Немолодой человек по имени Матье на всех парах спешит на поезд, по пути отбиваясь от назойливой юной девицы с синяком под глазом. Она как заведенная повторяет фразу «ты все неправильно понял» и никак не хочет отставать. Даже ведро воды, вылитое на нее осерчавшим Матье прямо из вагона, не способно остудить пылкую преследовательницу.
Соседям по купе, ставшим свидетелями столь необычной сцены, Матье поведает историю своих отношений с этой женщиной.
Последний фильм Бунюэля похож на сексуальную фантазию престарелого испанца, финальную рефлексию на тему любви, доведенную до крайности и как итог ставшую абсурдом. Физическая близость здесь становиться своего рода стеной, за которой скорее окажется жалкая комнатушка, вместо роскошного дворца, а потому объект желания так и останется в смутном отдалении. Сама же любовь, загнанная в угол нелепыми принципами, будет метафорически отражаться в актах терроризма, периодически вспыхивающих в городах Испании, свидетелями (а иногда и жертвами) которых становятся герои.
Роль молоденькой Кончиты, по которой сходит с ума Матье, исполняют две разные актрисы. Таким образом Бунюэль добивается наглядной демонстрации двойственной натуры женщины (эта тема интересовала его на протяжении всего творчества), ангела и демона в одном лице, для которых мужчина, оказавшийся в их власти, становится всего лишь игрушкой. И тогда слова и действия, препятствующие телам слиться в экстазе страсти, обретают дьявольские формы, но ослепленной желанием марионетке уже не спастись.
Эта странная связь с привкусом садомазохизма, разыгранная на узких европейских улочках драма чувств, оказывается хитроумной мозаикой из человеческих характеров. В умелых руках режиссера она становится обманчиво простой картиной о вожделении, но при внимательном рассмотрении видно, что именно скрывается за банальным стремлением поскорее оказаться в койке. А это уже совсем другое кино.
Фильм ненавязчиво подан в жанре рассказа-воспоминания в рамках поездки в поезде, сразу имеющего лёгкую интригу. Исполнение главной женской роли двумя людьми не разрывает сознание ни зрителя, ни героя: тонкая и аристократичная героиня Буке против разбитной простушки Молины, которые последовательно делают одно дело, довольно здорово умножают впечатление. Ну а взаимные их отношения к главному герою, вполне милому аристократу и бездельнику... Да множество фильмов, где женщина дразнит, ревнует, ненавидит и откровенно вытирает об мужчину ноги было раньше и позже явлено миру. Но от фильма Бунюэля остаётся положительное ощущение нереальности и игры, временами до полного недоумения: а не фантазии ли всё это? Но возвращаясь в вагон поезда, особенно в начале и в конце фильма, возвращается в реальность и зритель, понимая правдивость ситуации, но наверное не желая до конца с ней смириться.
Бюнуэль у меня был на подозрении, но этот фильм ясный, тонкий, юморной, с крайне поучительным сюжетом. И баб, и мужиков могила исправит (или бомба).
У бабы как будто два лица: одно – бледная тонкая интеллигентка, второе – крепкая красивая испанка…
Мужик рожден играть буржуазию… Насколько помню, где он, там и Бюнуэль.
Сначала хотел потрахать, потом – отбить вложенные деньги и силы; и она – постоянная игра на повышение… (взрыва не было – просто от этой пустячной ссоры в магазине, они наконец разбежались!)
«Этот смутный объект желания» Луис Бунюэль, 1977год.
Норма или грех?
У Бунюэля первоначальное образование религиозное.
Но отношения его с церковью были конфронтационные.
Мне кажется, этим фильмом сюрреалистическими методами Бунюэль показал противопоставление нормы и абсурда, греха и невинности, ангельского благословения и дьявольского греховного надзора.
Грешник – это конечно милый граф, готовый купить объект желания.
Но у девушки есть ангельское благословение оставаться девственной до брака.
И это должно быть нормой в религиозном обществе.
Но Бунюэль иллюстрирует общество. А в нем все сочувствуют обаятельному Грешнику, а поведение девушки считают абсурдным. Как и в кинозале.
Так что норма давно уже не норма.
И дьявольский надзор в виде терактов не трогал Грешника, пока он был на грешном пути, но чем он ближе подходил к правильному решению, тем ближе от него теракты происходили, около дома, затем нападение на его такси, а он жив-здоров, дьявол грешников не трогает.
Но в конце, когда он в магазине засмотрелся на зашиваемое свадебное платье после первой брачной ночи, и, наверное, наконец-то подумал о женитьбе, Бунюэль показывает, как дьявол тут же их взрывает. Чтобы, не дай Бог, не дошло до первого нормального поступка за весь фильм.
Фильм рекомендую смотреть не в одиночку, много чего обсудить нужно по горячим следам и эмоциям!
Мы смотрели 18.11.2023 в киноклубе Мир Искусства с лектором и последующим обсуждением, моя версия восприятия оказалась единственной. А никто и не говорит, что правота должна быть в большинстве. Да и одна из предыдущих экранизаций этого же романа «Женщина и паяц» называется «Дьявол-это женщина». А Бунюэль снял свой фильм, споря с предыдущим.
Оценка 10.
Фильм навел на мысль, что именно так, как герой оценивает эту девушку, мужчины воспринимают наши "гениальные" женские поступки. Мужчину жалко, хочется за него заступиться и прибить измывающуюся над ним тетку. Она настолько коварна, что до конца не понятно, специально она это все творит или нет. Мотивирующий фильм для женщин избавиться от "закидонов".
P.S. Извините за сниженную лексику, у меня возникла самая настоящая ненависть к этой даме и даже немного пошатнулась вера в людей, не из воздуха же сценарий написан...
Это последний фильм великого Луиса Бунюэля ! А ведь его могло и не быть…
После «Призрака свободы», когда ему исполнилось ровно 74 года, дядюшка Луис решил завязать с кино. Потребовались настойчивые уговоры друзей, и в частности серьезные возлияния родного испанского « Ribera del Duero», чтобы он снова взялся за работу.
Луис вернулся к старому замыслу — экранизации «Жены шута» Пьера Луиса и снял фильм в 1977 году с участием Кароль Буке и Анжелы Молины, которые играли одну роль. Большинство зрителей заметив это, впервые задумались о шизофрении…
Отталкиваясь от выражения Пьера Луиса «бледный объект желания», режиссер назвал фильм «Этот смутный объект желания». «Последняя сцена — где рука женщины в кровавых кружевах старательно чинит дыру на пальто (это был последний снятый мною план) — волнует меня, неизвестно почему, ибо сохраняет таинственный смысл до финального взрыва» – рассказывает Бунюэль в своих остроумных мемуарах.
Раскрывая, много позднее «Золотого века», историю невозможности обладания женским телом, Луис Бунюэль стремился на протяжении всего фильма создать атмосферу покушений и отсутствия безопасности, которая мучит нас всех, где бы мы ни жили. Как раз 16 октября 1977 года в кинотеатре «Ридж тиэтер» Лос Анджелеса, где демонстрировался фильм, взорвалась бомба. Четыре бобины фильма были украдены, а на стенах обнаружены оскорбительные надписи в духе «На сей раз ты зашел слишком далеко». Одна из них была подписана «Микки Mayс». Кое что позволяло думать, что это нападение было совершено группой организованных гомосексуалистов. Гомосексуалистам фильм крайне не понравился. Я лично не пойму почему. А Бунюэль по-моему, даже и не пытался разобраться, ведь он снял отличную комедию. Комедию, которую спустя столько лет, без взрывов и остального негатива можно вновь посмотреть на большом экране на выходных на «Ночном показе» в «Художественном» (Москва).