Мальчишник в Готэме
В Готэм-сити затянулась забастовка мусорщиков, и словно вся грязь города — буквально и фигурально — затопила улицы. Артур Флек (Хоакин Феникс) работает клоуном в затрапезном агентстве: в лучшем случае — детские праздники, в худшем — хождение по тротуару с рекламным знаком и риском нарваться на малолетних хулиганов. После психбольницы Артур регулярно посещает социального работника, сидит на семи лекарствах и носит с собой карточку, в которой сообщается, что его длительные приступы неконтролируемого свистящего, похожего на плач хохота — медицинское состояние, вызванное мозговой травмой.
Живет Артур, естественно, с мамой (Фрэнсис Конрой) в дышащем на ладан многоквартирном доме, заглядывается на соседку, красивую мать-одиночку (Зази Битз), и мечтает о карьере стендап-комика: вечерами он смотрит по телевизору популярное шоу Мюррея Франклина (Роберт Де Ниро), представляя себя одним из его гостей.
Небольшое по объему, но ключевое во многих смыслах присутствие Де Ниро охраняет «Джокера» от обвинений в плагиате и, наоборот, как бы обеспечивает преемственность по отношению к работам Мартина Скорсезе «Король комедии» и «Таксист», которым этот фильм обязан несоизмеримо больше, чем, скажем, предшествующей бэтмениане. Из «Короля», в котором 40-летний Де Ниро играл стендапера-неудачника, идущего на преступление, чтобы попасть на телешоу кумира, отчасти утащен сюжет. Оттуда же — воображаемые сцены, оттуда же — мама и недоступная возлюбленная, оттуда же и из «Таксиста» — образ отчаявшегося городского одиночки, у которого остается только один способ привлечь к себе внимание повернувшегося спиной мира.
Действие «Джокера» к тому же происходит примерно в те же годы — судя, например, по кинотеатру, где идут «Прокол» Де Пальмы и «Братья Зорро», это 1981-й — и фильм выполнен, соответственно, в той же визуальной стилистике и палитре: Нью-Йорк, конец 70-х. Неон, заваленные мусором переулки, кирпичные дома, ощетинившиеся пожарными лестницами. Грязно-красный, зеленый, оранжевый; цвета, из которых к финалу соберется всем известный костюмчик.
Никаких особых сюрпризов — как, впрочем, и обычно в origin-фильмах — не будет: мы сразу прекрасно знаем, чем все закончится. В «Джокере» фигурирует семейство Уэйнов — главным образом Уэйн-старший, богач, кандидат в мэры, довольно неприятный тип, — но ни о каких вселенных тут речь всерьез не идет: единственная вселенная Артура — его собственная, состоящая из ежедневной боли.
Хоакин Феникс выступает с очередным актерским подвигом (а-ля Де Ниро опять же), сбросив пару десятков кило, чтобы торчащие ребра и лопатки превращали его в какую‑то гаргулью, и выучившись десятку разных, но неизменно жутких видов хохота. Трудно представить, что один и тот же мужчина играет и Джокера, и героя недавнего «Тебя никогда здесь не было», где тоже были травмы, одиночество, Нью-Йорк, хичкоковская мамочка и тень Трэвиса Бикла (главного героя «Таксиста». — Прим. ред.). Если сравнивать Феникса с его предшественниками Николсоном и Хитом Леджером, он, конечно, куда ближе к первому — актер такого холодного технического совершенства, что оно попеременно гипнотизирует и подбешивает.
Что можно сказать и о фильме в целом. Несомненно, это этап для DC: иссиня-черная, довольно бескомпромиссная и, главное, на удивление интимная драма для взрослых — вместо сражений мужчин в трико, пусть и очень насупленных. И конечно, это стилизация, выполненная на высоком уровне, с рядом отлично придуманных эпизодов — мало кто ожидал от Тодда Филлипса, автора «Мальчишника в Вегасе» и «Старски и Хатч», такой компетентности.
В то же время «Джокер» по большому счету имитирует и смелость (которая не более чем маркетинговый ход конкурентов «Марвела»), и глубину. Диагноз главного героя раскладывается на элементарные, всем известные компоненты (трудное детство, побили, уволили, не дали), а попытка перевести все в этакий анархистский манифест — Артур косвенно провоцирует в Готэме народные волнения против богачей и полиции — выглядит и наивно, и по-голливудски лицемерно. Филлипсу в монтажной не хватило дисциплины большого режиссера — он регулярно забывает о времени, любуясь Фениксом и самим собой. А фильму явно не хватает светлого пятна, какой‑то эмоциональной передышки в монотонности и безысходности — Скорсезе для этого хитро использовал девушек, и Филлипс тоже пытается, но останавливается на полпути.
«Джокера» многие будут называть шедевром, особенно поначалу, — жанр кинокомикса настойчиво требует внимания, люди впечатлительны, отдельно приятно впечатляться в неожиданных местах, и фильм в конце концов действительно, спору нет, впечатляет. Нет — не шедевр. Но это ярко, это чуть более радикально, чем обычно, и это безусловно можно засчитать за вариант ответа на сакраментальное «Чего такой серьезный?».
Я не разделяю общего восторга, но фильм ничего, посмотреть можно. Но если бы про него не было слышно из каждого утюга, то я бы не пошла. Плюс пошла в кино от скуки.
В принципе ничего нового. И так очевидно, что общество влияет на человека, способно его поломать и разбить. Что детсво влияет на дальнейшую жизнь человека и оставляет свой отпечаток.
Тут про человека, над которым с детства издевались, он, возможно, этого и не помнит, но в подсознании это осталось и перенеслось с ним во взрослую жизнь. Так еще на почве всего этого развились психологические заболевания.
Это страшно, потому что такие «Джокеры» есть и в реальной жизни в виде маньяков и убийц, многие из которых совершают свои поступки по схожим причинам, что и герой фильма.
Шедевр!!!смотрю 2 раз и хочеться пересматривать
Далека от вселенной Марвел ,но какой пластичный актер,играющего Джокера, грязный Готэм,перекликающийся с нашими окраинами...
Боже,это гениально!
Круто, мощь! Жаль, не все поймут. Кто-то так и не дождётся того, из другого фильма. А он просто другой. Иной.
После выхода из кинотеатра оставляет сильные впечатления , которые не остаются после «дешевых одноразовых фильмов», в какой то момент начинаешь понимать антигероя и сочувствуешь ему ....
Этот фильм, по моему мнению, раскрыл всю человеческую суть. Он однозначно должен взять Оскар! ребята стоит идти и посмотреть!
Неплох, но явно переоценен. Фильм не держит неприрывно. Тащит только игра актера играющего Джокера. Общая истерия и возведение в шедевры? Красиво, но на один раз.
Очень много эмоций и горьковатое послевкусие! Фильм заставил меня испытать восторг, стыд, жалость, грусть. В Фениксе и не было сомнений. И все что творится на экране так близко тому, что происходит сейчас в нашей стране. Страх породить такое поколение израненых людей усиливается, выходишь из зала с кучей мыслей... Лучший фильм года!!!
ШЕДЕВР!!! Такой игры актера вы еще не скоро увидите в кино. Потрясающее окунание в атмосферу, пропитанную беззаботностью и переживаниями. Во время просмотра на некоторых моментах у зала появлялись слезы. Игра Хоакина представляет существенную роль в этом. в целом. ОЧЕНЬ СОВЕТУЮ К ПРОСМОТРУ!!!!
Однозначно оскар!!! Очень сильный фильм, лучший за последние года! Браво! 👏 «Петровы» учитесь как надо играть! А Михалковы и Бондарчуки снимать!
Фильм всем рекомендую к просмотру, специально зарегестрировалась, чтобы оставить отзыв. Словами не передать, идите в кино и смотрите
Это бесподобно! Маст си товарищи!!!! Игра Феникса не сравнима ни с чем, отличный фильм. Не хотелось чтоб он заканчивался, хотелось все больешго и большего раскрытия этого героя... !!!
Такому Джокеру хочется подавать патроны. Потрясающий фильм о становлении того самого мрачного Джокера. Эдакая предыстория. С мурашками наблюдаешь, как забитый, закомплексованный несчастный человек расправляет плечи, идет танцующей походкой. Невероятно пластичный и музыкальный. Не могла отделаться от мысли - как он притягателен в образе Короля Готэма. А ради сцены на разбитом автомобиле соеди погибающего города стоит смотреть на большом экране. Лучшая роль Хоакина Феникса!
Филлипс не просто снял фильм о злодее из комиксов, он сделал по-настоящему анти-супергеройское кино, после которого все соответствующие франшизы можно закрывать. "Джокер" камня на камне не оставляет от радужного лицемерного мира, где вот герой, вот злодей (да, герой не без греха, и злодея есть за что пожалеть, но всё пока ещё полярно и просто). Здесь всё очень сложно и переплетено - на всех уровнях. Последите за тем, как борются сине-зелёный мертвенный свет болезни и красновато-жёлтый уютный свет нормальной жизни - как они закрепляются одно за другим и аккуратно занимают свои части экрана. А потом, против ожидания, происходит не победа чего-то одного, а перемешивание - подобно тому, как растекаются по лицу клоуна синий и красный грим. Фильм завораживает этой постепенной диффузией одного мира в другой. Так солнечные песни, в которых слышна улыбка, противопоставляются страшной, жилы вытягивающей виолончели, а в конце оказывается, что и песня Синатры - она на самом деле о нашем персонаже.
Так смех спаян со слезами (Феникс гениальный, конечно), мечта - с обманом (грёза Флека сбывается, но он оказывается не звездой, а посмешищем), геройство со злодейством (Флек-Джокер - и герой, рождённый дарить людям радость, и жестокий убийца), причины - со следствиями (Джокер - одновременно катализатор хаоса, в котором утопает город, и его результат). В финале в ответ на опасливую реплику копа, мол, посмотри, что ты наделал, Джокер отвечает не пафосное "Посмотри, что вы наделали", которого я, каюсь, ждала. Это было бы слишком в духе комиксов. "I know, but isn't it beautiful" - говорит он с восторгом и умилением. Отчаявшись вписаться в красивый мир успешных людей, Джокер переворачивает игру, погружая его в хаос. Здесь “красиво” - это уже не непринуждённое дефиле телезвезды, а макабрический танец Джокера. И это не он несмешной, это другие не понимают его шуток.
Это кино ругают за оправдание насилия, но зря. Потому что оно очень внятно и тактильно говорит о том, как важны эмпатия и неравнодушие, и как страшен результат их отсутствия.
Был добрый, стал злым.
Когда ты испытываешь кардинально противоположные чувства к герою- видишь наглядно как он становится отражением того мира, что был так жесток к нему.
Невероятное раскрытие героя.
Видео ряд - поражает.
10/10