Москва

Положительные отзывы о фильме «Белый тигр»

7
Dmitry Bortnikov
469 отзывов, 494 оценки, рейтинг 2130
3 мая 2012

Танковый бог

Хрен знает, кого в армию берут.
Ему в дурдом надо, а не на фронт (с)

Патриотические мысли каждому русскому человеку прививаются с молоком матери, у каждого из нас есть свои идеи и мысли по этому поводу. Карен Шахназаров снимающий фильмы более 30-и лет впервые решил коснуться военной темы и создал картину под названием «Белый тигр».

Танкист, сильно обгоревший во время боя, как и герой одного из последних фильмов Френсиса Форда Копполы «Молодость без молодости» не только выживает, но и возвращается на фронт. Его цель – фашистский танк «Белый тигр», который постоянно возникает на российской территории и уничтожает советскую технику. Кроме быстрого и чудесного выздоровления молодой человек приобретает способность слышать танки, которые и помогают ему в войне с превосходящими силами противника.

Создатель «Мы из джаза» и «Курьера» снял фильм - философскую притчу о таинствах войны и веры. Он с увлечением рассказывает историю противостояния, но как только история отходит от центральной линии картины, его работа распадается на осколки, актеры, сценарий и операторская работа все движется в своем направлении, абсолютно не подчиняясь единой мысли режиссера.

Сценарий фильма получился неполноценным и пустым. Есть мысли, интересные сюжеты, герои, но авторы как будто боятся сделать свой фильм до конца насыщенным и полным. Все обрубается на полуслове и оставляет зрителя в легком недоумении. Местами кажется, что авторы стремились создать нечто похожее на недавнего «Шпиона» и получилось у них гораздо лучше, чем у тандема Бондарчука-Козловского. Экранизация Акунина хотя бы старается предложить своему зрителю некий параллельный мир, альтернативную реальность, в отличие от Шахназарова с сотоварищами, играющих на территории нашего прошлого.

Основная работа распределилась между двумя актерами: Алексеем Вертковым и Виталием Кищенко. Они сумели уловить основные признаки своих героев и отыгрывают их так, как будто это последние роли в карьерах.

Музыка Вагнера, которую добавили к картине как последний штрих, единственное, к чему нет ни единого нарекания.

Авторам хотелось бы пожелать побольше времени уделять финальной версии своих картин, т.к. как бы ни были хороши идеи, их еще надо донести в полной мере до каждого зрителя, что создателям «Белого тигра» так и не удалось, а в остальном работа проделана титаническая.

0
0
7
Федор Обзоркин
595 отзывов, 782 оценки, рейтинг 2051
29 июля 2012
Уже не Михалков, но далеко еще не Спилберг: «Белый тигр»

Каждый год весной в российский прокат выходят фильмы о войне. И практически всегда за внимание зрителя борются сразу несколько отечественных кинолент. В этот раз в схватке за кошельки сошлись «Матч» и «Белый тигр». Победил фильм о футболе, что вполне объясняется грамотным маркетингом и стратегией продвижения, а вот первое эпичное полотно Карена Шахназарова осталось незамеченным. Это очень по-русски, потратить 11 миллионов долларов на картину и собрать в прокате жалкие крохи. К тому же я уже давно не испытывал такого чувства, что к середине фильма создателям окончательно снесло крышу и они забыли, что снимали изначально. Стартовав как мистический фильм про супергероев, «Белый тигр» под конец скатился в пространные рассуждения авторов о смысле войны, ничего общего с сюжетом картины не имеющие.

http://obzorkino.livejournal.com/391912.html

Конец войны, русская армия готова к наступлению. Но на одном из участков фронта происходит странное: как только русские танки начинают давить немецкие войска, из леса выезжает странный белый танк и уничтожает всю советскую бронетехнику. В одном из таких боев выживает танкист, причем выживает непонятным образом – еще вчера был 90-процентный ожог тела, а сегодня он уже в порядке и готов к дальнейшей службе. Только вот одна деталь – после того боя он заявляет, что умеет разговаривать с танками. Командир выдает бойцу новейший танк и лучший экипаж, ставя лишь одну цель – уничтожить того самого «белого тигра», который уже стал легендой.

Завязка сюжета типична для любой голливудской экранизации каких-нибудь комиксов. Есть «зло» - таинственный танк «белый тигр». Есть «добро» - русский танкист, обладающий способностью «общаться с танками». Есть мир, который надо спасти от «зла». Вместо танка и танкиста можно подставить кого угодно, все подобные истории просчитываются на «раз-два». Но только не в проекте Карена Шахназарова, который как истинный «творец» решил, что зрителю не нужна патриотичная мистичная история. По мнению режиссера, русского зрителя не надо развлекать, его надо поучать. Именно поэтому главный сюжет прерывается в середине фильма, и вместо торжественной развязки почти сказочной истории зрителю предлагается посмотреть почти документальную зарисовку о конце войны. Как войска красной армии Берлин брали, как немецкое командование капитулировало. А в конце и вовсе некто похожий на Гитлера расскажет зрителю, что Германия и немцы ни в чем не виноваты. Великолепный ход, уважаемый Карен Шахназаров, спасибо, что испортили рассказ и фильм своим безудержным желанием «покопаться в прошлом».

Между тем, фильм снят действительно очень хорошо. Шахназаров, несмотря на его личных тараканов в голове, умеет сделать картинку сочной и красивой. Но у меня сложилось такое чувство, что до самого последнего кадра режиссер не мог решить – что же он на самом деле снимает. Отсюда – ни к месту детализированные сожженные трупы танкистов, непонятные отступления от сюжета и сцены, не имеющие с повествованием ничего общего. Все бы ничего, но ведь если бы Шахназаров снял фильм с мистической подоплекой и зарядом патриотизма, то вполне мог бы претендовать на лавры «нового Бекмамбетова». А получилось так, что подросткам будет откровенно скучно смотреть вторую половину фильма, аудитории постарше – первую, ультра-патриоты будут плеваться от передергивания и орать «так не бывает», а ультра-либералы будут сетовать на то, что не хватает сцен с Берией, насилующего комсомолок, и Сталиным, жрущим на завтрак младенцев. Получается, что Карен Шахназаров снял фильм не для зрителей, а для себя. Он, собственно, и не скрывает этого, заявив в одном из интервью, что каждый режиссер его поколения обязан снять фильм о войне.

Вердикт: я с нескрываемым удовольствием посмотрел первую половину фильма и недоуменно зевал на второй. Посмотреть рекомендую – помоев Шахназаров на нашу историю почти не льет, хотя его размышления о первопричинах войны весьма сомнительны.

(с) Обзоркино

1
0
7
Alex Jace
102 отзыва, 133 оценки, рейтинг 709
4 мая 2012
Дела призрачные

Современный «Мосфильм» – это крупная киностудия, расположенная в городе Москве и насчитывающая огромный музейный фонд экспонатов из классики советского кинематографа, теперь демонстрируемых туристам. Между тем, «Белый Тигр» показывает, что потенциал для собственных проектов никуда не пропал, просто к их созданию стали подходить более избирательно. Майская военная драма о танках – это новая режиссерская работа Карена Шахназарова, возглавляющего «Мосфильм» со времен кризисного 1998-го года.

Сама постановка была основана на повести ленинградского писателя Ильи Бояшова под названием «Танкист, или Белый Тигр» (2008). Ее элементы мистики в декорациях Великой Отечественной войны (1941-1945) основательно перерабатывались не только самим Кареном Шахназаровым, но и сценаристом Александром Бородянским, принимавшем участие в создании другого фильма студии – «Палата №6» (2009). Те, кто читал книгу, поймут, что тут экранизация в оригинальном виде была бы сопряжена с многочисленными противоречиями, а ее сложную концовку вряд ли бы одобрили большинство зрителей.

Карен Георгиевич, еще и как один из продюсеров картины «Белый Тигр», заменил идею своим воссозданием исторической хроники и еще другими комплексными находками, ориентированными уже на более взрослую аудиторию. При этом основной упор в рекламной компании прокатчиком был сделан на молодых пользователей белорусской онлайновой видеоигри - «Мир Танков» (2010).

Творение Карена Шахназарова не претендует на звание блокбастера, оставаясь именно в рамках мистической драмы, не забывая о том, чтобы представить свой собственный взгляд на несколько эпизодов, завершающих военный конфликт между СССР и Германией. К слову, работа в военном жанре для режиссера стала первой за всю его 32-летнюю карьеру в кино. Источники вдохновения или аналогии можно искать не только в первоисточнике Бояшова, но еще и в романе «Моби Дик» (1851) от американского писателя, Германа Мелвилла, а также в старом советском телефильме – «Секретный фарватер» (1986).

По сюжету кинокартины «Белый Тигр», советские войска все ближе подступают к городу Берлину. Последние очаги сопротивления подавляются без особых затруднений, но на одном из тыловых участков обозначались случаи немецких рейдов, испепеляющих орудия и технику СССР. Виновника атак обнаружить не удается, но, по слухам, им становится опасный танк «Белый Тигр», которого считают не то передовой технической разработкой у Третьего рейха, не то призраком на боле боя, безжалостно карающим противников. Разобраться с таким чудом здесь предстоит опытному танкисту Ивану Найденову в образе от Алексея Верткова, что чудесным образом исцелился от ожогов, несовместимых с жизнью, и удивил начальника госпиталя, которого сыграл Владимир Ильин. Именно в таком дуэте оба этих актера исполняли сразу две главные роли в предыдущей полнометражной работе Карена Шахназарова – «Палата №6».

Вместо концовки повести Карен Шахназаров использует несколько комплексных сцен с участием уже немецких актеров. Подписание «Акта о капитуляции Германии», проход вереницы пленных по улицам Берлина, построенным в павильонах «Мосфильма», и откровения Адольфа Гитлера тени окаймляют тут загадочный философский диалог между Федотовым и Найденовым. С художественной точки зрения, все эти сцены получились характерно запоминающимися, впрочем, такая развязка здесь будет понятна не всем ожидавшим от нее масштабных сражений или неких детальных исторических реконструкций военного времени.

Вердикт: под верхним слоем тайны коварного танка, воздействующей на молодое поколение, военная драма «Белый Тигр» скрывает здесь авторский взгляд от опытного режиссера Карена Шахназарова на отдельные эпизоды истории Великой отечественной войны. При этом сам мистический фильм бережно хранит свою главную интригу, позволяя обладателям богатой фантазии в ходе просмотра выдвигать самые различные версии происходящего.

Полный текст на GameScope.ru

3
0
7
Сергей Наан
114 отзыва, 2302 оценки, рейтинг 692
3 мая 2012

Браво, Кищенко и Вертков великолепны. Достойное кино, шикарно снято, война настоящая (это при всём-то символизме), интрига рвёт разум на части, нервы гудят, но самое печальное в том, что под конец понимаешь, что тебя действительно порвали, остался ты в зале на измене и наедине со своим подбитым рацио. Сидишь на шпагате после философской исповеди Гитлера таинственному незнакомцу, идут титры и никто не собирается подносить тебе домкрат, дабы поднять с фатального акробатического этюда. В результате так и выползаешь из зала враскоряку, судорожно набирая службу спасения с одним вопросом - а что это было? Я не знаю как смог Шахназаров снять одновременно столь сильный и столь неоднозначный фильм, в финале которого акценты и приоритеты (сознательно или подсознательно) расставлены дерзко и вряд ли соответствуют базовому настрою в канун Дня Победы. Да, вопросов остаётся много. Затяжная сцена капитуляции (казалось бы - к чему?), затем более чем странная и загадочная гастрономическая беседа столпов Рейха за ужином, растянутое шествие пленных немцев... Смотришь и всё ждёшь разгадку архетипов, апогея откровения, код шифра к скрытому смыслу и аллегоричности, пытаешься цепануть замаскированный сакральный символизм, но безуспешно, а финал и вовсе глушит мозг, говоря языком Найдёнова - "сжигает". Странное кино, мистицизм и реализм в одном флаконе, но при этом мощное и незаурядное, чем уже ярко выделяется на фоне массы лубочных поделок на военную тему последнего времени. Наверно, это и есть настоящее искусство с воздействием на уровне контузии, чего только стоит сцена преследования и боя в заброшенном селе...до сих пор под впечатлением, но вот финал, извините - это прямой вектор-отсыл к чтению "Майн Кампф", что тоже достаточно странно..

3
0
7
Михаил Заикин
183 отзыва, 638 оценок, рейтинг 374
6 мая 2012

Мне понравился первый фильм Карена Шахназарова о Великой Отечественной. В нем есть фактурные актеры с очень "советскими" лицами, натуральные танковые битвы без компьютерной графики (пусть и бестолковые, но иных в кино танковых сцен сражений не найти) и мистическая атмосфера, где тема Войны показана с неожиданного ракурса.

В сущности это все уходит на задний план, когда понимаешь, что главный замысел это рассказ об эволюции человеческого образа на войне, мутации личности человека. Казалось бы, что нужно развивать доводить данную линию до конца, как вдруг, возникают Кейтель и Жуков на церемонии в Карлсхорст, а еще позже Гитлер объясняет неизвестному собеседнику мотивы похода на Восток. Эти любопытные эпизоды окончательно разрушают и так хилую конструкцию всей картины, но отчего-то оставили у меня желания пересмотреть еще раз.

2
0
7
Рабиндранат Тагор
88 отзывов, 113 оценки, рейтинг 334
22 октября 2012

интереснейшее, между прочим, у Шахназарова получилось кино. когда фильм шел в прокате у меня и мысли не было его смотреть - казалось, что это очередь военный опус от людей, никогда в своей жизни пороху не нюхавших. выяснилось, что к войне кино имеет минимум отношения - война лишь декорация, фон. это некая мистическая история, где главный герой - танк-призрак, бродящий сам по себе без экипажа. этот немецкий танк - собственно, Белый Тигр - выступает в качестве антагониста, а уничтожить его берется простой русский танкист Иван Найденов. впрочем, Найденов никак не простой танкист - он потерял память и забыл все, что было до рокового ранения (90% тела было обожжено). знает он лишь то, что его послал на землю танковый бог затем, чтобы Найденов уничтожил Белого Тигра.

согласен, что звучит это немного дико, но только в том случае, если вы воспринимаете это как фильм о войне. но ведь вы не воспринимаете "Город Зеро" как фильм о советских реалиях? оба фильм - в лучшем случае образчики магического реализма, когда обычные вроде бы предметы наделяются неожиданными свойствами. но как бы там ни было, Белый Тигр - безусловно, один из лучших фильмов Шахназарова за последнее время.

1
0
9
Exxento
138 отзывов, 549 оценок, рейтинг 310
26 января 2016

Вы этот фильм вообще не так смотрели - это не фильм про Вторую Мировую - декорации могли быть хоть из 1812 г., хоть из Смутного времени, просто эта Война сердцу ближе; и реконструкциями сражений тут не пахнет - тут чистая метафизика!

Вечные добро в лице бессмертного безымянного солдата и зло в лице неубиваемого "Белого Тигра", которые будут сражаться до окончания земной истории и Второго Пришествия Христова, грядущего после водворения на Земле царства антихриста или нового мирового порядка, одним из предтеч которого и был Гитлер, также как и Наполеон и другие претенденты на мировое господство.

И начало этой битве положено еще до сотворения видимого мира, то есть на Небе - когда Архангел Михаил со своим Небесным воинством бился с сатаной и его падшими ангелами.

ВНИМАНИЕ СПОЙЛЕР:
Когда в фильме СССР победил Фашистскую Германию, Найдёнов только повредил "Белому Тигру" башню, после чего "Тигр" ушёл до новой своей агрессии.

В мире сем можно лишь повредить "Белого Тигра", отбросив его назад и он уйдёт готовиться к новой агрессии. Ибо он - часть нас самих, порождение нашей же собственной злой воли, от начала времён направленной вслед за древним змием по направлению от Бога и таких Его свойств как добро, милосердие и любовь к человеку (ближнему). А какой может быть мир между отравленными змеиной злобой людьми в их эгоцентричном мире без любви к ближнему?

Следующую агрессию "Белого Тигра" мы уже наблюдаем, только теперь он уже не белый, а золотой, и не тигр, а телец - блестящий красавец, почти всеобщий идол, без промаха бьющий в самое сердце прельщаемых блеском его золотых и выверенных лучшими дизайнерами мiра хищных очертаний! Самое время прислушаться в "танковому" Богу, который всегда предупреждает с какой стороны глухо летит снаряд из мёртвого дула притаившегося за полем зрения "Тигра"! Ибо духовная смерть от выстрела модернизированного и покрашенного в золото "Белого Тигра" гораздо хуже физической! И такова суть происходящей духовной войны, которая всегда над физической, являющейся всего лишь её продолжением - "Тут дьявол с Богом борется и поле битвы - сердца людей" (Ф.М.Достоевский). Живыеее? Есть тут кто, или "Тигр" всех уже "сжёг"? Рядовой Найдёнов вон и при 90% ожогов из мёртвых воскрес!

За такой пир действительного смысла Карену Шахназарову без альтернатив

ОТЛИЧНО

0
0
7
Александр
46 отзывов, 106 оценок, рейтинг 222
15 июня 2012

Фильм оригинальный, мистический.
Медленно и настойчиво погружает зрителя в тихое течение событий, в мировозрение сгоревшего танкиста, майора, командарма, немецких лидеров и самого Гитлера в финале. В финале - философский росчерк автора. "Мертвое зло может ждать 100, 200 лет и потом снова выползти, поэтому его нужно жжечь."
Танкист получился обаятельный. Одна цитата "Я- танкист, зачем мне еще что-то помнить" чего стоит :).
Танковые бои сделаны реалистично, не понятно только почему у Т-34 этипаж 3 человека но возможно потому, что танк экспериментальный :).
Сделано качественно! Военная сказка с прикрытым смыслом.
Респект режисеру. А тем, кому не понравилась мистика - цитата из того же фильма "Ты это все серьезно? Может я налил тебе много?" :)

4
0
7
Вячеслав Косьмин
108 отзывов, 145 оценок, рейтинг 183
22 мая 2012
Танки грязи не боятся

Здесь мы имеем дело с экранизацией некого романа "Танкист", поэтому во время просмотра фильма формируется несколько другое впечатление, чем, скажем, от просмотра исторической драмы, основанной на реальных событиях. Исторические персонажи и сцены там есть, но подаются режиссёром постфактум, парраллельно основной сюжетной линии. Оказывается, и на войне есть место мистике. А ещё наши русские леса и болота - натуральное поле битвы для огромных железных монстров, в которых экипаж сгорает заживо. Именно из-за красивейших батальных сцен стоит смотреть это наше кино, периодически вздрагивая от пушечных выстрелов.

0
0
7
Юрий Бенгальский
67 отзывов, 156 оценок, рейтинг 178
10 мая 2012

Идти однозначно стоит.

Сняли первый нормальный после "Штрафбата" фильм о войне.
Актеры играют правдиво. Особливо главный персонаж-танкист. Даже любуешься.

В фильме есть интрига, переживаешь и даже чувствуешь себя в танке.
Пару раз руки истинктивно заряжали снаряд )))

В общем, советую сходить и получить удовольствие.
Юра Бенгальский дурного не посоветует.

1
0
9
alex b
72 отзыва, 78 оценок, рейтинг 170
4 февраля 2013

отход от классической подачи истории войны, как непрерывной цепи исключительно рациональных решений и поступков, не лишен риска, но необходим. где, как не на войне, мистическая и вероятностная сторона жизни проступает ярче и нагляднее всего? а попытки рассмотрения этой бездонной темы в искусстве - по пальцам одном руки. запредельная борьба чудом выжившего человека с олицетворением абсолютного зла, которое пытается найти для себя рациональное оправдание (финальное интервью), - сильный замысел. казалось, что о войне уже не сказать ничего нового, а тут открылся источник неисчерпаемый, поле непаханное. "отлично" за новизну.

1
0
7
Alexander Kamerad
72 отзыва, 710 оценок, рейтинг 141
8 мая 2012

Интересный, не попкорновый фильм. Полумистический сюжет. Война, как фантасмагория, состояние нерационального восприятия мира. Неожиданный и неоднозначный финал. Особенно интересный акцент - речь Гитлера, о том, что Германия лишь пыталась осуществить тайную мечту Европы.
Фильм заставляет задуматься, вспоминается после просмотра - это главное.
По актерской и операторской работе очень хорошо. Достоверный предметный мир - военная форма, оружие, быт.
Особенно хочу отметить - качественно сделаны танковые бои. С одной стороны с мистикой (по сюжету). А с другой стороны все подано реалистично, но захватывающе, эффект присутствия, как будто сам в танке. Боев относительно немного, но, возможно, благодаря этому лучше запоминаются.
Фильм скорее понравится мужской аудитории.
Но любителям пластикового стандартного голливудского кино лучше не ходить. Не поймете, разочаруетесь. Скажите, вот, блин, опять нас, на челопуках взрощенных, обидело-разочаровало русское кино...
Тем не мене, некоторой стройности, завершенности, фильму не хватает. Некоторые моменты сделаны плосковато, в проброс. Слишком много смысла идет через диалоги, а не изображение, простроенные по действию сцены. Поэтому 4. Хотя фильм хороший.

0
0
9
Натали Дунаевская
87 отзывов, 193 оценки, рейтинг 139
10 мая 2012

Фильм на редкость понравился – работа режиссера, актеров, операторов, авторов – не могу придраться. После просмотра хочется согласиться: да, кино – это искусство. А еще фильм имеет атмосферу, свой собственный… запах - для меня это один из основных показателей «получилось/не получилось». С первых же минут погрузилась во время, поверила войне…

О чем кино? О Войне… Но о войне не в смысле передачи документальных хроник Великой Отечественной, а о Войне как стихии, явлении. Здесь могла быть и другая война, другая сцена действий. Автор пытается ответить на вечный страшный вопрос: Война – чье она порождение? Человек ли, его алчность и агрессия породили войну, или Война существует сама по себе, как некая энергетическая субстанция, без которой не может существовать человечество? Поэтому искать в фильме достоверность, докапываться до деталей – мог ли выжить главный герой после ожогов, существовал ли такой Белый танк и т.д. – бессмысленно. Это абсолютно «символьное», атмосферное, художественное кино. Отмечу, что для меня, пожалуй, это единственный в своем роде подобный фильм – под таким ракурсом я еще войны не видела и не чувствовала.

Танк Белый тигр олицетворяет собой дьявола Войны, существующего и появляющегося независимо от воли и желания зачинщиков войны, поддерживающий разожженный огонь агрессии. А Бог, природа помогают, подсказывают человеку, что делать, как делать, но не все и не всегда слышат. Иван Найденов слышит, что говорят танки, он тоже порождение Войны, который создан, чтобы люди услышали, чтобы хотя бы на какое-то время заглушить смерть, агрессию. Но лишь на время… Белый тигр снова выползет, через 30,50,100 лет… Можно ли взорвать его навсегда?..

Вспомнился фильм «Край» Учителя, где тоже присутствует подобие очеловечивания паровоза. Но на фоне «Белого тигра» он полностью проигрывает. Какая-то излишняя «попсовость», надуманность, наигранность – ему совершенно не поверила.

Честно говоря, не удивлена количеством негативных отзывов о «Белом тигре». Хотя жаль, конечно… Подумалось, по аналогичному сюжету американцы могли бы снять эдакий мистический триллер о войне, с кучей взрывов, грандиозных баталий, спецэффектов, с «разжеванными» «размусоленными» «сопливыми» диалогами – и вот пожалуйста – пятерочные отзывы обеспечены! Спасибо нашему режиссеру за выверенность и лаконичность диалогов, натуральность и ограниченное количество компьютерной графики, в общем за мое погружение в атмосферу фильма)

P.S.: Браво, Алексей Вертков! Обожаю этого актера по театральным работам, жаль, что в кино его так мало снимают… удачи ему)))

6
0
7
кино умерло
40 отзывов, 62 оценки, рейтинг 112
20 июня 2012
The War Must Go On

Если обратиться к воспоминаниям фронтовиков, то можно убедиться в том, что загадочное и необъяснимое на войне не было редкостью. Судьбы людей определялись каждодневными случайностями и совпадениями, логика которых порой не поддавалась пониманию. Война искажала реальность до такой степени, что силы, двигавшие мировой конфликт, могли казаться едва ли не мистическими, сверхъестественными. Ужас, абсурд происходящего порождал веру в страшные мифы. Один из таких мифов, изложенный в повести Ильи Бояшова «Танкист», лёг в основу картины Карена Шахназарова «Белый тигр».

Лента выполнена легко узнаваемым, привычным для Шахназарова почерком. Режиссёр успешно повторяет трюк, который он уже проделывал в таких картинах, как «Курьер», «Город Зеро», «Цареубийца», «Палата N6». Он запутывает реальность в самой себе. Как никто другой, Шахназаров улавливает и передаёт способность реальности порождать мистику и способность мистики выдавать себя за реальность. Результатом подобных игр становится неловкое ощущение бредовости или безумия происходящего. Такова цель автора. Военный материал, как почва для разыгрывания очередной загадочной и абсурдной ситуации, оказался необычайно благодатным. Но главное достоинство ленты в том, что её мистические элементы возвышены до уровня метафор. Шахназаров, конечно же, не просто травит байку о случае на войне, он говорит о чём-то большем.

Белым тигром называется таинственный и непобедимый немецкий танк. Неожиданно он появляется во время боя, беспощадно и методично уничтожает советского неприятеля, и столь же неожиданно исчезает. Ни одной из воюющих сторон об этой адской машине ничего неизвестно, более того, оба лагеря испытывают перед ней одинаковый трепет. О единственном человеке, которому удаётся уцелеть после встречи с белым тигром, говорят, что он не выжил, а заново родился — он необъяснимым образом обретает новое лицо, потеряв девяносто процентов кожи, он не помнит ничего, кроме того, что идёт война и что он танковый механик. Иными словами, Иван Найдёнов, как прозывают странного танкиста, — это дитя войны, её страшное порождение. Он — не Андрей Соколов из «Судьбы человека» Бондарчука, стойко и мужественно преодолевающий бесчисленные испытания, выпавшие на его долю, и не мальчик из «Иванова детства» Тарковского, ослеплённый ненавистью и жаждой мщения. Найдёнов — иной результат эволюции человека в условиях окружающего кошмара. Иван мёртв, как и искалечивший его танк. Кроме того, как и белый тигр, он — идеальное орудие для убийства, холодное и расчётливое, подчинённое единственной цели, цели уничтожения. Жизнь, следующая такому стремлению, разумеется, не может быть жизнью. Не случайно кульминационная сцена танковой дуэли решена в духе компьютерных игр, в которых, по сути, ничто сражается с ничем, беспощадно и бессмысленно. В свойственном Шахназарову ироничном ключе, сцена завершается каламбуром, что лишний раз подчёркивает напрасность, абсурдность происходящего.

Язык режиссёра, разумеется, метафоричен, хотя местами автор упрощает зрителю задачу понимания, даёт прямые подсказки. Так, объясняя феномен белого тигра, один из пленных немцев, называет загадочный танк «торжеством немецкого духа», стержнем коего в те времена, помнится, была нацизм. Таким образом, чудо-юдо-танк олицетворяет идею, угрожающую, страшную, призрак которой время от времени возникает то тут, то там, и даже в День Победы мерещится в далёкой туманной дымке. Итог неутешителен, но объективен — с этой идеей можно и нужно бороться, но победить её нельзя, как ни готовься, что доказывают бесплодные усилия больного фанатика Ивана.

На мысль о живучести нацизма работает и финальная сцена с монологом Гитлера, идентифицируемого по характерным усам кубиком и модной прическе отчего-то порыжевших волос. Германия уже повержена и капитуляция уже подписана, но экс-фюрер здравствует, хоть жизнь его и потрепала. Он сохраняет остроту ума и ясность слога: его идеи, мысли и слова живы несмотря ни на что, и продолжают борьбу. Пускай, война проиграна, но… война продолжается, более того, по фюреру война это и есть жизнь. Шахназаров показывает, какая это жизнь.

1
0
7
Виталий v
117 отзывов, 144 оценки, рейтинг 102
19 октября 2012
Война не кончится, пока я не сожгу его

Эпический военный триллер с элементами мистики о противостоянии фашистского и советского супертанков. Первый фильм Карена Шахназарова о Великой отечественной войне, снятый всего за 3,5 месяца с минимальным количеством исторических ляпов. Снят по мотивам повести молодого петербургского писателя и историка Ильи Бояшова "Танкист". Номинант премии "Оскар" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке".
Интересно, что сам Шахназаров служил в танковых войсках, а его отец был фронтовиком. "К этой картине шёл всю жизнь,"- говорит режиссёр.
Реальность войны – в её абсурдности. Таков подтекст кинокартины, которую исполнитель главной роли Алексей Вертков называет "притчей о добре и зле". Актёр, уже снимавшийся у Шахназарова в "Палате №6", играет сержанта Ивана Найдёнова, чудом выжившего после боя. Герой не помнит, кто он и откуда, и одержим единственным желанием – уничтожить неуловимый немецкий танк-призрак "Белый тигр". "Карен Георгиевич это заметил, и это есть в повести – то, что очень много схожего с Мелвиллом, с “Моби Диком”. Капитан Ахав одержимый такой, со своим китом, который то ли есть, то ли нет. И нужно искоренить это зло. Из личных соображений отомстить за потерянную ногу. Так же и Иван Найденов", — рассказывает актёр.
"Сгорел и родился заново. Совсем другим человеком, идеально приспособленным для войны, - говорит о Найдёнове майор разведки Федотов (Виталий Кищенко). - Он её порождение. Так же, как и этот тигр". Иван получает уникальные способности в виде быстрой и бесследной регенерации, насыщения скоромной пищей (Иван ест один хлеб, и то немного), возможности общаться с военной техникой и разговаривать с танковым богом, который и даёт ему задание уничтожить дьявольское торжество немецкого духа, воплотившееся в неуязвимый безэкипажный мёртвый Белый тигр, неожиданно появляющийся с советского тыла на боях сражений конца войны. Найдёного принимают за сумасшедшего, но позволяют ему воевать как лучшему из лучших, как человеку войны, для которого "война - это сама жизнь, это отправная точка" под чарующую музыку мистического Вагнера.
Отличная игра актёров, камера, саундтрек, режиссура, реконструкция боёв. Несмотря на это фильм кажется затянутым (слишком много сцен ожидания) и надломленным в конце. Когда неожиданно переходят к сценам подписания акта капитуляции и финальному монологу Гитлера, ставящего по-сокуровски жирную точку. Состояние войны несвойственно русскому народу. Война для славян - из разряда психических отклонений. Гитлер же ставит её во главу угла, выводя на передний план мистического СверхЧеловека Войны. Но в мирное время ему не место. И Найдёнов уходит. Искать свой Белый тигр...

1
0
9
Андрей Главный
34 отзыва, 41 оценка, рейтинг 74
15 октября 2012

Шахназаров есть Шахназаров. Его картины либо шедевр, как "Город Зеро" или "День полнолуния", либо просто хорошие фильмы, как "Курьер" или "Всадник по имени "смерть"". "Белый тигр" - шедевр. Здесь всё хорошо: прекрасный сценарий, великолепная игра актеров, точная реконструкция военной обстановки. Действо, наполненное глубокой философией и отчасти мистикой захватывает так, что время, проведенное при просмотре пролетает мгновенно. Военный немецкий дух и противостоящий ему Русский Иван, который не успокоится пока "не сожжет Белый тигр". Этому противостоянию нет ни начала, ни конца. "И вечный бой...". Очень важен монолог Гитлера в конце картины. "В чём виноваты немцы",- спрашивает Гитлер, - "В том, что сделали то, о чём думают европейцы, но стесняются сказать вслух?". Словами Гитлера подтверждается известный факт: мы воевали не с Германией, мы воевали с объединенной Европой, мучимой вечным желанием уничтожить тех, кто на них не похож. И недаром в первых кадрах фильма наши солдаты видят убитых врагов - не немцев, а мадьяр - венгров.
У картины очень хорошее послевкусие - хочется думать, размышлять, вспоминать понравившиеся кадры. Заслуженная пятерка!

1
1
9
Громус .
42 отзыва, 310 оценок, рейтинг 66
18 августа 2012

Мне фильм понравился! Фильм - не под поп-корн. И есть на что посмотреть (например, танковые дуэли более-менее неплохо сняты), и есть над чем поразмышлять (порождение войны: люди-воины, танки-оборотни и т.п.). Неожиданное сочетание танков, мистики, войны, человеческих характеров. Образы художественные - не замыленые. Ожидал (из-за негативных отзывов) худшего, но приятно был разочарован.) В принципе работа зрелого режиссера, художника. Думаю, за рубежом фильм нашел бы зрителей тоже.

1
0
7
Валерия Брасле
61 отзыв, 147 оценок, рейтинг 62
2 июня 2012

Не знаю, как для других, но для меня лично совершенно очевидно то, что "Белый тигр" это... не неуязвимый немецкий танк, а затеянный экипажем "Найдёнова" поединок навевает мысли о брани не против плоти и крови.

Фильму, как мне показалось, не хватает целостности, но смотреть, тем не менее, было интересно. Особенно сильное впечатление произвела заключительная часть мистической драмы, события и действующие лица которой помещены в соответствующий исторический антураж - быть может, воссозданный недостаточно тщательно, что ключевой роли, правда, не играет. По моим ощущениям.

0
0
7
Александр Акимов
21 отзыв, 21 оценка, рейтинг 58
11 февраля 2014

"Люди же всегда того, то ли струсят, то ли промажут,
то ли храбрые слишком - на рожон попрут...
А этот мертвый. Он не струсит, не промажет...
Он все сделает как надо..."
к/ф "Белый Тигр"

Раз уж довелось мне лично встретиться с "Белым тигром", то, естественно, я при случае посмотрел этот фильм, а случай подвернулся сегодня утром. Сразу предупрежу, что от российских фильмов на военную тематику я не жду уровня "Списка Шиндлера" или "Спасения рядового Райана". Нет, я бы очень, конечно, хотел, чтобы и у нас начали в 21 веке снимать картины, хотя бы уровня Голливуда середины 20-го века, но логика подсказывает мне, что такое кино появится не скоро.
Сюжет фильма держит, он интересен, вариация на тему "Кристины" и всевозможных кораблей-призраков. Я бы даже сказал, что символизма в противостоянии Белого Тигра и Найденова И.И. гораздо больше, чем в схожих картинах. Это противостояние восходит не к мистическим идеям о неуспокоенной душе и прочей ерунде, оно символизирует инь-янь в целом, во всем, всегда, повсюду. Эта мысль хорошо звучит в монологе Гитлера в конце фильма.
И лично мне интересны сценарии и сюжеты, где раскрывается или, пусть даже в эпизодах, отмечается не огненная классическая героика, а ледяное бездумное соответствие своих действий собственному смыслу. Вот Вам несколько персонажей и моментов, где чувствуется зловещая психология тех, кто живет без следующего, живет мертвым, а потому договориться с ними невозможно, задобрить - нельзя, обмануть - не получится, потому что у них нет ожиданий. Их нельзя остановить, как нельзя остановить крокодила нотациями о гуманизме, его смысл таков - отлавливать, кромсать и глотать, ему дана для этого необходимая внешность и мозг, размером с грецкий орех, потому что для подобной деятельности мозг размером с яблоко уже будет чрезмерно громоздким.
Теперь что касается режиссуры и постановки сцен. Очень слабо для того, чья фамилия К. Шахназаров. Хотя, конечно, он никогда и не был Кэмероном. Но значимые эпизоды нужно было подтянуть до уровня. Так, первое появление Тигра в фильме выглядит очень блекло, затянуты кадры, практически отсутствует динамика. Насколько знаю, фильм не из дешевых, так надо было уже как-то постараться, тем более что подобные моменты не требовали миллионов долларов и наезда камеры из космоса. В батальных сценах не придали объемности событиям при помощи музыки, эпизод с контуженным танкистом выглядит вообще случайным, ощущение, что актер забыл уйти с площадки, и так и смонтировали, чтоб не тратить пленку. Даже собака, выбегающая на футбольное поле во время ответственного матча выглядит гораздо гармоничнее, нежели эта сцена. В Спасении рядового Райана, когда герой Тома Хэнкса переживает последствие контузии, так ты сам сидишь таким же, в этот момент ты - это он.
И, болезнь современного российского кино - диалоги. РАБОТАЙТЕ НАД КАЖДЫМИ ФРАЗАМИ, А НЕ ТОЛЬКО НАД КЛЮЧЕВЫМИ! Да, разговор контрразведчика с Найденовым о Белом Тигре качественный, напоминает монолог Сары Коннор о Терминаторе, отличный монолог Гитлера, но остальные, призванные не раскрыть смысл фильма, а обычные разметочные фразы - указатели направления сюжетной линии - почему они, не то чтобы плохо подобраны, сыграны отвратительно?
Такая картина и получилась: с хорошо прочерченными контурами, но не раскрашенная. Рекомендую к просмотру.

Александр Акимов

0
0
9
Александр Безукладников
35 отзывов, 67 оценок, рейтинг 54
13 мая 2012

Друзья,отличное кино! Хорошее кино,для просмотра как в праздники 9 мая, как и в простой выходной день! Любое кино которое как имеет историческую основу,оно очень приятно смотрится,без напряга и выжидания! Спасибо всем,актерам,всей рабочей группе! Я очень рад,что посмотрел это кино и советаю Вам! Спасибо!

0
0
7
Nikolay Skirda
35 отзывов, 92 оценки, рейтинг 54
6 мая 2012

Оценил четырьмя звездами идею и игру актеров. И можно я немножко побуду наполеоном? Оператор, монтаж - так себе. И в сценарии хотелось поковыряться: адольфа для закольцовки я бы и в начале дал с небольшим монологом например из майнкампф, чтобы белый тигр появился ну как бы не на пустом месте. Где-нить в середине вставил бы кейтеля и иже с ним - пусть обмолвились бы про призрака чем нибудь многозначительным. Вот тогда б все лица были повязаны... А так, выпрыгивают в конце как черти из табакерки... Ну и общая картинка как-то излишне цветная, зелененькая... Надо было б добавить легендарности убрав вообще цвет, оставить в самых нужных местах для акценту. Это ж не сложно. Ну в общем исполнение вытягивает на три звездочки не больше. Хоть переснимай. Избаловали нас что ли...

2
0
7
Михаил Иванов
65 отзывов, 69 оценок, рейтинг 45
12 мая 2012

Мне понравилось. Сюжет конечно подкачал. Ваня смерть сотоварищи это весело. Но тут хотя бы видно на что потратили деньги. Качественно снятая сцена капитуляции. В кадре мелькают вышинский, нкидовцы в мышиных мундирах, нейрат и кейтель в мундирах и при шпагах. Фильм конечно не для глуповатой пока (со временем выправится) школоты. Фильм для тех, кто читал мемуары генералов и дипломатов того жуткого времени. Ну и поигрывал пару лет назад в мир танков. Фильм для ребят под 30 и за 30. Ну и старше.

3
0
7
zupber
45 отзывов, 48 оценок, рейтинг 44
24 августа 2012

можно хвалить, можно ругать. но в фильме есть самое главное, то чего перестало хватать последнее время! ВСЁ НАСТОЯЩЕЕ!!!

0
0
7
homocat
77 отзывов, 806 оценок, рейтинг 38
16 июня 2013

Ниже спойлер, если кто не смотрел.

О плюсах. Фильм захватывающий, смотрится на одном дыхании, режиссура выверена, игра актеров на высшем уровне, детали прорисованы великолепно.

Теперь о хрени. В общем-то, вся канитель с танком-призраком, всей мистикой и проч., призвано донести до нас довольно простые и понятные мысли, которые звучат в последние 5 минут, о том, что война вечна, война это сама жизнь и т.д. Стоило ли ради этого городить практически детективную историю, которая заканчивается ничем? Вопрос. Но интриги награли. Белый Тигр по итогу - это сама война.
Много вопросов по мелочам. То, что Найденов возродился, хорошо, это допущение, чтобы пояснить его дар. Но некоторые вещи понять сложно. В конце фильма мы понимаем, что Белого Тигра не существует, что это символ войны. Но, кто сжигал тогда из леса советские танки? Причем десятками. Почему эти танки были столь беспомощны, не нанеся по призраку ни единого выстрела? Может, они просто не видели его? А Найденов увидел со своим чутьем? Но почему тогда “гениальный” экипаж не добил Тигра после того, как у него заклинило башню? Почему провидец Найденов (якобы возрожденный для танковой войны) полез в какую-то лужу и черпанул грязи дулом, а супернаводчик не выстрелил до этого по стоящему на месте противнику? Для чего? А для того, чтобы Тигр не был уничтожен и так и остался призраком. Только сделано это немножко нелепо и неуклюже.
Еще раз повторюсь, вся соль фильма в последних 5-10 минутах, где вся мораль разжевывается прямым текстом устами Найденова и Гитлера (странно, еще живого после капитуляции 8 мая, хотя он отравился, как известно, 30 апреля; или он с того света вещает? Или это хронологическая игра,чтобы в конце сказать самое важное?).
При всем этом смотреть кино очень приятно, просто не оторваться (за это и 4 балла), хотя, как сказано выше, оно ни о чем.

1
0