Москва

Все отзывы о фильме «Мой личный штат Айдахо»

My Own Private Idaho, США, 1991

Рецензия Афиши

9
Алексей Васильев
908 отзывов, 923 оценки, рейтинг 1629
1 января 2001

Зима, Портленд, двое парнишек по вызову: Майк (Феникс) и Скотти (Ривз). Майк — бездомный, страдает нарколепсией: может в любой момент потерять сознание на несколько часов, вырубиться посреди шоссе. Когда Майк очухивается после приступа, его держит в объятиях Скотти. Скотти — сын промышленника, хулиган временный: самому себе он поклялся по достижении совершеннолетия завязать с содомией. Майк об этой клятве не знает и считает Скотти своим ангелом-хранителем.

Бульварная интрига с неразделенной любовью сыграна в промежутках между отключками Майка. Он отключается в Сиэтле и включается в Риме; что делалось с его телом все это время, можно только догадываться. Может, там, в мнимых отключках, и была жизнь, а вся эта история с путешествием в Италию с принцем Скотти — как раз сны, пространство, где на самом деле и живет любовь. Сны эти вульгарного толка — какие еще могут быть у необразованного мальчишки? — зато искренние. В одной из сцен голые Майк, Скотти и еще дюжина ребят из их компании делятся сокровенным с обложек гей-порножурналов, выставленных рядком на прилавке. За интонацией «было — не было» все четче проступает общее чувство потерянности в течении чужой жизни. Вместо мелодрамы выходит простая история. С кем не бывает: проснулся раз — недосчитался в кармане денег и документов, проснулся другой — недосчитался любви.

6
0
7
M_Thompson
1370 отзывов, 1411 оценка, рейтинг 591
12 августа 2011

Майк (Ривер Феникс) и Скотт (Киану Ривз) отправляются в бесконечное и бесцельное путешествие. Они работают проститутками, причем обеспечивают услугами не только противоположный пол. Оба со сложной судьбой и поломанной психикой. Майк, к тому же, может отключиться в любой, самый неподходящий из моментов. Конечно, можно было бы обойтись и без гомосексуальной связи, она тут не играет особо доминирующей роли, но из пьесы слов не выкинешь. Скотт же – отпрыск богатых родителей и имеет собственные причины скрывать происхождение, тогда как Майк свою мать никогда не видел и отправляется вместе со Скоттом, будто герои пьесы Шекспира, по мистическому пути в вымышленный штат Айдахо (спасибо группе B-52s), чтобы найти все и немного потерять. Или наоборот, тут уж как покрутить эту сложную, угловатую, но доходчивую и глубокую историю. Так Гас Ван Сэнт создал одну из канонических, но и одну из самых нестандартных роуд-муви кинематографа 90-х.

Известно, что для того, чтобы создать «Мой личный штат Айдахо», Ван Сэнт соединил три сценария, в том числе и один, что был поставлен по основам шекспировского «Генриха IV». При этом он сделал то, за что его можно было бы назвать конъюнктурщиком, если бы у него не получилось все так ровно. Он умудрился удовлетворить этим фильмом запросы чуть ли не всех. Гей-община простила ему гетеросексуального «Аптечного ковбоя»; кино-критики кинулись читать и перечитывать Шекспира и Дикенса, соревнуясь в том, кто больше найдет отсылок и цитат; молодое же поколение, из тех, которое вечно против (в то время называвшееся «Поколением X» в силу определенных социо-культурных явлений), назвало Ривза и Феникса своими кумирами (самоубийство последнего, увы, влияния его образа на неокрепшие умы не ослабило).

При этом, если уж заговорили о гейской стороне фильма, Ван Сэнт оказался первым, кто в некотором роде приблизил гей-тему из разряда подпольных, авангардных или, в худшем случае, трагичных фильмах о непонимании общества нетрадиционной секс-ориентации. У Ван Сэнта с этим все оказалось спокойней – да, гомосексуализм зримым образом присутствует, однако не является доминирующей темой истории, которая скорее рассказывает о том, что такое потерять семейные отношении в той или иной степени, к чему это может привести в поисках замены – мужская проституция не как способ заработать денег или получить, простите, удовольствие, а как поиск тепла, которого не хватило в детстве. Вот об это фильм и рассказывает. В том числе.

Опять же, как и в «Аптечном ковбое», Ван Сэнт предлагает другой суррогат семьи, если уж не получается с собственной. Даже на съемках фильма постановочная группа жила коммуной в доме в Портленде, что принадлежал ранее родителям режиссера и который тот купил к этому времени. И красной линией через все это – тема дружбы, верности (не обязательно романтической). Будучи отщепенцами общества, друзья являют собой крепкий дружеский коллектив, возвращение в общество из которого есть ни что иное, как грязное предательство.

Замечательны в плане противостояния общества и его «отбросов» последние сцены – пляшущие в дикой пьесе друзья Майка против скучных и скованных представителей света в окружении предавшего Скотта. Впрочем, где она – жизнь – удел решать каждому и плата за свободу и свободу выбора в том числе тоже в фильме Ван Сента присутствует.

1
0
7
Igor Sinelnikoff
413 отзыва, 450 оценок, рейтинг 406
6 сентября 2010

Никогда не был поклонником Гаса Ван Сента, но «Личный штат Айдахо» — случай особый. Во-первых, название абсолютно в «десятку». В нем столько энергии, столько ассоциации и чего-то глубоко личного, что едва ли фильм мог бы быть плохим.

«Мой личный штат Айдахо», как и ожидалось, очень грустный фильм. Впервые я о нем услышал, когда смотрел «Клуб „Shortbus“, где один из героев посмотрел картину Гаса Ван Сента в 13 лет и настолько остро пережил и прочувствовал ее, что в течение всей последующей жизни ассоциировал себя с героем Ривера Феникса, и однажды, от тоски, которой заразил его Ван Сент, будучи, между прочим, порядочным буржуа, он попытался совершить самоубийство. Так что же такое „Мой личный штат Айдахо“?

«My own private Idaho» — история двух хастлеров. Хастлеры — это гомосексуальные парни занимающиеся проституцией. Впрочем, от Гаса Ван Сента большего и не требовалось, это его стихия. Однако, это гораздо больше чем гей-фильм. Обывателей он может привлечь тем, что это одна из ранних работ Киану Ривза, ценителей — Ривер Феникс. Именно роль Ривера, бедного гея Майка, страдающего нарколепсией, сделала фильм культовым. Нарколепсия — это значит, что молодой человек во время стрессовых ситуаций теряет сознание, приступы напоминают эпиллептические припадки, и все это довольно опасно, если уснешь рядом с плохими людьми, а в жизни проститута их более чем достаточно. Но рядом с Майком всегда есть верный друг Скотт, который для героя очень многое значит. Скотт — сын мэра Портленда, бунтарь, бежавший из дома, и теперь скитающийся с уличными бродягим, грабя и продавая свое тело за деньги. В пестрой компании хастлеров Майк и Скотт держаться особняком, и все держаться Скотта, потому как знают, что по достижении им 21 года, он получит огромное наследство, которого, кажется, хватит на всех. К сожалению, именно сцены с цитатами из Шекспира, гулянок и форменного балагана мешают мне внести «Мой личный штата Айдахо» в список любимых фильмов, то есть поставить по крайней мере девятку.

Драматическая часть фильма более цельна, хотя и не рассказывает всей истории целиком. Достаточно лишь знать, что Майк ищет маму, и путь героев лежит в Италию, где они расстанутся. Картика получается галопирующей, Гас Ван Сент не останавливается на деталях, или я просто не туда смотрел…

Копать надо глубже. И внимательнее рассмотреть Майка. С Киану Ривзом все ясно, скандальная ранняя роль, коими грешил по молодости и Бандерас в еще более вызывающих филмах Альмодовара. Справился на «отлично». Персонаж его ярок, и местами выделяется в актерском дуэте, и все же, главная жемчужина фильма — это Ривер Феникс, сыгравший Скотта. Раннее в кино я его не видел, хотя и подозреваю по предыдущим отзывам, что с этим актером связана очень драматичная история.

Майк — это отдельный мир, мир, полный одиночества. Гас Ван Сент специализируется на таких образах и отлично их раскрывает. Вся жизнь Майка словно во сне, от приступа до приступа, во время которых он видит сцены из прошлого. Вот он лежит на дороге и поддергивает ресницами, в следующий момент оператор путает нас, когда у майка так же поддергивются ресницы во время оргазма. Что для него нарколепсия — вынужденный ад? А может быть удобный способ отгородиться от мира, который обходит своим расположением Майка. Он не богат, у него нет семьи, и в итоге не остается друзей и любимого человека, все, что у него есть — это его тело, которое можно продать. Но можно ли купить душу, когда Майк не может даже сблизиться со своим лучшим другом, хотя здесь и не его вина. «Мой личный штат Айдахо» — это фильм о всепоглощающем одиночестве, о мире, который мы создаем в своих фантазиях, мире, где нет места той грязи, что нас окружает. У каждого свой Айдахо, но кому-то суждено воплотить его в реальность, а кому-то нет. Чей-то путь оканчивается успешно, а чей-то оканчивается лишь со смертью.

Наверно, если бы я посмотрел «My own private Idaho» раньше, то попросту влюбился бы в этот фильм, а уж лет в тринадцать, так точно он бы определил черты моей жизни сегодня. Очень силная работа великого режиссера, достойная высших похвал. Она может изменить чью-то жизнь.

0
0
3
Кси Икс
236 отзывов, 256 оценок, рейтинг 291
14 ноября 2011

Была наслышана об этом фильме, как культовом. Ну, жаль, что не уточнили для какой "субкультуры" он культовый. Этот фильм просто топит в дерьме само понятие жизни. И еще отвратительнее, что он делает это с помощью красивых лиц Киану и Ривера, прекрасных видов природы и неба, хорошей, качественной картинки. Но при этом ни психологии, ни глубины характеров или игры актеров, ни даже связанного повествования. Глянцевая подборка фактов, призванных шокировать. Мне категорически не понравилось.

0
0
3
enlightened
523 отзыва, 629 оценок, рейтинг 96
11 февраля 2014

весьма тяжкий фильм. длиные, рваные диалоги. кто кому сын, кто кого любит и все это на грязных улицах, пыльных дорогах и в других мало приятных местах этого мира.

0
0
9
Waitforafter
17 отзывов, 47 оценок, рейтинг 30
15 января 2009

И всё-таки хорошо он снимает -Гас Ван Сэнт.
И смотрела я, конечно, в странном переводе, где переводчик по-своему обыгрывал всё, что слышал.
Но и это, как говорится, не главное. Судя по всему, в жизни обязательно нужна своеобразная проверка на прочность - сосуд жизни давно лопнул, но всё ещё летит во вселенной - некоторые ссорятся, некоторые ошибаются, некоторые извращаются.
Везде одно и тоже, усталость заменяется путаницей дней, а путаница дней - бессмысленностью.
В каком-то смысле Ван Сэнт очень хорошо отразил сторону жизни, в которой происходит карнавал - гомосексуализм - это всё-таки какой-то карнавал, со свойственной празднику беспечностью и весельем, только кто-то воспринимает карнавал, как инициацию, а кто-то не чувствует знаковость всего происходящего.
В литературе и кино, музыке всегда обыгрывается тема встречи с тем или чем, что мы не можем постигнуть. Я бы даже сказала, что это основная тема.
Когда человек сумел подхватить аккорды этой темы, всё - он сам полёт, он скользит на тонкой слое невесомости, называемой пронзительная правда, а в общем случае - сильный фильм. Правда = откровению - а пронзает, потому что непонятна и неизвестна. Правда всегда воспринимается как сложность, сложность делает наши поступки нелинейными.
Люди не находят свои пути, потому что не играют по правилам, потому что создают правила сами . Сила таких режиссёров - в недосказанности и калейдоскопичности повествования, нерешённость и подвешенность в воздухе всегда бесчестит наш разум, он отказывается видеть красоту в бессмысленности происходящего. И всё рушится и обычно остаётся новая дорога, уводящая в неподвижный небосклон. Трепетная больная птица не находит приюта, а умирает от холода, это целесообразность жизни убийственна, как взгляд обречённого больного ребёнка из окна на падающий снег - и не можешь представить, что это закончится, и знаешь, что всё уже прошло.

1
0
5
Sergio Beautiful
27 отзывов, 30 оценок, рейтинг 9
5 апреля 2010

Увы и ах! Но при всём уважении к Гасу нашему Шекспиру – это точно «не мой» фильм. И как бы мне не нравился Ривз – это точно его не лучшая роль. Да – герои отвержены, но один бросает другого и принимает наследство. Где чувства? Где смысл? Вообще – о чём фильм, кроме одиночества?

0
0
9
Лисья Нежность
6 отзывов, 6 оценок, рейтинг 2
27 марта 2011

"Мой личный штат Айдахо" - это фильм о вечном поиске мечты, любви и одиночестве.

Главные герои - Майк и Скотт, спят с мужчинами за деньги. Говоря иначе, являются хастлерами. Вот только причины такого образа жизни у каждого свои, и если двадцатилетний Скотт использует проституцию и воровство как своеобразный юношеский протест против богатого отца, то Майк ничего не выбирал сознательно - оставаясь внутри ребенком, он двигается наощупь, не в в силах найти с миром общий язык. Будучи покинутым родной матерью еще в раннем детстве, он стремится найти ее, узнавая почти в каждой случайной женщине. Воссоединение с матерью означает для него возвращение к себе, обретение того детского счастья, воспоминания о котором приходят лишь во время приступов нарколепсии. Но ни у кого нет власти над прошлым, и именно поэтому Майк никогда не успеет за своей матерью, всегда будет отставать на шаг.

"Я уверен, что уже застревал здесь раньше. Больше нигде нет дороги такой же, как эта...Это неповторимое место. Как человеческое лицо..." Дорога в Айдахо - место, в котором нет времени, нет начала и нет конца. В том виде, в каком ее изображает Гас Ван Сент, она существует только для Майка. Айдахо - это его личное одиночество.

Возникшая любовь к Скотту была единственным шансом для Майка наконец покинуть Айдахо, а значит, научиться жить в гармонии собой. Однако безответность этого чувства навсегда замуровала его между приступами нарколепсии на дороге, с которой он уже не сможет уйти.

Интересно, что девиз штата Айдахо «Esto perpetuum» переводится с латинского как «Да будет так навеки». Может, еще и поэтому Гас Ван Сент выбрал его для названия фильма?

Актерская игра Ривера Феникса заслуживает отдельного внимания - он действительно выстрадал своего персонажа. Возможно, это и подкупило Гас Ван Сента, который хотел снимать Феникса и в других своих фильмах. Однако судьба Феникса оказалась не менее трагичной, чем его персонажа - актер погиб от передозировки в возрасте 23 лет.

Позже Гас Ван Сент напишет роман "В розовом", заставив общественность задуматься о том, не одну ли из главных ролей сыграл Ривер Феникс в жизни самого режиссера? В его книге автор рекламных роликов Спанки влюблен в умершего друга и музыканта Феликса Арройо. Вряд ли это можно списать на совпадение...

"Мой личный штат Айдахо" - фильм, который вышел за рамки кинематографа во всех отношениях. Думаю, это самая сильная работа Гас Ван Сента.

10 из 10

Блог о кино
http://kinofilmi.livejournal.com/

1
0
9
наташа полякова
2 отзыва, 2 оценки, рейтинг 2
25 июня 2009

Великолепный фильм. Очень талантливо сыграл Ривер Феникс, ривз рядо с ним не стоит совсем, на уровне таланти и игры. все то время, что я смотрела фильм я поражалась все большим и большим талантом феникса. Это был необыкновенный человек. он как разряд молнии ослеплял всех своим светом, ослепительным и ярким, но ведь все молнии проходят мгновенно. так и ривер он пришол поражая всех своей игрой, он играл и очень сильно вливался в роль и чувства своего героя, он играл по наятоящему, не эти "звезды" которые снимаются сейчас, которых снимают не по таланту а по внешности. это фильм очень трагический и глубоко тяжолый. актеры играют буквально на обнаженных нервах. до слез жалко Майка и глубокая обида на скота как же он его лучший друг мог так поступить. ведь майк остался совершенно один без поддержки, без дружбы и без человека который их всех считал своими детьми. фильм глубоко трагический и из памяти тех людей которые смотрели его он несотрется

0
0
9
oudina84
2 отзыва, 2 оценки, рейтинг 1
22 июля 2008

"МОЙ ЛИЧНЫЙ ШТАТ АЙДАХО"
"Ущербное становится совершенным,
кривое-прямым,пустое-наполненным,
ветхое становится новым;стремясь к
малому достигаешь много;стремление
получить многое ведет к заблуждениям."
Дао дэ Цзин

Я-человек;
я страдал,
я там был.
Уолт Уитмен.


Сначала-это фильм о жизненном пути.Потом-о дружбе и ее вариациях.И только в последнюю очередь - о наркотиках.
В рамках зарубежного кинематографа картину можно считать ветераном:ее выход на широкий экран датируется 1991годом.
Публика же отечественных кинолюбителей в далеком 91ом вряд ли была готова к восприятию подобных фильмов.Собственно,в 91ом его и не пропустили...ни на широкий экран,ни в российские видеопрокаты.А достать фильм с рук и в "таинственных" латках можно стало только к 2001му.И только по-настоящему,"официально" - сейчас.
Что ж,вернемся от истории к сценарию.
Речь пойдет о двух парнях...
Знакомьтесь:Майк(Ривер Феникс) и Скотти(Киану Ривз).Ребята считают себя друзьями(..но время расставит все на свои места,и каждый из них узнает друг о друге то,что должен...)
Оба они ведут бродяжнический образ жизни,зарабатывая "на хлеб" и наркотики проституцией.Однако,для одного (Майка) бродяжничество - жизненный путь,для другого (Скотт) - все таки "временное хулиганство" и бунт против богатого родителя и его социального положения.
Итак,богатый папенькин сынок и бродяга-гей...А между ними-заботливая нежная дружба... и,кажется, - немножко больше(...но пусть это останется за завесой их личной тайны)...
Однажды жизнь Скотти круто меняется:он обретает настоящую любовь женщины, становится "нормальным" человеком и состоятельным джентльменом.
Цена этой "нормальности" оплачена дружбой и искренней любовью Майка.
Все.Точка.
Жизнь Майка застыла глубоким скорбным вздохом над просторами дорог картофельного штата Айдахо,ведущих его в грядущее "никуда".
Сердце Скотти забилось механическим метром,не допускающим никаких эмоциональных форс-мажоров.
Все,как-будто,встало на свои места.И вот только память...сумеет ли она стереть эту значимую(а-все таки-значимую!)для каждого из двоих часть совместного жизненного пути?..(Но эти рассуждения уже "за кадром")
Наконец, о кинематографическом эпигонстве.
С точки зрения заимствования художественных приемов и выстраивания образных параллелей,драма Гаса ван Сента-до определенной степени-психеделический коллаж.Здесь угадывается дело рук таких киноавангардистов,как Д.Линч,Роджер Корман("Трип",67г), М.Антониони("Забриски поинт"),Алан Паркер(легендарная "Стена").
Перекладывая киносюжет на литературу,это - драма человеческой недолюбленности в сочетании с многовековой проблемой определения тонкой грани между дружбой и любовью;грани,которая от этой недолюбленности ломается,образуя глубокий внутренний конфликт...
Или,если проще, - "Над пропастью во ржи" Челленджера и "Комната Джованни" Дж.Болдуина в одной упаковке.
Что еще?.. - Настоятельно советую посмотреть,быть может,обнаружив для себя еще что-то важное,чего я,наверняка (умышленно ли,нет...),пропустила.

O.Udina

0
0
7
Дмитрий
2 отзыва, 175 оценок, рейтинг 0
30 сентября 2010

Хороший, я бы сказал, что даже очень хороший фильм!
Вывернутая наизнанку реальность - мужская проституция 80-х - начал 90-х со всеми вытекающими последствиями - разбитые мечты, невыплаканные слезы, одинокие души, потерянные мечты...
Замечательная история неразделенной любви между бедным мальчиком с улицы Майки (Феникс) и сыном богатого бизнесмена Скотти (Ривз). Я бы сказал, что это непросто история неразделенной любви - это попытка показать Ван Сэнтом насколько непредсказуемым может быть человек, которого вы считаете столь близким, что готовы на все ради него, готовы любить его, любить просто так..
Помимо любовной линии просматривается и линия поиска - поиска себя, поиска своих корней, поиска душевного равновесия, поиска счастья. Вся жизнь Майка - это дорога, это вечная дорога - постоянное движение вперед - постоянный поиск, в том числе и любви. И несмотря на провалы в памяти из-за нарколепсии - временные трудности - он все равно неизменно движется вперед, только иногда оборачивается назад, к Айдахо, ведь все мы оборачиваемся иногда на свое прошлое...
А еще крепкая дружба не всегда бывает вечной, мало того - бывает и так, что люди умирают из-за такой дружбы...
И все эти высокоморальные и вечные вопросы на фоне безупречной игры Кеану Ривза и Ривера Феникса!

Словом, смотрите и наслаждайтесь!!

0
0