретного, можно осознать - что это значит.
Билл и Элис - счастливые люди. У них есть свой дом, хорошая работа, они любят друг друга и производят впечатление вполне благополучной семьи. Но за этим внешним спокойствием таятся ураганы страстей, которые в один прекрасный миг вырываются наружу благодаря неосторожному слову - как часто такое бывает в жизни.
И вот, жить по-прежнему уже нельзя - хочется что-то изменить, поменять себя, стать кем-то иным. Кем-то, кем ты всегда мечтал стать, но боялся признаться даже себе.
Как часто подобное происходит со всеми нами. Мы живем обычной жизнью, втайне мечтая о чем-то другом. И лишь единицы способны разорвать текущий ритм и вырваться в другие просторы. Вот только стоит ли оно того?
Последний фильм Стэнли Кубрика мастерски показывает всю надуманность и шаблонность понятия "счастливая семья". У каждого из нас есть свои скелеты в шкафу, свои сокровенные мысли и тайны, которые мы не откроем никогда и никому. "С широко закрытыми глазами" приоткрывает завесу и показывает, что может случиться, если эти тайные покровы сорвать. Показывает преувеличенно, гротескно, даже фантастически, но лишь так можно увидеть всю полноту вопроса и признать необходимость частной интимной жизни, которая всегда будет у каждого человека.
Этот фильм не назовешь шедевром - он слишком неоднозначен для этого. Но то, что эту картину стоит посмотреть каждому человеку, пытающемуся понять себя и свои желания, - это однозначно

2
0
1
Anastasia_Stavrogina
163 отзыва, 225 оценок, рейтинг 269
15 сентября 2008

Жанр--психологические испражнения. Цветной и черно-белый. Я не досмотрела. Может там и стало получше, не знаю. Это, конечно, может казаться и новым, и интересным (для кого-то), и эпатирующим (тоже для кого-то), но мне было скучно. И есть еще главное. Бывают такие люди, у которых страстная и вязкая тяга к тому, чего они понять не в силах, и, само собой, чем дольше у них не получается, тем настойчивее они к этому тянутся. Здесь мне нужно постараться как можно тактичнее объяснить, что именно я хочу сказать. Для человека естественно тянутся к тому, что ему непонятно и интересно. Но, честное слово, люди разные и одни могут не понять других не потому, что они глупы и недалеки, но потому, что они существуют несколько в иных средах, разным воздухом дышат. Сами посудите: ведь не станет же всякий сокрушаться о том, что не пишет картины или стихи. И не каждый может стать актером, не потому, что бездарен, а потому что тут надобно иметь совершенно определенное и особенное мироощущение и темперамент. Может, каждый человек и вправду талантлив, но в целом люди талантливы в разных областях, и это естественно. Так вот, правда, стоит ли рваться и силиться стать актером или художником, если твоя голова мыслит дифференциальными уравнениями? Я хочу сказать, что Кубрик, это как раз тот режиссер, который делает вылазки в области, ему недоступные. Много, кто так поступает, но мало кто делает это так настойчиво и упрямо. В одной аннотации было сказано, что в этом фильме Кубрик »препарирует любовь, страсть, секс, жизнь и смерть». У меня было чувство, что он, скорее, их насилует. И вот это-то дотошное и насильственное проникновение в чужеродные и закрытые территории меня и расстраивает и раздражает. Гармонично с фильмом и из рук вон плохо (может так и было задумано?) играли Том Круз и Николь Кидман. Может, автор и над ними самими глумился, не знаю.

5
4
7
Иван Васильевич
410 отзывов, 538 оценок, рейтинг 201
16 марта 2017

Пересмотрел тут недавно этот фильм и был впечатлён. Во-первых отличная игра знаменитых актёров, во-вторых режиссура Стэнли Кубрика, в третьих - необычна и интересна сама история, ареал таинственности, риска, опасности, в которые попадают главные герои. По-моему совпадение того, что видел Том Круз вживую и сна его жены говорит о том, что они очень тонко чувствуют друг друга, и это то состояние духовного единения, которое приходит на смену романтической страсти первых "конфетно-букетных" лет отношений влюблённых. Когда страсти уже вроде бы улеглись, но супруги несмотря на внешнюю прохладу, становятся очень близки друг другу. И мне кажется, доктор в самом деле был на запретной вечеринки, а его жена просто уловила его волнение и его мысле-формы в своём сновидении. И я верю, что всё у этой пары будет хорошо. Ведь Рождество же, время чудес и всё такое...

0
0
7
17x17
258 отзывов, 293 оценки, рейтинг 170
23 июля 2010

"Как все могло бы быть, если бы...".
Первая информация к размышлению появляется в разговоре симпатяги доктора Билла (Tom Cruise) с обкуренной женой Элис (Nicole Kidman). Наркотики (в данном случае это трава), как правило расслабляют, но я не могу представить, что обкурившись можно разговаривать на серьезные темы взаимоотношений в семье. После алкоголя можно, а после травы - нет. Не укладывается это у меня в голове. После этого Элис рассказывает ему о своем сне и сексуальных переживаниях. И Билл начинает искать приключения. Точнее даже приключения его ищут сами, словно у него разорвался колпак, защищавший его до этого от внешнего мира. А такой колпак, в виду неоднозначности профессии (женский хирург) у него точно был.
Венцом этих приключений является совершенно потрясающая, одновременно страшная и прекрасная, сцена с оргией.
Но на самом деле ничего ведь и не произошло. У Элис это всего лишь сон, а у Билла - неудачный в сексуальном, и удачный в житейском, плане, контакт с проституткой и оргия в загородном доме, о которой он хочет поскорее забыть. Именно поэтому все и воспринимается как сон, дурманящий и манящий, но всё же остающийся при этом сном.

В дополнительных материалах к диску есть интервью Спилберга, в котором тот утверждает, что для понимания любого фильма Кубрика, его надо посмотреть несколько раз.
Проанализировав виденные мной до этого "Цельно-металлическую оболочку", "Космическую Одиссею: 2001" и "Заводной апельсин", я понял, что в чем то он прав. Их как раз я бы пожалуй по возможности пересмотрел. А вот "Широко закрытые глаза" почему-то пересматривать не хочется. Ведь это сон, а кому хочется видеть одни и те же сны???

1
0
9
Corvin
54 отзыва, 59 оценок, рейтинг 84
15 августа 2014

Абсолютно эстетично, словно роллер-коустер, Кубрик возвращается из далеких глубин неизведанного, чтобы показать: главная драма Вселенной - в нас самих. Так же неспешно, как и раньше, словно не веря в способности прикормленного зрителя следить за частой сменой ракурсов, нанизывает скриптовые бусы на веретено незыблемой идеи, что поначалу скрыта, словно за пеленой век непроснувшегося ребенка.

Насмешка ваятеля - семейная пара в роли семейной пары. Видимо, актерского мастерства для естественного изображения бытовухи было недостаточно. У Кубрика всегда так - идеализируя каждый кадр, заигрываешься с общим хронометражом. Кому-то оказалось скучно, кому-то - ни о чем. Однако весь фильм по сути - стеб над яппи в бравурном мистическом антураже, где что ни чих - шедевр.

Не все из досмотревших поняли смысл, нагромождая несусветную гиперреальную чушь a-la откровения разодетой иносказательницы в салоне качающихся свечей. Меж тем она - проста, как колокол: довольствуйтесь малым (почти по Писанию!) и не выеживайтесь - раз. В каждом пирожном есть следы плесени - два. Осталось разобраться, кто учится на чужих ошибках. Это нетрудно, режиссер старательно разместил под каждой золотой монетой гнездо копошащихся червей. В некоторых сценах их присутствие ощущаешь просто физически.

Если у тебя есть деньги, положение в обществе, прекрасная любящая жена (и наоборот!) - не ищите на задницу приключений. Все остальное - от лукавого.

Первый раз я посмотрел это кино нежным юношей, сполна распробовав горький вкус (как мне ошибочно пригрезилось) "совдеповской" пропаганды отрицания плотских утех. Не стоит повторять моей ошибки, сделайте это в зрелом возрасте, тогда вы не слишком удивитесь, что запретный плод таки гниловат, добродетель еще в строю, а курить - по настоящему вредно.

И глаза не придется открывать - это уже сделали за вас.

3
0
9
borik spb
187 отзывов, 1229 оценок, рейтинг 80
24 ноября 2019

столько всего!
и феминистский бунт, и проход по лезвию бритвы, и сказочные превращения
и вишенкой: мямлящий томкруз: ну как же теперь... ну что же делать???!!!
и кидман такая: трахнуться! (это почти как 42)

шедеврально!

0
0
5
Регина Лежнина
56 отзывов, 232 оценки, рейтинг 66
16 апреля 2013

На редкость нудный и затянутый фильм в общем-то ни о чем. Обилие обнаженной натуры не заводит, а вызывает скуку, рефлексирующий Том Круз малоинтересен и вял, а скрытая за очками Николь Кидман потеряла всю свою сексапильность и привлекательность... Ни одного яркого характера или живого эпизода...

1
1
9
Александр Леферов
16 отзывов, 227 оценок, рейтинг 39
23 марта 2008

Потрясающий фильм. Очень качественный, продуманный, красивый. Один бесспорных шедевров мирового кинематографа.
Из тех, что надо посмотреть обязательно.

2
0
7
aerocat
9 отзывов, 9 оценок, рейтинг 31
26 ноября 2008

Вы любите играть? Скорее да, чем нет…
Вы любите, когда с вами играют? Скорее нет, чем да…
Может быть, это не по правилам, но я люблю розыгрыши. Люблю то самое, без чего жизнь была бы всего лишь скучной предопределенностью – ощущение, что есть кто-то хитрее тебя. Это потрясающе – вдруг понять, что хотя бы один момент в твоей жизни, твоя реакция, взгляд и мысли были заранее продуманы, запланированы и предрешены чьей-то неутомимой фантазией! Будто где-то за невидимыми кулисами стоит невидимый мудрый режиссер, который, конечно же, желает тебе добра, и вот однажды, тщательно подготовив декорации, он приглашает тебя на сцену…
После просмотра «С широко закрытыми глазами» я рассмеялась – у меня возникло стойкое ощущение розыгрыша, а с первой строкой титров почему-то представился покойный ныне Стэнли Кубрик в белых одеждах: он улыбался своей потусторонней улыбкой, сидя на облаках в компании серьезного Мингеллы и задумчивого Антониони. Наверное, если о чем-то и говорят на его небесах, то не о море (как у Томаса Яна), а о том, как ловко старый Кубрик напоследок подшутил на всем человечеством…
А чего вы хотели от человека, рискнувшего в 1962 г. экранизировать скандальную «Лолиту» под чутким наставничеством самого Набокова? А от смельчака, сумевшего десятилетием позже воплотить в кино сюрреалистический мир «Заводного апельсина» - книги о странном ракурсе вечно меняющегося, но, по сути, неизменного мира? Можно ли было ожидать от киноавантюриста Кубрика старческих откровений, рассуждений о смысле жизни и исканий человека? Возможно, стоило просто открыть глаза перед просмотром последнего творения мэтра...
А теперь поясню свои нахальные выводы. Уже известно, что не один из фильмов Кубрика не имел такого скандального послелога – от смерти самого режиссера и развода главных героев до растерянности кинокритиков. Однако вряд ли можно утверждать, что Стэнли Кубрик всерьез собирался умереть сразу же по окончании монтажа, или что Том Круз и Николь Кидман вынесли нечто жизненно важное из этого фильма и именно поэтому предпочли расстаться. Скорее, умудренному годами мастеру понадобилась в меру талантливая семейная пара для участия в очередном творческом эксперименте. Кстати, когда Кубрику в 1980-х пришла идея этого фильма, он подумывал пригласить на роль доктора Билла известного комедианта Стива Мартина, что само по себе наводит на размышления…
Итак, перед нами история внешне благополучных супругов, где все традиционно и узнаваемо, такая предрождественская идиллия. Женщина, как обычно, первая подает сигнал тревоги. Оно и понятно – Ева тоже не сидела в райском саду сложа руки… Скука, однообразие, а может быть обстоятельства физиологического характера побуждает уважаемую мать семейства выдать мужу сердечную тайну, мол, намедни возжелала она постороннего мужчину. И вообще, это муж виноват: наивный дурачок, не понимает, что женщине нужна ревность, страсти, чтобы он над ней - как коршун над голубицей (Бедный Адам! Ну не к дереву же ему было ревновать…) А муж, доктор Билл, обиделся не на шутку. Еще бы – он такой умница, все в дом, в семью, а она, неверная… И тут пускается наш герой, как настоящий Одиссей, на поиски ответов, мир посмотреть и себя показать. И поначалу все неплохо: дочь (весьма кстати) умершего клиента признается в любви, милая проститутка приглашает к себе на огонек, потом удается пройти фэйс-контроль и дресс-код на замечательную такую оргию… Рай! Женщин – бери не хочу… Но не тут-то было! Уличив доктора Билла в греховных помыслах, строгие администраторы закрытого клуба отправили его восвояси, и наш герой давно бы уже раскаялся и забыл свои метания, если бы не досадная смерть одной милой барышни из увеселительного заведения, как раз той, что избавила незадачливого Казанову от гипотетической жестокой расправы… А дома еще жена со своими сновидениями по Фрейду…
Я нарочно так рассказываю, будто это не психологический триллер, а французская эротическая комедия.
На самом деле и операторская работа, и цепкий саундтрек, и сомнамбулическая игра актеров вовсе не располагают к веселью. Скорее наоборот, иногда жутковато – таинственная мистерия, странное исчезновение приятеля, смерть девушки… Приключения продолжаются, только на следующий день, как в старинных сказках, все переворачивается с ног на голову, и на месте цветущего королевства мы обнаруживаем сонное царство, пугающее и непостижимое.
В доме умершего пациента Билла встречает не страстно влюбленная в него женщина, а ее будущий муж. Проститутка Домино из хищницы и «госпожи в постели» на следующее утро превращается в несчастную жертву СПИДа. Юная нимфоманка, устраивающая по ночам сексуальные игры с переодеваниями в тайне от отца, в дневном свете предстает всего лишь жалкой умалишенной игрушкой в руках папочки-сутенера. Даже рай из прошлой ночи – тот, где женщины доступны, а маски и секс делают всех равными, - очень быстро становится адом. Примечательно, кстати, что жертвой его пала именно женщина. О Ева, Ева…
Открываются ли глаза у Билла? Вероятно да, если после объяснения с одним из членов запредельной тусовки, он все-таки рассказывает о своих злоключениях жене. Понимает ли Эллис, что не стоило дуть на угли семейного очага, если итак ветренно? А может, наоборот, именно это и нужно было сделать? Или, может, надо было не морочить друг другу голову, не выдумывать проблем, не искать того-не-знаю-чего, не курить марихуану на ночь глядя, а просто заняться любовью? Что правильно? Что правдиво – прошлое или настоящее?
Отвечает Кубрик на свой манер - и то, и другое. И еще будущее. Ведь одна ночь – это всего лишь одна ночь, а сон, даже если он дает пищу для размышлений, останется только сном. Именно финальный диалог пристыженных и немного растерянных супругов дает мне право смеяться в конце. Ведь я всего лишь продолжаю наставление самого Стэнли Кубрика, касающегося, ни много ни мало, а всей нашей жизни! Не нужно усложнять и без того непростое. Стоит ли раздувать такие трагедии вокруг собственных душевных и сексуальных исканий, стоит ли мучиться самим и мучить близких, если порой все, что нужно сделать – это «трахнуться»?
Ну как после этого финала не расхохотаться в голос и не снять шляпу перед мудрым мастером, который был так добр и терпелив по отношению к нам, его зрителям, и преподал нам, пожалуй, один из самых ценных жизненных уроков. Будто несмышленых учеников, он вел нас на протяжении почти трех часов через дебри смыслов, где светлое так быстро становится темным, и наоборот. Мы ждали, что вот-вот, еще немного и на нас снизойдет оно, Откровение от Кубрика, великий мизантроп откроет нам глаза... Ага, ему больше делать нечего! В конце фильма, показав все, что запланировал, Кубрик с грустной улыбкой пожимает плечами: ну да, ребята, так бывает, но разве это так уж важно?
И мы, наивные, понимаем, что, глядя одновременно на экран и в собственную душу, мы высмотрели все глаза, но забыли их открыть… Браво, маэстро, отличный розыгрыш!

11
0
9
Барон Натюрморт
21 отзыв, 26 оценок, рейтинг 22
25 мая 2015

Кубрик был одним из немногих ГЕНИЕВ кино. Не просто с большой буквы, а именно так, как написано — с большими буквами во все слово. Подлинность гения состояла в виртуозном сочетании, с одной стороны, отсутствия обремененности всего его творчества какими либо рамками и условностями, а с другой, с удивительно тонким и точным чувством меры. Кубрик, хотя и шокировал своих зрителей (а нередко и коллег по площадке), прибегая к излюбленным шалостям провокаций, — аскет от кино был даже больший, чем какой-нибудь Ангелопулос с вечно умиротворенным, ангельским ликом во все полотно. Провокация служит ему инструментом срыва покровов. Быть аскетом в тюрьме собственной архитектуры не так уж сложно. Суть вещей нужно познавать в атмосфере доступного оргазма, когда вокруг тебя щеголяют грудастые, с голодными влагалищами мадам, чьи предметы гардероба — только плетка и венецианская маска Казановы. Испытание не слабое, как для созидателя, так и для потребителя. И по форме перегибов Кубрик здесь не допускает. Чем хуже, тем лучше — не его метод.

Метод Кубрика — бить несильно, но точно. Иные режиссеры махают кулаком куда попало, отшибая самим себе костяшки. Со стороны, тем самым, выглядят, как отборное дворовое быдло. Другое дело Кубрик. Стоит себе такой бородатый с умным видом старичок, жутковатый взгляд его исходит язвительной усмешкой — он как-будто знает все наиболее интимное из тебя, все твои самые постыдные секреты. А еще он, почему-то, с кожаным шипастым ремешком в руке. Старик легонько щелк потребителя в промежность, и все — тот ответить уже не в состоянии. Он не только корчится от боли и стыда, но ловит ступор от недоумения — «интеллигентный с виду дядечка, а бьет-то ниже пояса». И пока мысль заполняет пространство черепной коробки нашего потребителя, ему прилетает ремешком еще раз, и еще... и так до тех пор, пока дурачок либо не смоется восвояси, либо не вырвет у дяди ремешок, и не начнет лупить себя по гениталиям сам, потому что единственный выход здесь — это принятие.

Философия Кубрика на редкость цинична, и в этом плане она неразрывна с проповедуемым им аскетизмом — без него принять ее тяжело, можно сойти с ума. Слишком много правды за какие-то два часа с небольшим. Правда «Широко закрытых глаз» отчасти в том, что в жирной кляксе тонких граней не найти. И ответы на сложные вопросы отношений мужчины и женщины зачастую укладываются в пресловутое «fuck». Кубрик выбора своему зрителю попросту не оставляет. А ГЕНИЙ, настоящий, с большими буквами во все слово, должен только так — никаких вариантов и компромиссов потребителям не оставлять.

1
0
9
Сергей Храмов
44 отзыва, 44 оценки, рейтинг 17
3 октября 2018

Ниже приведена рецензия на фильм из книги Лазарева Сергея Николаевича «Человек будущего. Воспитание родителей» (часть 4). Книга издана в 2010 году. Добавить к его рецензии, по большому счету, нечего. Сказано в самую «точку».


Бергман создавал свои гениальные фильмы, когда еще не было сексуальной революции. Любая революция имеет определенные лозунги и цель. В 60-х годах прошлого века произошло самое странное из всех восстаний молодежи. Обычно перед гибелью в обществе усиливается расслоение. Одна группа захватывает деньги, власть, доступ к информации. Расслоение общества разрушает единство; уменьшается любовь и зреет агрессия. Общество зарождается как душа, в любви, единении и взаимопомощи. Потом начинает побеждать разум, возникает превосходство, гордыня, агрессивность. Затем происходит революция, сокрушая разум и стабильность. И далее – попытка вернуться к душе, то есть к равенству, братству и единству.
Тихая революция, произошедшая в 60-х в Европе, имела целью секс, наркотики и музыку. Это был протест против сознания, но не как возврат к душе, а как обрушение в тело. Может быть, все попытки восстановить приоритет души закончились крахом и остался последний путь – вниз?
После создания фильма Бергмана пройдет 42 года, и Стэнли Кубрик снимет свой фильм, описывающий нравы людей после сексуальной ре¬волюции. Это уже не «земляничная поляна». То, что показано в фильме Кубрика, больше напоми¬нает участок выжженной земли. Стэнли Кубрик умер после завершения этого шедевра. В своей картине он четко и ясно показал те главные тен¬денции, которые завладели современной цивилизацией.
Начинается фильм с обычных бытовых сцен. Молодой преуспевающий врач собирается на званую вечеринку. Его пригласил очень богатый и высокопоставленный знакомый. Во дворце, куда они отправляются – а раньше такие особняки на¬зывались дворцами, – должны собраться сливки общества. У врача юная и красивая жена. Они не принадлежат к кругу избранных, и жена удивлен¬но спрашивает, почему их пригласили.
Молодой врач улыбается:
– Для того чтобы иметь возможность пользоваться моими услугами в любое время.
Итак, им предстоит общаться с людьми самой высокой категории. В современном мире богатые люди стали кастой. Они живут в своем слое, тща¬тельно охраняя его от вторжения посторонних. Ощущение своей избранности, превосходства, не-досягаемости стало для них привычным.
Это положение блестяще характеризует следующий диалог. Один ученый читал в Швейцарии свои лекции и был допущен к общению с самыми богатыми и состоятельными людьми.
– Вы представители элиты на нашей планете, – обратился он к этим людям. – Неужели вы не видите, что в мире складывается опасная ситуа¬ция? Небольшая часть человечества успешно раз-вивается, все стремительнее обгоняя других в сво¬их возможностях. Вы не задумывались, как по¬мочь тем, кто не имеет доступа к образованию, возможности развиваться? Тем, кто не может создать благоприятные условия для своего выживания и развития?
– Скажите, а у вас дома есть собачка? – неожиданно задал вопрос один из богатых людей.
– Да, – удивленно ответил ученый.
– А вы не пробовали объяснить ей, как лучше и как правильней надо жить?
В этой фразе раскрывается все мировоззрение. Для человека с повышенной гордыней понятия изменения и развития перестают быть реальностью. Он хочет навсегда удержать свой статус, свою территорию и не допустить туда остальных. Поклонение сознанию, способностям, богатству все сильнее парализует душу, смещая внутренние приоритеты. Если человек поклоняется будущему, понятия единения, любви и нравственности постепенно отходят для него на второй, а затем на третий и на все более дальние планы.
Недавно мне позвонил приятель, который занимается бизнесом и живет в Монако. Он рассказал о своих планах, а затем сделал неожиданное признание:
– Слушай, Николаич, я ведь по работе встречаюсь со многими людьми. И вот заметил одну особенность: чем богаче становится человек, тем подлее он становится одновременно. Ради денег готов и мать родную, и самого себя продать. Нель¬зя верить ни единому слову. Меня это возмущает.
– Успокойся, – сказал я, – это закономерно. Если человек едет на своем «порше» по дороге, а потом резко поворачивает в кювет, тебя же не возмущает, что у него происходит авария и машина приходит в негодность. Так вот, пока для человека вера, любовь и душа – на первом месте, он может с большой скоростью ехать по дороге жизни. А если на первое место выходят благополучие, деньги, власть, статус, сознание, будущее, это все равно что свернуть в кювет. Душа повреждается, но эта авария, происходящая с душой, незаметна. Мы видим ее последствия. Человек, утративший веру и любовь, должен деградировать. Это нормально.
Динозавры не преодолели искушения в виде физической мощи и силы – и все вымерли. Богатство и власть – это есть следствие духовной мощи и силы. Эти люди вымрут так же, как и динозав¬ры, если не преодолеют этого второго искушения.
Лентяй и дурак, не умеющие управлять и мыслить, никогда не смогут стать богатыми. Но многие не понимают, что высокая интуиция, духовная сила, ум и работоспособность – все это производные от развитой души.
В основе мысли лежит чувство. Если за словом не выходит образ, слово будет непонятным. Слово – это всего-навсего механизм вызывания образа. А образ – это чувственный сгусток, в котором скрыта главная информация.
Вся современная цивилизация, все ее техниче¬ские достижения, научные открытия – все это результат душевно-эмоционального развития, которое стало возможным благодаря христианству и иудаизму. Религия заботится о душе, наука – о сознании и теле. Поэтому наука может заниматься выращиванием урожая и приписывать себе все заслуги, не осознавая того, что почва, на которой может созреть урожай, создана религией. Не¬сколько сотен лет назад почва стала истощаться, и торжествующие ученые потребовали отделить религию от государства. Отделили не только веру, но и нравственность. И сейчас ученые пытаются вырастить новый урожай на бесплодной и камени¬стой земле.
Я снова мысленно возвращаюсь к фильму Стэнли Кубрика. Итак, молодая пара отправляется в шикарный особняк на званый вечер, и перед ними предстает все то, о чем они мечтали. Блеск брил-лиантов, сияние одежд, счастливые лица. Они оказались в раю. Здесь гуляют люди, желания которых исполняются. У этих людей есть все, что они хотят. Молодого врача отзывают в сторону, и его юная жена остается одна. Шампанское дурманит ее и усиливает ощущение счастья. Она замечает, что нравы здесь достаточно свободные: люди флиртуют друг с другом, желая усилить счастье и наслаждение. Ее тут же приглашает на танец ка¬кой-то уверенный в себе и богатый человек. Не стесняясь, он начинает предлагать ей интимные отношения. Она улыбается, но удерживается от желания сказать «да».
А в это время ее мужа вызвал хозяин особняка. В его роскошно обставленном кабинете в кресле полулежит женщина, потерявшая сознание. Врач сразу видит, что она приняла большую дозу нар-котиков и может умереть. У хозяина особняка могут быть проблемы. Ее нужно срочно привести в чувство, одеть и отправить домой.
Сначала все это выглядит странным. Зачем нужны наркотики и это животное совокупление во время праздничного карнавала? Но потом пони¬маешь, что это входит в понятие счастья. Врач приводит молодую женщину в чувство и спускается обратно в зал, где все танцуют. По пути его обнимают и пытаются с ним познакомиться две мо¬лодые женщины. Он по инерции флиртует с ними, подпадая под общую атмосферу светского вечера. Его жена видит это и испытывает чувство ревности.
А через несколько дней, когда они занимаются сексом, покурив марихуаны, она делает ему не¬ожиданное признание:
– А ты знаешь, я хотела отдаться другому мужчине. Я не знаю, что со мной произошло тогда. Но пару лет назад я посмотрела в глаза одно¬му мужчине и поняла: если он поманит меня пальцем, я пойду за ним без звука и сделаю все, что он захочет.
Зачем она сделала это признание? Зачем нанесла такую острую душевную боль своему супругу? Сначала это выглядит непонятным. Это непохоже на месть и ревность, в ее признании какой-то дру¬гой смысл.
Оскорбленный супруг пребывает в состоянии шока и свою душевную боль пытается залечить положительной эмоцией. Сначала он ищет проститутку, чтобы хоть как-то отомстить супруге за ее признание. А потом вспоминает, что его школьный приятель, который стал музыкантом и играл на том вечере, рассказал ему, как на другом званом вечере играл с завязанными глазами. А когда повязка сползла, он увидел множество женщин ослепительной красоты в костюме Евы. Все было прямо как в раю.
Молодой врач пытается вылечить себя по схеме, предложенной западной медициной. Отрицательные эмоции приводят к болезням, их нужно вытеснять положительными эмоциями. Самая приятная эмоция – это секс, потом – еда и алкоголь. Итак, нужно получить высшее сексуальное удовольствие, и тогда душевная боль, нанесенная женой, уменьшится. Нужно попасть на этот закрытый вечер, где все ходят в масках, где у всех одна цель – наслаждение и счастье, где испол-няются любые сексуальные желания. Он узнаёт пароль, берет напрокат маскарадный костюм и отправляется на званый вечер. В изумлении он бродит по залам особняка. Вокруг много красивых обнаженных женщин, с любой можно заняться сексом.
Сначала непонятно, почему все люди в масках. А потом постепенно начинаешь осознавать, в чем тут дело. Когда люди знакомятся, они смотрят друг другу в глаза, изучают лица. Сначала идет взаимодействие душ, часто еще до физической встречи. Потом включается сознание – люди разговаривают друг с другом, оценивают друг друга, устанавливают духовные мостики, ищут общие темы. Если гармония души переходит в гармонию духа и чувства продолжают усиливаться, то наступает третий этап – влюбленных тянет к физиче-ской близости. Это повторение цикла развития вселенной. Сначала энергия поступает в душу, потом – в сознание, потом – в тело.
Когда человек работает, ест, занимается сек¬сом, у него должна радоваться душа. При изнаси¬ловании душа человека не радуется, хотя тело по¬лучает физическое наслаждение. Часто человек сам себя насилует, давая удовольствие только телу и забывая о своей душе. Тело может радоваться, когда человек много ест и откровенно переедает. А душе будет нанесен вред: избыточная внешняя, физическая энергия будет заглушать тонкую жизненную энергию.
Человек занимается работой, ставя себе непо¬сильные задачи. Он радуется тому, что заработает много денег и сделает новую покупку. При этом он может наносить вред своей душе и разрушать свое будущее. Человек может получать сексуальное наслаждение, а потом сделать его самоцелью, и это будет разрушать его душу.
Сейчас модна тенденция нудизма. Люди говорят, что хотят вернуться к природе, жить естественно и поэтому ходят голыми. Но они забывают о том, что у животных сексуальное влечение про-является 2-3 раза в год, причем в течение всего нескольких дней. Его предназначение – продолжение рода. Огромная энергия, выделяющаяся при сексе, должна обеспечить будущих потомков. У человека сексуальная энергия предназначена не только для физического наслаждения и воспроиз¬водства, не только для обеспечения будущего. Сдерживаемая животная сексуальная энергия по¬зволяет развивать сознание и душу человека.
Нынешняя цивилизация смогла развиться только потому, что в иудаизме появились четкие, кон¬кретные правила, ограничивающие сексуальные желания.
«Всякий скотоложник да будет предан смерти».
«Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти...»
«Проклят, кто ляжет с сестрою своею, с дочерью отца своего или дочерью матери своей!»
«Если найден будет кто лежащий с женою замужнею, то должно предать смерти обоих...»
«Если кто в поле встретится с отроковицею обрученною и, схватив ее, ляжет с нею, то должно предать смерти мужчину, лежавшего с нею».
Если девушка (отроковица) до замужества с кем-то переспала, «то отроковицу пусть приведут к дверям дома отца ее, и жители города ее побьют ее камнями до смерти... »
Все эти заповеди позволяли главную жизненную энергию направлять на развитие души и духа человека. Они укрепляли веру в Бога. Понятия любви и веры может прочувствовать только чело¬век с сильной энергетикой.
У любого живого существа главная энергия для выживания реализуется в продолжении своего рода. Почему же тогда в Торе сказано: «Если мужчина ляжет с женщиной и будет у него излия¬ние семени, то они должны омыться водою, и нечисты будут до вечера»? Вероятно, здесь отражены законы подсознания, законы нашей души. После любви самое сильное чувственное наслаж¬дение – это наслаждение сексуальное. Это на¬слаждение закрывает человека от Бога и любви, привязывает его к этому миру. Человек на ка¬кое-то время утрачивает ощущение единства с Бо¬гом. Вот почему речь идет о душевной нечистоте. Вода смывает эмоции, поэтому омовение после секса уменьшает подсознательную концентрацию на наслаждении, облегчая, таким образом, возвращение к Богу.
Сексуальная энергия сама по себе ни плоха, ни хороша. Это рычаг, который может превратить человека в животное, а может, наоборот, животное начало превратить в человеческое и Божест-венное.
Когда я диагностировал нудистов, я везде ви¬дел одну и ту же картину: концентрация на желаниях, сексе, наслаждениях и усиливающаяся про¬грамма самоуничтожения. Постоянное подсозна-тельное возбуждение при виде половых органов незаметно смещает систему приоритетов. Душа становится нечистой. Поэтому то, что называют нудизмом, –это есть одна из масок язычества, поклонение наслаждению – сексу. В нынешнее время эти языческие тенденции выглядят и назы¬ваются по-разному, но суть их одна. Это утрата веры и любви к Богу ради наслаждения.
Секс пытаются оторвать от функции продолжения рода: только наслаждение, безо всяких последствий. Когда люди общаются душами и созна¬нием, возникают сложные и высокоразвитые отношения. Если их срезать и пустить всю энергию в секс, то на первых порах удовольствие будет намного масштабнее. Человек будет испытывать нарастающую эйфорию, а потом начнется закономерная деградация. Ведь телу неоткуда взять энергию, когда душа перестала функционировать.
В наше время существует движение свингеров – супружеские пары меняются партнерами для полноты и усиления сексуального чувства. Что происходит в этом случае?
Когда люди знакомятся, как бы сталкиваются два мира. За короткое время нужно оценить, не опасен ли человек, с которым ты знакомишься, можно ли продолжать с ним отношения, есть ли общие точки соприкосновения. Нужно смоделировать его внутренний мир, для того чтобы прогнозировать его действия. Поэтому при знакомстве с любым человеком у нас выделяется много энергии. А если это существо противоположного пола, то количество энергии удваивается.
Поэтому многие мужчины и женщины в поисках наслаждения начинают часто менять половых партнеров. А потом замечают, что жизнь с одним человеком, даже если он нравится, становится пресной и невыносимой. Наслаждение становится наркотиком, требуется все большая доза. А затем наступает закономерная атрофия наслаждения, которое закрыло душе доступ к любви и энергии. Поэтому мужчины, постоянно меняющие сексуальных партнерш, неизбежно приходят к преждевременной импотенции. Новые сексуальные связи свидетельствуют не о силе мужской энергетики, а, наоборот, о ее слабости.
Я слышал об одной супружеской паре. Лет двадцать назад, когда в России наступила эпоха вседозволенности, они стали увлекаться просмотром порнофильмов. А через несколько лет они уже не могли заниматься сексом без просмотра порнофильма. Любой допинг вырывает энергию принудительно и начинает забивать природную тонкую энергию. Кстати, детей у этой супружеской пары так и не появилось. Увлечение порнофильмами привело к бесплодию.
Цель любого извращения проста – получить максимальное наслаждение для тела, даже если при этом пострадает душа. Когда супружеские пары начинают заниматься коллективным сексом, происходит разрушение всех нравственных уста¬новок. За счет деградации души и сознания гораз¬до большее количество энергии направляется в тело, многократно усиливая физическое наслаждение.
Заканчивается эта тенденция всегда одинаково. Для одного человека это вырождение чувств, при¬тупление их, снижение общей энергии, бесплодие и импотенция, болезни и смерть. В масштабе груп-пы людей это выглядит как участь Содома и Гоморры, катаклизмы, войны, эпидемии. Не следует забывать, что сифилис был завезен в Европу в эпоху Возрождения.
Любопытно, что уже несколько десятилетий люди, зарабатывая огромные деньги на разврате, пытаются дать определение, что такое эротика и чем она отличается от порнографии. Как всегда, самое точное определение ситуации изложено в анекдотах. Вспоминаю один из них: «Эротика – это непрерывное ожидание порнографии».
В России в настоящее время сексуальная распущенность на экране поддерживается огромными деньгами. Все понимают, что войну можно вести не только физическим оружием. Нравственное растление народа – это, пожалуй, самое сильное оружие, испытанное на протяжении многих тысячелетий.
Если нужно истребить страну, можно подавить ее физическим оружием, а можно целенаправленно и незаметно разрушать у людей тело, дух и душу. Душа разрушается пропагандой наслаждения. Секс, безнравственность, жестокость, индивидуализм, снисходительность к нравственным преступлениям – все это достаточно быстро разлагает общество. Если добавить к этому искаже¬ние мировоззрения, культ денег и благополучия, неправильный взгляд на историю, то процесс распада можно значительно ускорить. Если же при этом способствовать широкому распространению дешевого и некачественного алкоголя, сигарет, ге¬нетически модифицированных и синтетических продуктов, то любое государство можно уничто¬жить за два-три десятилетия.
Вспоминаю, как в советское время слушал «Голос Америки». Сердобольные люди из-за океана сообщали, как изготовить самогон из картофеля на дому безо всяких особенных приспособлений. За самогонный аппарат тогда можно было получить срок. Лет через десять я читал книжку о самогоноварении. Там говорилось о том, что каждый продукт, из которого сделана водка, влияет на человека по-своему. Употребляя водку из проросшей ржи или пшеницы, человек становится добродушнее. Спирт, употребление которого делает человека агрессивным и неуправляемым, производится из картофеля. Химическая формула спирта – одна и та же при любом способе приготовления, а информация – разная, и воз¬действие на душу человека может быть совершен¬но разным. Некачественный гидролизный спирт может приводить к разрушению души и психики человека. Невольно возникает концентрация на физическом наслаждении, и нормальный человек начинает спиваться. Агрессия, которую может вызывать алкогольный напиток, разрушает тонкую энергию души и подталкивает человека к допингу, к вредным привычкам.
Почему любой преступник тянется к алкоголю, наркотикам и сексу? Потому что он нанес вред душе, отказываясь от любви, и перестал получать высшую, тонкую энергию. Он пытается заменить ее внешними, принудительными формами удовольствия. Секс, алкоголь, курение, наркотики, казино – все это нормальное, естественное время-препровождение для преступника.
В России и за рубежом перекрывается возможность национализации алкогольной промышленности. Государство может ради качества потерять деньги, а частник на это не способен. Предназна¬чение государства в том, чтобы отстаивать страте¬гические приоритеты: можно потерять сегодня, чтобы выжить завтра. А спирт, который закупает частник, может быть самого низкого качества; главное, чтобы он давал максимальную прибыль. Через частников в Россию можно протолкнуть продукцию, разрушающую душу и нравственность. И никто ничего не заметит, только население России за 20-30 лет может сократиться вдвое.
«Удивительно, – думаю я, – на Украине, при нынешнем хаосе во власти, положение все равно лучше, чем в России». Там даже постарались подыскать новое определение эротики и порнографии: если мы видим на экране голый секс – это порнография; а если перед этим были какие-то отношения, какой-то сюжет, то это можно назвать эротикой. Это уже прогресс: люди начинают понимать, что порнография не может быть искусством, к физическому аспекту должен быть добавлен духовный, то есть сюжет, отношения, взаимодействие. Если душа не включена, если чувств нет, то это всегда порнография. Любое видео, разжигающее у человека сексуальное чувство в ущерб любви и душе, является порнографией и вредит здоровью.
Мои мысли опять возвращаются к фильму Стэнли Кубрика. В особняке, где собралась элита, все одеты в карнавальные костюмы. Лица закрыты масками, чтобы энергия не тратилась на взаимодействие душ, на общение, чтобы не было ответственности и устойчивых отношений. Вся энергия должна быть направлена только на на-слаждение, оно будет максимальным.
Главный герой готовится к удовольствию – оно должно залечить душевную рану, нанесенную женой. И тут к нему подходит молодая женщина в маске и неожиданно берет его за руку.
– Кто вы такой? – говорит она. – Вы не отсюда. Вам надо немедленно уходить.
Она мгновенно распознаёт в нем чужака. Потому что душа, чувства находятся за пределами тела. На уровне души люди могут общаться на любом расстоянии и чувствовать друг друга. Бога¬тые люди, собравшиеся в особняке, уже не имеют тонкой энергии, это мертвые души. Женщина, по¬павшая на этот шабаш, сразу чувствует душевное тепло, исходящее от незнакомца. Все вокруг мертвые, а он живой. Поэтому они должны его убить. Она знает, что это произойдет, и пытается спасти ему жизнь. Но уже поздно, его расшифровали. Его выводят в центр зала и произносят смертный приговор. Все это исполнено в виде ритуала.
Зачем нужен ритуал? Для прикрытия. Карна¬вальные маски и разнузданный секс – это копирование атмосферы языческого Рима и того време¬ни, которое наступило после эпохи Возрождения. А если поддерживаешь какие-либо традиции, уже легче снять с себя любые обвинения в безнравственности, в собственной несостоятельности. Это уже не разврат, а костюмированный бал, восстанавливающий атмосферу Древнего Рима. Внешние приличия должны быть соблюдены, даже если внутри ничего не осталось.
Итак, герой приговорен и подлежит смерти. Но неожиданно на сцену выходит обнаженная моло¬дая женщина. Она готова умереть вместо него, по правилам это возможно. Главный герой уходит живым. Но он не может поверить в то, что произошло, и пытается найти своего одноклассника, музыканта, который помог ему попасть на тот странный вечер. В гостинице он узнаёт, что двое людей бандитского вида увели его приятеля неиз¬вестно куда, и понимает, что тот уже убит. В газетах он читает о странной смерти молодой женщины, завоевавшей звание королевы красоты. Причина – передозировка наркотиков. Он от¬правляется в морг в страшном предчувствии и убеждается, что прав. Он видит перед собой труп именно той женщины, которая спасла ему жизнь. Высшее общество надежно защищает себя от любой утечки информации.
А потом с ним встречается его богатый приятель, который пригласил их с женой на первую ве¬черинку.
– Я был там, в том особняке, в тот вечер, – сообщает он, – и я знаю, что с тобой произошло. Если хочешь жить, перестань расследовать это дело.
Фильм заканчивается трагично. Нет-нет, все ге¬рои живы и счастливы. Трагедия заключается в другом. Жена главного героя призналась ему в том, что готова изменить лишь с одной целью. Она видела, что он не прочь перенять нравы высшего общества, что он готов отречься от души ради наслаждения. Она чувствовала, что их обо¬их, как воронка, засасывает тенденция истребле¬ния души ради денег, наслаждения, благополучия. Она попыталась спасти и его, и себя, унизив его душу и сознание. Когда рушатся все привычные точки опоры, часто бывает, что человек возвращается к Богу. Если это устремление укрепится, может произойти возрождение души – чело-век вновь обретет будущее и будет спасен.
С героем фильма этого не произошло. Он не пошел к любви и к Богу. Он бросился вниз, к телу, пытаясь в физическом удовольствии обрести собственную состоятельность и точку опоры. Но так случилось не потому, что он был негодяем или слабым человеком. Это произошло потому, что он жестко закреплен в обойме общества. Он преуспе¬вающий врач, у него великолепная квартира, ма¬шина, он пользуется уважением во всех слоях общества. Отказаться от всего этого, вырваться из своего круга он не может. Поэтому победить в себе тенденцию, которая управляет всеми окружающими людьми, всем обществом, он не в силах.
Почему же тогда ради него умерла молодая женщина? Она спасала не его, она пыталась спасти свою и его душу, принося в жертву свое тело и свою жизнь. Его эта жертва, вероятно, не спасла. Благополучие и наслаждение неумолимо подавляют и закрывают любовь в его душе. Он обречен. Он уже полумертв, и жена это чувствует. Поэтому в момент примирения она не говорит ему о любви, о теплых чувствах. Она предлагает заняться разнузданным сексом. Это уже приговор – не только ему, но и всему обществу. «Пусть мертвые хоронят мертвых».
Фильм вышел в прокат в 1999 году. Перед смертью режиссер послал предупреждение нынешней цивилизации. Но пир во время чумы про¬должается. Когда вокруг все поголовно умирают от чумы, нужно отрешаться от всего и молиться Богу.

0
0
9
Александр Романика
17 отзывов, 207 оценок, рейтинг 13
28 января 2012

«С широко закрытыми глазами» — последний фильм великого режиссера Стэнли Кубрика, снятый им за несколько месяцев до смерти после долгого творческого перерыва, считающийся одной из самых спорных и загадочных картин мастера. Шокирующая своей откровенностью сюрреалистическая история нескольких дней из жизни супружеской пары в исполнении Тома Круза и Николь Кидман, блестяще созданная Стэнли Кубриком.

Удивительно, но данный фильм прочно ассоциируется с одной из самых известных картин Кубрика — «Заводной апельсин». Здесь также показаны причина и механизм действия и распространения, только уже не насилия, а беспорядочных сексуальных отношений. В «Заводного апельсине» одно действие рождает следующее, так и в «С широко закрытыми глазами» мысленная измена жены создает реальную мужа.

Но есть ли только это причина? И Алекс из «Заводного апельсина», и главные герои данного фильма имеют некую, практически необъяснимую тягу, желанию к насилию в первом случае или к беспорядочным сексуальным отношениям, реальным или мысленным изменам во втором, которое не разрушит ни лечение, ни неудачный опыт. Эта тяга есть во всех: проститутка, добропорядочная семейная пара (как отлично для этого Кубрик ввел сцены, когда героиня Кидман в очках занимается со своим ребенком!), высшие слои общества. И как далеко они готовы пойти, чтобы скрыть это, но пробовать снова и снова?

Разрушение — одна из главных тем творчества Кубрика, которая затрагивает практически все его фильмы. Склонность человека к разрушению, к поиску запретного, темная сторона всегда интересовала Кубрика, и в своей последней работе он не мог не затронуть ее. Главный герой, отправляясь в «пьянящую сексуальную одиссею», рушит свой брак, свой привычный образ жизни, надеяясь на открытие чего-то нового, выходящего за пределы его рутинной жизни. В итоге он находит запретный плод, причину своих исканий, однако его изгоняют из Эдема, причем вовсе не высшие силы. Справедливости нет места в мире Кубрика.

0
0
9
Сюзанна Похил
5 отзывов, 6 оценок, рейтинг 6
2 ноября 2009

Даже самая крепкая вера может быть поколебима. Даже самые сильные чувства должны пройти испытание на прочность. Любовь требует просто слепо доверять, жить с широко закрытыми глазами... Доверяйте друг другу. Отличный фильм, особенно психологически. Стоит посмотреть.

1
1
10
Юрий Прядка
21 отзыв, 21 оценка, рейтинг 5
6 декабря 2021

Круто, но ничего не понятно! До тех пор, пока я не познакомился с роликом шекспироведа А.А. Меняйлова «Как девушка может сделать богатым» по фильму «С широко закрытыми глазами»
Мало кто может похвастаться полнотой знания женского тела. Но есть способы воздействия на тело, которые вскрывают сокровенные уголки души. А это уже вопрос бизнеса и политики.
Приведу пару цитат из ролика:
Итак, ключевая сцена – некий человек в красном, обнаженные женщины и наблюдатели. Ну, и каков смысл происходящего на этом мероприятии – явно дорогостоящем? Нам это нисколько не объясняют, зато в действе обнаруживаются несколько деталей, заметив которые, и осмыслив, и соединив вместе, понять, что происходит, можно.

Первая деталь: судя по не простому интерьеру дома, скорее уж дворца, да и по его размерам тоже, на мероприятие собралось мужчины далеко не бедные.

Деталь вторая: мужчин существенно больше, чем девушек. И по мужчинам не заметно, что они проявляют хоть какой-то сексуальный интерес. Оно, конечно, может, кому из зрительниц и мерещится ну частокол из эрегированных пенисов, впрочем, именно так и было бы, если бы под масками были простолюдины, но по всему видно, что интерес гостей не эротический. Это – второе подтверждение, что собрались люди весьма состоятельные. В женщине простолюдины и состоятельные видят разное. Разным и интересуются. Именно поэтому, одним состояние даётся легко, а другие ишачат за гроши.
Деталь третья: маски очень разные, и по форме, и по раскраске, тем по смыслу напоминая погоны, то есть неповторимые маски можно уподобить языку, рассказывающему о владельце под маской якобы сокрытому. Кого какая маска скрывает для организаторов узнать не проблема, тем более, что приход врача они организовали.

Деталь четвёртая: вот этот персонаж, который трахает девицу, оформил свою внешность вычурно, как простолюдин. Бородка такая-эдакая – подчёркнуто козлиная. Простолюдины непонятно с чего все одинаково веруют, что если они себя оформят вычурно, то их примут за личность. Хотя, на самом деле, вычурно оформляют себя только низы, никчёмные, но с самомнением. Только у ничтожеств, которым не по средствам на равных участвовать в подобном мероприятии во дворце, все эти вычурные бородки, длинные волосики и тому подобное. То есть на это собрание мужчин для использования привлечено какое-то число простолюдинов. Если бы сами наблюдающие мужчины хотели трахаться, они бы, нанимая девушек, поставили бы условием, что девушки не имеют права никому отказать. И те бы согласились – легко. Однако ж, девушкам приказано выбирать самим. Зачем?...»

0
1
1
Luckun
2 отзыва, 20 оценок, рейтинг 3
6 июля 2008

Ужасный фильм, в котором не происходит ни чего положительного.
Совершенно запутанное и так до конца и не распутанное кино.
Жаль только протраченного времени. Первый фильм где мне совершенно не понравилась игра Николь Кидман(

2
1
1
Наталья Мастер
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
27 февраля 2023

Более дичи я ещё не видела. Чушь несусветная, скучно, мерзко, тупо. Не выдержала, не досмотрела до конца. Вроде такой известный фильм, решила посмотреть, в итоге- час потерянного времени и неприятных ощущений от просмотра...

0
0