Москва

Все отзывы о фильме «Макбет»

9
ИЛЬЯ ТРИФОНОВ
1091 отзыв, 1123 оценки, рейтинг 1953
29 ноября 2015

Прекрасное мрачное и кровавое кино. Гнетущая атмосфера шотландских болот и нагорий просачивается в зрительный зал и заставляет слегка поеживаться. Шекспировский текст через две минуты перестает восприниматься, как стихи, и начинает свою собственную колдовскую жизнь. Взял книжечку- перечитываю, чтобы уловить и расширить послевкусие...

1
0
7
Евгений Ткачёв
687 отзывов, 11533 оценки, рейтинг 1350
3 декабря 2015

Попытка найти ключик к Шекспиру: не во всём удавшаяся. Но кое в чём удавшаяся: в первую очередь, «Макбету» идёт этот звериный оскал. Шекспир изначально писал его как боевик, так что препарированная Джастином Курцелем эстетика «Игры престолов» картине очень к лицу. Не раздражают и отдельные кадры, превращающееся в инсталляции. Проблема кроется в другом: в тексте. У шекспировского текста свой темпоритм, который не хочет подстраиваться под киношную картинку. Надо, наверное, его было всё-таки переписать для фильма.

0
0
9
Serge Schwander
245 отзывов, 283 оценки, рейтинг 830
26 ноября 2015

Не ходите на этот фильм, и не берите с собой детей,- если вы не хотите полюбить Шекспира, насладиться английским языком, и начать интересоваться историей. Гениальность режиссера не только в том, что он смог снять зрелищный фильм. Но и в его увлеченности, особой атмосфере кино. Когда ты перемещаешься в пространстве и чувствуешь запах костра, холод воды озера, и пронизывающий горный ветер. История помогающая понять, какими были настоящие цари прошлого, и на какие поступки были готовы идти мужчины во имя чести, любви к женщине. Переплетение поэзии, удивительных видов природы, хорошего четкого произношения (смотреть только в оригинале !), крупных планов лиц героев,- все это фантастически слажено и гармонично. Экшн, мистика, любовная линия, драма, патриотизм,- можно долго перечислять все жанры, которых касается произведение. Экранизация, которая бы понравилась Шекспиру.

25
0
7
Juniper
254 отзыва, 389 оценок, рейтинг 615
8 декабря 2015

Хорошая экранизация "Макбета".
Собственно на этом все. Что еще писать про экранизации Шекспира? Время и место действия сохранены, монологи тоже, добавлено "натурализма". В отличие от театральных постановок в кино нет необходимости в условных декорациях, так что режиссер мог поиграть с натурой, пейзажем, но не отказал себе в театральных приемах, как, например, игра с освещением.
В остальном все тоже, поучительная история о честолюбии, которое может превратить хорошего человека в безумного убийцу.

1
0
9
D. Monroe
343 отзыва, 391 оценка, рейтинг 536
28 ноября 2015
Сильное и атмосферное высказывание, старых и канонических речей.



Очень трудно давать оценку тем историям и фильмам, которые были экранизированы множество раз, если ты сам впервые, только знакомишься с самой историей, и в данном случае с такой темой, как "Макбет". Но очень легко принять сам новый фильм, его атмосферу, и сказать - смог он тебя убедить своим "подходом", или нет. В данном случае, тучи и облака раздвинулись перед ясным небом, чтобы явить нам бессмертную историю, в своем новом и необычайно сильном виде. Атмосферная, выдержанная, безжалостная постановка, в которой кажется нет, ни одного "театрального" места, и где ружья висящие на стенах - начинают стрелять "кононаду", также как кинжалы, превращаются в "коварных змей", карающих всех, кто сумеет поднять против них голос.

0
0
5
reginamarina
81 отзыв, 219 оценок, рейтинг 440
1 декабря 2015

Этот фильм заставил меня сомневаться в своей адекватности. Я не вижу гениальной актерской игры. Мы тоже в школе читали Шекспира по ролям: речитативом, с выражением, насколько возможно осмысливая текст и на сложных пассажах, делая вид, что так и надо.Но не называли это игрой. Почему грязные мужики в кровище вдруг заговорили стихами? - да какая разница. Это же Шекспир! Ответ исчерпывающий для девятиклассника, но неужели этого достаточно Фассбендеру и Котийяр.
Я не вижу потрясающих воображение съемок, ну может быть первые минут десять, дальше повторяются три плана: кровавый закат, шотландские холмы, замок.
Медленно. Медленно. Еще медленнее.
Говорят, что музыка переносит в средневековую Шотландию? Да, никто и не ждет польку - время жесткое, не до радости. Но разве трагедия означает монотонность? В ней нет завязки, развития сюжета, кульминации, разницы в характере персонажей? Почему одна и та же бесконечная мелодия?
Возможно это "не для всех", но Шекспир писал не для академиков, а для толпы, чтобы хватались за сердце, вскрикивали и плакали вместе с его героями. Это не делало его менее великим.
Я не знаю, кто такой Джастин Курцель, поэтому могу принять все вышесказанное за мое пока что недопонимание и режиссерский почерк: не думай, вдыхай, слушай,
погружайся в транс...
Объективно критиковать фильм не за что, кроме нежелания режиссера рассказать историю, как это было в "Макбете" Браны или поделиться чувством, как у Полански -
той самой малости, ради которой можно стерпеть многое. А если этого нет... "Прости, любимая, так получилось".
Там где режиссер не берет за душу, продюсер берется за тренды. Костюмы красивы безусловно, фотографии фильма эстетически безупречны. Ищем змеиный макияж леди Макбет в последней коллекции Шанель и костюмы у Гасилина. Хотя здесь high concept, конечно, шире, чем просто шмотки. Сумасшествие, потеря ребенка, феминизм - Макбет 2015. Что на этот раз продаем? Забираем долю рынка у "Игры престолов"? Коммерция - часть кинобизнеса, но ненавижу, когда ее впаривают под видом искусства.

8
0
3
Svetlana Fishman
118 отзывов, 249 оценок, рейтинг 398
4 декабря 2015

Плохо, действительно плохо.
На "Афише" при выборе оценки каждому количеству звезд соответствует определенное слово: 1-ужасно, 2-плохо, 3-так себе, 4-хорошо, 5-гениально. И именно "плохо" - самое подходящее слово, причем плохо мне было и во время просмотра, и еще два дня спустя. А вот почему так - я за пять дней, прошедших с просмотра, так до конца и не сформулировала для себя. Хотя сила воздействия искусства вроде бы налицо, выходили из зала в полном недоумении. В фильме для зрителя ничего нет - нет трепета, нет страха, нет сопереживания, нет жизни. Музыка психоделическая, пейзажи нетронутые, но все пустое. Но ведь как-то снимают экранизации, и их смотрят, хотя сюжет заранее известен, и не умирают в зале два часа от тоски.
А еще, да простят меня поклонницы Майкла Фассбендера, коей я и сама являюсь, но мне кажется, что он не справился, во всяком случае, я ему не поверила, что его Макбет был когда-то добрым, что он действительно страстно возжелал короны, что он пожалел о содеянном, одно только безумие было убедительным. Про Марийон Котияйр могу сказать то же самое, плюс - ей все же стоит что-то сделать со своей родинкой на лбу, отвлекает :)

7
0
5
Александр Залесский
102 отзыва, 174 оценки, рейтинг 343
2 декабря 2015

Гламисский тан Макбет и его супруга скорбят по погибшему первенцу. Тем временем Шотландия охвачена восстанием, и силы короля Дункана тают с каждым днём. Макбет ведёт воинов на битву с бунтовщиком Макдональдом: сражение, о котором у Шекспира сказано всего несколько слов, представлено масштабным и кровопролитным событием. Когда враг повержен, из тумана являются три ведьмы; они предрекают Макбету почести и королевский титул, а его другу Банко — славу родоначальника будущей династии. Среди гор и пустошей Шотландии, крошечных поселений и молчаливых замков начинается путь Макбета к власти. Каждого, кто стоит на этом пути, герой и его супруга устранят без сомнений и сожалений, будь то сюзерен, друг или невинное дитя.

«Макбет» Уильяма Шекспира — конъюнктурное произведение: оно написано в пору, когда на английский престол взошёл шотландский король Яков I. В трагедию попал и сюжет объединения Англии и Шотландии во имя благой цели, и тема ведовских проклятий (сожжение ведьм в Британии начала XVII века было весьма популярным развлечением). Версия Джастина Курзеля тоже насыщена конъюнктурой, только не политической, а фестивальной. Модные актёры (Фассбендер, Котийяр, Тьюлис, Харрис) вкупе с натурными съёмками в шотландской глуши обеспечили 10-минутные овации в Каннах и восторженные отзывы кинокритиков. Туманы Внутренних Гебрид обогатили историю создания фильма красочными легендами: Марион Котийяр, исполнительница роли леди Макбет, однажды заблудилась и едва не увязла в болоте.

Фильм действительно невероятно красив. Съёмки на острове Скай позволили воплотить эталонные пейзажи шотландского высокогорья, осязаемо передать кристально чистый воздух и шум травы на ледяном ветру. Батальные сцены с замедленными фрагментами, выполненными в абсолютной тишине, заставляют переживать каждый удар так, будто сам оказался в сердце схватки и видишь приближение острия клинка, наносящего смертельный удар. Готические соборы и ренессансные залы пиршеств не сочетаются с аскетичным средневековым окружением, но анахронизмы (пушки в XI веке) есть и у Шекспира. Исторической правды от «Макбета» ждать не приходится, здесь не показаны города, селения и быт простолюдинов. «Макбет» — миф о войне и предательстве, миф о солдатах и об их женщинах, претендующий на родство с преданиями скандинавского язычества. Ключевой образ — рыцарский меч, но это не меч-крест, а меч-идол, меч, который в руках военного служит орудием благородного труда, а в руках праздного деспота — проклятым истуканом, обрекающим владельца на безумие.

Текст фильма Курзеля почти дословно воспроизводит Шекспира, хотя в титрах указаны трое сценаристов. Авторы сценарных вставок сотворили с шекспировским текстом примерно то же, что три ведьмы — с судьбой Макбета: с самого начала направили действие в разрушительную сторону, руководствуясь мотивами бездушного любопытства. Погибший ребёнок Макбета, который, должно быть, казался авторам трогательным нововведением, на деле обесценивает шекспировский конфликт. У Шекспира падение Макбета вызвано целым рядом предпосылок, но герой выбирает путь предательства по собственной воле. У Курзеля же сердца Макбета и его жены заранее ожесточены роковым событием. Смерть близкого человека — общее место современных сценариев, deux ex machina, способная придать герою нужные для сюжета качества, будь то доброта, мудрость, безумие или жестокость. «Смерть в оправдание» выглядит тем более наивно, что мертвецов вокруг Макбета и без того хватает.

Образы-новоделы не ограничиваются семейством Макбета. Триединство сестёр-ведуний, происходящее из скандинавской (норны) и древнегреческой (мойры-богини судьбы) мифологии, без причин разбавлено четвёртой ведьмой-девочкой и младенцем. Леди Макбет, желая обладать мужем, не раздевает его, а просовывает руку сквозь темные складки одежды, как будто собирается не снять с него штаны, а достать его душу. Необходимость провести Макбета через адское пламя вынуждает режиссёра сжечь тот самый Бирнамский лес, который должен был двинуться на Дунсинанский холм. Более удачно переданы скандинавские аллюзии: мечи и пламя в туманных битвах сливаются в зловещий танец, превращая каждое поле битвы в земное подобие Вальхаллы. Атмосферу гнетущего величия иллюстрирует не только визуальный ряд, но и музыка, написанная братом режиссёра Джедом Курзелем. Сочетание электронных инструментов и старинных скандинавских мелодий напоминает саундтреки Тревора Морриса («Викинги», «Тюдоры», «Борджиа») и, как ни парадоксально, музыкальные темы из космических видеоигр.

Зыбкий миф современного «Макбета» теряет почву под ногами всякий раз, когда отходит от шекспировской традиции. Претензия на глубокий смысл так и осталась претензией: напустив (в буквальном смысле) тумана, авторы попытались скрыть отсутствие оригинального содержания за долгими паузами и сомнительным сюжетными добавками. Визуальной красотой можно насладиться в документальных фильмах о старой Британии, благо история Шотландии полна достоверных сюжетов, не уступающих по драматизму шекспировским трагедиям. А за глубиной лучше обратиться к первоисточнику: грубое переложение текста с красочными иллюстрациями подойдёт разве что педагогам, желающим пристрастить к Шекспиру нерадивых старшеклассников.

4
0
9
zumindest
112 отзыва, 169 оценок, рейтинг 322
28 ноября 2015

Невероятно красивая и очень удачная экранизация Шекспира. Я хотела еще написать "строгая", но это не совсем так - классический текст классическим текстом, но во многих моментах сценаристы и режиссер предлагают свое прочтение.

Майкл Фассбендер и Марион Котийяр, конечно, титаны. Они просто невероятны. Остальные, тоже неплохие актеры, уступают им место, высвобождают им пространство - и совершенно правильно.

Стиль, картинка, музыка - все замечательно, хотя вот лично мне показалось, что оператор зря злоупотребляет сло-мо. В конце концов, это делает фильм немного похожим на "Триста спартанцев".

Обязательно стоит посмотреть.

0
0
7
Elena525
150 отзывов, 245 оценок, рейтинг 306
13 декабря 2015

Ну, это Шекспир, и это трагедия... Если вы к этому не готовы, то лучше не ходить. Даже если готовы - честно говоря, немножко скучно.
Фассбендер и Котийяр грандиозны. Но вот чего мне не хватило - я так и не поняла эту пару героев. Что у Шекспира, что тут. Почему два честолюбивых подлеца сходят с ума от угрызений совести, так и осталось для меня загадкой...

0
0
3
DramaQueen
69 отзывов, 279 оценок, рейтинг 293
20 декабря 2015

На сеансе зрители покорно молчали, а потом на выходе говорили о том, как красиво снято, и обсуждали, что каждый кадр можно распечатать и в качестве постера на стену повесить.

Вы меня извините, но красиво снять свечи, лес, море и Шотландию может любой начинающий дилетант, вчера обзаведшийся навороченной зеркалкой и возомнивший себя крутым фотографом. Не говоря уже о том, что половину этой красоты - например, горы и темные фигуры на фоне оранжевого пожара - мы уже в Skyfall видели. Сорри, художник-постановщик. А все остальное - доказательство тому, что сам факт съемок фильма по Шекспиру его автоматически шедевром не делает - или делает для тех, кто хочет похваляться: вот, мол, я такой интеллектуал, сходил на "Макбета" с субтитрами.

Почему? потому что:

...когда в трагедии все по умолчанию произносят монологи со взглядом, зафиксированным на невидимой простому смертному точке в пространстве, и даже радостные вести - "Ура! Ты всех победил! Вот тебе награда!" - произносят так, будто у них запор, - это плохо. И да, когда Красивая Женщина со своим третьим глазом во лбу способна пять минут, не мигая, таращиться на 10 градусов левее камеры, и при этом из ее глаз обильно вытекают слезищи, лучше весь этот претенциозный трэш не становится.

...когда отсутствует логика действия - это плохо. И к черту, возможно, присутствовавший в режиссерском замысле (умысле? домысле?) символизм, если он лишен элементарного бытового смысла. На пиру все произносят громким шепотом обличающие монологи, а гости в это время сидят в гробовом молчании, не прикасаясь к еде, после чего звучит приказ "Все вон!" Вау, вот и пообедали. Или мамочка битый час на камеру декламирует речь, обращенную к укладываемому спать ребенку, сидя на полу даже не в спальне, а ребенок с отсутствующим видом возится к игрушкой, и ни о каком сне и "в постель" никто и думать не думает. Что это? - правильно, хрень. Про финальную сцену я вообще не упоминаю.

...кстати, логика поведения и целостность героев отсутствуют тоже. Макбет то не хотел и не мог, и жене пришлось ему дать для пущей убедительности, после чего он захотел и смог - и дальше у него невербальное поведение стало такое, будто он в подпитии. А жена из твари последней превратилась в кающуюся Магдалину. Facepalm.

...когда затянуты крупные планы ("Боже, женщина, да закрой ты уже рот, и давайте план меняйте, господин оператор, невозможно на это 4 секунды подряд смотреть"), это тоже плохо.

Вердикт: два. Да-да: ДВА.

3
0
7
KHALY
198 отзывов, 309 оценок, рейтинг 279
28 января 2016

Атмосферная экранизация жестокой классики. Театральная постановка умело перенесена на экран, где, как и положено театру, главным развлечением является игра актеров. Выбор монохромной палитры бесподобен - от первых темных замыслов до алой развязки. Отрешенные ландшафты и аскетичные декорации создают правильное настроение в повествовании мрачной истории предательства и тщеславия. В яблочко - когда я читал Шекспира, подобные картины возникали в моей голове.

1
0
5
Пошевай
123 отзыва, 176 оценок, рейтинг 179
8 декабря 2015

Если разбить этот фильм на фрагменты и пересобрать в сотню 5-ти минутных видео, то получатся отличные музыкальные клипы.
Очень красиво и монументально, но смотреть практически невозможно. Долгие взгляды, многозначительные паузы, вычурные позы, символизм и мистицизм... и полное отсутствие развлекательности. Всё очень серьёзно.

1
0
1
Elena Burmenskaya
134 отзыва, 210 оценок, рейтинг 178
11 декабря 2015

Мне нравится Шекспир, и благодаря фильму, можно сказать прочла книгу. Я конечно помню как в школе мы читали Ромео и Джульетта по ролям-тут такое же впечатление. Непривычно, в начале напрягало, но потом перестаешь замечать. Фильм мрачноват. Смешанные чувства... Скажу так- раз посмотреть нужно. Не пожалела. Но рекомендовать друзьям не буду. Специфический

1
0
9
Крошка Енот
75 отзывов, 115 оценок, рейтинг 140
8 декабря 2015

Оказалось, что очень сложно оценивать экранизации Шекспира. Но это было захватывающе и очень красиво. С совершенно особенной атмосферой, невероятно красивыми пейзажами. Прекрасная актерская игра, но с таким актерским составом это, скорее, констатация. Под впечатлением.

0
0
9
Svetlana Light
92 отзыва, 167 оценок, рейтинг 133
14 декабря 2015

Посмотрела на одном дыхании!
Страсти и метания героев я здесь не обсуждаю - написано произведение было дааааавным-давно, еще задолго до того, как кто-либо из нас был даже задуман. Хочется сказать о том, как эта история подана.
Настолько зрелищного и одновременно лаконичного фильма я, кажется, вообще никогда не смотрела. В нём даже сцены монологов смотрятся частью целого, а не нелепо стоящими в сторонке эпизодами. Музыка и её отсутствие потрясающе вплетаются в настолько вкусный визуальный ряд, что его хочется съесть, медленно смакуя каждую сцену. Взгляды, мимика, жесты актёров часто говорят даже лучше слов. И что в непоследнюю очередь замечательно в этом фильме так это его хронометраж, от которого не успеваешь устать, но в который режиссёр сумел вложить так много, что диву ещё больше даёшься.
Ценителям прекрасного (нелёгкого) кино обязательно понравится!

1
0
9
кино хронь
46 отзывов, 55 оценок, рейтинг 131
29 ноября 2015

Невыразимо красивый фильм. Все эти долгие планы, дымы и туманы, все эти цвета, серый с синим, любовно подобранные костюмы и скупые интерьеры... Каждую секунду хочется поставить "Макбета" на стоп-кадр и изучать, вглядываться, пытаться понять, для чего тут эта деталь, а там - другая.

И актерская игра, конечно, великолепная. Из Фассбендера получился идеальный Макбет, железный, волевой человек, полководец, одержимый внутренними демонами. А Котийяр сыграла очень неожиданную леди Макбет - вроде бы она и двигатель того преступления, которое приведет ее мужа и ее саму к вершинам власти и краху, а вроде бы скорее и жертва...

Очень рекомендую посмотреть, даже если вы Шекспира не любите и не читали. Тем более, наверное, если не читали.

1
0
7
Стас Коновалов
61 отзыв, 101 оценка, рейтинг 125
30 ноября 2015

Макбет хороший, без привлечения в свои ряды великого или выдающегося. Поговорить на языке первоисточника, возможно кто-то сочтет за находку, однако эта манера повествования, впрочем, и только она, оправдывает атмосферу сплошного стоп-кадра или созерцания высокогорья. У режиссера фильма все неплохо с цветом, постановкой происходящего, а так же есть характерное желание создать эпос. Можно еще добавить, что где-то, может, должен витать пафос, но тут особо нет. Это не Спарта, все таки. Хорошая и нагнетающая виолончель не в счет. На том и спасибо.

0
0
7
Николай Кофырин
36 отзывов, 37 оценок, рейтинг 108
23 января 2016

Пьеса Шекспира экранизировалась десятки раз. Наиболее известные экранизации: фильм Джорджа Орсана Уэллса 1948 года и фильм Романа Полански 1971 года. Лично мне понравился классический фильм Романа Полански, как наиболее близкий тексту шекспировской трагедии.

Новый фильм «Макбет» режиссёра Джастин Курзель очень красивый, хотя и не во всём аутентичен трагедии Шекспира. В роли Макбета снялся Майкл Фассбендер. Фассбендер актёр хороший, но он больше похож на Гамлета, чем на Макбета. Майкл – добрый, а Макбет – злой.
Первоначально на роль леди Макбет пригласили Натали Портман. Но потом её заменила Марион Корийяр. Однако и она не справилась со столь сложной ролью: не сыграла ни сцены сумасшествия, ни сцены самоубийства.

Исторический Макбет (Мак Бетад мак Финдляйх) родился в 1005 году. Королём Шотландии он был с 14 августа 1040 года по 15 августа 1057 года.
Макбет стал королём Шотландии после смерти Дункана I. Король Дункан I в 1039-1040 годы неудачно воевал с англичанами. Погиб 14 августа 1040 года в битве при Ботгогованане.
В 1054 году войска Сиварда вторглись в Южную Шотландию и разбили Макбета. Три года спустя Макбет был убит Малкольмом в битве при Лумфанане в Абердине. Преемником Макбета стал его пасынок Лулах.

Жизнь Макбета превратилась в легенду к концу XIV века, когда Джон Форданский и Эндрю Уинтонский написали о нём свои исторические сочинения.
Сегодня Макбет наиболее известен как персонаж трагедии Шекспира, которая не вполне соответствует исторической действительности.

Шекспиром я заинтересовался в школе, когда прочитал трагедию «Гамлет». Тогда же с удивлением узнал из хрестоматии по средневековой литературе, что история Гамлета и Макбета не выдумка Уильяма Шекспира.
Исторические события и образы, лежащие в основе пьесы «Макбет», были заимствованы Шекспиром из «Хроник Англии, Шотландии и Ирландии» Р.Холиншеда. Но если у Холиншеда короля убивают подосланные слуги, то у Шекспира сам Макбет; если у Холиншеда убийство Банко происходит после пира у Макбета, у Шекспира – до.

Трагедия «Макбет» была создана в 1606 году, спустя три года после смерти королевы Елизаветы и вступления на престол сына казнённой шотландской королевы Марии Стюарт – Иакова I. Английской короне требовалось художественное произведение, основанное на сюжете из шотландской истории, которое было бы политическим жестом – чтобы подчеркнуть историческую дружбу Англии и Шотландии.

В России до 1860 года пьеса «Макбет» была запрещена к постановке. Цензоров царя Николая I смущала сцена цареубийства и гражданская война.
В 1995 году трагедию «Макбет» поставили в БДТ им.Товстоногова. Леди Макбет прекрасно сыграла Алиса Фрейндлих. Но потом постановку почему-то закрыли, как и пьесу «Коварство и любовь» Шиллера. Видимо, просматривалось слишком много параллелей с современной действительностью.

Трагедия «Макбет», пожалуй, единственная пьеса Шекспира, где зло превалирует над добром. Поселяясь в душе Макбета, зло разъедает его ум и душу, разрушает его личность. Шекспир показывает анатомию зла: зло предстаёт феноменом, разрушающим природу вещей.

Во времена Шекспира зло считалось чем-то противоречащим естественному порядку вещей и природе человека. Олицетворением зла всегда считался Дьявол. Он восстал против власти Бога и в результате стал олицетворением зла. Именно Дьявол соблазняет людей и ввергает их в грех. Грех есть зло и нарушение божественного миропорядка.

Вначале Макбет не мечтает о королевской власти, но пророчество ведьм («Макбет – грядущий наш король») подталкивает и провоцирует его. Такова сила предсказаний.

Нередко, чтобы ввергнуть нас в беду,
Орудья тьмы предсказывают правду

Человек не может устоять перед благоприятным предсказанием. Естественно, он хочет быстрого его осуществления. Слава и власть всегда была испытанием для человека.

Благородный по натуре герой сбивается с пути, поверив в колдовское пророчество. Он верит в это пророчество, потому что оно растравляет в нём амбиции и мечту стать королём Шотландии.

Забыв про мудрость, честь и стыд,
Он страх, судьбу и смерть презрит,
И гибель ждет его, как всех,
Кто слишком верит в свой успех.

В душе Макбет сопротивляется, он хочет пожить с доброй совестью честного и преданного воина. Однако леди Макбет убеждает мужа не прислушиваться к голосу совести и склоняет его к преступлению. Леди Макбет просит злых духов лишить её человеческих чувств, а затем уговаривает мужа, подобно ветхозаветной «Еве», преступить божественные заповеди и убить Дункана. Она хочет стать королевой.

Мы не достигли ровно ничего,
Когда уныло наше торжество:
Милей - погибнуть, чем, других губя,
Жить в смутном счастье и терзать себя.

Убив Дункана, Макбет уже не может остановиться и призывает силы зла дать ему право убить своего друга Банко.

Я странно говорю; поймешь потом.
Все, начатое дурно, крепнет злом.

Совершив грех однажды, Макбет становится пленником своего греха. Чтобы добиться власти, он идёт на убийство, а потом совершает другое убийство, чтобы власть удержать. Так Макбет становится тираном и рабом собственной власти.

Подняться высоко не много значит.
Но твёрдо устоять на высоте.

Чтобы достичь власти Макбет нарушает божественные заповеди и совершает преступление, тем самым он восстаёт против естественного миропорядка и своей природы.
Но человек не может абсолютно игнорировать своё естество. Попытки победить природу приводят к тому, что природа побеждает тебя. В результате леди Макбет сходит с ума и кончает жизнь самоубийством. А Макбет начинает убивать всех, кто попадает под руку.

Кровь проливали в стародавний век,
Когда закон не правил общежитьем;
Да и поздней убийства совершались,
Ужасные для слуха; но тогда
Дробили череп, люди умирали,
И был конец; теперь они встают
С челом, пробитым насмерть двадцать раз,
И гонят нас со стульев; это хуже,
Чем самое убийство.

Властолюбие застилает в сознании Макбета различия между добром и злом. Получив власть, король Макбет постоянно испытывает страх, что он утратит корону.

На своих руках
Он чувствует налипшие убийства;
Измены мстят ему за вероломство;
Ему послушны только по приказу,
Не по любви; он чувствует, что власть
Болтается на нем, как плащ гиганта
На низкорослом воре.

По одной трактовке, всё, что совершил Макбет, не воля таинственного и зловещего рока, а воля человека, отрицающего божественные и человеческие законы.
По другой трактовке, человек не властен над своей судьбой.

Тема Рока обыгрывалась многократно ещё в античных трагедиях. Достаточно вспомнить «Царь Эдип». Да, у героя есть выбор, но итог его предрешён. Что бы человек ни делал, Судьба неумолима.

Властолюбие приводит Макбета к грехопадению подобно падшему ангелу, восставшему против власти Бога.

Честолюбие и жажда власти доводят Макбета до злодеяния, а в результате до саморазрушения. Он пример того, как власть даже достойного и честного человека развращает; а абсолютная власть развращает абсолютно.

Когда конец кончал бы всё, - как просто!
Всё кончить сразу! Если бы убийство
Могло свершиться и отсечь при этом
Последствия, так чтоб одним ударом
Все завершалось и кончалось здесь,
Вот здесь, на этой отмели времен, -
Мы не смутились бы грядущей жизнью.
Но суд вершится здесь же. Мы даём
Кровавые уроки, - им внимают
И губят научивших. Правосудье
Подносит нам же чашу с нашим ядом.

Главный лейтмотив шекспировской пьесы “Fair is foul, and foul is fair”, который может трактоваться как “Good is Bad, and Bad is Good”. «Добро есть Зло, и Зло есть Добро», – вещают три колдуньи.

Гениальность Шекспира (или того, кто себя так называл) в том, что он усмотрел неизменное и закономерное в человеческой природе, в том числе и волю к власти.

Я не являюсь шекспироведом, хотя и написал несколько статей о гениальном поэте. А недавно, чтобы разгадать тайну Шекспира, я побывал на родине великого драматурга – в городе Стратфорд на Эйвоне.

Есть предположение, что «драматург Шекспир» был изобретением английской тайной полиции. Ей был нужен такой человек как Шакспир из Стратфорда – необразованный ростовщик, послушный и умеющий держать язык за зубами. Шакспир был нанят главой тайной полиции сэром Ф. Уолсингемом в качестве живого псевдонима для драматических и поэтических произведений Кристофера Марло и других авторов.

Инвесторы и «стратфордианцы» с пеной у рта утверждают гениальность своего кумира, защищая вложенные деньги. Один из апологетов заявил: «если даже Шекспир встанет из гроба и признается, что не писал своих пьес, мы ему всё равно не поверим».

В Лондоне я подарил библиотеке Британского музея свой роман. Спустя месяц пришло письмо, в котором сообщалось, что мой роман принят и помещён в каталог русскоязычной литературы.

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература – http://www.nikolaykofyrin.ru

0
0
9
OlggaDa
94 отзыва, 245 оценок, рейтинг 108
29 ноября 2015

Шекспир - гениален и это уже давно известно. 'Даже в мире магов слышать голоса дурной знак"(с) Режиссер / постановщик потрудились на славу. Красиво, не просто, великолепно. Только вот гудящий от скуки людей вокруг, вызывал некоторое раздражение. Скучно Вам , не надо идти. Следующим сеансом или до будет вам и сойка и пересмешница.. А Тут так же не должно быть супермена и человека-паука,как я уже писала в другом отзыве. Я их тоже люблю, но это кино не про это. А про суть , тонкая психология истории.

1
0
7
Михаил Клименков
32 отзыва, 668 оценок, рейтинг 90
4 декабря 2015

О БЕДНОМ МАКБЕТЕ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО
Две экранизации шекспировской трагедии

Хотя праздный вопрос: «Какую книгу взял бы ты с собой на необитаемый остров?» – ни к чему не обязывает, я для себя его уже давно решил. Это был бы том избранных произведений Вильяма Шекспира, изданный Государственным издательством художественной литературы в 1953 году. За эту книгу в начале 70-х я отдал больше половины студенческой стипендии, и она стала одной из первых в моей библиотеке. С тех пор в моменты, когда не знаю, что читать, беру её – и не было случая, чтобы она «не пошла».

В этот том входят сонеты и девять драматических произведений великого британца. Удивительно: хотя составители из огромного шекспировского наследия выбрали лишь одну комедию, остальное – трагедии, книга никогда не оставляет мрачного впечатления. Даже беспросветный «Макбет».
С этой трагедией у меня тоже связаны личные воспоминания и впечатления. Это было первое соприкосновение с шекспировским миром. Мне было лет семь или восемь. Я жил возле клуба, детский билет стоил пятьдесят копеек старыми, и я ходил в кино чуть ли не каждый день. В один из вечеров там показывали странный фильм. Вообще-то он был похож на сказку, только очень необычную. Действие разворачивалось в каком-то королевстве, где дворцом являются пещеры со стенами из папье-маше, где в проходах вместо дверей – звериные шкуры, а у главного героя – четырёхрогая корона, точь-в-точь как у Кощея Бессмертного в любимой советской киносказке. Он и был злой Кощей – почти с начала фильма стал убивать всех направо и налево. На это его подзуживала жена. А ещё – три ведьмы-колдуньи, которые предрекли, что он умрёт только тогда, когда на него двинется лес, а убьёт его тот, кто не рождён женщиной. В итоге всё это сбылось. Жена умерла, лес двинулся, и молодец подходящий нашёлся. В общем, зло, как и положено в сказке, было наказано. Правда, необычным было то, что главным героем был не добрый герой, а злодей. Но захватывающий сюжет запомнился. Запомнилось и название – «Макбет».
Когда появилась возможность скачивать фильмы из интернета, я нашёл так впечатлившую меня в детстве картину. Снял её в 1948 году великий американский режиссёр и актёр Орсон Уэллс – его «Гражданин Кейн» вот уже много лет возглавляет список ста лучших фильмов мира. Он же сыграл и заглавную роль. «Макбета» критики и историки кино не относят к удачам Уэллса. Говорят, что он театрален: весь снят в весьма условных и, надо признать, дешёвых картонных декорациях. Правда, уже тогда замечательный писатель, поэт, драматург, художник и кинорежиссёр Жан Кокто назвал этот фильм полным дикой и необузданной силы, а самого Орсона Уэллса – непревзойдённым трагическим актёром. И я с ним согласен: периодически пересматриваю его и с первых кадров погружаюсь в эту мрачную, но захватывающую историю. В принципе, главный посыл фильма, как и оригинала, прост: зло неизбежно наказывается. Но мы наблюдаем процесс озверения изначально вроде бы хорошего человека. Если учесть, что фильм снят через несколько лет после окончания Второй мировой войны, понятно, почему шекспировский сюжет заинтересовал Уэллса. Моральную деградацию медиамагната Кейна исследует он в своём первом фильме. Власть, которую дают ему деньги, уродует его изначально благородную сущность. Стремление к власти любой ценой приводит к краху и Макбета. Страх, который овладевает этим сильным человеком, – вот главный лейтмотив уэллсовского исполнения роли.
Между прочим, среди актёров существует поверье, что «Макбет» приносит несчастье тем, кто берётся за его постановку. Но, несмотря на это, желающие вновь окунуться в эту кровавую историю были во все времена. В кино одним из последних стал молодой режиссёр Джастин Курцел. Его версия только что вышла на российские экраны. В главных ролях – Макбета и леди Макбет – звёзды современного коммерческого кино Майкл Фассбендер и Марион Котийяр. Честно говоря, опасался, что шекспировскую высокую трагедию превратят в этакий боевик, где кровь людская – водица. И приятно ошибся. Разумеется, Курцелу хватило средств для того, чтобы снять современный высокотехнологичный фильм. Но он отнюдь не увлечён кинотрюками, а сосредоточивает внимание на психологии героев. Где-то даже, на мой вкус, перестарался в этом. Он вводит пролог, которого нет у Шекспира и в котором супруги Макбеты хоронят маленькую дочь.
Это в какой-то мере объясняет их дальнейшую жестокость (месть всем за своё несчастье). Становятся объяснимыми бред и раскаяние леди Макбет. В исполнении Котийяр она – не «воплощённая Эсхилова мечта» с «железной душой», как воспринимал её Бодлер, а скорее птица Ходасевича, которая «бьётся на бессонном ложе».
Точно так же Макбет – не патологический злодей. Майкл Фассбендер, стремясь приблизить своего героя к американским тинейджерам, увидел в нём травмированного на войне ветерана Вьетнама, Ирака или Афганистана.
В общем, в отличие от уэллсовских, герои Курцела лишены инфернальности. Это в какой-то мере снижает пафос шекспировской трагедии до более низкого жанра – мелодрамы, но делает для современного зрителя более понятными мотивы поступков главных героев. И даже, в какие-то моменты, вызывает сочувствие к ним. Однако в большом Курцел не грешит против Шекспира, пьесы которого изначально были рассчитаны на массовую публику, но при этом не теряли и своего всечеловеческого смысла.

0
0
1
Lustrix Ru
22 отзыва, 45 оценок, рейтинг 83
30 ноября 2015

Сижу на фильме, читаю рецензии... И думаю, неужели все куплены?!? Я вот далеко не любитель тупых американских фильмов но тут даже я готова сдаться. Прошло 40 минут от начала и половину времени я борюсь с желанием уйти. Нудно невыносимо, жесточайше растянутые паузы, пьяная работа оператора (хочется помочь ему поровнее держать камеру), хоть бы в оригинале язык сделали с субтитрами - все бы интересней было б (послушать Шекспира в оригинале, универ вспомнить)... Читайте Шекспира - фильм только для мегаизбранных любителей неформата на грани

1
0
9
Michael Volkov
36 отзывов, 45 оценок, рейтинг 78
6 декабря 2015

Завораживающая картинка. Классический сюжет. Оригинальная трактовка. Фильм из разряда "не для всех". Есть сильные сцены. Лучшая роль Фассбендера. Оставляет зрителя наедине с размышлениями (зависит от качества зрителя). Рекомендую смотреть в кино, так проще отстраниться от наносного и погрузиться в классику.

0
0
9
Oshiyu
48 отзывов, 53 оценки, рейтинг 76
29 ноября 2015

Невероятно сильное и прекрасное кино с восхитительными костюмами, антуражем и, конечно же, актерами. Не дословная экранизация "Макбета", разумеется, куда более зрелищная и драматичная, но прекрасных диалогов и монологов тут хватает.

Больше всего восхитила, конечно, Марион Котийяр с ее огромными глазищами, ну и Фассбендер определенно хорош, хотя в такого уровня фильмах сложно выделить кого-то одного - все очень атмосферно, слаженно, проваливаешься в эту эпоху и историю полностью практически с первых минут. Аплодисменты!

3
0