У вас обязательно должно получиться вынести за скобки притворное аллилуйя, ничего в действительности не означающее и ни к чему не обязывающее, для того, чтобы почувствовать истинное искупление на кресте, коим станет двойное ощущение собственной несвободы - абсурдное осознание души, что она заточена дуально в телесную сковывающую ее оболочку и в стены обители для людей с измененным восприятием действительности. Априори безнадежную попытку вырваться наружу предпринимать стоит едва ли - она лишь превратится в гениальным образом сыгранный Жюльет Бинош меланж обращенных в бесконечное небо устремлений, символом которых станет одинокий платан, так и не сумеющий обрести свои листья в лучах зимнего солнца Прованса, и резко сменяющий их симбиоз дрожи на губах, проекцию внутренней боли в покрасневших уставших глазах и ощущение собственного бессилия, которое будет выражено неловко слепленной и в страхе оброненной фигуркой из найденной в саду в попытке освобождения глины. Обретет ли Сизиф смысл в обсессивном закатывании камня в гору?
Вчера побывали с мужем на премьере. Обидно, что, несмотря на первый день проката и на не самый попсовый кинотеатр, в зале было всего несколько зрителей... Наверное, из-за того, что у нас не на слуху имя этой знаменитой скульпторши...
А, вообще, в конце 19 века Камилле Клодель пророчили большое будущее, называли гением, а ее работы считались одними из самых сильных того времени. Она с детства была очарована камнем и глиной и сразу поняла, что хочет стать художником или скульптором. В начале своего творческого пути Камилла брала уроки у Огюста Родена, а затем сама стала его музой, источником вдохновения, моделью и любовницей, но при этом не перестала творить, и делала это все лучше и лучше. Впрочем, фильм, который мы посмотрели, - это не фильм-биография. Точнее, не полная биография - фильм рассказывает лишь об одном годе жизни Камиллы Клодель. Правда, этот год, как и целая череда точно таких же последующих, составили почти половину ее жизни...
Наверное, судьба Камиллы - одна из самых страшных, которые только могут быть у человека. Через 8 дней после смерти ее отца, который всегда ее морально поддерживал, ее по инициативе ее брата Поля отправляют в психиатрическую лечебницу. До сих пор так толком никто и не знает: была ли больна Камилла. За восемь лет до этого у нее стали наблюдаться некоторые нервные расстройства, но, в целом, по свидетельствам многих, она, хоть и жила уединенно, но сохраняла рассудок. Да и потом, после нескольких лет проведенных в лечебнице, сами врачи рекомендовали брату, матери и сестрам Камиллы забрать ее домой. Но те наотрез отказывались. И если брат, хотя бы навещал ее там несколько раз в год, все остальные члены семьи не приезжали к ней ни разу, отвернулись навсегда. Это страшно...
Камилла так и умерла в лечебнице. Тогда ей было почти 79 лет. Всего же в больнице для умалишенных она провела 30 лет...
В общем-то, никакого особого действия в фильме нет. События в нем разворачиваются в аббатстве, где была расположена лечебница, - через два года после того, как Камилла Клодель была туда помещена. Посещение доктора, обеды и ужины, водные процедуры, прогулки в горы с послушницами, даже небольшой театр на территории аббатства, где играют сами пациенты. Казалось бы, ничего особенного. Только крики и стоны психически нездоровых людей, их жуткий смех, постоянное пребывание в такой атмосфере, ни одного письма от родственников за исключением брата и полное одиночество. Камилла показана в фильме, как совершенно адекватная и не потерявшая рассудок женщина, какой, скорее всего, она и была, по крайней мере, в начале своего "лечения". И каково же ей было находиться в такой среде?..
Еще интересно, что в фильме "Камилла Клодель, 1915" на вторых ролях снимались настоящие психические больные. И в этом можно легко убедиться, едва увидев их лица. Для меня это было большим открытием, так как я, вообще, не представляю, как людей с такими заболеваниями, как показано, можно уговорить что-то делать на камеру.
Лично мне фильм понравился. Хотя, возможно, что понравился больше всего именно с точки зрения "профессионального" интереса. Когда-то давно я увлекалась психиатрией, и мне было интересно посмотреть на особенности поведения этих пациентов, пусть и в кино. А, вот, мужу кино показалось скучным. Так что, рекомендовать к просмотру этот фильм могу только тем, кому интересны эпизоды жизни Камиллы Клодель, тем, кто любит фильмы-биографии, или, кто, как я, заинтересуется его особенностями.
Камиллу Клодель обокрал Роден. Воспользовался ее гением, впитал от нее вдохновение, но не разделил с ней свою судьбу. После этого она уразумела, что двери (души и таланта) опасно держать открытыми, и заперлась в своей мастерской в Париже, окружила себя кошками и перестала впускать людей. Но те ворвались в окно и отправили ее в лечебницу, где она десятки лет балансировала на грани здравого ума и безумия. Фильм - о пребывании Камиллы среди сумашедших.
...Глаз не оторвать от Жюльетт Бинош, играющей великую и несчастную скульпторшу, доверием которой воспользовался мэтр. Это даже не игра. Это высшая степень сопереживания, совмещения боли двух гениальных женщин - давно покинувшей этот мир художницы и самой актрисы.
Запали в сердце размышления брата Камиллы - Поля - об искусстве. Оно опасно, поскольку человек, посвящая себя ему, имеет дело с воображением и чувствами. И далеко не всякий способен выдержать их натиск, не утратив при этом рассудка. Добавлю от себя. Все остальные не в психушке лишь потому, что только слегка задеты божьей искрой.
Такое кино следует смотреть очень сосредоточенно, в тишине и отречении от хода собственной жизни на время фильма. Тогда он заставит ощутить всё то, что пережила Камилла Клодель в заточении в клинике.
В фильме совсем нет музыки и много картин природных ландшафтов вокруг госпиталя. Рощи с птицами, тропинки, заснеженные горные цепи живописные, обширные, но при этом от них веет равнодушием, что пропитывает дух несвободы в Монтедеверже.
Лицо главной героини всю картину на грани истерики, измученное и немного безумное. Остальных пациентов играли настоящие люди с психическими расстройствами. Я впервые увидела, как происходит их жизнь.
Мне кажется, взгляд на окружающий мир будто глазами ещё одного заключённого в больницу и предельная реалистичность так проникают в душу.
Бинош как всегда великолепна
Живописные пейзажи притягивают взгляд
Да и сама история про психушку ничего
НО
Довольно скучно, затянуто, причем сделано это, возможно, специально для усиления чувств героини, но я просто погрузилась в сон. Вот и все)
Вся «экранизация трагической биографии Камиллы Клодель» заключается в том, что два года как заточённая в психушку близ Авиньона Клодель (одна из лучших ролей Бинош) ждёт появления своего брата (Жан-Люк Венсан) и боится отравления. Брат, поэт и дипломат, который её содержит, холоден, неистово религиозен и крайне нерешителен по поводу её судьбы.
Всё остальное – игра света и тени на лице Бинош, шёпоты и крики в каменных стенах старинного аббатства, карнавал одухотворённых кликуш (и их не менее одухотворённых поводырей) соблазняющих перейти тонкую границу между разумом и просветлением, на которой она, единственная из всех персонажей, кажется, замерла – придают этому кино абсолютно невероятную изобразительную мощь и достоверность.
Камилла Клодель (Бинош) – экзальтированная тетенька с интересным прошлым и парой пунктиков – явно надолго прописалась в авиньонском дурдоме, в окружении имбецилов и кататоников. Но она продолжает жить надеждой на то, что ее брат Поль (Венсан), страдающий запорами на фоне осознания своей святости, спасет ее.
С первого взгляда кажется, что Брюно Дюмон, известный тем, что в его фильмах непрофессиональные актеры зверски совокупляются на фоне оставленных Богом ландшафтов Северной Франции, изменил себе. Однако кажется так только из-за знакомого лица Бинош – это все тот же методичный рассказ об утрате человеческого, о растворении в пространстве, столь характерный для Дюмона. "Я больше не могу! Я перестала быть человеческим существом!" – кричит артистка Бинош, а достоверности Дюмон добивается тем, что кричит она на настоящих клинических идиотов.
Диссонансом между главной французской актрисой современности и толпой блюющих и орущих инвалидов Дюмон не только задает основное напряжение фильму, но и вполне осознанно заставляет задуматься о самой природе актерстве. Бинош заходится в крике, бьется головой о стол, плачет, шепчет и молится, однако остается поразительно фальшивой на фоне всех этих горбов и слюнявых подбородков. Такая диверсия Дюмона не только многое объясняет о фильме (который, если кратко, о том, что Бог сошел с ума), но и возвращает кино к вопросам, заданным Луи Деллюком еще в 20-е годы: к дихотомии реальности и искусственности, к отказу от театральности и к осознанию того, что правду можно найти только в жизни.
Мне понравился фильм, а вот мужу показался скучным. Рекомендую тем, кто готов погрузиться в достаточно тягостную атмосферу
Фильм абсолютно не динамичен, но завораживает. Возникает некоторое ощущение затянутости, но тем самым погружаешься в тягостную и однообразную атмосферу, в которой существует Клодель. Режиссёр не убыстряет время, а позволяет ему идти привычным ходом. Ещё порадовала точность в отображении образа жизни и привычек европейцев начала XX века: налёт декаданса, образованные люди сплошь ведут дневники и ищут спасения в религии и философии... Бинош балансирует весь фильм на грани нервного срыва, в то время как в половине кадров её лицо крупным планом - непостижимо!
Но динамики всё равно хочется, да. Хотя фильм тогда, возможно, вышел бы более историческим и менее человеческим.