Детектив, Драма |
16+ |
Орсон Уэллс |
17 апреля 1941 |
1 час 59 минут |
Магнат Чарлз Фостер Кейн (Уэллс) уходит из жизни, сказав напоследок загадочное слово «rosebud». Пытаясь разгадать тайну розового бутона, честолюбивый журналист (Алланд) встречается с близкими и коллегами Кейна и расспрашивает их о деталях его запутанной биографии.
Если вам захочется вернуть утраченную веру в человечество, вспомните об этом: лучшим фильмом в истории кино считается не самый смешной, самый трогательный или самый страшный, а этот — вероятно, самый необъяснимый. Значит, люди еще способны не только чувствовать, но и думать. Что такое «Гражданин Кейн»? Не только язвительная сатира на медиабизнес и мир большого капитала. Не только пасквиль на «желтую» журналистику. Не только беспощадный анализ состояния общества довоенной Америки. Не только размышление о том, что власть может дать, а что неминуемо отнимет. Это фильм о том, что человек (любой человек) непостижим, как тот самый непереводимый rosebud — аналог прустовского печенья «Мадлен», аромат которого не переложить в слова или картинки. Будто трудно было отрыть в горе хлама санки с отгадкой, прежде чем их бросят в огонь. Но узнать словарный смысл слова, выяснить его этимологию — не значит понять. Этот ребус без решения, пазл с недостающими фрагментами, загадка на забытом языке — будоражащее, раздражающее, интригующее напоминание о главном: «Не сравнивай: живущий несравним». Несравним и необъясним не только гражданин Кейн, но и его создатель, снявший за свою жизнь с десяток шедевров, но так и не превзошедший своего дебюта.