Человек-паук — вовсе не мускулистый парень в трико. Человек-паук носит четыре рубашки одновременно, а сверху еще пиджак, ковыляет сгорбившись, бормочет себе под нос и чирикает в блокноте каракули. С блокнотом в руках всклокоченный аутист Деннис Клег (Файнс) выходит из психушки побродить по лондонским улицам и постепенно вспоминает обстоятельства душевной травмы, которая некогда превратила его из просто зловещего ребенка в совсем уж асоциальную тварь.
С излюбленной темы физических мутаций Кроненберг перекинулся на метаморфозы душевные. Прогресс очевиден: в «Мухе» когда-то ему понадобились тонны грима, чтобы показать процесс превращения человека в мерзкое насекомое, теперь он обходится минимальными декорациями. Едва слышна музыка Говарда Шора, а словами Кроненберг и вовсе почти не пользуется. За каракулями, в череде малосвязных и малосодержательных эпизодов смутно начинают обрисовываться мама — скромница-брюнетка, превращающаяся временами в шлюху-блондинку, и отец-водопроводчик с окровавленной лопатой наперевес. И редкий автор отказался бы от соблазна сваять из такого хичкоковского сюжета зрелищный психотриллер — но Кроненберг сумел. Получилось кино жуткое, не страшное, а именно жуткое — и скромное.
За такое Оскаров не дают. За такое вообще не дают премий. Но это—лучший фильм, какой я видела в 2003 году.
Мистер Клегг приезжает в Лондон из какой-то пригородной психушки и останавливается в пансионате для себе подобных. Им заправляет миссис Уилкинсон, не особо церемонящаяся со своими постояльцами, потому как вполне к ним привычна. На нем—четыре рубашки, он странен, неопрятен и все время бормочет себе под нос.
Это вступление. А все дальнейшее действие фильма—это воспоминания паука, объясняющие, как он оказался в психушке, а точнее, почему, что на него так повлияло. А дело все было в том, что папа убил маму и женился на проститутке.
Но если все так понятно, то почему же ему надо это вспоминать, как будто какой-то детали мозаики не достает? А в том-то и дело, что не какой-то детали, а всю мозаику надо перевернуть с ног на голову, чтобы докопаться до правды.
Очень медленное. Очень реалистичное, при этом атмосферное кино. Там, пожалуй, нет того, что безвозвратно вас переменит, но смотреть его интересно.
Надо всё-таки отделять само кино от сценария. В "Пауке" изумительный сюжет, который прекрасен и без фильма, который абсолютно неинтересен. Короче, это просто крутая история с отсутствующим фильмом.
Отличный фильм! Присоединяюсь к тем, кто считает этот фильм лучшей Кроненберговской работой.
Замечательный психологический экскурс в глубины сумасшедшего сознания.
Фильм со множеством интересных загадок, ключей к сюжету, решение которых потребует не одного просмотра этого фильма. Качественная режиссура, сильные актерские работы, профессиональная работа оператора.
Фильм "Паук" безусловно советую посмотреть всем, кто зачитывался Кафкой, Беккетом и Достоевским и любит высокое кино. История сама по себе непритязательна и может быть рассказана в двух словах. Но сделано это такими средствами, что сомнений не возникает - перед нами произведение высокого искусства.
Великолепно и необычайно правдиво переданная атмосфера окраины Лондона, медленно двигающаяся камера, крупные планы и совершенно гениальная минималистская игра Райфа Файнса оказывают поистине гипнотизирующее воздействие на зрителя.
Особо хотелось бы подчеркнуть роль звукового ряда - на фоне практически полного отсутствия диалогов, либо весьма незначительной их смысловой нагрузки, музыка в этом фильме является основным средством передачи внутреннего мира главного персонажа. Искусно подобранные отрывки из классических произведений скажут Вам о состоянии его души лучше, чем это могли бы сделать слова.
И как это ни странно, Вы покидаете зал с ощущением, что на душе светло. Как удалось Д. Кроненбергу, показывая уродливое, создать красоту, в этом, наверное, и заключается его главная загадка.
Алиса
Франция, Великобритания, Канада, 2002,
Три страны объеденились чтобы снять подобную мутатень. Не кино а медицинский факт. Я иногда просто удивляюсь, ведь очень дорого снимать кино, лучше бы дорогу перед моим домом сделали, у нас во ВГИКЕ такие картины обычно на диплом сдают.
Последний фильм Кроненберга по существу не имеет никакого отношения к насекомым, здесь нет ни инсектомании, ни инсектофобии. Фильм мог бы называться "Наполеон", "Александр Македонский" или еще как-то, если бы не литературная первооснова сценария. Паук не более, чем очередной образ, благодаря которому Кроненберг копается в затаенным уголках человеческой психики, не души, а именно психики, где властвует скорее психиатрия, чем психология.
Обстоятельно и долго раскачиваясь, "Паук" повествует историю только одного человека, который окукливается в своем вымышленном мире, причем если обычно подобные истории посвящаются ярким персонажам, то в данном случае Мистер Клэг (Райф Файнс) - полная противоположность образа, который мог бы быть интересным как личность, разумеется, кроме клинической психиатрии.
Потеря связи с реальностью и уход в свой мир иногда прикольна, иногда вызывает тревогу, наконец, иногда заканчивается общением с медбратами в белых халатах. Причем обычно в кино изображается персонаж, который потерял связь с миром, но его внутренний мир настолько интересно показан, что ради этого мы и смотрим тот или иной фильм. Но уход от реальности может иметь и негативный выход, а вот это мы как-то не любим, правда, если это не показывает Кроненберг. Причем показывает так, что передаются даже ощущения. Гадливости, противности своего тела, забитости, сырости убогих комнат, безысходности и запаха, запаха, запаха... В таком кино одна сцена может стоить десяти девятиминутных изнасилований Белуччи... А попытка перерезать вены осколком стекла, а лежание в ванной с грязной водой - все это сцены, которые можно показывать как образец, что значит кино. Добавьте к этому великолепнейшую игру Файнса, за которую следует отдать все мыслимые премии, и получится фирменный продукт Дэвида Кроненберга, притягательного и отвратительного.
Дмитрий Степанов
Spider (ПАУК) фильм Кроненберга
Символ паука – символ дьявола ( зла), который растягивает свою паутину (дьявольские сети) для всех людей, которые не познали Бога, у которых запутаны понятия добра и зла, (темного и светлого как цвет волос жены и любовницы) «можно» и «нельзя», отсутствуют внутренние запреты , отсутствует в сердце Любовь . Эти люди не знают Христа. В душах этих людей Дух святой и дух ненависти смешались между собой до полного отсутствия страха Божия (страх саморазрушения в себе чистоты, человеколюбия и милосердия ), т.е. страха перед любыми преступлениями против совести. И наступает гибель души водопроводчика, который убивает и врет сыну, что он никого не убивал. Гибель души Гулящей женщины , которую смешит смерть жены Билла от его удара по голове лопатой. Гибель души мальчика, который вынашивает зловещие планы мести, осуществляет их и достигает этим самоубийства своей души. Все герои попались в зловещие сети «паука».
Удовольствия и расплата за него .
Мать мальчика поплатилась смертью от удара по голове лопатой за удовольствие от зрелища измены своего мужа.
Отец мальчика получил удовольствие от предательства жены и секса с любовницей, за измену и убийство жены он поплатился болезнью и потерей сына,
его соблазнительница осталась ненаказанной как прощеная блудница , которая много возлюбила, наказание за свое удовольствие она должна была получить от мальчика , а потом уже от взрослого «психа».
Буквальность образов намеренно размывается с помощью таких изобразительных средств как недосказанность , обрывочность сюжетных линий. Раздвоение личности изображается как двойная реальность присутствием в кадре маленького и повзрослевшего мальчика, прибывшего из психушки, соединением прошлого и настоящего времени, так же как в сознании героя-«психа» смешаны добро и зло, прошлое и настоящее , и на этой нечистой почве души рождаются плоды « нечистой силы» - бред и галлюцинации, навязчивые идеи мести. История психической болезни взрослого человека нарисована как выросшая история болезни души маленького мальчика .
Фильм мне показался совсем нормальным, как будто бы его снял опытный бывалый психиатр, которого мало чем можно удив ить, растрогать, вызвать хотя бы одну самую маленькую эмоцию. Это состояние безразличия к тому, что происходит на экране передаётся зрителю (хотя порой на экране происходят совершенно жуткие вещи, или то что в сознании нормального человека может быть идентифицировано как жуткое, патологичное, ужасное - например, убийство родной мамы)
Так что идите и смотрите. Не бойтесь, Вы все равно не испугаетесь.