В конце 60-х, промотав несколько лет жизни по сингапурским кабакам, человек возвращается в Гонконг — снимает гостиничный номер через стенку от того, где когда-то встречался с чужой женой и откуда сбежал когда-то в те самые сингапурские кабаки. Он пишет какую-то ерунду для газетной светской хроники. Заводит роман с девицей из номера напротив и дружбу — с девицей этажом выше, но в обеих видит лишь призрак другой, так толком и не появляющейся в кадре женщины. В результате он остается один, как и косматый путешественник из фантастического романа, который он пытается сочинять в своем гостиничном номере. В романе монорельсовый экспресс возит пассажиров из одного года в другой, и роботы-проводницы с лицами бывших подруг автора все понимают, но молчат, только их каблуки, касаясь пола, вспыхивают неоновой изнанкой — и это значит, что будущее уже наступило и притяженья больше нет.
С того момента, когда Вонг Кар Вай нарисовался на восточном фронте, он из года в год снимает примерно один и тот же фильм, выпускает его в кино под разными названиями, иногда для разнообразия заменяет актеров и имена персонажей — но сути это не меняет. Пока другие штурмовали вершины, Вонг прорисовывал один и тот же контур пальцем по оконному стеклу, пока в конечном счете стекло не исчезло. Не поручусь за всех, но из тех режиссеров, чьи имена внесены в реестр IMDb, есть еще только один, снимающий так, и он когда-то давно придумал определение этому безысходному жанру: «Сон разбитого сердца».
просто я люблю фильмы Кар Вая и порой механически ставлю, смотрю. потому что после них как-то лучше на душе становиться. Он один из немногих режиссеров, который умеет в фильме молчать. который говорит только правду. обо мне.
"2046" - после Любовного настроения уже не шедевр. После Любовного настроения Кар Вай может себе позволить снимать продолжение, молчать, затягивать фильм. любители найдутся. в "2046" опять часы, слёзы по щекам, лампочки, сигаретный дым и женские туфельки. теперь только неоновые.
В этом фильме Кар Вай вновь всколзь даёт подсказки. для меня их две:
- "То было моё самое счастливое лето. И самое короткое..."
- "Когда пион цветет, он тянется вверх. А потом исчезает, не дав ответа"
Имеено об этом он снимает свои фильмы. напоминает нам о своём, пусть коротком, но счастье. делает терпимее к самому факту недолговечности счастья. и даёт ответы. ведь вы невольно после "2046" вспомните о своём секрете, о тех, кого любили. тех, кто любил вас.
Любимый эпизод в "2046" - это письмо от японца. просто цитата:
"Давай еще раз увидимся. И если ты будешь уверена, что нам надо расстаться, честно скажи мне. Шесть лет назад сквозь мою душу прошла радуга. Она всё ещё там, словно пламя, горящее внутри меня. Каковы твои чувства ко мне? Они похожи на радугу после дождя? Или радуга давно погасла? Напиши. Я жду твоего ответа. Я его очень жду".
вы писали кому-нибудь такие письма?
Мама родная во истину надо иметь восточное спокойствие или здоровый сон
Это просто адовый синематограф с несомненно имеющимися мыслями и болью
Но он просто всю душу вымотает пока дело дойдет до конца
Это явно не то кино которое пересмотришь хоть разззз
"Любовное настроение" в этом фильме вполне ловится. Главный герой невероятно положителен и симпатичен. Закадровый голос, да и собственно все истории им рассказанные - вполне лёгкие, а иногда и интригующие. Набор возлюбленных этого ловеласа тоже интересен. Музыка? Она также надоесть не успела, тем более в саундтреке встречается и оперный и латиноамериканский мотив. А что не убедило? Это мнимая футуристичность. История про год 2046, и отсыл про поезд 2046, явно сыроваты. Если уж ты залезаешь в футуризм, то будь любезен его раскрыть, показать, обосновать! А в данном же случае, вполне можно было обойтись и без подобного нагромождения. Ведь всё равно бы получилось душевно.
Красивый фильм на добрую четвёрку. Состоит из плавно переплетающихся событий прошлого, настоящего и фантазий автора, воплощённых в романе, который он ваял.
По сути, то, что хотел донести создатель фильма, можно описать одной фразой главного героя: главное в любви - угадать со временем. Плохо, когда встречаешь своего человека слишком рано или слишком поздно.
Так и пробегал несчастный журналист между своим прошлым и настоящим, между близкими женщинами, между родственными душами. Грустно...
Фильм Гонконгского режиссера Вонга Кар-Вая (Wong Kar-Wai) вышел в свет в 2004 году. Я же посмотрел его только сейчас, в 2021. Что ж, 17 лет – хороший возраст!
В своем исполнении фильм прекрасен – визуальный ряд, неоновый нуар, построение кадра, невероятной красоты актрисы, очаровывающий главный герой – мужчина, музыкальное сопровождение, правда, порой навязчиво-однообразное, но все равно превосходное. Все на своих местах.
Построение кадра – предельно чувственное, четко выверенное: и когда мы видим бедро в прозрачном черном платье идущей женщины, только бедро и платье, которое, то натягивается, то расслабляется от шага и за ним белая кожа ног, и все это в движении, именно так и не иначе, не сидя, не стоя, а только в движении; и когда мы смотрим на героев через проем окна или двери; и постоянные крупные, даже крупнейшие планы – рука, половина лица в половине кадра; в принципе, половина кадра – когда действие происходит лишь на части экрана, а другая заполнена тенями и сумраком; обрезанное по голову тело с центром – рукой, держащей карточку с телефоном; лица – в узком пространстве заслоняющих их размытых других лиц; половина тела – любая, какую вы можете представить; ноги в туфлях на каблуках, только туфли, и почти только каблуки; вывеска на 2/3 экрана и герой в оставшейся части; съемка из-за двери, сквозь щель в двери, из-за затылка, со спины, сквозь стекло; тесные пространства, с вжатыми в стену, в кровать, в пол людьми; действие, происходящее в части отражения зеркала; только руки; съемка сверху, практически вертикально вниз; не прямой, а повернутый кадр; размытый передний план, с героем на заднем. При этом в кадре нет геометрии, нет рифмы, он сделан слишком с близкого расстояния, он слишком интимен, чтобы нести в себе еще какие-то смыслы. И даже небо снято так, что в нем нет глубины, в нем интимность и близость. Цвета – все комплементарные или монохромные, все приглушенные, такие, какими мы бы хотели их воспринимать, думая о 60-х годах, в которых и происходит действие фильма. Музыка – латиноамериканская, кубинская, оперная – восторженная или безудержная, при общей меланхоличности повествования живет сама по себе, неся отдельную составляющую чувственного восприятия, иногда диссонируя с повествованием, иногда слишком надоедливая. Время – его как будто и нет. 1 час, 10 часов, 100 часов, 1000 часов – сменяются надписи на экране. Но ничего не меняется. В жизни героев происходят какие-то лишь внутренние изменения, внешне все остается ровно таким же, каким оно было до этого. Перепрыгивание во времени – от настоящего к прошлому, от прошлого к будущему, к еще более раннему прошлому и опять к настоящему, но это тоже не меняет ничего, не привносит ни понимания, ни нового смысла. Герои лишь все больше убеждаются в своем. Укореняются в состоянии все большего принятия своего положения. Все это приводит их к состоянию, которое проще всего описать словом – смирение. Череда событий, которые случаются, в которых герои не могут принять участия, как бы они этого не хотели и даже страстно желали, но для них всегда находятся обстоятельства, которые, по их мнению, не позволяют им повлиять на эти события, направить их в ту сторону, в которую они так хотят. Вместо этого они лишь наблюдатели за чередой своих собственных жизненных событий. Хотя обстоятельства, которые мешают героям, на самом деле не являются препятствием, они лишь иллюзия, обусловленная настроем на принятие своей судьбы, предельным фатализмом, которым они проникнуты. Но достаточно, всего-навсего, сделать шаг, произвести действие – уехать в Японию от отца к возлюбленному (6 лет до этого, не решаясь этого сделать) или уехать в Гонконг вместе, забыв о прошлом; поехать в Сингапур вместе с новой девушкой, и не вспоминать прошлых, забыть их – и одну, и вторую, и третью и эту тоже, потом, когда она станет четвертой. Это ведь так просто – сделать действие, реальное действие – изменить пространство вокруг себя, переместившись в другую точку мира, а не мнимое действие – выбрать карту, в заведомо шулерской игре, где результат известен и обречен и, как бы, не зависит от тебя, ведь он подтасован другим человеком, на которого ты не в силах повлиять. Взаимодействие отсутствует в принципе. Есть лишь мимолетные касания, и страдания, ощущаемые через годы, при осознании, что касания были мимолетны, а взаимодействия не было. Герои находятся в коконе своих предрассудков, которые для них составляют весь их мир. И изнутри этого кокона она все видят искаженным, частичным, фрагментарным, заслоненным – как те кадры, из которых состоит сам фильм. Жизнь – это узкий просвет между беспредельным вчера, которое невозможно изменить и полнейшей пустотой впереди, из которой нечего строить, ведь что можно построить из ничего? И можно было бы сказать, что Кар-Вай настолько мудрый и тонкий режиссер, что показывает нам эту обреченную жизнь героев в назидание – не делайте так! Но этот просвет, который он рисует, весь настолько наполнен невероятной красотой и сладкой, сладострастной меланхолией, что мысль эта вызывает огромное сомнение.
Для героев любовь это предельно случайный шанс, который не может выпасть в принципе – это даже не шанс в казино, это шанс, что во всех казино мира одновременно выпадет одна и та же комбинация. Совпасть должно все, все обстоятельства жизненного пути двух людей должны придти в соответствие, чтобы любовь могла произойти, свершиться. И так как они встречаются не «белыми листами», а «досками» уже исписанными жизнью, шансов на такое совпадение нет. При этом чем больше исписана доска, чем старше человек, так все меньше и меньше этот исчезающий шанс. Столько всего он уже несет в себе, что отбросить это он не в состоянии. И в этом и есть предельный фатализм Кар-Вая – ничего нельзя изменить, а все хорошее уже было в прошлом. «Пока пион цветёт, он тянется вверх, а потом опадает, так ничего и не сказав» - в заключительной части фильма эта фраза появляется в виде надписи в отдельном кадре. Что должна значить эта фраза? Судьба пиона зацвести и судьба пиона опасть. Нет никаких других вариантов. И также в любви – любовь есть, она происходит, но ее судьба быть несчастной.
"В месте и времени встречаются двое", которые должны абсолютно точно синхронизироваться - со своим уникальным опытом, состоянием души. И как раз они никогда не совпадают, всегда либо любит один, либо другой. И никогда вместе - из-за разных причин, и внутренних как у главного героя и внешних как у дочери хозяина гостиницы. Но "честность" главного героя в том, что он не пытается заставить себя любить или сделать что-то ради любящей его женщины, он "честно" признаётся в том, что он их не любит. Поэтому, что для Кар-Вая вообще есть любовь? И что есть вера в любовь? Это то, что должно совпасть. Пион цветет тогда, когда он цветет, его невозможно заставить цвести раньше или позже, а когда он отцвел невозможно вернуть его цветение – оно прошло безвозвратно и остаются лишь воспоминания о его цветении.
На самом же деле человек сам управляет своей жизнью, и дело не в любви, а в отсутствии веры в любовь, в необходимости отсутствия веры. Когда нет веры, есть свобода. Свобода знать, что все возможно. Роза не пахнет в соседней комнате, потому что пахнуть это то, что происходит, когда ее нюхают. И пока нет того кто ее нюхает, то нет и запаха. И так и есть с любовью - ты сам решаешь, ты сам управляешь своей жизнью и даже теми химически процессами, которые с ней связаны. Человек испытывает боль, но человек не испытывает любовь. Любовь не внешнее состояние, а внутреннее. Любовь как страдание, ты сам выбираешь страдать или нет, ты сам выбираешь любить или нет. Есть боль, и есть чувства, боль и есть чувство - чувство боли. Боль проходит и уходит, боль это "способность тел", ты не можешь избежать боли держа руку над пламенем. Но страдать из-за этого в дальнейшем, когда ты уже не держишь ее – это твой выбор. Точно также наслаждение. Наслаждение приходит и уходит. Задействуются какие-то рецепторы, производится дофамин, и ты испытываешь наслаждение. Чувства приходят и уходят, например увлечение, очарование, влюбленность. Любовь же это болезненное чувство, любовь это страдание. Любовь между взрослыми людьми всегда обусловлена - желанием получить внимание, ответное действие и т.д. Любовь к ребенку почти всегда безусловна, потому что ты точно знаешь, что ждать нечего и значит – как можно из-за этого переживать? Как можно страдать из-за этого? Хотя многие страдают... Потом... Любовь ребенка предельно эгоистична и тоже безусловна, он полностью уверен, что его любят, и любит в ответ без сомнений и обусловленностей.
"Упущенный момент нельзя возвратить, он навсегда остаётся в воспоминаниях", он становится воспоминанием об упущенном моменте. Тем, что не привело к действию, а значит, не произошло. И можно страдать по этому поводу, и даже наслаждаться и смаковать это страдание, что и делает Кар-Вай, а можно не страдать. Этот выбор за тобой.
То, что произошло невозможно изменить. Но вместе с тем что произошло, есть еще и целая бесконечность того, что не произошло. В прошлом было возможно все – это философия Кар-Вая. В будущем нет ничего. "И мы никогда не знаем что потеряли" – Oxxxymiron. Но это перевернутый на голову мир. На самом деле все совершенно наоборот. Будущее происходит здесь и сейчас, а прошлое прошло – его больше нет. А значит, что и нет его власти. В эту секунды наши действия создают будущее, которое становится прошлым. Т.е. мы, каждый человек, определяем свою жизнь прямо в эту секунду. А в эту секунду человек властелин себя и своих поступков. Он волен поступать в эту секунду, прямо сейчас, так как он пожелает. И достаточно просто сделать шаг, произвести действие и ты сам изменишь свое будущее, и оно станет прошлым. Т.е. ты сам определяешь свое прошлое прямо здесь и сейчас. И ты волен стать каким угодно человеком в эту самую секунду.
У Кар-Вая пион пахнет всегда, даже когда он давно опал, даже когда прошло много лет. И это странно и дико. Нет уже никакого пиона, но страдания остаются, остаётся любовь. Но любовь это не сам пион, а лишь его запах, она возможна лишь во взаимодействии, она не случается, случаются чувства. Любовь как все, что протянулось во времени это мысль, а мыслью возможно управлять. И на самом деле за мыслью приходят чувства. Мысль «меня никто не любит» – рождает чувство тоски и безысходности. Мысль «а, правда ли меня никто не любит? И никогда не любил? Не было ли ни одного момента, когда меня кто-то любил?» – рождает чувство радости и умиротворения.
Мысль «любовь прошла» – рождает чувство тоски. Мысль «любовь прошла, но будет ещё» – рождает чувство радости и надежды.
А смакование тоски, в какие бы нуарно-неоновые тона она не была облечена, это каннибализм и самоедство. И наслаждение от этого болезненно и деструктивно для самого человека и для тех, кто его окружает. Оно безнадежно. А это ложь.
Формально «2046» сложен о том, как мужчинка, ухмылистыми усиками неумолимо напоминающий Кларка Гейбла, перебирает свои десять или пятнадцать или двадцать женщин, положенных ему за жизненный цикл суммой математических теорий. Сколько юбок – столько и граней страсти. А та, единственная, конечно, не проявила взаимности.
С другой стороны, рассказывается об немудреном в общем-то так, что часа два не понимаешь банальности сюжета и предсказуемости ожидаемого на следующее рождество. Рассказ долгий и многословный, вернее, многоэтапный, – хотя картинка выглядит несложно и глазу чаще всего приятна.
Но хребет фильма, его главное послание – это то, что говорит голос за кадром. Мысль была даже, что прочитать бы его слова, медленно и неоднократно. Ничего шокирующего, «про жизнь», но сложена закадровая партия лучше всех. Видеоряд ее лишь поддерживает, иллюстрирует – в одиночку не выживает. Получается фильм умный, но без однозначного вывода или даже направления на него. Слишком о многом, обо всём попытался сказать Кар Вай – а получилось обо всем, но слишком понемногу. Четыре звездочки.
Поразительно, как постороннему чужому человеку удается снять такую интимную вещь! Откуда режиссер из Гонконга может знать, что именно надо показать зрителю, чтобы вызвать у него такой поток эйфорической меланхолии. Смена картинок со скоростью 24 штуки в секунду, а в результате абсолютно наркотические ощущения.
Объяснить это можно только тем, что Кар Вай разработал какую-то особенную формулу. Универсальный рецепт, действующий на любого человека, во всех точках земного шара.
В карваевской формуле нет ничего лишнего – ни одна сигарета не выкурена просто так. Просчитано каждое прикосновение, взгляд, ширина, на которую будет раскрыт глаз у актера. Даже количество капель в дожде - как будто вычислено по этой формуле.
И вроде как всю жизнь ты считал себя не особо впечатлительным человеком, а выходишь из зала с напряженной диафрагмой. В голове воспоминания и переживания разбухли и пульсируют, набухшие под бесконечными карваевскими ливнями.
Мне кажется, главное в этом фильме - созерцание! Это не сюжет - а передача эмоций и настроения, что Кар Ваю удается на 5+. Светотени, цвет, звук, музыка (). Слайд-шоу. Кукольные лица "живых" актрис с человеческими переживаниями и, как параллель, роботы со слезой на щеке. Опять же все весьма относительно...
Кстати, кто-то упомянул схожесть главного героя с Кларком Гейблом, действительно есть такая тема, эдакий галантный мерзавец :) И еще мне почему-то вспомнилась незаменимая Одри Хепберн из Завтрак у Тифани. Однозначно, что именно ее образ был одной из главных составляющих второй героини (на мой взгляд самой красивой из всех).
Обилие постельных сцен тут тоже к месту. Секс - как душевное переживание одной из героинь, как отчаяние и последняя стадия самоунижения себя перед незаслуживающим ее мужчиной. Всепоглощающая женская жертвенность, блин, мать ее! Он все понимает, но уже не может ничего изменить, прошлое не отпускает, вот к чему поезд и зеркальная проекция проводницы. Только в последнем случае местами они поменялись.
Отвлеченно порадовала тема ножек и туфелек: Забавно: Кар Вай, оказывается, фетишист еще похлеще нашего Пушкина :))
Мне понравилось. Жаль, не досмотрела первую часть, о которой все гудят на Афише. Приду домой, отыщу этот старый диск и пересмотрю :)
ох, трудно что-то написать по поводу этого кино, его надо просто смотреть и слушать, наслаждаться кадрами.
не сказал бы, что 2046 сильно проигрывает или вообще проигрывает Любовному Настроению, я эти фильмы воспринял по-разному и каждый нравится чем-то своим. 2046 просто унес в свою непонятную атмосферу ретро и фантастического будущего. эти переплетения нескольких сюжетов, какой-то упорядоченный хаос получился, совершенно непохожий на тот мир из Любовного Настроения.
очень красивое кино.
Ужасно идеальный фильм. Сюжет + картинка + звук: придраться не к чему.
Вонг - несомненный мастер своего дела. Мне особенно приятно было смотреть именно на картинку: каждый кадр фильма - готовая фотография.
Я заметил, что Кар Вай очень любит лампочки. Все — в левом верхнем углу. Горящие, выключенные, с абажурами и без, но лампочки! И вообще, очень много всяких мелочей, которые делают композицию более интересной.
В сюжете удивительно точно отобраны ключевые моменты в отношениях между людьми. Те самые, которые мы запоминаем и храним всю жизнь. В момент, когда мы их переживаем, они не кажутся нам столь важными. Их ценность проявляется только по прошествии времени, когда утраченное уже не вернуть.
Если кто ещё не сходил, сходите. Правда, когда фильм хвалят, впечатление портится, но что уж тут поделаешь?
Завораживает даже не особость фильма, его гламурность, красота кадров. Завораживает идея о неживых женщинах, вечный поезд, бесконечно повторяемые слова про люд ей, у которых есть секреты, бесконечно повторяемая музыка и абсолютное отсутствие сюжета.
Фильм завораживает и с середины воспринимается как мантра или как картина, около которой хочется стоять часами и часами рассматривать увлекательные мельчайшие детали, обладающие какой-то притягательной красотой.
Я думаю, что ценность этот фильм составляет только для тех, кто склонен ходить в кино на имя режиссера, а потом бросаться этими именами, названиями во время посиделок с такими же эстетствующими интеллектуалами от кино.
Скажу честно: "любовное настроение" при всей своей плавности и медлительности обладало именно потрясающим настроением, по-настоящему любовным. Но 2046 недаром не оценили на каннском фестивале: переснимать один и тот же сюжет, перепевать его на разные лады много раз подряд - как рассказывать бородатый анекдот: даже если когда-то было смешно, то при многократном повторе начинает мутить. Этому фильму я ставлю 3 - только за Чжан Цзы, которая столь красива, что невозможно оторвать от нее глаз.
Вонг Кар Вай для модных синефилов то же, что и Ким Ки Дук и др. Восток был некоторое время назад в моде и сказать о том, что ты смотришь китайское, корейское кино - значит, продемонстрировать свою индивидуальность. Правда, как писал Кундера, если вы говорите, что ненавидите горячую воду, сидя в бане, то как бы отделяете себя от тех, кто любит горячую воду, но забываете, что примерно 50% думают как вы.
«Пока высыхают слёзы, проходят дни шальной жизни, когда падшие ангелы по-прежнему счастливы вместе в чунцинском экспресс-кафе, ощущая любовное настроение, а прах времени ещё не коснулся их…»
Мне кажется близким к истине такое высказывание, как поэтическое описание сюжета фильма, собравшее в себе почти все названия предыдущих лент режиссера. Довольно тонкая и хитрая рецензия, ведь название всегда таит в себе суть написанного, или, в данном случае, показанного. Новый, а на сегодняшний день, последний, фильм китайского режиссера – это квинтэссенция всей его работы. Посмотрев хотя бы один фильм Кар-Вая, а потом мельком увидеть кадр из «2046», нельзя ошибиться – стиль режиссера узнаваем.
Для меня фильм не имеет сюжета. Сюжет, слово, которое воспринимается, как законченная история, линия, у которой есть начало и конец. В этом фильме много линий, много сюжетов, много историй. У одних есть конец, у других есть начало, у третьих лишь развитие. Это фильм-наваждение. Кадр, наполненный дымом сигаре, похож на сон. «Сон способствует переработке и хранению информации. Сон облегчает закрепление изученного материала, сон реализует подсознательные модели ожидаемых событий». Во сне нуждается человек для того, чтобы решать проблемы прошедшего дня. Это время суток, когда можно получить ответы, а на утро забыть. «Я пью. Я засыпаю. Я забываю».
Вспоминая фильм «Любовное настроение» можно сказать, что в нем многое осталось за кадром непонятым, однако сюжет был ясен. В его основу легла история о любви. Да, со своим исключительным подходом к съемке, неясностью и недосказанностью, получилась лента, но зритель ушел из зала с возможностью сказать об этом фильме – «Мелодрама в шикарном, неповторимом обрамлении». Что может сказать зритель, посмотрев фильм, о котором веду речь я? Этот фильм тайна для зрителя. Он ее вроде бы видит, но это не значит, что он ее понимает. Человек в зале играет роль дерева, в дупло которого рассказан секрет. То, что он является носителем этого секрета, не означает, что он его знает. По моему мнению, именно так выглядит суть – смутная и завуалированная, несмотря на то, что лежит она перед глазами.
Тем не менее. Первоначально фильм задумывался, как продолжение «Любовного настроения». Повествование идет в период после расставания с той ускользнувшей Су Ли- Джень, замужней соседкой, с которой главного героя охватывает настроение любить. На протяжении всего этого рассказа, «2046», главный герой пытается понять, что было между ним и той женщиной, «Любила ли она меня?» - задается вопросом герой через весь фильм. И этот вопрос отражается эхом в каждой вплетенной истории. И каждая эта новая нитка в вязи – лишь перевернутое отображение переживаний, мыслей и прошлого героя.
Существует несколько реальностей. Есть обычное время, где герой-писатель прожигает жизнь, гоняясь за видениями из прошлого. Есть экранизация романа «2047», написанного «в шутку» этим писателем. И кроме таких явных разделений по времени, присутствует и разделение на помещения. Это не просто смена интерьера. Это смена настроений. В комнате 2046 мистер Чоу покупает любовь, а в комнате 2047 и 1 час спустя, и 10, и 100 часов спустя он пишет роман, задавая риторические вопросы. Так же есть разные кафе, рестораны, где не напрямую обесцвечивается светское течение жизни. Пространство заднего сидения автомобиля, всегда в рапиде и черно-белом варианте. Крыша отеля, где с сигаретой, или просто в ветре герои выплескивают свое чувство одиночества. На это место мы можем смотреть лишь издалека, а если присутствует речь, то она закрыта для наших ушей. Коридоры, плохо освещенные улицы, и область около телефона. Сколько помещений, столько граней в характерах героев. Это придает сдержанному в чувствах стилю китайского кинематографа ноты экспрессивности.
Он пишет роман о будущем. А выходит, что о прошлом. Люди в его романе садятся на поезд, который везет в будущее, в котором «ничего не меняется», и получается так, что они никуда не уезжают. Что это? Погоня за прошлым, или наоборот побег из него? Он хочет написать роман о каком-то ином человеке, (мы даже видим другого актера в изображении героя романа), но все женщины романа – это женщины из его прошлого, и получается так – он пишет о себе.
Можно предположить, что каждая реплика в почти немом фильме была отобрана специально, дабы подчеркнуть желание героя вернуть прошлое. «Почему все не может быть как раньше?» - восклицает героиня Чжан Цзыи. Этот вопрос кричит и в нем. Есть просьбы «поедем со мной», есть много вопросов, но все это повисает в воздухе и со временем растворяется в дыме бесконечных сигарет. Ответа нет, ибо прошлого не вернуть. А «все воспоминания омыты слезами». То, что было, оно было, и было прекрасно в тот момент, когда было. «С любовью надо угадать вовремя — плохо, когда она приходит слишком рано или слишком поздно. Живи я в другое время или в другом месте у моей истории мог быть совсем другой конец».
Название фильма в идейном смысле трактуется, как значимый номер комнаты в отеле. Комнаты, где проживают женщины, в которых главной герой пытается найти и вновь почувствовать отголоски прошлого. Кроме этого - «2046 – год, когда Гонконг полностью перейдёт под юрисдикцию континентального Китая». Политические подтексты есть и в кадрах фильма, когда в красочное течение истории режиссер ввязывая черно-белые эпизоды из документальной хроники.
Каждый кадр фильма – это «готовые шедевры изобразительного искусства». Возьмем любой. Сцена разговора, после которого последует расставание, дочери отеля с юношей из Японии. Композиция кадра – портрет мужчины, который расположен с краю. Остальное место – пустота. Здесь эта пустота состоит из бликов на зеркальной поверхности, если не ошибаюсь, дверей. «Фон создает впечатление бестелесных форм, которые как бы парят в пустоте». Самое основное здесь, что является одним из главных в эстетике этого фильма – цвет. Объем кадра-картины достигается с помощью цвета. Цвет богат только лишь наличием оттенков, а преобладающих цветов несколько – черный, красный, зеленый и изредка, но ярко появляющиеся – охра и индиго. Даже в футуристических эпизодах этой ленты, наличие цветов строго сохранено, лишь оттенки становится светлее, или темнее, или нереальнее – неоновый свет. Это похоже на живопись Хэй-цзуна, которая отличается колоритными красками – «яркие, как драгоценные камни цвета и тончайшие линии, здесь выделяется каждая складка».
Черная перчатка Лулу на бело-зеленом белье в номере, или серебряное платье Бэй Линг в темноте коридора, красное платье Ванг Джин-Вен на зеленых стенах отеля. Каждый кадр можно сделать примером, ведь просто-напросто, на этом принципе построена вся картина.
В кадре мы почти ни разу не видим героев в полный рост. И камера никогда не дает нам лица сразу. К примеру, дочь владельца отеля появляется в фильме сначала через долгий кадр, в котором мы видим только ее ноги, в черных туфлях, которые как бы озвучивают ее диалог «сама с собой». Потом мы видим ее от груди до талии, обращая внимание на пластику рук, которые, так же как, и ноги, «разговаривают». И только после этого нам, наконец показано лицо, но опять же, не напрямую, а через отражение в зеркале. Такой же прием мы увидим, когда появится красавица Бэй Линг. В рапиде, с разных ракурсов, с затылка в элегантной прическе, руки, прогиб спины, портрет через зеркало. Камера субъективна, так, подсматривая через щель, герой Тони Люна видит эту женщину, заостряя внимание на каких-то особых чертах ее тела, ее движений.
Когда главный герой разговаривает по телефону, мы не видим его лица. Частое для этого фильма. Какие-то части тела будто бы неаккуратно срезаны. Когда в комнате Бэй Линг диалог ее и его нам показывают через зеркало, это зеркало оказывается со скошенной гранью, что отрезает нам вид. А ведь камера никуда не двигается, и мы можем наблюдать только то, что доступно через это неровное зеркало. Кажется, что это небрежность. Однако, не только тонкость картины в этой «небрежности», но и все тот же прием, опускание неважного. Подчеркну, неважное – для героев, не для зрителя. Оно должно быть подчеркнуто, что и сделано у Кар-Вая.
Зарисовки поезда, уносящего людей в будущее, напоминают стиль анимационных фильмов Миядзаки. К слову, у этого режиссера в «Унесенные призраками» есть тема поезда, в который попадает главная героиня. Этот поезд бесшумно едет, прокладывая пусть через безмерный океан, в него садятся люди-тени, которых мы большим не увидим, «они растворяются в тумане очередной остановки». Обратного пути у этого поезда нет. На мой взгляд, идеи обоих режиссеров переплетаются, и не только в линиях картинки, но и в заложенном смысле.
Филигранность, с которой выверен каждый предмет в кадре, напоминает картины, написанные в одном из двух стилей китайской живописи – «гун би» (прилежная кисть). Если присмотреться, то можно увидеть каждую линию в кадре – в складках одежды, изгибах тела. В картинах европейских художников можно совсем не увидеть линию. Линии – еще одна отличительная черта китайской живописи. «Сделав обрисовку, художник закрашивает рисунок яркими минеральными красками, которые придают картине красочность и выразительность».
Музыка фильма настолько разнообразна, что так же достойна пристального внимания. Как и в «Любовном настроении», музыка не китайская традиционная. Жизненная драма сопровождается звуковыми дорожками Ксавьера Кугата в безмятежном латиноамериканском стиле. А одинокие вечера в канун Рождества наполнены песнями Нэта Кинга. Словно в этой подборке музыкального оформления есть тот же принцип контрастов, как и в живописи. Через поверхностные, недалекие, просто обычные «веселенькие» мелодии постигается жестокость и циничность. Между тем, композиции японского музыканта Шигеру пронизывают. Скрипки и виолончели безжалостно режут по венам в настроении фильма.
В фильме есть много сцен, с музыкальным аккомпанементом, но они чаще всего удивляют тем, что с окончанием музыки не кончается сцена. Кадр живет не только в музыке, он живет сам по себе в тишине послезвучия. Эти двадцать секунд после окончания музыкального track говорят больше в силу сопоставления тишины и наполненности звуками.
Так же, у фильма есть дыхание и постоянные голоса. К примеру, кадр почти пуст, только невероятные тени и слияние красок, а до наших ушей доносятся невнятные голоса и вздохи, с эффектом эха. Возникает ощущение, что режиссер помещает нас в какой-то мир теней и голосов прошлого. Дыхание женщин в любовных утехах. Шепот давних секретов в дупла деревьев. Коридоры воспоминаний. И ощущения этого приходят к нам не только благодаря сменяющимся картинкам, но и благодаря безупречно выстроенным звуковым линиям.
Наверное, нужно очень сильно любить мужчин, чтобы понять ту боль, которую они иногда испытывают и о которой, конечно, никогда не говорят. Вернее, теперь получается, что говорят. Через свои фильмы. Была глубоко потрясена, даже шокирована таким обнажением мужской боли - может, оттого, что воприняла все через призму своего отношения к мужчине, которого когда-то знала. Фильм ОЧЕНЬ личный. Интеллектуалы от кино будут говорить, что Кар Вай - гений. И будут правы. Любители красоты в кадре будут говорить, что каждый кадр - шедевр. И тоже будут правы. Злопыхатели будут говорить, что "где-то я это уже видел". При этом все будут считать своим долгом сравнить 2046 с Любовным настроением и Дикими днями. И будут не правы. Мало кто по-настоящему поймет этот фильм, а чтобы его с чем-то сравнивать, нужно сначала именно понять и почувствовать.
Всем, знающим, кто такой Вонг Кар Вай - обязательно посмотрите. Вполне возможно, у вас так же, как у меня, сожмется сердце - нет даже сил плакать. Теперь я точно знаю, что автор - Мужчина.
Фильм смотрится на одном дыхании, словно ты тоже вместе с героями движешься в том же поезде, пытаясь угнаться за тенью любви. Харизма актёров. Красивая музыка. Искрен ность. Эмоциональность женщины и невозмутимость мужчины. Противоречие - вот что делает фильм таким трогательным и неравнодушным. Ради чего жить, если уже никогда не суждено поймать Её. Каково жить зная, что ты не догонишь Её, что ты мотаешься между будущим и прошлым, потому что в настоящем уже ничего нет.
=2046: соната для сердца и лезвия=
Do you know what people did in the old days when they had secrets they didn't want to share?
They'd climb a moutain, find a tree, carve a hole in it, whisper the secret into the hole and cover it up with mud. That way, nobody else would ever learn the secret.
А потом пришло новое время, потом была новая каллиграфия, новые прикосновения, и секреты уже не хранили ни скалы, ни водная гладь, ни задумчивые стволы деревьев. Люди стали беременны тайнами и постигли сквозь них первую, самую главную тайну - преходящесть свою, и шаркающей походкой ворвалась в их мысли и жизни Красная Чума, неизбывная грусть. 2046 - фильм о том, как выглядит мир молодых и не только, без религий, прикрас, идеологий и смысла.
Очень красивый и яркий, захватывающий и абсолютно пустой. Каждый нарцисс, что корсится от боли в груди - единственно неиллюзорном отчаянии - украдкой поглядывает на себя в зеркало, точно как юный зритель на киноэкран, где, по сути, развёртывается временная стрела его жизни, чуть опоэтизированная и подзвученная. Когда пион цветет, он тянется вверх. А потом исчезает, не дав ответа.
И здесь уже, в общем, неважно, идёшь ты по Гонконгу зимой, зябло щурясь от лучиков солнца, или тёплый ветер московской ночи прорывается через форточку, пока сладковатый табачный дым уносится ввысь, очерчивая тонкий стан Останкинской телебашни, а глаза прикованы к телевизору, и ты знаешь, уверен, что где-то сзади во мраке сопит любимое существо, проявляясь красным и рыжим на саване тонкой постели.
Или то пруд в Екатерининском парке, где ощущая два тела как что-то одно, ты вытягиваешь к небу руку, рассматриваешь тонкую кисть в голубом обрамлении, думаешь о Пьеро Паоло Пазолини. А какая-то древняя смутная гадость внутри, навроде подземной безглазой рыбины, уже точно знает, что развалится то, что казалось единым целым, слипшимся дышащим четырьмя лёгкими симбионтом. Обнимая её уже знал что мы скоро расстанемся и скрипичное соло в конце звучало как многоточие.
Китайская живопись прежде всего ориентирована на пространство. Успешней всего она оперирует пустотой и тем плотным невидимым змеем Дао, пустотной волей, который расчесывает и раскрашивает газоны размеренной жизни. 2046 - фильм-пирог, фантазмический калейдоскоп ярких красок, текстур, вибрирующих волн величия статичной живописи. Игра оптикой, игра зеркал, чёрно-белый проезд двоих в автомобиле под симфонический мрамор мелодии.
Единственный шанс - в мембране, в линзе, позволяющей видеть город и участки забега-жизни освещёнными разным дыханием, теплотой разных тел и их срезов, сквозь глаза других женщин, других голосов, других комнат, когда ты всё же поднимаешь себя и идёшь по улицам, понимая, что глядишь на них как смотришь фильм о несостоявшейся революции за любовь.
Кто-то умер на баррикадах, иллюзорное время пускается вскачь, вновь пленяя игрой теней в платьях и смокингах, вновь оборачивающимися картинкой твоей родной смерти.
Скрывающийся в сигаретном дыме писатель-протагонист с наклеенной наглой улыбкой, из-под пальцев которого всё клубятся воспоминания о будущем, и просвечивающий сквозь него режиссер Вонг Кар-Вай в неизменных тёмных очках - они оба стремятся закутаться, замуроваться в тонкую зыбкую эссенцию человеческой памяти, женской памяти, родовой памяти - клубок светлой грусти и боли как бархатных светлых червей растворяется в мелком зерне, проецируя на экран бесконечный фильм о конечной любви.
И поезд, на котором уносится вдаль альтер-эго писателя в компании сломанной куклы, истощаемый своими секретами - он уносится в будущее, где ничего не меняется, согреваемый призрачным бредом, что после финальных титров скрипучие ноты коснутся растерявших весь пигмент колёс, за туннелем возникнет вдруг Дикий Запад, кто-то скажет ты никогда не думал, что стоишь на месте, а пейзаж вокруг - движется, и будет просто другой незапамятный сон, такой золотистый, такой простой.
p/s/ musick to (p)lay in the dark
Каждый кадр "2046" не только раскрашен, иллюминирован как крылья бабочки, он говорит с нами на горьком безалфавитном наречии музыки.
Завершается посреди сцены, оставляя героев висеть на ниточках под небесами города.
Оперная ария "Casta diva", этюды безжалостно утончённого Шигеру Умбаяши, фрагмент Збигнева Прейснера из "Короткого фильма об убийстве", несущаяся сквозь невыносимые утра "Dark Chariot", одна из последних работ придворного фассбиндеровского композитора Пьера Рабена.
И, как терновый венец этого великолепия - "Adagio" Secret Garden, сдирающая кожу и мясо с нервов, вновь нащупывает струны, вскрывает старые-высекает новые шрамы на сердце, и хочется слушать, дождаться пока последняя нота скрипки не умрёт на извиве обступающей пелены нерождённых и невыразимых слёз.
Everyone who goes to 2046 has the same intention, they want to recapture lost memories. Because in 2046 nothing ever changes. But, nobody knows if that is true or not because no-one has ever come back.
(Адам Тарот)
«2046» - неповторимая передача тончайших оттенков чувств от китайского режиссера Вонга Кар Вая. Стильность, фрагментарность, присущая только ему. Как и в «Любовном настроении», потрясающе красивые женщины и мимолетность потока жизни, на фоне которого рождаются или не рождаются чувства.
2046 - номер в отеле, номер поезда, год, название романа… Журналист Чу из Гонконга середины 60-х. Смысла в жизни не видит. Та, что любил, умерла - убили. Другая – почти проститутка, спит с ней, влюбляет, но не любит. Не хочет себя ей одалживать, не хочет быть с кем-либо связан. Еще одна - дочь хозяина отеля - любит одного японца, переписывается с ним. Чу помогает осуществлению секретной переписки. В девушке обнаруживается большой литературный талант, и она начинает помогать Чу в его журнально-литературной деятельности. Теперь влюблен, но это несвоевременные чувства. Пишет роман, фантастический, о ее взаимоотношениях с японцем. В итоге место японца в повествовании занимает сам. Он – молодой японец, едущий в 2046 год на поезде под номером 2046. За воспоминаниями, за чувством любви, ведь там все такое же. Влюблен в нее. Она – женщина-робот, которая все время молчит и никак на него не реагирует. Любит другого. Чу позже встретил женщину, похожую на убитую возлюбленную. Воспоминания не отпускают, поэтому и не может ни с кем построить отношения, поэтому жизнь получается такая вот какая-то… Одним словом, 2046. Как чувство жизни.
Невозможно найти слова... одобрения для данной картины. Мало того, что фильм абсолютно запутанный, непонятный, скучный, одноплановый, сюжет отсутствует напрочь. Быть может, человеку, сведущему в мире кинематографии, картина покажется интересной, важной и нужной, но для простых смертных это лишь попросту потраченное драгоценное время. Настойчиво НЕ советую.
Изысканная красота, модное ретро и загадочные расставания главного героя с многочисленными любовницами, такими разными, но всегда такими красивыми - не единственная причина, почему "2046" оставляет после просмотра чувство глубокого удовлетворения. Для меня самым впечатляющем в этом фильме было то, что хитросплетения в биографии героя, подпитанные отрывками из его фантастического романа, на самом деле разрешались просто. Даже исчезновение самой загадочной возлюбленной - шулера, носившей только одну черную перчатку, обнаруживает, в конечном счете, свою закономерность. Все кроется в главном герое, которого поначалу скрывают обилие женщин в фильме и внимание режиссера к ним. В целом, "2046" представляет добротное описание того, как один неглупый мужчина любил, терял и бросал - классическая литературная тема (недаром в фильме без романа не обошлось), да и сам фильм имеет все шансы стать классикой, хотя смотрится очень современно.
А добавить особо нечего, нужно смотреть, смотреть и смотреть. Очень красиво и печально. На самом деле он скорее не о любви, а об одиночестве. И если ждать и ду мать, что все впереди... жизнь только в настоящем, и она пройдет мимо как тень.
"2046" - просто лучший фильм за последнее время. Здесь есть всё - великолепная в своей простоте и невыдуманности актерская игра, отличное выстраивание кадра, не шаблонная музыка (китайское танго потрясает) - все то, по чему мы изголодались, смотря череду американских фильмов-клонов.
Конечно, это сугубо мужская искренняя история. Такой усталый взгляд из прошлого - понимание ошибок и безвольности поступков в прошлом... но - при отстуствии некоторой самоиронии. Женщинам из всего фильма остается только констатация невозможности ответить на извечный вопрос - "почему все не так, как хотелось бы" - все кроется во времени, а не в них.
И неважно, живете ли вы так же, как главный герой, или нет. Вы не уйдете прежним с фильма.
Как в песне - "owner of the lonely hearts"...
Фильм хороший, под настроение... но я не смог его досмотреть.
Кар Вай порой напоминает писателя Фицджеральда.. нежная тень его. А по сути - изящно загримированная пустота.
Ещё и стыдно было смотреть.. я путал лица актрис. С азиатским кино у мены такое бывает.
И сюжет вроде хороший.. но что то не то. В будущем 2046 г. сбываются наши воспоминания.
От туда не возвращаются..
И почему не сбывается будущее? Я бы уехал в 2046 год к милой Викушке. Навсегда.
Смотрел фильм и думал о ней и почему то о Леоне киллере, фильм. Как в тумане смотрел..в наушниках.