Москва

Куда сходить на январских праздниках: выставки в Москве и Подмосковье

Дарья Мартыненко
Новогодние каникулы, когда все подарки распакованы, а салаты съедены, — отличное время, чтобы заглянуть на выставку, до которой все не получалось дойти, или даже выбраться за город, где в последнее время открывается все больше сильных проектов. Заранее рассказываем, какие выставки лучше не пропускать и почему отправиться на день в Звенигород, Серпухов или Истру — вполне хороший вариант на выходные.
  • 9.1
    Алексей Щусев. 150
    закончилась 21 января 2024 Историческая

    К стапятидесятилетию своего основателя Музей архитектура имени Щусева проводит масштабнейшую выставку. На ней представлены около 200 архитектурных проектов, созданных Алексеем Щусевым в самых разных стилях — от неорусского до конструктивизма — за его более чем полувековую карьеру. В экспозицию включено почти 600 предметов: проектные графические листы дополнены ученическими и художественными работами мастера, архивными фотографиями, письмами, документами и личными вещами, моделями и макетами. Зрители познакомятся с главными творениями зодчего, среди них — Казанский вокзал, Мавзолей, гостиница «Москва», Театр оперы и балета в Ташкенте, а также его авангардные искания в лице санатория в Мацесте и здания Наркомдела. Кроме того, на выставке рассказывают о реставраторской работе Щусева в годы Великой Отечественной войны и, конечно, последнем его детище — созданном в 1945 годуМузее русской архитектуры.

    Подробнее о выставке
  • 8.8
    Николай Рерих
    закончилась 10 марта 2024 Живопись

    Еще один масштабный проект к еще одному стапятидесятилетию — долгожданная ретроспектива Николая Рериха в Новой Третьяковке. Зрители увидят свыше сотни картин и графических листов «мастера гор» — от знаменитых шедевров раннего творчества «Гонец» и «Заморские гости» до работ индийского периода «Гуга Чохан» и «Ченрази». Также на выставке Рерих представлен как гениальный театральный художник. Впервые публике продемонстрируют отреставрированный задник размером 10×23 метра, который Рерих создал в 1908 году для дягилевского балета «Половецкие пляски». Этот экспонат — теперь самый большой в Третьяковке — приобрели в 2021 году вместе с коллекцией костюмов «Русских сезонов», которую год назад можно было увидеть на выставке «Дягилев. Генеральная репетиция». На протяжении многих десятилетий декорация хранилась накатанной на вал и теперь нуждается в масштабном восстановлении — первый этап завершен специально к выставке.

    Подробнее о выставке
  • 8.9

    В Музее АЗ при участии галереи Pop/off/art проходит выставка, которая выстраивает диалог между двумя легендарными авторами-шестидесятниками — московским художником Анатолием Зверевым и ленинградцем Евгением Михновым-Войтенко (это, кстати, первый его музейный показ в столице). В экспозиции больше 100 работ не только из коллекции Музея АЗ, но еще из Русского музея, Нового музея Аслана Чехоева и частных собраний. Отправная точка выставки — статья 1981 года, где художник Михаил Кулаков сравнивал две яркие фигуры московского и ленинградского андеграунда, рассказывая о творческом подходе каждого, манере общения, привычках, взаимоотношениях с женщинами и алкоголем, и ставил обоим вердикт: гениальны. Это сопоставление-исследование и продолжают создатели проекта. И в то же время предлагают проследить в их работах общие черты художественных экспериментов «оттепели».

    Подробнее о выставке
  • 7.7
    Куплю гараж
    закончилась 16 марта 2024 Историческая

    Музей Москвы совместно с Музеем транспорта рассказывают о том, как гараж — заветные 18 м² личного пространства — в советские годы становился местом самовыражения и территорией свободы миллионов людей. Здесь не только оставляли машину и коротали часы за ее ремонтом, но и собирались с друзьями, хранили соленья и картошку, устраивали творческие мастерские. Экспозиция поделена на несколько «гаражей», посвященных разным функциям этого пространства в XX веке. Также на выставке представлены легендарные автомобили из Музея транспорта и частных собраний: ВАЗ-2103, «Москвич-407», «Запорожец», ГАЗ-21 «Волга», «Труд» и другие. А среди интерактивных инсталляций — «стратегический запас» с домашними заготовками и «витрина счастья» советского человека с предметами роскоши вроде телевизора, сервиза «Мадонна», радиолы и другими артефактами из фондов Музея Москвы. Отдельная зона отсылает к загаражным пространствам и формировавшимся вокруг них «детским государствам». Здесь посетители смогут пройти по мини-лабиринту, имитирующему типовые советские гаражи и сараи, с подсказками о прошлом их визитеров. А еще увидеть «за гаражами» граффити от современных стрит-артистов.

    Подробнее о выставке
  • 9
    Автор неизвестен. Коснуться главного
    закончилась 21 января 2024 Живопись

    В Музее русского импрессионизма проходит выставка живописи и графики неизвестных художников рубежа XIX–XX веков. Хотя их имена не установлены в силу исторических обстоятельств, эти работы в мастерстве ничуть не уступают картинам знаменитых живописцев. Поэтому кураторы предлагают необычный опыт — абстрагироваться от личности художника и оценить картины, исходя из основных художественных категорий. Пространство музея на минус первом и третьем этажах превратилось в мультисенсорную лабораторию, состоящую из семи разделов: «Свет», «Цвет», «Форма», «Композиция», «Фактура», «Точка и линия», «Звук и движение». Гости выставки смогут разложить луч света на цвета, подобрать колористические сочетания, рассмотреть под лупой фактуру и послушать звучание картины, оживить линию, собрать кубистическую композицию и даже разместить собственное произведение в музее.

    Подробнее о выставке
  • 8.9
    Кубок созвучий. По направлению к Розановой
    закончилась 28 апреля 2024 Живопись

    В своем новом любопытном проекте Дом культуры «ГЭС-2» вспоминает творчество авангардистки Ольги Розановой, чтобы проследить его отзвуки и резонансы в работах советских и современных художниц. Ведь именно с абстракции начиналось советское неофициальное искусство. Интерес подогревали международные фестивали и выставки в Москве в конце 1950-х годов, тогда же советские художники столкнулись с русским авангардом в собраниях коллекционеров, включая Георгия Костаки, чье увлечение этим искусством началось именно с Розановой. Так, в экспозиции представлены работы авангардистов второй волны: Ольги Потаповой, Лидии Мастерковой, Ефросиньи Ермиловой-Платовой, Татьяны Глебовой. Современные художницы тоже продолжают формальные поиски, начатые Ольгой Розановой. Например, Александра Паперно, Анна Кондратьева и Анна Титова переосмысляют фундаментальные принципы супрематизма и кубофутуризма с помощью геометрии цветоформ или динамического освещения. А Галина Андреева, отталкиваясь от ключевых произведений авангардистки, говорит об экологии и феминизме.

    Подробнее о выставке
  • 9.2
    Испанская коллекция. Из собраний российских музеев
    закончилась 4 февраля 2024 Декоративно-прикладная

    Пушкинский музей и Эрмитаж снова радуют плодотворным сотрудничеством: их совместный проект в ГМИИ не только показывает эволюцию испанской живописи от маньеризма до импрессионизма, но и предлагает проследить историю коллекционирования и бытования искусства Испании в России. А она весьма богата. Первая — и сегодня крупнейшая за пределами родины — коллекция испанской живописи начала формироваться еще в XVIII веке благодаря приобретениям Екатерины II, а затем продолжилась Александром I. В экспозиции показывают более пятидесяти работ из этого собрания: Эль Греко, Веласкес, Рибера, Гойя, Соролья и другие. Также выставку дополняют предметы декоративно-прикладного искусства, скульптура и графика из собрания ГМИИ.

    Подробнее о выставке
  • 9.2

    Звенигородский Манеж открыл первый после реставрации масштабный проект — еще и в партнерстве с Русским музеем. Куратором выступил его ведущий научный сотрудник Сергей Кривонденченков. На выставке собрали пятьдесят шесть работ главных русских художников-пейзажистов — сорок пять экспонатов из собрания Русского музея и одиннадцать из коллекции Звенигородского музея-заповедника. Отличный шанс увидеть, кто формировал московскую пленэрную школу в период ее расцвета и как ученики Московского училища живописи ваяния и зодчества в конце XIX века постепенно начали отходить от строгих канонов Петербургской Академии художеств. Для пущей атмосферности выставку сопровождает мультимедийная программа «Слышать, как трава растет» с образами мест, которыми вдохновлялись художники.

    Подробнее о выставке
  • Маковские. Константин и Владимир
    закончилась 19 мая 2024 Живопись

    Повод отправится на выходных в подмосковный Серпухов — большая выставка братьев Маковских в только что отреставрированном Каретном сарае. В экспозицию вошли восемьдесят семь работ из двенадцати ведущих российских музеев, включая Эрмитаж, Русский музей, Третьяковку и ГМИИ. Впервые работы всех циклов Константина и Владимира Маковских собрали в одном месте и, более того, проследили связь их живописи с литературными и музыкальными сюжетами конца XIX века. Ведь дома у Маковских регулярно собирались известные художники, музыканты и писатели. Например, на выставке можно увидеть картину «Скупой рыцарь» Константина Маковского и послушать отрывок из одноименного произведения Пушкина, а «Посещение бедных» Владимира Маковского — это мир, зафиксированный в «Бедных людях» Достоевского. Кроме того, в экспозиции звучит музыка Михаила Глинки, Сергея Танеева, Антона и Николая Рубинштейнов.

    Подробнее о выставке
  • Только что открывшийся проект в истринском «Новом Иеруссалиме» исследует образы и наследие XVI–XVII столетий в искусстве конца XIX – первой трети XX века. В экспозиции представлены более двухсот сорока работ из девятнадцати музейных собраний и частных коллекций, среди которых Третьяковка, Русский, Исторический и Театральный музеи, «Абрамцево». На рубеже веков художники часто переосмыслить образы допетровской эпохи: выставка показывает, как проявлялся этот интерес в полотнах Серебряного века. Среди них — работы Аполлинария Васнецова, Ивана Билибина, Николая Рериха, Александра Головина, Константина Коровина, Натальи Гончаровой, Кузьмы Петрова-Водкина — вплоть до работ Павла Филонова и его учеников. Интересно, что выставка вступает в диалог с коллекцией музея, которая началась именно со знаковых предметов XVII столетия. Сначала посетитель проходит по залам постоянной экспозиции, в которые частично интегрированы выставочные экспонаты, и только потом попадает в главный зал выставки, разбитый на четыре раздела: «Дерево», «Серебро», «Золото», «Огонь». Это визуальные мотивы, за каждым из которых стоит целый пласт смыслов, — вместе они и составляют собирательный художественный образ России XVII столетия.

    Подробнее о выставке