Cтоль легкомысленного опыта обращения французов с собственной историей, как "Распутник", не появлялось, пожалуй, со времен "Черного тюльпана" (1964). Страна, где когда-то фельетонист Дюма завел обычай делать подлинных королей и кардиналов персонажами бульварного чтива, уже лет 35 как (со времен первых седин Жана Марэ) остепенилась и позабывала своих мушкетеров. Историко-авантюрные фильмы 90-х, вроде "Дочери Д`Артаньяна" или "Гусара на крыше", были больше высоколобой данью культурной традиции, чем чистым развлечением в духе Дюма. И духа, казалось, не стало. Но прощаясь с XX веком, Франция прощается и с постмодернистской скукой его последних десятилетий. "Распутник", киноверсия нескольких дней из жизни просветителя-энциклопедиста Дени Дидро (1713-1784), - это полное художественное распутство, то есть свобода от пут. Это - возрождение французского кино, бездумное, а значит, живое и живительное возвращение к его былым авантюрам. А достижения сексуальной революции, снявшие большинство табу в кино, позволили соединить безалаберность Дюма со сластолюбием Боккаччо. Действие комедии происходит в те дни, когда атеистическая "Энциклопедия" Дидро уже запрещена церковью, и последний тираж, предназначенный для отправки в Голландию, печатается в подпольной типографии, в подвале частной часовни при замке барона д`Ольбаха. Кардинал Франции, воспользовавшись своей родственной связью с бароном, под предлогом частного визита проникает в замок, чтобы найти и арестовать типографию. Цель хозяев и их высокородных гостей - в течение целых трех дней не дать главе церкви совершить молитву в часовне. Что вовсе непросто, учитывая характер собрания - жизнелюбивых педерастов, лесбиянок и просто распутников, не способных и шага ступить без бокала отменного вина или порции на удивление уродившихся в том году галлюциногенных грибов. Живописная компания собралась не только на экране. На съемочной площадке тоже хватало персонажей, ведущих праздную жизнь с артистическим вкусом. В "Распутнике" сыграла жена философа Бернара Анри-Леви, известная своими чувственными губами. Сыграл Арно Лемэр, герой последней рекламной кампании Levi`s, ценимый в модельном бизнесе за настороженно-похотливое выражение глаз. Позабытый на излете 80-х Бой Джордж возник в качестве автора и исполнителя закадровой песни, которую невозможно забыть еще дня три после того, как финальные титры закончатся. Галантные празднества двух эпох соединились в кинохеппенинг столь приятный, что мысли об исторической достоверности фильма посещают в последнюю очередь. Но ведь не верили же вы, в самом деле, господину Дюма, когда тот утверждал, что судьба Европы висела на нитке бижутерии.
Жозиан Баласко превосходна. Как и её героиня, поедающая грибочки. Милый фильм. На один раз. Такими, наверное, и должны быть комедии. Такими, наверное, и бывают добротные французские комедии.
Ардан безупречна как всегда.