Москва

Рецензия Афиши

3
Петр Фаворов
260 отзывов, 286 оценок, рейтинг 3302
25 октября 2010
Старательная реконструкция первой битвы Великой Отечественной войны

21 июня 1941 года в похожей на большое викторианское поместье Брестской крепости танцуют под «Сопки Маньчжурии», покупают в военторге минералочку и смотрят кино с Орловой. Не думают, короче, что крепость на следующее утро превратится в смертельный котел для гарнизона и офицерских семей и что спустя всего несколько часов войны безнадежная оборона оказавшихся в глубоком не­мецком тылу укреплений окажется делом трех разрозненных и быстро тающих групп: одной руководит еврей-комиссар в очочках (Деревянко), другой — про­шедший Гражданскую суровый майор (Коршунов), а третьей — многодетный лейтенант-пограничник (Мерзликин). Между ними нет никакой связи, кроме 12-летнего воспитанника музыкального батальона (Копашов), тогда по-детски неуязвимого для пуль, а теперь рассказывающего нам эту историю взрослым закадровым голосом.

Исторический фильм Александра Котта («Люб.off») — редкий реальный результат российско-белорусского союза — в первые двадцать минут легко полюбить хотя бы как образовательный проект, даже если настойчивые ре­комендации из уст российского премьер-министра являются для вас скорее антирекламой. Все тут до поры располагает к себе: быстро и изобретально вводимые персонажи вроде танцующего вприсядку лейтенанта НКВД Вайн­штейна, малооригинальная, но оттого не менее трогательная атмосфера ви­сящего на волоске мира, обилие деталей — от не сбитого с главных ворот польского орла до впрямую проговаримаемых роковых ошибок командования, которому было запрещено готовиться к непредусмотренной партией агрессии.

К сожалению, с начальными залпами войны первой рушится способность авторов претворять свои явно благие намерения в сколько-нибудь связный кинематографический текст. Им, разумеется, достались трудные исходные дан­ные: военный хаос, историческая обреченность и изолированные друг от друга стычки с противником — довольно неочевидный материал для патриотического блокбастера. Так или иначе, после двух с лишним часов мы так и не понимаем, как устроена крепость, откуда и зачем наступает враг, как соотносятся очаги со­противления и какой смысл рассказывать о каждом из них по очереди, если во всех происходит примерно одно и то же и даже командиры от копоти и крови понемногу становятся почти неотличимыми друг от друга. Авторы вроде как приняли решение держаться исторической правды, как бы это ни затрудняло возникновения в голове у зрителя целостной картины событий, а потом, уже принеся в жертву этой правде композицию, не выдержали и вставили в фильм какие-то очень подозрительные приключения немецких диверсантов и сметаю­щие целые фашистские подразделения атаки советских войск с табуретками наперевес. Получившаяся смесь не трогает в итоге ни истинностью, ни зрелищностью, а богато поставленные и по замыслу полные кровавого реализма бои смотрятся, увы, не более чем репортажами с хорошо профинансированной съемочной площадки. Отдельная странность состоит в том, что в фильме описана только первая неделя войны, но перед финальными титрами, когда все уже ­вроде умерли, вдруг сообщается важный исторический факт: один из главных героев, майор Гаврилов, был взят в плен в подвалах казематов только 23 июля. То есть мощнейший сюжет сам просился в руки, но ему предпочли довольно стандартный и в любом случае не сработавший ход со взглядом ребенка. «Брестская крепость» явно мечтает походить на большой советский фильм про войну, и это, возможно, удается ей лучше, чем какому-либо из претендентов последних 20 лет, — но самым запоминающимся образом героизма тут все равно остается появляющийся на последней минуте громадный монумент защитникам крепости, поставленный в 1971 году.

45
4
9
Штайнер
136 отзывов, 52282 оценки, рейтинг 2119
17 октября 2014

Отличный фильм! По сравнению с подавляющим большинством из всего, снятого за последние лет 25 «про войну» - натуральный шедевр! Жаль, конечно, что не обошлось без некоторых недостатков.
Главный, и самый досадный – майор Гаврилов не был репрессирован после войны! Это откровенная ложь! После войны продолжил службу в армии в прежнем звании, чуть позже был восстановлен в партии (был временно исключен по причине утраты партбилета - что тогда было тяжким проступком) и в 1957-м получил ГСС и два ордена Ленина. Зачем эту ложь про "репрессии" вставили в фильм – для меня загадка. Хотя, тут есть забавный нюанс - по иронии судьбы в августе 1945 г. майора Гаврилова таки отправили в Сибирь, в лагерь, но... начальником! Начальником советского лагеря для японских военнопленных. Это теперь тоже что ли считается "репрессиями"? )))
Из второстепенных – сорокапятка, стреляющая (прямой наводкой!) по танку, с возвышением ствола градусов этак 20-25 – это разве что слепому не бросилось в глаза. Ну реально режет глаз, досадная оплошность.
Ещё несколько смущает поведение немцев в двух батальных сценах.
Первая – атаки через мост и сцены на мосту у Холмских ворот смотрятся, конечно, хорошо, но вот только немцы в реальности через него не атаковали.
Вторая - при атаке трёх немецких танков при поддержке пехоты, когда та самая сорокапятка подбивает два из них (а третий танк боец подрывает связкой гранат), наша пехота атакует немецкую, оставшуюся без танков. И быстренько гасит её в рукопашной. Потери наших при этом равны нулю. По крайней мере, ни одного убитого, раненого или просто упавшего нашего не показывается. Немцы просто стоят и ждут, когда до них добегут и перебьют, ненатурально как-то.
Но, не смотря на некоторые недостатки, всё равно – оценка – только пять!

P.S. Что интересно, два самых хороших фильма о войне за последнее время, на мой взгляд – «Брестская крепость» и «В августе 44-го» - сняты со значительным белорусским участием. К чему бы это?

17
0
9
Федор Обзоркин
595 отзывов, 782 оценки, рейтинг 2051
9 декабря 2010
Настоящее кино о настоящей войне: «Брестская крепость»

Если хочется снять зрелищное кино с историческим подтекстом, то обычно снимают кино про войну, причем про Великую Отечественную (для остального мира – Вторую Мировую). Причины понятны – мало, кто не знает об этом глобальном конфликте, всегда можно сделать сюжетную линию с обоснованием «чего на войне только не бывает». Американцы снимают про то, как все силы армии брошены на спасение одного единственного солдата. Михалков снимает про то, что сам хочет – тут у него и опальный вояка с железной рукой, и Сталин с гротескными усами, и танкист, перед смертью просящий девушку показать сиськи. К сожалению, все это привело к тому, что про саму войну уже забыли. А про такое забывать нельзя. Именно поэтому я очень рад, что усилиями российских киномастеров на белорусской студии был снят один из лучших в постсоветской России фильм про ВОВ. Честный, зрелищный, без слезинок предателей, без рассуждений о конкретных человеческих судьбах.

http://obzorkino.livejournal.com/145530.html

<!--more-->Брестская крепость. Мирная жизнь гарнизона. На следующий день – война, заставшая врасплох практически всех и каждого. Горы трупов мирных жителей, пытавшихся покинуть крепость через единственные ворота. Остатки гарнизона, до последнего державшие противника. Первый приказ немцев к отступлению. Многотонная бомба, положившая конец сопротивлению. Расстрел.

Как правильно отметил в беседе о фильме мой хороший знакомый, главным недостатком фильма «Брестская крепость», если сравнивать его с произведениями современного мирового кинематографа, заключен в отсутствии четкого сценария. Правда, мое мнение немного иное – перед создателями фильма стояла задача другогоплана, нежели съемки блокбастера о войне. Если бы им были нужны премии фестивалей и признание кинокритиков, то они скорее сняли бы «Край» или «Утомленные солнцем». В случае с «Брестской крепостью» грех говорить о сценарии – это скорее историческая (пусть и пост-литературная) реконструкция реально произошедших событий. Это фильм не о конкретных человеческих судьбах, как я отметил еще во вступлении, это фильм о войне. У этой войны уже нет другого сценария, как бы ни хотели прибалтийские нацисты его изменить. Что случилось – то случилось, и перед создателями подобных фильмов всегда стоит выбор – либо война является всего лишь декорацией, либо декорациями являются конкретные люди.

Во многом отсутствие какой-либо ярко выраженной лирической сюжетной линии с лихвой компенсируется великолепной актерской игрой Павла Деревянко, Андрея Мерзликина и Александра Коршунова, исполнивших роли командиров очагов сопротивления. До Миронова в «Утомленных солнцем», к сожалению, их игра не дотягивает, но такой задачи не стояло, как в принципе не важен был акцент на отдельно взятом герое. Помнится, в «Погребенном заживо» так же держалось напряжение не за счет развития какого-то действия, а благодаря правильно расставленным акцентам. Да и давайте будем честными – много ли сегодня наших сограждан может сходу рассказать, чем закончился эпизод с Брестской крепостью в самом начале войны, так что «интрига» для большинства сохранится до последних минут фильма.

Что сказать о визуальной части? Мне очень понравилось, столь качественной постановки военных баталий я не видел уже давно, сцену с первой атакой крепости можно смело сравнивать с высадкой десанта из фильма «Спасти рядового Райана». И по уровню реалистичности, кстати, тоже, так что будьте готовы к весьма нелицеприятным сценам с оторванными конечностями и горой трупов.

Вердикт: честное кино про войну. Именно про войну, беспощадную до крайности.

(c) Обзоркино

11
0
7
relay
94 отзыва, 11940 оценок, рейтинг 1490
3 января 2011

«Хотели как лучше, а получилось как всегда»
В.С.Черномырдин

К сожалению, вместо «анти-УС-2», как негласно позиционировался до премьеры фильм «Брестская Крепость», получился как бы негатив «великого фильма о Великой Войне», но черно-белый и почти до прозрачности блеклый. Всему виной маниакально-старательное избегание создателями фильма контекста того времени. Полностью стереть его в исторической картине, конечно, невозможно, он мелькает на полсекунды то польским орлом на воротах, то портретом Сталина на заднем плане, то отсутствием билетов на поезд. Однако его так мало, что все опять сводится к версии о том, что народ взял и победил страшного, умелого и упорного врага сам, без руководства, без идеологии, без мучительного процесса обучения на своих же ошибках. Не иначе как шапками этого врага закидал (хотя о табуретках из фильма не могу сказать то же самое, в рукопашном бою не то, что табуретка, даже кулак является оружием).
Сам Угольников утверждает, что снимал «Брестскую крепость» как очень советский фильм.Да, в нём полностью отсуствует религиозная тема, НКВД-шник товарищ Вайнштейн не демонстрирует вампирских клыков (хотя и особенной симпатии тоже не вызывает), но всё равно при этом «советским» он не становится, именно из-за отсуствия контекста.
Все-таки при таком варианте сотрудничества Угольникова с белорусами ожидался более внятный фильм. Особенно после многократных заявлений об исторической достоверности фильма, безжалостного отсекания съемочной группой документально неподтвержденных фактов, как в случае с чеченцами и «фрау мит автомат». О ней, кстати, очень даже любят упоминать практически во всех документальных фильмах о Брестской Крепости.
Об исторических неувязках фильма неплохо написал в своей статье (http://www.rus-obr.ru/ru-club/8493?page=1) историк Алексей Исаев, хотя по сравнению с откровенной клюквой в других современных фильмах это просто мелочи. Режет глаз нелепое совмещение судьбы майора Гаврилова с судьбами других, реально пострадавших после войны защитниках крепости, картинная бравада Фомина перед смертью (хотя если бы показали, как было на самом деле, это выглядело бы даже сильнее), а также партийное собрание, проведенное Гавриловым без единого упоминания о самой партии и о Сталине. Ну и шатание ночью воспитанника музвзвода с дочкой военного, который, к тому же, был твердо уверен, что вот-вот начнется война.
В остальном же фильм хорош, особенно удачен выбор типажей членов семей военнослужащих, как будто действительно сошедших со старых фотографий. Актеры выложились, как могли, в рамках, обусловленных вышесказанными замечаниями. Батальные сцены, при всей некоторой сумбурности, тоже довольно неплохие. Да, это не «Они сражались за Родину» или «Иди и смотри», но вполне достойное кино.


6
0
5
Дмитрий Жигалов
333 отзыва, 1079 оценок, рейтинг 1412
16 января 2011
Спасибо, прощайте!

21 июня 1941 года трое советских офицеров занимались в Брестской крепости повседневными делами. Лейтенант Кижеватов (Андрей Мерзликин) фотографировался с семьей, комиссар Ефим Фомин (Павел Деревянко) безуспешно ездил брать билет на поезд, чтобы перевезти семью к своему новому месту службы, прошедший две войны майор Гаврилов (Александр Коршунов) беседовал с политруком по поводу "распространения панических настроений" в крепости о войне с немцами. Был еще мальчик - трубач из полкового оркестра, который тайком покуривал, любил девочку... Никто из них не знал, что следующим утром они станут командирами трех последних очагов сопротивления, а мальчишка - единственной связью между ними, в каменном котле первого в СССР объекта нападения гитлеровских войск - "Брестской крепости".

Продюсерский проект Игоря Угольникова - российско-белорусский фильм режиссера Александра Котта "Брестская крепость" производит мощное впечатление. Он берет за живое: почти все экранное время заставляет переживать не за кого-то конкретно, а абсолютно за всех экранных героев, идущих - каждый по своему - на последний подвиг. Заставляет переживать так, что одни не могут сдержать выкриков, когда "наши" локально побеждают врага, а другие не могут сдержать слез от отчаянной безвыходности.

Котту удалось замечательно передать атмосферу ошарашенности, нелепости начала этой страшной войны - когда одни люди, не имея никаких внутренних причин, приходят с оружием в руках убивать других людей.

"Брестская крепость" - не просто фильм: это памятник, исполненный в кинопленке. И не случайно он оканчивается огромным монументом защитникам крепости, установленном на ее руинах, - по своему значению и силе воздействия фильм практически равен тому монументу.

Но эта "памятниковость" фильма - при всей мощи воздействия - ослабляет его как художественное произведение. Авторам "Брестской крепости" удалось показать беспримерный героизм защитников, вовлечь в происходящее - но не удалось связно рассказать историю каждого или хотя бы одного очага сопротивления в крепости.

Основная проблема "Брестской крепости" как фильма - между отдельными яркими его эпизодами слабо прописаны логические связки. Как три очага сопротивления, возглавляемые тремя центральными героями картины, словно действуют на разных участках фронта (хотя на каждом все происходит примерно одинаково), - так и каждый из эпизодов их борьбы словно существует сам по себе.

Из знаний об обороне Брестской крепости - да, но из экранных действий не понятно, почему, например, защитники шли в атаку, а не оборонялись, или почему многие из них сдались немцам в конце. Сюжет с нехваткой воды кажется странным, когда на фоне продырявленных мертвых тел на берегу появляется мальчик и спокойно умывается в реке. Связность действию призван придавать закадровый голос рассказчика, но его слова слишком скупы и "монументальны", чтобы увидеть за ними живую боль обороняемой из последних сил крепости.

Вот почему сценарий - тоже памятник: на каждый "настоящий" эпизод в нем - слишком много поясняющих слов "со значением", произносимых хорошо поставленным голосом. И этот голос в конце попросту комкает истории командиров трех очагов сопротивления - центральных героев фильма, досказывая за них их жизнь и их смерть.

Зрелищная часть "Брестской крепости" дана блестяще. Здесь и яростные кровавые рукопашные, и пикирующие с ужасающим воем немецкие "штуки"-юнкерсы, и сметающие все бомбардировки, включая сброс на крепость исполинской двухтонной бомбы, по воздействию похожей на атомную бомбу.

Недостатки "памятниковости" фильма, правда, отразились и здесь: ни одному бою не дали побыть документальным - едва начинается схватка, как фоном включается героически-жалостливая музыка, напоминая о Трагичности и Драматичности. Это здорово смазывает впечатление от отлично поставленных боевых сцен с танками, пушками, перестрелками и летящими в объектив камеры брызгами крови.

Но даже при некоторых вопросах к фильму, "Брестская крепость" - самая сильная и впечатляющая отечественная картина о войне за последние пару десятков лет. Фильм производит тяжелое впечатление, но в конечном счете наполняет светлыми чувствами - гордости, любви и благодарности нашим прадедам и дедам, первыми во всей Европе остановившим фашистскую махину на рубеже своей Родины.

2
0
7
Помидорка
278 отзывов, 490 оценок, рейтинг 848
6 ноября 2010

Война - проста, но жестока.
У меня осталось двоякое впечатление после просмотра фильма. С одной стороны, разочаровал, т.к. нет ярких судеб, нет линии сюжета, за которой следишь. Не видно характеров, нет людей, а есть просто цель. С другой стороны, впечаляет героизм наших солдат, несмотря на то, что все мы об этом знаем и все мы проходили отечественную историю. Но в любом случае после таких фильмов всегда хочется молчать и чтить память.

11
0
9
Сергей Наан
114 отзыва, 2302 оценки, рейтинг 692
7 ноября 2010

Не хотел писать рецензию, слишком уж сильное кино, а как говорил Сталкер "люди не любят говорить о сокровенном". Пытался просто поставить пять звёзд, но каким-то образом зафикcировалось три, поэтому исправляюсь. КОНЕЧНО -ПЯТЬ. Всё уже замечательно и искренне люди написали до меня, я же счастлив, что в коем-то веке отечественный кинематораф смог объединить людей на столь высоком уровне. Это созидательный резонанс, это торжество разума и души, всего самого высокого в человеке, а сам выход такого фильма на широкий экран - сродни контрнаступлению советских войск под Москвой.
На фоне михалковского треша появился настоящий Великий Фильм о Великой Войне.
Тяжелых и жестоких сцен много, кровь, смерть, ужас войны передан на все сто, но при этом снято очень гуманно и достойно, так чтобы могли смотреть и подростки. Мне видится, что этот фильм и есть возрождение отечественного кинематографа во всем его былом величии и человечности, которые так остервенело пытались уничтожить за последние десятилетия творцы циничного кино-шлака..
К примеру, зрителю не показывают и не смакуют насилие над девушкой киномеханика, типа сами додумывайте, а вот если бы это кино снимал Балабанов, то всем пивным бутылкам из военторга нашлось бы применение. Жестокое, но не менее человечное кино, вот на что надо школьников водить, дабы на фоне глянца, гламура, фальши, поругания истории и подмены истинных человеческих ценностей, они бы почувствовали свет в свой душе, отличили истинну от лжи и почтили память своих героических предков.

40
0
9
kukumetto
161 отзыв, 257 оценок, рейтинг 581
8 ноября 2010
ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ О ВОЙНЕ СО ВРЕМЕН СОВЕТСКОЙ КЛАССИКИ

Фильм с подчеркнутым уважением следует лучшим традициям советского военного кино. Не ищите кокетливых режиссерских изысков, "современного толкования" и приключений "бесславных ублюдков". "Жид-комиссар-большевик" Фомин будет расстрелян у крепостных ворот, он не прокрадется в гитлеровский бункер и не убъет изверга в первый же день войны. Зато в Брестской крепости в первый же день войны фашисты дадут первый приказ отступить - и когда голос за кадром сообщает об этом, мурашки по спине и в горле ком.

Этот фильм - показывает почему мы выиграли великую войну. Если при просмотре "Предстояния" (неизбежно сравнение двух военных эпосов 2010 года) пытаешься понять, как вообще наши войска оказались в Берлине в 45ом, то "Брестская крепость" дает на это прямой и мощный ответ - потому что в первый же день отрезанные от своих, плохо вооруженные, ошеломленные бомбежкой красноармейцы заставили немцев отступить.

Сравнение двух схожих эпизодов показывает колоссальную разницу между фильмами. В "Предстоянии" умирающий танкист жалеет о том, что никогда не видел женских сисек, и медсестра устраивает "красивый" стриптиз среди руин. В "Крепости" умирающий солдат мучается тем, что не смог передать приказ, и нашедший его мальчик под огнем пробирается к своим, чтобы все-таки сообщить о предстоящей общей атаке. Комментарии, думаю, излишни.

Ну и помимо того, что наконец-то вышел нормальный патриотический фильм, который не стыдно смотреть, это еще и крепкое кино. Отличные батальные сцены, хороший актерский состав, удивительно воссозданная среда.

Таким кино можно гордиться. Это и есть ответ "рядовому Райану".

18
0
7
NastyaPhoenix
381 отзыв, 381 оценка, рейтинг 491
13 ноября 2010

Хороших фильмов о Второй Мировой в настоящее время создаётся до обидного мало. Госзаказ с наибольшим удовольствием обращается к преданьям старины глубокой, которые гораздо проще перекроить на свой лад. «Брестская крепость» - один из таких хороших, даже замечательных фильмов, которые в обязательном порядке надо смотреть всем и каждому. Хотя у него есть сквозной сюжет об удачливом мальчишке Саше Акимове, метавшемся между очагами сопротивления с доставкой приказов и спасшем командирскую дочь, и юный актёр играет не менее убедительно, нежели взрослые, это не мелодрама о детском героизме и первых чувствах. В этом фильме множество персонажей, каждый со своим характером и судьбой, как вымышленных, так и реальных героев. Хотя события обороны воспроизведены с документальной точностью до часа, до минуты, это не учебный фильм-реконструкция о первом столкновении с фашистами, это кино о войне вообще. Невозможно придраться к качеству декораций, исторической достоверности оружия и костюмов, к бесчисленным взрывам, разрушениям, пожарам, впечатляющей компьютерной авиации, воспроизводящей авианалёты, - всё это красиво сделано и снято, но не это главное. Главное – отсутствие пафосного романтического глянца, кровь и грязь без нарочитой кровавости, не единичные смерти с выкрикиванием патриотических лозунгов, а горы трупов, война как она есть – бессмысленная беспросветная резня. Здесь не нашлось места морализаторским басням о подлых предателях и праведных миротворцах, но нашлось место таким цепляющим деталям, на которые кинематограф обычно не тратит своё драгоценное внимание, тяготея к эпическому размаху и легендарной значимости. Отец, закрывающий грудью гранату, упавшую рядом с сыном, солдат, делящий драгоценную воду со своей собакой, рядовой, плачущий на груди убитого товарища, врач, засыпающий стоя от изнеможения, - картины длиной в мгновения, которые не забудутся никогда. Потрясающий эффект воздействия с минимумом массовки и знакомой с колыбели музыкой – это дорогого стоит. Жизнь подчас гораздо более страшна и жестока, чем любая выдумка сценариста: на гарнизон в 7-8 тысяч человек без тяжёлых орудий напало среди ночи около 17 тысяч. Рецидивисты отрезали электроснабжение и водопровод, фашисты закидали крепость бомбами и прикрывались пленными из мирного населения, ожидая, что гарнизон сдастся в первый же день, но защитники не сдались и тогда, когда поняли, что оказались в тылу и подкрепление не придёт. Они с голыми руками шли на врага, с гранатами бросались под танки, и не они, а немцы отдали первый приказ об отступлении – это ли не чудо, от которого мурашки бегают по хребту на протяжении всех двух с лишним часов экранного времени? Испробовав все методы и средства, потеряв огромное количество людей и всё же не сломив горстку храбрецов, махина вермахта сбросила двухтонный снаряд на несколько сотен сопротивляющихся бойцов, прошлась с огнемётами по казармам, сжигая заживо укрывшиеся там солдатские семьи. Но ещё целую неделю отдельные укрепления отстреливались – до последнего патрона, до последнего человека, до последней капли крови. Кто-то погиб или застрелился и был награждён посмертно, кто-то сдался или попал в плен и был расстрелян, кто-то выжил и угодил в жернова сталинских репрессий – на целых двадцать лет подвиг защитников Брестской крепости был забыт… а кто-то сумел рассказать за кадром обо всём пережитом, как Иван Клыпа, ставший прототипом того самого сироты-трубача Сашки, защищавшего Родину наравне со взрослыми и без сантиментов и жалостливых слёз вышедшего живым из ада.

07.11.2010
Комментировать рецензию

8
0
9
Objective Criticism
46 отзывов, 46 оценок, рейтинг 428
28 октября 2010

Мой дом - моя крепость... Брестская крепость!

Если честно, я не знаю даже, что сказать... За меня в данном случае намного больше сказало бы мое выражение лица, с мокрыми, я бы даже сказал сырыми глазами от слез восхищения. Я очень сильно истосковался по действительно качественному отечественному кино, я ждал его появления долгие годы...

Посмотрев фильм Александра Котта «Брестская крепость» на официальном пресс-показе, я с великой радостью и гордостью могу сказать, что у нас наконец-таки получилось снять настоящий шедевр, который, уж чего душой кривить, способен, если не потягаться, то стоять на одной полочке с оскароносной лентой «Спасти рядового Райана» Стивена Спилберга.

Этот бесспорный прорыв в нашем кинематографе состоялся при участии Белоруссии. Данная лента, словно провидение, несмотря на напряженную политическую обстановку, собрала на съемочной площадке представителей братских народов. Грамотное сотрудничество в итоге привело к появлению настоящего Фильма с большой буквы.

Постараюсь поподробнее описать все то, что меня сразило наповал.
В начале идет маленькая иллюстрация мирной жизни в крепости 21 июня 1941 года, которая знакомит зрителя с многочисленными действующими лицами.
Кто они? Это совершенно не важно... Важно то, что с ними произойдет всего лишь через день! Как они проявят себя? Что смогут сделать, когда на рассвете на нашу мирную землю вторгнутся фашистские захватчики?

Здесь все происходит по настоящему: после первого же залпа вражеского артиллерийского орудия, горло зрителя словно сдавливает невидимая рука, к нему подступает комок, который не удастся сглотнуть даже после выхода из кинозала! Стойкие люди долго не проронят слезинку, но, как бы не старались - они смогут её сдержать, расчертив свое лицо параллельными линиями сострадания, сочувствия и... восхищения! Впечатлительным людям я настоятельно рекомендую запастись салфетками или платком.

Не в коем случае не берите с собой на просмотр еду и напитки! Вы их просто не сможете употребить, ибо на экране будет свирепствовать настоящая и ничем не прикрытая жестокость.

Вам будет просто не до жевания, поверьте, ибо на протяжении всего фильма не будет передышки, разве что в повествование будут вторгаться черные экраны повествующие о смене дня или времени. Они позволят зрителю чуть-чуть перевести дух, выдохнуть, набрать в грудь воздуха и вновь с головой окунуться в эпическую баталию...
Соединительные черные вставки в этом фильме несут важную информативную функцию и ничуть не мешают восприятию. Несмотря на их присутствие, лента смотрится единым целым, а не кусковой нарезкой.
Браво!

Они сражались за родину и умирали за каждую пядь земли, обагряя ее своей горячей кровью.
Каждый характер, реализованный на экране не примелькавшимися лицами актеров, невероятно реалистичен. За их героев выкручиваешь себе руки, ломаешь пальцы и очень сильно переживаешь... Но вот за Андрея Мерзликина и Павла Деревянко я очень боялся! Боялся, что своим присутствием они все испортят... но мои ожидания не оправдались! Ребята представили прекрасную игру, а в некоторых моментах - просто восхитительную, раскрывшись на все 100%.
Браво!

Только мертвые видели конец войны.
Отдельно хочется поговорить об антураже. Над ним провели невероятно качественную и кропотливую работу, уделив внимание мелким деталям. Благодаря чему всё в фильме от формы, обмундирования и личного оружия до танков и самолетов производит самое положительное впечатление. Настоящий восторг пробирает, когда начинают рушиться здания, которые были реально построены и взорваны! Возведены были, к слову, не только стены в духе «подрываем кучу фанеры, которая просто разлетится в разные стороны, как охапка осенних листьев», феерическая детонация был показана, как снаружи, так и внутри! Незабываемое, ни с чем несравнимое и захватывающее зрелище!
Браво!

Броня крепка...
Батальные сцены, сражения и столкновения поставлены просто невероятно! Фашистские танки и их уничтожение выглядит очень реалистично, для поддержания атмосферы по локации места действия расставили множество различной искореженной техники! Дух захватывает, когда в небе появляется наш первый самолет, за которым гонятся несколько истребителей неприятеля.

Операторская работа.
Этот аспект просто выше всяких похвал! Камера охватывает события со всех ракурсов, демонстрируя не только одни ближние планы, как это обычно бывает, а показывая со всех возможных сторон и даже с высоты птичьего полета. Настоящая фантастика!
Браво!

Жестокость и грим.
Когда фильм изобилует огромным количеством насилия, а смерть становится обыденным делом, на гримеров и массовку ложится огромная ответственность - показать зрителю настоящую реальность, а не фарс. Но и здесь есть чему дивиться и поражаться!
Почти каждый человек на экране отыгрывает свой маленький персонаж, при этом делает это невероятно профессионально, с душой!
Когда же крепость накрывает шквал огня, по ней начинают бродить настоящие живые мертвецы: кто-то обожжен, а кто-то контужен, кто-то не досчитался конечностей, а кого-то испещрили осколки. Выглядит все это настоящим «торжеством» ужаса и хаоса, «пиром» жестокости во время войны.

Гримеры сотворили невообразимое - натурализм просто сшибает зрителя с ног! Он великолепно смотрится не только на дальних и общих сценах, где кровавые потеки и грязный вид создавали лишь ареол ужасной боли и страданий, вблизи их работа выглядит так же невероятно хорошо. Очень натуралистично удалось изобразить различные увечья и раны.
Браво!

Идеология.
Фильм почти не политизирован, в нем разделение происходит только на Красную армию и на фашистских захватчиков, т.е. тех, кто пытается выжить, обороняясь, и тех, кто пришел убивать, наступая! Никто не кричит коронную фразу «За родину, за Сталина!» при наступлении, ибо ей нет места среди хаоса и ужаса... Есть только приказы: «Вперед!», «Не сдаваться» и громогласное «Ураааааааа!» В общем, ничего лишнего, ибо на чтение пафосных речей просто не было времени! Люди старались выжить, не сдавать свои позиции и бить проклятого врага!

Понравилось, что в фильме сделали акцент на то, что защитникам Брестской крепости, погибшим на поле боя, все-таки вручили награды... спустя десятки лет! Признав их подвиг бессмертным. Это выглядело настоящим немым укором, показывая вопиющую несправедливость.

Никто не будет забыт, ничто не будет забыто!
Пока на нашей великой и свободной земле будут те, кто с благоговением и почтением будет относиться ко всем тем, в чьей жизни оставила свой след война, мы будем помнить и чтить тех, кто пал и сражался за то, чтобы у нас была свобода и светлое будущее.

Признаться, я чрезмерно критично отношусь к нашему кино.
Меня очень трудно впечатлить, а уж заставить рыдать - тем более. Но фильму «Брестская крепость» это удалось! Удалось впечатлить до глубины души своей невероятной зрелищностью и трогательностью.
Я безумно рад такому восхитительному подарку на 65-летие победы над фашизмом.

Молодое поколение должно, просто обязано посмотреть эту ленту для того, чтобы с почтением относиться к подвигу тех, кто уже не придет никогда, ибо они подарили жизнь миллионам. Этот фильм наглядно покажет, как трудно и нелегко доставалась победа. Думаю, после просмотра ни один человек в здравом уме не сможет выкинуть руку с выкриком «Зик Хайль». Старшее поколение будет довольно вниманием к теме и уважением памяти погибших и сражавшихся в годы Великой Отечественной войны.

Этот фильм для всех и для каждого, он безумно тяжелый, но очень нужный каждому из нас, поэтому на просмотр обязательно нужно сходить всей семьей, прихватив с собой детей, бабушек и дедушек.

PS
Признаться, после просмотра на протяжении нескольких часов мне было трудно говорить и думать о чем-то еще, кроме фильма...

103
0
7
Anna U.
412 отзыва, 630 оценок, рейтинг 387
9 мая 2011

Такой замечательный фильм,такой трогательный конец.Я плакала.
Я,на самом деле,очень рада,что не перестают снимать такие великолепные фильмы.В принципе,военная тематика-это лучшее,что делают в России.Отличные актеры-Мерзликин,Деревянко,Цыганов.Да все.А мальчик,от лица которого идет рассказ.Где же берут таких мальчиков?Это гениально,блин.
Возможно,перемудрили немного с компьютерной графикой,ну да ладно.
Может,просто совпало,что сегодня такой великий день,и этот фильм просто не может восприниматься по-другому.
Но спасибо.Всем,кто прошел через это.И тем,кто снял это.
Новые поколения никак не должны забывать то,что было.Это наша история.И мы должны ее помнить.А такие фильмы не дадут ее стереть из памяти.И уже хотя бы ради этого они должны существовать.И должны выделяться деньги.
Конечно,современные фильмы о войне не могут сравниться с тем,что делали раньше.Например,помню,как меня поразил много лет назад фильм "А зори здесь тихие".Там столько чувств,эмоций."Брестская крепость",она немного деревяннее.Но момент,когда герой Мерзликина прощается со своей дочерью уже тогда защемил мне сердце.
Не знаю,что еще можно сказать.Это надо только смотреть!

3
0
7
egortut
201 отзыв, 472 оценки, рейтинг 382
8 ноября 2010

как бы кто не говорил про данный фильм, но такие ленты нужны. Сказал одногрупнице что посмотрел, а она спросила где это и про войну ли это?

Зал после половины действия, когда кончился у всех попкорн, начал всхлипывать и реветь. Даже у меня слезы сами текли, как я не сдерживался.
Глаза у всех героев - просто зеркала души. Очень эмоциональный фильм.

Но некоторые сцены были затянуты, а некоторые недостаточно раскрыты и полны.

8
0
9
Михаил Заикин
183 отзыва, 638 оценок, рейтинг 374
8 ноября 2010

Выдающиеся фильм российско-белоруского производства.

Ода мужеству, храбрости и стойкости советской РККА. Кинолента находится на грани эмоциональной военной драмы (трагедии) и кинодокументального реалистичного кино. В фильмы есть все, что любят в кино про Великую Отечественную Войну: хорошие фактурные актеры, добротные спецэффекты, бронетехника и отлично воссозданная атмосфера 40-х прошлого века. Несомненно, одни из лучших фильмов за последние двадцать лет на незабываемую тему.
Жаль, только музыкальная тема вышла невнятная.

14
0
7
0710
142 отзыва, 330 оценок, рейтинг 329
15 декабря 2010

Реалистичность фильма заставляет меня на протяжении всего действия задавать себе страшный вопрос - смог бы я достойно отдать жизнь в бою? Мне становится страшно, вдруг я обоссусь? и не смогу...

4
0
7
vartal
405 отзывов, 421 оценка, рейтинг 315
20 ноября 2010

Весьма наглядный фильм, показывающий, как пытались отстоять Бресткую крепость её защитники.
Почему-то особо запомнилась фраза "Я крэпост, я крэпост...жду подкраплення..."

4
0
7
adult_young
113 отзыва, 645 оценок, рейтинг 292
15 ноября 2010

снято все очень круто, все эти бомбы, взрывающиеся здания, все на уровне. грим, одежда все, на мой взгляд, было сделано очень натуралистично. отдельно надо сказать про работу оператора, Владимир Башта старался снимать не по шаблону, временами уходя в нарочитое визионерство, пусть немного и не уместное. чего не скажешь о саундтреке, Юрий Красавин сочинил стандартную для военных фильмов музыку немного тревоги, немного пышности, меня она совершенно не тронула.
при всей заказной конъюнктуре, режиссеру Котту все-таки удалось не скатиться в ура-патриотическую галиматью, "Брестская крепость" - это в первую очередь отдельные истории сильных людей, это фильм про ту самую офицерскую честь, и в наше время низвергнутых армейских авторитетов все эти вещи про долг и отвагу смотрятся особенно ясно и чисто. ну и конечно же было глупо ждать при все той же конъюнктуре (какое все-таки тупое слово) посыла как в "Ливане" или дилогии про Иводзиму Клинта Иствуда, что война - это просто мерзость. в какой-то очередной момент живописного взрыва какого-то очередного здания стало понятно - создатели заигрались в войну, началось любование. ну и нужно было отчитаться перед начальством, поэтому вместо сильного лаконичного конца, зрителям показывают пожилого рассказчика с этим мальчиком-актером и как они смотрят на других актеров и, как те нам улыбаются. то есть понятно для чего это сделали, но в то же время подчеркнули искусственность. и группа "Любэ" в конце еще больше портит впечатление. короче, с финалом лажанулись.
но были конечно же и очень сильные моменты, это и линия героя Евгения Цыганова (который "Питер ФМ") и этот мальчик на фоне неба и дождя, или Александр Коршунов жмущий в конце руки со словами "Спасибо, товарищи" своим оставшимся немногочисленным бойцам.
другое дело, что для каждого поколения должны быть такие фильмы, запоминающиеся на всю оставшуюся жизнь. в фильме были обговорены очень важные вещи, что немцы были поначалу союзниками и что эти офицеры были объявлены предателями и были реабилитированы только после смерти Сталина.
и если "Брестская крепость" станет для кого-то откровением, то это будет прекрасно. но лично для меня она таковым не стала.

6
0
9
DarkSud
179 отзывов, 270 оценок, рейтинг 269
23 ноября 2010

Я более чем не рада, что сходила на этот фильм. О вызывает впечатления о собственном присутствии на этих трагических событиях. Не стоит обсуждать политику того гос-ва. Но эта крепость первая показала, как общий народ может противостоять до селе не уничтожимому врагу.
Каждый герой в этой битве: ребенок, взрослый и человек просто далекий от военных, привезший кино смотреть в городской клуб. Сама жестокость и кажущаяся неожиданной атака фашистов имела шанс окончится капитуляцией людей. Но они выстояли и покрыли себя славой, которая по праву была оценена много позже.
Впечатления фильм тяжелый, для взрослых людей. Я сходила с мамой ей понравилось. Идите стоит смотреть и понять как снимаются хорошие фильмы о войне.

9
0
9
Sarah
383 отзыва, 421 оценка, рейтинг 265
16 ноября 2010

Это шедевр. По силе воздействия - в последний раз подобные (но более слабые) чувства вызвал у меня "9 рота". По красоте картинки: ни одному из отечественных фильмов (кроме фильмов Тарковского, естественно) такой операторской работы и не снилось - каждый кадр сочен, вкусен, ароматен - обрамляй и вешай на стену. По силе актёрского мастерства - как получается, что актёры, в сериалах и других фильмах не дотягивающие своей игрой и до троечки, в "Брестской крепости" полностью преобразились в граждан Советского Союза, людей середины прошлого века?
Восхитительный, без дураков восхитительный фильм.

7
0
9
Влад Дунаев
135 отзывов, 193 оценки, рейтинг 263
30 ноября 2010

Очень крутой фильм. Замечательные актёры. Советую всем. Слава богу успел посмотреть :))) Это один из лучших военных фильмов. Смотрится на одном дыхании. Девчонки ревели в кино.

4
0
9
Ekaterina_R
113 отзыва, 411 оценка, рейтинг 241
18 ноября 2010

Фильм действительно берет за живое.
Я считаю, что именно такими должны быть фильмы про войну - с минимумом компьютерной графики и подобного. Что хочу сказать, все-таки то, что фильм русско-беларусский - сыграло роль...нет такого пафоса, как во многих российских фильмах, смотришь и думаешь - через что пришлось пройти людям и ради чего они прошли весь ужас войны.
На таких фильмах, обычно молчит весь зал, но всегда находятся олени, которые смотрят такое кино, как очередной американский блокбастер, не способны размышлять и думать о чем-то серьезном и глобальном, и поэтому без умолку разговаривают во весь голос, это как минимум неуважение как к остальным людям в зрительном зале, так и к тому, о чем фильм. Остальные молчат, потому что в каждой семье есть те, кто прошел войну, кто пропал без вести, погиб, выжил, и об этом ни в коем случае нельзя забывать, никогда.
Задавали-ли вы себе вопрос - что вы будете делать, если случится война? Способны ли вы сражаться за родину? И отвечали ли вы честно, не кривя душой, на этот вопрос? Ценили-ли вы когда-нибудь сегодняшний безоблачный, мирный день?

9
0
7
Алёнушка Моiсеева
144 отзыва, 1250 оценок, рейтинг 232
6 ноября 2010
Мы знаем,что такое Война. Но Мы не знаем, что такое Война


Страшно..Война - это всегда страшно. Глядя, как в панике мечутся люди, не ожидавшие нападения, задумываешься, о том, какая армия у нас сейчас. А смогут ли они...?
Пронзительные глаза на грязных лицах, выражают больше,чем слова...
Страшно смотреть, как гибнут люди, хотя думаю, показана лишь малая часть того, что было на самом деле. Мерзликин и Деревянко вне конкуренции, да и все актёры..они не играли, они прожили..Мужские слёзы-дорогого стоят

8
0
1
Алексей Шаронов
158 отзывов, 268 оценок, рейтинг 229
20 марта 2011

Фильм хотел посмотреть давно.За месяцы проката он набрал хорошие рейтинги, слышал/читал достаточно много положительных отзывов, и вот после просмотра "Враг у ворот", "Спаси рядового Райна" решил продолжить тему этим фильмом.
Всё шло хорошо где-то до середины картины, далее меня стало посещать чувство непонимания происходящего на экране и к концу картины, кроме этого чувства ничего и не осталось.Я не понимал, что же такого героического делают главные персонажи картины, почему звучит возвышённая музыка, если персонажи совершают какой то глупый и пафосный поступок...я не понимал, за что хвалили этот фильм и почему вообще снимали фильм именно про эти события.
Я уверен, в жизни было героичнее, острее, больнее и трагичнее...режиссёр погнался за чем-то недосягаемым пытаясь на скромый бюджет сделать блок-бастер. Не денег - выкручивайтесь по другому - варианты есть. Я не понимаю, почему американцы (!!!) умудряются снимать такие фильмы про ВОВ, что слеза наворачивается, пусть даже фильм не про Россию, ты всё равно понимаешь какого было нашим. И почему наш собственный народ снимает ТАКОЕ кино...почему мы не увидели как героически жители крепости убивают кучу немцев, почему мы видим как они сидят, ждут и помирают от голода и жажды?! Почему все действвия героев фильма с какого момента не иначе как пофосом назвать нельзя и смотреть не это неприятно?
Очень и очень разочарован.

4
0
7
Джон Сильвер
198 отзывов, 199 оценок, рейтинг 227
7 декабря 2010

У войны, как известно, не женское лицо. И это лицо создатели «Брестской крепости» показали замечательно – суровых мужчин, готовых, как и полагается мужчинам, умереть, но сделать то, что им полагается. Проблема начинается тогда, когда в эту суровость добавляют все-таки женщин и детей. Тут начинается эмоциональный перебор, совладать с которым режиссер Александр Котт не смог.

Главных мужчин трое. Первый - это командир полка Петр Гаврилов. Как нормальный военспец, но чувствует приближение войны и понимает, что при первом же натиске врага гарнизону Брестской крепости будет крышка: все эти бабы и тележки с пожитками просто не протиснутся в единственные ворота. Второй – комиссар Ефим Фомин. Ему приходится принять на себя командование обороной, и он вынужден постоянно усмирять личную интеллигентность, чтобы она не мешала выполнению долга. Третий – это начальник погранзаставы Андрей Кижеватов. Этому сложнее всего. У него слишком большая семья. Естественно, после первого же налета теряется старшая дочь Аня. Но есть в Брестской крепости Сашка Акимов. Он Аню найдет, потому что она для него – больше, чем Аня. Он и воду принесет умирающим от жажды бойцам, и приказ командира доставит по назначению. Он фартовый. Пули его не берут. Сашка, конечно, выживет. Сомнений в этом никаких с самого начала.

По идее, Сашка – самый главный герой фильма. От его имени и повествование ведется. Но, к сожалению, он – один из самых неестественных персонажей. Его роль выписана просто. И слова в кадре и за кадром он произносит очень простые, отнюдь не брезгуя тавтологией. Но странная это простота. Автор текста ею так неприкрыто наслаждается, что очень скоро она начинает производить обратное впечатление: казаться ложной, пафосной и надуманной. Не слишком спасает ситуацию и то, что сам паренек, играющий Сашку (Алексей Копашов), делает свое дело честно и старательно. Просто роль, которую ему отвели, немного кособочит. Причин много. Во-первых, Сашке приписали подвиги некоторых других людей (то же самое полковое знамя Сашкин прототип Петька Клыпа не спасал и близко). Во-вторых, приписали то, чего вообще никто не делал и сделать не мог (выйти за пределы крепости и вернуться так, как это показывают в фильме, можно только в компании с Дунканом Маклаудом). В-третьих, его возлюбленная Аня Кижеватова никуда не пропадала, она всю оборону провела рядом с отцом, совершая свои маленькие подвиги – простые, но не менее достойные экрана, чем та сериальная романтика, которую накрутили вокруг нее в фильме.

Почему авторы «Брестской крепости» не могут относиться к женщинам и детям так же адекватно, как к мужчинам, сказать трудно. Но факт остается фактом. Впрочем, все это ерунда и придирки. «Брестская крепость» - великолепный фильм о войне и мужестве. С точно переданной психологией этих вещей. Если бы это был фильм только о войне и мужестве, цены бы ему не было.

4
0
9
uhvat
59 отзывов, 194 оценки, рейтинг 218
16 ноября 2010

НУЖНО ПОСМОТРЕТЬ КАЖДОМУ! ОСОБЕННО ШКОЛЬНИКАМ! ЧТО БЫ ПОМНИЛИ!
Очень нужная и своевременная работа. Деревянко восхитителен, как всегда...

9
0
7
Алексей Алексеев
131 отзыв, 150 оценок, рейтинг 218
12 ноября 2010

Хороший фильм. Я хотел бы поблагодарить всех участников и создателей, потому как на общем фоне нехватки современных добротных патриотических (в правильном смысле этого слова) фильмов о войне, этот фильм - событие. Очевидно, что бюджет не голливудский, но в данном случае это не главное. Удалось создать и передать правильную атмосферу и донести до зрителя идею подвига и истинного героизма, без лишнего пафоса и "субъективных видений" режиссёра. А соблазн до этого скатиться, увы, всегда есть. Вообщем фильм не разочаровал и оправдал ожидания, а это главное. Рад за Павла Деревянко, который редко играет в кино такие драматические роли, а ему как актёру это важно,думаю. Не всё же в легковесных комедиях-пародиях сниматься. Браво! И все, и Мерзликин, и мальчик, все молодцы. Спасибо.

6
0