Москва
8.5

Выставка
Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом

Двое знаменитых художников Северного Ренессанса, впервые показанные в рамках одной экспозиции

Впервые в России произведения Лукаса Кранаха Старшего (1472–1553) и Лукаса Кранаха Младшего (1515–1586) будут собраны вместе. Пушкинский покажет 50 живописных работ, 4 рисунка и более 50 ксилографий из музеев Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Берлина, Касселя, Готы, Мадрида, Будапешта и нескольких частных коллекций. Кураторы задались целью показать индивидуальную красоту стиля двух поколений художественной семьи, на примере которых прослеживается переход от Возрождения к маньеризму.

Живопись, Графика

Как вам выставка?

Отзывы

9
Анатолий Новак
3 отзыва, 4 оценки, рейтинг 9
7 марта 2016

Кранахи. Между Ренессансом и Маньеризмом

Неделька прошедшая выдающаяся получилась. Лично я от дурацких претензий 3-4-х налоговых отбивался. Отбился. У жены еще веселей получилось. Ее с поста Генерального директора одной фирмы уволили, а в другую фирму на такой же пост приняли. В общем, сегодня выспались наконец.
«Генеральная» жена получила от сестры приглашение – лишний билет в Маяковку, на «Плоды просвещения».
-Не повезло, -смекнул я.
Поскольку с нескрываемой иронией отношусь абсолютно ко всему творчеству графа Льва Николаевича Толстого. Это у меня со школы. Достоевский хоть думал, что пишет. А граф при жизни еще в классики самозаписался.
И помчался в Пушкинский (изобразительный, есть еще литературный - неподалеку) музей, на выставку Кранахов. Оба – Лукасы, оба давно умерли. Старший Лукас организовал мастерскую, просуществовавшую целый век, ею еще его правнук управлял. Кроме Кранаха Старшего, у немцев еще два великих художника родились – Дюрер и Гольбейн. Так что сходить стоило.
Тем более, что Кранах – это не Валентин Серов, одобренный самим президентом Всея Великая и т.д. Так что толпы в кассу музея не было.
Стоило это 500 рублей (билет). То есть 200, потому что обычный билет в Пушкинский – 300 рублей.
Выставка сборная. Из коллекции Пушкинского, Эрмитажа, замка Гота и т.д. Есть даже из Нижегородского музея картина. И (самое удивительное) из частных российских коллекций.
Впрочем, удивляться особенно нечему. Стоит только узнать, откуда картины Кранахов в России взялись. Очень просто взялись. В 1945 году в замок Гота зашли солдаты Красной Армии и забрали. Со временем часть картин в замок вернули.
За что немцы искренне (до сих пор) благодарны. И правильно благодарны.
Теперь понятно, откуда картины в частных российских коллекциях взялись? Верно поняли: солдаты, в 1945 навестившие замок Гота, не все из него взятое начальству предъявили.
Кстати, троянский клад Шлимана (его в Германии солдатики в качестве трофея также прихватили) в Пушкинском до сих пор целый зал занимает. Клад (довольно смешной – золотишко вполне нелепое) барышня-полицейская охраняет. Лично я бы к ней самой охрану приставил – а то умыкнут в качестве сувенира.
Да, кстати. В Пушкинском вообще не понятно, что можно фотографировать, а что нельзя. Файюмские портреты – можно (без вспышки). А Кранахов – нельзя даже без вспышки.
Мне еще бабушка-смотрительница попеняла, хотя я маленький «Canon» на скрытый режим установил: ни щелчка тебе, ни вспышки.
-Надо бы Вас при мне снимок стереть заставить, -задумчиво произнесла она.- Но вы - человек интеллигентный, авось сами сотрете.
Не стер, конечно.
Вместо этого я попросту купил коллекционный альбом с одноименным названием этого поста, за 1650 рублей. Альбом, оснащенный весьма разумным текстом и множеством великолепных иллюстраций, оказался неожиданно толстым (255 страниц).
-И где же его хранить? –неприятно удивился я вслух.
-На полке, как водится, -весело посоветовала продавщица.
Зато от сумочки из нетканого материала (1000 рублей) с репродукцией Амура я твердо отказался.
-Альбом жена еще как-то выдержит, -пояснил я продавщице.- А вот сумочку, учитывая ее стоимость, точно на голову мне наденет.
Кстати про заглавную картину выставки – «Венера и Амур». Сдается мне, что Лукас Кранах Старший большим приколистом был.
Итак, картина (по сути) изображает весьма грустную, полностью обнаженную еврейскую девушку в полный рост с признаками детского рахита (со сходящимися коленками, до сих пор весьма распространено), прикрывающую правой рукой своего незаконнорожденного (от африканца-мигранта, судя по физиономии мальчугана, рожденного) сына с детским луком.
Еврейская девушка (она же Венера), изображенная на картине, судя по выпирающему животу, на 3-4 месяце беременности находится. Отсюда и грустный вид: опять залетела, незнамо от кого.
В общем, все вполне (и по правилам, тогда действовавшим) средневеково.
Теперь поясню, почему Лукас Кранах Старший приколистом (на мой взгляд) был.
Дело в одной картине его кисти (есть на выставке). «Христос и Дева Мария» называется. Ее, к сожалению, не разобравшись, в замок Гота вернули. Она будто не 500 лет назад написана, а послезавтра. В общем, не сдержался Лукас Старший, перестал средневековым прикидываться.
Прокололся, то есть. Может, и сознательно – послание нам (потомкам) оставил.


Анатолий Новак,

05 марта 2016 года


9
0
9
Vladislavs
77 отзывов, 743 оценки, рейтинг 261
19 марта 2016

Пушкинский музей с приходом Лошак не устает улучшаться.
По прежнему множество организационных проблем, но это все не столь важно, потому что изменения к лучшему очевидны, и рано или поздно все вопросы разрешаться.
Появились электронные билеты, что кардинально меняет проблему очереди в музей - ограниченное количество, отдельный вход, продуманно и без художественной самодеятельности тетки из Третьяковки.

Основными проблемами в Пушкинском с выставками всегда были проблемы обмена. У них либо получаются гастрольные вещи (Пикассо, Модильяни и тому подобное), либо уже наработанный опыт выставки одной картины, или даже нескольких, которые каким то чудом им получается добыть (коллекция музея не то чтобы великолепная, чтобы получать доступ к 100% шедеврам на обмен - Щукин и Морозов потрудились на славу в свое время, но старые мастера, на которых ориентирована выставочная программа музея, Караваджо, Тициан и множество других примеров, оставляют желать лучшего и предпринимать куда как большее количество усилий).
Кранахи, а это немецкий Ренессанс и вообще фундаментальное создание немецкой школы живописи (Старший следует Дюреру и Гольбейн там тоже недалеко), получились у кураторов выставки замечательными. Лаконичное и в то же время исчерпывающе достаточное повествование поддержано идеально иллюстративно, тут сложно к чему то придраться, просто идеальная история. Во многом, как мне кажется, благодаря Эрмитажу, который отправил в Москву все свои шедевры и который получит выставку к себе в гости с конца мая, если я не ошибаюсь.
Идеальная выставка в России, в Москве это такая редкость, что просто гром оваций.

6
0
7
Kriemhild
16 отзывов, 23 оценки, рейтинг 32
11 апреля 2016

Как это часто бывает в последнее время в Пушкинском, под рубрику "Кранахи" попали и картины жанра "мастерская" (хорошо еще, если просто, то и "Мастерская ?"), и иные личности.
Разумеется, есть также знаменитые "Женский портрет" и "Венера и Амур". Но открытием выставки можно, скорее, назвать картины "Закон и Благодать", сложное, многосюжетное, многофигурное полотно из коллекции замка Фриденштайн, и "Христос и Дева Мария (Мария Магдалина?)". (Что думать про такое название, даже и не знаю). Ради них стоит прийти на выставку. А в остальном каждый решает для себя, его ли художники Кранахи или нет. Хотя бывает и так, что придя в музей на одну картину, открываешь для себя что-то совершенно другое, поэтому, наверное, все-таки стоит испытать на себе картины "вживую", а не в виде репродукций или копий.
Но что действительно потрясает, причем в плохом смысле, так это сопроводительные материалы к выставке. Пушкинский всегда отличался умением наделать ошибок в неожиданных местах, например, неверно написать имя "Аттила" или еще что такое выкинуть. Но тут дамы и господа превзошли самих себя. Специально сфотографировала сей шедевр и цитирую дословно.
"Интерес к евангельским сюжетам был обусловлен временем, его не избежал ни один художник начала XVI века. Кранах, как и Дюрер, перевел их в реальную жизнь. Как и Дюрер, он наделил библейские персонажи чертами современников и поместил их в реальную среду".
Начнем с того, что "библейские персонажи" все-таки одушевленные, поэтому должно было бы быть "библейских персонажей". Но ладно, "знать русского языка" музейным работникам, видимо, не слишком нужно, они же не писатели, в конце концов. Но содержание! Отсутствие историзма свойственно всему европейскому искусству вплоть до довольно позднего времени. Посмотрите на современные Шекспиру изображения театральных постановок. Вас удивит, как выглядели древние римляне и средневековые шотландцы в представлении костюмеров елизаветинского времени. Как люди елизаветинского времени. Посмотрите картины Брейгеля и любых голландцев. Вифлеем Брейгеля - это голландский городок зимой, где детишки катаются на коньках. Посмотрите каталог выставки условного Караваджо, которая проходила в Пушкинском же музее. Там все то же самое. Так что никакой Америки ни Дюрер, ни Кранах тут не открыли. Нельзя писать такое, господа хорошие! Просто нельзя.
Ну и... знаете ли, ваши подушечки с "репродукциями" Кранахов напоминают бессмертное "Налетай, не скупись, покупай живопись!" Надо как-то тоньше работать, что ли. Такой аляповатости мне уже давно не попадалось.

3
0
5
Olya
2 отзыва, 2 оценки, рейтинг 2
9 марта 2016

Так и не поняли, чем вызван всеобщий ажиотаж и километровые очереди. Обычная выставка, на любителя большого. Хотя мы в принципе не являемся поклонниками немецкой живописи.
Постоянная экспозиция итальянских и французских художников произвела больше впечатления.
p.s. Обязательно покупайте билеты онлайн заранее, чтобы не тратить время на стояние в очереди.

2
0
9
Мария Федорова
7 отзывов, 8 оценок, рейтинг 18
23 апреля 2016

Ценителям произведений Кранаха Старшего и Младшего советую. Пушкинский музей в последнее время возрождается, я отдаю предпочтение именно ему. Не давно вместе с подругой посетили выставку, остались с приятными впечатлением.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все