Пожилая английская леди Джоан Стэнли (Джуди Денч), тихо живущая в деревне, обвиняется в государственной измене и многолетнем шп ионаже в пользу КГБ. Перед лицом тюремного заключения Джоан вспоминает о событиях своей юности, когда она собирала части атомной бомбы и влюбилась в убежденного коммуниста Лео (Том Хьюз). После трагедии на Хиросиме она встала перед выбором — предать свою страну или поставить под угрозу весь мир. Исторические факты свидетельствуют, что Джоан удалось предотвратить Третью мировую. Картина основана на жизни советской разведчицы Мелиты Норвуд.
Детектив, Триллер, Мелодрама |
18+ |
Тревор Нанн |
13 сентября 2018 |
18 апреля 2019 |
1 час 41 минута |
Честный шпион
Пожилая английская леди Джоан Стэнли, тихо живущая в сельской местности, получает обвинение в государственной измене и многолетнем шпионаже в пользу КГБ. Перед лицом тюрьмы Джоан вспоминает о событиях своей молодости, когда она работала над ядерными установками и влюбилась в убежденного коммуниста Лео. После трагедии Хиросимы она встала перед выбором – предать свою страну или поставить под угрозу весь мир.
Фильм режиссёра Тревора Нанна основан на жизни советской разведчицы Мелиты Норвуд (однако в фильме её имя изменено на Джоан Стенли). Она была известна как агент советской разведки, которая в течение 40 лет передавала СССР секретные документы, в том числе и связанные с ядерной программой, при этом работая секретарём главы Британской ассоциации исследований цветных металлов, работавшей над ядерными технологиями. Была разоблачена в результате предательства бывшего советского офицера-разведчика Василия Митрохина. В 24 года вступила в Компартию Великобритании (и это в фильме представлено со всей простотой и непосредственностью). Она была наиболее ценимым КГБ агентом в Великобритании.
Литературная основа сценария — книга «Красная Джоан», написанная в 2013 году британской писательницей Дженни Руни. Хотя, в итоге, ничего "красного и советского" судя по фильму - в ней и не было - а были непонятные и запутанные отношения с двумя мужчинами - студентом-коммунистом - Львом Галичем и её начальником в лабаротории - Патриком Адамсом. А ответы на её "туманные поступки" - были глубоко гуманными и жизнеутверждающими. Хотя и действия её - были глубоко профессиональные и умные - как у настоящего разведчика, которая вроде так ни разу и не побывала в самом СССР.
В этой небольшой и скромной британской картине - есть всё для хорошей и стандартной драмы - антураж и эпоха, операторская работа, и конечно - актёрские работы, которые стоят здесь во главе.
На фоне впечатляющей работы статной Джуди Денч - отдельно выделяются работы Софи Куксон (сыгравшая Джоан в молодости), Тома Хьюза и Лоуренса Спеллмана.
Перед нами фильм - о человеке, который под конец - оказывается настоящим "счастливчиком" судьбы - которую все прозвали вместо слова - "предатель" - "бабушкой-шпионом".
«Я делала то, что делала, не ради денег, а чтобы предотвратить поражение новой системы, дорого заплатившей за то, чтобы обеспечить простых людей доступными продуктами питания и транспортом, образованием и здравоохранением… При аналогичных обстоятельствах я снова поступила бы так же».
Мы конечно никогда не узнаем стопроцентной правды практически ни в чем, даже в событиях в которых сами принимали участие, а тем более в тех, которые уже разобраны и пересказаны в угоду кому-то, времени, режимам ит.д, это я как о фильме, так и о жизни. Но удивительным фактом явно стоит считать, что в жизни встречаются люди, которые смотрят на вещи совершенно под другим углом, и меняют правила, расположение сил, историю. И тут она, история, как раз про то, как маленький человек своим решением, не мелким, не правильным в отношении своей страны, не решением про «здесь и сейчас», предотвратил развитие концентрации ядерного оружия в одних руках, тем самым уравновесив силы в мире, и возможно предотвратив немалое количество катастроф, создал эффект взаимного сдерживания.