Новая Англия, колледж Кэмден, вечеринка «Конец света». Лорен (Соссамон), объевшись экстази, слушает какого-то патлатого подонка с кинофакультета, болтающего насчет фильма Роджера Эвери «Убить Зои», и краем глаза отслеживает траекторию лучезарного миллионера Виктора (Пардю), который в прошлом семестре подавал ей авансы, но напрочь позабыл за каникулы в Европе. Шон (Ван Дер Бик) пьян в дрова и разгуливает с бутылкой бурбона в поисках Лорен. С ее подружкой он только что переспал, хотя всю последнюю неделю хотел переспать именно с Лорен. Пол (Сомерхолдер) в ясном состоянии. Он немного покурил с похмелья и клеит кучерявого футболиста, потому что, сдается, Шон, которого хочет Пол, на самом деле не хочет Шона. Тем временем снег, как и положено на Рождество, начинает падать на землю.
Фильм Роджера Эвери, сценариста и малокровного выкормыша Тарантино, снят по непереведенному на русский язык роману Брета Истона Эллиса («Меньше чем ноль», «Американский психопат»). Персонажи эллисовских хроник — подростки 80-х с накокаиненными носами и родителями, сидящими на валиуме. Часто Эллис ведет повествование от их лица тем невозмутимым тоном, который может быть только у очень молодых людей, бесстрашных перед лицом несуществующей смерти, равнодушных к проблеме упущенного времени, искренних и прямолинейных, ибо молодости прощают все. Подростки Эллиса существуют в сексуальной магме, на тепловые излучения живых организмов для них свойственно реагировать самым естественным образом. Они знают о существовании чувств, но не более — сами они бесчувственны. Эллис, откровенный в описании сексуальных приключений и наркотических оргий, прозрачен и спокоен. Поэтому в его текстах возникает нежность — как от подростковой возни, оборачивающейся сексом.
Ничего этого в «Правилах секса» вы не увидите. Если есть в кино режиссер, способный создавать кино, адекватное текстам Эллиса, то это Ларри Кларк («Детки», «Садист»), который чувствует эту магму, это спокойствие. Но Кларк — сам себе сценарист, зачем ему экранизировать чужие книги? Не то Эвери — как классический неуверенный в себе истерик защищающийся от заслуженной невостребованности самовыпячиванием в той сцене, где студенты захлебываясь обсуждают его благополучно забытый фильм пятилетней давности. Бесстыдная сексуальность, которая у Эллиса — априори, очень даже ведает стыд в экранизации Эвери: стандарты откровенности здесь таковы, что подобная картинка вполне могла бы быть у любой подростковой комедии. Полностью меняется и посыл: наблюдение превращается в критику аморальности и распущенности американских студентов. А критиковать подростковую гиперсексуальность и свободное обращение со стимуляторами — все равно что ругать майскую грозу, октябрьский ливень или новогодний снегопад. Актеры тоже не попадают в ноту, за исключением новичка Рассела Сэмса — тот в пятиминутной роли разбитного пьяницы и записного нахала Дика («Это ты, Ричард?» — «Это Дик. И это я» — его выходная реплика) показывает такой «Мулен Руж», что ради него стоит проглотить остальные полтора часа.
Есть в фильме и кадр, который вопреки фильму в целом может служить точнейшей иллюстрацией сути творчества Эллиса. В финале вечеринки Шон, который все прокопулировал, видит, как в ночь удаляются Лорен и Пол. Лорен, вопреки подозрениям Шона, его не любила, а Пол мог бы утешить Шона, но в свете последних событий уже не хочет его знать. С черного неба падает первая снежинка. Она попадает на самый край правого глаза Шона. Снежинка тает, и из глаза Шона начинает течь слеза, которую сам он не умеет выплакать. Он стоит один. Вокруг — праздничный снег. Из-за кадра — душераздирающая, во французском вкусе, мелодия любви. Снежинка тает, и из глаза Шона начинает течь слеза, которую в этом месте человеку положено выплакать.
На всех сайтах пишут, что это комедия, но назвать этот фильм комедией у меня просто язык не повернётся, это драма, ну или на крайний случай можно отнести его к мелодраме... Уже в самом начале фильма мы понимаем насколько жёсткое, взрослое, жестокое, местами противное будет кино...
Но я обожаю этот фильм, обожаю за неповторимость, яркость, естественность и полноту героев, за сюжет, за диалоги, за необычную съёмку, когда нам показывают всё задом наперёд, за красоту некоторых кадров...
В общем, советую посмотреть фильм, только лучше одному, а не с девушкой или родителями, он о правде жизни, в ней мало место романтике...
Прекраснейшее, великолепнейшее кино про малолетних долбо*бов, которые поистине бессмертны, т. к. всегда были и будут и мы всегда будем ими в душе в той или иной степени. Не нужно критики, не нужно суждений, нужно просто смотреть и вспоминать. Или мечтать. Как все это было или могло бы быть...
Maybeshewill
Это первый раз, когда просмотр фильма спровоцировала музыкальная композиция. Обычно бывает наоборот, и ты сначала смотришь что-то, а потом переслушиваешь саундтреки.
Творчеством Брэта Истона Эллиса не увлекаюсь, так что о семействе Бэйтманов довелось узнать из одной только книги и экранизации ее же. И это стало единственной причиной того, что о данном фильме узнала только после сотого прослушивания композиции группы Maybeshewill. Постер и трейлер наталкивали на мысль о том, что это будет очередная туповатая киношка с сексуальным подтекстом, без особого смысла и чего-то интересного. Поскольку автором первоисточника является создатель «Американского психопата», то предположила вставки черного юмора как минимум. Но многое недооценила.
Во-первых, не понятно, почему наш и зарубежный зритель оставил фильм без должного внимания. Во-вторых, многие диалоги цепляют за душу и за вуалью безнадежности скрывают прописные истины, на которые мы часто не обращаем внимания. В-третьих, актерский состав покоряет своей искренностью и достоверностью. В-четвертых, здесь смешные моменты смешиваются с диким отчаянием, от которого хочется выть волком. Редко встретишь нечто подобное в фильме с таким названием. В-пятых, круговорот эпизодов и смешанных ситуаций создает необходимую динамику повествованию.
Однозначно стоит посмотреть. Хотя бы ради проникновенного диалога Лорен и Шона о том, что никто никого не знает.