Москва

Рецензия Афиши

7
Василий Миловидов
102 отзыва, 103 оценки, рейтинг 1464
8 ноября 2013
Удачная экранизация одного из важнейших русских романов нулевых

Пермский биолог Служкин (Хабенский), уволенный из библиотеки закрывшегося завода, устраивается учителем в школу: знакомые биология с ботаникой заняты, свободна только география, в которой он явно не силен. Дома пилит жена, к которой к тому же начинает подбивать клинья поселившийся по соседству одноклассник героя. На работе тем временем обнаруживаются привлекательная преподавательница немецкого и влюбчивая ученица 10-го А.

С фильмом Александра Велединского («Живой», «Бригада») произошло то же самое, что и с легшим в основу романом Алексея Иванова, — он смотрится нездешним зверем на общем фоне современного российского кинопроизводства, как и книжка в контексте русской прозы нулевых. В первую очередь, по нему становится заметно, насколько отечественное кино разучилось транслировать на экран образ неудачника. В центре «Географа» как раз-таки он — классический русский хороший человек, существующий как бы вне реальности, не обремененный идеологическими рамками, с каким-то корневым родством с природой. Этот образ — вместе с требуемым лиризмом повествования — существовал в нашем кино весь поздний советский период, а потом будто бы сгинул. Похоже, как и сам герой, он продолжал плыть по течению, которое просто на пару десятков лет стало глубинным. «Географ» — «Осенний марафон», массовое и любимое позднесоветское кино, по которому было пролито столько слез. От него фильму достались несколько условные связи с реальностью — для выбранного социального класса здешние герои слишком хорошо выглядят и шутят, — но от этого лишь отчетливей его универсальность. «Географ», по-хорошему, образец народного фильма — если и не по бокс-офису, то по сути. В нем не сложно отыскать ворох недостатков, но слишком редко в русском кино появляются фильмы, снятые и сыгранные с такой любовью; ничего не остается, как относиться к ним со схожим чувством.

63
0
3
Dmitry Bortnikov
469 отзывов, 494 оценки, рейтинг 2130
7 ноября 2013

Счастье не за горами

+А вы смерти боитесь?

-Да

+Почему?

-Жить привык (с)


Виктор Служкин — сказочник, который мечтает жить по своему, но мир постоянно сопротивляется этому. Из-за отсутствия других возможностей он устраивается работать в школу и не зная, как найти с молодежью контакт постоянно переходит границы дозволенного. Личная жизнь у героя тоже не строится, жена орет, другие женщины появляющиеся его жизни постоянно его используют. Спасением оказывается поход, который он организовывает со школьниками.

Александр Велединский поставил практически покадрово-постраничную экранизацию Алексея Иванова. Режиссер создал очень живую и реалистичную картинку. Жаль, что создатели не захотели добавить к высказываниям автора книги никаких своих мыслей, которые могли бы дать проекту дополнительный объем и актуальность.

Группа авторов, работавших над сценарием, все же решилась на некоторые корректировки. Действие перенесли в современность, состарили главного героя и школьников, а также убрали главный монолог Служкина, который объясняет, почему в него так легко влюбляются все вокруг. К сожалению, все эти перестановки проекту на пользу не пошли. Сейчас такие герои не кажутся актуальными и понятными, в харизме Хабенскому не откажешь, но в то, как его герой действует на женщин, верится все же с трудом. Дети с возрастом становятся еще более невыносимыми, а увлечение Машей смотрится не так противоестественно. Персонажи из прошлого Служкина лишние и сцены с ними непонятны, надо было либо оставлять детство главного героя, либо убирать эти сюжетные линии целиком.

Актерский состав в фильме впечатляющий. Все работают профессионально, но в основном на заученном уровне.

В хронометраж фильма создатели хотели включить, как можно больше из истории Виктора Служкина поэтому он разросся до внушительных двух часов, но понятнее от этого не стал. Если бы они попытались выбрать для проекта необходимый минимум из книги и придали бы сюжету дополнительные грани, то смогли бы получилось то к чему так стремились.

7
0
7
Егор Королёв
371 отзыв, 702 оценки, рейтинг 879
22 ноября 2013

Ещё один фильм (наряду с "Шапито-шоу"), который должен остаться от нашего времени. Потому что настоящий, о нас и нашей стране. Не чернуха, а правда. Алексей Иванов не живёт в Москве и сюжет его касается не Москвы. Оказывается, долгожданный герой нашего времени живёт в провинции. И на героя, конечно, не смахивает. Таких как он обычно зовут неудачниками. Но именно этот неудачник сохраняет ту долю порядочности и честности, которой не хватает всем успешным и продвинутым. Иванов, а вслед за ним и создатели картины убеждают меня в том, что я не имею права снисходительно жалеть таких людей, как Служкин. Потому что как минимум один Служкин остаётся человеком. На него не хочется быть похожим. Его не жалко. Но его понимаешь. Герой Хабенского становится понятнее. До книги и до фильма я бы прошёл мимо Служкина.

Служкин умеет проигрывать и признавать поражение. Умеют ли проигрывать те, кто этого героя называет "лишним человеком" и неудачником?

Это очень добрый фильм. Спасибо всем, кто после этого фильма стал добрее и лучше.

Радостно видеть, что наша актёрская школа по-прежнему на высоте. И рядом с великолепными Хабенским и Лядовой даже подростки не тушуются. Ещё спасибо за операторскую работу и главную музыкальную тему Алексея Зубарева.

10
0
7
Serge Schwander
245 отзывов, 283 оценки, рейтинг 830
24 октября 2013

"Географ глобус пропил..." я не читал повесть Алексея Иванова, и оправдались мои ожидания, что на премьеру не приедет режиссер фильма. Может это и к лучшему, потому что осталась загадка и недосказанность, а секреты творца фильма остались с ним. Кино о любви, о ее потери и обретении. Об искренности и открытости чувств, когда "любовь - она всегда по настоящему..." О том как можно любить жену, которая считает тебя неудачником и неспособным ни на что...о дочери, которой читаешь сказки и испытываешь острый ужас забыв ее в детском садике...о друге, которого прощаешь, когда он причиняет тебе боль...о влюбленности, которая безответная...о благородстве, когда ты принимаешь и оберегаешь любовь другого человека...Фильм пропитан чувствами, состраданием и надеждой...И ты веришь, что все будет хорошо, что ты не одинок, "счастье за горами", а твоя любовь рядом с тобой...всегда рядом...

6
0
7
Gama
207 отзывов, 218 оценок, рейтинг 684
11 ноября 2013
Пермь. Кама. Алкоголь.Любовь.

На фоне всеобщей деградации российского кинематографа,в котором снимают фильмы про войну с актерами, только вышедшими из солярия, картина "Географ.." возвращает Вас в эпоху советского кино.
Кино, в котором показана жизнь обычного человека, терзающегося обыденными проблемами. Скандалами дома, неугомонными детьми в классе, попыткой не пить и влюбленностью в коллегу по работе. Философия данной картины очень хорошо отражает состояние нашей страны. "Географ" пускает свою жизнь на самотек и в состоянии алкогольной туманности наблюдает на нее со стороны. Боящийся умереть и привыкший жить, он плывет по реке жизни,словно по Каме на плоту со своими учениками.
Абсолютно точно,лучшая роль Константина Хабенского. Актер с большой буквы, такой же умирающий вид в нашей стране,как и режиссер,умеющий так хорошо донести смысл книги до зрителя с экрана. Посмотрите этот фильм и Вы не пожалеете. Он сделает Вас немного лучше.

10
0
5
сергей коновалов
1042 отзыва, 1341 оценка, рейтинг 667
27 декабря 2013
Страсти Нехристовы

Уныло-безыдейный реализм с пермских окраин. Если вы идёте в кинотеатр за праздником жизни, это не ваш выбор. А.Иванов, как всегда, нам талдычит, что на Урале есть не только пельмени, но и пороги - это красивая картинка, Кама, экстремальные виды с Чусовой. Плюс немного остроумия. Что дальше? В мире, где учитель забивает на всех, и все забивают на учителя - что дальше? Страна, в которой учителя зовут "бивнем", рискует и вовсе исчезнуть из уроков географии.

2
0
7
Juniper
254 отзыва, 389 оценок, рейтинг 615
8 ноября 2013

будь на Афише нормальная 10-балльная система оценок, я бы поставила фильму твердые 8 баллов.Потому что, наконец-то, появилось нормальное российское кино без метафизической чернухи, тотальной тоски в мире всеобщего безнадежья и вообще не про войну.
Это даже не драма, а трагикомедия, причем про все сразу, отсюда и ощущение мешанины - просто нет единой темы, зато есть центральная фигура - классический герой русской литературы второй половины 20го века, с его неуспешностью, привычками, пьянкой, семейными проблемами. Чистая "довлатовщина", "шут гороховый" как архетип, хронический лузер (не неудачник, о, нет) вновь возвращается на фоне "суперменов", "железных людей" и "принцев из Балашихи". В этом что-то есть.

10
0
9
Елизавета
738 отзывов, 5163 оценки, рейтинг 580
25 ноября 2013

Замечательное кино!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Смотрела вчера в кинотеатре "Соловей" )))) Не то что "понравилось": моё кино. И про меня, и про знакомых, близких, родных мужчин. Даже и не обязательно очень выпивающих. "Чувствительных". Герой Хабенского и счастлив и реализован - не реализован? Не случайно, далеко не случайно, не он со своими учениками, а они без него сплавляются по опасному протоку Долган. Потому что.... герою и так много дано. Ум, мужественность, умение любить и быть любимым. Потому что его нельзя не любить. И он бесконечно одинок. Он - нежный. И это крайне мужественно. Хабенский - молодец! Не ждала. Порадовал. Перечитаю книжку.

2
0
7
Alexey
506 отзывов, 736 оценок, рейтинг 540
9 ноября 2013

"Географ глобус пропил", кинотеатр "Горизонт", полный зал, ни одного свободного места (книгу, по которой якобы написан сценарий, не читал). На самое деле эту фразу, про глобус, произнесут в кино ровно один раз, да и то это будут слова деклассированного элемента, попавшего в десятый класс средней школы явно по ошибке. До этого дело не дойдет, но и без этого приколов в картине будет достаточно.
Некий библиотекарь (Хабенский), биолог по образованию (микроскоп, не раз снимаемый камерой, напомнит об этом) оставшись без работы и пошел в школу и стал преподавателем географии. Ему и так было хорошо, без школы, но семью ведь надо кормить (100% оправдание), он и стал учителем, запиленный женою - отсюда и возник "географ".
А дальше пошло кино в стиле "кусок чьей-то жизни без начала и конца", Вуди АОллен любит снимать такое про Нью-Йорк, а здесь про город на Каме, матушке-реке (считается, что Пермь, но в фильме впрямую об этом не говорится). Жизнь эта состоит из двух частей, семейной и школьной, в одной из них жена, дочь, друг-помощник депутата, одноклассницы и просто подруги, а другой - школа, ученики-оболтусы и не оболтусы, учительницы и преподавание. В семейной части все любят друг-друга, жены/подруги только и думают о том, чтобы сбежать к географу или от него к кому-нибудь еще (иногда получается, а иногда нет), а в школьной приходится нести знания и крутить любовь с учительницами. Иногда две линии пересекаются, но это бывает не очень часто.
Важную роль в картине играет турпоход, учитель с учениками сплавляется по реке на надувном плоту (не знаю, как по-научному), это самая красивая часть картины, великолепные виды природы Пермского (наверное) края просто завораживают. Поход, а точнее сплав по реке, полон опасностей и чрезвычайных ситуаций, эта часть картины особенно заставит попереживать, сплав, это непросто, левая - табань, правая - греби и наоборот. За детей переживать! Потом окажется, что вся школьная часть снимается смартфонами школьников на хоум-видео, злые дети смонтируют из них еще один фильм. О том, как было на самом деле.
В фильме много юмористических сцен, зал часто смеялся, было очень весело, все же это скорее комедия, чем драма, герой в воде не тонет, девушкам нравится, нигде не пропадает и не борется с судьбой, а в основном спокойно плывет по течению - "Купил мужик корову, да стал доить. Ан это бык! Да так и быть!" - ну ушла жена, да и ладно, может потом и обратно придет. Не важно. Еще кто-нибудь найдется.
Мне картина понравилась, практически никакой чернухи, привычной российскому кинематографу нет, актеры красивы, дети в школе (в Пермской школе!) упитанны и хорошо одеты, никакой нищеты, разве что иногда бедность. Народ в зале тоже был рад, было много смеха и переживаний, в конце картины зал дружно аплодировал. Понравилось почти всем, кто остался в зале, но все же, заметим, несколько человек ушли с сеанса.
Фильм прекрасно снят, эпизоды не затянуты, семейные сцены без лишних истерик, вполне можно смотреть. Правда картина все же затянута в целом, не знаю, что можно отрезать, наверное эпизоды на уроках географии, но все же вышло уж очень длинно, все уже и так понятно - зачем же еще повторять. Да и ряд сцен про любовь учителя и ученицы стянут с советских фильмов про школу, вполне можно было и без этого.
Но вообще, герой Хабенского, помимо пьянства и алкоголизма, блещет какой-то неуловимой народно-кутузовской мудростью, вроде он со всеми согласен, плывет, как я уже сказал, по течению, да выходит все так, как ему выгодно (Смоленск? Ну бери. Москва? Да на здоровье! А потом раз - и все французы умерли с голоду) - и здесь же тако, все что не делается, все к лучшему, все равно выйдет так, как ему нужно, неуловимыми движениями мысли герой разворачивает ситуацию в нужную сторону, главное - Пушкина не забывать, не боятся никого, кроме бога одного (нет, нет, никакой религии, все норм.). Под конец станет ясен и смысл названия фильма - "глобус", это все, что снаружи, вот это он и пропил.
Еще к сказанному надо отметить и оптимизм картины - денег нету!? Ну так иди в школу или еще куда-нибудь - мест, где платят за ни за что, более, чем достаточно. Даже любитель выпивать в любой обстановке найдет себе место в жизни, Россия - удобная для существования страна, ведь под каждым же кустом вам готов и стол, и дом. Надо только зайти в кусты.
Так что есть смысл смотреть - хороший фильм, оптимистично, весело, ну и без чернухи с мистикой, наливай, да пей!

3
0
7
D. Monroe
343 отзыва, 391 оценка, рейтинг 536
8 ноября 2013

НОЧЬ. Город погрузился в сон. Но где-то, все еще свет, и где-то, до сих пор выпивают. Например, в квартире молодого биолога Виктора Служкина. У него сегодня, день рождения. На празднике его молодая жена, с которой он в последние дни никак не может ужиться, из-за мелочных сор и проблем, связанных с его вечным безденежьем, и неспособностью содержать семью; также его друг, которого он знает с детства: они вместе курили индийский чай, паяли, и мечтали кем-то стать, но друг так и живет один, денег нет, и дни напролет ходит к своему старому другу, чтобы поговорить о задушевном, и успокоиться; присутствует его коллега по работе в школе – молодая учительница, знакомая из детского сада, куда он водит свою дочь, один знакомый, и давняя приятельница с малолетним сыном. Из подарков – шляпа, компас, 2 глобуса и книга о культуре Перми. Праздник, постепенно превратился во что-то другое, и давняя приятельница просит Служкина проводить ее до дома. У ее подъезда, он вспоминает о сигаретах, и идет в ближайший ларек. В темном дворе, он видит одинокую качель. Он выпивает, взятого с собой спиртного, закуривает, и как маленький мальчик начинает раскачиваться на качеле. Тем временем, его старый друг, уже обнимается с молодой учительницей, а один знакомый обнимается с приятельницей из детского сада. Это лишь один из эпизодов из жизни Виктора Служкина – молодого биолога, которого выгнали с работы в университете, который совсем недавно устроился работать в одну из пермских школ, как ни странно географом, над которым издевается весь класс, потому, что считают его этаким «растяпой», «простяцким» человеком, кроме одной ученицы. Но которых, он ближе к весне берет на сплав, по одной из пермских рек, и на этом сплаве понимает лишь одно – он такой, какой он есть. Несмотря на внутренние одиночество и тоску, в нем живет это сильное чувство жизни, чувство, которым он, хочет поделиться со всеми остальными. И на вопрос своей дочки: «Что ты, будешь делать дальше?», он не раздумывая отвечает: «Надо купить покурить!». Все призы "Кинотавра" - как итог.

2
0
9
Андрей Лагунов
43 отзыва, 819 оценок, рейтинг 525
17 ноября 2013
Редкий случай

Читаю отзывы и от некоторых, буквально, оторопь берёт....
Как скоро трагедия стала для кого-то "чернухой", как легко чистое чувство стало выглядеть "околосексуальной темой"....
Люди, любовь всегда "околосексуальна", на то она и любовь. Или не так?

Неужели уже стало так сложно отличить внутреннюю чистоту от "давай просто потрахаемся", жестокие "развлечения" и сложности школьников от настоящего выживания в реальной природе. Ведь это уже не какая-то тонкость, а просто колоссальная разница.

Мне тоже вспомнились во время просмотра и "Полёты во сне и наяву", и "Дорогая Анна Сергеевна". Подумалось даже, что, в связи с последним, отчество главного героя тоже не случайно - Сергеевич.

Фильм очень понравился.
Действительно, это один из тех редких случаев, когда можно отметить превосходную игру всего актёрского состава в отечественном фильме.
И это тот редкий случай, когда фильм настолько хорош, что получился даже лучше книги. Сюжет фильма для выразительности сделан более жёстким и конфликтным, чем в книге, но это пошло ему только на пользу.
Это тот редкий случай, когда фильм настолько забирает, что прямо мороз по коже и переживаешь по-настоящему, по-человечески, а не от того, что на экране что-то взрывается или оглушительно стреляет.

Тот, кто увидел в этом фильме только "чернуху" - посмотрите в свою душу повнимательнее. Может, в лучшем случае, вы просто не русский человек, а в худшем - просто нечуткий.

После фильма вспомнились грустные слова одного духовного человека, что если "современный мужчина не будет выпивать - он может просто сойти с ума от существующей реальности".
Хотя сам я пить никому не желаю и не советую. Занимайтесь спортом. Ну, или лобзиком выпиливайте. Говорят, тоже успокаивает...

18
1
7
Артём Станкевич
348 отзывов, 380 оценок, рейтинг 481
12 ноября 2013

Хорошее российское кино. Глубокое, интересное. Понятно, что это экранизация книги, но не сильно хочется книгу после просмотра прочитать. Наверно, это минус. А, может, и плюс.
На самом деле, несмотря на огромное количество сложностей и проблем, главному герою хорошо. И вокруг него людям тоже хорошо. А всем вообще — очень плохо.
Отдельно хочется отметить детей, они хорошие, интересно смотреть, как они растут и взрослеют.
Сходите посмотреть, вам понравится. Посмеётесь, но больше, скорее, по грустите. Но всё будет хорошо.

3
0
5
egortut
201 отзыв, 472 оценки, рейтинг 382
17 февраля 2014

Пошел только потому, что читал саму книгу довольно давно, но остались хорошие впечатления.
Видел много рецензий и программ по поводу этого фильма, и сложилось впечатление, что это мегафильм. В итоге смешанные чувства остались у меня: наверно б если я не читал бы книжку, то мне понравилось бы, а так получается, что фильм не достиг того качества как сам роман. Да и сам фильм как оказалось сделан "по мотивам".
Даже не смотря на то, что читал его я довольно давно, у меня возникало оч много вопросов к создателям, хотя бы даже зачем надо действие переносить в наши дни.
Если вы не читали роман, то наверно, сходить все-таки стоит.

0
0
9
Татьяна Таянова
188 отзывов, 236 оценок, рейтинг 370
25 ноября 2013

Современники, не понимавшие С. Есенина, считали, что пропавший, погибший Есенин – это и есть главная есенинская тема. Кажется, Шкловский писал об этом. Однако главная есенинская тема, которая прежде всего и делает его национальным поэтом, не тема даже, а нота: быть счастливым несмотря ни на что, даже на эту очевидную гибель, любить жизнь, быть живым до конца.
Ключом к образу Виктора Служкина, человека гармонического есенинского склада, является его диалог с ученицей Машей в походе:
- И что же делать?
- Постараться быть счастливым.
- А вы стараетесь?
- Из кожи вон лезу!
Лезть из кожи – это больно, но, как известно, боль теперь является частью счастья потом. И уж точно не отменяет этого самого счастья.
Представления о счастье у географа странные до святости. В разговоре с подругой он заявляет: «Я просто жить хочу как святой… Это когда ты никому не являешься залогом счастья и когда тебе никто не является залогом счастья, но чтобы ты любил людей и люди тебя любили тоже». В книге Алексея Иванова он добавляет еще: «Совершенная любовь, понимаешь? Совершенная любовь изгоняет страх».

Как часто мы чьи-то заложники? Страха ли, человека ли, государства ли, карьеры, общественных ожиданий, успеха, моды, семьи, жизненных ошибок, наконец… Служкину хватает смелости и любви, приятия и понимания выйти, выписаться из этой обреченной системы заложников, намертво скрученных ложно понятыми обязательствами, ожиданиями, образцами. Он притягивает к себе, потому что не поддается привычной системе оценок, свободен любить, не лгать и быть собой, а значит, даже в ошибках, в очевидных дурацких промахах - оставаться человеком. Человеком вне каких-либо иерархий, социальных лестниц и прочих рейтингов и мерил, с которыми мы зачастую подходим к окружающим: за 30, а денег нет, всё, значит, не состоялся как личность. Не делает карьеру, работает в школе – неудачник, бездарность. Пьет – безнравственный слабак и т.д.
Служкин вне всяких ярлыков, вне каких-то стереотипно понятых формул успеха и даже вне классических типажей кино и литературы. Он живет не для того, чтобы чему-то или кому-то соответствовать, а чтобы просто жить и любить, то есть он человек в полном смысле этого слова. А слово это, если произносить его действительно в полном смысле, в самом настоящем смысле, безразмерно. Весь мир в нем – в человеке – и тайга, и небо, и город в золотых лучах, и продрогшая бурливая Кама, и Маша, чьи губы дрожат от страха любви, и смятое письмецо надежды под тоненькой коркой льда, и сказки Пушкина, красивые, родные…

Служкина пробовали уже не раз, и как героя книги, и как героя фильма, вписывать в расхожие типажи национальной мифологии, именуя лишним человеком, например. Однако при всем его уме, благородстве, поэтической тонкости, при всей любви, что чувствует к людям, к родине, к семье, разве он отрезает себя от мира как лишнюю часть, разве сам чувствует себя лишним? Он, скорее, воскрешает в памяти крик-мечту о человеке в «На дне» Горького: «Чело-век! Это - великолепно! Это звучит... гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо! Хорошо это... чувствовать себя человеком! …Человек - выше! Человек - выше сытости!..»

Кажется, что Хабенский вдохновенно, непринужденно, на одном дыхании, со всей теплотой свойственного ему лиризма сыграл не столько голод, т.е. антисытость, сколько беспутно расточаемое богатство души, эмоций, чувств, талантов. Но это беспутное расточительство в какой-то момент оборачивается самой что ни на есть отдачей, дарением, служением, насыщением других. В безграничном доверии Служкина к людям и жизни, в его вере в них можно разглядеть высочайшую правду души, а то и подвиг. Подвиг существования, которое ни на минуту не потянулось к благополучию, благоприобретательству, комфорту, покою, стабильности, которое ни на минуту не закрылось от других людей, от их бед, слез, просьб, ошибок, которое дарится, растрачивается, раздается, а не зашивается в футляр, не копится про запас. В том числе отдается молодому поколению, а его Служкин, несмотря ни на что, бережет, охраняет, но ненавязчиво, без учительских ноток, не делая детей заложниками собственного взрослого опыта и решений, оставляя выбор, а значит - открывая путь к взрослению.

В чем алхимия этого фильма, не отделяющего второстепенное от главного, стремящегося к эмоциональному напору и лирическому потоку дневника? Как происходит в нем превращение свинца серой и грустной жизни в светлое золото понимания и добра? Думаю, ответ в том, что это кино, как хорошая лирика, прекрасно своей интонацией, а не смыслами. Ритмом души, крупноплановый портрет которой, до каждой поры, до каждой ресницы, остается в зрительском сердце надолго. В интонации «Географа…» много обертонов, но главные из них: любовь к жизни и единство с ней, с другими людьми. Заглавная тема искусства ХХ-ХХI вв. - страшная всеобщая разобщенность (помните знаменитое цветаевское «Разбили нас, как колоду карт!»?) в фильме залечена, сшита «незримыми горячими нитками человеческого родства» (А. Иванов). Разве может так звучать неудачник, гениальный кретин, шут, фразер, беспутный пропойца? Да, это кажется невозможным, как тепло и уют среди крушения, но это так.

5
0
1
denistravin
5 отзывов, 240 оценок, рейтинг 362
8 ноября 2013
То ли случка, то ли служка... или "полюбить" полудурка в запое

Моя затащила на фильм "Географ глобус пропил". Сказала типа "надоела по холодным подъездам придатки отмораживать", пойдём на места для поцалуев.
Всё было, как в том анекдоте:
"- Дети, сегодня мы будем учиться натягивать гандоны на глобус!
- ... а что такое глобус?
- Именно этому и будет посвящён наш урок географии."

Какой-то алик, похожий на генерала Корнилова, выходит из запоя и решает замутить лавандос. Терпилу по жизни - ненавидящая жена, сопливая шестилетняя дочь и случайная тётка для быстрого перепихона (любовница) - гонять ссаными тряпками из дома, вынуждая заняться социально-полезным трудом. Предыдущее место работы "талантливого биолога" Виктора Служкина библиотека (?).

Бодро заглотнув из горла бормотухи в одну харю, будущий пидагог выбирает местом работы ближайшую от квартиры школу. Бред ситуации в том, что от такого количества выпитой только на экране бормотухи не то, что серое вещество головного мускуля отказывает, но и висячка становится неработоспособной. С невозможностью выполнять "в горе и радости" обязанности мужа прохиндей не заморачивается - подкладывает жену под собутыльников. Посаны! Бросайте пить и курить - все на лыжи!

В течение учебного года потрёпанное жизнью и асоциальными излишествами чмо пытается втыкать не по теме во вверенном ему классе. Братанов в расслабухе на камчатке его запои не впечатлили. Оно и понятно - зуб даю, что на переменках в туалете они по вене гонять. Короче, гнилой вошёл в доверие только, когда начал клеить выпускную чиксу. Зачем это импотенту для меня осталось загадкой. В глазах взрослеющей дурочки он - Боярский в роли Д'Артаняна. На самом деле - безвольное жывотное.

Педагогическую задачу быть ближе к ученикам Служкин понимает во всей её многогранности. Что может быть более действенными, чем переброситься с ними сальной шуткой, организовать совместную пьянку или подбить клинья под нимфетку! Одновременно юморист режиссёр раскрывает богатый внутренний мир педоколлектива за дверями учительской.

Говорят, повестушка, по которой слепили эту шнягу, вышла в 2003 г. Стопудов автор слизал её с фильма С. Соловьёва "Нежный возраст"(2000) Рекомендую - жесть и напалм, шок и трепет. Заодно начнёте отличать конфетку от дерьма.

Потерпев афронты на интеллектуальном поле, биолог/географ в лучших традициях homo erectus решает завоевать доверие пидерастающего поколения туристическим походом и рафтингом.
Единственные смотрибельные картинки - природу и силу воды никакой пошлятиной не перешибёшь. Хотя, сами школьные туристические походы в 90-х, что-то из области фантастики.

Из личного жизненного опыта скажу так - 90-е остались в памяти вечной пустотой в желудке и сбором бутылок на помойках. Главным развлечением тогда было на спор расплющить до пяти алюминиевых банок разом. О том, как раздевали тачки помолчу, до сих пор значки с меринов и бэшек где-то валяются.

"Князь Мышкин в запое" (определение режиссёра Велединского) борется, а потом и дружит с учениками, против зав. учебной частью. То, что географ служит зелёному змию, не только никого не смущает, но и является оправданием его распущенному поведению. Как знакома столь наглая и вызывающая заявка на оригинальность!

Вменяемый персонаж коллектива преподавателей завуч поначалу довольна - мужчины в школе такая редкость. Она ещё не знает, что приняла на работу растлителя и алкоголика.

Будучи отъявленным совком, ей не вдомёк, что это не вина его, а беда. К концу фильма и его герои и зритель в зале понимают - всё зло в ней. Она мешает раскрыться талантам тонкой и возвышенной души Служкина. Внутренняя логика развития событий подсказывает - спасти её реноме может только совращение пятиклассника... Но, в отличии от географа, авторы фильма не дали ей возможности реабилитировать себя в глазах школьного коллектива и жителей города Пермь - фильм закончился.

Закончился предсказуемо - перековки не случилось. Алкоголизм - это навсегда. Рождённый пить - е**** не может. Тухлый отъезжает с клеймом м***ка.
Народ выходил и плевался... а моя осталась довольна :-)))

p.s. Реклама вовсю зазывает на просмотр фильма. Читаем правильно восторженные анонсы:

- "Постоянные финансовые проблемы и семейные ссоры заставляют талантливого биолога идти работать географом в школу. Там он не может найти общий язык с детьми и руководством из-за своей пагубной привычки - выпивать. В центре драмы - Виктор Служкин, изнывающий от семейных ссор и финансовой неблагополучности."

Талантливый биолог идёт работать в школу, чтобы решить финансовые проблемы. Неужели даже в 90-х работа по специальности и призванию сулила меньший доход, чем ставка учителя географии в Перми? Или "князь Мышкин" пропил не только глобус, но и собственные мозги!

- "... герой начинает борьбу с девятиклассниками, которые не воспринимают его всерьез. ... он любит выпивать. Но скоро ситуация резко меняется. Ребята к нему быстро привыкают. ... он даёт детям дельные советы и помогает в трудных ситуациях. И вроде бы всё начало налаживаться, как вдруг возникает неординарная ситуация – герой картины воспылал нежными чувствами к старшекласснице."

Круто! Школьники привыкают к запоям учителя, а он даёт им дельные советы в борьбе беленькой с красненьким плодово-выгодным. Воспылал нежными чувствами - там гореть нечему, всё пропито!
И, как писали в брошюрах общества "Знание", алкоголизм - прямой путь к неразборчивости в половых связях. В представлении создателей фильма промискуитет и есть катарсис всей истории.


ВАРИАНТ №2 - О природе свободы личности в капиталистическую эпоху (для недогоняющих)

В электричке едет Служкин. Вокруг него быдло-совок и ватники этой страны. В его понимании, как это показывает оператор, они антиэстетичны и омерзительны по причине полного идиотизма.

Взяв быка за рога, творческий коллектив предъявляет зрителю альтер эго героя. Ту планку, а точнее плинтус, ниже которого герою не упасть - опустившийся побирушка по вагонам, исполняющий кипеловское «Я свободен».

Воспылавшее свободой бессодержательное чмо решает отказаться платить за проезд. Рассерженный горожанин со светлым лицом выкатывает протест гнусной действительности путинского режима - прикидывается глухонемым. Попытка социально-политического активизма пресекается грубыми контролёрами - смелая аллегория на кровавую гэбню.

Всё заканчивается мерзкой дракой, победа в которой, как это представляется герою, отмечается пивасиком. Конечно это не Жан-Жак, но и он не в Москве.

Раскрыв глобальное миропонимание героя через частный случай алкоголизма, творческий коллектив фильма уже не нуждается в каких-либо этических и эстетических рамках самоограничений.

Весь это фарс был бы ещё оправдан самоиронией. Но "инженеры человеческих душ" впаривают интеллектуально-романтическую шнягу на полном серьёзе. И тут одно из двух - либо они больные, либо за идиотов держат "благодарного зрителя".

Вагонный побирушка так и остаётся единственным светлым пятном этой драмы - хотя бы благодаря своей искренност


ВАРИАНТ №3 - "Вечно молодой - вечно пьяный" (для выживших в эпоху "клинского" и сдававших ЕГЭ)

Антураж - разлагающиеся предметы вещественной культуры: засранная квартира алкоголика, разбитая электричка со стойким запахом блевотины, обоссанные подворотни провинциального городка. Былое величие культурного наследия угадывается по там и сям мелькающим артефактам советской эпохи.

Персонажи : тупое быдло (мужчины, женщины, дети, подростки) облагораживаемое непрекращающейся пьянкой на блат-хатах, квартирах, в общественном транспорте, в местах общего пользования, на природе.

Общение с себе подобными : постоянные истерики, женские крики фальцетом, мордобой, пошлые шутки, нецензурщина, обильное слюноотделение.

О детях : они лишние в этой жизни. Лозунг "всё лучшее - детям!" выражается в изодранной коробке в качестве игрушки, утренних волочениях в детский сад и присутствии ребёнка на папиных возлияниях, в то время как его собутыльники развлекают мамашу.

В СССР секса не было, была любовь. Зато здесь секс на все случаи жизни. Начиная с насилия Служкиным над собственными мозгами и заканчивая его же попыткой "сорвать в утренней дымке нежный нераскрывшийся бутон лотоса".

Мораль : алкоголизм - это счастье жизни! Алкоголик, несущий "доброе и вечное" в школу - это умилительно! Друзья-собутыльники, пользующие супругу - это прекрасно! Женщины всему этому умиляющиеся, обслуживающие и поддерживающие существование такого жизненного сценария.

Губит людей не пиво, губит людей вода. По хорошему Служкин должен был утонуть, спасая невинных детишек, им же отправленных в бурные воды грозных порогов. Достойным финалом ситкома стала бы общая пьянка-поминки с хвалебными речами в адрес "героя нашего времени".

80
1
5
Виктор Палатник
94 отзыва, 677 оценок, рейтинг 353
7 ноября 2013

Книжка не была прочитана и похоже она интересная…история выглядит неплохой….что не сказать о режиссёрской работе. Фильм повествует и повествует…и лишь конец немного цепляет и бодрит после двух часового просмотра.
В целом – ничего…рутина, быт…показанные с картинкой, но уныло…с таким подходом киноленту можно было смело и урезать (хотя в широкий прокат она и так вышла урезанной по сравнению с фестивальной версией)…многие события показаны просто для событий…в книги это наверно нюансы – в кино это просто кусок ленты…

На Хабенского смотреть приятно…игра хороша и доставляет удовольствие…но не больше…больше не за чем....

3
0
1
Александр Залесский
102 отзыва, 174 оценки, рейтинг 343
4 декабря 2013

Режиссёр Велединский взял роман «Географ глобус пропил» и несколько обновил его. Теперь в действии участвуют мобильные телефоны и стало меньше «эротичных», как говорит один из персонажей, моментов. Пропали драки с алкашами, зато появилась донельзя нелепая драка с кондукторами из-за позвонившего мобильника.

Изменения с виду незначительные, но они вместе с сокращениями важных диалогов и искажением ключевых эпизодов целиком меняют настроение. Например, в конце романа главный герой и влюблённая в него девушка перебираются через речку, девушка случайно падает в неё и герою приходится её спасать, обратной дороги нет. В фильме девушка, услыхав о том, что герой её не любит, бежит к маленькому каменистому ручью и сама в него садится. В книге получается рассказ про поединок со стихией, а в кино — про истерику и тупость.

Герои фильма как будто ничего не хотят. Актёры (актёры хорошие, вопросов нет) мучительно выдавливают из себя странные реплики. Пляски под «Владимирский централ» и «Танец с саблями» тяжело им даются, что тоже объяснимо: представить то и другое звучащим в квартире Служкина не представляется возможным. Диалоги в основном остались книжные, но самые удачные места авторы сценария зачем-то изменили к худшему, персонажей сделали грубее и проще. Даже пьянство, курение и секс показаны как вещи неприятные и нежеланные. Хабенский смотрит на женщин, которых должен бы вожделеть, и бутылки, о содержимом которых должен бы мечтать, как на невкусную манную кашу из школьной столовой. Святые отцы не могли бы так хорошо передать отвращение к блудному греху, как актёры, мечтающие поскорее смыться со съёмочной площадки.

Роман Алексея Иванова, допустим, не лучшая в мире книга, но захватывает и отличается многоплановостью. Фильм убрал и сложность, и захватывающие истории. Остался лоскутной телеспектакль с нестыковками в сюжете, смотреть который больно и смешно.

9
0
7
0710
142 отзыва, 330 оценок, рейтинг 329
9 декабря 2013

Хороший фильм, книгу я читал очень давно, у меня она не вызвала отвращения, ну, а за то, что раздолбай и алкаш не засадил малолетнюю целку, лично я ему прощаю все. Кстати после этой книги мне захотелось почитать еще этого автора и на удивление открыл для себя очень интересного писателя. "Сердце пармы" и "Золото бунта" мне очень понравились, к слову сказать, как будто другой человек писал...

3
0
3
Кирилл ***
57 отзывов, 374 оценки, рейтинг 324
26 ноября 2013

После просмотра данного фильма в душе остались очень мерзопакостные ощущения. Фильм, судя по рецензиям, претендует чуть ли не на уровень старого советского кино. Это далеко не так. Точнее, это совсем не так. Фильм депрессивный, я бы даже сказал разрушительный и безнравственный. А самое паршивое в нем, что наше кино опять без нравственно глубокой составляющей, призванной быть сутью жанра комедийно -ироничного жанра.
Ничего не произойдет с вами, если это "творение" не посмотреть. Лучше еще раз посмотреть "Осенний марафон".

8
0
9
Elena525
150 отзывов, 245 оценок, рейтинг 306
10 ноября 2013

Фильм, безусловно, снят на отличном уровне - в целом и в деталях. Очень, просто оооооочень много юмора (причем отличного); в какой-то момент количество переходит в качество, и ты просто видишь какой-то глобальный юмор во всем этом. Герой и проблема действительно продолжают Осенний марафон и Полеты, но, на мой взгляд, юмор спасает именно эту историю от классической интеллигентской рефлексирующей безнадеги.
Хабенский - безусловно, лучший выбор. Его обаяние делает историю больше смешной, чем трагической (этого, на мой взгляд, не хватало Бузыкину), и он вызывает именно симпатию, а не раздражение.
Лядову я обожаю, но тут как раз, по-моему, не лучшая ее роль - ее персонаж получился немножко слишком гламурным для этой обстановки.
Единственный минус - немножко нарочито показана бедность в квартире и в одежде героев. Это слегка царапало. Ведь для создания впечатления достаточно каких-то узнаваемых, но легких штрихов, а тут прямо титанический труд проделан декораторами и костюмерами)
Но в целом - отлично.

0
0
5
Денис Иванов
94 отзыва, 112 оценки, рейтинг 305
9 декабря 2013

Это даже не рецензия, скорее наблюдение, размышление. Географ тут не пропил, он не допил глобус. Ржавые корабли, Кама, гниющие люди, город-деревня Пермь, на это нашлось место в опусе.. А вот на характеры героев! Где сам главный герой? Почему на первом месте его бутылка? А как же вечная русская интеллектуальная геройская меланхолия - могу, но не хочу? А дети? Почему их обкусили и дали в виде ругани и рэпа? Я хотел почуствовать убеждения человека, понять его, а не смотреть, как он до усеру бухает без обьяснения причин..

3
0
7
Magda
101 отзыв, 207 оценок, рейтинг 304
25 декабря 2013

Все по сути, все по делу, да, неприятно, но факт, что интеллигенция не нужна, не важна; молодежь без "царя в голове", без принципов, без сути; жизнь не сладкое кино с "хэппи эндом". Но надо жить и стараться сеять разумное, доброе, вечное, как бы и кто бы этому не сопротивлялся. Мы не животные, а люди, так что давайте быть "человеками" с большой буквы "Ч". От нас зависит, что будет завтра, что будет с будущим поколением.

Фильм вскрывает чуть-чуть нарыв, но не разбирает суть проблемы до конца, да и ответов , как с этим быть, не дает, но посмотреть стоит. Хабенский - молодец!!! :)))

4
0
9
parispring
77 отзывов, 154 оценки, рейтинг 294
29 ноября 2013
На фоне необыкновенной природы Пермского края огромная страна, которая катится в пропасть.


Географ – лучший русский фильм, снятый за последнее десятилетие, а то и больше. О том, что живем тяжело и раньше снимали кино, но по количеству проблем, затронутых в этом фильме, по атмосфере беспросветной безнадеги, по отличному сценарию и игре актеров – этот фильм абсолютный лидер. Я очень благодарна Хабенскому за прекрасно выполненную работу, и вообще всем, кто сделал возможным выход Географа на большой экран. Такое кино очень нужно. Кино, расставляющее очень правильные акценты и само в себе несущее надежду, когда надеется как будто уже не на что. Начиная с контроллеров, проверяющих билеты в электричке под «Я свободен» Кипелова, понимаешь, что тебе наконец-то покажут то, что есть на самом деле, то, что у всех в голове, у каждого на сердце. На фоне необыкновенной природы Пермского края огромная страна, которая катится в пропасть. Люди, которые «из кожи вон лезут», чтобы быть счастливыми. Дело даже не в том, как убого наше существование – в неотапливаемых многоэтажках, с мизерными зарплатами, пересудами соседей и коллег, бестолковыми, но предприимчивыми чиновниками и полицейскими и т.д. и т.д. и т.д. Дело в том, как тяжело в таких условиях сохранить здравый смысл, т.е. остаться человеком думающим, сохранить тепло в душе, т.е. остаться человеком чувствующим и (мне даже страшно произнести) человеком ЧЕСТНЫМ. И продолжать, несмотря ни на что, любить эту забытую богом и своим народом землю, ее культуру, ее красоту. Межсезонье в фильме, как межсезонье в жизни нескольких поколений – тех, кто понимает, что происходит, и страдает от этого понимания, и тех, кто пока даже не осознает заложниками какого времени они стали. Есть ли надежда в этом фильме? Да, очень маленькая, как огарок свечи, но все же есть – потому что среди нас есть вот такие полусвятые географы, и заброшенный всеми молодняк, способный при желании и верном напутствии пройти даже самые страшные речные пороги, и маленькие дети, которые также как мы любят Пушкина и замечают все наши грехи своими внимательными глазками. Мне показалась немного лишней история со школьницей - уроки личной биографии географа, т.к. она сильно уступает теме ржавчины наших дней, но это субъективное мнение человека, который пока только собирается прочитать роман. Я посмотрела фильм дважды, и с удовольствием буду смотреть еще.

9
0
9
Лариса Николаевна Никулина
97 отзывов, 251 оценка, рейтинг 269
15 ноября 2013

Замечательно! Если в двух словах говорить о чем этот фильм: О русской тоске. Необъяснимой совершенно. Очень понравился Хабенский. Хороший сценарий, хороший текст, красивые кадры. Фильм на пять с плюсом. Умеют еще снимать!!! Без пошлостей и скабрезности. Про детей и взрослых. Вдали от всего, на берегу реки. Всем репомендую!

5
0
9
Влад Дунаев
135 отзывов, 193 оценки, рейтинг 263
26 ноября 2013

Шикарный фильм!!! Хабенский и Лядова великолепные!!! Шикарный сценарий! Отличные кадры! почему так мало таких хороших фильмов! Обязателен к просмотру!

0
0
...