Москва

Все отзывы о выставке «Марк Ротко: в неведомый мир»

Рецензия Афиши

?
Константин Агунович
761 отзыв, 766 оценок, рейтинг 1033
13 апреля 2010
Самый дорогостоящий художник из России, кстати, но кто ж вам считает

Учитывая эффектный финал биографии Ротко, одним прекрасным февральским днем 1970 года накидавшегося таблеток у себя в мастерской на Манхэттене и для верности еще и вскрывшего вены, заглавие «В неведомый мир» следует счесть, э-э, несколько двусмысленным. Завуалированное предложение и зри­телю прогуляться вместе с художником в указанном направлении приобретает в таком контексте характер шутки что-то очень уж макабрической; и до того не очень-то хотелось входить во всякие тонкости (несмотря на богатый бэкграунд, где экзистенциализм и ницшеанство, сюр и примитив, мифология и религия, эллины и иудеи, в итоге-то мы все равно получаем Ротко: нечто вроде рассло­ившейся суспензии или коктейля), а уж зная, чем может закончиться чересчур пристальное вглядывание в эту странную суггестивную живопись, становится за собственный рассудок даже и беспокойно: а ну как насмотришься на такое, а после и сам… того? Положим, для абстрактного экспрессиониста нью-йоркской школы несчастливый конец — дело обычное, почти обыденное, нечто вроде обязательной графы в паспорте (вспоминаются разбившийся в аварии Поллок, удавившийся Горки — кстати, учитель Ротко), ну так а зритель в чем тут виноват? А зритель предполагается как активнейший соучастник — со всеми вытекающими; «иконоборческие иконы» Ротко, на первый взгляд вроде бы абсолютно самодостаточные и равнодушные к факту присутствия-отсутствия публики, в действительности проектировались как мощный и весьма агрессивный ансамбль, с массой выверенных нюансов вроде развески отдельных картин (сантиметров тридцать от пола) или общего освещения в зале (по возможности слабого, так чтобы полотна казались постепенно проявляющимися на фоне стен; полностью всем экспозиционным требованиям художника за все время отвечало единст­венно его произведение, капелла при католическом университете в Хьюстоне). К концу 1940-х разделавшийся со всеми акциденциями и ненужностями типа сюжета или хотя бы просто предмета изображения, Ротко объявляет: «Меня интересует единственно выражение основных человеческих эмоций — траге­дии, экстаза, отчаяния и так далее. То, что многие люди вдруг теряются и раз­ражаются рыданиями перед моими картинами, означает, что я способен пере­давать эти основные человеческие эмоции. Если вас трогают только цветовые соотношения, вы упускаете суть», — ну а теперь мы и сами можем представить, чем могло закончиться привлечение такого автора, например, в качестве деко­ратора дорогущего ресторана Four Seasons в свежеотделанном Seagram Buil­ding (как раз эскизы росписей для Seagram составляют значительную часть из той дюжины Ротко, что прибывает в «Гараж»). Бывший левак, одно время чуть не коммунист, Ротко про себя поклялся сделать буржуям нечто такое, что «перебьет аппетит каждому сукину сыну, кто только будет есть здесь. Если ресторан откажется поместить мои росписи, это будет мне высший комплимент», — но заказчик отказываться от этой вишнево-красно-бурой депрессивной мазни и не думал, так что пришлось возвращать аванс без объяснений, с гордо поднятой головой уходя от расспросов: да что ж такое, мы же договорились, ну все ведь почти готово, ну как же так…

5
0
7
Ulrih
270 отзывов, 401 оценка, рейтинг 434
7 мая 2010

Маркус Ротко одновременно маг и шарлатан, прагматик и романтик, безумец и идеолог... Наверное, эта неоднозначность и притягивает...
Что там такое в недрах Витебских ландшафтов было заложено, чтобы разом вскормить основных художественных гениев двадцатого века, - большая загадка.
М.Ротко в полной мере хлебнул от этого витебского Грааля...
В безжизненных на первый взгляд цветных плоскостях Ротко таятся вполне объяснимые смыслы, и я бы рискнул сказать, сюжеты. Для меня Ротко вовсе не депрессивен, как это принято считать, скорее лиричен, созерцателен, в какой то степени уютен- не в смысле мещанства, но в значении дизайна. Солидарен с тем инкогнито, кто купил эти 13 работ и признателен ему за открытый доступ... Выставить Марка Ротко можно было бы с большей любовью, но даже и так - в темноте и при отсутствии какой-либо концепции показа можно и нужно смотреть.

1
0
7
ОЛЕГ ГУДКОВ
109 отзывов, 426 оценок, рейтинг 262
2 мая 2010

Очень рекомендую. Можно магнетически ощутить высокое притяжение бабла, которое символизирует каждая картина очень дорогого художника. Вы как будто попадаете в другое измерение, искривленное огромной денежной массой картин. Очень правильно выстроена атмосфера привлечением дополнительной охраны с двумя кардонами. При близком приближении к миллионным картинам включается сигнализация, как при осмотре дорогого и чужого Майбаха, и к Вам подбегает охранник с рацией. Правда организаторам можно было еще более, в соответствии с конценпцией, усилить охрану, и создать искусственную очередь для усиления эффекта.
P.S. Для большего эффекта стоит рассматривать картины на расстоянии вытянутой ноги в позе раком. Помимо мистического ощущения единства с еще нетронутой интеллектом природой, прослывете продвинутым истинным ценителем искусства.

3
0
9
Игорь Гринберг
79 отзывов, 98 оценок, рейтинг 139
17 мая 2010

У меня свой критерий в ощущении восприятия картин. Повесил бы я эти картины дома или нет? Будут ли они меня раздражать при каждодневном просмотре? Думаю, большую часть представленных работ я бы с собою взял и повесил бы дома. Что-то в них есть такое, что трудно объяснить. Как мне сказал один знакомый «они притягивают к себе». А все остальное для меня не важно. Не важно, что это Ротко. С эстетической точки зрения, я смотрю на картину. А потом на все остальное обращаю внимание. На технику нанесения красок, на соотношение цветов… Потом взгляд бросаю и на всякие мелочи… Какие работы написаны маслом, какие акрилом. Где висят эскизные работы (а тут их не больше половины). Даже любуюсь, как посетители смотрят на картины и на бирки, быстро пробегая от одной его работы к другой… Смешно. В очередной раз задаюсь вопросом, о доступности восприятия зрителем современного искусства. Выработать вкус и научиться отличать их от посредственных работ, вот над чем работает, в том числе и центр современной культуры «Гараж». И за это ей большое Спасибо!
Если говорить о Марке Ротко, то конечно, я знаком с его творчеством. И не первый раз вижу его картины в России. И все такое и не такое, что многие и не догадываются, почему он так притягателен для толстосумов, да и не только для них… Приходите и посмотрите на его работы, отключите свой Разум, посидите на скамейках (специально сделаны для этой выставки), дайте волю своим эмоциям, войдите в Мир неведомого… Только не губите картины!

2
0
7
Doctor D
115 отзывов, 197 оценок, рейтинг 135
25 апреля 2010

Да...Наиболее позитивное и энергетическое впечатление произвели два его полотна - №12/54г и №16/60г, остальные работы в основном депрессивного характера и находится с ними в одном пространстве непросто (похожее впечатление было и от других его работ в Tate), хотя работы интерьерные, но это не ковер, тяжелы по восприятию. Как говорил Савва Морозов - "пусть повисит картина, я к ней попробую привыкнуть". Здесь надо постараться, глядя на них как бы не закончить так же как М.Р. Но не дождетесь :-)!

0
0
5
Юлия Лейбович
46 отзывов, 221 оценка, рейтинг 87
24 мая 2010

Пришли мы в Гараж) купили билеты. встали в очередь в зал...там написано что количество людей в зале должно быть ограничено) очередь не долгая была,но все же. Пока стояли, мы думали что же нас ждет?! Войдя в зал мы были в неведомом ранее мире картин( 12 штук), в основном очень больших. На картинах изображены полосы и все!!! разные цвета...мы всячески пытались что же в этом искусство, но так и не поняли.
Недавно зашли в Макдак и там висели "картины Ротко")))) было весело.
В гараже есть еще выставки они более интересные, чем эти полосы!

1
0
3
Василиса Каменская
70 отзывов, 71 оценка, рейтинг 68
18 июля 2010

Ещё раз убеждаюсь в том, что основа всего, это грамотное позиционирование. Ведь заплатить 200 рублей за 12 "картин" меня простимулировала всемирно известная фамилия Ротко, но унылого цвета полосы на огромных холстах того не стоят. Не знаю, в каком неведомом мире пребывал Маркус Яковлевич, мир этот, судя по этим 12 работам, был явно депрессивным и безликим, чем и обуславливается, вероятно, безвременная кончина художника. Право слово, 6 пар глаз охранников на 2 смежных микрозала, наблюдающих за нами (мы были одни на выставке) не оправданная трата человеческих ресурсов. Картины больше смахивают на неудачные подмалёвки линейных абстракций, нежели на шедевры, которые нужно тщательно изучать и охранять.

0
0
5
Vitaliy
59 отзывов, 131 оценка, рейтинг 65
14 мая 2010

Ну Ротко..Ну Марк...ну сходили посмотрели.
Убей меня, не понимаю, чем тут восхищаться.
Возможно, когда это было сделано тогда и впервые, это и было переворачивающим миросознание актом творения, но с тех пор воды утекло.
Все эти идеи давно ушли в дизайн, развиты другими дизайнерами и художниками и ценность оригинала выражается только в количестве денег, которые стоят эти "полотна".
Полная хрень, не трогает ни душу, ни разум.

2
0
7
Поверхности Воды
25 отзывов, 83 оценки, рейтинг 50
7 августа 2010

--- Ротко --- небожитель, организаторам --- низкий поклон. ...но.совок, он ничем не победим. будет 20 Гаражей, кураторы, организаторы...--- и при этом рядом с огромными холстами Ротко будут крохотные, невидимые даже сверхвооруженным глазом,
таблички с названиями картин и к каждому первому входящему и естеств. тыкнувшемуся почитать, что же там нацарапано, посетителю будут подскакивать
четыре охранника на звук орущей сигнализации. пожалуйста, не подходите близко... ---
--- а написать покрупнее слабо? или огородить? или сделать так, чтоб сигнализация не срабатывала на каждого подходящего прочитать "что ж там написали"??? --- или это проверка на вшивость? --- чё тут читать, Ротко свои работы плчти не называет, а время --- и так понятно... тупо в общем. --- но всегда есть за что сказать спасибо --- скамеечки же есть. --- а могли бы и не поставить. --- правда под срабатывающую каждые две минуты сигнализацию расслабиться как-то не очень получилось... (((

0
0
7
DaDasha
25 отзывов, 36 оценок, рейтинг 28
24 апреля 2010

Выставка интересная, тут вот на свет ругаются, ходила вечером и при искуственном освещении всё было вполне смотрибельно.
Больше экспозиции понравилась экскурсовод Полина, когда она рассказывала о Ротко у неё горели глаза. Очень милая девочка

0
0
7
desordenado
14 отзывов, 96 оценок, рейтинг 20
29 апреля 2010

Хочу выразить своё мнение не по поводу творчества Ротко, который мне не близок, но интересен, а по поводу организации выставки. Приглушённый свет смотреть картины не мешал, я бы его и не назвал сильно приглушённым, а вот мешали бритые охранники, приставленные чуть ли не к каждой картине и откровенно вас рассматривающие (кто на выставку пришёл? - не понятно). Я понимаю, что стоимость этих 12 полотен переваливает за 300 миллионов долларов, но есть и более интеллигентные способы контролировать ситуацию. К тому же, энергетика этих полотен настолько высока, что помещать их в столь небольшое пространство (а некоторые из них достаточно велики, если не сказать - огромны) и с такой плотностью - это значит гасить её.

2
0
7
МЛ Дядя Миша
4 отзыва, 6 оценок, рейтинг 13
27 мая 2010

История Марка Ротко похожа на хронику путешествия. Терпкая эмигрантская "Одиссея". Открытия и разочарования. Благополучный, несмотря на самоубийство, финал: путешественник вернулся. Тринадцать полотен, развешанных в полутемном павильоне, как и все позднее творчество Ротко, включая «Капеллу» - масштабно и красочно документируют прибытие домой.

Надо сказать, что выставка в Гараже ставит перед Российским зрителем сложную задачу. Мы не видели Ротковских открытий, не были свидетелями блужданий. Нам сразу предлагают заключительную сцену в атмосфере приглушенного света и «ротковской темы» черно-серебристых, двустворчатых дверей, которые хочется приоткрыть.

Семья Ротко эмигрировала из Российской империи в США в 1913 году, когда Марку было десять лет. Отец умер через несколько месяцев после переезда. Они поселились в Портленде, штат Орегон, чьи окрестности должно быть похожи на пейзаж знакомый нам по Линчевскому «Твин Пикс». Марк учился в школе и работал на складе швейной фабрики, принадлежавшей его братьям.

В двадцать лет он перебрался на восточное побережье, в Нью-Йорк, и увлекся изобразительным искусством. Среди его учителей и влияний, мало что говорящие нам имена: Арчиль Горький, Макс Вебер, Милтон Эвери.

Ротко погрузился в художническую жизнь Нью-Йорка. Он активно полемизировал и теоретизировал, участвовал в выставках и творческих группах, писал художественные манифесты и даже книгу по теории искусства. При этом он не получил значительного (и уж тем более классического) художественного образования. Его высказывания об искусстве декларативны и спекулятивны. Он интересовался детским/примитивным искусством.

В творчестве двигался от фигуративного, хоть и не реалистического, изображения к абстракциям символического и сюрреалистического характера до тех пор, пока в конце 40х годов не открыл собственный стиль, характеризуемый всего двумя параметрами: цветом и размером. Стиль оказался новаторским и требовал объяснений и Ротко предложил их, в том числе прямо дидактического характера, указывающих как смотреть на его картины, как их развешивать, на каком расстоянии стоять зрителю и т.д.

Как ни стой перед картинами, огромные пятна цвета неизбежно физически воздействуют на глаза. Колбочки и палочки глазного дна переполняются и краски льются через край. Задняя доля головного мозга, отвечающая за переработку визуальных сигналов получает черно-фиолетово-оранжево-серый удар.

Не знаю, можно ли услышать музыку, если, скажем, засунуть голову в контрабас, но уверен, что дрожь от звука проймет до костей. Также действуют полотна Ротко. В этом и есть новаторство и его вклад в искусство живописи. Бесспорный вклад, пусть от него пахнет не масляной краской, а бихевиористскими опытами над крысами и лабораторией физиолога.

Инновации, ожидаемо, оказались возвращением к истокам. Подобно Одиссею, он прибыл домой, который в случае Ротко был "родом из детства", окруженного темными, грубо окрашенными полотнищами швейной фабрики в Орегоне или одежной лавки на еврейской улице в Двинске. Возможно, когда он раскрашивал свои холсты, он испытывал примерно тоже, что красильщик тканей чувствует, окуная и помешивая их в красильном чане, - удовлетворение от превращения серой материи в цветную.

В конце последнего рабочего дня он сел за дощатый стол. Руки – свекольно-красные по локти. Рубашка и фартук - бурые, впитавшие брызги и подтеки всех существующих в мастерской красок. Налил стакан виски. Выпил. Закурил, жадно затягиваясь, стараясь не касаться лица маркими пальцами. Выпустил длинную сизовато-желтую струю дыма. Проглотил несколько доз снотворного и вскрыл вены.

6
0
1
Irina Dr
2 отзыва, 2 оценки, рейтинг 6
24 апреля 2010

Ужасная выставка!
В смысле - прекрасный Ротко и ужасающая экспозиция.
Полутемный зал, к полотнам близко не подойти (срабатывает подвешенная над каждой картиной сигнализация-ревун). Так и смотришь - во тьме, зато под звук сирен.

Не хватало колючей проволоки и овчарок.
Ни в одном музее мира такого не видела.

2
0
7
tan'ushka
9 отзывов, 28 оценок, рейтинг 6
23 апреля 2010

Это надо видеть! Не слушайте никого, идите и смотрите сами!

Сначала, приглушеное освещение, хорошо просматриваемая экспозиция, крупный формат работ, их лаконичность, сочетание мрачных оттенков, а также знание определенных фактов биографии Ротко - поторопят Вас уйти с выставки - ведь все понятно - все у него было плохо.
Но, ведь на самом деле эти работы создавались каждая в отдельности, в разное время на фоне разных событий и разных переживаний. Поэтому все-таки постарайтесь задержаться у картин, а лучше у каждой из них, не анализировать, а просто постоять у нее, сначала можно подойти поближе, а потом отойти так, чтобы можно было видеть ее целиком... будто всматриваться в глубину, в бесконечность, иногда немного таинственную и пугающую, а чаще загадочную и теплую - тогда, становится невероятно хорошо!

Огромное спасибо организаторам за то, что можно это видеть и пережить понастоящему.

И зачем этот ореол "значимости"? Русский- нерусский, самый дорогой или нет, кто приобрел эти картины, - какое все это имеет значение?!

Никого не слушайте, просто смотрите сами!

Такое искусство к нам еще не привозили, поэтому этот мир нам пока и неведом... :)

1
0
7
Romik67
25 отзывов, 25 оценок, рейтинг 5
19 мая 2010

Картины Марка Ротко характерны прежде всего тем, что заставляют зрителя стать соучастником таинственного процесса формирования ауры (не люблю этого слова, но здесь оно, пожалуй, уместно) вокруг произведения искусства. На полотнах художник изображает нечто созвучное и понятное нам, или наоборот - в любом случае создается впечатление, что картины позволяют неким образом преображать себя в зависимости от нашего восприятия. Просто пройти и посмотреть - не срабатывает. Творческого всем времяпрепровождения. А сходить безусловно стоит, и хватит про деньги и стоимость полотен!!! Живопись деньгами не измерить.

0
0
9
Анастасия Гудкова
6 отзывов, 29 оценок, рейтинг 5
19 мая 2010

Как нарисовать музыку? Насколько глубоки эмоции?

Ротко об этом. Его картины можно рассматривать долго, подойти, как можно ближе. Тогда цвета начинают пульсировать, у каждой картины свой ритм. В каждом произведении - частичка души художника. Есть много дизайнерских находок, которые используют прием Ротко, но прием не трогает.
А здесь ощущение, что столкнулся с чем-то очень настоящим, с чистым воплощением Мысли.
Там есть картина без названия, с глубоким, бархатным черным цветом, если долго смотреть, то картина постепенно становится полностью черной.
Каждая вызывает свою эмоцию, главное видеть.

1
0
9
Elena Sharonina
2 отзыва, 9 оценок, рейтинг 2
28 мая 2010

Почувствуй себя Моисеем

Еще за месяц до этого мы с подругой планировали, что поедем именно в "Гараж", так как туда привезли уникальную коллекцию самого дорогого и известного художника современности - Марка Ротко. До последнего момента я боялась, что эта экспозиция будет закрыта, как и выставка Пикассо в музее имени Пушкина. Но обошлось. =)

Ночь музеев должна была продолжаться с 22 и до 12 часов ночи, и хотя я пришла заранее, все мои сладостные ожидания встречи с современным искусством и самим Марком Ротко разбились об очередь, размер которой уже достигал метров 200...

Но не успела я опомниться и сообразить, что же делать дальше, как мне сообщили, что друзья умудрились достать браслеты, которые выделил спонсор выставки. Браслеты, в свою очередь, позволяли пройти без очереди в любую точку музея (!). =) А очередей там было о-о-очень много... на вход в само помещение выставки, на покупку билета и на экспозицию, одна длиннее другой.

А за стенкой нас ожидало то, ради чего все здесь собрались... 15 картин неподражаемого "абстрактного эмпрессиониста" Марка Ротко.

После того, как за спиной захлопывались двери, казалось, что ты действительно попадал в "неведомый мир Марка Ротко", так как от суеты не оставалось ни следа и ни звука. Единственное, что возвращало к реальности - огромное количество охранников и сигнализаций, которые визжали, как только кто-то подходил ближе, чем на полтора метра. Пожалуй, в музеях, даже самых известных, я такого еще не видела...

А тем временем очередь все росла... более того, она зажила своей собственной, автономной жизнью.

Подводя итог, хочу сказать, что только благодаря МТС (спонсоры-организаторы, которые и выделили браслеты) и их акции я чудесным образом увидела выставку, за что я искренне благодарна. =))) Думаю, что без их содействия эту выставку мы бы и не увидели в Москве. Могу сказать точно, эта ночь запомнится надолго... она действительно была особенной, даже волшебной. Когда еще перед тобой расступаются такие огромные очереди?! (=

А вообще, хочу сказать, что выставку стоит посещать в будние дни, чтобы получить от нее удовольствие, рассмотреть все экспонаты, и не бояться, что вообще не попадешь на территорию музея.

Про экспонаты, которые мне особенно запомнились, я обязательно расскажу (и даже покажу) позже, в смежной теме. Кроме выставки Марка Ротко в "Гараже" сейчас выставлены ещё две экспозиции - "Футурология" и "Русские утопиии". Правда понять, где кончается Футурология, а где начинаются Русские утопии довольно сложно. =)

Несмотря на то, что даже в Ночь Музеев вход был платным, студентам, как водится, скидки!

0
0
5
Карина
3 отзыва, 3 оценки, рейтинг 1
4 мая 2010

Можно долго погружаться в "неведомый мир" Ротко, и не погрузиться... или наоборот, так глубоко нырнуть, что и захлебнуться можно будет... Бесспорно, есть полотна, которые затягивают, впадаешь в медитативное состояние, схожее с погружением в пары абсента... Но движения души и сердца, увы, не вызывает... В основном, эффект стабилизируется на правильном освещении и подборе цветовой гаммы полотен. Но, несомненно то, что человек потратил уйму сил и времени, чтобы этого эффекта добиться, за что ему и выразим благодарность потомков..

0
0
9
Colgriff
2 отзыва, 39 оценок, рейтинг 0
10 сентября 2010

Ротко затягивает. Не знаю, как нащупало его энергетику это самое огромное людское число - уверен, у большинства из них на это просто не хватит времени. Сразу его работы не действуют, а, присмотревшись, попав в их поле, начинаешь все глубже проникать в них и пропитываться той самой энергетикой, витать в облаке всех скрытых и несуществующих смыслов, которые рождают эти полотна. Потом хочется сидеть и вглядываться в эти цвето-энергетические поля, погружаться и мерно дрейфовать внутри музейных комнат. Бешеного излучения, бьющего зрителя сразу, там нет, - все подчинено медленной, но безнадежной и плотно обволакивающей созерцательности.

Вторая половина зала впечатляет значительно больше первой - и в силу своей изолированности от внешнего мира, и подбором работ. Там больше всего задумываешься об их значимости, причем со временем, чем больше смотришь и думаешь, тем больше смыслов и пластов находишь, хотя они остаются скорее на интуитивном уровне, недосформулировавшиеся, недопознанные, и либо очень важные, либо, вероятно, и вовсе никакой ценности не несущие. Значимость картин и того, что на них изображено, остается лабиринтообразной вещью в себе, входа в которую, как ни крути, не найдешь, потрясающей в своем тихом, величественном напряжении и самопоглощающей самоубийственности.

0
0
7
ArtStar
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
28 апреля 2010

Была в Гараже уже не первый раз. Нравится именно такое "прогрессивное" искусство. И то, что его картины смотрятся различно в разном антураже это классно! Именно правильно подобранным антуражем, игрой света, выставка особеннно понравилась. Бесполезно рассматривать их на экране монитора!
Приятно, что такие выставки вообще проводят - выставлять картины из частной коллекции вещь непростая. Говорят, это организовали фонд Ротко при поддержке МТС - здорово, что искусство еще находит своих спонсоров.

0
0