Некогда безжалостный убийца, а ныне вдовец, доживающий свой век на ферме с детьми, Уилльям Манни (Иствуд) уже разучился стрелять и с трудом залезает на лошадь. Но соглашается в последний раз убить за деньги: в городке Биг-Виски, которым правит безжалостный шериф Малыш Билл (Хэкмен), ковбои порезали шлюху, и другие шлюхи скинулись, чтобы кто-нибудь за них отомстил.
К началу 90-х вестерн давно обмыли, похоронили и даже отпели; «Непрощенный» — это поминки. После смерти Серджо Леоне и Дона Сигела 62-летний Иствуд остался, кажется, последним, кто близко знал покойника, и он вспоминает о нем все — и хорошее, и дурное, незаметно сбиваясь на исповедь. Трудно сказать, чего больше в этом неторопливом, величественном и печальном кино: ностальгии или самобичевания. «Я был очень плохим человеком», — повторяет всю дорогу как заклинание Уилльям Манни, чтобы в ошеломительном финале найти в своих непрощенных грехах спасение: я и остаюсь очень плохим человеком. Увидимся в аду. Запуская post mortem в тело вестерна бациллу рефлексии, Иствуд хладнокровно обнажает его главный конфликт, по сути, конфликт антигероический — конфликт неправедного добра и неабсолютного зла — и в конце концов решает все оставить как есть. Но сам он к этому больше уже не вернется.
Знатная отходная жанру классического вестерна. На первой же минуте на стену вешают героя Иствуда – фермера-неумеху, некогда первостатейного душегуба. Тогда же становится ясно: это ружье сделает то, ради чего мы пришли в кино. Другого парня повесят (уже буквально), и грянет гром.
Тогда, когда все не только похоронили жанр вестерна, но и забыли об этом, из тьмы появилась пугающая фигура, которая молча принесла всем надежду. Фигурой этой оказался Клинт Иствуд, а надеждой - бессмертная картина "Непрощенный", с чудесным сюжетом, прекрасной актерской игрой и сильнейшей режиссурой. Отставной наемный убийца Уилл Манни (Клинт Иствуд) давно отошел от дел, женился, обзавелся двумя детьми, овдовел и доживает свои деньки на унылой ферме. По крайней мере так дела идут до того, как на ранчо появляется молодой Скофилд Кид (Джеймс Вулветт), который приносит с собой слухи, что где-то далеко в Вайоминге местный ковбой изуродовал лицо местной проститутке и те объявили за голову нахала неслыханную сумму в тысячу долларов. Окинув взглядом собственную нищенскую жизнь, Уилл соглашается приняться за работенку, тряхнув стариной и взяв в долю своего старого приятеля Нэда Логана (Морган Фримен), который также прозябает в скуке и нищете. Довольно странная компания (Скофилд не только молод, но еще и слеп настолько, что не способен в кого-либо попасть) отправляется в городок Биг Виски, в который постепенно стекаются многие баунти-хантеры, противостоять которым должен местный шериф Билл Даггет (Джин Хэкман), тоже парень палец в рот не клади. То есть то, что разверзнется ад, сомнений ни у кого вызывать не должно.
Жанр вестернов, который обанкротил в конце 70-х целую студию United Artists и практически единолично вырезал всю плеяду авторского кино в стране, надолго слег в могилу, провалявшись в безвестности все 80-е. Но вот в 1990-м году появился фильм, далекий от канонического вестерна, но очень близкий ему по некоторым аспектам, который привлек к жанру внимание. Это была картина "Танцующий с волками" Кевина Костнера, которая стала большим хитом у себя дома и забрала кучу Оскаров на ежегодной их раздаче. Тогда Иствуд, который ровнехонько посреди прошлого десятилетия тщетно пытался появиться с вестерном, понял, что пришло правильное время, если подойти к нему, опять же, правильно.
Книгу Дэвида Пиплза "Убийства порезанной шлюхи" Клинт Иствуд прочитал в 1983 году, через год после того, как ее автор стал культовой фигурой в мире кино-сценариев за то, что сумасшедшим образом смог сделать из сложной диковской параноидальной книги гениальный фантастический фильм "Бегущий по лезвию бритвы". Экранизировать книгу должен был изначально Фрэнсис Форд Коппола, но у него задались непростые деньки и проект так и остался висеть в воздухе целое десятилетие, во время которого Иствуд периодически что-то в книге менял, переписывал, добавлял, но в один прекрасный момент взял свою редактуру и выкинул ее, поменяв в книге только название - "Непрощенный", за что его можно понять, фильм с названием "Убийства порезанной шлюхи" далеко бы по прокату не ушел.
На роль Билли Дагета Клинт Иствуд сразу хотел Джина Хэкмана, но с этим возникли проблемы. Дело в том, что Хэкман на тот момент, при поддержки собственных родственников, всячески боролся с амплуа жестоких героев, склонных к насилию. Он только что отказался снимать и сниматься в "Молчании ягнят", где ему прочили место режиссера, что стало бы его дебютом, и роль Ганнибала Лектера. Но человек, получивший Оскар за роль пуленепробиваемого полицейского в фильме "Французский связной", напрочь отказывался от ролей, связывающих его со стрельбой и драками. Иствуду пришлось звонить Хэкману и долго с ним общаться, рассказывая, что "Непрощенный" как раз в последнюю очередь фильм о насилии, а если и о насилии, то о том, как оно заставляет людей терять души. Хэкман согласился, посмотрев на сценарий под этим углом. В результате так и получилось. Вроде Билли Дагет - записной антагонист картины, но он - главный представитель закона в фильме. Он борется с насилием. И пусть является самым циничным и жестоким человеком в кадре, но того требует его работа, а речи он говорит правильные, гуманные прямо. Опять же - его цель защитить город от наплыва наемных убийц, навести в Биг Виски справедливость и придать всему цивилизованный вид. И это отрицательный герой, которым детей пугать на ночь?
С ролью Ричарда Харриса, который сыграл в картине британского охотника за головами Англичанина Боба, тоже произошла довольно забавная история. Как гласит легенда, когда Иствуд позвонил ему, тот валялся в номере на Багамах и смотрел по телевизору... "Всадник высоких равнин". Он долго не мог поверить, что разговаривает с человеком, который не только сыграл в кино, который сейчас тот смотрит по телевизору, но и снял его. Более того, он просит его - Ричарда Харриса - сняться в своем новом вестерне.
Моргана Фримана тоже уговаривать долго не пришлось, ибо съемками в "Непрощенном" он умудрялся воплотить в жизнь три свои мечты. Первое - он всегда мечтал сняться у Клинта Иствуда, которого считал талантливым режиссером и отличным человеком. К Иствуду, в силу его демократичной работы с актерами, те всегда шли с преогромным удовольствием. Второе - сняться в вестерне для любого американского актера означает поставить галочку напротив редкого пункта в обязательной программе актерских амплуа, но так как жить приходилось во времена, когда вестерн практически умер (а если и не умер - лучше бы умер), цепляться приходилось за каждую возможность. А третье - Фриман обожал ездит на лошадях, а съемки на открытой местности всегда предоставляли ему свободное время для этого хобби. Таким образом, время, проведенное на площадках "Непрощенного" стало для Моргана Фримана, по его признанию, счастливейшими моментами в его карьере.
Снимали, понятное дело, подальше от студий, в Западной Канаде, где выстроили целый городок, который стал тем самым Биг Виски в кино. Вся съемочная группа встретилась прямо на месте, нигде до этого специально не собираясь и не обговаривая детали. Как это всегда бывает у Клинта Иствуда - работали быстро, с огоньком и без инцидентов.
Говорят, в оригинале книга не была такой мрачной, этого добавил туда сам Иствуд, сконцентрировавшись скорее на внутреннем уровне сырого насилия, попытавшись передать ее истинную сущность и цену. В "Непрощенном" смерть - это не награда за смелость, в ней нет никакого героизма. Нажимается курок, жертва падает, а охотнику как-то с этим жить всю его дальнейшую жизнь. Большую часть этого исследование Иствуд перенес и на собственную актерскую игру, создав такого человека, который осознанно делал в жизни самые ужасные вещи и будет делать в тот момент, когда обстоятельства заставят его выпустить своего внутреннего демона на свободу, скованного и связанного семейной жизнью. Он уже не звезда, не герой, не монумент, он - олицетворение ада и последствий его проявления на земле.
По выходу фильма стало ясно - Иствуд снял шедевр. Мало того, что это был канонический вестерн, но еще и сделан со всем мастерством и отвечал запросом современного кино. Более того, он еще и обнажал темную сторону вестерна, чего до этого мало кто делал осознанно и так удачно. Непрощенные люди, цена за жизнь которых равняется чуть более чем цена патрона - душа убийцы. Однажды убив, ты обрекаешь себя на внутренний ад навсегда, куда бы ты ни спрятался. Фильм получил 4 Оскара, в том числе за лучшую картину и лучшего режиссера (два других ушли Хэкману и монтажеру). Два вестерна, получивших Оскар в течении трех лет - исключительный случай для Академии. Единственное пугало - казалось, что "Непрощенный" забил последний гвоздь в крышку гроба жанра, снимать что-то после него было просто нереально. И американскому кино потребовалось более десятилетия, чтобы придти в себя.
УДИВИТЕЛЬНО... пересмотрел фильм спустя почти два десятилетия, за это время произошла переоценка ценностей, норм, правил... а фильм снова зацепил!
не вспомню какую оценку дал тогда после просмотра....
но сам факт, что фильм остался для меня интересным по прошествии стольких лет, удивителен. не припомню такого с другим фильмом...
Торжество правды
«Непрощённый» (англ. Unforgiven) — вестерн актёра и режиссёра Клинта Иствуда. Иствуд посвятил ленту памяти режиссёров Дона Сигела и Серджо Леоне. Фильм стал обладателем четырёх премий «Оскар» (включая "Лучший фильм" и "Лучший режиссер") (из 9 номинаций), двух премий «Золотой глобус» и других наград. В 2004 году фильм был включён в Национальный реестр фильмов Библиотеки Конгресса США. Иствуд создаёт жанровый, одновременно простой и глубокий сюжет с минимумом декораций и максимумом смыслов. Сюжет про "забытое Богом" поселение "Биг Виски" которое олицетворяет собой "дух Дикого Запада": свобода, анархия и беспредел. История про бедного фермера Уильяма Манни с "тёмным прошлым" и про "лёгкие деньги" сильна своей простой и сильной подачей.
В плане актёрской работы, можно отметить прекрасную работу Иствуда в роли Манни, но естественно главный актёр - Джин Хэкмен в сильной и впечатляющей работе сурового шерифа.
Сценарий и Джин Хэкмен - одно из самых важных что здесь есть.
В итоге, перед нами житейская, философская притча о сущности бытия. Сюжет про полное выпадение из реальности, которое приводит к торжеству правды.
Очень понравился фильм и рад мировому признанию самого режиссера, давно уж шел он к премии кинематографистов. Кто не знает, это фильм был памятью Серджио Леоне, у которого Иствуд и заработал мировую славу. В фильме, что понравилось, показано не поверхностно как боевые сцены, так и обычную жизнь "в промежутках между ними". Что также здорово, отражено и внутреннее состояние главного героя, вынужденного страдать из-за выбора молодости, все страхи и переживания, что не покидают на протяжение всей жизни.
Крутой Вестерн, железный герой. "Железная хватка" Коэнов в сравнении проигрывает по всем статьям, хотя и снят почти через 20 лет. Удивительно Клинт Иствуд не только был крутым актером, но как режиссер он превзошел себя как актера! По силе даже "Мертвеца" напомнил!
Фильм из тех, которые надолго остаются в памяти. Это не вестерн, а, скорее, его полное отрицание, причем, изнутри. Может я и не прав, но мне кажется в этом фильме Иствуд сыграл свою лучшую роль. Фильм не для любителей стрельбы и погонь, а для тех, кто не боится думать. И, кто готов переосмыслить свою жизнь.