Драма |
14+ |
Сергей Снежкин |
20 марта 2009 |
3 декабря 2009 |
1 час 57 минут |
80-е, зима, Советский Союз. Маленький мальчик (Дробитько), больной ровно половиной всех неизлечимых болезней, какие есть в медицинской энциклопедии, живет в пыльной номенклатурной квартире c дедушкой, народным артистом (Петренко), и безумной бабушкой (Крючкова). В припадке патологической любви бабушка таскает его по врачам, истязает клизмами и грозится удавить за грамматические ошибки в домашнем задании (в школу мальчик, впрочем, не ходит, потому что там одна зараза). Непутевая мама (Шукшина), проклятая родителями за адюльтер, тем временем сидит в какой-то стекляшке с пьющим сожителем, пытаясь по телефону-автомату вымолить встречу с ребенком. Мальчик мечтает, что мама его когда-нибудь заберет, хотя понятно — этот вариант не сильно лучше.
Известный трюк — почти любой советский фильм про быт легким толчком в спину можно заставить сделать полшага, отделяющие его от фильма ужасов. «Похороните…», идеально воссоздающий органику отечественного кино 80-х, поступает как раз так: два крупных советских актера легкой сменой ракурса (снизу вверх, глазами ребенка) превращаются в чудовищ, бытовая драма про сиротку — практически в хоррор. Ленинградец Снежкин, в перестройку прославившийся программной сатирой на комсомольцев «ЧП районного масштаба», за прошедшую четверть века почему-то не утратил интереса к оттенкам застойного маразма, пусть с возрастом его взгляд и приобрел некоторую мечтательность (предыдущее заметное высказывание режиссера по теме — сериал «Брежнев» — уже практически элегия). Популярную в 90-х автобиографическую повесть Павла Санаева Снежкин переписал (не то чтобы до неузнаваемости, но в достаточной степени, чтоб огорчить автора), сжал время действия с нескольких лет до двух дней, не слишком тактично добавил туда подробностей чужой биографии (в дедушке безошибочно узнается В.В.Санаев, знаменитый, кроме прочего, ролью полковника Зорина) и в конечном счете склеил из истории конкретного несчастливого детства грубоватую, но доходчивую метафору расставания с советским прошлым. Центральный образ, конечно, слегка поистерся от употребления — грозная тетка разной степени безумия и опасности символизирует родину сейчас в каждом втором серьезном русском фильме. Но что делать, если других метафор жизнь не подсказывает.