Москва

Все отзывы о фильме «Персона»

Persona, Швеция, 1966

Рецензия Афиши

9
Михаил Трофименков
82 отзыва, 82 оценки, рейтинг 278
12 мая 2007

Получив опеку над очередным пациентом, медсестра Альма (Андерссон) верит, что «разбудить» актрису Элизабет Фоглер (Ульман), выбравшую три месяца назад жизнь в молчании, можно — просто раскрыв перед ней свою душу.

В какой-то момент изображение сворачивается, словно испепеленное. Сгорела пленка, как сгорает на телеэкране буддийский монах, или показалось, как кажется Альме, что Элизабет ночью приходит в ее комнату и гладит волосы? По берегу холодного моря гуляют две женщины или и это иллюзия? Где Альма, где Элизабет? Кто врач, кто боль? Кто, как во сне, отдавался на песке молодым незнакомцам? Кто боялся и ненавидел своего ребенка? В пространстве маленького дома исчезают любые границы, включая границы тела. Лица и руки, у Бергмана всегда владевшие экраном, сняты слишком крупно: это уже лица и руки не Элизабет и Альмы, а единственной на земле женщины, какие бы имена она ни носила. Одно за другим отпадают возможные объяснения молчания: ужас перед жестокостью мира, извращенная актерская логика. Царственным жестом Бергман вроде бы признается в невозможности понять другого. Но объяснение есть, оно там, на одной из развилок фильма, в глазах, в женских пальцах, в мелькнувшем кадре из старого мультика, вечно близкое и вечно недосягаемое. Только молчание может объяснить самое себя.

7
1
9
Melodika
480 отзывов, 537 оценок, рейтинг 649
22 августа 2011

Это не фильм, а психологическая конфетка с сюрпризом внутри.
Очень точно отображено изменение психики двух людей, вынужденных сосуществовать в изоляции от остального мира.
Как обычная медсестра, не реализовав все свои мечты в жизни переносит их на свою пациентку, при этом последняя весь фильм молчит. Фактически медсестра становится пациенткой, как зеркало отображая ее самые неприглядные стороны.
Филигранный монолог медсестры касательно отношений с ребенком ее пациентки - я смотрела завороженно. Как я была рада, что хотя бы в этом фильме нет прикрытия правды о том, что не каждая беременная превращается в идеальную маму и что ей не чужда ненависть и злость на это непонятное существо, которое вопреки ее желанием выживает. А возможно, так извращенно медсестра оправдывает себя за свой аборт - кому как нравится )

Фильм прекрасен и достаточно жесток - эффект как от удара лицом об стол со всей дури.

Сами актрисы - очаровательны каждая в своем,

Очень рекомендую.

1
0
9
M_Thompson
1370 отзывов, 1411 оценка, рейтинг 590
29 июня 2014

Невероятно выразительный эмоционально и визуально фильм о внутреннем оцепенении. Знаменитая актриса Элизабет Фоглер (Лив Ульман) прямо посреди спектакля замолкает и не может выдавить из себя ни слова. Испуганная, она обращается к психиатру. Тот объясняет ей, что она психически здорова, за исключением некоего необъяснимого внутреннего онемения, которое поразило ее в тот момент по неизвестным причинам. То ли накопилась какая-то обида на весь мир, то ли что-то из прошлого, задавленные переживания, ударили в ответ. Чтобы как-то расслабить внутренний мир есть одно действительно работающее средство – отдых. Актриса отправляется отдохнуть на море. В качестве ее помощницы и сиделки с ней едет женщина Альма (Биби Андерсон). Кроме обязанностей прямого характера в виде помощи и медицинских услуг, Альма пытается разговорить свою попутчицу, рассказывая ей истории из собственной жизни, жалуясь на недостатки и обиды прошлого, делясь самыми сокровенными и интимными подробностями. Наивная и добрая женщина даже не представляет, куда ведет ее терапия рассказами. Великий, хотя и непростой, фильм.

Работу над «Персоной» Бергман начал практически сразу, как только завершил свой предыдущий шедевр «Молчание», поэтому сходство стилистического и эмоционального, а также местами даже тематического, плана тут не просто так. Между фильмами была быстренька работа над проходной картиной «Обо всех этих женщинах», заказная комедия, которую режиссер был вынужден снять для студии «Свенск», и о которой автор предпочитает не вспоминать. В очередной раз истощив себя работой, Бергман оказался в больнице, а затем в санатории, чтобы восстановить здоровье. Там, страдая от скуки, автор начал писать «симфонию для двух инструментов», которая превратилась в сценарий «Персоны». Картина, к которой готовился Бергман до этого – «Каннибалы» - была остановлена, студия понимала, что не осилит такой амбициозный проект, поэтому в планах выпуска фильмов появилось свободное место, которое Бергман предложил заполнить этой своей новой лентой.

Картина стала, наверное, самой сложной и запутанной в фильмографии режиссера. Но при этом и самой популярной. Так получилось, что наиболее простые и доступные его фильмы в прокате периодически проваливались, тогда как самые сложные для восприятия – становились кассовыми хитами и возглавляли различные списки его картин. Сложность сценария объясняется не в последнюю очередь и тем, что написан он был в тот момент, когда внутренний мир автора болтался при малейшем повороте головы. Бергман признался, что он смотрел на точку на стене и видел раздваивающееся лицо, что превратилось в основную идею, которая стала ядром сценария для нового фильма. Сначала он хотел назвать фильм «Кинематография», однако киностудия подобное название не одобрила бы, поэтому работа получила название «Персона», что с латыни переводится как «маска».

Фильм состоит из огромного количества молчаливых сцен, в которых есть только две актрисы – Лив Ульман и Биби Андерсон. Да, это первое появление Лив Ульман в жизни и творчестве Бергмана. Она была долгое время подругой Биби Андерсон, и это именно Биби познакомила Бергмана (с которым на тот момент уже не встречалась) с Лив, сказав, что она из того типа женщин и актрис, которые ему нравятся. Бергман знакомству был рад и, несколько месяцев спустя, позвонил ей, чтобы пригласить в свою новую картину. Вскоре это знакомство превратилось в роман, один из самых известных в истории мирового кино (сродни Ингрид Бергман и Роберто Росселлини). Лив была невероятно талантлива и одарена физически. Она могла бы стать звездой мировой величины и без знакомства с Бергманом. Но так сложилось, что именно ее роли у Бергмана стали ее прорывом к известности мирового масштаба. Правда, по началу, режиссер несколько переживал относительно того, справится ли новая актриса с его требованиями, но, когда съемки переместились на остров Фаро, понял, что работает с талантом высочайшего уровня. Кроме того, именно на острове их отношения начали набирать несколько иной, более интимный, уровень. Это было несколько сложно в силу того, что оба были ограничены семейными узами.

Говорить о самом фильме очень непросто. События и сюжет фильма предлагают огромное количество для трактовки и для различных идей и мыслей. И то, что может быть сказано в одном ключе, с другой точки зрения может быть разъяснено совершенно наоборот. И в этом, наверное, одна из интересных и ключевых особенностей картины, замысел которой – показать образ человека в раздвоенном, зеркальном виде. Название фильма отсылает к Юнгу, который использовал термин «персона» для того, чтобы объяснить ту интеллектуальную маску, которую человек показывает обществу. Именно Юнг объяснял ту самую психологическую травму, которая возникает от того, что «персона» конфликтует с «анимой» - тем, кем человек является для самого себя, его душа, его подсознание. Весь фильм Бергмана – это постоянное раздвоение, постоянное отражение, постоянное смещение в одну точки двух лиц, двух масок. Бергман ради этого даже в некоторых моментах использует повторение одной и той же фразы, рассказа, чтобы запечатлеть второе лицо. Пронзительная симфония для двух инструментов. Симфонию, накал страсти которой, не выдерживает целлулоид.

1
0
7
Елизавета
738 отзывов, 5163 оценки, рейтинг 580
25 января 2015

Ингмар Бергман - авторский режиссёр. Восприняла фильм "Персона" не как "историю" и не как притчи про искусство, а как философское, повод поговорить о философии, взгляды автора.

Свен Вильхем Нюквист - оператор!!! Совершенно бесподобен, вах)) Огромные, красивые, глубокие, живые... "глубокие как подмосковное озеро Круглое, с зоной Ледникового периода)) Лица Биби Андерссон и Лив Ульман..

)) Актриса - Лив Ульман... Мда.... Конфликт? с сыном... Не любит его, а притом хорошая актриса. Хочет решить данный вопрос, и судя по всему, не решает, и живёт далее. Вновь на сцене, супер.

Алма, героиня Биби Андерссон - умная, умнее своих запросов и своей должности, как бы сущности медсестры. Тесно в красивой молодой шкурке, лезет ум, оттого и злость, злость, сухая ясность анализа.. Медсестре ни к лица, ахах))

Сын актрисы? Как написано в титрах. Вижу иначе - либо сам Бергман и его восприятие? личности)) либо мальчик, мужчина, что бесконечно познаёт женщин.. Мужчине, настоящему мужчине, интереснее всего в мире про женщин. В себе, в них. Счастье мира, радость мира, нежность мира. Красота, любовь, вкус.

Про "Искусство" и "Жизнь" - думаю.. Если есть "Жизнь", может быть Искусство, лучше без крови. Боль, кровь, резаные раны от стекла, возможно, лучше лаской избежать.

)) Про остров интересно. Везде люди живут по-своему. В деревне так, в столице иначе, в городке речном и морском и горном ауле всяко-всяко как один не как другой там далече не близко. Мир Ингмара Бергмана, остров. Когда видишь, необычно, если я живу НЕ на острове. Понимаю, что не понимаю, пытаюсь освоиться, как щеночек, обнюхиваюсь и хожу за оператором, Думаю не про кино и события, про атмосферу, оч интересно. Одного фильма мало. Будет ещё, надеюсь. Е.Б.Ж. Да!))

1
0
9
Igor Sinelnikoff
413 отзыва, 450 оценок, рейтинг 406
16 октября 2010

С «Персоны» я начинаю свое знакомство с великим шведским режиссером Ингмаром Бергманом. При чем заранее знаю, что я не готов к столь глубокому восприятию, которое может потребовать эта картина. И в названии, и в трейлере, да и в самом мировом значении имени Бергмана заложена многозначительность, требующая пристального анализа и меткого ума. Попытку знакомства с Бергманом, я считаю успешной. Хочу поделиться.

Любому человеку, не особо вникающему в кинематограф, будет очевидно при просмотре «Персоны», что монохромная палитра и построение кадра здесь более чем превосходны. Это как черно-белые фотографии Vouge, такие изящные и стильные, что сразу просятся в историю. Очень много яркого белого цвета, как в титрах, так и на стенах, в небе, в лицах. Такого белого, что слепит, а резкие черные вставки, как в стробоскопе, одновременно гипнотизируют и пугают, заставляя затаить дыхание. Чувствуется рука совершенного мастера, человека, который не идет на компромиссы и знает, чего хочет. Никакой халтуры и никакого авось. Видимо монтаж был очень утомительным. По признанию самого Бергмана, многие сцены «Персоны» регулярно переснимались: «И, несмотря на это, я никогда, ни в одном фильме не делал так много дублей (под дублями я имею в виду не повторные съемки одной и той же сцены в тот же самый день, а дубли, необходимость которых была вызвана тем, что отснятые за день куски меня не удовлетворяли)". Конечно, главная заслуга идеального изображения принадлежит Сэму Нюквисту, с которым Бергман сработался еще с 45-го года.

Что ж, если визуальные достоинства картины очевидны, то все не так просто со смысловым наполением. Многие признаются, что в «Персоне» слишком много пластов, которые можно было бы рассмотреть. И наверное, каждый, как в любом произведении искусства, вычленит что-то для себя, найдет точку соприкосновения мыслей Бергмана со своей душой. Или не найдет ничего, впав в состояние эмоционального анабиоза как героиня. «Персона» в действительности очень психоделична и обманчива. Если сначала я отметил мощную драматургию, то во второй половине фильма, отделенной агрессивными вставками, локомотив повествования несется в совсем другую сторону, которой на карте и не обозначено.

Фабула и проста, и интересна. Актриса Элизабет впадает в состояние, близкое к шоковому. Замыкается в себе и перестает разговаривать. Совсем. Обеспокоенные родственники кладут Элизабет в клинику, где к ней приставляют молодую медсестру Альму, болтливую и жизнерадостную, помолвленную. Альма сразу же отмечает, что раз пациентка психически здорова, то ее непрошибаемое молчание является добровольным актом, для которого требуется необычайно великая сила воли, а у Альмы таковой нет, и она очень сомневается в своей способности помочь пациентке. Причем Бергман не юлит и не интригует. Он сразу, с порога, говорит устами врача, что же с Элизабет не так. Уставшая от фальши и неспособности (антанионивской неккомуникабельности) быть самой собой, лгать о мыслях и чувствах, она прячется за стеной молчания, чтобы лишить себя возможности быть фальшивой и собраться с мыслями. Дабы не использовать социальные маски, Элизабет натягивает на себя каменную маску, лишающую ее дара речи, но отнюдь не разума. Врачи принимают решение поселить Элизабет и Альму у берега моря, где медсестра попытается привести пациентку в чувства, но вот здесь вскрывается театральная драматургия и накал страстей, почерпнутые Бергманом на посту руководителя «Драматена». Весь фильм строится на монологах Альмы и реакциях Элизабет, и в домике у моря обнажается антагонизм двух героинь, их полная противоположность. Персона (маска) и душа. Альма в отличие от Элизабет, щебечет днями и ночами под рюмку и без. Ее впервые слушают, и она начинает выкладывать сугубо интимные подробности своей жизни. А потом в повествование врывает документ, который Бергману казался очень нужным и важным. Письмо, словно зеркало, преломляющее луч сюжета. В нем Элизабет описывает Альму только с положительной точки зрения, пересказывая подробности ее истории, замечая, что видимо медсестра в нее влюбилась и вообще за ней очень интересно наблюдать. Где-то здесь сюжет из сугубо драматургического непостижимым образом становится сугубо психоделичным, и восхищение картиной сменяется полным непониманием посыла режиссера, и той, мыслью, что пора подключать мозги.

Что-то происходит ночью, героини меняются местами. С помощью монтажных склеек, Бергман приоткрывает фактические и психологические причины молчания Элизабет, и наделяет ее чертами Альму. Кажется, что либо в фильме всего одна героиня, и у нее раздвоение личности, либо кто-то свихнулся, либо два человека слилось воедино. В любом случае, сюжет оказывается лишь грандиозной декорацией комплекса проблем затронутых Бергманом. Несоответствия души человека и персоны. Элизабет уставшая лгать, все же держит себя, играет роли в театре. Ложь то мелочная, но думает она чуть иначе, чем говорит. С этим можно смирится. Но рождение ребенка ставит актрису в невыносимое положение. Она оказывается на перепутье в своей карьере и в душевных метаниях. Мечтая о смерти малыша, она тем не менее рождает здорового сына, и теперь вынуждена его любить, ведь мать обязана носить еще одну маску, которую, Элизабет не сей раз не в силах вынести. Ситуация безвыходная, и она отгораживает себя от остального мира стеной молчания. И здесь уже не суть важно, кто есть Альма. Может быть она и есть другая крайность души Элизабет, глупая откровенность, вредящая самой себе. Золотой середины нет, золотая середина сама по себе фальшь, но в попытке обрести душевное здоровье две героини становятся одной, погружая зрителя в прострацию, и оставляя весь комплекс затронутых проблем в его сознании.

Так что такое «Персона»? Кто за ней прячется? Мальчик в начале и в конце фильма пытается постичь эту тайну, проводя ладонью по экрану. По сути «Персона» родилась из кризиса режиссера, стоящего перед выбором снимать кино или рисковать и продолжать работать в театре, как и его героини, жаждущие правды от себя и от мира.«Персона» пробирается в глубины психоанализа, того самого, родоначальником которого был Фрейд. Именно в этой области снимал Бергман, отчего его картина становится не просто о личности и о душе, она приобретает черты экранизированного научного исследования расколотого сознания, капитулировавшего перед сложностью социальных норм.

Конечно, это лишь тот пласт, что стал доступен мне. Смотрите, анализируйте. Как видится, Бергман неисчерпаем.

0
0
9
Anastasia_Stavrogina
163 отзыва, 225 оценок, рейтинг 269
14 сентября 2008

Радует то, что и сам режиссер, относящийся к своим фильмам более чем критично (его послушать, так они все с изъяном), признает "Персону" одним из лучших. Целиком зависим от Биби Андерссон и Лив Ульман (их первая совместная работа). Весь построен на крупных планах.
Поначалу героини совершенно разные, и когда Альма, медсестра, говорит об их сходстве, думаешь: "Что за ерунда, нет ничего общего".
Ульман, которая за весь фильм не произносит ни одной фразы, потому что ее героиня, актриса, избрала молчание, как единственный способ избежать фальши, просто потрясающа. В той хрестоматийной сцене, где Альма рассказывает о своих нехитрых любовных приключениях, лицо Ульман в профиль буквально разбухает. Словно вся чувственность у нее сосредоточилась в губах. Последующее совмещение половинок их лиц так, что они дают диковатую, но к удивлению представимую химеру, кажется закономерным.
По началу без умолку болтающая и тривиальная Альма кажется противненькой и обычной, а молчащая Элизабет величественной. Но потом, ее молчание становится занозой и высокомерием, и делается отвратительным, а Альма кажется простой и человеческой. Пока эта мысль не приведет тебя к тому, что все--одно. We come one.

1
0
9
Нация Кино
388 отзывов, 388 оценок, рейтинг 111
31 января 2025

Общество изгоев

«Персона» (швед. Persona) — экзистенциальная драма режиссёра и сценариста Ингмара Бергмана. Сам автор фильма называл его вместе с фильмом «Шёпоты и крики» наиболее важным в своём творчестве. Бергман создаёт камерную, сильную и впечатляющую историю, где исследует женское начало, близкие и внутренние отношения между людьми, последствия и осмысление разных поступков в жизни людей.
В своей книге «Images» Бергман писал: «В то или иное время я говорил, что «Персона» спасла мне жизнь - это не преувеличение. Если бы я не нашёл в себе силы сделать этот фильм, я бы, наверное, покончил со всем. Один важный момент: в первый раз мне было всё равно, будет ли результат коммерчески успешным».
В плане актёрской работы, несомненно стоит выделить впечатляющую и сильную работу Биби Андерссон в роли Альмы, которая вроде является второстепенным персонажем.
Сценарий и режиссура Бергмана, операторская работа Свена Нюквиста - одно из самых важных что здесь есть.
В итоге, перед нами храбрая и достойная, медитативная и терапевтическая попытка заглянуть внутрь "женской дружбы и тайны", попытка понять странное и непонятное. Сюжет про беспринципность, которая приводит к обществу изгоев.

0
0
9
bolshoi-zaitz.livejournal.com
57 отзывов, 179 оценок, рейтинг 33
5 июня 2011

Сказать, что меня вставила "Персона" - ничего не сказать.
Можно по-разному показать отчуждение. В данном случае со своим ребенком.
Но разобраться в себе, раскопать первопричину своей потерявшей корни и смысл жизни с помощью воображаемого альтер-эго - придумано и показано невероятно. Здесь образность, которая, как мне думается, есть первоисточник вдохновения Триера для его чутких показов женской сущности . Здесь источник объяснения и разрешения на самом деле часто встречающегося у многих женщин отчуждения к своим детям.
Образы, к которым прибегнул Бергман - как 25-ый кадр психотерапевтического воздействия - проникает и застревает в голове навсегда.
При всей жесткости применяемых изобразительных средств чуствуется любовь, самая искренняя, какая есть любовь и уважение к ЖЕНЩИНЕ. Пусть поплывшей временно по пути отступничества, но нашедшей силы разобраться в себе и вернуть себя и смысл в жизнь.

Я просто счастлив, что дожил до просмотра этого шедевра.

3
0
9
Кристина Миллер
16 отзывов, 23 оценки, рейтинг 27
8 декабря 2010

Фильм о непреодолимой изоляции между людьми даже самыми близкими. Действие происходит на курортном побережье, куда приезжают две девушки - Элизабет и Альма. Элизабет все время молчит, и Альма принимает ее молчание, и влюбляется в сложный характер подруги. В какой-то момент кажется что между девушками вот-вот возникнет дружба, созвучие душ - но всякий раз это остается только кажимостью - все скатывается мимо, касаясь их только на поверхности слабыми тенями. И Элизабет в своем уединении, и Альма в своей чуткости - только персоны и не более. Фильм снят очень жестко, следствия происходящего на экране часто вытекают за рамки сюжета - вопрос о непроницаемости для другого вырастает до тревожащего вопрошания. Фильм не разрешает этот вопрос, а даже наоборот, возводит его в ранг фундаментальных онтологических условий человеческого существования.

3
0
9
Екатерина Мартынова
8 отзывов, 15 оценок, рейтинг 8
13 марта 2012

Бергмановскую Персону можно рассматривать с разных точек зрения. С первых же кадров энергичнейшим ритмом перед нами проносятся символы всего, что волнует режиссера – и чужой успех, и собственное творчество, и секс, и несчастное детство, и старость с болезнями, и религия – ладонь, в которую вбивают гвоздь.
Но на экране режиссер не ставит задачи охватить их все. Бергман рассказывает историю эскапизма молодой женщины Элизабет, которая после эмоционального потрясения отказывается вербально общаться с миром. Особенно противоречивая ситуация, ведь героиня – признанная актриса. Действительно ли она от страха перед миром закрывается или это очередная маска? Весь фильм придется сомневаться.
Вторая героиня - Альма, медсестра клиники, куда попадает на лечение актриса. Желая помочь Элизабет, доктор отправляет ее под присмотром Альмы в свой домик у моря. Именно в этом излюбленном пейзаже романтизма Бергман и разыгравает свою драму. Героини балансируют на грани любви и ненависти, точнее балансирует именно казавшаяся изначально вторичной Альма. Вынужденная проводить время практически наедине с собой, Альма сама играет роль великой актрисы, пройдя путь от восхищения творческим гением Элизабет до презрения. В какой-то момент фильм переходит грань абсурда – приехавший муж Элизабет не узнает ее, зато именно Альме признается в любви. Альма и Элизабет суть есть одно и то же – две стороны одной медали, если хотите. Избегающая лжи и потому замкнувшаяся в молчании актриса на самом деле создает вокруг себя ореол притягательности, однако единственное слово, которое она скажет в конце – «ничего» - вот чем она является и, что странно, хочет являться. В своем молчании она бежит от самой себя, потому презирает себя за одну неудавшуюся роль – роль матери. Альма же, пафосно упрекающая актрису во внутренней пустоте, сама в этот момент – одиозная фигура у театральной рампы. Рокировка. Пешка и королева поменялись местами. Занавес. Самому режиссеру, который все это время негласно присутствовал внутри картины остается только погасить свет и пойти проявить пленку.

1
0
9
Алсу Галимова
18 отзывов, 78 оценок, рейтинг 8
26 февраля 2021

артхаус 🤷‍♀️ неплохо, не скучно к минимум. конец, как положено, странный😁

0
0
10
Саша Манфред
49 отзывов, 772 оценки, рейтинг 0
15 января 2023

Посмотрели с Викушкой фильм.
Она чуть раньше и всё утро и день под впечатлением.
Я чуть позже, и весь вечер и ночь буду под впечатлением...
Тарковского вспомнил, а ещё.. Чёрного человека Есенина.

0
0