Сразу к главному — это не экранизация повести Пушкина и не постановка по опере Чайковского. Лунгин снял жирный триллер о том, как на московских подмостках люди вгрызаются друг в друга, ставя эту самую оперную «Пиковую даму». По сюжету в родной театр возвращается оперная дива София Майер (шальная Ксения Раппопорт) со статусом мировой звезды и желанием заново поставить «Даму», где она когда-то играла Лизу, а теперь готова петь старую графиню, а свою даровитую племянницу сделать Лизой. На роль Германа ставят зашоренного заслуженного артиста (Владимир Симонов), но за спиной возникает молодой тенор (Иван Янковский), который маниакально мнит себя Германом во плоти.
Да, перипетии героев рифмуются с пушкинским сюжетом. Да, фраза «Что наша жизнь? Игра!», конечно, прозвучит. Но будьте готовы увидеть здесь кавказские и азиатские группировки, словно выпрыгнувшие из сериала «Салам Масква»; подпольное казино, работающее под прикрытием супермаркета; нынешнего олигарха в исполнении крутейшего Игоря Миркурбанова, который, конечно же, наследует мотивы из другого лунгинского фильма. Тем, у кого есть бзик на том, как в каждом фильме преподносится образ Москвы, здесь будет к чему прицепиться, но это неважно — оператор Леван Капанадзе и балабановский художник-постановщик Павел Пархоменко конструируют не пространство конкретного города, но условное пространство триллера.
Тут действительно есть задел для сравнений с фильмами вроде «Черного лебедя», «Одержимости» и «Неонового демона» — кино Лунгина жмет на те же зрительские кнопки, но со своими нюансами. Изначально «Даму» хотели делать на английском языке с прицелом на международный прокат, сценарий писал обладатель «Оскара» за «Король говорит!» Дэвид Сайдлер, Лунгин уже договаривался с Умой Турман о роли дивы, но потом за голливудским коллегой все пришлось переписывать нашему драматургу Валерию Печейкину, а на главную женскую роль позвать Ксению Раппопорт. Ненормативной у фильма оказалась и фестивальная судьба. Кино прошло мимо всех крупных международных смотров, превратившись в «фильм-открывашку» для сразу трех удаленных российских фестивалей: короткометражного «Короче», областного «Балтийские дебюты» и дальневосточного «Меридианы Тихого».
Ксении Рапопорт не впервой играть оперную певицу, но актриса делает это с нескрываемым удовольствием, граничащим с наглостью: еще чуть-чуть — и свалится в самодовольство, но это лишь работает на образ. Странно, но после «Юрьева дня» Кирилла Серебренникова актрисе так и не удалось сыграть больших драматических ролей в русском кино, занимаясь то комедиями, то сериалами, то иностранной продукцией. Если в фильме Серебренникова ее героиня приезжала в город и растворялась в местном мороке, то здесь певица сама и есть морок. Она воплощает ту демоническую силу, которая занимала Пушкина во множестве произведений помимо «Пиковой дамы», а в фильме обволакивает одного персонажа за другим или как семейное проклятие, или как злодейство, которое здесь граничит с гением.
Что касается злодейства, то основная партия безумств взвалилась на плечи Ивана Янковского, внука Олега Янковского, сыгравшего свою последнюю роль тоже у Лунгина. На самом деле, над Янковским-младшим повисла тяжелая родовая печать высоких ожиданий, которые он пока не очень оправдывает, возможно, потому что кинопром просит от него больше, чем он успевает дать (после «Тряпичного союза» начинающего актера затащили сразу в три проекта молодежной фантастики: «Икария», «Источник» и выходящие завтра в прокат «Ночные стражи»). Поэтому Ивану как раз впору вся эта угловатая спесь и роль сумасбродного артиста, который хочет больше, чем он может. Кроме того, по ходу сценария Лунгин подставляет 25-летнему актеру множество бодрящих эмоциональных подпорок вроде откровенных сцен с актрисой, которая намного его старше. В том числе из этого высекается нужная искра.
Важная деталь — у персонажа Янковского звонкий тембр (может разбивать голосом лампочки) не врожденный, а приобретенный: связки совершили чудо, после того как он провалился под лед, убегая от нападок сверстников. Дело случая, лотерейный билет, дарование от ненастья, которое непременно притянет беду. Тема рокового таланта всегда занимала режиссера Лунгина в его фильмах. Посмотрите, что творят с собой герои Мамонова в «Такси-блюз», в «Острове» или даже в «Царе», где один известный правитель хотел считать себя Богом. «Луна-парк», «Ветка сирени» и «Дирижер» во многом тоже были о природной губительной силе людей исключительных. Как недавний «Неоновый демон» был о том, что красота — это страшная сила, так и «Дама пик» нагоняет хмарь и разводит кровавые лужи вокруг сцены. На месте Эль Фэннинг тут скорее не Янковский, а молодая актриса студии Женовача Мария Курденевич в роли гения чистой красоты и скромной племянницы, которую тетя-звезда выводит на сцену и, конечно, заражает своей разрушительной силой и съедает (правда, не буквально). «Это про страсть! Это про секс!» — задает тон героиня Раппопорт.
После сериала «Родина» на режиссера Лунгина пала тень автора, который якобы уже не очень понимает, что творит. На контрасте и на удивление «Дама Пик» — очень выверенное, собранное кино, в котором режиссер демонстрирует мастерство и бодрость духа. Это вовсе не значит, что фильм стремится понравиться потенциальной аудитории, наоборот, новый фильм Лунгина как настоящий триллер постоянно терроризирует, теребит, цепляет и бесит зрителя. От размеренного начала до буйного финала «Дама пик» — это эмоциональные горки, по которым не всем людям в зрительском зале (да и на экране) удастся проехаться с достойным лицом, но любопытно будет точно.
Ох, уж эти юношеские страсти и спешка хлебать жизнь расплескивая все вокруг... Фильм ,наверное, о них... А еще о безжалостности и рациональности зрелости. Хотя и ей не чужды сильные движения души, но они не ведут к саморазрушению . Есть навык самоконтроля. И этот навык приобретается с опытом и временем... Если повезет не сгореть в горниле страсти, как пелось в одной песенке. Раппопорт, безусловно, красотка. Одни ноги чего стоят, длиннющие. И в этом фильме она выдала классный и сильный образ первостатейной харизматичной стервы. Янковский, поначалу раздражал, а потом ничего, как-то сросся с ролью: кривой рот, бешеный взгляд и дислексия напряжения ... Настоящий Герман! И подано это все на подложке мощного пушкинского сюжета и общеизвестного факта о жестокой грызне среди выдающихся деятелей искусства... Сделано красиво. Фильм держит в напряжении все время. Многое красивое слегка позаимствовано: из "Охотника на оленей"- русская рулетка и вьетнамцы, например,... или из "Унижения" - где Ал Пачино проживал шекспировский сюжет и тоже пытался покончить с собой на сцене. Но это не выглядит неорганичным. Наоборот - здорово! Ну и опера- идея с белыми декорациями - прелесть.
На этот раз минкульт деньги потратил не зря. Не кино, а Кинище!
В колоде карт отечественного кинематографа неожиданно затесалась довольно любопытная масть — лунгиновская «Дама Пик». Редкий по меркам здешний индустрии зверь — что немудрено, изначально этот проект делался с расчётом на международную аудиторию, но не сложилось. По сюжету это такой «Чёрный лебедь» митс «Неоновый демон» митс «Одержимость» (которая Whiplash), под Чайковского с Ксенией Раппопорт (в роли оперной дивы) и Ивана Янковского (в роли обожающего её молодого тенора). Я долго не мог определить жанр фильма, а под конец всё сложилось — в сущности, это не что иное, как БДСМ-драма, про доминирование и подчинение. А поскольку в «Пиковой даме» «террорист» и «заложник» разного пола, в их отношениях сразу же вылезает сексуальный (точнее геронтофилический) подтекст. Собственно, про то же самое, про доминирование, подчинение и психологическое насилие, и Whiplash, но, как часто бывает с представителями заморских кинематографий, в миллион раз мощнее. И в актёрском (не в обиду будет сказано Раппопорт и Янковскому), и в режиссёрском смысле. Сморите сами — там, где Дэмьену Шазеллу достаточно посадить Майлза Теллера за барабанную установку и приставить к нему орущего и матерящегося на разные лады Дж.К. Симмонса, чтобы извлечь саспенс из сцены, Павел Лунгин ставит оперу. Не то, чтобы такой вариант заранее выглядит проигрышно (всё-таки опера в фильме удалась, хотелось бы увидеть настоящую постановку с теми же актёрами), скорее речь о том, что Шазелю, в отличие от Лунгина, при минимальном наборе художественных средств удаётся добиться грандиозного эффекта — а этим крутой режиссёр триллеров и отличается от постановщика средних способностей: ему достаточно взять два аккорда, чтобы заставить вас трепетать. Когда, кстати, в финале Whiplash один герой истово барабанит, а другой истово дирижирует кажется, что эти двое очутились в персональном аду, из которого нет выхода. То, чем они занимаются, есть ёмкое определение «дрессура» — такое психологическое насилие героям Раппопорт и Янковскому даже и не снилось. Это я к чему: можно сколь угодно говорить о том, какой неплохой фильм «Дама Пик», но суть дела в том, что ему не хватает именно что будоражащей режиссуры. Впрочем, и на том спасибо, что есть.
"И всюду страсти роковые" (с)
Знаменитая оперная дива приезжает в Москву ставить Пиковую Даму, а заодно и сделать из своей племянницы звезду мирового уровня, причем делает она это скорее из прихоти, чем из чувства вины перед сестрой, чью карьеру она когда-то разрушила. Ведь успех - это частенько и движение по телам менее удачливых коллег. И ее племянницу, конечно, зовут, Лиза, а молодой человек Лизы амбициозен и жаждет славы и богатства, которые ему может дать для начала партия Германна. История про наваждение и страсть, сжирающую человека изнутри. Мир искусства тут как нельзя в тему, где еще наваждение так зримо, а эмоции так открыты,как не на сцене. Одержимый страстью редко способен остановится и подумать. Со времен Пушкина на самом деле ничего не изменилось.
Местами кажется, что Лунгин перегибает палку, вот-вот выйдут цыгане с медведями и все кончится битьем посуды. Но кино бодро выруливает с этих заносов обратно к ироническому тону. В конце концов мало ли что там примерещилось впечатлительному юноше, тем более, что уж очень хороша яркая звезда София, живущая страстно, а такой накал далеко не все способны выдержать.
Отличной кино,отличного режиссера!
Приятно посмотреть хорошую игру Российских актеров.
Сюжет фильма "держит".
Советую всем!
Альфред Хичкок в знаменитом 52-часовом интервью Франсуа Трюффо говорил, что закадровый голос, посвящающий зрителей в детали происходящего на экране, для фильма вреден: кино, по мнению мэтра, должно быть насыщенно считываемыми зрителями логически или эмоционально нюансами, расширяющими для них сюжетный ход. В этом состоит, на мой взгляд, первый минус и без того весьма неровного фильма Павла Лунгина.
Однако, нельзя не признать его режиссерское дарование: если в первой половине "Дамы пик" фильм сильно пробуксовывает на плохой актерской игре - всех, за исключением неизменно мощной Раппопорт, которая в одиночку, конечно, всю картину не вытянет, - то вторая половина выигрывает именно за счет таланта Лунгина: манекены, которые возит за собой главная героиня, флешбэк с проваливанием под лед, русская рулетка, клетки на сцене - все это прекрасно. Режиссер, кстати говоря, вообще убивает двух зайцев: и помещает сюжет пушкинской поэмы в современность, и ставит ее на сцене (Графиня, которая прячется в бутон черной розы, заслуживает отдельной похвалы, как и, впрочем, сценические декорации и костюмы).
Обособленно стоит обсудить игру Ивана Янковского - и это один из спорных моментов фильма: с одной стороны, в первой части он уже ведет себя как несколько тронутый, из-за чего сюжет кажется весьма надуманным, с другой - возможно, это необходимая предпосылка его будущего сумасшествия.
В целом говоря, это фильм ситуаций (в этом он вполне удачен), но никак не характеров - и в этом он проигрывает: будь актерские работы лучше, фильм бы задышал, стал насыщенней, живее. А пока помешательство главного героя деньгами неясно прописано, яснее его помешательство Софией, но оно карикатурно - все эти афиши, фотографии, воспоминания об оперном "пробуждении"... Четверка. Причем с большим минусом.
Картина изощренно придуманная и неплохо снятая в условной Москве, сперва вызывает вопрос к сценаристам: что вы курили? История про оперную диву и молодого певца вышла странная, диковатая, даже не пушкинская (это не экранизация "Пиковой дамы", конечно), а больше гоголевская или пелевинско-сорокинская.
Можно придираться к отдельным деталям (начинающий бедный певец живёт по воле авторов в дизайнерском лофте, а дива по каким-то необъяснимым причинам из Парижа приезжает в Москву на поезде, а Графиню "во всех театрах мира" поёт в одном и том же платье, которое когда-то придумала сама, так ей и разрешат режиссеры и художники по костюмам!).
Но прекрасные актерские работы смиряют со сценарным полубредом. И если насчет Ксении Раппопорт и Игоря Миркурбанова никто и не сомневался, то Иван Янковский стал приятным открытием, хотя, конечно, я видел его в театре...
Не любите ли вы оперу, как не люблю ее я?! Нет, потерпеть, конечно, можно, но не разумнее ли было бы Павлу Лунгину отдельно поставить оперу "Пиковая дама" (тем более, что по оценкам знатоков, опера в фильме получилась отлично, особые ценители даже стали любопытствовать, где ее можно посмотреть целиком)... Для фильма же, на мой взгляд, ее несколько избыточно все-таки, тем более, что все знают сюжет "Пиковой дамы", а те, кто не знают, вряд ли и на фильм придут... А придут, так будет лишний повод прочитать. Ну, или посмотреть хотя бы.
Да, Ксения Раппопорт хороша, но не Ума Турман Питер О'Тул. Кто видел фильм "Трюкач", тот поймет, о чем я. Там эта тема раскрыта и поярче, и О'Тул поинфернальней. Да и режиссер Ричард Раш справился как-то с этой задачей и без костылей в виде музыки Чайковского (по мне так и Фронтьер, написавший оригинальную музыку для того фильма, весьма неплох).
Плюс у Лунгина, в отличие от Пушкина, интрига как-то уж совсем завалена. Ну, мог же Андрей, явно знающий и сюжет оперы, и повести Пушкина, в третью игру поставить на даму вместо туза?! Это, на мой взгляд, было бы даже больше в стиле Германа, нет?! Герману про три карты сообщила графиня, а Андрею-то - Пушкин. А то он получается не игрок, а кукла какая-то, одна из коллекции нашей примадонны. Да и первый/последний кадр выдает всю интригу с потрохами. Не угадал я только когда решил, что задушил он одну из кукол (так было б поинфернальней), и что пистолет не выстрелил (Чехов, блин!), даже во время сцены удушения подумал: а как же контрольный-то в лобик?!
В итоге сам Павел Лунгин оказался отнюдь "не Германом", полностью пойдя на поводу у Пушкина и Чайковского. Что ж, имеет право. Только тогда какое ж это "современное прочтение"?! Можно было и название не менять.
P.S.
Репортаж с показа фильма в доме кино см. здесь.
Отчего-то долго не мог выразить свое мнение, все размышлял, сопоставлял, пытаясь уловить в себе нечто, но спустя пару дней вдруг так ясно сделалось: кино-то мне не понравилось)) совсем!)) И как-то легко сразу стало)) Первое напряжение возникло еще до просмотра, когда читал и слушал многочисленные интервью Лунгина, в которых он весьма пафосно отзывался о собственной картине и, называя Ивана Я. чуть ли не лучшим молодым актером мира, "скромно" упоминал про себя, что он-де большой специалист раскрывать таланты. Но это ерунда, главное - кино.
И вот тут все очень странно: осовремененный сюжет получился примитивным, актерские работы (кроме одной) чуть ли не провальными, а главное - никакой интриги, накала, а, соответственно, никаких душевных переживаний, которыми так сказочно богаты любимые мною фильмы Павла Семеновича. Да, как всегда, чудесная музыка, да, нормальная операторская работа, и да - блистательная Раппопорт, видимо, благодаря которой я сразу и не смог определить свое отношение к фильму.
Остается ждать следующих фильмов Режиссера, помятуя, что после "Острова" был неубедительный "Царь", но зато потом бесподобный "Дирижер"!))
Никого не узнала в этом фильме - нет таких оперных певцов,не бывает, нет уже таких меценатов неформальных, у которых подпольные казино,которых тоже уже давно нет, нет таких кавказских друзей у бедных мальчиков, у которых 47 тыс долларов, которых у них не может быть, нет уже такой России. Может, и была лет двадцать назад, вот тогда и надо было снимать. И снимали - и Лунгин в том числе. А к чему сейчас? Он что - спал все эти годы?
наконец-то! настоящий офигитительный фильм. который смотришь с интересом от начала и до конца, в течение которого переживаешь, а выйдя из кинотеатра - обсуждаешь с друзьями, вспоминаешь детали, переспрашиваешь. фильм очень сильный, держит в напряжении. есть местами мелкие шероховатости - но их компенсирует всё остальное. не очень понравилась игра главного героя, но тут у нас с подругой мнения разошлись - по моему мнению он бревно, по её - так задумано было :) точно не знаю)) в общем. шикарный фильм!! рада, что он - нашего производства).
Павел Лунгин снял отличный фильм, хорошее качественное кино! Необычная интерпретация одновременно и повести Пушкина и оперы Чайковского в современном варианте. Завораживающие оперные саундтреки, от которых у зрителей "бегают мурашки по коже", качественно отработанный сюжет и сценарий, а также очень талантливая операторская работа - всё это делает картину одной, а наверное и самой лучшей в нашем российском прокате! Никто после просмотра равнодушным не останется!
Вердикт: Смотреть всем обязательно! Такие киноленты редкость! Браво режиссёру.
Совершенно очевидно, что основная мысль фильма-одержимость ролью, в общем и целом, так бы оно и было, если бы не..... безграничная скудость ума главного героя, которая так дико раздражает все время. Он до такой степени не дружит с головой, что пропадает всякий намёк на интригу и мистику. И это выражение лица..., изо всех сил изображающее безумие!Добавляет уныния бесконца хохочущая Рапопорт, местами переигрывающая,но, несмотря на это, украшающая эту унылую картину.
Фильм не для широкой аудитории, а для гурманов. Я бы охарактеризовала его, как "пища для интеллектуального развития". Актерский состав - стопроцентное попадание в десятку.
Хотелось больше оперы и меньше диалогов. Красиво, очень красиво, но игра актеров раздражающе посредственна.
С этим фильмом у меня ассоциируются слова - необычно, неожиданно, удивительно. Все сцены были для меня волнительные, а некоторые моменты, так вообще заставляли биться мое сердце сильнее. Отличная работа. 5 баллов
Уж не знаю, как они так...деградируют, что-ли...Ведь этот же человек когда-то "Такси-блюз" сделал. На уровне эмоций - полное разочарование и горькое такое чувство, как будто побывал на заброшенном ракетном заводе... Это была не рецензия.
Рецензия - вот (Внимание! Aсhtung! Attеntion! Спойлеры могут быть тут):.
1. Возможно, виной тому смена сценариста по дороге, но сценарий разваливается на куски... Главный герой одержим Германом ? Главный герой одержим жаждой богатства? Он одержим игрой? Он - Герман современности ? Ответ - в фильме всего этого понемногу... и самое паршивое, что вместо цельного персонажа (что совершенно точно можно было сделать) мы видим лоскутное одеяло с грубыми стежками. То одни мотивации (одержимость ролью), то другие (хачу денег), то третьи (дааа, я - фаталист), то четвертый (я - маленький неудачник, но вот я еще всем покажу), то пятые (одержимость главной героиней). И все это именно сделано по кускам , т.е. тут я вот такой, тут - другой, тут - снова такой, а тут - вообще пятый... Нет единого потока, цельной натуры. Такое могло бы объясняться шизофренией, но на нее тут и намека нет. В итоге переходы между эпизодами дико неуклюжи, натяжки уже к середине фильма плохо переносимы и у актеров все это приводит к срывам в фальш почти в каждой сцене.
В идеале же герой фильма одержим одним - самим собой... И, как любой одержимый собой , при этом не лишенный (?) таланта человек, он постепенно становится пошл до удушья. И можно было сделать эту спираль падения внутрь собственной пошлости гармонично и без таких диких зазоров между частями личности как в смысловом, так и в эмоциональном, планах. В фильме он не только пошл, но и жалок своей мертвой, просто из морга, лоскутностью. Да, и для справки, пушкинский Герман - холодный, расчетливый человек, не верящий в судьбу, видящий в игре только возможность быстро приумножить капитал, если знать ключ. Натура цельна и целеустремленная....
В образе главной героини - такая же неразбериха, но, поскольку класс актрисы на пару-тройку порядков выше, ей удается несколько пригладить это разнолепицу...И столько прекрасных находок используются, как микроскоп для забивания гвоздей... Прекрасно придумано, что героиня пела Лизу, а теперь будет - графиню...Из этого столько можно сделать всего. Но - не делают. То, что делают - картон, фальшиво и не искренне.
Про сценарий - еще не все...Попользовались, где только могли...От Козакова до Чимино ... Баблуани тоже упомяну (хотя бы просто, что бы лишний раз упомянуть отличного режиссера ;) ) ... При том, что это сделано так грубо (просто кусками сперто), что никакой радости синефила не испытываешь, а наоборот - испытываешь неловкость за беспомощность, выставленную на всеобщее обозрение....
Про актерскую игру...Раппопорт вбита, как гвоздь, в цент этого кина... Причем, быть вбитой и держать на себе конструкцию - это была, по-видимому, единственная цель для нее, которую ставил себе режиссер. Т.е. заполучил, успокоился и дальше делай, что хошь, талант сам подскажет... Талант подсказывает то кидаться в Дюрренматта, то в Мефистофеля , то "в каждой женщине должна быть змея" ... Но на пустом пространстве картины все это выливается в неестественный сатанинский смех, дикие скачки тональности от сцены к сцене, "наигрывание и штучки". При этом видно, как Ксении Раппопорт нравится эта роль и как ей хочется сделать ее по-настоящему круто,потому, что она может сделать ее круто...И как она каждый раз проваливается в пустоту сюжета, партнеров, смыслов - и сама это чувствует... И я возлагаю на режиссера всю ответственность за это.
Янковский. Иван. Не вижу пока ничего интересного. Посмотрите "Тряпичный союз" и "даму пик" и - найдите 10 отличий. Это не актерская игра. Пока, по крайней мере. Причем, в первом фильме эта краска, одна краска, которой он пока является, гораздо более уместна. Ну и - в свете сказанного про сценарий...ему бы следовало быть переменчивым, переливчатым, как Онегин в своей "...науке страсти нежной..." . Он же жарит на одной ноте обиженного на весь мир агрессивного постпубертата через все нелепые диссонансы своего характера, делая их совсем уж невероятными...
Т.к. кино строится вокруг этих двоих (хотя главный тут, как обычно, спонсор ;), и он тут, как раз, не плох), на остальных не буду останавливаться.
Итого, за вычетом нескольких эпизодов (Гагику - отдельный респект!) и всех оперных вставок - это провальное кино.
На мой взгляд,наиболее удачное российское кино за последнее время.Интересно смотреть.Есть мысль.Есть картинка. Нет "правды жизни", но есть правда ощущений,эмоций.Здорово передана атмосфера зависимости и помешательства.И корчи творческих людей на грани безумия... Не стоит искать в фильме точного соответствия литературным и театральным произведениям. Фильм сам по-себе произведение на тему ИГРЫ. Согласна,что многое в сюжетной линии притянуто за уши. И где-то явный перебор.Сильно напрягли эти куклы в чемоданах.Нарочито и в лоб.Хотелось бы тоньше.И рот актёры открывают слегка не в такт пению,присутствует такой момент. Но всё это как-то...неважно. Есть фильм,который интересно смотреть,и даже кое-о чем поразмыслить после просмотра. Послевкусие остается,не пустышка.
Работа актеров в целом понравилась. Ксения Раппопорт,конечно,всех переиграла...Потрясающая мини-роль у Романа Колотухина. Просто 5+ (сцена русской рулетки)
И вот еще...зачем Дама несла деньги бандитам.Она его купила. Герман стал ее "картой", на которую Майер поставила, и выиграла.Сорвала куш.Её игра должна продолжаться любыми средствами.Я это так поняла.
Фильм для тех,кто воспринимает кино образно,а не раскладывает по полочкам мелкие косяки) Если вы совсем не любите оперу и пение-не ходите.
Фильм очень понравился!!! Настоящее произведение искусства! Получила огромное удовольствие! Игра актёров потрясающая! Всем советую сходить, но наверное не всем будет понятен...
-«Ты хотел быть Германном, ты стал им!» Вам нравится «Пиковая дама?»Тогда спешите узнать, кто такая ДАМА ПИК.
Павел Лунгин, довольно интересный и подающий надежды режиссёр, более известный по таким проектам, как «Остров» и «Царь», представляет миру осовремененную историю о пиковой даме своего видения, так как здесь он является ещё и главным сценаристом. В первую очередь хочется сказать, что фильм будет легко смотреться и тем, кто не читал «Пиковую даму» Пушкина, да и вообще не имеет понятия о том, что будет происходить на экране ближайшие два часа. Ваш просмотр с чистого листа добавит интриги и очарованности сюжетом. Почему я посоветую смотреть данную картину, если выбирать между ней и оригинальными экранизациями повести Пушкина и оперы Чайковского. Во- первых, это фильм не о сказочных книжных событиях, а о реальном положении вещей, о ситуации, в которой может оказаться любой человек. Здесь рассматривается такая тема, как зависимость и одержимость. Главный герой, примеряя на себя образ литературного персонажа, становится жертвой трёх аспектов проявления зависимости. Он всем существом вживается в кожу Германна, не может побороть свою страсть к картам, околдован и одержим оперной дивой. Подумайте над вопросом, может неспроста режиссёр дал фильму название «Дама пик», возможно, эта дама, сошедшая с карты и олицетворяющая всю силу неистового азарта и тяготения, есть в жизни каждого из нас. Она противоречива и непонятна, но тем не менее, она склоняет нас к необдуманным поступкам, влечёт и отталкивает. Картина смещает границы реальности и театральности, этим она притягивает и захватывает.
Сюжет фильма основан на знаменитой опере Чайковского «Пиковая дама», которая в свою очередь написана по одноимённому произведению А. Пушкина.
Всемирно известная оперная певица Софья Майер возвращается в Россию. Она собирается поставить на большой сцене оперу «Пиковая дама», в которой отводит себе роль старой Графини. Естественно, игра в постановке — это прямой путь к призванию и славе, о которых мечтает молодой певец труппы Андрей, он считает, что Германн- это он сам, и готов на все, чтобы получить желаемую роль. Софья замечет это и начинает психоделическую игру, в которую втягивает всех, включая свою племянницу Лизу. Отличим ли Германн от Андрея? Софья- проклятье или шанс обрести призвание? Театр и жизнь. А быть может «вся наша жизнь-игра, а люди в ней актёры». Но как тогда избавиться от опутавшего амплуа одного героя и взять роль другого, более удачного?
Итак, в первую очередь хочется отметить общую атмосферу фильма и неординарность оперных саундтреков. Здесь во всем заметна заманчивая сюрреальность. Вы будете видеть современный мир, но образ Софьи, ее одежда, машина, на которой она ездит, будут возвращать вас в прошлые века, в другие эпохи. На первый взгляд, обычный ход фильма, но, вслушиваясь в музыкальное сопровождение, вы оказываетесь где-то в первых рядах партера в зале Большого театра.
Интересен момент построения сюжета. Повесть Пушкина-это исток, то, от чего отталкиваются все будущие интерпретаторы. Опера Чайковского вытекает из повести, но уже рассматривается в другом ключе, прибавляются новые особенности сюжета, и, наконец, Павел Лунгин берет эти два мира и помещает в капсулу реальности, которая, растворяясь в органическом мире, разливается по-своему и даёт новые особенности трактовки. Здесь на самом деле стираются границы между театром и действительностью.
Отдельно хочется говорить о актерской игре. Роль Андрея исполнил молодой актёр Иван Янковский, внук именитого Олега Янковского, который, к слову, исполнил роль митрополита Филиппа в «Царе» Лунгина. Иван сыграл так, что действительно чувствовалась его одержимость, психоз, внутренняя напряженная работа, его неадекватный взгляд в некоторых моментах смотрелся очень проникновенно. Роль Софьи Майер исполнила Ксения Раппопорт, которая также талантливо изобразила всю противоречивую сущность своей героини. Она мечет зрителя из стороны в сторону, то она заботливая тетя для своей племянницы, то страстная натура, то седая ведьма из своей же постановки. Получился очень загадочный и таинственный образ, настоящая пиковая дама во плоти. Также нельзя не отметить игру Марии Курденевич в роли Лизы, получился очень неоднозначный образ, который хранит свои скелеты в шкафу. За развитием её характера интересно наблюдать. Ответьте себе в конце на вопрос:«Кто же все-таки Лиза- спаситель или подстрекатель? Кем она стала в финале?»
Выразительную роль в картине играют детали: Андрей в детстве проваливается под лед (куда провалился Андрей в настоящие дни), Андрей показывает карту пиковой дамы(кто он сейчас, Андрей или Германн?)Эти выразительные средства прибавляют просмотру красочности и символичности.
Работа оператора, Левана Капанадзе заслуживает отдельного упоминания. Ведь в картине нужно было сочетать работу театрального оператора на обычной сцене, показать особенности восприятия зрителем театрального действия и операторскую работу в кинофильме. А это совершенно разные вещи и по разному смотрятся визуально. Но оператору удалось погрузить зрителей в необыкновенную атмосферу театра, постановка смотрелась просто блестяще, и с такой же точностью показать события за пределами сцены, т. е. ход действия фильма.
В некоторых моментах, возможно, покажется, что фильм немного затянут, сцены двигаются в замедленном темпе, а диалоги неуместны. Но все не бывает совершенно. Да и у каждого субъективное восприятие, кому-то может, наоборот, эти диалоги импонируют. Во всяком случае, небольшая шлифовка картине все равно не помешала бы. Также немного не хватило психологизма развитию физического контакта Андрея и Софьи, очень быстро их отношения перешли из одной стадии в другую.
Подытожив все выше сказанное хочется сказать, что картина в целом вполне достойная и заслуживает хотя бы однократного просмотра. Здесь есть над чем подумать, взвесить свои поступки, оглянуться на окружающих нас людей. А визуальная сторона фильма создаст незабываемое ощущение погружения в волшебный мир театра, который иногда вырывается из законных рамок и старается ворваться в нашу жизнь и закрепиться в ней.
8 из 10
Фильм абсолютный провал. В принципе, ни о какой интриге речи быть не могло, однако были сюжетные линии, которые можно развить, но Лунгин предпочёл сосредоточить всё на Ксении Раппопорт. Создалось ощущение, что в фильме было два актёра -- она и Янковский. Ладно, фильмы Лунгина всегда вытягивались одним актёром (Мамонов), но не справились: Ксения из-за того, что нельзя было оттягивать всё на себя, а Янковский в силу неопытности. Как итог: сюжет известен ещё со школы, актёры ничего из себя не представляют. Плохо, Павел, плюсик только за пение, которое было приятно слушать.