Белокурый мальчик по имени Брюс Уэйн теряет родителей, наследует огромное состояние и после долгих поисков своего я в странах Востока становится борцом со злом в костюме летучей мыши. Перезагрузка бэтменовской франшизы, осуществленная одним из самых многообещающих режиссеров нулевых Кристофером Ноланом («Помни...», «Бессонница») с грандиозным артистом Бейлом в заглавной роли.
Боевик, Триллер |
12+ |
Кристофер Нолан |
31 мая 2005 |
16 июня 2005 |
2 часа 20 минут |
Когда Брюс Уэйн (Бейл) отмолотил нескольких отморозков в китайской тюрьме и оказался в карцере, из темноты вышел седой человек Дюкар (Нисон) и предложил ему подняться на гору с голубым цветком. На горе ниндзя из Лиги теней научили Уэйна избавляться от страхов и нормально драться, после чего с ним поссорились. Тогда Брюс вернулся в Готэм-Сити, где почти не бывал с тех пор, как его родителей пристрелил на улице какой-то воришка. Готэм к этому моменту превратился в совершенную клоаку: у единственного честного полицейского лицо Гэри Олдмана. Уэйн посоветовался с дворецким (Кейн) и закупил в Китае партию острых ушей.
Нолан, как и ожидалось, не стал ни соперничать с Бартоном, ни учить жизни Шумахера — на предыдущие (ну или как бы последующие; фильм честно кончается появлением визитки Джокера) четыре ленты про Бэтмена эта похожа не больше, чем на «Операцию «Ы». Ставка сделана на сугубый реализм (в том смысле, конечно, в каком можно считать реалистичными, скажем, фильмы про Бонда) и психологическую достоверность. Все по-честному и без тени улыбки: детская травма, фрустрация, дискуссии о границах сопротивления злу, нравственное перерождение. Совсем наморщить лоб мешают только навязчивые ассоциации с Анакином Скайуокером, которого недавно теми же методами учил жизни тот же Лайам Нисон, — это все-таки комично. Ну и другой вопрос: насколько зритель готов вникать в нравственное перерождение мужчины из хорошей семьи в летучую мышь. Режьте меня, я, например, не готов. Серьезность, так подкупавшая в обоих «Человеках-пауках», была оправданна, поскольку то было кино про любовь. В данном же случае речь идет о здоровяке в костюме из латекса, у которого через пару серий еще появится Робин, — ей-богу, в 2005-м слишком поздно заглядывать Уэйну в душу. К тому же и сам Нолан в какой-то момент ломается и неизбежно вступает на территорию, в которой ни черта не смыслит, — где герою нужно не глаза пучить, а по-взрослому прыгать с крыши. Так вот, если первая половина фильма выглядит как слишком хороший комикс, то вторая — как слишком плохой.