Элис (Юппер) — дорогая проститутка, принимающая на дому и специализирующаяся на ролевых играх (500 евро за полчаса). Хавьер (Ланнер) — преуспевающий психоаналитик, только что съехавший от жены. Обоим слегка осточертели их профессии — да и все остальное. Один поэтому подумывает сходить к проституткам, а вторая задумывается о курсе психоанализа.
Из такого сюжета могла бы получиться как комедия про трусы, так и драма про экзистенцию, но фильм Лабрюн зависает где-то на полпути между первым и вторым. Нечто подобное стал снимать на пенсии Бертран Блие (несколько более изобретательно, впрочем). Лабрюн основательно, вплоть до параллельного монтажа, обнажает и без того прозрачное сходство двух профессий, предлагая, разумеется, и любые дальнейшие выводы, благо в понятие «ролевая игра» укладывается решительно любая жизненная активность. Другой точкой соприкосновения оказывается дорогое старье: героиня когда-то закончила искусствоведческий и поэтому тянется к антиквариату, в который и сама вот-вот превратится, а герой ходит на аукционы по буржуазной привычке; для обоих это не очень важное, но, кажется, единственное в жизни увлечение. Впрочем, когда ты уже готов проникнуться вельтшмерцем обеспеченных одиноких людей интересных занятий, режиссер добивает их вторжением «реальной жизни» — на сцене появляется еще один психиатр, но добрый и умный и работающий в госпитале с взаправдашними психами. Таким образом, все расходятся опустошенные и удовлетворенные: кто-то — на новую работу, кто-то — искать новые прелести в старой. Не это ли цель сеанса — как гордо именуют тут свои сессии и психоаналитик, и проститутка, и режиссер.
В некоторой степени это психотерапевтический этюд, своеобразный, неразвлекательный, интересный мне в связи с тем, что я всегда мечтал о втором высшем образовании в области психологии. На мой взгляд, комичные эпизоды в фильме отсутствуют полностью, вызывает ли смех ролевая игра домохозяйка-муж, вернувшийся с работы? Или обсуждение расценок на интимные услуги в холле отеля, преподносимое как разговор в булочной?
Смотришь на героиню в образе школьницы и почему-то думаешь, что сейчас начнется что-то из Пианистки. Однако, Пианистки не получилось... фильм не шокирует, хотя при этом и затрагивает крайне сложные темы: проблематику двух столь актуальных, но неоднозначно оцениваемых обществом, профессий: проститутки и психотерапевта. Что происходит, если они пересекаются?
Вы когда-нибудь задавали себе вопрос о том, кого можно отнести к великим актрисам? Относительно этого понятия можно долго полемизировать, но Изабель Юппер, безусловно, именно такая актриса, воплощающая смысловые и психологически сложные образы.
Я люблю Юппер. Я смотрю все фильмы с Юппер. после последних жутко скучных и не оч ясно кому нужных "Моя мать" и "Белый материал", идущие нынче в Доме кино "Особые отношения" наконец-то заставляют порадоваться за актрису. Оператор долго не сводит камеру с лица Юппер и большой экран становится ещё больше. Она великолепно выглядит.
"Особые отношения" - типично европейское кино. судя по которому, в Европе уже давно не решают вопросов, решаемых до сих пор в РФ. например, - хамства в общественном транспорте. Там, видимо, и не хамят, и автобусы часто ходят. Европа достигла того уровня комфорта, когда её волнуют проблемы депрессии, личной неустроенности, одиночества, закомплексованности... У нас не скоро станут снимать фильмы на такие темы. У нас быт устраивают, деньги зарабатывают. А там уже всё устроили и всё заработали. Казалось бы - живи и радуйся. Но это только казалось. Шмотки, тряпки, диваны, люстры, рубли и евро не приносят человеку счастья. Добившись комфорта, европейский человек (точнее - герой европейского кинематографа) начинает паниковать. От одиночества, от неспособности любить. Режиссёр ничего нового не предлагает: герои одиноки и находят себя только в работе или в семье. Люди суетятся, ищут себя, а мимо главного проходят, мимо своих главных людей, своих главных призваний. Если человеку нравится петь песни Эдит Пиаф, то пусть это будет в сто раз хуже Пиаф, но человек этот вряд ли пойдет на приём к психоаналитику. Лишний раз поговорить об этом с экрана никогда не вредно. Юппер долго смотрит на зрителя. И не понятно по её смутной улыбке, улыбается ли её героиня от счастья, или просто жалеет себя
проститутка и психоаналитик решают воспользоваться услугами профессий друг друга, ибо и тот, и другая хоть и успешны в своем деле, но загнаны в угол созданной своими руками реальностью, и нескрываемая грусть застыла в их глазах. уставшие, с налетом безразличия лица, лишенные радости человеческие души.
избавляя людей от проблем (личностных и еще более интимных), эти двое оказываются совершенно беспомощны в лечении собственных "недугов". и несмотря на попытки найти спасение через психоанализ и оплачиваемый секс, все же приходят к тому, что решается все без сторонней помощи и гораздо быстрее, нежели длится череда сеансов - с помощью сообщения на автоответчике или, к примеру, общения с душевнобольным.
параллели профессий героев показаны в фильме выверено и наглядно до мелочей. это добавляет фильму какого-то даже музыкального такта. юппер безупречна в своей роли (впрочем, как и всегда). несмотря на спокойствие и некоторую затянутость, кино дарит все-таки даже физически ощущаемое настроение.
как бы мы себя не загоняли, и сколько бы задумчиво не курили в пустоту, все состояния все равно рождаются в нас самих. не стоит рассчитывать на чье-то внешнее профессиональное воздействие, затягивая момент недовольства своей жизнью. в конце концов, вокруг есть люди физически не способные существовать без посторонней помощи, стоит оставить профессионалов им.
Говорят, женщины смотрят порнофильмы до конца, потому что на всякий случай ждут, что все поженятся. В такую же ловушку угодил и я с «Особыми отношениями», когда проститутка по особым поручениям (Изабель Юпер) начала свои сеансы с профессионально устаревшим психоаналитиком.
Их не двое, они не молоды, не наивны и не влюблены. Они просто встретились и оттолкнулись, меняя траектории и горизонты.
Алис специализируется на особых случаях: устраивает ролевые игры, воплощает странные фантазии и немного грустит. Ей за сорок, у нее диплом бакалавра искусств и постоянные клиенты. Очередным и становится фрейдист с успешной практикой и крахом семейной жизни.
Оба они испытывают сложные чувства к своим подопечным: отвращение, жалость, симпатию. Оба помогают решить внутренние проблемы человека, все глубже погружаясь в свои собственные. Терапия действует недолго, иногда вызывая привязанность, и стоит очень дорого.
Еще один фильм, нарушающий традиционные правила: ничего толком не происходит, сюжет едва намечен, выводы не сделаны, в конце бледный хэппиенд.
Блеклый, потому что не было драмы.
«Я думала, это правило действует только в моей профессии» — улыбается Алис терапевту, когда тот упрекает ее в слишком раннем визите.
Это нужно для сохранения тайны. Клиенты не любят сталкиваться в прихожих врачей и проституток — тех, кто знает нас слишком хорошо.
"Особые отношения" (перевод в данном случае практически вольный) на самом деле представитель хорошего, но вполне привычного французского кино.
Актерски все сделано отлично, к режиссеру, впрочем, тоже претензий нет. Кино возрастное и взрослое. Не из-за темы, конечно, а эмоционально. К картине легко придраться, но совсем не возникает желания этого делать. Есть в ней тонкая грусть, есть и кривая ухмылка, есть отношения между героями и недосказаность, есть сюжетная незавершенность - что, на мой взгляд, большой плюс.
Никакой ярой язвительности в фильме нет, а сходство префессий главных героев очевидно внешний лейтмотив, но это и не плохо вовсе. Безотносительно сюжета и относительно него - это ведь фильм о возрасте и грусти, и о том, что всегда есть возможность все изменить. Приятный и все же светлый фильм, и к тому же недорогой грамотно завуалированный и ненавязчивый сеанс психоанализа.
Наслаждалась каждой секундой. Всем рекомендую. Если бы не домашнего вида клуши, комментировавшие все, что ни происходит на экране, и так несв ойственные для публики 35 мм, было бы просто magnifique. Фильм красивый, местами тяжелый, рассказывающий больше, чем нарисовано кадрами. Юппер превосходит саму себя. Хочется видеть еще и еще.