Испания, конец XVIII века, империя накануне наполеоновского вторжения. Инквизиторы с интересом рассматривают гравюры Франсиско Гойи (Скарсгорд), простодушного и добродушного конформиста, который на правах придворного живописца позволяет себе религиозные вольности. Отец Лоренцо (Бардем) призывает покончить с оттепелью и возобновить искоренение еретиков в средневековых объемах — сам тем временем позирует Гойе для парадного портрета. Другая модель художника, девица Инес (Портман), как раз и попадает под новую метлу — инквизиция бросает ее в застенки, поскольку она в трактире отказалась от свинины и, стало быть, тайком практикует иудаизм. Лоренцо берется за определенную мзду помочь несчастной — но при встрече от избытка чувств ее насилует.
Редко снимающий Форман (это седьмой его фильм за последние тридцать лет) написал сценарий «Призраков» вместе со своим ровесником Жан-Клодом Каррьером, чья фильмография, наоборот, давно перевалила за сотню наименований. И, в общем-то, все немногое хорошее, что можно про этот фильм сказать, прозвучит унизительно как для режиссера «Полета над гнездом кукушки», так и для сценариста «Дневной красавицы». Острые диалоги? Уверенная режиссура? Милош Форман умело работает с актерами? Смешно. Как и другие звезды восточноевропейских «новых волн» — Вайда, Кавалерович, Менцель, — Форман со временем стал тяготеть к академизму несколько даже телевизионного толка. «Призраки Гойи» при всей визуальной выразительности (с понятно чьим влиянием; Веласкеса на этой неделе дают в «Капитане Алатристе») не превращаются в дорогое историческое «мыло» разве что благодаря выразительной игре Хавьера Бардема. Тот по сюжетным перипетиям изображает почти что двух разных людей — и его инквизиторское бормотание в начале, пожалуй, даже перевешивает революционную экспрессию в конце. А вот Портман и вправду играет двоих — героиню и ее дочь, и на этом построен целый аттракцион. Кому Портман голышом на дыбе? А кому Портман, целующую ногу карлику? А кому ее же, но седую, безумную и беззубую? На словах, впрочем, не объяснить, почему мхатовская самоотдача талантливой барышни выглядит настолько мимо кассы, в пользу бедных, противно, в конце концов. Сам Гойя, как ни странно, присутствует на периферии истории — скорее наблюдатель, нежели участник, что, наверное, правильно для художника, но удивительно для киногероя. В «Призраках» при желании можно разглядеть некую метафору: деятельность инквизиции и политический фон уж больно напоминают о новейшей истории той же Чехословакии — но тяжеловесной метафорой жечь сердца еще сложнее, чем обычным глаголом.
ВЕЛИКОЛЕПНО! Один из моих любимых фильмов. Я впервые его посмотрел поздно ночью, в квартире, когда дома никого не было, на одном из каналов. Было темно и тихо, и это еще более придавало фильму атмосферу. Сказать, что берет за душу, ничего не сказать. Незнаю, как вам но на меня произвело очень сильное впечатление. Обычно, когда смотришь фильм, в нем выделяется игра какого-то одного актера, а тут все разом показали НЕЧТО. До этого, я как-то не обращал внимание на актера по фамилии Бардем, но тут он показал собственное "Я", нашел свою роль. Старый мастер Форман, нашел под каждого героя своего актера, и сумел из этого состряпать очень эмоциональную драму об конкретном историческом времени. Показал все зло и добро. Это картина не столько о самом художнике Гойе, сколько о нравах и поступках людей. Смотришь фильм - как будто читаешь книгу, настолько все что называется по сценарию. Я не буду пересказывать о чем фильм, посмотрите сами и поймете.
Красота спасет мир.
Идиот.
Неужели Форман еще не наговорился об этом? О зле из учебников истории: при любом раскладе несправедливой власти, революциях, неправой политике, религии без Бога и о прочих удушающих формах несвободы…Насколько вообще это актуально? Свобода (как художественная тема и как философский феномен) сегодня все чаще осмысляется с помощью будущего или настоящего — не прошлого. Думаю, ее определения, вырванные (с кровью или без) из французской или, предположим, русской революции, постепенно изживают себя.
Однако исторический пласт фильма Милоша Формана явно претендует если не на откровение, то на глобальность обобщения точно. Вот только он прошел как-то мимо меня… Более того – увел (или заставил бежать?) совсем в другую сторону. Что там у нас антоним истории? Непреходящее? Вечность?...
Я смотрела «Призраки…» с грустным и забавным стишком Вертинского в голове. Стишком, в котором некая женщина с серыми глазами сравнивается с полотнами Гойи.
Так естественно, просто и ласково
Вы, какую-то месть затая,
Мою душу опутали сказкою,
Сумасшедшею сказкой Гойя...
Под напев Ваших слов летаргических
Умереть так легко и тепло.
В этой сказке смешной и трагической
И конец, и начало светло...
Конечно, де Гойя не сказочник. Я понимаю.
Пусть он даже трижды сумасшедший, смешной и трагический… но он ничего не выдумывал. Ни историю. Ни инквизицию. Ни кровь. Ни агонию романтизма. Ни время, сорвавшееся на крик. Ни собственную глухоту. Ни молчание правды…
Вот только красоту, похоже, выдумал (как сказочник сказку). Красоту лишнюю, чужую в эпохе, которая так хотела заменить ее справедливостью, точнее сначала Божьи судом, а потом судом (куда более кровавым и человеческим) свободы, равенства, братства…
Эта красота стала призраком не истории, не времени, нет! Таланта. Невидимым для других, но воскрешаемым вновь и вновь одержимостью преданного ей человека; ставшим его бескровной революцией, его отчаянным бунтом, его риском, его принципом – заданием совести.
Конечно, я понимаю, Гойя прекраснодушным не был. Он умел и видеть, и изображать уродства и зло (почти как Босх – неслучайно в своей картине Форман явил босховский сАд в полную величину!). Умел рисовать его правдиво, страшно точно, словно снимая слепок с лица трупа. Он умел запечатлевать правду, какой бы некрасивой и злой она ни была (помните лицо королевы, в жизни лгущее о себе, а на полотне «вскрытое» до последней уродливо-надменной морщины? Помните игру короля на скрипке? Гойя солгал, что она прекрасна. Солгал в жизни – на полотне бы не смог, и нарисовал бы его так же, как королеву!).
Рисуя, Гойя отрицал ложь и зло, убивал их во имя красоты. Тем оружием, которое у него было – кистью. Всего лишь.
И, смею думать, добротой. А она всегда не столько ПРОТИВ зла, сколько ЗА красоту. Таким был и формановский Моцарт. Таков любой добрый гений, наверное (добрый – во-первых, гений – во-вторых).
Когда я думал, что умираю, передо мной стояло ее лицо. А я ничем ей не помог. Больше я не предам ее.
Де Гойя говорит это не только об Инесс – о красоте. «Я не предам» — значит везде и во всем буду ее видеть. Даже в изуродованном инквизицией сумасшедшем лице Инесс, даже в хамоватом личике ее дочери-проститутки Алисии, даже в повозке с трупом своего друга-врага – охотника за вожделенной властью, проигравшего в споре за нее и эпохе, и вечности. И… художнику, который власти боялся, не понимал и не хотел, но получил сполна.
И власть эта – сила его вечных полотен, на которых всегда три союзника вечности: рождение, смерть, красота. И их странная оппозиция – время.
Прекрасна финальная сцена фильма, которая, на мой взгляд, подтверждает это.
Невинно изуродованная красавица (красота вечная) идет за повозкой с трупом растлившего ее монаха-инквизитора (впоследствии революционера-бунтовщика против монархии), назовем его человек-время, и целует его (времени) руку. При этом держит на руках ребенка – новую жизнь.
Звучит наивная детская песенка, ее поют любопытные мальчики и, пританцовывая, бегут за повозкой.
Завершает эту странную процессию – Художник, созерцатель, отринувший звуки, наивный и любознательный, как дети. Он всегда будет идти так. Идти и идти. Узнавая, наблюдая Вечность / Время, Рождение / Смерть и, конечно же, Красоту. Останавливая, задерживая их кистью. И, возможно, даже спасая.
Если красоту вообще можно спасти…
P.S. Кстати, а вы не замечаете, как она сейчас умирает? Без всякой там инквизиции. Она брошена, как героиня Н. Портман в узкую темницу, в чудеса фотошопа, в уравниловку моды, в поточность «Индустрии Красоты»…
…Вы не знаете какого-нибудь сумасшедшего Гойю, который мог бы ее спасти?
Вы знаете,я конечно знал ,что в Испании была инквизиция (на большой ноге, но не думал,что это так реально страшно),что тебя могли бы замучить за то,что не ел свинины, или помыл руки перед обедом. Конечно очень жесткое время было, конечно если это продолжалось по сей день,население мира не было таких огромных размеров.Вообщем очень хорошая картинка, очень хороший сюжет (т.к все время держит в напряжении.) Фильм не затянут.Не плохая работа актеров. Может быть нехватало музыкальных эффектов? А так очень приятный фильм,но не для семейного просмотра! Хорошего вам просмотра!
Настоящая художественная находка. Мир Испании глазами художника, творителя истории. Время, когда священнослужитель имел достаточно много власти. Время инквизиций и войны. Время ошибок и расставаний. Но... Время все расставляет по местам.
Наконец переварила "Призрака Гойи", теперь могу написать об этом фильме. Сразу скажу: не понравилось.
Не то чтобы не впечатлило, а именно не в моем вкусе. Одни страдания, пытки, казни, убийства. Страшная Натали Портман - это раз, клыкастая Натали Портман - это два! Спрашивается, зачем актрисе клыки нарастили? Не про Дракулу же фильм! И никакого Хэппи Энда!
Самого Гойю Милош Форман мило забыл задействовать, художник в фильме больше для фона, на котором разворачиваются события, а про него самого две капли сказано. Куда лучше фигура этого художника отражена в картине "Volaverunt"( "Онаженная Маха") - тут тебе и интриги, и любовь, и сам Гойя не мимо проходил!
Кстати, в конце фильма вставили милую песенку:
El pele esta malo...
Pele, pelele ...
Льётся эта песенка издетских уст, а рядом едет повозка с мертвым телом главного героя.
Франсиско де Гойа (наивный и даже глуповатый пухлячок) пишет портрет инкизитора, а ещё прекрасной бырышни (портман). вскоре по инициативе первого её поместят в тюрьму, где тот будет регулярно насиловать девушку. а потом в сюжет вмешаются силы истории...
фильм конечно душераздирающий, однако без посыла. а форман в сознании зрителей больше, чем просто режиссер, от него ждёшь именного последнего. но получаешьтолько короля испании, похожего на юмориста гальцева, единственный диалог которого прерывает гонец с сообщением о французской революции. этот приём с известием в судьбоносный для героев момент используется в картине неоднократно. когда начинаешь этому удивляться, на экран выползают титры. фильм о жестокости человека? ну таких много. о роли человека в истории? она здесь сведена к нулю. о мере ответственности? у гойи её маловато. о судьбе? фиг знает. остаётся послушно идти, понурив голову, подобно живописцу в финальной сцене за повозкой, на которой критики увезут тело великого режиссера
ну что же... Бордем как всегда бесподобен и сатанински подходит именно для этой роли.
притянутость истории, развивающейся на глазах Гойи, как будто рассказывает содержание каждой его картины или гравюры. не скажу, что фильм понравился и стоит его когда-нибудь пересматривать. Портман хороша. про Бардема уже сказала)))
так или иначе фильм заставил меня вспомнить, как я читала когда-то "Молот ведьм" извращенных ублюдков Якова Шпренгера и Генриха Крамера, надроченный ими в 16 веке. в этой книге они просто собрали различные практики инквизиторов, систематизировали догматы и писания отцов церкви, связанные с ведьмами... и вообще напихали всю бого- и человекомерзкую дрянь. книга тогда снискала бешенный интерес....
вообще весь этот феномен разбушевавшихся мужиков-психопатов поражает масштабами и последствиями!!! истребление красивых женщин потрясающим образом отразилось на европейском генофонде….
страшные образы, рожденные маниакальными первертами- католическими священниками... кто-то читает эту книгу, будучи увлеченными историями про ведьм, инквизицию и проникается трепетом, пополняет свои знания в средневековой демонологии.
я вот читала и ох...ла над тем, с каким тщанием, детальным рвением измысливал больной мозг извращенца в рясе сначала картины дичайших сексуальных оргий всех мастей во время шабашей, затем с тем же упорством это мужское создание, поглощенное собственной болезненной извращенностью, начинает придумывать классификации ведьм, причины суккубата и инкубата, а затем подходит и к пыткам.
многое уже не помню, но вот в начале книги были совершенно потрясающие пассажи о том, что если женщина сношалась с лягушкой (х...й знает как можно себе было такое представить?? через какие места было это сношение?), то она - ведьма со всеми вытекающими для неё последствиями. если же мужчина уличен в траханье козы (кошки, курицы... не помню уже кого точно), - то тут же находились миллионы оправданий.
как когда-то говорил наш преподаватель по теологии (или по средневековой истории... опять же туго припоминаю), в те времена не было ещё домов для душевно больных. куда шли все эти ублюдки?? правильно... в церковь, становились священниками, обкладывали себя всякими целибатами, под прессам которых не просто предавались разврату, но прорывали все, что есть мерзкое в человеке, придумывая способы истязания женщин, сладострастно и вожделенно наблюдая за этим, неистово надрачивая под рясой. волну страха перед "ведьмами" крайне выгодно и удобно было использовать для объяснения любой эпидемии, засухи и прочего говна.
в общем -то, лента Формана пропитана именно этой атмосферой извращенности.. при этом история происходит не в самый разгар инквизиции, а уже перед самым приходом наполеона в Испанию.
не так чтобы гениальный фильм, но яркий в образах.
мне знаете ли ко всему прочему понравилось еще качество озвучки: голоса у инквизиторов мягкие, бархатные, липкие такие, словно полусонные. а ум - вернее хитрость - как у самых просвященных государственных деятелей того времени. они были тогда - правящей элитой. слуги господа. на страже государства.
Прикрываясь именем и персонажем Гойи, режиссер и продюсер с удовольствием погружают зрителя в столь любимые Голливудом темы: насилие, жестокость, проституция, секс. А мы-то думали, что будет о высоком...
Испания времен инквизиции. Одолеваемая страстями, мятежная, суровая страна.
То было время, когда каждый человек, обронивший случайное, неугодное церкви слово, мог уже никогда не увидеть белого света, будучи заточенный в темнице, признавшийся под пытками в том, чего никогда не совершал. Время, когда одна власть сменяла другую также стремительно, как день сменяет ночь.
Еще сегодня церковь решала, кому жить, а кому - умереть, а сегодня ворвались французы с их вечным непокорным свободным духом, провозгласили нового короля и приговорили к казни священнослужителей. А завтра пришли англичане и вернули мрачных инквизиторов к власти.
В это время жил и творил великий живописец Гойя. Удивительно и символично показана в фильме его жизнь. Он как будто со стороны наблюдает за тем, что творится в его стране. При любой власти он пишет картины, запечатлевая образы настоящего на своих холстах и гравюрах. Не приукрашивая, не скрывая ни любви, ни наготы, ни грязи, ни боли.
Судьба художника в фильме отражается главной, но спокойной линией. Он не влияет на ход вещей - он лишь замечает все, чувствует, дышит этим. Гойя - своеобразный дух Испании времен инквизиции. Везде продаются его гравюры, он сам является придворным живописцем и несмотря на неприкрытую откровенность своих картин, он пользуется уважением, любовью и доверием короля, его приближенных и что самое главное - церкви.
В жизни Гойи большое значение имела девушка, чей портрет он нарисовал однажды. Инес, дочь хорошего знакомого художника, - невинное дитя. Нежная, добрая, беззащитная и прекрасная, эта девушка однажды совершает мелкую оплошность, которая решает ее судьбу. Оставшись одна, несчастная и измученная, на протяжении многих лет она существует и не жива, и не мертва. Но Гойя не забывает ее... для художника Инес - его картина, его творение. Лицо девушки приходит к нему во сне и не дает покоя. Уже никогда он не сможет вычеркнуть из памяти это прекрасное видение, чей портрет он однажды нарисовал.
Это фильм о любви и страданиях, о предательстве и доверии, о вере и падении всех идеалов.
Замечательная игра актеров создает поистине неоднозначные образы. Натали Портман предстала разноплановой, яркой характерной актрисой. Отношение к Хавьеру Бардему, сыгравшему падре Лоренцо, меняется на протяжении всего фильма. Циничный, грубый, порой слабый, но и мужественный, этот актер создает неповторимый, волнующий образ человека, которого нельзя назвать отрицательным персонажем. И в конце фильма мне становится искренне жаль его, потерянного и одинокого.
По праву произведение Милоша Формана "Призраки Гойи" в одночасье стало одним из самых ярких, красивых, сильных и неоднозначных фильмов, которые я когда-либо видела. Словно картина, написанная широкими, смелыми мазками, эта история приковывает к себе взор, заставляя без устали смотреть, впитывая каждое мгновение, восхищая, удивляя...
Сходили с подругой на "Призраки Гойи". Посмотрели. Впечатлились. Вышли на "ватных ногах". Снято в высшей степени убедительно, актёры играют потрясающе! Только персонаж Гойи немного разочаровал: "тихоня" у Формана получился. Тихо сидит дома, иногда принимает гостей, льстит королю, отвратительно играющему на скрипке...Не таким я ожидала увидеть художника. Всё-таки артист, "богема", не от мира сего должен быть...Где огонь в глазах, где эмоции? Где протест? Он плывёт по течению и только набрасывает в блокноте силуэты людей, похожих на призраки. К концу фильма, правда, "реабилитируется": развернул активность по спасению героини...Сама же история, описанная в фильме, не про него, а гораздо масштабнее: переплетение людских судеб в Испании начала XIX века. Последние дни беспощадной Инквизиции, нравы "слуг Господних" во всей "красе", вторжение Наполеона и англичан...В этом фильме История нескольких стран смешалась с историей жизни девушки (весьма достойная актёрская работа Натали Портман) и художника, чтобы обнажить страшную правду человеческой жизни вообще. Какие бывают на свете люди, на что они способны и как легко идут на предательство. Один из лучших фильмов, что я видела за последние 2-3 месяца.Тяжело, зато правдиво.
А мы уже начали думать, что так снимать разучились.
И уже наготове "рыба" рецензии про старых восточно-европейских режиссеров, которую нам все-таки подали, нес мотря на всем очевидный класс великого мастера.
Такой класс - как глоток свежего воздуха. И хочется дышать, дышать, дышать, забыв про грустный конец.
Много читала про великого испанского живописца Франсиско Гойю. Достаточно много знаю о его жизни - личной, политической, семейной, творческой. Шла на фильм с предвкушением удовольствия узнавания знаемого и нового. До середины смотрела на серьёзе - пытки и страдания юной девочки - Портман - не могут оставить равнодущными. Но потом..... где-то на середине фильма стало скушно. Это же несерьёзно!!! Так много событий напихать в один единственный фильм. И ГДЕ ГОЙЯ-ТО!!! Это же сериал можно снять! Она молода.. её пытают... домогается монах.. её семья домогается монаха... она рожает.. выпускают на волю... война с французами... она приходит к Гойе ( УРА!!! ГОЙЯ СНОВА ПОКАЗАЛСЯ НА ЭКРАНЕ!! - ЖАЛЬ - НЕ НАДОЛГО)... домогающийся монах становится французским чиновником... забирает Портман в психушку... находится её дочь... она проститутка... война с англичанами... проститутку арестовывают... дорога в Америку... спасение...снова война с англичанами... портман находит ребёнка... счастье... проститутка находит защитника... бывший монах осужден инквизицией... казнь... его дочь наблюдает за казнью с улыбкой.......
Знаете, я была рада, что фильм наконец закончился. про Гойю ничего нового не узнала. Даже приходилось друзьям немного объяснять - кто такой вообще...
Если Форман так хотел снять фильм об Испании тех лет - необязательбно было использовать для этого имя Гойи.
Обидно за Гойю, короче.
..скажу, что фильм отменный. Забудется не сразу.. Рекомендуеться для обязательного просмотра (и домашней коллекции).
Впечатлена была в том смысле, что история несчастной мучимой девушки и меня мучала всю ночь. Но в целом фильм весьма слабоват. Показать пытки и нечто, выходящее на свет Божий после N лет в застенках - немудрено. Некоторую неразбериху и большое количество событий могу объяснить только тем, что это все-таки как-никак _призраки_ Гойи, к тому же аж за 15 лет истории... Но вот история показано ужасно. Не понять, кто Наполеон, кто его брат, кто Веллингтон, кто король, а этих лиц там очень много и они мелькают, мелькают...
И еще 2 момента:
1) Совершенно не согласна с тем, как один из авторов сравнил фильм с "Парфюмером" - считаю, Парфюмер фильм совершенно другого уровня, "Призракам" до него как до луны - во всех смыслах.
2) Не могу понять, зачем некоторые рассказывают ВЕСЬ фильм в своих рецензиях... Кто хочет знать все события, тот наверное посмотрит сам... И те, кто не смотрели, могут расстроится. Они же пришли мнение прочитать, а не получить пакет "весь фильм+концовка"
После просмотра долго приходила в себя, даже говорить не могла. По-моему, это просто ГЕНИАЛЬНО. Настолько виртуозно снять может, пожалуй, лишь Форман. Жалко, что рецензия сайта не соответствует моим ощущениям от этого фильма.
Эта трагическая история настолько впечатывается в сознание, замечательно и точно сыгранные роли потрясают. Только, пожалуй с гримом постаревшей Портман несколько переборщили.
После фильма странное ощущение - и тяжелое и светлое. Тяжелое - от драматичности истории, пронзительности несчастья героев. А светлое - от того, насколько мастерски сделан фильм.
До сих пор ощущаю легкую тошноту. Можно долго обсуждать, уместно ли в данном ужастике поминать всуе бедного художника (как будто ему собственных проблем с инквизицией мало было).
Я в принципе не понимаю, для чего этот фильм был снят, да еще с такими садистскими подробностями. Еще раз напомнить всем, что война это плохо, что свободу и веру в Бога нельзя насаждать через кровь и насилие, а самый гнусный предатель может оказаться не полностью гнусным, а всех под конец удивить?
Я со всем этим согласна и так, за что меня 2 часа мучили почти физически?
А последняя сцена, где героиня Портман, вся в струпьях, идет, прижимая к себе чужого ребенка, и с любовью держит за руку труп своего мучителя? За что он так с нами, товарищи?! Я и так к концу фильма была в нокауте, а он развернулся и ногой по лицу...
Честное слово, первый раз пишу рецензию на фильм, и то чисто в терапевтических целях (может, полегчает, а то боюсь не заснуть). Люди! Если не хотите ипортить себе настроение и самочувствие, не смотрите эту гадость! Никакие прошлые заслуги Формана и никакая игра актеров не компенсируют того, что я сейчас ощущаю.
Хотелось бы обратить внимание тех, кто ожидал, но не увидел того чего хотел : фильм не о Гойе.Поэтому высказывания о том, как разочаровал фильм, т.к. про художника-то особо и нет ничего, не по существу.
Фильм «Призраки Гойи» не является биографией великого художника, Гойю даже нельзя назвать центральным персонажем. В своей картине Милош Форман, обладатель двух Оскаров и создатель таких киношедевров, как «Амадеус» и «Пролетая над гнездом кукушки», погружает зрителя в атмосферу времени, в котором жил художник. «Самое важное — это история, а не конкретная биография», — говорит режиссер. Большой плюс картины в том, что Форман уделил должное внимание творчеству Гойи. Лента насыщена работами великого живописца, и не только их конечным результатом, но и процессом создания шедевров..."
На мой взгляд, фильм отличный. Беда его в том, что он "не для всех" - для людей, которые пришли вечером похрустеть попкорном и попялиться в экран, такой фильм удовлетворения не принесет. Все равно что в тренажерном зале Бетховена включать. Не говоря уже о том, что многим и до Гойи, и до Испании, и до Формана с его интеллектуализмом - как до фонаря. Удивительно вообще, что фильм пустили в прокат: по сравнению с Человеком-пауком проект явно менее перспективный. Что касается фильма, то он великолепен - другого Форман и не снимает. Конечно, он небесспорен и явно уступает тому же "Амадею", но с тем вообще ничто не сравнится. Короче, маэстро снял очередное великолепие, явно не претендуя, что фильм станет его лучшим в жизни. А вот если сравнивать его с другой "продукцией", захламившей не только экраны, но и мозги, разницу чувствуешь с первых минут.
Очень обидно читать такое количество отрицательных мнений.
Фильм не про художника? А разве он называется Франциско Гойя?! Для великого режиссера важен не только каждый кадр, но и каждое слово. "Призраки...". Художник- своеобразный портал, "связующий" всех героев и событий. Почему именно имя Гойи? Потому что от тех людей кроме пепла костра инквизиции ничего не осталось, а его гениальные работы через века рассказывают нам о целой эпохе.
Почему Гойя в фильме такой кроткий, мягкий, соглашающийся? Он ПРИДВОРНЫЙ художник. Попробуйте выжить в такой обстановке, плюя всем в лицо и крича: "Я- гений".
Может Вам не понравилось, потому что нет героев? Вы в жизни больше видите героев или людей, думающих прежде всего о себе и своей семье? Фильм НЕ голивудскмий. Он НЕ однозначный. Он НЕ делит всех персонажей и события истории на ЧЕРНЫХ, ЗЛЫХ, ТУПЫХ и БЕЛЫХ, ДОБРЫХ, ПУШИСТЫХ.
Очень цинично говорить, что все это старо, про жестокость уже видели и вообще, где СМЫСЛ?
Не нужно забывать, что фильм очень религиозный, и вовсе не потому, что изображена инквизиция, а потому что прикрываясь именем Бога люди десятки сотен лет убивают, насилуют, калечат Бога в себе.
Я не могу выразить свои восхищения. Фильм снят превосходно. Когда я смотрел этот фильм то я восхисщался тем насколько реалестично сыграли ак тёры, насколько красочный сюжет. Вобщем Милош Форман ГЕНИЙ и все остальные актеры тоже.
Совершенно замечательный фильм, давно не попадалось ничего подобного.
Тем, кто искал и не нашёл биографических или исторических фактов, скажу:
Да, фильм не о художнике. И фильм не исторический. Это драма.
Перемены в судьбах героев проходят на фоне исторических событий. Исторические события происходят на фоне Гойи. Гойя же в свою очередь представляет собой, как мне показалось, некий символ тех времени и места. Эта его инертность, диктуемая, видимо, тем же страхом потерять положение в обществе (не смотря на тайное издение гравюр) - общая для всех (почти для всех) и вполне "в духе времени".
Не назвала "гениальным" только потому, что некоторые моменты всё же показались несколько скомканными.
Один из немногих исторических фильмов, которые действительно заставляют задуматься. Режиссёр предлагает свой взгляд на роль художника в истории - роль стороннего наблюдателя, а не героя, пытающегося изменить "такой несправедливый мир". Геройствуя, ничего не изменишь и себя загубишь. Но есть шанс, что картины (того же Гойи), с такой невиданной точностью передающие события своего времени, останутся жить вечно, изменяя людей следующих поколений. В то время как учебники по истории переписываются каждые 10 лет, искусство остаётся неизменным.
Лоренцо - наиболее интересный персонаж фильма. Он настолько плох, что не выдерживает даже самого мягкого суда. Тем не менее этот человек всегда у власти, и он получил по заслугам, почти что случайно попавшись англичанам. А если бы он тогда смог убежать? Зло, постоянно меняя маски и прикрываясь благими намерениями, продолжает править миром, хочется нам этого или нет.
И лишь искусство, запечатлевающее правду, считает Форман, может помочь вовремя его распознать.
Очень понравился фильм.Отличный подбор актеров, сюжет, музыка.Фильм заставляет вспомнить, про ужасы инквизиции, о кот. мы читали в книгах, видели в фильмах. Бле стящая игра Натали Портман! Приятно,что справедливость все-таки восторжествовала в конце картины, фильм о дружеских отношениях, о преданности и предательстве.