Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
8.2

Выставка в Москве
Архитектура стадионов. От авангарда к современности

Музей архитектуры им. Щусева, закончилась 26 июня 2018
Советские стадионы сто лет назад и до наших дней

У Музея архитектуры есть огромный архив проектов, в прошлом представлявшие собой детальную и сложную графическую работу, рассматривать которую в контексте времени бывает не менее интересно, чем рисунки художников. На выставке, приуроченной к чемпионату мира, будет представлена эволюция спортивных сооружений — от подковообразных стадионов с двумя игровыми полями, легкоатлетических арен с мототреком до многофункциональных комплексов эпохи модернизма. Будут выставлены чертежи и фотографии реализованных проектов: «Динамо», спортивный ансамбль в Лужниках, ленинградский Стадион имени Кирова, спортивные арены в Минске, Ереване, Киеве и других крупнейших городах страны. Не обойдется выставка и без современности — с реконструированными и новыми проектами, на которых будут проводиться матчи чемпионата этого года.

  • Архитектура стадионов. От авангарда к современности – афиша
  • Архитектура стадионов. От авангарда к современности – афиша
  • Архитектура стадионов. От авангарда к современности – афиша
  • Архитектура стадионов. От авангарда к современности – афиша
Фотография, Архитектура, Графика, Классическое искусство

Как вам выставка?

Отзывы

7
kagury.livejournal.com
129 отзывов, 148 оценок, рейтинг 51
26 июля 2018

Чемпионат мира по футболу закончился, а вдохновленные его проведением выставки в Москве еще работают. Например, Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева представляет выставочный проект «Архитектура стадионов», который можно увидеть до конца лета.

Казалось бы, ну что смотреть на стадионе, кроме матчей? И вообще, что может быть интересного в архитектуре этих типовых сооружений? А вот оказывается, что все то же самое, что и в прочих общественных зданиях. Отражение идеологии, популярных стилей, новых технологий и вообще жизни в конкретный временной период. Давайте разбираться.

Самому принципу стадиона уже порядка 4000 лет. Самые первые известные нам их типы - это римский и греческий. Греки делали стадионы преимущественно для бега. Олимпиада и все такое, сами понимаете. Типичный греческий стадион имеет форму подковы и предназначен прежде всего для спортсменов.

Римляне предпочитали смотреть лошадиные бега. Поэтому стадион имел форму замкнутого эллипса, а ближе к его коротким бокам обязательно ставились обелиски, чтобы возница успел вовремя повернуть коня, а не врезаться на всем скаку в пыли и азарте в ближайших зрителей. Здесь смысл - в зрилищности. Недаром, лошадиные бега чуть позже превратились в сражения гладиаторов.

Вообще, нам конечно же, повезло, что римляне и греки строили из камня. Значительное количество сооружений сохранилось до сих пор и радует туристов. Причем строили основательно. Например, на римский Колизей пошло столько материала, что до тех пор, пока его не превратили в охраняемый туристический объект, расчетливые итальянцы успели наворовать камней, которых хватило на пару вилл в окрестностях. Но это так, лирическое отступление.

Вернемся к нашей стране. Любопытно, что именно у нас строительство стадионов оказалось наиболее интересным проектом в сравнении с прочим миром. А все почему? В новой стране (которой была советская России) появилась возможность воплощать новое искусство практически без оглядки на старое. 20-40 годы были временем смелых замыслов и невероятных проектов. "Из сердца старое вытри. Улицы - наши кисти, площади - наши палитры" (Маяковский)

Одной из идей большевиков было построение нового правильного общества из новых людей. И в этом новом человеке (почти по Чехову) все должно было быть прекрасно - и душа,и тело, и мысли. С одной стороны древний принцип "в здоровом теле - здоровый дух" был принят на вооружение. С другой - у рабочих появился досуг. И это время надо было как-то занять, иначе оно проводилось в кабаках, пьянстве и прочих сомнительных занятиях. А что может быть лучше спорта для использования энергии молодых здоровых мужиков?

Между прочим, идея спортивных команд возникла еще в конце 19-начале 20 века у крупных промышленников. Рабочие поселки укрупнялись, производство привлекало много народа, и спортивные клубы активно использовались владельцами, чтобы не допустить праздности и разврата. Кстати, забавная вещь. В Орехово-Зуево, где была создана первая футбольная команда, владельцы построили шикарный по меркам того времени стадион, заказали в Англии специальную обувь, футболки, обучили команду. Осталось только сшить футбольные трусы. Мужикам раздали материал и указания. И что вы думаете? Все они пришли на матч в "трусах" длиной до лодыжек :) Ибо, ну солидные же люди, неприлично в коротких портках бегать. Пришлось англичанину, который тренировал команду, прямо перед матчем отрезать лишнюю длину ножницами.

В молодой России стадион рассматривается, как место притяжения трудящихся в любой сезон года. И этой идее соответствуют и проекты. Пожалуй, один из самых впечатляющих, это проект крытого стадиона из железобетона Ноя Абрамовича Троцкого (1926 год). Остекленные апсиды, железобетонные ступенчатые рамы перекрытий шестидесятиметрового пролета, система фонарей верхнего освещения — все это новые по тому времени конструктивные решения. Но внутренне стадион напоминает типичный католический храм, правда? Только с трибунами :) На мой взгляд, очень красивая идея. Воплощена так и не была.

Вообще в СССР было три попытки строительства главного стадиона страны: Международный Красный Стадион (1920-е), Центральный стадион им. Сталина (1930-е) и Центральный стадион им. Ленина (1950-е).

Первая идея сооружения крупного стадиона, оформленная официально, принадлежала Н.И. Подвойскому, который считал, что новый стадион будет "гигантским мировым памятником революции и свободного духа человеческого". Красиво мыслили!

В 20-е годы Ладовский придумывает проект Международного Красного Стадиона (МКС), в котором сооружение становится своего рода спортивным комбинатом. Использовалось место под трибунами, и даже предполагался яхт-клуб! МКС задумывался как полномасштабный спортивно-зрелищный комплекс, который включал в себя помимо центрального стадиона на 60 тыс. зрительских мест (Лужники сейчас это 80000), еще и целый комплекс малых спортивных сооружений: яхт-клуб, велотрек, теннисные корты, лыжную станцию, купальни и даже солярий (!!!) и т.п.
Под строительство стадиона отводилась уникальная для Москвы территория с гористым рельефом – склон Воробьевых гор, террасами спускающейся к реке. В декабре 1924 года первый вариант МКС был закончен. Все материалы были отправлены в Париж на Международную выставку декоративного искусства 1925 года, где получили Гран-при за новаторский архитектурный проект.

Коржев тоже создавал именно спортивный комплекс: генплан всей территории, спортивный клуб, трибуны, трек для автогонок, велотрек, беговые дорожки для скачек, тренировочные сооружения, водная станция. Интересная деталь - чертеж трибун, которые могли складываться и раскладываться, превращаясь в крышу или дополнительные места для зрителей. Но проект оказался слишком дорог, в т.ч. и технологически.

Воробьевы горы в силу своего рельефа вообще были привлекательным местом для строительства стадиона. Несколько проектов планировалось осуществить именно здесь. Но из-за слабости грунтов и сложности технологий это удалось сделать только после войны.

В 20-е годы появляется довольно много спортивных обществ (модная в то время тема), которые организовывались прежде всего при ведомствах: Динамо, СКА, Торпедо и т.д. Появлялись спортивные клубы при заводах и фабриках. Неудивительно, что возникает идея типовых стадионов. Первый такой проект - стадион "Динамо" Ладовского.

Идею продолжает строительство стадионов в советских республиках. Тут уже включаются национальные мотивы.

Опять-таки любопытно, что представление о стадионе, как о спортивном комплексе складывается только в России. Климат у нас, сами знаете какой. Поэтому проекты стадионов включали и футбольное поле, и беговые дорожки, и помещения для занятий самыми разными видами спорта.

Следующая волна проектов посвящена стадиону им. Сталина. К всемирной спартакиаде 1935 года нужен был большой современный стадион. "При строительстве стадиона исходить из сооружения зрительских трибун не менее, как на 120 тыс. нумерованых мест и достаточного количества различного рода физкультурных сооружений вспомогательного значения, учебного, массового пользования" (Постановление президиума ЦИК СССР 1931 г). Под строительство была отведена территория в Измайлово размером 300 гектаров.

Поражает воображение проект Колли. Предназначение стадиона не ограничивалось спортивными рамками: здесь могли проводиться государственные праздники и военные парады. Стадион был рассчитан не только на спортсменов, но и на танки!

Колли писал про свой проект так: «Нужно было создать такую демонстрационную площадку, которая давала бы возможность проведения больших спортивных праздников, больших фестивалей, давала бы возможность проезда конницы, артиллерии, танков и т. д. С другой стороны, зритель должен быть поставлен в совершенно иные условия, чем в западно-европейских стадионах и римских амфитеатрах. Зритель должен свободно ощущать естественное природное окружение стадиона. Он должен быть поставлен в условия хорошей видимости, в хорошие условия в отношении направления стран света, ветра и пр. Вместе с тем должна быть создана обстановка, которая бы способствовала тому, чтобы каждый зритель воспринимал себя в неразрывной связи с мощным коллективом, с происходящими действиями и окружающей природой.
Эти предпосылки и определили форму стадиона. Стадион должен быть построен так, чтобы зритель не был оторван от природы, чтобы внимание его не было приковано только к месту демонстрации, чтобы перед ним открывалась перспектива прекрасного пейзажа с видом на пруд и лесной массив Измайловского парка культуры и отдыха
».

Это был красивый и внушительный проект, который помимо собственно стадиона включал еще несколько десятков сооружений, в частности, велодром, воднолыжную базу на берегу пруда, тренировочные залы, спортплощадки, общежития для спортсменов. Он был призван стать не только спортивной ареной, но и местом для демонстраций, парадов, массовых праздников. Неподалеку от арены решили построить станцию метро «Стадион имени Сталина» (сейчас это метро Партизанская). Поскольку в дни мероприятий сюда должны были стекаться несметные толпы людей, планировалось создать огромный наземный вестибюль с двенадцатью эскалаторами и проложить три пути для электропоездов, чтобы люди быстрее могли заполнять стадион. Дополнительная платформа должна была открываться только в дни праздников и попеременно работать на вход и выход пассажиров. Увы, осуществлению замысла помешала война...

Еще один оригинальный проект - стадион им. Кирова в Ленинграде. Основная архитектурная идея - стадион-холм - синтез греческого ландшафтного решения и римского размаха. Такой тип позволял интегрировать в ландшафт огромные по вместимости стадионы. На внутренних склонах располагались трибуны на 100 тыс. человек, а внешние склоны озеленяли и покрывали системой лестниц и пандусов.

Интересно, что зрители могли покинуть огромный стадион всего за 15 минут. Конструкция позволяла выходить из любой арки и спускаться вниз. Причем стадион был спроектирован так, что толпа, идущая со стадиона, равномерно распределялась между тремя дорогами с Крестовского острова.

По тому же проекту был построен стадион в Киеве. Открытие планировалось на 22 июня 1941 года... Интересно, что билеты, проданные на матч были действительны после окончания войны!

Стадион в Лужниках, строили уже после войны и построили очень быстро, всего за 2 года. Умели люди работать! А сколько было замыслов! Лужники проектировали в том числе и как продолжение (и идейное тоже) парка им. Горького, и проект был грандиозный. Например, он включал бассейн с островами в форме континентов земного шара.
Вот смотришь на все это и так жаль, что внушительные проекты 20-30-40-х годов так и не осуществились. Какие бы невероятные сооружения мы могли бы иметь, если бы не война!

В завершении приведу еще несколько строк из статьи Колли 1935 года, которые обобщают все, что вам надо знать про стадионы.

"Стадионы древней Греции имели совершенно иную форму, нежели современные стадионы. Это объясняется, во-первых, спецификой спортивных упражнений и, во-вторых, тем, что в зту эпоху главное внимание было сосредоточено на участниках состязаний - это было состязание для выявления наилучше подготовленных атлетов, а не состязание как зрелище.

Римские сооружения для физических упражнений оформлялись на основе иных установок. Здесь архитектор прежде всего ставил себе задачу превращения спортивных состязаний в зрелище. Все внимание зрителя, сидящего в амфитеатре, было силой всей композиции трибун сосредоточено только на том, что происходит на арене.

Спортивные сооружения Америки предназначены, главным образом, для коммерческой эксплуатации. Задача устроителей соревнований и архитектора заключается в большинстве случаев в том, чтобы разместить как можно больше зрителей вокруг арены. Последний не чувствует себя сидящим на открытом воздухе и наблюдающим за спортивным состязанием. Он как бы находится в закрытом сооружении в полном отрыве от окружающей природы. Зеленый газон игровой площадки кажется при этом каким-то искусственным сооружением, своеобразной театральной декорацией".

Иными словами есть три типа стадионов - для спортсменов, для зрителей и для зарабатывания денег. Что абсолютно верно и сейчас.

Во второй половине 20 века, не говоря уже о веке 21, стадионы становятся все более узкофункциональными. Они теперь больше не являются массовыми спортивными комплексами, а предназначены для конкретных видов спорта - футбольные (которые постепенно вытесняют все остальные - см. ремарку выше про американский подход), легкоатлетические, ледовые, велотреки, теннисные корты.
Стадионы больше не несут идеологической нагрузки и не воспитывают нового человека. Нет больше красивых барельефов, эффектных статуй атлетов, канонизирующих виды спорта, впечатляющих портиков и прочих украшений. Осталась только чистая функциональность. Такова эволюция.

0
0
10
Ольга Сорокина
303 отзыва, 304 оценки, рейтинг 108
26 июля 2018
Потрясающе!

Выставка рассказывает о главных спортивных аренах, архитектурных особенностях стадионов и их проектировании.

Вот вы, например, знали, что такая привычная для нас овально-эллиптическая форма стадиона - не только далеко не единственная, но и даже не самая распространённая?
Но ещё большей новостью для меня, человека, далёкого от спорта, явилось то, что стадионы, предназначенные только для футбола, имеют прямоуголь­ную в плане форму трибун, что позволяет максимально приблизить зрителя к арене. И согласно требованиям ФИФА все игры ЧМ-2018 должны были проходить именно на таких прямоугольных стадионах! И только на таких! Но в нашей стране чисто футбольные стадионы не распространены, поэтому и пришлось строить такое количество новых.

А ещё, оказывается, в Музее архитектуры хранится уникальная коллекция материалов, раскрывающих почти вековую историю строительства и проектирования стадионов ещё в СССР!
И это мощь!
Сразу несколько проектов планировки Лужников, выполненных в разные годы. Например, в то время, когда Москва-река не обзавелась бетонными берегами и регулярно по весне затапливала всю Лужнецкую пойму, разрабатывались проекты с каскадами прудов и фонтанов, даже острова хотели сделать в форме материков! И на все эти проекты можно не только посмотреть, но и рассмотреть в мельчайших подробностях.

А судьба стадиона им. Кирова в Ленинграде вам интересна? Стадион-холм на самой стрелке острова! Только подумайте!
На выставке вам покажут всё с момента проектирования и до финальной перестройки уже к нынешнему чемпионату. Уникальные фотографии, чертежи и макеты. Особенно советую задержаться возле схемы стадиона, наложенной на схему Дворцовой площади. Впечатляет!

А Международный Красный стадион? Слышали о таком?
Грандиозный проект 20-х годов прошлого века на Воробьевых горах!
Только подумайте, большевики только-только пришли к власти и вдруг взялись за сооружение главной спортивной площадки молодой советской республики! Вы сможете не только познакомиться с этапами работы над проектом, но и сможете своими глазами увидеть этот эксклюзивный стадион на примере реконструкции.

Да! На этой выставке представлено много макетов, и они поражают не только полётом инженерной мысли, но и качеством исполнения каждого макета.

И (барабанная дробь!) на выставке представлены уникальные материалы, связанные с историей ещё одного удивительного стадиона: Центрального стадиона им. И. В. Сталина!
Проектированием стадиона с 1933 года занималась целая бригада архитекторов — под руководством профессора Николая Колли.
О мой Бог! Каким немыслимым был этот проект даже на стадии принятия к строительству!
Сходите, посмотрите, это поражает! Особенно карандашные эскизы!

Ну, и конечно же, я не в состоянии рассказать обо всём, ведь в экспозиции не только макеты, проекты и фотографии новых и реконструированных стадионов нашей страны, но и материалы, посвященные лучшим зарубежным сооружениям, возведенным к международным турнирам последних десятилетий.

Выставка продлится до 26 августа, но лично я советую не откладывать!

0
0
8
Tatyana Lipina
85 отзывов, 85 оценок, рейтинг 8
26 июля 2018
Кому интересны стадионы, макеты, точнейшие чертежи найдут там для себя что-то новое

Целый месяц вся Москва и Россия говорила, в основном, о футболе. Футбол мне по барабану, но я тоже краешком зацепила эту тему, однако совсем не так, как можно было бы предположить. Я пошла знакомиться с архитектурой стадионов на одноименной выставке, которая проходит сейчас в Музее Архитектуры, и приурочена, конечно, тоже к футбольному Чемпионату. От стадионов я не ожидала, в общем, ничего особенного, но предвкушала удовольствие от экскурсии, которую проводила Директор музея Елизавета Лихачева. Мне уже посчастливилось бывать на ее экскурсии, а потом послушать в Интернете некоторые ее лекции, и скажу вам, что это очень интересно, полезно и неординарно. Правда, на ее фоне чувствуешь себя полным неучем, но это же повод узнать что-то новое)
Так что же мы узнали про стадионы?
Историю свою эти сооружения ведут, как можно догадаться, из Древней Греции и Рима, где спорту и здоровью человека придавалось очень большое значение. И было 2 типа стадионов. Подковообразный, например, Панатинаикос в Афинах, который был предназначен, в основном, для состязаний бегунов, а в Риме его увеличили в размерах, т.к. бегали там уже не люди, а лошади. Еще один тип стадионов – римская арена, которая, в общем, не римская, а тоже пришла из Греции. На такой арене – например, всем известный Колизей - проходили состязания борцов.
Ну, а дальше, как не удивительно, а может как раз не удивительно, пик проектирования и строительства таких масштабных объектов пришелся на времена молодой Советской России. Почему я уточняю – проектирования – потому что, к сожалению, большинство этих объектов не было построено, куда важнее были заводы и жилье, но смелость мыслей и амбиций архитекторов поражает.
На выставке есть макеты, чертежи и фото стадионов, спроектированных и выстроенных в 30-е годы, после войны, к Олимпиаде, и, конечно, к ЧМ-18. Выставка работает до 26 августа, и все, кому интересны стадионы, макеты, точнейшие и тончайшие чертежи найдут там для себя что-то интересное.

0
0
9
Анна Рыбакова
29 отзывов, 30 оценок, рейтинг 13
24 июля 2018
Замечательная выставка

В июле еще раз за это невероятное, спортивное, футбольное лето удалось погрузиться в атмосферу спорта на выставке "Архитектура стадионов" в Музее архитектуры им.Щусева.
Страна, Москва и другие российские города только что пережили 21 Чемпионат мира по футболу. Общественная, городская, спортивная жизнь бурлила и кипела, как никогда раньше. Футбольные эмоции затронули, пожалуй, если не всех, то большинство.

Если вы не специалист в области архитектуры и спортивных сооружений, экскурсия по выставке обязательна. В экскурсии - огромное количество интереснейшей информации, касающейся не только спорта и архитектуры.
Один из разделов выставки касается современных спортивных сооружений - мы увидели макеты арен, построенных специально к чемпионату мира по футболу. Сейчас в проектировании спортивных сооружений преобладают международные нормативы и в приоритете прагматическое моделирование. Но, как и прежде, стадионы выглядят фантастическими пришельцами из других миров.
А до современности было погружение в историю, эпоху авангарда, эпоху построения нового общества, формирующего образ и идеологию совершенного человека, когда в самые широкие массы внедрялась физическая культура, в здоровое тело - здоровый дух, нормы ГТО должны были стать жизненной нормой, возникали физкультурные сообщества, проводились спортивные парады. Веяния начала 20 века способствовали взрыву, развитию и претворению в жизнь самых невероятных идей и стилевых решений.
Было интересно узнать историю построения легендарных стадионов - Динамо, Лужники, стадион им. Кирова.
Выставка продлится до 26 августа. Не упустите возможность побывать.

0
0

Рекомендации для вас

Рестораны рядом

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все