На городской окраине — лето. Трое друзей торчат на старой пристани, башни новостроек белеют под голубым небом, пацаны сигают в воду с насыпи. Не знаю, знаком ли молодой режиссер Аранофски («Пи») с живописью Дейнеки, но впервые со времен советского художника встречаешь в изобразительном искусстве картину подросткового счастья столь пронзительную.
Первые по-летнему беззаботные пять минут фильма — все лучезарное, что в нем есть. Трое друзей подсаживаются на наркотики. Порошок, проникающий в носоглотку, инъекции, вторгающиеся в вены, дым, застилающий глаза, — навязчивые образы выполняют в «Реквиеме» функцию припева. Ребята с дейнековского причала проходят путь деградации. Два часа неврастенического метания камеры и эпилептического монтажа — для фильма о наркотиках такой же непременный атрибут, как воровство и гепатит B для героинщика.
Произведением искусства этот предсказуемый фильм о предрешенности делает сквозная история матери героя. Ее сыграла Эллен Берстин, суперзвезда 70-х, обладательница «Оскара» за главную роль в фильме Скорсезе «Алиса здесь больше не живет», последние 15 лет почти не появлявшаяся на экране. Берстин — актриса старой школы, а это значит — игра до разрыва сердца. Это игра, когда не стыдно стать жалкой, лишь бы вызвать смех или слезы — то, зачем люди изначально пошли в театры и кино. Берстин награждает депрессивно-героиновый транс фильма сильными чувствами; по эффекту это можно сравнить с недавним номером Людмилы Гурченко, исполнившей песню Земфиры про «хочешь сладких апельсинов».
Героиня Берстин, Сара, получает звонок из своей любимой телепередачи; ей говорят, что она примет участие в одной из игр нового сезона. Сара мечтает сказать всей стране, что у нее самый лучший сын на свете, и сделать это в своем любимом красном платье, которое больше на нее не налезает. Сара начинает принимать таблетки для похудения, вроде тех, что рекламируют по телевизору Роксана Бабаян и Ирина Мирошниченко. В состав таблеток, чье действие основано на снижении аппетита, входят амфетамины, вызывающие зависимость. Постепенно Сара погружается в безумие и попадает в одиночную палату дурдома. Сцены с Берстин носят характер откровенного трэша; в одной из них за обезумевшей от недоедания и амфетамина женщиной бегает холодильник, пытаясь укусить ее пастью морозильной камеры. Драма несбывшихся материнских надежд в мире, вскормленном наркотиками, приходит в унисон с драмой отличной актрисы, вынужденной в обескровленном модном кинофильме бегать от рефрижератора. Вряд ли Аранофски настолько тонок, чтобы спрогнозировать такой конечный эффект, но для зрителей нет разницы, за счет каких механизмов фильм производит впечатление. Даже если причина успеха — конфликт сильной актерской игры и занудной режиссуры.
Я посмотрел этот фильм в первый раз только на прошлой неделе.
Что-то написать я решился только несколько дней спустя.
Размытая американская мечта.
Je sais bien qu'à la fin c'est toujours pareil.
Специфика всепоглощающего декаданса.
Je sais bien qu'à la fin c'est toujours pareil.
Необратимое расширение зрачка.
Je sais bien qu'à la fin c'est toujours pareil.
Бездонное звездное небо.
Je sais bien qu'à la fin c'est toujours pareil.
Непрерываемый замкнутый круг.
Je sais bien qu'à la fin c'est toujours pareil.
Пронзительный разрывающий финал.
Je sais bien qu'à la fin c'est toujours pareil.
В молодости был в восторге от фильма. Он открывал для меня новые горизонты, расширял рамки реальности. Пересмотрев этот фильм в 27 я понял, насколько он приземлённый,... реальный,.... банальный,.... и это пугает..., это огорчает, это угнетает. В очередной раз благодарю бога, что я не наркоман, что я не знаком ни с одним из них. И вроде бы не такая уж у меня плохая жизнь?
Предупреждаю: это очень сильный фильм. Не для слабонервных. Может пропасть всякий аппетит на какое-то время. Может стошнить. Может заболеть мозг и начаться депрессия. Его нельзя смотреть утром. С другой стороны, это вполне обычное кино на заурядную социальную тему, возведённое в ранг культовых произведений в силу своего воистину гениального художественного решения - грамотного саунда, рваного монтажа, стильного оператора и потрясающих актёров.
Наркотики и телевизор - одно и то же. Одержимость. Зависимость. Химиотерапия, от которой разлагаются вены и зловеще рычит холодильник. Диета ради красного платья - Нет красному мясу! Долой сладкое! - оборачивается поеданием самого себя. Если "Trainspotting" было модно, молодёжно и с эпизодическим юмором, то "Реквием" - это просто ЖЕСТЬ. Для всех возрастнх категорий. Это финиш. No more dreams. Пронзительная скрипка.
Реквием по мечте
Каждый стремится к своей заветной мечте. Сара Голдфарб мечтала сняться в известном телешоу, ее сын Гарольд с другом Тайроном — сказочно разбогатеть, подруга Гарольда Мэрион грезила о собственном модном магазине, но на их пути были всевозможныепрепятствия. Все они выбирают неочевидные пути достижения своих целей, и мечты по-прежнему остаются недостижимыми, а жизни героев рушатся безвозвратно.
Действие в фильме, как и в романе, разворачивается на протяжении трёх времён года — летом, осенью и зимой. Фильм начинается с кадров тв-шоу, где ведущий кричит: "Вы сможете!!", а "зомбированные" зрители в зале - "улюлюкают" ему в ответ. Сара — пожилая вдова, живущая в одиночестве в квартире на Брайтон-Бич (Бруклин). Она проводит много времени перед телевизором. Особенно ей нравится рекламное шоу, посвящённое «победам» людей над своим аппетитом (диета, отказ от мяса, сахара). Сама Сара потребляет много шоколада и другой калорийной пищи, но при этом мечтает похудеть и попасть "главным героем" на любимое тв-шоу. Гари, её сын, иногда появляется в её доме, чтобы унести и продать старьёвщику телевизор, а на вырученные деньги купить вместе с другом Тайроном - наркотики. Всякий раз Сара выкупает телевизор обратно. Тем временем, Гарольд и Тайрон начинают зарабатывать деньги как наркоторговцы. Они покупают чистую дозу, разводят её вдвое и перепродают по прежней цене. Друзьям сопутствует успех, они легко зарабатывают немалые деньги. Гарольд и его подруга Мэрион начинают строить планы на будущее: они мечтают открыть модный магазин, поскольку Мэрион чувствует в себе призвание модельера (одновременно спит со своим тренером из-за денег на дозы). Для Тайрона его финансовый успех — возможность жить в покое и счастье, убежав от жестокостей уличной жизни. Друзья общаются, курят, вкалывают, устраивают вечеринки, вкалывают, и непременно надеются на "призрачное" будущее. У всех героев от чего-либо "наркотическая зависимость", и сама мечта становится - "наркотиком". У друзей - наркотики реальные, у Сары - "зависимость" от тв-шоу (где ведущий и зрители - "зомби") и таблеток от похудения. Отдельный эпизод "галлюцинации" всего происходящего - когда Саре кажется, что её любимое тв-шоу врывается в её квартиру, а она становится его "героем", и в итоге, босиком идёт по городу и в ближайшей больнице говорит: "Я пришла к вам на передачу!".
Ре́квием по мечте́» (англ. Requiem for a Dream) — американский драматический фильм режиссёра и сценариста Даррена Аронофски по одноимённому роману Хьюберта Селби-младшего. Главные роли исполнили Эллен Бёрстин, Джаред Лето, Дженнифер Коннелли и Марлон Уайанс. В 2001 году фильм был номинирован на премии «Оскар» и «Золотой глобус» в категории «Лучшая женская роль» (Эллен Бёрстин). Оператор Мэттью Либатик, монтажёр Джей Рабинович, и композитор Клинт Мэнсэлл создают прекрасное полотно безумия и страдания обычных людей, которые ничего плохого для других в своей жизни не сделали (хоть, и мечтали об этом в своих мыслях). Эти люди самостоятельно решили уйти от реальности, и выбрали самый верный и быстрый путь. Герои - сами "творцы" своего счастья. Аронофски (в 2000 году ещё только начинавший свою славную карьеру) создал фильм о насущном и сегодняшнем, где "погоня за мечтой" (как не скорбно это звучит) - это всего лишь "погоня", и ничего более.
Фильм, в котором показана на конкретных примерах моральная и физическая деградация людей, принимающих наркотики, мог оказаться приторно-морализаторским или отталкивающе-категоричным. Хорошим тоном считается обрисовать с разных сторон проблему «на злобу дня» и оставить широко открытой форточку: выводы, мол, дорогой зритель, делай сам. «Реквием по мечте» не дает альтернатив, вывод один: наркотики заставляют тебя скатиться до животного состояния. Здесь не придется хихикать, как в «Страхе и ненависти в Лас-Вегасе», не придется дивиться бредовым задумкам режиссера, как в «Призраках опиума», здесь надо просто смотреть на быстро сменяющиеся картинки и слушать саундтрек, один из самых сильных за историю кино, на мой взгляд.
http://www.obzorkino.tv/archives/1176
Гарри – наркоман. Он пытается заработать кучу денег, чтобы купить много героина и жить долго и счастливо со своей девушкой Мэрион. Мэрион тоже наркоманка. Она мечтает открыть собственный бутик, но плотно сидит на наркоте, поэтому не брезгует спать с омерзительными мужиками за дозу. Друг Гарри Тайрон тоже наркоман. Он предлагает Гарри несложный путь заработка – покупать нарокотик, потом разбодяживать его, продавать и получать 100% прибыли. Только вот в один момент бизнес перестает клеиться. Мама Гарри – тоже наркоманка. Она, одинокая пожилая женщина, мечтает попасть в телешоу и выглядеть там потрясающе. Чтобы быстро и без сложностей похудеть, доктор прописывает ей разноцветные таблеточки. А в один день на нее начинает нападать холодильник. Угадайте, для кого из этих четверых история закончится хорошо?
«Реквием по мечте» – очень страшный фильм. Он страшный визуально – напряжение постоянно нагнетается клиповостью фильма, ежесекундно сменяющимися кадрами. Непрерывных фрагментов в «Реквиеме» втрое больше, чем в среднестатистическом фильме. За сто минут мы успеваем увидеть жизнь четырех персонажей в течение трех времен года: лето, осень, зима. Летом они воодушевлены каждый своей целью: деньги, любовь, слава. Осенью мы видим их постепенное падение: злость, секс за деньги, скрежет зубов. Зима приносит только потери: потерю свободы, контроля над своей жизнью, потерю мечты. Скрючившиеся в позе эмбриона каждый на своей постели, герои представляют настолько жалостливое зрелище, что на глаза наворачиваются слезы.
Я думаю, любого адекватного человека напугает та одержимость, с которой живут герои. Эта одержимость заставляет их поступиться всеми чувствами, которые есть у них. Сара, которая очень любит сына и сама страшно переживала из-за его зависимости, перестает замечать, что Гарри нет рядом. Теперь настоящего Гарри не существует, есть лишь ее идеальный сын, о котором она мечтает рассказать всей стране с голубого экрана. Сам Гарри видит, что происходит с матерью, однако вместо помощи просто дарит ей телевизор и самоустраняется. В какой-то момент любимая девушка становится для него в первую очередь возможным источником денег. Мэрион злится на Гарри каждый раз, когда он возвращается домой без дозы. Все поступки героев к исходу осени перестают быть сознательными, движет ими лишь одержимость.
Игра актеров в этом фильме пугающе правдоподобна. Существует информация, что до съемок фильма актеры по настоянию режиссера на месяц отказались от сладкого и секса, чтобы вживую ощутить, что такое непреодолимое желание. Гарри – безусловно, одна из самых сильных ролей Джареда Лето, а Эллен Бёрстин, сыгравшая его мать, удостоилась ряда призов за потрясающее исполнение. Безусловно, то, что картина, выпущенная в лимитированный прокат, смогла приобрести такое количество поклонников и пользуется популярностью спустя десять лет после премьеры – показатель ее качества. Будет страшно, противно, и захочется закрыть глаза. Однако, на мой взгляд, это лучший фильм о наркотиках, наркоманах и о том, что способы достижения мечты могут легко извратить и убить ее.
Вердикт: Рекомендую к просмотру всем. Чего фильм не вызовет точно – так это равнодушия.
(c) Обзоркино
Жуткий, шоковый фильм. Мне кажется, его надо показывать в школах детям, чтобы поняли, что наркотики - никакая не романтика и красота, это грязь и ужас, которые отберут у вас всё: радость жизни, любовь, здоровье, самоуважение, а в конце и саму жизнь.
Очень сильное кино и совсем недоброе. Другой уровень подачи темы, в отличие от уже ставших традиционными «На игле», «Страха и ненависти в Лас-Вегасе», «Дневников баскетболиста» или даже «Кислотного дома». Даже «Страх и ненависть...» кажется развеселым и светлым по сравнению с этим. Штамп «мрачный фильм» к нему, правда, тоже неприменим. В том-то и дело, что он -- не мрачный. Его нельзя назвать беспросветным или безнадежным, там вообще-то даже никто не умер, хотя надежды и в самом деле нет. Просто сами эти категории «надежда» или даже «мораль» здесь немного не применимы. Заключения или какого-то рассуждения здесь нет. Фильм вообще действует каким-то другим способом, и аппелирует к твоему чувству прежде, чем к уму. Другими словами, прежде чем ты успеваешь как следует осознать происходящее, ты уже сидишь зареванный в своем кресле.
Все продумано, составлено и смонтировано в стиле клипа. Аронофски работает с одним и тем же оператором и монтажером. Несколько персонажей, каждому уделяется какое-то экранное время, которое постепенно сокращается и сокращается, они сменяют друг друга все чаще и чаще, пока наконец не идет вспышечное чередование кадров. То, что происходит с самими наркоманами: убыстряющееся время, заверченное колесо.
Конец у всех один. Безумная остриженая, подвергнутая многократному электрошоку Сара на больничной койке сворачивается калачиком и представляет телешоу, где она встречает сына, и она в красном платье, и такая красивая, с такой чудесной улыбкой. Гарри, с ампутированной из-за заражения крови рукой, свернувшийся в одинокой палате неизвестно где. Его друг, после 12 часового рабочего дня, спящий в каком-то бараке. Марион, пришедшая с оргии, зажав в кулачке заветный пакетик.
Кино не только о наркотиках. Разумеется. Оно вообще порабощенности людей, о зависимости от секса, телевидения, еды, а главное о порабощенности мыслей представлением о самом себе. То, с каким сладострастием Сара трогала шоколадные конфеты, как ей снились сладкие плюшки, как она мучалась на этих диетах, пытаясь отказаться от всей этой жирной вкусной пищи, мало отличается от ломок ее сына. И намеренно для показа того, как они вмазывались, и как Сара пила таблетки, взят один и тот же монтажный прием: порошок, сворачиваемая трубочка, ложка, огонек зажигалки, поток эритроцитов, расширенный зрачок. Таблетка на ладони, в рот, щелчок крышки, струя пара кофеварки. Ее движения так же быстры и суетливы, как движения «убыстренного» Гарри, или Марион, составляющей эскизы коллекции платьев. Одиночество. Страшная рутинность. Когда сын уличает мать в том, что она подсела, она рассказывает ему о своей мечте попасть на телешоу, о том, что так она старая, толстеющая, одинокая, ее жизнь пуста, а этак ей есть, зачем просыпаться утром, ее все стали любить, и «когда я вижу солнце, я улыбаюсь». И ты думаешь: какого черта?! Разве Марион, такой талантливой, это было нужно? Разве Гарри, такому ясноглазому, была лишней его рука? Разве они не могли иначе, разве им ничего не оставалось кроме как спустить жизнь в унитаз?
Мечты. Сара хотела попасть в телешоу. Гарри хотел, чтобы Марион открыла бутик. Тайрон хотел подкопить денег и зажить мирно со своей красоткой. Ты смотришь на это и понимаешь, что все это ничтожно. Беда не в том, что они подсели. Беда началась гораздо раньше. Конечно, страшно, что их зрачки стали узкими и стеклянными, а личность превратилась в тень, замененную серой тварью, которой ничего не нужно, которая ничего не хочет. Но еще страшнее то, что их мечты глупы, как ночной горшок. Сначала ты спрашиваешь, зачем они потеряли то хорошее, что было в их жизнях? А потом понимаешь, что оно не стоило того, чтобы его хранить. Не только Сара на стимуляторах не лучше своего сына, но и ее не торчащие, респектабельные, загорающие в шезлонгах возле дома и обсуждающие прохожих соседки ничуть не лучше ее. Вот тут и разница с прочими фильмами на ту же тему. Они останавливались на показе наркозависимости как болезни или трагедии. Здесь без малейшего воспевания наркоманского кайфа продемонстрировано, что между наркоманом и ненаркоманом нет принципиальной разницы. Никто не ушел от зависимости. Сколько раз ты бросала курить, Ася?
Мы все мечтаем: кто строит глобальные планы, кто просто фантазирует, кто только раздает ежедневные обещания, и каждый идет к своей цели разными путями. Наши желания создают нам почву для продвижения, смысл идти дальше, расти, действовать.
Сара Голдфарб (Эллен Берстен) мечтает принять участие в ее любимой телепередаче и облачиться в то узкое красное платье, в котором она была много лет назад на выпускном у своего сына. Для этого она принимает решение пить таблетки для похудания, прописанные врачом: раз, два, три, фиолетовая — утром, красная — в обед, оранжевая — вечером.
Сын Сары Гарри (Джаред Лето) мечтает помочь своей подруге Мэрион (Дженнифер Коннелли) стать известным дизайнером одежды и открыть свой магазин. Он будет перепродавать героин, чтобы найти необходимую сумму денег.
Мэрион мечтает всю жизнь быть рядом с Гарри, ведь он же «единственный, кого она слышит». Она будет с ним, после того, как ей придется провести ночь со своим психиатором, чтобы достать деньги для любимого. А переживать о случившимся ей не даст героин.
А лучший друг Гарии Тайрон (Марлон Уэйанс) мечтает жить в мире и гармонии. Он ее получает… после каждой дозы героина. Ведь он таким образом вспоминает себя маленьким мальчишкой и сидит у мамы на коленках, ему тепло, безопасно, спокойно и хорошо.
Увы, постепенно мечты стираются, уходят на задний план, появляется зависимость в дозе. Каждый день героям становится тяжело и всё сложнее вернуться назад. Эйфория заканчивается: цветущее лето, полное надежд, сменяется увядающей осенью, когда появляются первые проблемы, и заканчивается зимним снегом, как символом крушения этой хрупкой конструкции из вполне земных желаний.
Дарен Араноффски — уникальный человек и, бесспорно, наиталантливейший режиссер. Клинт Мэнселл создал бесподобные саундтреки, от которых берет вдрожь. Это единственный фильм, который заставил меня задуматься настолько сильно о своей жизни, своих мечтах, это единственный фильм, который взорвал мои мысли и лишил голоса. Ну невозможно что-либо произнести на протяжении 12 часов и остановить поток слез… Только этот фильм… «Реквием по мечте» оставил глубокий след в моей душе. Ты сидишь, обняв колени руками и положив на них голову, дрожишь, думаешь, смотришь в одну точку, а слезы текут…
Фильм про наркоманов. В погоне за мечтой, люди порой выбирают не тот путь, и данное произведение нам показывает, к чему может привести злоупотребление "веществами", как зависимость ломает жизни людей, и что выхода из этой пропасти нет.
Это фильм о молодой паре, над которой сияет звёздное небо. Там есть линия и мамы парня. Она смотрит какое-то шоу, принимает таблетки (экстази), чтобы похудеть. Сын таскает у неё всё время телевизор для продажи на рынок, чтобы хоть чуть-чуть достать денег. Она перекупает его. Опять подсаживается на любимое шоу.
Молодая пара не может наглядеться друг на друга. Этот фильм очень популярен среди молодёжи, именно благодаря изворотливым отношениям любовной истории. Не буду писать каких, сами посмотрите. Джаред Лето (любовник Вайноны Райдер из "Прерванной жизни") любит Дженнифер Коннелли. Они помоему так и поженились, эти актёры.
Тяжесть этого фильма грузом тревоги и боли безысходности тащит вниз. Разложение ментальное и физическое одновременно с героями фильма, кажется, происходят и в тебе. Мерзость, отвратность и горечь во рту. Наркотики - путь в никуда. Они превращают любовь, дружбу, привязанность лишь в средство. Мечтам здесь не место. Необратимый апокалипсис личности. Очень сильная музыкальная тема - шедевр.
Не понял, почему реквием по мечте..это скорее реквием по жизни без толку загубленной наркотиками...фильм не оставил равнодушной...но и плакать не заставил...и драммы я там не увидел...хотя по отзывам над этим фильмом надо было плакать...-
Фильму более 10 лет, а я его посмотрел только сейчас, и он произвел на меня сильное впечатление. Фильм не о наркомании или мечте как таковой, а о зависимости и одержимости, от чего бы то ни было, которые одевают на любого человека шоры, в результате чего путь и конец жизненного пути предопределен. Фильм шикарен, саундрек великолепен. Предполагается что его нужно смотреть каждому и с регулярностью по необходимости - чтобы вовремя вспоминать, что путь наименьшего сопротивления к своей цели всегда прекрасен из далека, а вот как на него встанешь, начинаешь биться в агонии, ну или что-то вроде того, кому как удобнее.