Первая серия «Шершней» открывается жутковатой сценой. Девушка, чье лицо мы не видим, в одной ночнушке испуганно бежит от чего-то по заснеженному лесу. К сожалению, этот променад приводит к суровой развязке, за ним наблюдают неизвестные люди, с ног до головы облаченные в шкуры, — их лиц мы тоже не видим. В следующей сцене журналистка беседует с разными людьми, их разговоры задают контекст случившемуся. В 1996 году женская школьная команда по футболу отправилась на национальный чемпионат, однако их самолет разбился в лесах Онтарио. Выживших нашли лишь девятнадцать месяцев спустя. Журналистка задает главный вопрос сериала: что там произошло?
Первые минуты «Шершней» уже намекают, что ничего хорошего. Однако сериал шоураннеров Эшли Лайл, Барта Никерсона и Джонатана Лиско не идет по пути простого копирования «Повелителя мух» Уильяма Голдинга. В интервью New York Times Лайл рассказывает, как натолкнулась на идею сериала. Она прочитала новость о готовящейся экранизации книги Голдинга, где мальчиков собираются поменять на девочек. В одном из комментов кто-то усомнился в убедительности сюжета, ведь девочки склонны кооперироваться, а не конфликтовать. Лайл могла только хмыкнуть — у нее остался совсем другой опыт после школы. Героини «Шершней» едва ли напоминают гадюк в банке — в их отношениях есть место любви, уважению и чувству сестринства. Однако школьницы и групповая динамика их команды полны червоточин еще до катастрофы, а экстремальный опыт делает эти трещины только глубже и сильнее.
кинокомпания «Амедиатека»
Замена мальчишек из «Повелителя мух» на преимущественно женский состав уцелевших в катастрофе не единственное нововведение в старой формуле. Сценаристы идут дальше сюжета Голдинга и добавляют второй временной пласт: он разворачивается в 2021 году и показывает выживших много лет спустя после трагичных событий. Подобное мы уже видели в четвертом сезоне «Остаться в живых», когда часть героев спаслись с проклятого острова, но мысленно возвращались к нему. Авторы «Шершней» используют эту объемную картинку в качестве метафоры того, как травматичные происшествия юности влияют на людей всю оставшуюся жизнь.
Первые три серии «Шершней» фокусируются на квартете героинь, которые появляются в двух временных линиях. В 1996 году интровертка Шона (Софи Нелисс) тепло дружит с главной умницей и красавицей школы Джеки (Элла Пернелл из «Дома странных детей» и «Армии мертвецов»), но втайне ей завидует. Уже в наше время Шона (Мелани Лински из джексоновских «Небесных созданий») живет в проблемном браке со школьным парнем Джеки и растит с ним неприятную дочь-подростка. Внутренний гнев она спускает на кроликов, которым не посчастливилось поживиться капустой с грядки ее двора. Панк из неблагополучной семьи Натали (Софи Тэтчер) в 2021 году превращается в разбитую алкоголем и наркотиками женщину (Джульетта Льюис из «Прирожденных убийц»). Мы застаем ее в предположительно просветленном состоянии на выходе из рехаба, но уже через несколько сцен она берется за охотничье ружье, которое собирается использовать не по назначению.
Амбициозная Таисса (Жасмин Савой Браун) уже в юности готова идти на крайние меры, чтобы добиться успеха. В наше время она становится многообещающим политиком (Тони Сайпресс), однако память о катастрофе и нежелание рассказывать о случившемся портит ее публичный имидж и разжигает паранойю. И наконец Мисти, самая интересная героиня сериала. Ее взрослую версию играет Кристина Риччи, она смачно изображает вариацию одной из своих самых известных ролей: представьте себе Уэнсдей Аддамс, которая настолько отчаянно жаждет понравиться вам, что от нее хочется скрыться в лесу. Сэмми Ханратти изображает юную и более невинную версию Мисти, однако она уже излучает вайб будущей психопатки. К тому же первые три серии дают намеки, что катастрофа стала для Мисти не источником травмы, а поводом для обретения уверенности в себе, что в контексте открывающей сцены и флешбэков с каннибализмом звучит пугающе.
кинокомпания «Амедиатека»
В том же материале New York Times режиссерка пилотной серии Карин Кусама («Тело Дженнифер», «Время возмездия») рассказывает, что она вместе с Лайл, Никерсоном и Лиско подбирали пары героинь, ориентируясь в первую очередь на духовное сходство актрис. В результате сериалу удачно удается представить разные версии нескольких женщин, даже когда артистки внешне не похожи друг на друга. Нелисс и Лински играют категоричных интроверток со сложностями в искренней коммуникации, Льюис и Тэтчер излучают одинаковую хрупкость под дерзким содержанием, Браун и Сайпресс разделяют пробивную энергию героини, а Ханрати и Риччи изображают разные стадии развития зацикленной на себе манипуляторши с широкой улыбкой.
Разворачивать сюжет с двумя временными пластами — рискованный замысел. Однако первые три серии справляются со своей задачей. Пускай и не без скрипа: постоянные прыжки от прошлого к настоящему могут серьезно измотать, особенно на первых порах, когда приходится параллельно сопоставлять разные версии персонажей. И, тем не менее, большую часть времени сценарию и монтажу удается элегантно связать куски между собой общим настроением и темами. Первый эпизод, поставленный Кусамой, особенно хорош в этом отношении. Он же задает планку экранному насилию, от чьих редких, но натуралистичных вспышек хочется зажмуриться.
кинокомпания «Амедиатека»
Немного подразнив сценами с каннибализмом «Шершни» не спешат отвечать на вопрос, заданный на первых минутах: что произошло с выжившими в лесу? С «Остаться в живых» сериал сближают не только броски во времени: он тоже устроен по принципу «загадочной коробки», аккуратно складывающей кусочки сюжетного пазла в общую картину. Шутить так о сериале, где в какой-то момент начинают есть человечину, плосковато, но все же скажем, что «Шершнях» очень много сюжетного мяса. Помимо центральной загадки, психологической драмы и пока редких проблесков хоррора (иногда с приставкой фолк) сценарий уже намекает на сверхъестественное вмешательство и угрозу, нависающую над выжившими в наше время.
Пока что невозможно сказать, насколько удачно получится связать несколько идей и не выльется ли постоянное курсирование между временными линиями в головную боль для зрителей. Но первые эпизоды прекрасно выполняют свою задачу — «Шершней» как минимум хочется досмотреть до конца сезона. Главное, чтобы необычная сюжетная схема и смешение нескольких жанров не оказались собраны с конструкторским дефектом, — тогда сериал может последовать примеру злополучного самолета из завязки.