Москва

Положительные отзывы о фильме «Антихрист»

Рецензия Афиши

9
Антон Долин
82 отзыва, 82 оценки, рейтинг 1626
30 сентября 2013

Он (Дефо) и она (Генсбур) занимаются сексом под Генделя, пока их ребенок, увлекшись снежинками, вылезает на подоконник и падает вниз. Позднее скорбящие родители отправляются на несколько дней в загородный дом, расположенный посреди ­леса, чтобы преодолеть травму и разобраться в отношениях друг с другом.

Ларс фон Триер обещал фильм ужасов, основанный на гностической теории о Сатане как творце Вселенной. Разумеется, обманул. Но в этом — изрядная часть аттракциона: поначалу дурача нас мнимомедленным ходом, Триер набирает скорость и не думает тормозить на виражах. Дурашливая величественность черно-белого зачина сбита порнографическими нюансами, трагическая гибель младенца-агнца уравновешена псевдонаучными мастер-классами психоанализа, однако интеллектуальности хватает ненадолго — ровно до тех пор, пока озверевшая женщина не решит поучить умника-мужа, взяв в руки подручный инструмент. Одноименный трактат Ницше вспоминается окказионально, но в жилу: в своем последовательном атеизме Триер заходит не менее далеко, чем философ-экстремист. Однако тот закончил жизнь в базельской клинике для душевнобольных, а для датчанина «Антихрист» стал, напротив, лекарством от депрессии. Что до возможных трактовок этого запутанного, язвительного и поэтичного trompe-l’oeil, вдобавок ко всему посвященного памяти Тарковского, то комментаторы излагают разные теории — от самой при­митивной, предлагающей увидеть в фильме мизогинический манифест, до религиоведческих концепций, усматривающих в картине сложносочиненную еретическую доктрину. Люди, чуть лучше знакомые с Триером, настаивают на том, что перед нами развернутый автопортрет в двух лицах, совмещающий двух его любимых персонажей: жертвенную женщину-ведьму и мужчину — идеалиста и идиота. В Каннах сразу после премьеры Триер — затравленный, освистанный, с трясущимися руками — заявил вслух, что является лучшим режиссером в мире.

6
0
7
Genio P
16 отзывов, 16 оценок, рейтинг 18
6 июля 2009

сочный. фильм достаточно ярко передает некоторые ощущения. во время любовных сцен иногда слышится запахи и мурашками по коже пробегает возбуждение.
страшный. фильм передает страх: собственное мироощущение страха и одиночества перерастает в безумный страх героя-лекаря.
эксперимент. фильм ставит эксперимент: врача над женой-пациенткой, силы жизни над бесконечностью бытия, скорби над ощущением вседозволенности и ленивой отрешенности.
безумие. фильм безумен в желании человека отдавать решение своих проблем в другие (не собственные) руки.

1
0
7
Malum Universum
7 отзывов, 15 оценок, рейтинг 17
21 октября 2009
Сатану бояться - в лесу не... это самое!

Моя маленькая пещерка, не выпуская его из себя, стала биться и пульсировать по всему корню его жизни, вбирать, вбирать, вбирать его в себя. Всего, всего без остатка, чтобы ничего не осталось...

(с) рассказ одной женщины из интернетов.

Главная тема фильма "Антихрист" Ларса фон Триера меня особо не зацепила. Задела тема попутная. Но воздам должное идее режиссёра и поведаю сначала о том, что хотел сказать автор.

Когда к женщине приходят трое нищих - скорбь, боль и отчаяние, кто-то должен умереть. Собственно, весь фильм призван показать сатанинскую природу женщины, и снять такое мог только отъявленный женофоб, попытавшийся выразить свою фобию посредством искусства кинематографа, а заодно помочь таким же, как он, болезным. Злая природа женщины таится, разумеется, не где-нибудь, а в маленькой тесной пещерке, снабжённой ещё одним чувствительным органом. Дабы Ева могла вернуться в Эдем, ей попросту нужно этот орган отчекрыжить, а затем Адам должен сжечь её в очищающем огне. Аминь.

Как когда-то писали древние арабы (или недревние неарабы): Как можно не опасаться существа, которое истекает кровью каждый месяц, но при этом не умирает? Мужчин понять можно: женская биология, женская логика, женское всё кажется им чуждым и оттого пугающим. Тему можно ветвить вширь и вглубь, что Триер и делает в фильме, всё более нагнетая обстановку и тревожа прах стариков-психологов веточкой от вековечного дуба. Сами смотрите, ветвите, размышляйте, ищите аллюзии, но, в целом, тема подана в лоб и оттого скучна. Поэтому фильм мне показался слабоватым для такого мозготраха, как Триер. "Догвилль" и "Танцующая в темноте" меня впечатлили куда как сильнее.

Обратимся же к Адаму в этом фильме. Впрочем, им мог быть кто угодно. И даже Ева, попади она в такую ситуацию. Адам у нас психотерапевт с вооотакенной гордыней. Вместе с женой он переживает трагедию: в то время, как они занимались сексом, их сын выпал из окна. Драма, да. Хотя слыхала я драму похлеще. Оба супруга заигрались в компьютерную игру, а их сын, которого они вынесли подышать на балкон, замёрз насмерть. Вот где Антихрист-то. Эти двое должны убиться апстену, а Триер пересмотреть свои взгляды на сатанинскую природу.

Итак, у Адама гордыня, поэтому он забирает жену из больницы и начинает лечить её сам, заставив выбросить назначенные лекарства. "Я знаю все твои страхи, тревоги, проблемы. Я знаю тебя наизусть", говорит он скорбящей супруге. На этом месте Зло демонически возоржало. Ибо нет большего тщеславия для человека сказать: "я вижу тебя насквозь", и нет большего непрофессионализма для психотерапевта возвестить: "я знаю о тебе всё, я вижу все твои скрытые механизмы". Всё, да. Конец карьере. Хорошо, если только ей. Ведь реально можно нарваться на того, кто поведёт себя вопреки "видению" скрытых механизмов, и тупо отобьёт самовлюблённому психиатру яйца. Впрочем, даже это не всегда может научить.

Так кто же тут Антихрист? Женщина? Лес? Страх? Хрен. Простите) Антихристом в данном случае мне видится Адам, поскольку гордыня его столь сильна, что позволяет проявиться инфернальной, сиречь: сатанинской, природе своей жены, и этот тщеславец огребает по полной программе люлей. Что, по моему мнению, совершенно верно с точки зрения мировой справедливости.

И, как мне думается, это самый сильный момент в фильме. Поэтому его нужно показывать в качестве учебного пособия для психологов и всех, кто работает с такой тонкой материей, как психика человека. Показывать и запрещать отводить глаза. Показывать и высекать в их душе: вот так - не надо! Лишь только ты возомнишь себя Господом Богом, душеведом и человекознатцем, то потянешь на себя все грехи/проблемы того, с кем ты работаешь.

Немного о форме фильма. Актёры играют на грани гениальности и не пределе душевных сил. Визуально фильм выстроен так, чтобы вести себя за собой на то дно, куда падает женщина. Триер посвятил фильм Тарковскому, и действительно там есть визуальные аллюзии в виде внезапного дождя или приближение камеры к мелким деталям. Форма фильма совершенно великолепна, и на этом да на актёрской игре, в общем-то, выезжает основная лобовая тема. Тошнотворного там мало, есть одна сцена, которая может заставить нежные ранимые души вытошнить свой поп-корн, так что, советую просто знать об этом и рекомендую к просмотру. Особенно тем, кто связан с психологической деятельностью.

0
0
9
anka_sergevna
8 отзывов, 25 оценок, рейтинг 17
10 июля 2009

Страдание есть женщина - говорит Ларс.
Страдание есть зло - говорит Ларс.
Женщина есть зло - говорит Ларс.
Убей зло - командует Ларс, и тут же убивает женщину.
Возмутительно! - думаешь ты, но через полчаса после финальных титров, когда все образы уложатся и нитки свяжутся, не можешь уже не соглашаться.

Пролог.
Ларс, с каких это пор ты стал символистом? У тебя же здесь Бергман торчит уже изо всех щелей, совершенно не стесняясь, у тебя сплошные рифмы и амфибрахий, Ларс, ты сошел с ума? Откуда у тебя - у тебя - замедленный снег, зависающие в воздухе капли и свет, струящийся по нежной коже? Ларс, ну и нехорошо все-таки скидывать из окна двухлетних детей еще до того, как в зале погас свет.

История.
Ой. Ох! Все? Ларс, ну хватит уже! (мэтр кровожадно смеется за кадром) Все, пиздец! Но Пиздец наступает еще только минут через пятнадцать.
Все вывернет наизнанку, потом изнанку вывернет наизнанку, потом изнанку изнанки вывернет наизнанку, и тогда только успокоится, когда покажет самую-самую суть вещей. Самую грязную, черную и страшную, между прочим.

Эпилог.
Хааа, Ларс! Всех не пережечь! А то я уж было начала бояться, что тебя не долечили в той больнице, да. Здоров, абсолютно здоров.

---
Однажды ты захотел снять триллер - получилась Европа, захотел снять мюзикл - получилась Танцующая, захотел снять ужасы - получился Антихрист.
Вот вам, детишечки, и кровь фонтаном, и отрезанные части тел, и процесс удушения крупным планом. Все это мелочи. Маленькие игрушечные мелочи огромного фильма и огромной идеи. И безумно красивые, до миллиметра выверенные богословские образы, душные немые туманы в кадре, бьющиеся вороны и рожающие на ходу олени - как поднять такую тему без этого? Да никак. Все идеально, ни больше, ни меньше, ни отнять, ни прибавить.
Страдание? Вот вам. А знаете, что это такое - страдание? а вот! а еще вот! а на самом-пресамом деле это вот что - и тут волосы встают дыбом.

Ты убил Грейс этим своим фильмом, как ты мог, дорогой Ларс, я ее так любила, да и ты сам так ее любил.
Прощаю. Прощаю, потому что вот это переплюнет и Догвилль, и Мандерлей, и окончание трилогии, тобой обещаное, которое теперь уже, кажется, никогда снято не будет - уже незачем, героиня сожжена.

И Канны, Ларс? На что они тебе, Король?

Аплодирую. Стоя.

2
0
7
Alinares Demaio
9 отзывов, 9 оценок, рейтинг 16
19 февраля 2010

«Миром правит Хаос».
На грани фола. На грани порно. На грани!
Шикарная режиссёрская работа.
Ларс фон Триер – гений замедленный съемки, яркой красивой и интересной картинки.
А вот сценарий в целом мог быть лучше… Более динамичным и захватывающим что ли. А то, что вышло у Ларса? Женщина потеряла ребёнка, сошла с ума, муж пытается помочь ей забыть горе, но страх одолевает её. Все это происходит на фоне чересчур откровенных постельных сцен, таинственного появления животных-вестников. Получилась этакая порнодрама.
Но огрехи сценария можно простить из-за потрясающей режиссуры!
На одной из конференций Ларс фон Триер заявил: « Я самый лучший режиссер в мире!». И он не бредит!

0
0
9
kopytse
5 отзывов, 105 оценок, рейтинг 16
16 июля 2009

Настолько же превосходное кино, насколько и гадкое, или Разводной ключ против Ножниц.
Выйдя из кинотеатра, я сделала для себя несколько выводов:
1. я - настоящий мужик с железными яйцами, потому что отвернулась от экрана только один раз, когда в кадре появились ножницы и женщина сказала "hold me".
т.к. я не слишком искушенный кинозритель, то находить в кинофильмах глубокие смыслы я не умею, но изложу то, что увидела в "Антихристе" лично я:
2. все женщины, в принципе, дуры, равно как и
3. все мужики - козлы (но это давно известно и подтверждено практикой).
4. все зло в мире от женщин, но по вине мужчин, которые слишком много о себе думают.
5.в целом никогда не знаешь, кто кого одолеет - мужское рацио (разум) или женской иррациональная сущность (природа). Поэтому лучше жить в мире.
6. не надо спать со своим психоаналитиком.

Понятно, что мужчина сам во всем виноват - когда едва оклемавшаяся жена сообщила ему что-то вроде "хоть раз представь, что кто-то другой может быть умнее тебя, пусть мой доктор меня лечит", стоило бы обратить на это внимание и не делать лицо гусиной задницей "я сам тебя вылечу". Ну и долечился, умник.
С другой стороны, женщина, как это часто бывает со слабым полом, изрядно перегнула палку.

"Антихрист" - это такое предельно доходчивое пособие по психологии полов и иллюстрированный путеводитель по мозговым бороздам и долям, где всегда темно. Например, шикарный диалог над черновиком недописанной женой диссертации на тему "Женоубийство" (в черновик вклеены картинки пыток и сожжения ведьм и прочие страсти):
"жена (унылым голосом): Зло - в природе женщин.
муж (бодренько): Ты не должна так говорить, ты читала все свои книги, но ты не должна идентифицировать себя с ними и соглашаться с тем, что там написано! Ты знаешь, скольких женщин убили в 16 веке просто за то, что они женщины?! Я уверен, ты знаешь! Многих, очень многих!!
жена (еще более уныло): Да, я только иногда забываю об этом".
Далее следует то, что возможно, формально относится к постельным сценам, но фактически выходит далеко за их рамки.

Можно долго анализировать и препарировать фильм, отдельные сцены и пр., но главное, это то, что вы почувствуете, когда он закончится.
Несмотря на многократно упоминавшихся зверюшек (подгнивших и не очень), разводной ключ и прочие чернушные прелести, после просмотра "Антихриста" жизнь и людей в целом (хотя половина из них - дуры, а другая половина - самовлюбленные козлы) начинаешь любить больше.

p.s. - т.к. содержание и ужасы про фильм уже всем известны, то я не буду повторяться и говорить, что не стоит идти на "Антихриста", если у вас слабые нервы , вы боитесь физического насилия на экране и в жизни, вы нежный цветок или восторженная барышня, вы сторонник классических приемов, вы рафинированный эстет. Т.е. "против" больше, чем "за", но если решитесь идти, то расслабьтесь и просто смотрите, может быть, вы останетесь довольны.

5
0
9
Sergey
11 отзывов, 11 оценок, рейтинг 16
8 июля 2009

фильм сложно интерпретировать - можно найти много смыслов и символов. Пусть каждый увидит то,что увидит.
отмечу другое - классная операторская работа и потрясающая игра актеров.
Фильм зацепил - вспоминается не первый день.
Из неприятного - в кинотеатре впервые (для меня) было так много "левого" народа. хруст попкорна был явно не по теме фильма :)

0
0
9
Анна
4 отзыва, 92 оценки, рейтинг 14
10 ноября 2009

Я только что посмотрела его. Все никак не могла собраться с силами, такой фильм нужно смотреть при определенном настрое и готовности почувствовать. К сожалению, смотрела в плохом качестве, что смазало ощущение от просмотра.
Не хочу анализировать, надо воспринимать все в целом. Я считаю Ларса Ф.Триера гениальнейшим режиссером.
Я не увидела в фильме никакого женоненавистничества. Ларс Ф.Триер всегда отличался особым отношением к женщине, в его фильмах культ женщины, всегда.
И не увидела я кровавого месева, из-за которого все так долго и нудно возмущаются.
Это фильм, состоящий из символов - его нельзя воспринимать буквально. Каждый шаг героев абсолютно понятен. Как еще эта женщина могла уничтожить свою сексуальность, которая, как она думала, погубила её ребенка? Что касается названия, всем известно, что режиссер воспринимает религию, как способ рационализации, усмирения, укрощения, упорядочения, то есть всё это он видит в мужчине. Женщина, вкусившая свою природу, не вписывается в такие рамки, поэтому олицетворяет собой Антихриста.
Очень качественный фильм. Великолепно снято

2
0
7
Александр Романика
17 отзывов, 207 оценок, рейтинг 13
31 октября 2011

Самый скандальный, провокационный фильм знаменитого датского режиссера и сценариста Ларса фон Триера, вызвавший много толков и споров. Снятый им после продолжительной депрессии, наполненный сценами, после которых порой сомневаешься в психическом здоровье автора, «Антихрист» вовсе не кажется бредом сумасшедшего, а более того, все это лишь предает фильму больше плюсов, расширяя рамки европейского интеллектуального кино, отлично дополняет скрупулезный анализ человеческой психики и мировоззрения.

Немолодая пара в исполнении Уиллема Дефо и Шарлотты Генсбура теряет под замечательную музыку Генделя и виртуозную операторскую работу своего единственного ребенка. Пытаясь спасти жену от безумия герой Дефо увозит ее в загородный дом, расположенный посреди очень красиво снятого леса. Удивительно, что автор этого — создатель «Догмы-95», концепции, где красивая визуализация и не нужна вообще, уступая место показу человеческих эмоций. В «Антихристе» же сохранился один из постулатов «Догмы-95», а вот другой очень сильно преобразился, из съемки ручной камерой до очень проникновенной и весьма эстетически красивой визуализации.

По словам самого фон Триера, первоначально у него было название «Антихрист» и лишь после он стал придумывать сюжет. Проанализировав представления об Антихристе, являясь человеком далеко не религиозным, он пришел к выводу, что Антихрист — не что иное, как просто противоположенное существующим стандартам, идеалам, которые придумали основатели религий — мужчины. Противоположенное мужскому, то есть рациональному, упорядоченному — хаос, иррациональность, которое символизирует женское начало. В главных героях на протяжении всего фильма идет внутренняя борьба двух своих начал, разумного и не-. И, как сам говорил Ларс, любая женщина, которая вырывается из догматов религии, разума становится Антихристом. Режиссер в данной ленте не отходит от своей сквозной темы иллюзорного мира норм морали.

Кстати, наверное, поэтому в «Самом главном боссе», выпущенным 3-мя годами ранее, раскрывалась тема потери контроля, перехода в хаотичное состояние. В «Антихристе» эта фобия самого фон Триера вырывается за пределы маленького офиса на просторы таинственного леса, где фон Триер находит источник своей фобии в виде природного начала. «Хаос правит всем» — говорит нам лиса. Он вырвался вместе с Адамом и Евой из Эдема в наш мир, сотворив его, он же приведет его и к концу.

Будучи мизантропом, в большинстве своих фильмов фон Триер говорит нам, что жизнь — это зло. В «Антихристе» он идет дальше, затрагивая метафизические аспекты. Ведь мы рождаемся через греховные плотские наслаждения. А секс — это вещь весьма натуральная, то есть другим символом, характеризующим хаос и иррациональность, является природа. «Природа — церковь сатаны». И создал нас ли добрый Бог, если вся наша жизнь — это зло? Все живое рождается из женского, злого начала, отсюда и окружающий мир вокруг, где на электрическом стуле жарится Сельма, а тихий городок имеет Богиню прощения и грации Грейс.

1
0
9
Autorun
8 отзывов, 226 оценок, рейтинг 10
27 августа 2009

"Хаос правит всем"

Уже при входе в кинотеатр (дело происходило в "Авроре") было понятно, что фильм тяжелый, так как билетер первым делом спросила у прелестных девушек: "Вам валерьянку или сразу скорую вызывать?"

Начинается картина с красивых съемок акта любви и невольного самоубийства малолетнего ребенка, что становится невыносимой трагедией для родителей, и поводом для последующего развития сюжета.

Почти с первых кадров автор уходит в сравнение природы мужской и женской. В целом это является одной из основных тем картины, как и тема сопротивления разума и сердца, которые раскрываются по ходу сюжета от начала и до конца фильма. Иллюстрирование сознания и подсознания, человеческой сущности, реакции и чувств - все это удается Триеру как никому другому. Тяжесть происходящего идет по возрастающей, как бы подготавливая зрителя к развязке, но все равно, далеко не каждый вынесет это.

Картина выдающегося режиссера, картина тяжелая, но далеко не бессмысленная и не безыдейная, на нее стоит сходить, возможно для кого-то это станет испытанием, но у меня сложилось впечатление, что оно стоит того.

0
0
9
Josef K
4 отзыва, 116 оценок, рейтинг 10
5 июля 2009

"Антихрист" ударил тупой кувалдой по голове, оставив в рваной ране кусочки ржавчины и застарелой почвы. Тошнота, озноб, сухость во рту. Мне все время хочется спать, накрывшись одеялом и подтянув ноги к голове. Закрывая глаза и уши сразу, я сразу начинаю слышать раздирающий вопль: "Where are you, bastard?" Она найдет меня, чтобы я больше её никогда не оставил. Чтобы я остался с ней навсегда.

1
0
7
Лиза
11 отзывов, 26 оценок, рейтинг 9
16 февраля 2011

Режиссер. который долго снимал много разных фильмов про несчастных и немоного нездоровых на голову теток рассказывает, как в реальности они начали съедать его мозг.напомнило мне чем-то "внутреннюю империю" Лича.
Совет автора - не надо с этим вашим психоанализом лезть в чужие мрачные подвалы, ибо то. что ты там увидишь, выберется наружу и схватит тебя за яйца (в прямом смысле этого слова) и утащит тебя с вместе собой в подвал обратно.
кино некрофилькое, слишком много какой-то до неприличия противной физиологии, кровищи, гениталий итд. не мой режиссер и кино какое-то слишком перегруженное великими смыслами и аналогими.

1
0
7
nichikovv
15 отзывов, 46 оценок, рейтинг 9
25 сентября 2009

Мне кажется что на Каннском фестивале многие не досмотрели фильм из-за его очень длинной продолжительности. Странно — неужели нельзя было уместить все это «действо» хотя бы в час двадцать. Из-за этого фильм получился скучным и нудным.

Не скрою, что сама картинка очень впечатляет — абстракция, скорости кадров, свет, звук — все на высшем уровне — но скучно вникать во все то что герои там наговаривают два часа.

У фон Триера безусловно свой взгляд на кино, на жизнь, и на то как это кино делать и совмещать с жизнью, но здесь кажется чего то не хватает — нет изюминки, что бы можно было сказать — ГЕНИАЛЬНО!

Если я и буду пересматривать фильм, то очень не скоро.

1
0
9
goody
15 отзывов, 17 оценок, рейтинг 8
10 августа 2011

Страх кастрации!!!
Страх потери детей!!!
Латентная шизофрения!!
И много чего другого интересного ожидает тебя, милый друг, если ты решишь посмотреть данный фильм.
Ларс Фон Триер входит в список моих любимых режиссеров, я считаю его самым продвинутым провокатором в киноиндустрии. Его фильмы похожи на бои Кличко, он не придумывает чтото новое он качественно использует старые приемы что бют наверняка. Зрителя имеют в тех местах где написано в сценарии.
В целом знатный, качественный фильм.

0
0
7
Just_K
12 отзывов, 13 оценок, рейтинг 8
25 января 2010

"Невероятные приключения" супругов в лесу, оставшихся наедине со своим горем из-за умершего ребенка. Эдем становится для персонажей местом, где разворачивается трагедия в трех частях: Скорбь, Боль и Отчаяние.
У нее в анамнезе незаконченная диссертация на тему женоубийства, он – психоаналитик, с воодушевлением испытывающий на жене свое психоаналитическое мастерство. Милая такая семейка, не придерешься.

В фильме много неприятных эпизодов, от которых хочется отвести взгляд. И энергичные удары доской по члену, и раздробление ноги, и отрезание клитора ножницами – в общем, не соскучишься. Попытаюсь отвлечься от этих моментов и выяснить, какое за ними стоит высказывание.

Природа и олицетворяющее ее женское начало – источник зла, говорит нам старик Ларс. Режиссер заставляет пересмотреть привычную формулу, согласно которой рациональное противостоит иррациональному, природному. Ну, допустим, о том, что женщины – цветы зла, нам рассказали уже давно. Но кто, как не датский провокатор, мог столь впечатляюще ткнуть нас носом в откровенные "междоусобицы" разума и природы.

Природа здесь – бессознательная, неконтролируемая, могущественная сила. Разум одержим параноидальным стремлением обуздать ее, подвергнуть аналитическому разбору. Внезапно вспыхивающий бунт природы-женщины терпит сокрушительное поражение, "плач обреченных на смерть" так и остается плачем, а искалеченный, но все такой же невозмутимый разум остается цел и невредим – до очередной схватки, до следующего бунта.

Мне непонятно, почему многие рецензенты упорно продолжают писать, что основная тема фильма – женоненавистничество. Да, женщина для Триера – воплощение темных сил, слепое, неразумное начало, но это также и начало всякого творчества. Посвящение Тарковскому, вероятно, нужно трактовать именно как желание развивать тему Женщины, пойти дальше Тарковского, объявить, что женская природа слепа и хаотична, она представляет собой бездну и имеет вовсе не божественные истоки.

Этот хаос опасен, поскольку безжалостно взрывает устоявшиеся стереотипы, но вместе с тем необходим – именно благодаря нему создается все новое. Сознание не способно обойтись без подсознания, оно нуждается в нем как некой отправной точке. Поэтому мы видим, как в финале фильма появляются множащиеся женские фигуры, забирающиеся по склону навстречу фаллическим деревьям, олицетворяющим собой культ мужского, культ рацио. Ищущее гармонии сознание и прорывающееся сквозь него бесчинство природы – главные действующие лица, которые так волнуют Триера и побуждают его снимать новые фильмы.

0
0
7
Елизавета Колесникова
5 отзывов, 5 оценок, рейтинг 8
4 августа 2009

Датчанин Ларс фон Триер — известный в мировом кинематографическом сообществе провокатор — в своих картинах зачастую ставил диагноз обществу: «мы все больны неизлечимо, и нужно принять это к сведению». В последней своей работе с говорящим названием «Антихрист» он, кажется, ставит диагноз самому себе, звучит он так: «я лучший режиссер в мире». И с этим трудно спорить: хоть Триер и не увенчан всеми возможными лаврами, его влияние на европейский кинематограф неоспоримо.

Режиссер всегда любил придумывать себе правила, следовать им, а затем последовательно почти все их нарушать. Сначала были манифесты движения «Догма-95», потом авторские предисловия к фильмам. Свою новую картину фон Триер не сопровождал особыми аннотациями, за ней и так тянется шлейф психологических проблем, с которыми столкнулся режиссер. Не секрет, что только перед съемками фильма Триер покинул клинику, где лечился от депрессии. Так что «Антихрист» в какой-то мере терапевтическая процедура, что-то наподобие изгнания беса из самого себя. Возможно, из-за излишнего обращения «вовнутрь» фильм освистали в Каннах, и почти наверняка каждый зритель во время просмотра нервно хохотнул, то ли от непонимания, то ли от неприятия: изгнание беса легким не бывает.

Происходящее на экране сначала похоже на психологическую драму о молодой семье, потерявшей ребенка. «Антихрист» сохраняет притчевость, характерную для фильмов Триера («Рассекая волны», «Догвилль») и максимально развивает ее. В кадре два героя, они даже не имеют имен. Он (У. Дефо) пытается помочь Ей (Ш. Гензбур) справиться с тревогой и увозит в дом «Эдем» посреди леса, куда Она боится попасть. «Рай» оказывается адом, Ей чудится, что трава полыхает под ногами, а Он видит в папоротнике сначала косулю с мертворожденным детенышем, затем поедающую себя лису, страшным голосом возвещающую о том, что «хаос правит всем». Муж и жена у Триера не одна сатана. Он, как и положено мужчине, несет рациональное зерно, Она — поглощена мистическим ужасом перед своей «нечистой сущностью».

После «Догвилля», в котором акцент был сделан все же на насилии психологическом, «Антихрист» выглядит настоящим театром жестокости: ручная дрель в ноге, глухие удары головой об унитаз и прочие насильственные экзерсисы, которые проделывают герои, на первый взгляд воспринимаются как снафф, но все это нужно не шутки ради. Это выстраданные последствия борьбы с бесноватой второй натурой. При всем натурализме картины Триер окончательно рвет отношения с «догматическим» неприятием красоты. «Антихрист» завораживает эстетской атмосферой кошмара: черно-белым вступлением с замедленным движением, туманным лесом в духе фантазийных фильмов, выхватыванием отдельных деталей вездесущей камерой.

Триер наделил свою героиню похожими фобиями, что испытал сам, и они, как красная тряпка, раздражают зрителя: своих проблем хватает, чтобы смотреть на чужие. Но недальновидность публики, воспринимающей фильм как бред сумасшедшего, в том, что разлад со своим внутренним Я — это не только проблема режиссера, но и зрителя тоже. Триер нащупал бесовское в плотской одержимости героини: от страхов она спасается только яростным сексом. Режиссер, однако, вовсе не призывает наложить запрет на плоть, его вообще мало интересует лечение, он занят исследованием процесса болезни, читай: самой жизнью. Способность Триера замечать те язвы, на которые зритель реагирует болезненней всего, делает «Антихрист» настоящим шедевром. Серьезную критику с экрана аудитория воспринимает в штыки: то, что задело сложно оспорить, проще оплевать. Но Ларс без сомнения знает, что плевать против ветра — бесполезный труд.

0
0
9
Антон Ланикин
4 отзыва, 9 оценок, рейтинг 8
2 июля 2009

Фильм о природе женского безумия? О природе женского? О природе?
Да — на каждый вопрос и еще на столько же вопросов незаданных. Знаете ли вы, как близко от вас хтонический ужас живого мира, деревьев, трав, животных и женщин?
Фон Триер бьет зрителя с первых кадров, наотмашь, вот тебе, зритель, прекрасная эстетика, а вот тебе, милый, кровавая природная женственность как она есть наизнанку и даже дальше, о чем ты даже и не думал.
Ранее никто кроме Тарковского (которому и посвящен фильм) не мог так показать лес, вечер, воду, ветер в листве. Это все то, от чего человек ушел давным-давно в цивилизацию, в быт городов, в закон и порядок взаимотношений. Это те звуки и шорохи, которые заставляют вас просыпаться среди ночи, это те места, которые манят и пугают, потому что они не для человека. И это то, что таится в тех, что рядом, непостижимое и непознаваемое рациональной логикой мужского мира.
Игра смыслов и имен, именно психоаналитик сталкивается с прямым безумием любимого человека, именно лес, именуемый Эдемом, становится воплощенным адом. Фигуры «троих нищих», символические Скорбь, Страдание и Боль. Ворон, Олень, Лис. Папоротник. Стук желудей о крышу. Медленный гротескный шаг через мост в сумерках.
Жуткая правда о сокровенном, глазами режиссера, постигшего нужную грань понимания, соскользнувшего в ту же бездну органически нечеловеческого, но животного, природного неистовства, что и его герои.
Хаос правит, говорит нам Триер. И он рядом, гораздо ближе, чем кажется.

5
0
7
Romeo66rus
4 отзыва, 5 оценок, рейтинг 7
22 июля 2009

Рекомендация: "Смотрите, если все приелось и вы ищете новых впечатлений от жизни "

Впечатление: "Сразу после просмотра - фрустрация, легкое омерзение, и даже слегка тошнота, а через пару-тройку дней... омерзение уходит, а образы всплывают... в общем да и так уж все и плохо...."

В целом: "Нервный смех при просмотре - ДА!, запрет для беременных и впечатлительных - ДА!, снимал душевно больной режиссер в период жесткой депрессии - ДА!, шок это по нашему - ДА!, процентов 10% зрителей стабильно не выдерживают и уходят раньше - ДА!!!!, абсолютно антимилое и антиромантичное кино - ДА!!!!!!"

Вам это интересно? Тогда вперед, в кинотеатр! Но предупреждаю, во-первых, после этого фильма, остальные долго будут казаться скучноватыми и пресными, а во-вторых, ваша девушка, которую вы притащили на это кино, может сказать, что вы извращенец."

Оценка: 4-
Общее впечатление: "Резкий удар мешком по голове в темноте".

1
0
9
Annette
3 отзыва, 4 оценки, рейтинг 7
6 июля 2009

Только недавно пришла с фильма. Давненько я не смотрела г-на фон Триера...соскучилась по его "выносу мозга"!))) Его фильмы надо смотреть по нрастроению, сегодня было подходящее))) Фильм классный, хотя и весьма отталкивающий своими неожиданными "подробностями". Больше добавить нечего, так как всё уже написано до меня.

2
0
9
Ri M
5 отзывов, 9 оценок, рейтинг 7
2 июля 2009

Мужчина и женщина занимаются любовью, они настолько увлечены этим процессом, что не слышат как проснулся их ребенок. Происходит трагедия - ребенок погибает. Некоторые моменты в фильме, действительно, шокируют. Но посмотреть стоит по нескольким причинам. Во-первых, снято безупречно красиво, особенно первая и последняя сцена.Во-вторых, идея фильма не лежит на поверхности. Чтобы ее понять надо думать. А это очень полезно.

2
0
9
muryasova.livejournal.com
6 отзывов, 7 оценок, рейтинг 7
26 июня 2009

Отличный фильм, мне понравился. Но нет целостности (проблемы с композицией, не смотря на деление на главы), нет законченности, слишком Триер перебрал с расчлененкой и натурализмом излишним. Чего-то "Антихристу" не хватает, такого завершающего катарсиса, точки нет... Не знаю, может так и было задумано.
Но снято великолепно, и столько в нем проблем затронуто философских, интертекстуальность.... Здесь тебе и Юнг, и психоанализ, и Фрейд, и готика, и сказочные мотивы, и фильм ужасов, и мистика, ведьмы-средневековье, проблемы творчества, природа как хаос страшна и непонятна, сам человек себе не понятен, цивилизация-природа и пр. и пр. Чувствуется, Триер много о чем хотел сказать, но не получилось у него выстроить все, сумбур идей...
Начало и конец похожи по стилистике на рекламный клип, но они и самые лучшие, и сцена, где героиня Гинзбург лежит в траве понравились..."Элегантная психодрама", согласна с Волобуевым. И что мы все не знаем сами себя - тоже.

3
0
9
Alexander Kochetov
2 отзыва, 3 оценки, рейтинг 6
6 августа 2009

Вселяющий дьявола.
(рецензия на фильм «Антихрист» реж. Ларс фон Триер)
Жители Москвы могут получить шок, просто купив билет в кино. Это тот шок, что принято называть «культурным». В прокат вышел новый фильм Ларса фон Триера. Лучшей иллюстрации для этого понятия, чем фильм «Антихрист» просто не придумать. Премьера вызвала весьма неоднозначные отклики на Каннском кинофестивале. До конца, говорят, досидели не все. Но при этом фильм получил приз за лучшую женскую роль. В московских кинотеатрах демонстрируется так называемый «director’s cut» - полная версия, из которой при монтаже вырезаны только те кадры, от которых отказался сам режиссер.
Сам фон Триер называет «Антихриста» своим главным фильмом, а многие критики объявляют его жестокой и бессмысленной провокацией.
Фильм посвящен Андрею Тарковскому, что многие сочли кощунством. Но секрет этого посвящения довольно прост. Фон Триер использует многие приемы Тарковского в построении кадра: долгие планы природы, с резким ветром, одинокий дом в призрачном лесу. Начало фильма также выполнено в манере советского режиссера. Темп задает неспешная, торжественная музыка Генделя…
Отправной точкой сюжета становится гибель ребенка, вещь, которую в кино не очень принято показывать. Главная героиня впадает в депрессию от шока и чувства вины. Лечение в клинике не приносит результата, и муж решает действовать сам. По профессии он психоаналитик и уверен, что действовать нужно именно с точки зрения психологии, а не ждать эффекта от лекарств. И герои уезжают в уединенный дом в лесу, чтобы вместе справиться с последствиями потери ребенка. Но попытка сбежать от проблем в спокойствие природы, разобраться в себе, победить горе и найти какой-то стимул, чтобы жить дальше приводят к совершенно неожиданным последствиям.
Сам Триер определил свою картину как «фильм ужасов». И пугающего, шокирующего в фильме действительно много. В определенный момент жестокость фильма превосходит все пределы, после которых зритель невольно отводит глаза от экрана.
Но не стоит воспринимать это как насилие ради насилия, или насилия ради некой провокации. Жестокость полностью соответствует проблематике фильма. А основная тема «Антихриста» это религия. И здесь нет никакого противоречия. Достаточно вспомнить, что христианство это не только «10 заповедей», но и костры инквизиции.
В богословии есть теория, что мир находится не во власти бога, а во власти сатаны. Что такое положение вещей создано для испытания человека. Фон Триер пошел еще дальше.
Герои его фильма постепенно приходят к пониманию, что природа, где они хотели спрятаться, на поверку оказывается не спокойной идиллией равновесия всего живого. Это скорее фабрика смерти, где правят жестокость и слепой инстинкт. Недаром средневековые богословы называли природу храмом сатаны. А если ты в храме значит неподалёку и тот, кто правит в нем службу. Фон Триер опять предельно ясно декларирует следующий пункт своей доктрины в этом фильме – «женщина есть сосуд дьявола».
Примечательно, что когда главный герой приходит к этому открытию и всё элементы головоломки складываются в систему – мгновенно оживает тот самый ужас, о котором он только что догадался, словно пробудив его к жизни назвав по имени.
Поэтому фильм и отнесен к жанру ужасов. Только в нем идет речь об ужасах другого рода, чем ожившие мертвецы или призраки старых домов. Фон Триер известен своим умением манипулировать чувствами людей, используя богатый арсенал, как изобразительных средств, так и психологических приемов. Тех самых, воздействие которых на зрителя неотразимо и максимально. В этом есть какой-то элемент игры. Но в «Антихристе» фон Триер играет максимально серьезно. Такая уж выбрана тема. Малейшее сомнение, что всё это не всерьез – и ничего не получится, эффект будет потерян. И как в «Танцующей в темноте» невозможно было удержаться от слёз сопереживания героине, так в «Антихристе» невозможно удержаться от ужаса осознания мира как царства зла; и себя, как части этого царства. А возможно и его правителя. Самое страшное в этом «фильме ужасов» - мысль: «а что если он прав?» Если вы хотя бы на секунду осознали это, почувствовали этого «беса сомнения» в себе - значит, игра мастера удалась, и вы выйдете из зале немного другим, чем были, когда входили в него.

4
0
9
Даниил Градский
2 отзыва, 2 оценки, рейтинг 6
28 июня 2009

Только что, мне посчастливилось оказаться в Октябре, на долгожданной премьере этого проникновенного и насыщенного смыслом фильма.

Любителям "классического" Голливуда и Бемби на этом фильме делать абсолютно нечего. Кроме сцен жестокого насилия, бесцензурной любви и непонятного психоза героини (Гинсбур) вы ничего так и не заметите. Вся эта откровенная реальность (которая бывает намного страшнее всяких там Алиенс против Предатора) скорее всего вызовет у вас рвоту и желание покинуть кинозал.

Ларс фон Триер ни очень любит женщин, честно говоря, он их очень сильно боится, как и летать на самолетах. В этой картине он иследует, возможно, одно из самых страшных женских воплощений, когда она полностью изменяет своей природе и материнскому инстинкту. Глубокая обида, на игнор и, казалось, равнодушие "любимого" мужа (Де Фо), проявляет в ней желание, отыграться за накопленную годами обиду через собственного ребенка. Что вылевается в череду катострофических необратимых событий....

Каким может быть результаты измены собственной натуре??? Один из возможных ответов на этот вопрос вы сможете прочувтсвовать, увидев это произведение Киноискусства....

2
0
7
Юлия Яровитская
9 отзывов, 11 оценок, рейтинг 5
20 мая 2010

ЕВА И АНТИХРИСТ: ПАДЕНИЕ ЛИЛИТ.

Совсем недавно один хороший режиссер, зовут его Ларс фон Триер, снял не менее хорошую картину и назвал ее «Антихрист». Название может показаться не очень хорошим, в отличие от режиссера. Сразу как-то всплывает в памяти мрачноватый ассоциативный ряд: дьявол, преисподняя, суеверия средневековья и бархатный мрак викторианской эпохи. Всплывает? Однако это ошибка первичного восприятия. На самом деле фильм совсем не о дьяволе, ни о тайных знаках и затасканном, затертом числе зверя. Нет, фильм о мечте в реальность.

Так уж вышло, что искусство и современное и классическое плавно так переходит в ранг утилитарности. О какой мечте можно говорить, когда Сикстинскую Мадонну превращают в разноцветные принты, в духе Уорхола и печатают на майках? Только фон Триер, как Мартин Лютер Кинг, упорно верит в мечту. Может он и прав.

«Антихрист» режиссер посвятил Тарковскому, тому самому нашему Тарковскому, который видел совсем другие отражения в зеркалах и вел к заветной мечте тропами сталкера. Надо признать параллелей много и художественных и идеологических. Отдельного внимания заслуживает пролог и эпилог картины. У фон Триера – это не динамика, раскрывающая смысл, это – статика картинок фотографически стилизованных. Хрусталь ваз, медленно льющаяся вода по каплям, застывающая в пространстве, человеческие тела и эмоции в момент коитуса, размеренно падающий из окна ребенок и скользящий за ним плюшевый медведь. Предупреждение первое: в фильме много откровенных сцен и жестокости. Однако утешиться можно тем, что в них нет обычной «артхаусной» грязи, ну не хочется мыть руки с мылом, как порой бывает. Это ни «Сало или 120 дней Содома» Пазолини и даже ни «Мечтатели» Бертолуччи. Собственно говоря, в этом и есть основное отличие «Антихриста» от прочих картин мастеров «другого кино» и самого же фон Триера.

Проблематика картины обширна, она не упирается только лишь в мелкие бытовые и социальные зарисовки. Тут человеку плохо не от того, что он вожделеет свою сестру и не знает, что с этим делать, здесь нет маленьких девочек, травящих немощных стариков из-за квартиры, Маковецких, убивающих своих соседок и прочих гауптштурмфюреров Ашенбахов. «Антихрист» - это не только следствие, но и причина.
Почему так? Почему, в конце концов, любящий муж убивает полубезумную, но некогда такую родную жену? Почему эта самая жена, после гибели сына стала одержима половыми вопросами и лишила себя первичного признака женской принадлежности? Может ли человек стать андрогином и стереть навсегда понятие: «пол»?

Фон Триер уверен, что может, правда на счет андрогинности он ничего конкретного не сказал, но о женском бунте поведал сполна. Тут как раз и появляются отсылки к картинам средневековой охоты на ведьм: «Их сожгли лишь потому, что они были женщинами». В качестве небольшого отступления – первый час просмотра всерьез начинает казаться, что режиссер настоящий шовинист. И только секунды dvd-плеера настоятельно рекомендуют не торопиться с выводами.

И действительно, Ларс фон Триер говорит устами героини, что женщина – есть природа, она так же зависима от цикла¸ времени года, а природа – это зло. Не даром главным страхом в картине представляется лес. Зернышки знаков и подсказок разбросаны по всей дороге «Антихриста» длительностью один час, сорок четыре минуты и даже пять секунд. Если захочется можно вычислить и цифровую знаковость хронометража, но сейчас речь не об этом.

Есть в еврейской мифологии одна злая легенда о первой жене Адама - Лилит. Если верить шумерским и каббалистическим апокрифам, Лилит была первой женщиной и так же как Адам, создавалась по «образу и подобию». Согласно легенде, Лилит не желала подчиняться своему мужу, так как считала себя таким же творением бога Иеговы. Она была уверена, что должна быть выше, поэтому поднялась в небо и улетела от несчастного, униженного Адама. Ангелы настигли ее у Красного моря и потребовали вернуться к мужу, но упрямая Лилит наотрез отказалась повиноваться и провозгласила свою миссию: убийство младенцев. С тех пор считается, что предшественница Евы вредит младенцам и деторождению, а так же всячески соблазняет спящих мужчин. Сладострастие и тщеславие обрекли Лилит на вечное бесплодие и гиену огненную рядом с Люцифером. Легенды легендами, а ведь Ева тоже пренебрегла божественным заветом себе во вред.

И тут второе предупреждение: фильм нужно смотреть до конца или не смотреть вовсе. Пусть феминистки плюют в экран и бросают камни, но, возможно потом, эпилог перевернет все их сознание, все фундаментальные представления о роли женщины.
Фон Триер не подавляет, фон Триер не угнетает, не оскорбляет, он – восхищается. Восхищается женщиной. Ей дарована высшая способность к деторождению, она прекрасна, как природа: лес, речка, созревшие желуди, падающие с крыши. Но природа хрупка и беззащитна перед силой технического прогресса, ее надо защищать и беречь. Мужчина – бог только в том случаи, если он, как высшее проявление человеческой силы, сможет этой самой силой распорядиться во благо. Он не имеет права на дискриминацию или показное превосходство, он просто сильнее физически.

Есть сосуд и есть вода. Так вышло, что в нашем мире они совершенно бессмысленны друг без друга. Они имеют разные материальные состояния, несут различный прагматический смысл. Однако сосуд все равно укрывает воду, помогает ей обрести форму, предохраняет от перегревания и чрезмерного охлаждения, хранит от внешнего негативного воздействия.

Ларс фон Триер вовремя подметил, что со времен промышленных революций вода стала краситься в разные цвета и закачивать в себя углекислых газ, дабы беспрепятственно фонтанировать из сосуда. Однако и сосуд не отстает – меняет формы, этикетки, а главное – придумал себе пробку на резьбе, чтобы выпускать воду и закрывать внутри в зависимости от желания. По этому поводу режиссер мягко высказывается с помощью «Антихриста», мол, не лучше ли вернуться к глиняным кувшинам и родникам, только без патриархального фанатизма?..

Предупреждение третье и последнее: если Вы лично не знакомы с фон Триером и не можете поболтать с ним о семиотике картины, то лучше «угощаться» «Антихристом» под разными соусами. Есть светлая, дидактическая сторона, о которой сказано выше вкупе с Тарковским. А есть Фридрих Ницше и его философское произведение «Антихрист», которое, в свое время, тщательно изучил фон Триер. Вечная борьба света и тьмы и победа зависит только от сознания самого человека. А вот кем он будет Лилит, матерью Терезой, Гитлером или Иоанном Крестителем – время покажет, а общество поможет.

1
0
9
Анастасия
4 отзыва, 6 оценок, рейтинг 5
16 сентября 2009

Мужчина и Женщина. Эдем. Дерево жизни... Ничего не напоминает?
Забудьте все, что вы знали о нашем мире и окунитесь в мир созданный Ларсом фон Триером. Мир в котором секс между мужчиной и женщиной приводит к смерти ребенка, мир в котором Эдем становиться адом, а женщина - сатаной. Окунитесь в мир, который создан сатаной.
Сам фон Триер сказал: «Я не пытаюсь ничего сказать... это скорее сон, который превратился в фильм. Очень мрачный сон о чувстве вины, сексе и всяком таком.»


0
0