К 80-летию пионера российского медиаискусства Константина Худякова FINEART GALLERY собрала созвездие его друзей – учителей, учеников, близких, единомышленников. Тех, кто вошел в орбиту мэтра, изменил траекторию его полета.
В этом круге притяжения есть нечто магическое и божественное, и в то же время очень человеческое. Как и в центральной, новой работе «Тайная вечеря», версия которой была представлена на 54-й Венецианской биеннале в 2011-м и стала откровением. Созданная в нескольких цифровых программах с помощью ультрахромной печати на холсте, картина изображает стол с излучающими свет ликами 12 апостолов. Это жестко выстроенная метафора последнего тайного ужина Иисуса Христа в кругу своих единомышленников. Каждый лик – в полиэтиленовом пакете с жидкостью, словно рыбка с птичьего рынка. И из своего личного пространства-вакуума-воды они ведут молчаливый разговор под Луной – о вечном. Произведение стало продолжением известного цикла художника «Предстояние/Deisis».
«В процессе подготовки проекта "Предстояние/Deisis" я перечитал кубометры апокрифов и не раз Библию, важнейший исторический, литературный, художественный памятник человечества. Это проект о высочайшем духе, который я разрабатывал четыре года. В дальнейшем несколько лет продолжалась интенсивная работа над проектом "Основной инстинкт", посвященным красоте женского тела, от которого я, честно говоря, порядком устал. Оказалось, что тема истории и проблем Веры, Христианства стала, наряду с некоторыми другими, постоянной на протяжении двадцати последующих лет. Когда ты думаешь о том, что и почему происходит с тобой и твоими близкими, то начинаешь верить, или во всяком случае убеждаться, в высоком "божественном промысле". У каждого в жизни свой путь. Своя судьба. Судьба свела меня с удивительными художниками. Притяжение к каждому из них началось с искреннего восхищения творчеством, которое вылилось в личные отношения», – говорит Константин Васильевич.
Так было с учителем Худякова Виталием Скобелевым, который, работая на кафедре живописи Московского архитектурного института и в Моспроекте-2, проводил инновационные опыты по методике использования цвета в архитектуре и задал экспериментальный вектор развития ученика. Скобелев писал в стиле метафизического реализма и мыслил масштабно – на основе его макета-идеи разработан и реализован проект здания СЭВ на Новом Арбате, которое сейчас собираются снести. Виталий Михайлович привел Худякова в группу «Двадцать московских художников», ставшую легендарной благодаря выставкам в подвалах Горкома художников-графиков на Малой Грузинской.
Так было с Сергеем Шаровым, который учился с Худяковым в МАРХИ, где они, как ни странно, мало пересекались, хотя присматривались друг к другу. Событием для Худякова стал визит Шарова, который специально пришел посмотреть его дипломную работу – макет Города будущего, который был построен из бумаги в институтской подсобке. Спустя несколько лет бывших студентов МАРХИ свела судьба в самом консервативном музее СССР – Музее Ленина, куда любителя конструктивизма и авангардной архитектуры назначили главным художником. Сергей Шаров, ставший главным художником Музея Маркса и Энгельса, пришел знакомиться с коллегой. Позже они объединились, чтобы основать с частью «Двадцатки» первую частную галерею в России – М’АРС. Со временем она выросла в центр современного искусства, сегодня заточенный под цифровой, медиа- и диджитал-арт.
Так было и с Александром Рукавишниковым, которого Худяков пригласил сделать скульптурную композицию из 150 фигур в одном из филиалов Музея Ленина, и этот опыт вылился в многолетнюю дружбу. Рукавишников тоже был одним из основателей М’АРСа – вместе с Андреем Костиным, Юрием Мироновым. С Евгением Семеновым и Юрием Купером Худяков познакомился позже, уже очарованный их творчеством.
Так было с давними подругами, постоянными участницами выставок в галерее М’АРС на Малой Филевской и ее невероятных вечеринок, Натальей Нестеровой, Татьяной Назаренко, Марией Элькониной, Ольгой Булгаковой. А продолжателем цифровых экспериментов Худякова стал его ученик Антон Батишев.
Искусство Константина Худякова – это, как определяет сам автор, «искусство глубокого погружения», «искусство высокого разрешения», «виртуальный реализм». Это выход в пограничные зоны между диджитал-технологиями и вечными вопросами классического искусства. «Созвездие» друзей Худякова тоже о пограничном – человеческого и божественного, видимого и незримого. Глубокое погружение в мир творческих личностей, которые заряжают друг друга светом искусства.
Как ни странно, почти все художники этого созвездия – академики Российской академии художеств.
Кураторы: Мария Москвичева, Марина Образцова.